Как понять что не ошибся в выборе профессии

Обновлено: 16.05.2024

Выбрать дело жизни и не ошибиться — непростая задача. Спросили у экспертов, когда стоит задуматься о будущей профессии и как найти подходящий вуз.

Главные ошибки при выборе профессии

Главные ошибки при выборе:

  • Идти в профессию, чтобы продолжить династию.
    Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
  • Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями.
    Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
  • Следовать за модой на профессию.
    Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.

После учебы по специальности, к которой нет интереса, у выпускника нет и мотивации, чтобы становиться хорошим специалистом. Возникают сложности с тем, чтобы найти работу или обеспечить себе достойный уровень заработка. Единственный выход — переучиваться, искать любимое дело. Но в любом случае невозможно вернуть время, потраченное на первое образование.

Согласно опросу Службы исследований HeadHunter, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 41% работают не по той специальности, которую получили в вузе. Чем лучше вы разберетесь в своих интересах и способностях, тем больше шансов, что образование станет хорошим стартом для вашей карьеры. Учеба в университете — это не только знания, но и определенный круг общения. Некоторые знакомства могут пригодиться в будущем, когда ваши профессиональные пути пересекутся.

Выбор вуза: три важных принципа

1. Оцените шансы на успех

Надежное учебное заведение должно работать не меньше 7–10 лет, говорит Айдар Фаррахов. Выясните, есть ли у вуза международные связи и возможности для студенческих стажировок. Изучите преподавательский состав. Важно, чтобы ключевые дисциплины вели практикующие профессионалы. Хорошо, если они работают в компаниях — лидерах интересной вам отрасли. В этом случае можно быть уверенным, что преподаватели будут делиться с вами реальным опытом.

Взвешивайте свои шансы на успех и продвижение в профессии. Выясните, какие средние зарплаты у начинающих специалистов, как быстро происходит карьерный рост и какие навыки для этого нужно будет развивать. Немногие вузы могут предложить студенту актуальную картину рынка труда, поэтому лучше оценить ситуацию самостоятельно. Например, посмотреть динамику вакансий по конкретной профессиональной области и средний уровень конкуренции между соискателями можно здесь.

Конечно, специалисты без опыта начинают с маленьких зарплат. Но после 1–3 лет работы она может вырасти в полтора-два раза. А для отдельных специальностей и выше (прежде всего в технических сферах).

Ходите на дни открытых дверей в вузы, смотрите на студентов, спрашивайте совета выпускников. Лучше начинать это делать в 9–10-м классе, когда еще остается время до выбора выпускных экзаменов.

2. Выбирайте подходящий формат обучения

Узнайте, какие возможности для обучения есть в разных вузах: практикуют ли международный студенческий обмен, сотрудничают ли с известными в этой профессиональной области работодателями по практическим программам и стажировкам, проводят ли летние интенсивы или практические лаборатории с защитой групповых проектов.

3. Прислушайтесь к себе

Также важно опираться при выборе на личный опыт: поговорить со студентами во время дней открытых дверей, побывать на открытых мероприятиях факультетов. Третий компонент выбора — внутреннее решение, которое может идти вразрез с рациональными доводами.

Еще Дмитрий рекомендует такой метод: можно закрыть глаза и представить, что на одной руке одно решение, а на другой — второе. И прислушаться к своим ощущениям — что перевешивает. Тогда выбор происходит не на когнитивном уровне, а с подсказкой от тела и той части мозга, которую мы не можем контролировать.

Что говорят исследования

Многие выпускники не готовы определиться с профессией даже за полгода до экзаменов. Если сомнения мешают вам решиться, поделитесь ими с преподавателями, родителями или знакомыми студентами. Опыт других может быть вам полезен.

Если у вас есть сложности с выбором, не отчаивайтесь. По словам Кирилла Кузнецова, около 70% выпускников сталкиваются с теми же проблемами. Старайтесь больше узнавать о существующих специальностях, говорите об интересных профессиях с друзьями и родителями — это поможет определиться с выбором и лучше оценить ситуацию на рынке труда.

Важные вопросы при выборе профессии:

Прислушайтесь к себе, чтобы сделать осознанный выбор. Для этого нужно ответить на главные вопросы:

  • Что мне нравится делать?
  • Как я хочу работать? Сколько хочу зарабатывать, какой график и условия я вижу для работы своей мечты?
  • Какие профессии подходят под мои критерии?

Чек-лист по выбору вуза

  • Проверьте вуз по отзывам и рейтингам.
  • Оцените преподавательский состав: есть ли практикующие профессионалы или только теоретики, сколько лет работают в вузе ключевые эксперты.
  • Изучите форматы обучения и стажировки: международный студенческий обмен, летние стажировки, практика в компаниях — партнерах вуза, студенческие лаборатории, инкубаторы, форматы дебатов, проектов, интенсивов.
  • Сходите на дни открытых дверей, чтобы оценить атмосферу в вузе.
  • Поговорите с выпускниками или студентами старших курсов.

Мир быстро меняется: появляются новые технологии и инструменты, приходят новые профессии. Возможно, вам не раз придется выбирать, чем заниматься дальше. Чтобы всегда быть в курсе ситуации, следите за новостями науки и бизнеса, интересуйтесь профессиями будущего и изучайте вакансии для самых юных.


Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.


Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов.

Как нельзя: О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно: Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11-й класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т. д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  • Очень хочется видеть/делать в профессии.
  • Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  • Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие, наоборот, предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией

Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т. д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.


7 калькуляторов ЕГЭ и другие полезные сервисы для тех, кто поступает в вузы

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.


Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение.

Лучший вариант предупреждения болезни — не игнорировать симптомы на ранних стадиях. В мире профессионального самоопределения тоже есть своего рода симптомы — ошибки при выборе профессии в жизни. Если обнаружите у себя более одного симптома — бегите ко врачу (ой, к эксперту по профориентации!).

В этой статье:

Признак №1. Выбирать профессию за компанию

Первая ошибка при выборе профессии в жизни — пойти в какой-либо университет командой на одно и то же направление. Задумайтесь, почему вы сделали такой выбор, нравится ли вам на самом деле эта экономика/юриспруденция (нужное подчеркнуть)? В таких ситуациях зачастую школьники руководствуются соблазном проводить и университетское время с друзьями — это круто, но какой ценой? Переосмыслите свой выбор!

Ошибки при выборе профессии в жизни

Признак №2. Не знать рынок профессий в принципе

Выбор профессии — это труд, нельзя просто подумать в голове о том, кем вы хотите стать. В голове среднестатистического человека просто недостаточно информации по этой теме для грамотного размышления.

Изучите рынок профессий, отметьте самые востребованные из них и, наоборот, умирающие, далее составьте список профессий, которые вам импонируют.

Признак №3. Выбирать профессию без привязки к своим способностям

Абстрактное размышление о профессии дизайнера без хотя бы базового умения рисовать должно быть тревожным звоночком. Нужно здраво оценить свои способности и умения, чтобы предотвратить разочарования в выборе специальности. Лучше всегда исходить из­ собственных способностей, а далее уже сокращать пул возможным профессий.

Идея: Попробуйте пройти профтест. За 5 минут и ответы на три вопроса вы получите список оптимальных профессий. Будет ли этот список окончательным? Вряд ли, но вы сможете понять, в правильную ли сторону смотрите.

Признак №4. Опираться на любимый школьный предмет

Тяготение к предмету может быть лишь поводом задуматься о тех профессиях, где данный предмет профильный, но потом всё равно нужно более глубоко анализировать свои способности и желания.

Признак №5. Ориентироваться только на финансовое благополучие

Поэтому изучите рынок и постарайтесь оценить, на каких позициях находятся симпатичные вам профессии:

Признак №6. Поддаваться давлению родителей

Каждый из нас не раз сталкивался с советами от родителей в аспекте выбора профессии, но важно понимать, что есть советы, а есть давление, где вы чувствуете, что вас заставляют. Родители часто апеллируют к тому, что лучше знают вас и желают добра, но никто не может знать вас лучше вас самих.

Так что слушайте советы родителей, но окончательное решение принимайте самостоятельно.

Признак №7. Выбирать вуз рядом с домом

Если вуз в соседнем доме — это еще не повод резко становиться инженером. По нашему мнению, это самая странная ошибка при выборе профессии в жизни. Здесь заметны полное отсутствие мотивации и собственная апатия к разумному выбору. Расположение вуза — последнее, о чём следует думать, так как это фактор малосвязанный с осознанным выбором профессии.

Расположение вуза можно учитывать только при особых условиях внутри вашей семьи, но всё же это редкий случай.

Признак №8. Выбирать вуз по самому низкому проходному баллу

В современной системе образования есть разные вузы и направления — востребованные и не очень. Менее востребованные профессии обычно характеризуются низкими проходными баллами. Но важно понимать, что путь наименьшего сопротивления точно не самый удачный, здесь не учтены ваши желания и склонности.

Поэтому изучите список, но не хватайтесь за него как последнюю возможность устроить свою жизнь:


Признак №9. Продолжать семейную династию

Когда семья — это целое поколение врачей, очень сложно сопротивляться влиянию этого фактора, даже если вы не чувствуете в себе способности и тяготения к медицине. Но гены врачей не передаются по наследству, так что всегда берите во внимание свои интересы.

Признак №10. Выбирать профессию без попытки разобраться в деталях

Даже если вам кажется, что вроде бы вы можете (и хотите!) стать юристом, но вся информации о профессии — это набор шаблонов из фильмов, тоже стоит углубиться в тему.

Рекомендуем обратить внимание не только на плюсы, но и на минусы профессии, пообщаться с реальными представителями и сформировать более полную картину. И не бойтесь разочароваться в профессии! Уж лучше сразу понять, что профессия выбрана по ошибке, чем потратить свою возможность бесплатного обучения в вузе на неактуальную профессию.

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу правильного выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

10 страхов при выборе профессии


Говорят, есть два важных дела в жизни: выбор профессии и выбор спутника жизни. Люди, конечно, опасаются сделать ошибку, осторожничают. И правильно. Лучше не ошибаться в этом важном деле. Однако из-за страха человек может отказаться от любимого направления, дела и пойти неверным путем. Вот какие страхи я наблюдаю у выбирающих профессию молодых людей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

2. «У меня все хорошо получается, но сильно я ничего не люблю

Какой бы мама ни была внимательной и заботливой, но она все же недостаточно осведомлена о профессиях. Ведь на свете есть не только врач, учитель, переводчик и экономист с юристом. Есть, например, биофизик, зоопсихолог, этнолог. Родители, желая добра своему чаду, двигают его в хлебную профессию. С их точки зрения, хлебную. Но если бы вы только знали, сколько я перевидала на своем веку зареванных адвокатов-прокуроров и бухгалтеров!
Часто внимательные родители хорошо чувствуют способности своего ребёнка и дают ему максимум того, что можно дать – языки, спорт, общение, рисование, музыку, танцы. И все равно конфигурация ЗАПРОСА на профессию может быть скрыта от глаз, долго не поддаваться описанию.

6. «А вдруг я окажусь в нижнем слое общества?

Ошибка. Если тело, мозг, руки расположены делать красоту руками – надо этому учиться. Знаете, что такое тоска по дереву? По краске, по цвету? Сильная тоска. Она овладевает человеком лет в 30 и даже в 40, если он одарен, но не дал ходу своему дарованию.

7. «Как я уеду от родителей?

Ну что ж, будь все люди одинаково смелыми – мир стал бы воинственнее. Спасибо вам за то, что вы уменьшаете воинственность этого мира.

8. «У меня нет шубы (я не соответствую общему стандарту)

О том, есть ли талант, судят по результатам жизни, по продуктам, которые вы создаете. Бывает, что взрослые не видят способностей в ребёнке, бывает, что видят. ИХ мнение может существенно повлиять на его развитие. Но сильнее всего влияет именно разнообразие интеллектуального и чувственного опыта, которое может дать растущему человеку среда. А может и не дать. У одного ребенка на заре жизни есть бабушка, которая водит его по лесам и лугам, показывает травинки, учит наслаждаться красотой неба и жалеть живое. Другой живет с видом на мусорную кучу в среде пьющих мужиков и баб, слыхом не слыхавших о Маршаке и Пушкине. Второму труднее определить, в чем его талант. Вообще, ему труднее осознать и оценить хорошую жизнь, которая включает общение с природой, музыку, книги, здоровье, развитие. Обращаясь к взрослым, скажу: развивайте свое зрение, утончайте его, дифференцируйте, и давайте детям пробовать себя в различных делах, с различными предметами, обогащайте его впечатления. Купили ребёнку игрушку – не ставьте на полку, играйте вместе с ним. Так вы поможете ребенку найти себя.

10. «Смогу ли я этим зарабатывать?

Подведем итог

Опасения и ошибки при выборе профессии вызваны, в общем, тремя причинами:

  • неосведомленностью о профессиях;
  • незнанием и непониманием своих сильных и слабых сторон;
  • нежеланием взрослеть, стать самостоятельным и решиться на подвиг – произвести на белый свет свое собственное желание, мнение и отстоять его перед окружающими людьми, друзьями и родителями.

Как узнать о профессиях побольше?

Читать, участвовать, смотреть фильмы о профессиях, разговаривать с профессионалами об их работе.

Как определить свои способности?

Пробовать себя в различных действиях, наблюдать за собой, вести дневник наблюдений за собой, своими делами, успехами и увлечениями. Посетить профориентацию школьников или профориентацию для взрослых.

Как прийти к самоопределению?

Читайте также: