Как помочь ребенку выбрать профессию

Обновлено: 04.05.2024

Вспомните, о чем вы думали лет в 14-16? Наверняка не про выбор работы. А если и задумывались про это — то вряд ли серьезно. А если и серьезно — вряд ли могли в таком возрасте правильно оценить все нюансы.

Поэтому с выбором профессии подростку обязательно должны помогать родители. Причем если ребенок не хочет прислушиваться — то родители должны не советовать, а заставлять в ультимативной форме. Как мы все знаем, половина студентов идет в любой инстутут, чтобы откосить от армии, другая половина — чтобы выйти замуж, а о специальности на всю будущую жизнь в этот момент не думает никто. И поэтому так часто жизнь человека ломается именно в этот момент, которому не придается значения.

А потом, через 5-6 лет, молодого специалиста ждут долгие поиски нелюбимой работы. Вам оно надо? Reconomica составила подробную инструкцию для тех, у кого есть дети до 14-16 лет. Мы расскажем, что стоит делать, чтобы ваш ребенок получил востребованную профессию.

Общие советы: воспитываем самостоятельного, социально активного и умеющего общаться человека (+видео)

Прежде чем говорить о выборе профессии — приведем советы, которые помогут воспитать ребенка социально адаптированным. Они одинаковы и для мальчиков, и для девочек.


Молодые люди сейчас привыкли искать все ответы в своих телефонах.

Это важно, поскольку на постсоветском пространстве распространена гиперопека: мамы слишком сильно оберегают своих сыночков и доченек. В результате — из ребенка вырастает инфантильное существо, которое не способно принимать важные решения, теряется в сложной ситуации.

Что делать, чтобы ребенок (актуально и для мальчиков, и для девочек) вырос готовым к взрослой жизни:

Учите ребенка делать выбор. Например — одежды, обуви, всяких мелочей для школы вроде ручек-карандашей, блюд в кафе, подарка на День Рождения одноклассника . Чем старше ребенок — тем больше вопросов он должен решать сам.

Учите ребенка следить за собой. Чистка зубов, мытье головы и рук, купание, использование носового платка, расчески — с этим может справляться ребенок 6-7-летнего возраста.

Старайтесь избегать категорических запретов, если это возможно. Если ребенок принимает неправильное решение и настаивает на нем — лучше постарайтесь объяснить, почему он не прав, и предложите другие варианты на выбор.

Дайте ребенку пожить самостоятельно, без надзора. Лет в 14 он вполне может обойтись без контроля родителей-бабушек-дедушек. Поэтому если есть возможность ездить на дачу или отдых — езжайте. Даже если он в это время позовет друзей и устроит вписку с алкоголем — пускай. Вы — поймете, что за ним надо следить повнимательнее. Подростку — потом будет что вспомнить.

Как можно раньше заставьте (если сам не захочет — именно заставьте) идти работать. Лет в 14-16 подростки вполне могут находить подработку: объявления расклеивать, листовки раздавать, английскому языку первоклашек учить, официантом, аниматором или уборщиком устроиться, помогать по сельскому хозяйству (на ферме, в теплице, в саду), поработать подсобником, и так далее. Мотивировать это можно так: на покупку нового смартфона (например) выделите ребенку сумму, которой хватит на простую модель. Хочет телефон покруче? Без проблем: пускай заработает оставшуюся сумму. Если есть возможность — помогите с трудоустройством.

Как помочь ребенку выбрать профессию? (+видео)

Т еперь про выбор профессии.

Чего НЕ стоит делать?

На первое место ставить результаты тестов на профориентацию. Такие тесты часто проводятся в старших классах. Они включают малое количество профессий, и всегда поверхностны.

Идти учиться просто ради диплома, если вы не определились с профессией. Самая грубая ошибка, которая в большинстве случаев приводит к трате денег (на обучение, взятки за экзамены) и времени.

С какого возраста начинать выбирать?

Чем раньше — тем лучше.

Лет до 10-12 выбирать специальность еще рановато — ребенок не может правильно понять важность выбора. Да и осваивать он сможет не все навыки. В таком возрасте можно предложить ребенку походить в научно-технические кружки (кружки юных техников), вместе что-то приготовить, смастерить своими руками, приобщить к ремонту в квартире, к работам в огороде или на дачном участке. Возможно — какое-то занятие ему понравится, или он проявит хорошие способности.

С 12-13 лет — уже можно спрашивать мнение ребенка о том, что ему нравится, и попробовать сформировать список направлений, которые стоит попробовать.

В идеале — если к 10-11 классу (16-17 годам) подросток уже определится с профессией, и получит по ней какие-то первые навыки.

Из каких профессий стоит выбирать? (+видео)

Средняя зарплата в России сейчас ниже 50 тысяч рублей даже по завышенным данным Росстата. Вряд ли какой родитель мечтает, чтобы его чадо получало среднюю зарплату. Все хотят больше. Между тем, когда мы вырастет, 3/4 из нас будут получать меньше. А медианное значение сейчас около 20 тысяч рублей. Именно столько получает обычный россиянин.

Есть 2 варианта:

Массовая специальность с нормальным доходом. Учиться — сравнительно легко и дешево, можно поступить на бюджет (родители не платят за учебу, студент получает стипендию).

Узкая специальность, в которой мало специалистов. Учиться — сложнее (для ребенка), дольше, намного дороже. Если вы живете в маленьком городе — скорее всего, придется отправляться на обучение в крупный город. Поэтому финансовая нагрузка на родителей будет высокой.

Список массовых специальностей:

Водитель грузовых авто.

Водитель спецтехники (автовышки и строительная техника).

Мастер по ремонту бытовой техники (стиральные машины, холодильники, бойлеры), или гаджетов (смартфоны, ноутбуки, ПК, планшеты).

Список узких специальностей:

В рачи: стоматологи, гинекологи, венерологи, хирурги.

Программисты: VR, геймдев, мобильные приложения, БД, деспктопные и серверные приложения.

Нефтянка (если планируете оставаться в РФ).

Пилоты гражданской авиации.

Список профессий, по которым ребенок сможет работать за рубежом (+видео)

Зарплаты за рубежом могут быть в 2-10 раз выше, чем в России (про российские зарплаты в 2019 — можно почитать по ссылке). Если вы хотите, чтобы ребенок уехал заграницу, ему стоит выбирать такие профессии:

Врачи: кардиолог, хирург, уролог, гинеколог, нефролог, гастроэнтеролог, педиатр, венеролог, стоматолог.

Медсестра-сиделка (если на образование врача денег не хватает). В Европе стабильно востребованы медсестры для присмотра за пожилыми людьми. Миллионы не заработаешь, но от 1000 евро с проживанием и питанием — вполне реально иметь.

Строительные и рабочие специальности — все, где надо работать руками. Особенно ценятся сварщики, но работа найдется и электрикам, и мастерам по отделке-кладке, и кровельщикам, и сантехникам, и электрикам, и столярам. Проектировщики и инженеры на работу тоже приглашаются, но тут все сложнее: и язык надо учить на высоком уровне, и в других странах могут использоваться другие стандарты и правила работы, и специалистом надо быть высококлассным.

Промышленные специальности: операторы станков, операторы спецтехники.

Дальнобойщики. Нужны права категории Е, свободный разговорный английский и опыт работы (его проще получить на родине).

Няня по присмотру за детьми. В крупных городах — есть специальные курсы. Но лучше пройти (или получить образование) медсестры + педагогическое. Дополнительным плюсом будет владение каким-то музыкальным инструментом, или видом спорта, умение готовить, умение петь, рукодельничать.

Моряки. Любого направления (речные или морские суда) и любые должности.

Какие профессии НЕ рекомендуется выбирать?

Узкие специальности, на которых есть ограниченный спрос. Самый яркий пример — юриспруденция. Если только родители не работают в этой же сфере, и могут предоставить ребенку помощь при трудоустройстве.

Специальности, которые могут отмереть в ближайшем будущем, или сильно измениться, или может сократиться спрос на специалистов. В первую очередь это: журналисты, бухгалтеры, юристы, банковские служащие, переводчики (хотя переводчики — пока спорный пункт, но в перспективе 10-20-30 лет ситуация может измениться), штурманы, диспетчеры. Эти профессии могут исчезнуть из-за появления специализированных приложений или устройств, упрощающих или автоматизирующих процесс.

С тоит ли сразу останавливаться на 1 варианте?

Если есть время — нет, желательно перепробовать несколько. Чем больше — тем лучше, потому что:

ребенок точнее поймет, что ему нравится больше всего;

ребенок получит несколько разных навыков, и при необходимости в будущем сможет быстрее переучиться на другую профессию.

Какие смежные навыки стоит развивать?

Чтобы повысить вероятность карьерного роста, или в будущем иметь возможность уехать за рубеж, ребенку стоит:

выучить английский (если по выбранной профессии можно уехать за рубеж, или если есть крутые обучающие материалы только на английском — например, по программированию);

получить права категории В;

пройти курсы менеджмента (с ними проще получить руководящую должность);

освоить тайм-менеджмент, умение планировать, составлять график, расставлять приоритетность задач.

Как начать развиваться в выбранном направлении до окончания школы?

Во многом план действий зависит от выбранной профессии. По какой-то — можно будет даже устроиться работать подсобником-помощником (например — в автомастерскую). По другой — до учебы получится осваивать только теорию (например — если ребенок выбрал профессию врача: вряд ли школьника пустят в операционную, понаблюдать за ходом операции).

Примерный план действий:

Ищем курсы по этой или смежной профессии. Проще всего — рабочим профессиям: по ним всегда что-то найдется. Если ребенок выбрал карьеру врача — можно записаться на курсы оказания первой помощи. Если хочет стать водителем — садите его за руль.

Ищем на Ютубе тематические каналы, или каналы, которые ведут люди, работающие в этой отрасли, на подходящих предприятиях.

Ищем наставника, который поделится опытом по Скайпу. Такого можно поискать на тематических форумах, в тематических пабликах в соцсетях. Конечно, ему придется платить. Что должен рассказывать наставник? Например — как стоит строить учебную программу новичку, какую литературу стоит читать, какие перспективы по зарплате и карьерному росту, какие будут условия работы, какие есть типичные ошибки.

Ищем работу подсобником, если профессия позволяет. Скорее всего — придется работать бесплатно. Проще всего в этом плане с рабочими специальностями.

Покупаем инструменты и учимся работать самостоятельно, если профессия позволяет. Актуально для рабочих профессий: например, подросток может сам переклеить обои, или сделать табуретку, или заменить кран, или собрать электросхему, или купить старые компьютерные комплектующие, и тренироваться на их ремонте.

Также можно узнать о подготовительных курсах для абитуриентов — такие есть во многих учебных заведениях.

Исследования показывают: насколько ваши дети будет успешными, зависит от среды, в которой они воспитаны. Им нужны консультанты — родители или другие близкие взрослые, которые оказывают ключевое влияние на их профессиональное самоопределение. Что это значит — быть таким консультантом для своего ребенка?

Родители готовы на все, чтобы их ребенок получил необходимую профессию, потому что для них это часто приравнивается к достижению успеха в жизни. В погоне за этой призрачной идеей они зачастую забывают о самом ребенке: его желаниях, тревогах, заботах. Они нанимают армию репетиторов и даже становятся инвесторами первого бизнеса своих детей. Но делает ли это, в конечном счете, их детей по-настоящему счастливыми? К сожалению, не всегда.

Семья как надежная база

Основатель Петербургской школы психотерапии Владимир Мясищев говорил, что склонности и способности детей формируются, в первую очередь, благодаря поощрениям и похвалам окружающих. Так что этот вопрос нельзя рассматривать вне системы взаимоотношений в семье.

Профессор Сандра Блэк напрямую связывает успех детей с успехом родителей. В своем исследовании она внимательно прослеживает эту связь, но отмечает, что стремление быть успешным передается через среду, в которой воспитываются дети, благодаря доступу к дополнительным инструментам в образовании. И здесь важное уточнение: это не передается генетически. Например, именно друзья родителей часто становятся менторами или даже инвесторами в первых компаниях, которые основывают дети.

Американский исследователь Джон Крумбольц считает, что процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с переработкой определенной информации, полученной ребенком во время контакта с консультантом, в роли которого могут выступать как сами родители, так и люди из ближнего круга ребенка.

Развитие самостоятельности

Soft Skills c детства

Родители не всегда задумываются, что для будущего успеха детей в современном мире необходимо развивать надпрофессиональные компетенции (Soft Skills), востребованные в любой деятельности. В первую очередь это способность действовать в условиях неопределенности, креативное мышление, творческие навыки, эмпатия, работа в команде, эффективные коммуникации и т.д. Для формирования этих навыков крайне важно оставлять детям пространство и время для самостоятельного выбора, экспериментов и творчества.

Позиция ментора

Одна наша студентка в 14 лет пришла на программу, понимая, какие области профессиональной деятельности ей интересны. Благодаря занятиям, стажировке в компании, волонтерским проектам и другим инструментам, она быстро и уверенно сформулировала свои критерии выбора и без труда составила долгосрочную и краткосрочную траектории развития. На карьерных консультациях было видно, что все пройденное в классе она обсуждает с родителями — и те, давая ей достаточно пространства для свободного выбора, привносят свой опыт и знания, выступают в роли надежных наставников — менторов.

У другой студентки даже в 16 лет не получилось занять проактивную позицию, нащупать правильный путь и приступить к реализации своего плана. Несмотря на внешнее материальное благополучие ее семьи, родители никогда не принимали активного участия в жизни своего ребенка, отдав воспитание на полный аутсорс меняющимся взрослым и частным школам. В итоге у девочки сформировался амбивалентный стиль привязанности. В выборе профессиональной деятельности это означало, что она с трудом справлялась с выполнением даже простых заданий: то уходила в мир фантазий, то полностью закрывалась, а также постоянно меняла свое мнение о том, какая сфера деятельности ей кажется интересной.

Вообще на нашей программе в 2018 году одна треть ребят проявили себя как зрелые, целенаправленные личности и взяли от программы максимум. Вторая треть начали учиться с определенным видением себя и так и не изменили сформированную парадигму своего мира. Наконец, последняя треть вне зависимости от возраста оказались недостаточно зрелыми, чтобы занять проактивную позицию, взять на себя ответственность за выполнение заданий и упражнений на программе, а также за дальнейшую реализацию плана развития.

Мы столкнулись с тем, что очень немногие участники программы хотели идти по стопам своих родителей. По словам одного подростка, он каждый вечер видит изможденную маму, у которой недостаточно энергии на разговор или совместный просмотр фильма. При этом его мама является международно признанным экспертом в своей области и занимается невероятно интересной и разнообразной деятельностью, в которой сочетаются роли руководителя, исследователя, преподавателя и предпринимателя. Ошибка мамы заключается в том, что она ни разу не пригласила своего ребенка поехать вместе на международную научную конференцию или прийти в компанию во время важных переговоров.

Таким образом, от родителей подростков, стоящих перед выбором будущей профессии, требуется одновременно такт и сила воли, последовательность и терпимость. Несмотря на новые тренды и нарастающую скорость изменений, важно доверить своему ребенку выбор той деятельности, которая кажется самой актуальной именно сегодня, а также содержание которой его захватывает и увлекает. Самое ключевое и важное — это быть доступным и вовлеченным родителем, выделять время, проявлять искренний интерес к обыденным событиям, а не только достижениям своих детей, давать свободу выбора и наделять ответственностью.

Папы и мамы мечтают об идеальном стечении обстоятельств: в детстве сын решает стать врачом, хорошо учится, становится уважаемым хирургом. К сожалению, карьерный путь не такой гладкий, да и сама жизнь усложняется. Каждый год появляются новые профессии, меняются требования к сотрудникам, ручной труд и рутинная работа становятся автоматизированными. Даже ближайшее будущее описывают аббревиатурой VUCA, которая расшифровывается так: изменчивость, неопределенность, сложность, неоднозначность.

Выбор профессии всегда был серьезным и ответственным этапом, а в неопределенном мире VUCA принять это решение еще сложнее.

Перед родителями стоит важная и сложная задача. С одной стороны, ребенок должен заниматься тем, что ему нравится. С другой, дети и особенно подростки могут считать, что им не нравится ничего.

1. С чего начать

Во-первых, интересоваться мечтами ребенка с раннего возраста. А во-вторых, не забывать, что с каждым годом дети становятся опытнее. Если в 3 года ребенок мечтал стать пожарным, это не значит, что вы должны готовить его к этому все детство. Возможно, в 4 года он захочет стать фокусником, а в 5 — ловцом бабочек. К концу школы и даже во время учебы в институте интересы человека тоже могут поменяться. Например, в США примерно треть студентов меняли факультет как минимум 1 раз.

Этот факт служит напоминанием, что перемена желаний и планов — это норма и свое истинное призвание удается найти не сразу. Поэтому родителям лучше принять возможные изменения, уважать личность ребенка и помогать ему собирать информацию о потенциальной профессии. И конечно же, не стоит выбирать специальность за детей или заставлять их воплощать ваши нереализованные мечты.

2. Организуйте ребенку разносторонний досуг

Чтобы ваш ребенок понял, чем хочет заниматься, ему необходимо попробовать как можно больше. Посещайте экскурсии и мастер-классы, ищите вместе ответы на вопросы в энциклопедиях и других ресурсах. Образовательная система Монтессори также советует родителям поручать ребенку работу по дому, которую он может выполнить в своем возрасте.

Важно не перегружать детей всевозможными кружками и секциями. Чрезмерная нагрузка может отбить желание что-то делать и изучать, и к 18 годам человек будет хотеть только одного: чтобы от него отстали. К тому же никто не может спрогнозировать, что именно будет необходимо ребенку в будущем: умение играть на кларнете, китайский язык или звание мастера спорта.

3. Помогите ребенку понять себя

Родители могут сами следить за тем, что нравится ребенку и что у него получается, а затем обсудить это в личной беседе. На что стоит обратить внимание:

  • Что нравится делать в школе и в свободное время? Например, слушать музыку, писать стихи и прозу, ухаживать за домашними животными, общаться с друзьями.
  • Какие навыки особенно развиты? Это могут быть математические способности, работа за компьютером, поиск информации для докладов и проектов, сценическая речь.
  • Какие индивидуальные качества заметили вы и сами дети? Возможно, ваш ребенок хорошо ладит с другими людьми, умеет планировать свой день, генерирует творческие идеи, находит аргументы в спорах.
  • Как ребенок любит учиться? Работать над большим проектом в одиночку или вместе с группой одноклассников? Сразу схватывает материал или методично переходит от легкого к сложному?

Соберите информацию и подумайте вместе с ребенком, в какой сфере он может проявить себя, какие качества и навыки ему нужно развивать.

4. Проводите исследования

Постарайтесь узнать как можно больше о профессиях, которые заинтересовали ребенка. Это полезно и в раннем возрасте, чтобы родители и дети знали, чему предстоит учиться, и в более позднем — чтобы выбрать учебное заведение. Здесь помогут биографии известных личностей, стажировки и экскурсии на предприятия. Быть может, у вас есть знакомые, которые занимаются тем, что заинтересовало вашего ребенка. Кроме того, родители и дети могут не знать о всех существующих профессиях и возможностях в той или иной сфере.

Существует множество сайтов, где подробно рассказывают о рабочем дне, обязанностях, необходимой квалификации и зарплате разных профессий. Например, на этом англоязычном сайте описаны более 800 возможных профессий. А на этом доступны короткие познавательные видео.

5. Расскажите, из чего состоит рабочая жизнь

  • Удовлетворенность работой: насколько человека устраивает его занятие вообще, его статус, степень ответственности, известность компании.
  • Условия работы: сколько времени человек тратит на дорогу, график работы, перерывы, какой там коллектив, рабочее помещение.
  • Деньги: уровень зарплаты и премий, соотношение выполняемой работы и денежного вознаграждения.

В идеале человека должны устраивать все пункты, но стоит помнить, что иногда приходится идти на компромисс и расставлять приоритеты. Тут важно прислушаться к себе. К примеру, кто-то готов тратить по 3 часа в день на дорогу ради престижной должности, а кто-то нет.

Опра Уинфри в обращении к выпускникам американской Школы коммуникаций и журналистики напомнила, что деньги и слава не делают человека крутым. Кроме того, на первых порах работа может показаться скучной и изматывающей, но этот этап нужно перетерпеть, чтобы стать настоящим специалистом. И главное — помнить, что жизнь состоит не из одной работы.

6. Развивайте важные навыки

Мы уже говорили, что главные характеристики XXI века — изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность. Исследователи рабочих мест и экономики будущего считают, что в первую очередь нужно развивать не узкоспециальные навыки, а более общие. Их развитие обычно занимает от нескольких лет до всей жизни. К наиболее важным навыкам относят концентрацию внимания, эмоциональный интеллект, креативность, цифровую грамотность, способность к самообучению, инициативность, критическое мышление.

7. Не нужно безоговорочно подчиняться тесту профориентации

Если тест профориентации, который ваш ребенок прошел в школе или в интернете, показал, к примеру, что ему подходят IT-технологии, это не значит, что он проявит себя только в этой сфере. Подобные тесты предлагают возможности, но их результат не приговор. Стив Джобс советовал молодому поколению не заглушать внутренний голос шумом чужого мнения, а прислушиваться к интуиции. Многие исследователи соглашаются, что интуиция помогает принимать верные решения, поэтому родителям не стоит запрещать детям слушать зов сердца.

Бонус: чему учат в школе Илона Маска

В школе не преподают музыку, физкультуру и иностранные языки, потому что Маск считает, что в ближайшем будущем появятся хорошие синхронные голосовые переводчики. Некоторые стандартные предметы образовательной программы остались, например физика, химия, творческое письмо.

Расписание меняется каждый день, его составляют сами дети. Учащимся разрешается изучать все, что угодно: они проектируют роботов, учатся программированию, изучают геополитические проблемы, прогнозируют возможности искусственного интеллекта. Директор школы признается, что им разрешается даже проводить эксперименты с огнеметами Маска.

В школе одобряют самостоятельность, некоторые темы дети изучают с помощью онлайн-ресурсов. Ученики также зарабатывают деньги собственными умениями, например один продает через интернет печенье, которое сам и готовит, а другой создает на заказ сайты. Это отличный совет всем родителям: поощряйте самостоятельность ребенка, его стажировки и подработки. Успех в каком-либо деле будет мотивировать его на дальнейшее развитие.

На сайте школы нет информации о правилах поступления, но можно подать заявку на бесплатное обучение.

Какой из наших советов показался вам самым важным? А какие советы помогли вам найти свое призвание и добиться успеха?

Дети мастерят

Дошкольники: получаем первые навыки

Самый первый шаг к будущей профессии — это детские кружки и занятия: теннис, лепка или фортепиано. Но не стоит думать, что одно увлечение обязательно станет призванием на всю жизнь, говорит психолог Инна Кылымник. Каждый интерес ребёнка даст ему опыт, который в результате поможет выбрать профессию.

Родителям может казаться, что одновременное увлечение конным спортом, флористикой и иностранными языками только запутает ребёнка. Но это не так: каждый вид деятельности будет развивать определённый навык. В итоге это расширит возможности выбора профессии и поможет повзрослевшему ребёнку понять, что ему ближе на самом деле.

Чтобы помочь малышу получить как можно больше навыков и знаний, родители могут:

  • замечать интерес и поддерживать начинания;
  • спокойно относиться, если ребёнок оставил увлечение;
  • обсуждать и подводить итоги: что понравилось, чему научился и почему потерял интерес к какому-то увлечению.

Профи для любой задачи

Начальная школа: играем в профессии

Этот возраст — отличное время, чтобы познакомиться с разными специальностями.

Можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы, в которых рассказывают о профессиях. Или ходить на экскурсии на разные предприятия, расспрашивать сотрудников и знакомиться с оборудованием.

Ну и, конечно, играть. Игры в парикмахерскую, больницу или магазин — именно через них происходит первое знакомство с профессией.

Средняя школа: начинаем тестирование

Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.

Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.

У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс.

Рабочая встреча

Старшие классы: проверяем правильность выбора

К старшим классам большинство школьников уже примерно понимают, чем хотят заниматься. Но, возможно, подросток сомневается, сделал ли он правильный выбор? Анастасия Белова подсказывает, что есть четыре признака, что профессия подходит.

  1. Интересы соответствуют будущей профессии. Например, чтение статей про IT и желание работать программистом.
  2. Представления о профессии совпадают с реальностью. Для этого нужно пообщаться со специалистами из сферы или послушать интервью с ними, почитать статьи.
  3. Есть понимание того, сколько получают специалисты в области. Но при этом величина зарплаты не является основной причиной выбора.
  4. Есть список компаний, в которых хочется работать.

Я советую выпускникам школы выбирать не только профессию, но и конкретное место работы. Это поможет чётко сформулировать цели. Так школьник будет лучше понимать, ради чего учиться в вузе и что ждёт его после.

Что касается денег, то это далеко не лучшая причина для выбора профессии. Самая хорошая и долгосрочная мотивация — это искреннее желание что-либо делать. Спросите подростка: стал бы он работать в этой сфере бесплатно? И если нет, то в какой стал бы?

Бывают ситуации, когда подросток определился, но родители не согласны с его выбором. В таком случае стоит попытаться понять, чем именно продиктован выбор и насколько серьёзно подросток к нему относится. Если он действительно увлечён делом, то родителям, возможно, стоит уступить. В конце концов, работать по этой профессии предстоит не им.

Что делать, если ребёнок не может выбрать

Часто ребенок не может сам сделать выбор. Происходит это по нескольким причинам. Первая: недостаток информации. Такое случается, особенно когда дело касается современных профессий. Иногда родители и сами не знают, чем занимается гейм-дизайнер, маркетолог или UX-редактор. В этом случае стоит поискать среди своих знакомых кого-то, кто мог бы рассказать ребёнку о своей работе. Это полезно ещё и потому, что подросткам часто бывает сложно говорить с родителями на важные темы.

Если ребёнку нелегко открыто обсуждать эту тему с родителями, можно обратиться к психологу. Специалист создаёт безопасное пространство для рассуждения на тему будущего, где можно поговорить о страхах и тревогах по поводу предстоящего выбора.

Второй причиной трудностей с выбором профессии может стать авторитарное воспитание: к мнению ребёнка редко прислушивались, он не привык его высказывать и потому не знает, чем хотел бы заниматься.

Я ребятам, с которыми работаю, говорю: учись так, как считаешь нужным, но будь готов, что в будущем тебе захочется стать самым лучшим и востребованным специалистом, которому платят больше всех, — дети эту фразу очень любят.

Когда ты владеешь информацией, знаниями, ты спокоен, вежлив, любознателен, ищешь доказательства и находишь, умеешь отстоять своё мнение — у тебя всё получится. Ты можешь жить где захочешь, работать сколько захочешь и кем захочешь. И неважно, будешь ты дворником или нобелевским лауреатом. Важно, что ты будешь счастлив.

Читайте также: