Как перейти на белую зарплату

Обновлено: 01.05.2024

Давайте поговорим о том, какие преимущества и недостатки разных форматов финансовых взаимоотношений между работником и работодателем есть для обеих сторон в России. Я буду говорить только о собственном опыте. Возможно, в комментариях вы сможете предложить свою точку зрения.

Нужна консультация? Проверенные юристы в B2B магазине Rusbase Для начала давайте разберемся, какие стороны участвуют в деле. Так, одна сторона – это работодатель. В нашем случае это некий управленец в организации. Это важный момент: мы не рассматриваем физические лица отдельно, только как представителя юрлица. Например, генеральный директор, главный бухгалтер или руководитель HR. Другая сторона – это работник. В нашем случае – это либо тот, кто приходит в офис каждый день, либо тот, кто каждый день работает удаленно. В целом физлицо (это важно: физлицо, а не организация), которое выполняет определенную работу по какой-то схеме оплаты.

Каким образом деньги из кармана работодателя могут перекочевать в карман работника и какие преимущества, риски и проблемы все это несет для обеих сторон?

Начнем с неожиданного: не с работодателя, а с работника. Какие способы получения денег наиболее интересны для работника? Как мне кажется, здесь важны два ключевых момента.

Момент первый: работнику важен размер. В России правила всяких социальных штук меняются регулярно, поэтому работники здраво считают, что купюру в кармане ничто не заменит. Соответственно, максимально возможный размер конечных купюр в кармане – первая цель для работника. Например, если в одном из способов он получает сто рублей в карман наличными, а во втором – девяносто в карман наличными, то очень многие выберут первый способ, потому что там – сто!

Меньшее число людей задумается о втором важном моменте. Это – безопасность. Что означает безопасность? Это уровень риска, что работник вновь получит те же самые сто рублей в карман через месяц.

Вот эти две вещи: размер и безопасность. Мне кажется, что все остальное мало кого интересует. Почти никто не думает о пенсиях, мало кто думает о больничных… Так что остановимся на размере и безопасности.

Итак, размер

Размер и количество купюр, которые работник получает от работодателя в карман, напрямую зависят от того, сколько работодатель готов ему дать. Важно: мы сейчас не разбираем, как убедить начальника повысить зарплату, а говорим, что, например, работодатель готов потратить на конкретного сотрудника сто рублей в месяц. Он считает, что этот сотрудник принес ему сто рублей в месяц пользы, и эти сто рублей он готов ему отдавать. Как сотруднику получить максимум из этих ста рублей? Тут есть множество вариантов, давайте их все разберем.

Первый вариант, предполагающий, наверное, наибольшую сумму и наименьшие проблемы для работника, – это когда работодатель берет со своего счета сто рублей, как-то их обналичивает – незаконными серыми схемами – и получает, например, 92 рубля. И все эти 92 рубля он отдает работнику в конверте или стопкой купюр – просто 92 рубля. Это нигде не отражается, никто не знает, что 92 рубля получил этот работник. Это самая большая сумма, как мне кажется. Нет способа сто рублей передать работнику целиком, я его не знаю. Зато я знаю способ передать 92 рубля.

Второй вариант. Например, работник оформляет ИП, то есть получает статус индивидуального предпринимателя, на свое имя, и работодатель ему платит определенную сумму на это ИП за оказанные услуги. В этом случае работник получает, по моим подсчетам (это важно, потому что там сложная система расчетов платежей, социальных, разных единых платежей), примерно 90,5 рублей в месяц. Но там много забот: нужно заводить ИП, сдавать отчетность. Чуть сложнее, но, тем не менее, через ИП наш работник получит 90,5 рублей.

Собственно говоря, других распространенных способов нет. Есть ответвления, интересные, но на самом деле мало используемые. Например, если работник проживает не в России, не является налоговым резидентом России, то он получит все сто рублей, потому что работодатель за него не платит ни НДФЛ, ни в соцфонды. Да, есть такое правило, но для этого придется выехать из России, жить не в России полгода – в общем, сомнительная тема, вряд ли вы будете ее всерьез рассматривать.

Итак, мы получили два варианта: много денег (90 рублей и больше), но небезопасно (я объясню, почему) и мало денег (примерно 67 рублей), но безопасно. Разберемся, в чем заключается безопасность и небезопасность.

Безопасность

Самый безопасный вариант для работника – бессрочный трудовой договор на всю сумму зарплаты. В этом случае, по российскому законодательству, его очень сложно уволить даже на испытательном сроке: надо собирать причины, доказательства, проходить комиссии, работник может обратиться в трудовую инспекцию, в суд, и, скорее всего, все они встанут на сторону работника. Соответственно, самый безопасный вариант – это 67 рублей и трудовой договор. Гражданско-правовой договор менее безопасен. Потому что, с одной стороны, есть точная гарантия того, что заплатят (иначе можно идти в суд). Но, с другой стороны, если такой договор заключен на три месяца, то уже через три месяца вы остаетесь без работы. Есть маленький шанс через суд доказать, что ваш гражданско-правовой договор на самом деле являлся трудовым, но это уже ответвления от общей практики.

ИП – хороший вариант вот почему. Если вы заключили долгосрочный договор с работодателем, то при расторжении договора со стороны работодателя вы сможете подать в суд. Минусы –налоговая служба может решить, что ИП было создано специально, чтобы уйти от налогов, и ваш договор будет трактован как трудовой, вас всех пооштрафуют, кто-то даже может сесть. В целом, это не самый законный способ. Рекомендовать его можно, но будьте готовы к тому, что появится много проблем с юристами и бухгалтерами.

И, наконец, платеж в конверте. Никаких гарантий. Вас могут вышвырнуть, вам могут вообще не заплатить, но зато вы получаете максимальную сумму.

Социальная сторона

Я намеренно не говорил о социальных вещах, теперь давайте их затронем и попробуем понять, что тут происходит.

Первую часть, про работника, обсудили и переходим ко второй части, про работодателя.

Глазами работодателя

С работодателем все намного сложнее. Дело в том, что если я как работодатель готов платить сто рублей за сотрудника в месяц, то для меня размер значения уже не имеет. И вопрос только в коммуникации с сотрудником и безопасности.

Начнем с коммуникации. Моя задача – удержать сотрудника от того, чтобы он от меня сбежал или плохо работал, удержать от того, чтобы он искал работу на стороне, не думая про меня. Для решения всех этих вариантов мне выгоднее платить ему наличными в конверте. Тогда он точно будет знать, что за любую провинность я легко его накажу.

Другой вариант – вынудить сотрудника зарегистрировать ИП. Здесь есть небольшие проблемы с безопасностью (я сейчас про них скажу), но, в целом, вариант тоже рабочий.

Если говорить со стороны коммуникаций с сотрудником, эффективности его работы, нам, конечно, выгоднее вариант с 90 рублями.

Встает вопрос: как мне найти деньги, например, для того, чтобы отдать сотруднику в конверте?

Просто их обналичивать – возникает куча потенциальных проблем с правоохранительными органами. Вариант с ИП (где я вынуждаю сотрудника зарегистрировать ИП) тоже проблематичен – потому что суд или трудовая инспекция могут признать договор с ИП трудовым договором. В этом случае придется задним числом платить налоги, а если там была большая сумма, то гендиректора вообще могут посадить. Если много платежей на ИП со стороны компании – на одни и те же ИПэшки каждый месяц, то налоговая тоже может это отследить сама без всяких обращений со стороны и наказать того, кто этим занимается.

В группу риска в настоящее время, прежде всего, попадают организации, которые платят зарплаты ниже ВЫНОС 1:
– величины прожиточного минимума;
– среднестатистического уровня зарплат по отрасли (по данным Комитета государственной статистики);
– зарплат на аналогичных предприятиях.

Привлечь повышенное внимание инспекторов также могут фирмы, сотрудники которых:
– на предыдущих местах работы зарабатывали намного больше;
– получают оклады, превышающие заработок руководства.

Чтобы избежать проблем с инспекторами, имеет смысл поднять официальные выплаты сотрудникам до не вызывающего подозрений уровня. Делать это нужно, соблюдая следующие меры предосторожности.

Во-первых, главное – не делать резких движений. Повышать зарплату лучше постепенно, в несколько этапов. Во-вторых, каждое увеличение окладов должно быть грамотно оформлено документами. Для этого на каждом этапе необходимо сделать следующее:

1. Издать приказ руководителя о повышении зарплат. В приказе нужно указать новые оклады сотрудников и дату, с которой они действуют.
2. Внести изменения в штатное расписание (на основании приказа руководителя).
3. Оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам. В них надо указывать новые оклады и дату, с которой они установлены. Каждое допсоглашение должен подписать руководитель и сотрудник.

Кроме того, желательно, чтобы повышения зарплат было обоснованно - чтобы налоговики не смогли его использовать как доказательство того, что раньше компания платила зарплаты без налогов.

Причины увеличения фонда оплаты труда укажите в приказе руководителя. Они могут быть как общеэкономическими (повышение уровня инфляции в стране), так и связанными с переменами в деятельности фирмы. К примеру, зарплаты отдельных сотрудников могут повыситься из-за того, что у них увеличился объем работы или появились новые обязанности. Об должны свидетельствовать новые должностные инструкции или дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Замаскировать обеление зарплат можно и кардинальным изменением системы оплаты труда на предприятии. К примеру, дополнением основного оклада сотрудников различными премиями, надбавками и другими стимулирующими выплатами. Объяснить эту меру можно заботой о повышении эффективности труда персонала, а соответственно, об улучшении общих финансовых показателей работы фирмы. Можно даже провести по документам глобальную реорганизацию подразделений компании, утвердив при этом новое штатное расписание с новыми должностями (на которые сотрудники добровольно перейдут со старых). Если целесообразность таких действий будет подтверждена расчетами, планами и отчетами руководителей подразделений и т.п., предъявить претензий налоговые инспекторы, скорее всего, не смогут.

Выбираем безопасный способ снижения зарплатных налогов

НА ПОДЛОЖКЕ

Оцениваем безопасность способов экономии на зарплатных налогах

Все перечисленные способы мы решили оценить по пятибалльной шкале. 5 баллов – способ полностью безопасен, 1 балл – способ очень опасен.

***конец подложки

В-пятых, если одни и те же сотрудники сначала работали у вас по трудовому договору, а затем стали работать по договору аустаффинга, без обоснования деловой цели, то тогда налоговики укажут, что договор аутсорсинга является притворной сделкой (ст. 170 ГК РФ) и переквалифицируют отношения в трудовые (см. например Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2004 г. N А33-6199/04-С3-Ф02-4845/04-С1).

Меры безопасности. Применять схему можно, только тщательно обосновав деловую цель перевода сотрудников. Главная задача здесь – доказать, что затраты на услуги аутстаффинга необходимы фирме вовсе не для уменьшения налогов. А для того, чтобы получить доход или решить какие-либо другие экономические, юридические или управленческие задачи (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Допустим, фирма меняет штатных менеджеров на внештатных. Деловая цель этого мероприятия может заключаться в повышении эффективности труда наемных работников. Особенно если, работая в штате, сотрудники получали фиксированный оклад, а после перевода на самостоятельную работу их заработок стал зависеть от результатов их труда. Да и ответственность у них стала выше. Если фирма докажет, что все что положительно отразилось на финансовых результатах деятельности компании и подкрепит это реальными цифрами, отчетами и т.п., то судьи, скорее всего, ее поддержат (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. № А56-20964/03 и от 20 июня 2005 г. № Ф04-3725/2005(12156-А46-26)).

При этом трудовые договоры и должностные инструкции сотрудников нужно переделать в полном соответствии с изменившимися условиями их труда. А в штате основной фирмы лучше не оставлять сотрудников, выполняющих такие же функции, как и внештатники.

Способ 2. Гражданско-правовые договоры вместо трудовых

Суть способа. Вместо трудовых фирма заключает с работниками гражданско-правовым договоры. Выплаты по ним не облагаются ЕСН в части взносов в ФСС России (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

Риски. Эту схему инспекторы давно знают, поэтому очень внимательно изучают условия гражданско-правовых договоров. ВЫНОС 3 И усердно ищут в них признаки трудовых отношений. Обнаружив их, налоговики обращаются в суд с просьбой переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые. И есть случаи, когда судьи их поддерживают (пример – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2004 г. № А33-6199/04-С3-Ф02-4845/04-С1).

Меры безопасности. В принципе, возможность использовать эту схему осталась. Но при очень внимательном подходе к оформлению договоров подряда. В этих договорах не должно быть никаких намеков на трудовые отношения (их признаки перечислены в статье 57 Трудового кодекса РФ). В частности, в них нельзя указывать должности сотрудников. Кроме того, внештатников лучше не обязывать выполнять длительную работу, в которой важен процесс, а не результат. Лучше сказать, что исполнитель оказывает фирме услуги (ограниченные объемом или временем) или производит разовые работы по конкретным поручениям.

Для выполнения конкретных работ, услуг, заказчик должен оформлять отдельные поручения. В конце месяца подрядчики должны оформлять отчеты о выполненных ими работах, указывая на исполнение поручений. А фирма оплачивает им труд на основании актов приемки-передачи. И естественно, в гражданско-правовых договорах не надо предусматривать положения о соблюдении работниками трудового распорядка и выполнении ими требований руководителя. Не должно там также быть обязанности компании обеспечивать условия труда и социальные гарантии в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Суть способа. По трудовым договорам фирма начисляет лишь небольшую часть зарплаты. А большую часть выплат проводится по гражданско-правовым договорам. За счет этого фирма экономит на ЕСН в части взносов в ФСС России (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

Риски. Во-первых, само по себе заключение договоров подряда со штатными сотрудниками налоговые инспекторы считают подозрительным (письмо УМНС России по г. Москве от 5 апреля 2005 г. № 21-08/22742).

Подтверждения этого инспекторы могут найти и в пункте 21 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Она запрещает включать в расходы выплаты работникам, не указанные в трудовых или коллективных договорах. Свое мнение о трактовке этого пункта сотрудники Минфина России высказали в письме от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/382. И это мнение – не в пользу фирм. Оспорить же его будет достаточно сложно. Реальных примеров подобных споров в арбитражной практике пока нет.

Способ 4. Компенсации за просрочку выплаты зарплаты

Суть способа. Фирма оформляет часть начислений работникам как выплату компенсаций ВЫНОС 4 за несвоевременную выплату заработной платы (ст. 236 Трудового кодекса РФ). Размер компенсации фирма может установить в коллективном договоре (но он не должен быть меньше 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки).

Выплаты таких компенсаций не облагаются НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 27 октября 2004 г. № 03-05-01-04/61).

Суммы компенсаций чиновники из Минфина России отказываются признавать уменьшающими налогооблагаемую прибыль, так как, по их мнению, они не соответствуют условиям статьи 255 Налогового кодекса РФ (письма от 12 ноября 2003 г. № 04-04-04/131 и от 27 октября 2004 г. № 03-05-01-04/61). Согласившись с ними, фирма получает возможность не платить ЕСН в соответствии с пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ. Если же компания готова поспорить, она может все же учесть компенсацию в налоговых расходах – на основании подпункта13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Суммы штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств этот пункт позволяет отнести на внереализационные расходы. Начислять ЕСН при этом случае также не надо (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ).

Риски. Обнаружив, что фирма систематически начисляет компенсации, имея при этом возможность платить зарплату в срок, они обвинят ее в уклонении от налогообложения.
За задержку выплаты зарплаты более чем на два месяца директору грозит уголовная ответственность (ст. 145 Уголовного кодекса РФ).
Если фирма учтет суммы компенсации при налогообложении прибыли, то право на это ей, возможно, придется отстаивать в суде.

Меры безопасности. С помощью этого способа можно оформлять нерегулярные выплаты сотрудникам. При этом безопаснее всего платить компенсацию по минимальной ставке. А если и увеличивать ее, то в разумных пределах. Ведь по логике фирма не должна быть заинтересована в том, чтобы платить своим работникам повышенные санкции за нарушение условий договоров с ними.

Способ 5. Выплаты, не учитываемые в расходах при расчете налога на прибыль

Риски. Прежде всего, не забывайте: не включать в расходы при налогообложении прибыли поощрения за результаты работы, вознаграждения по итогам года или любые другие стимулирующие выплаты ни в коем случае нельзя! Если инспекторы поймут, что выплаты премий каким-то образом связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, они обратятся в суд, чтобы переквалифицировать их в зарплату и доначислить фирме ЕСН. И судьи с ними согласятся (постановление Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106).
Подозрительными выглядят и случаи, в которых фирмы выплачивают премии за счет чистой прибыли с регулярностью зарплат. К тому же если при этом суммы этих премий в несколько раз превышают официальные оклады работников (постановление ФАС Уральского округа от 4 октября 2004 г. № Ф09-4129/04АК).

Кроме того, учтите: платить непроизводственные премии выгодно только в том случае, если в периоде, в котором они начислены, по данным налогового учета у фирмы нет прибыли. В противном случае, снизив ЕСН на 26 процентов от этих выплат, фирма на 24 процента от них же увеличит платежи по налогу на прибыль. В итоге общая экономия получится незначительной.
Но здесь подстерегает еще одна опасность. Дело в том, что формально законодательство не запрещает выплачивать работникам нетрудовые вознаграждения при убыточных показателях отчетности. Однако, по мнению Минфина России, фирмы должны платить такие премии за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов (письмо Минфина России от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/468). Поэтому инспекторам могут заинтересоваться источниками, за счет которых фирма начислила сотрудникам нетрудовые доходы.

Меры безопасности. Налоговики очень внимательно изучают причины, по которым фирмы не включают выплаты работникам в налоговые расходы фирмы.

Чтобы избежать претензий инспекторов, имейте в виду: выплаты производственных премий не должны быть систематическими, а суммы премий не должны существенно превышать официальные оклады сотрудников.

Способ 6. Подарки и материальная помощь

Суть способа. Часть зарплаты сотрудников компания оформляет в виде подарков или материальной помощи. С суммы подарков, не превышающей 4000 рублей в год на одного человека, не нужно удерживать НДФЛ. В таком же размере не облагается налогом на доходы физлиц и материальная помощь (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Суммы подарков и матпомощи не облагаются и ЕСН (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ).

Еще налоговикм может не понравиться, что фирма выдает подарки не в натуральной, а в денежной форме. По их мнению, льгота по НДФЛ предусмотрена только для подарков в натуральной форме. Ведь предметом дарения являются вещи и имущественные права (ст. 572 Гражданского кодекса РФ). Однако арбитражные судьи так не считают. Они указывают инспекторам на статью 128 Гражданского кодекса РФ. Из нее следует, что подарок может быть как натуральным, так и денежным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 февраля 2006 г. № А05-13852/2005-19). Подтверждает это и письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. № 03-05-06/176.

Выплата материальной помощи может вызвать подозрения, если все работники получат ее в один и тот же день или по одному и тому же основанию.

Кроме того, отметим такой момент. После снижения ставки ЕСН до 26 процентов стало не выгодно уменьшать ЕСН за счет тех выплат, которые не учитываются при расчете налога на прибыль. Это выгодно только в том случае, если в налоговом учете у фирмы – убыток.

Способ 7. Компенсация за разъездной характер работы

Суть способа. Работникам, которые часто ездят в служебные поездки, фирма оформляет часть зарплаты в виде компенсаций за разъездной характер работы (ст. 168.1 Трудового кодекса РФ). Перечень сотрудников, которые имеют право на такие возмещения, фирма вправе установить самостоятельно.

Суммы компенсаций за разъездной характер работы можно учесть при расчете налога на прибыль – в размерах, установленных фирмой локальном нормативном акте, трудовых или коллективном договорах. При этом их не нужно облагать никакими зарплатными налогами (письма Минфина России от 21 августа 2006 г. № 03-05-02-04/130, от 29 августа 2006 г. № 03-03-04/1/642 и от 29 августа 2006 г. № 03-05-01-04/252).

ВЫНОС 4 Не выплатив зарплату в срок, компания обязана начислить сотрудникам компенсацию – независимо от причин, по которым произошла задержка (ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Зачем легализовывать зарплату

Благодаря легализации заработной платы работодатель и главный бухгалтер получают минимум два бонуса.

Во-первых, уменьшается риск быть привлеченными к уголовной ответственности по статьям 198 и 199 Уголовного кодекса РФ за уклонение от уплаты налогов. А это ни много, ни мало — от 100 000 руб. штрафа или от года тюрьмы для должностного лица. Во-вторых, повышается престиж организации (индивидуального предпринимателя), а, значит, и доверие со стороны партнеров и государственных контролирующих структур.

Проблема № 1. Дополнительный НДФЛ к уплате в бюджет

В связи с полной легализацией денежных выплат работникам у фирмы (индивидуального предпринимателя) возникают новые обязательства по уплате налога на доходы физических лиц. Причем данные расходы придется нести определенным людям, которые связаны с конкретной организацией (индивидуальным предпринимателем) и являются ее собственниками либо сотрудниками.

Значит, помимо чисто финансовых вопросов, придется иметь дело с конфликтом интересов. К этому следует быть готовыми и физически, и морально.

С денежной точки зрения возможны три варианта. Рассмотрим каждый из них подробно.

Новые денежные расходы ложатся на плечи работника

В реальной жизни это означает, что для работодателя ничего не изменится, а работник будет приносить домой меньше денег, чем ранее. Потому что из его обычной зарплаты вычтут причитающуюся к уплате в бюджет сумму НДФЛ. Поясним на примере.

После полной легализации фактическая заработная остается на прежнем уровне (20 000 руб.), официальная — те же 20 000 руб., но с учетом НДФЛ по ставке 13 процентов, который считается со всей суммы (2600 руб.). Следовательно, реальный доход работника составит:
(20 000 руб. — 2600 руб.) = 17 400 руб.

В итоге, получается, что на руки сотрудник будет получать на 2210 руб. меньше (19 610 руб. — 17 400 руб.). А работает он по-прежнему добросовестно и полный день. Объяснять, как такой подход скажется на психологическом настрое коллектива и его лояльности к работодателю, не надо. Отрицательный эффект очевиден. Поэтому использовать первый вариант не рекомендуется.

Новые денежные расходы ложатся на плечи работодателя

Работодатель может увеличить заработную плату таким образом, чтобы реальный доход работника не изменился. В этом случае он берет на себя расходы, связанные с увеличением НДФЛ к уплате и возникшие из-за полной легализации.

Возьмем условия первого примера и посчитаем все по-новому. Новая зарплата (Нов. З.П.) должна перекрывать реальную заработную плату, которую ранее получал сотрудник (19 610 руб.), и 13-процентный налог с нее. Составляем уравнение:
Нов. З.П. = 19 610 руб. + (Нов. З.П.) х 0,13.
Отсюда Нов.З.П. = 22 540 руб.

Таким образом, чтобы полностью взять на себя расходы, связанные с легализацией зарплаты, работодатель должен поднять оклад с 20 000 до 22 540 руб. При этом его дополнительные расходы составят 2540 руб.

Здесь необходимо помнить, что при использовании обычной системы налогообложения расходы на оплату труда можно учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (ст. 255 Налогового кодекса РФ). Облагаемый доход уменьшится на 2540 руб. и с него не надо платить налог по ставке 24 процента. Экономия составит 609 руб. (2540 руб. х 0,24), а потери работодателя — 1 931 руб. (2540 руб. — 609 руб.).

Для организаций, применяющих УСН и ЕНВД, данная льгота недоступна. Ведь с учетом их специфики включение заработной платы в состав расходов, уменьшающих единый налог, невозможно.

Данный вариант — самый реальный. Но для компании (индивидуального предпринимателя) он затратен и требует финансовой подготовки.

Новые денежные расходы делятся поровну

Коллектив и работодатель могут договориться, что новые расходы, связанные с уплатой НДФЛ, они делят между собой. Для направления мыслей работников в нужное русло руководство может использовать такие аргументы, как более высокая пенсия в будущем, беспрепятственная выдача справок, необходимых для получения виз, кредитов, и т.п.

Пожалуй, это самый сложный вариант легализации. Но и самый честный. Ведь в прозрачности финансовых взаимоотношений заинтересованы обе стороны. Здесь потребуется выдержка, понимание и готовность к переговорам, возможно, длительным, и работодателя, и всех работников. Однако попробовать стоит.

Проблема № 2. Дополнительный ЕСН к уплате в бюджет

Бухгалтерия должна сделать точный расчет планируемой легализации заработной платы в разрезе трех налогов — НДФЛ, налога на прибыль и ЕСН (с учетом возможности применения регрессивной шкалы). Не исключено, что экономические потери организации (индивидуального предпринимателя) окажутся незначительными. Возможно, их не будет вовсе.

Проблема № 3. Повышенное внимание налоговиков

Привлеченные значительным повышением уровня оплаты труда, представители налоговых органов могут начать сбор доказательств, что ранее компания (индивидуальный предприниматель) платила зарплату без начисления налогов. Неприятные вопросы обеспечены в любом случае.

В заключение отметим, что переход к полной легализации заработной платы в стране является тенденцией. Чем скорее организация (индивидуальный предприниматель) начнет заниматься этим вопросом, тем лучше.

Грядет новая ответственность

Обновленная редакция статьи 199.1 переводит неисполнение обязанности налогового агента по перечислению ЕСН и НДФЛ в категорию тяжких и устанавливает наказание в виде 500 000 руб. штрафа либо шести лет тюремного заключения. Причем независимо от размера неперечисленной суммы. Напомним, что сейчас согласно указанной норме Уголовного кодекса РФ нарушителю грозит санкция в размере 300 000 руб. и два года лишения свободы. И то лишь в случае крупной недоплаты.

Если данные поправки будут приняты, неуплата любой, даже самой незначительной, суммы налога будет жестко караться. На ум невольно приходит плачевная ситуация с оформлением на работу иностранных работников. А ведь все мигом изменилось, как только с января 2007 года ввели штрафы за каждого нелегального гастарбайтера до 800 000 руб.

Источник: журнал "Спутник главбуха"

белая зарплата - это

По этой причине хотелось бы знать, как работают все эти схемы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Понятие белой зарплаты

Необходимо знать, что в законодательстве не существует зарплат различных оттенков.

понятие

По закону зарплатой считается одна – официальная, установленная четвертым разделом Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Работнику должны назначаться выплаты не меньше прожиточного минимума.
  • Зарплату работник должен получать два раза в месяц, не менее.

Помимо этого, существуют регламенты, по которым сотрудник должен платить налог со своего дохода в размере 13-30%.

Белой зарплатой считается официальная выплата денежных средств за труд, и величина ее согласуется с законами Российской Федерации.

Ее признаки

  1. Суммарное число заработка прописано в трудовом договоре, приказе, и подобных документах предприятия.
  2. Заработные платы зафиксированы в документах бухгалтерии.
  3. Когда работник получает выплаты, ему доступна информация обо всех расчетах, доплатах и штрафах.
  4. Зарплата выплачивается по соглашению с профсоюзами организации.
  5. Денежные средства перечисляются работнику на его карту, либо он может получить их в кассе организации.

Из чего состоит?

состоит

Официальная зарплата делится на сдельную и повременную. Начисления повременной зарплаты производятся на основании фактически отработанного времени. В состав повременной зарплаты входят премиальная часть и оклад. Выполненные нормативы на предприятии оказывают влияние на данный вид зарплаты.

Сдельный заработок выплачивается, учитывая число выполненных единиц.

  • Премиальная часть.
  • Оклад.
  • Различные доплаты (за отработанные годы на предприятии, квалификацию, и т.д.)
  • Выплаты за листок нетрудоспособности.
  • Выплаты за отпуск.
  • Другие начисления, которые предусмотрены на данном предприятии.

Плюсы и минусы для работника и руководителя

Белая зарплата имеет свои достоинства и недостатки. Они касаются, как начальника, так и подчиненного. Обратим внимание на них по порядку.

плюсы и минусы

Для работодателя неоспоримым плюсом официальной зарплаты является ее легальность. Если работодатель осуществляет выплаты согласно закону, то он может спать спокойно. Выплачивая белую зарплату, работодатель гарантирует себе хорошую репутацию, отсутствие рисков и отсутствие проблем во взаимоотношениях с работником.

  1. Бухгалтерии необходимо соблюдать серьезную отчетность, т.к. налоговая нагрузка увеличивается.
  2. Нужно выполнять условия, согласно законодательству, и исполнять свои обязанности перед подчиненными.
  3. Выплата денежных средств является отличным методом стимулирования работников, но если зарплата фиксированная, то манипулировать трудящимися становится затруднительно.
  4. Если организация существует с конкретным количеством человек в штате, то руководителю будет затруднительно пригласить нового сотрудника на временную работу.

Черная, серая зарплата и в конверте – что это такое?

Черной зарплатой считаются заработанные в организации средства, которые выдаются трудящимся без документального подтверждения.

что это?

При таком обстоятельстве руководитель пытается уменьшить количество налогов, по этой причине он утаивает от налоговых органов факт выдачи зарплаты трудящимся. Аналогичной является и зарплата в конверте.

Серой зарплатой называется совмещение белой и черной зарплаты. При этом обстоятельстве трудящиеся и руководитель договариваются между собой о том, какая сумма денежных средств будет положена работнику. Часть заработка остается открытой, остальное скрывается.

Во внутренних документах предприятия фиксируется сумма официальной зарплаты, а остальная часть денежных средств выдается трудящемуся на руки без официальных подтверждений.

  • Если возникнут спорные ситуации, либо денежные затруднения, то руководитель может легко урезать заработок сотрудника.
  • Декретный и обычный отпуск, а также больничный оплачиваются работодателем, исходя из официального заработка.
  • Если сотрудник захочет взять кредит, то он должен понимать, что в документах будет прописана только официальная часть зарплат.
  • В ПФ перечисляются лишь минимальные взносы.

в конверте

Минусы серой зарплаты для руководителей состоят в том, что если проверки выявят нарушения, то это повлечет за собой штрафы, а также привлекут к ответственности по статье. Помимо самого работодателя, наказание будут нести и кадровики, а также бухгалтеры.

При этом штрафы могут доходить до 300 000 рублей, а свободы можно лишиться до двух лет. Если нарушения будут очень крупных размеров, то лишиться свободы можно до шести лет. Сумма штрафа также будет намного больше.

Как доказать черную и серую заработную плату в суде?

Если работодатель выплачивает черную зарплату, то сотрудник может сообщить об этом в определенные органы.

Такими органами являются: прокуратура, налоговая служба и трудовая инспекция. Многие сотрудники опасаются жаловаться на черную зарплату, т.к. полагают, что и их привлекут к ответственности. Но, это не так. Отвечать за это придется только работодателю и некоторым другим лицам (бухгалтеру, кадровику), но не подчиненному.

в суде

Если подчиненный вступил в конфликт с руководителем, то ему можно обратиться в суд, чтобы отстоять права. Согласно практике, сотрудник имеет больше шансов составить нужные доказательства при работе в организации. Поэтому увольняться в такой момент не рекомендуется.

  • Попытаться дома найти газету, где было объявление, по которому сотрудник пошел устраиваться на данную работу. Обычно в объявлениях прописывают размер заработной платы, что и станет хорошим доказательством.
  • Получить подтверждение профессиональных ассоциаций. Во многих городах существуют ассоциации консультантов и специалистов по подбору кадров. Можно обратиться в данную ассоциацию, при этом есть шанс, что начальство данной ассоциации сочтет нужным делегировать представителя в суд.
  • Собрать важные бумаги руководителя в качестве доказательства (ведомости о выплатах, расчетные листки, непосредственно конверты свои и других работников).
  • Аудио или видеозаписи с доказательствами.

С полученной информацией можно обращаться в суд, чтобы отстаивать свои права. Только необходимо помнить, что компенсации морального вреда не получится. Такое взыскание характерно при нарушении имущественных прав трудящихся.

Судебная практика.
Имея на руках справку 2-НДФЛ Иванов И.И. обратился в суд для затребования от работодателя уплаты ЕСН с черной части заработной платы. После проверки следственного комитета работодатель не стал оспаривать выставленные требования и, не дожидаясь решения суда, добровольно оплатил долг по ЕСН в размере больше 30 000 рублей.

Платят чистыми – это как?

Большинство работников обращают внимание на то, что полученная сумма денежных средств отличается от цифры в бухгалтерских начислениях. Необходимо понимать, в чем же заключается отличие.

Официальные работники должны платить налоговые взносы государству. В результате выходит так, что гражданин получает на руки меньше денежных средств, чем было указано в ведомости изначально.

Оклад сотрудника может выгодно отличаться. Некоторые трудящиеся, помимо основной работы, могут выполнять дополнительный труд, который будет также вознагражден.

Исходя из всего этого, чистая заработная плата является вознаграждением, которое полагается трудящемуся за минусом всех налоговых сборов с учетом всех доплат от руководителя.

Больше о белой и черной зарплате узнайте из видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Также рекомендуем к прочтению:

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта В Контакте или Твиттере. Подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Читайте также: