Государство как объект гражданского права курсовая работа

Обновлено: 18.05.2024

Субъект гражданского права — это участник правоотношений, на которого распространяют свое действие нормы гражданского права. Государство является особым субъектом гражданского права, так как, оно выступает носителем политической власти.

Государство не относится к юридическим лицам, оно само определяет порядок осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей, реализует правосубъектность посредством системы государственных органов. Территория государства, с юридической точки зрения, это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая конкретному государству, в границах которой оно осуществляет свое верховенство. Территория государства, согласно международному праву, связана с ее населением. Необходимыми атрибутами государства являются государственная территория и ее население.

На сегодняшний день отсутствует единый взгляд правоведов на правовую природу и источник возникновения государства. В подавляющем большинстве случаев государство рассматривается как особая форма организации и функционирования власти. Восприятие государства как юридической категории имеет публично-правовой характер.

Государство — это форма обеспечения социального компромисса, равный и активный участник правовых отношений. Государство выступает носителем предметно-практической деятельности и познания, является источником активности, направленной на объект через разные формы собственной деятельности.

Государство — это субъект определенной предметной активности, субъект права и субъект общественных отношений. Природа отношений между государством и органами государственной власти имеет общие черты с сущностью правоотношений юридического лица и его органами управления.

В разные исторические эпохи существовало множество взглядов на правовую природу государства:

  • цивилистическая теория, территория государства рассматривалась как объект собственности и вещь;
  • публичная собственность государства;
  • пространственная территория, рассматривает территорию государства как пространственный предел государственной власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность государства состоит в обеспечении общественного интереса, участие государства в частноправовых отношениях — не единственная сфера его функционирования. Частноправовое и публично-правовое направление деятельности государства лишает его возможности самостоятельного участия в гражданских правоотношениях. Такое участие опосредовано деятельностью органов государственной власти. Государство получает статус субъекта гражданского права без административной процедуры ее легитимации в гражданском обороте.

Как субъект гражданского права государство лишено частноправовой возможности его ликвидации. Создание государства или прекращение его деятельности имеет трансцендентный характер. Это происходит путем использования механизма международно-правового признания государства, находится за пределами гражданско-правового инструментария.

Признаки государства как субъекта гражданского права

В гражданских правоотношениях от имени государства участвуют органы управления госимуществом, финансовые и иные, уполномоченные на это органы. Основная часть государственного имущества закреплена за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за государственными организациями и учреждениями на праве оперативного управления. Государственные учреждения и предприятия участвуют в гражданском обороте, как самостоятельные субъекты, от своего имени.

Являясь непосредственным собственником государственного имущества, государство несет ответственность по своим обязательствам. Как субъект имущественных правоотношений государство действует через Министерство финансов (при переходе к государству конфискованного, бесхозного имущества, при выпуске государственных займов и т.д.).

Признаки государства как субъекта гражданского права:

  • организационное единство;
  • ответственность по обязательствам;
  • обособленное имущество;
  • возможность для муниципальных образований и субъектов РФ выступать от своего имени при приобретении имущественных, личных неимущественных прав в суде.

Несмотря на то, что государство обладает властными полномочиями, на него распространяется принцип равенства с иными субъектами (субъекты Федерации, муниципальные образования, юридические и физические лица). От имени субъектов Федерации выступают правительства, президенты, министерства и ведомства, областные думы, законодательные собрания и др. От имени муниципальных образований выступают представительные органы местного самоуправления. По специальному поручению государства от имени государства могут выступать граждане и юридические лица.

Ответственность государства по своим обязательствам

Государство, его субъекты и муниципальные образования обладают имущественной ответственностью, они не отвечают по обязательствам друг друга, созданных ими юридических лиц. На них может возлагаться ответственность за несостоятельность предприятий, учредителями которых они были, которая возникает вследствие исполнения некомпетентных указаний учредителя.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам в отношении созданных им учреждений, если у этих учреждений недостаточно собственных средств в случае, если государство — собственник закрепленного за ними имущества. В случае недостаточности имущества казенного предприятия также предусмотрена субсидиарную ответственность.

Государство несет ответственность по внедоговорным обязательствам в случаях причинения убытков государственными органами в результате их незаконных действий. Перечень объектов, которыми государство имеет право отвечать по своим обязательствам, ограничен. Нельзя отвечать имуществом, закрепленным за созданными государством юридическими лицами на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ответственность в отношениях с иностранными партнерами у государства ограничена, оно обладает судебным иммунитетом. Иностранные партнеры не имеют права предъявить к государству судебный иск за ненадлежащее исполнение обязательств, без получения от компетентных государственных органов предварительного согласия, отраженного в международном праве.

Учрежденные государством юридические лица не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законодательством (например, с федеральными казенными предприятиями). Государство и субъекты РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют случаи поручительства, которое выступает способом обеспечения исполнения обязательств.

Целью работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и государственных органов как субъектов гражданского права.
Цель курсовой работы предопределила основные задачи, поставленные автором исследования перед началом работы:
• раскрыть понятие гражданской правосубъектности ;
• определить характер гражданской правоспособности;
• раскрыть понятие гражданской дееспособности и правоспособности государства;

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…….3
Глава I Гражданская правосубъектность государства……….……5
1.1. Понятие гражданской правосубъектности и правоспособности государства………………………….……5
1.2 Понятие гражданской дееспособности и её реализация…………………………………………………….15
Глава II Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношения………………….…19
2.1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………..19
2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях………………………………….……………….22
Заключение…………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………. …………27

Файлы: 1 файл

Государство как субъект гражданского права(3).doc

Глава I Гражданская правосубъектность государства……….……5

    1. Понятие гражданской правосубъектности и правоспособности государства………………………….……5
    2. Понятие гражданской дееспособности и её реализация…………………………………………………… .15

    Глава II Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношения………………….…19

    2.1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях……………………………………… …………..19

    2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях………………………………….… …………….22

    Список использованной литературы…………………. …………27

    В условиях, когда создание обширной и разветвленной системы гражданского законодательства в основном завершено, задачи его совершенствования не могут и не должны связываться лишь с изменением каких-то отдельных норм. Россия подошла к новому этапу развития гражданского законодательства, когда его совершенствование требует проведения тщательно разработанной государственной политики в определенных крупных областях законодательства. К числу таких областей относятся отношения, связанный, с участием государства в разнообразных гражданских правоотношениях, в гражданском обороте в целом.

    Проблема определения статуса государства как субъекта частноправовых отношений связана, прежде всего, с определением права собственности. Известно, что в основе накопленного теоретического опыта по проблеме права государственной собственности лежат посылки, на которые опирались ученые того времени, когда государственная собственность, признавалась в советской науке центральным институтом права. Большинство взглядов ученых по рассматриваемой проблематике были изложены ими в своих работах на основе советского гражданского законодательства 20-80-х годов, когда регулирование отношений собственности осуществлялось методами далекими от гражданско-правовых.

    Кроме того, в настоящее время государство, федеральные и муниципальные образования недостаточно широко используют субинституты гражданского права, позволяющие получать неналоговые доходы без отчуждения принадлежащего им имущества (эксплуатация имущественных комплексов, использование имущества третьих лиц с приобретением в свою собственность извлекаемых плодов, продукции, доходов и т.п.).

    В свете вышеизложенного тема настоящего исследования представляется своевременной и актуальной и позволит рассмотреть вопросы, касающиеся участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом, а также выявить, основные особенности их юридической природы.

    Предметом курсовой работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

    Целью работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и государственных органов как субъектов гражданского права.

    Цель курсовой работы предопределила основные задачи, поставленные автором исследования перед началом работы:

    • раскрыть понятие гражданской правосубъектности ;

    • определить характер гражданской правоспособности;

    • раскрыть понятие гражданской дееспособности и правоспособности государства;

    Методологическую основу исследования определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и др.

    Структура курсовой работы отвечает поставленной цели и задачам и включает в себя: введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

    Глава I Гражданская правосубъектность государства

    1.1 Понятие гражданской правосубъектности государства

    Гражданская правосубъектность включает в себя, как известно, такие предпосылки или элементы, как гражданская правоспособность и дееспособность, которые и доктрина, и закон признают за лицами.

    В рамках вида мы также имеем дело с множественностью субъектов. Это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и сама Российская Федерация, т. е. мы, имеем участников гражданских правоотношений, гражданско-правовой статус которых имеет свои особенности, опирающиеся на их сущностные различия в международно-правовой и конституционно-правовой сферах. Если Российская Федерация обладает всеми качествами суверенного государства, то это не может не проявиться и в характере или содержании его гражданской правоспособности. Так, только РФ может иметь в собственности такие изъятые из гражданского оборота объекты, которые обеспечивают государственный суверенитет.

    Особое положение государства как субъекта гражданского права определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования. Это выражается в объеме его правоспособности.

    Особенность государства заключается в том, что оно - носитель политической власти и суверенитета, и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Но в нормативном порядке определяется и правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений.

    Она небезграничная. Правосубъектность государства по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования. Так, только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. Однако выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, оно действует как равноправный его участник и не должно обладать какими-либо преимуществами по сравнению с другими субъектами.

    В то же время представляется, что все позиции имеют значительное рациональное зерно, и это позволяет сформулировать некую общую позицию, опирающуюся на вышеизложенные. При этом целесообразно учитывать как правовую цель, так и публично-правовые качества государства как субъекта гражданского права, опираясь на сравнительный анализ существа данного субъекта и других субъектов гражданского права иной видовой классификационной принадлежности.

    Государство имеет больше сходства с юридическим лицом по своей сути, чем с физическим лицом, поскольку оно представляет собой искусственного субъекта, не обладающего качествами человека как естественного субъекта права. В этом смысле оно не может непосредственно формулировать волю, изъявлять ее или испытывать вину, поскольку не обладает интеллектом, психикой, физическим телом.

    Правовой статус государства определяется специальной функцией, обусловленной его участием в политической системе общества, в которой государство выступает одновременно в качестве политической организации как субъект политических отношений и как способ организации власти. В этом своем функциональном качестве оно родственно муниципальному образованию, которое также является субъектом политической системы и способом организации власти на уровне населенных пунктов. Однако в рамках политической системы позиции государства и муниципального образования существенно различаются, поскольку через муниципальное образование реализуется местное самоуправление, которое занимает промежуточное место между гражданином и государством. Таким образом, государство имеет генетическое сходство как субъект власти с муниципальным образованием, что позволяет рассматривать их и в гражданско-правовом аспекте как однотипные субъекты - публично-правовые образования.

    Если же опираться на некоторое сходство государства и юридического лица как искусственных субъектов права, то необходимо согласиться с тем, что они не могут обладать общей (универсальной) правоспособностью, поскольку ею изначально может обладать лишь естественный субъект права - физическое лицо. Другое дело, что и само государство через позитивное право может наделить общей правоспособностью искусственного субъекта исходя из практических, прежде всего экономических, соображений. Таким образом, общей правоспособностью наделены прямым указанием в законе юридические лица - коммерческие организации (п. 1 ст. 49 ГК РФ). В отношении этих юридических лиц законодатель применяет правило юридической техники, следующее из признания их общей правоспособности, указывая на изъятия в такой правоспособности (ограничения, запреты) для отдельных их видов. Так, общей правоспособностью не обладают унитарные предприятия в силу ст. 49 ГК РФ, а в силу иных законов изъятия из общей правоспособности предусмотрены для коммерческих организаций, занимающихся указанной в учредительных документах деятельностью, которую законодатель рассматривает как исключительную (например, банки и иные кредитные организации, страховые организации).

    Анализ ст. 124 ГК РФ не дает, оснований сделать вывод, что позитивное право признает за государством общую правоспособность. Норма п. 1 ст. 124, в соответствии с которой РФ и субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, не может рассматриваться как распространяющая правоспособность последних на государство, тем более что и у них она неоднородна. Она конкретизирует применительно к государству общий принцип гражданского права, зафиксированный в п. 1 ст. 1 через конструкцию одного из основных начал гражданского законодательства - признания равенства участников регулируемых им отношений. Распространение в соответствии с п. 2 ст. 124 норм гражданского права, определяющих участие юридических лиц, на РФ и субъектов РФ также представляет собой лишь технический прием, который используется в целях законодательной экономии, а вовсе не свидетельствует о наделении государства правоспособностью юридических лиц. Кстати, тот же прием используется для регулирования отношений с участием гражданина-предпринимателя в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

    -План для утверждения: —Введение Глава 1. Гражданская правоспособность государства 1.1 (название раздела) 1.2 (название раздела) Глава 2 Гражданская сделкоспособность государства) 2.1 (название раздела) 2.2. (Название раздела) -ЗАКЛЮЧЕНИЕ - Список Использованной Литературы Источники не старше пяти лет (не менее 18) - Антиплагиат 60%

    Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
    Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
    получить доступ ко всем возможностям сайта.

    Закажите подобную или любую другую работу недорого

    city
    city
    bush
    bush


    Вы работаете с экспертами напрямую,
    не переплачивая посредникам, поэтому
    наши цены в 2-3 раза ниже

    Цены ниже – качество выше!
    Цены ниже – качество выше!

    Последние размещенные задания

    Написать введение на тему

    Срок сдачи к 8 янв.

    Влияние познавательного интереса на положительную мотивацию учебной деятельности

    Диплом, Психология и педагогика

    Срок сдачи к 14 февр.

    Решение задач, Производственный и операционный менеджмент (модуль)

    Срок сдачи к 1 февр.

    Прошу помочь решить задачу по финансовому.

    Решение задач, финансовые вычисления

    Срок сдачи к 7 янв.

    отчет по практике

    Отчет по практике, психолого-педагогическое образование

    Срок сдачи к 24 янв.

    Реферат, Физическая культура и спорт

    Срок сдачи к 10 янв.

    Курсовая, Стационарные машины, машиностроение, детали машин

    Срок сдачи к 14 янв.

    Эссе, инвестиционное право

    Срок сдачи к 17 янв.

    сущноcть,классификацияи способы регулирования социальных конфликтов

    Курсовая, по дисциплине "теория социологии"

    Срок сдачи к 16 янв.

    Курсовая, Правоохранительная деятельность

    Срок сдачи к 23 янв.

    Надо помочь с 8 вопросами на онлайн тесте

    Онлайн-помощь, Discrete Structures (Дискретные Структуры), математика, информатика

    Срок сдачи к 4 янв.

    Выполнить кр по микроэкономике

    Срок сдачи к 12 янв.

    По методичке выполнить раздел вкр по автоматизации.

    Диплом, Автоматизация технологических процессов и производств

    Срок сдачи к 16 янв.

    Курсовая, Электрические и электронные аппараты, электротехника, электроника

    Срок сдачи к 10 янв.

    Срок сдачи к 4 янв.

    решить контрольную работу вариант 9

    Контрольная, спецглавы электротехники

    Срок сдачи к 10 янв.

    Контрольная работа 7 вариант

    Срок сдачи к 12 янв.

    Заполнить отчет по практике. строительство

    Отчет по практике, строительство

    Срок сдачи к 13 янв.

    Все отлично. Анастасия отвечала на вопросы. Работы выполнена досрочно. Все просьбы соблюдены. Спасибо! Рекомендую.

    Как всегда работа выполнена на отлично, были замечания все исправил быстро, рекомендую, ответственный .

    обратились к нам
    за последний год

    работают с нашим сервисом

    заданий и консультаций

    заданий и консультаций

    выполнено и сдано
    за прошедший год

    Тысячи студентов доверяют нам
    Тысячи студентов доверяют нам


    Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
    А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
    искать кого-то в Интернете

    Размещаем задание

    Отклик экспертов с первых минут

    С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

    Цены ниже в 2-3 раза

    Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
    ниже, чем в агентствах

    Доработки и консультации
    – бесплатны

    Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
    и выполняются в максимально короткие сроки

    Гарантия возврата денег

    Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

    На связи 7 дней в неделю

    Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
    и в праздники

    placed_order

    Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
    Только не у нас!

    Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
    над заданием и гарантийного срока

    Гарантия возврата денег

    В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
    возврат полной уплаченой суммы



    Поможем вам со сложной задачкой


    С вами будут работать лучшие эксперты.
    Они знают и понимают, как важно доводить
    работу до конца

    ava
    executor

    С нами с 2017
    года

    Помог студентам: 11 652 Сдано работ: 11 652
    Рейтинг: 89 223
    Среднее 4,94 из 5

    ava
    executor

    С нами с 2018
    года

    Помог студентам: 8 054 Сдано работ: 8 054
    Рейтинг: 76 110
    Среднее 4,87 из 5

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2019
    года

    Помог студентам: 2 590 Сдано работ: 2 590
    Рейтинг: 29 027
    Среднее 4,84 из 5

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2018
    года

    Помог студентам: 2 256 Сдано работ: 2 256
    Рейтинг: 14 733
    Среднее 4,87 из 5


    1. Сколько стоит помощь?

    Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

    3. Выполняете ли вы срочные заказы?

    Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

    4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

    Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

    5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

    Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

    6. Каким способом можно произвести оплату?

    Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

    7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

    На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

    Читайте также: