Как писали в старину практическая работа оформление предложенных красных строк и заставок

Обновлено: 16.06.2024

Оформление древнерусских книг

№ слайда 1

Оформление древнерусских книг

Чем современные книги отличаются от древних? Чем современные книги отличаются от

№ слайда 2

Чем современные книги отличаются от древних? Чем современные книги отличаются от древних? По каким приметам мы можем определить, что книга древняя?

Переплёт Переплет толстый, тисненой кожей обтянутый, а постучать по нему – звук

№ слайда 3

Переплёт Переплет толстый, тисненой кожей обтянутый, а постучать по нему – звук деревянный слышен будет. И звук не обманывает, потому что из досочек переплет изготовлен, а сверху кожей обтянут, чтобы и досочки, и корешок книги защитить от повреждений. Сбоку же непременно одна или две застежки окажутся (бронзовые замочки на кожаных ремешках), чтобы застегнуть, запереть книгу после прочтения. Нам это даже странно: зачем книгу запирать? А в Древней Руси, бывало, и наказывали читателя за небрежение к рукописной книге, если не застегнул ее по прочтении. Зачем нужно было застёгивать книгу?

Миниатюры Слева почти весь оборот предыдущего листа занимает миниатюра в красках

№ слайда 4

Даже если только одна миниатюра украшает книгу, то рукопись издавна уже получила

№ слайда 5

Заставка А что же на правом листе? Там прежде всего привлекает наше внимание зам

№ слайда 6

Заставка А что же на правом листе? Там прежде всего привлекает наше внимание замкнутая в рамку или свободно зависающая над текстом орнаментированная заставка. В ней то сплетаются ленты и ремни с изображениями фантастических зверей и птиц, то застывают в густом многоцветье листья и травы. А вот строго геометризованные заставки в красках с добавлением золота или черно-белые заставки сложного рисунка, штрихом напоминающие гравюру. Они тоже не существуют все одновременно, орнаментальные стили сменяют друг друга. Но даже в одной рукописи не встретить двух одинаковых заставок. У художников (их в древности называли изографами) не было трафаретов, не повторялись их орнаменты.

Вязь Ниже заставки – целая строчка тянущихся вверх узких малиново-красных букв,

№ слайда 7

Вязь Ниже заставки – целая строчка тянущихся вверх узких малиново-красных букв, которые не сразу и различишь в витиеватом сплетении вертикальных линий. Это как бы еще одна заставка, яркая, привлекающая внимание. Но это уже не только декоративный орнамент, а буквы, сплетающиеся в слова заглавия книги или отдельного сочинения. Только первая строчка заглавия пишется так замысловато вязью, продолжение его уже в следующей строке будет вписано буквами обычного размера и начертания.

Киноварь Заглавие занимает обычно несколько строк, и все они пишутся киноварью (

№ слайда 8

Рассмотрите страницы древнерусских книг Что затрудняет чтение?

№ слайда 9

Рассмотрите страницы древнерусских книг Что затрудняет чтение?

Знаки горизонтальные или наскоком над строкой (титлы) и выносные буквы указывают

№ слайда 10

Знаки горизонтальные или наскоком над строкой (титлы) и выносные буквы указывают на сокращенно написанное слово. Слова эти сначала были связаны в основном с христианскими понятиями божества, чтобы только посвященные, православные, понять могли; потом число их увеличилось для скорости письма.

Устав, полуустав, скоропись Само письмо, начертание букв тоже изменялось с течен

№ слайда 11

Устав, полуустав, скоропись Само письмо, начертание букв тоже изменялось с течением времени. Традиционно считается, что на смену древнейшему почерку – уставу – в конце XIV века пришел полуустав, а с конца XVI века все чаще встречаются книги, написанные скорописью. Эти хронологические границы достаточно условны, поскольку почерки не отменяли друг друга, а сосуществовали. Профессиональный писец одинаково владел искусством полуустава и скорописи. А поскольку каждая буква имела несколько вариантов начертания, то писец мог изменять свой полуустав или скоропись, писать как бы несколькими почерками. Это и понятно, если вспомнить, что в школе, когда учат нас современной скорописи, сколько в классе человек, столько и вариантов почерка получается.

Попробуйте прочитать древнерусский текст

№ слайда 12

Попробуйте прочитать древнерусский текст

Как вычислять время в древнерусских текстах «Написася сия книга Соборник в лето,

№ слайда 13

На чём же писались древнерусские книги? Бумага, изобретенная в Китае в I веке до

№ слайда 14

На чём же писались древнерусские книги? Бумага, изобретенная в Китае в I веке до н.э., еще не попала на Русь, а книги уже существовали. И писались они тогда на пергамене, т.е. на специально выделанной для этих целей коже животных (телячьей, бараньей или козьей).

Книги богослужебные Четьи – книги для чтения Псалтирь Хронограф Евангелие Азбуко

№ слайда 17

Книги богослужебные Четьи – книги для чтения Псалтирь Хронограф Евангелие Азбуковник

Украшение переплёта В музейных витринах можно иногда увидеть роскошные переплеты

№ слайда 18

Украшение переплёта В музейных витринах можно иногда увидеть роскошные переплеты, когда вместо кожи (или поверх ее) доски обтягивались парчой или бархатом, в середине и по углам верхней крышки такого переплета помещались литые или чеканные украшения из золота, серебра, бронзы, иногда драгоценные камни. Это чаще всего так называемые напрестольные Евангелия, книги, используемые при церковном богослужении и предназначенные для общественного обозрения. Столь же роскошно могли оформляться в древности подносные книги царям, великим князьям, именитым боярам или их собственные дарения в монастыри и церкви.

Читайте также: