Как организуется работа по надзору за исполнением законов судебными приставами в органах прокуратуры

Обновлено: 14.05.2024

Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов. Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г. относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.

Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).

В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.

В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:

  • Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
  • Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
  • Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
  • Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
  • Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.

Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.

Содержание рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.

Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.

Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.

К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:

  • Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
  • главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
  • старшие судебные приставы с судебными приставами.

Задачи судебных приставов

Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
  • осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
  • исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.

Две группы судебных приставов

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  • суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  • Конституционный Суд России;
  • Верховный Суд России;
  • Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  • обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  • защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
  • обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.

Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.

Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  • соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  • исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  • соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
  • соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.

Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • осуществление исполнительного производства;
  • окончание исполнительного производства.

У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:

  • вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
  • запрос необходимых сведений, проведение проверок;
  • проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
  • наложение ареста на имущество и пр.

При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:

  • обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
  • наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
  • принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
  • принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.

Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Содержание данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:

  • поддержания общественного порядка;
  • предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
  • обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.

Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.

Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.

Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.

Пределы прокурорского надзора

Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно. Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.

Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..

Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами заключается в том, чтобы служба судебных приставов осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), подведомственная Министерству юстиции РФ, территориальные органы и их должностные лица - судебные приставы. Органы ФССП России представляют единую централизованную систему, возглавляемую Федеральной службой судебных приставов. Ей подчинены территориальные органы (управления, отделы), действующие на территории субъектов РФ, районов, городов, имеются межрайонные и специализированные подразделения ФССП России.

В число должностных лиц, деятельность которых поднадзорна прокурорам, входят: Главный судебный пристав РФ (им является директор ФССП России), его заместители; главные судебные приставы субъектов РФ (ими являются руководители территориальных органов ФССП, действующие на территории субъектов РФ) и их заместители; старшие судебные приставы и судебные приставы.

Сущность рассматриваемой отрасли надзора состоит в том, чтобы с помощью методов и средств прокурорского реагирования обеспечить законность в деятельности судебных приставов, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства граждан, вовлекаемых в сферу деятельности судебных приставов. Таким образом, надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов.

- законности принимаемых решений;

- своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения и другие.

Основными задачами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются:

- обеспечение законности в их деятельности;

- защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Задача обеспечения законности в деятельности прокурора связана с обеспечением:

- законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ;

- соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;

- соответствия законам решений судебных приставов [37].

Вместе с тем здесь следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен предусматривать и обеспечивать защиту судебного пристава от необоснованных обвинений и посягательств на него, как на должностное лицо, как на государственного служащего [30].

Полномочия прокурора и организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами.

Концепция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не отличаются заметной спецификой и по сути своей являются общенадзорными, т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

- проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;

- поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов;

- вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);

Прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов. Могут они также поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение последним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законов), с направлением его в соответствующий суд для принятия решения.

Как правило, основанием для оспаривания прокурорами бездействия судебных приставов-исполнителей служит непринятие мер по исполнению исполнительного документа, в том числе:

- не направление запросов в регистрирующие органы;

- не наложение ареста на имущество должника;

- не проведение проверки имущественного положения должника;

- не объявление розыска должника или его имущества;

- не проведение проверки кассы должника-организации [32]:

Так, районным судом города Кемерово рассмотрено заявление прокурора о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного листа о взыскании алиментов, поданное в защиту интересов несовершеннолетнего Г. судом установлено, что алименты с должника не взыскивались с момента возбуждения исполнительного производства, меры принудительного исполнения не применялись, место нахождения должника и его имущества не установлено. Прокурором было внесено представление об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве руководителю УФССП по Кемеровской области – главному судебному приставу Кемеровской области, который, в свою очередь, направил поручение о постановке исполнения данного исполнительного производства на контроль начальнику отдела – старшему судебному приставу. Однако какие-либо меры по исполнению исполнительного документа предприняты не были. С учетом указанных обстоятельств бездействие судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного листа о взыскании алиментов признано незаконным [33].

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление исполнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя законным требованием прокуроров может являться основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении.

Исполнительный процесс представляет крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы [38].

Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов (постановлений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве. При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

Меры прокурорского реагирования должны применяться в случаях, когда нарушены права несовершеннолетних детей, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан [32].

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. Если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представления прокурорами вносятся в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

Возможно использование и такое средство, как предостережение о недопустимости нарушения закона.

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и так далее), прокурор возбуждает уголовное дело.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не могут применяться в случаях наличия спора о гражданском праве (например, при включении в опись имущества, принадлежащего третьим лицам). В этом случае прокурору следует обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи в пользу заинтересованных лиц или рекомендовать им сделать это самостоятельно. Не входит в предмет рассматриваемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП России по уголовным делам, отнесенным УПК к их компетенции (п. 4 ч 3 ст. 151 УПК РФ), поскольку процессуальная деятельность является предметом другой отрасли надзора - надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Можно сделать вывод, что круг полномочий прокурора достаточно широк и в организации работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Проведение проверок исполнения законов судебными приставами

В процессе проверки прокурор выясняет:

– было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;

– выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;

– соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника и другие.

Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо в случаях:

– когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей;

– когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления;

Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений [27].

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа и порядка их исполнения, порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства.

– соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество);

– каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).

– формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства;

– его целевое использование;

– соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме;

– каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника);

–привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители [30].

Перед началом проверки обычно в соответствующем суде и территориальном органе ФССП следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также проанализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, каждая проверка носит индивидуальный характер.

В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изучить. Это могут быть журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы и т.д.; различные постановления и акты.

Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Представляется, что по каждому случаю применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

- исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;

- исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;

- исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

- оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;

- удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами органы прокуратуры не только надзирают за исполнением ими законов, но осуществляют и деятельность по защите прав человека и гражданина. На современном этапе указанный вид деятельности прокуратуры остается важной задачей органов прокуратуры, так как из-за недостаточно эффективной судебной защиты, в том числе длительного рассмотрения дел, по-прежнему большое количество граждан обращается в органы прокуратуры с просьбой обеспечить защиту их законных прав.

Прокурорский надзор за судебными приставами, это разновидность слежения соответствующих органов за законной деятельностью государственных органов в выполнении приговоров по итогам суда, так как конфискация имущества возложена на исполнителей суда.

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:


Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.


Отсюда вытекает, что контроль законности мероприятий, проводимых служащими судов важен для контроля последних в их законной деятельности, а также для сохранности прав и интересов лиц, дело которых находится в суде.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.


При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

Задачи и объекты прокурорского контроля

В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:

  • Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
  • Соответствие догмам решений, принятых приставами;
  • Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.

Объектами надзора прокуратуры выступают:

  • Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
  • Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.

Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:

  • Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
  • Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.

Предмет данного надзора

Предметом контроля над исполнением законов является:

  • Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
  • Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
  • Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.

Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.


В данный перечень входят такие действия:

  • При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
  • Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
  • Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
  • Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
  • После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.

В частности к прокурорским полномочиям относятся:

  • Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
  • Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
  • Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
  • Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.

Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.

Организация мероприятий


Эффективность надзора за исполнением законов судебными приставами на 100% зависима от четкого планирования, связанных с ним мероприятий определенными сотрудниками прокуратуры – помощников прокурора или его заместителя.

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:

Также с целью проведения качественных мероприятий:

  • Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
  • Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
  • Разрабатывается план мероприятия;
  • Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.


Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.


Важно: определяя меры борьбы, прокурор обязан брать за основу положения из Закона о прокуратуре и постановления Генерального прокурора, а также полагаться на личные соображения в борьбе с преступлением, исходя из сложившейся ситуации.

Заключение

Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Все большую актуальность приобретает проблема неисполнения судебных решений и актов иных органов в области различных правонарушений: семейных, имущественных, административных, трудовых и т. д. При этом указанные решения не исполняются не только ответчиками, но и другими лицами, которые обязаны осуществлять исполнение требований суда и других органов. Особо важный аспект контроля за указанными действиями - прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов.

Сущность деятельности приставов

Необходимость в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами появилась в связи с упразднением в 90-х годах прошлого века приставной исполнительной системы и появление соответствующей федеральной службы.

Сотрудник ФССП

Чтобы определить сущность работы приставов, необходимо исходить из правовой нормативной базы и целей работы данного органа.

Правовая основа надзора прокуратуры

В перечень нормативных правовых актов, которые регулируют прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, входят следующие документы:

Также эти вопросы частично рассматриваются УПК, ГПК, АПК, УИК и другими актами правового характера.

Сущность прокурорского надзора

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами - это деятельность уполномоченных лиц по осуществлению проверки законности действий органов, организаций и физических лиц.

Прокурор в суде

Также они осуществляют контроль за своевременностью совершения действий исполнительного характера, применением принудительных мер к определенным гражданам, соблюдением прав, интересов и свобод граждан, уважением достоинства и чести, а также иных действий, касающихся работы приставов и связанных с ними лиц.

Объекты надзора и его органы

Основной объект прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами – это Федеральная служба, которая подчиняется Министерству юстиции. Также в объект включены все территориальные органы этого типа и их сотрудники – приставы-исполнители.

Органы российской ФССП – это централизованная единая система, которую возглавляет Федеральная приставная служба. В ее подчинении находятся органы территориального типа (отделы и управления), которые действуют в каждом российском субъекте, районе, городе. Также в систему органов включены специализированные и межрайонные подразделения службы.

Должностными лицами отделов являются:

  • Главный российский судебный пристав – директор ФССП;
  • заместители директора;
  • главные приставы в субъектах - руководители органов территориального уровня;
  • заместители руководителей;
  • старшие приставы;
  • судебные приставы.

Задачи службы судебных приставов

ФЗ Об исполнтиельном производстве

В функции судебных приставов входят:

  1. Обеспечение установленного законом порядка работы органов суда на высшем уровне (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также арбитражных судов и органов общей юрисдикции).
  2. Осуществление исполнения актов судов, иных органов и их должностных лиц в принудительной форме (например, добровольных соглашений о выплате алиментов, удостоверенных нотариусом, или актов по административным делам).
  3. Исполнение норм законодательства о судопроизводстве по уголовным делам, если они отнесены Уголовным процессуальным кодексом к подследственности ФССП и ее органов.

Категории судебных приставов

Для полного раскрытия темы прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов важно понимать, на какие категории делятся сотрудники ФССП. Законодательством установлено разделение судебных приставов на две категории:

  • приставы-исполнители;
  • приставы, обеспечивающие установленный порядок работы судов.

Первые занимаются принудительным исполнением актов судебных и иных органов, их должностных лиц. Их деятельность является обеспечительной, так как связана с принуждением исполнения судебных решений (а также актов других органов и уполномоченных лиц) и совершением правомерных действий для обеспечения быстрого и эффективного закрытия исполнительного производства.

Сотрудники второй категории исполняют обязанности по обеспечению порядка в зале заседаний при ведении дел в судах всех уровней. В их полномочиях входит обеспечение общественного порядка в помещениях и зданиях, пресечение преступлений и иных правонарушений. Их деятельность носит правоохранительную функцию.

Задачи прокурорского надзора

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов являются следующие:

  1. Обеспечение принципа законности в работе приставов в судах и отделах ФССП.
  2. Защита интересов и прав граждан и организаций, в отношении которых было возбуждено производство исполнительного характера.
  3. Обеспечение установленного законом порядка работы судов, а также надлежащей реализации судебных решений.

Прокурор в кабинете

Напрямую предмет надзора в данной сфере в законе о прокуратуре не определен. Здесь учитываются задачи, которые возложены на приставную службу, и правовое положение должностных лиц. Таким образом, предмет надзора – это исполнение правовых норм и законов сотрудника службы судебных приставов.

Направления

Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей и сотрудников ФССП в судах осуществляется в следующих направлениях:

  • соблюдение определенного законом порядка исполнения актов судов, иных органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке;
  • исполнение правовых норм в процессе обеспечения нормальной работы судов и их сотрудников;
  • соблюдение интересов и прав граждан и организаций;
  • проверка издаваемых сотрудниками приставной службы актов нормам законодательства.

Суть исполнительного производства

Одно из направлений прокурорского надзора за судебными приставами-исполнителями – проверка соблюдения норм права сотрудниками ФССП при ведении исполнительного производства. В связи с этим важно рассмотреть, что это за понятие, и что в него входит.

Производство исполнительного характера – порядок реализации актов судов, других органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке с целью защиты нарушенных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц.

Приставы у квартиры

Принудительное исполнение осуществляется в отношении актов, которые обязывают должников передавать другим организациям, гражданам или соответствующему бюджету имущество и финансовые средства, либо совершить в пользу указанных лиц какие-либо действия (или воздержаться от них).

Производство исполнительного типа – это сложный процесс, который является заключительной стадией взыскания. В него входят:

  • вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • совершение действий по взысканию;
  • вынесение постановления об окончании исполнительного производства.

Полномочия приставов в исполнительном производстве

Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами производится в отношении законности выносимых сотрудниками ФССП актов и за их действиями.

После того как судебный пристав вынес постановление о том, что исполнительное производство возбуждается в отношении конкретного гражданина или организации, его полномочия включают следующие действия:

  1. Вызов сторон производства (взыскателя, должника).
  2. Направление запросов в различные органы и организации о предоставлении сведений о должнике и имеющемся у него имуществе.
  3. Проведение проверок.
  4. Посещение нежилых и жилых помещений должника для выявления его имущественного положения и вещей, подлежащих изъятию в счет уплаты задолженности.
  5. Наложение ареста на счета и имущество субъекта.
  6. Реализация имущества на торгах с дальнейшем передачей вырученных денег взыскателю.
  7. Выселение из занимаемого жилого объекта за долги.
  8. Совершение иных действий, которые направлены на исполнение соответствующего решения уполномоченного органа в принудительном порядке.

Согласно нормам законодательства, должнику предоставляет пять дней для того, чтобы в добровольном порядке исполнить требования, указанные в постановлении пристава. После этого взыскание будет осуществляться в принудительной форме с начислением семи процентов от цены в счет исполнительского сбора.

Обеспечение установленного законом порядка работы судов

Прокурорской надзор за судебными приставами в сфере судебного делопроизводства заключается в проверке обеспечения установленного законом порядка работы судов всех уровней. Содержание деятельности приставов в данном случае сводится к реализации функции охраны.

Приставы должны выполнять обязанности по поддержанию общественного порядка в суде, пресечению и предупреждению правонарушений уголовного и административного характера в зданиях и внутренних помещениях судов, обеспечению безопасности сотрудников судебного органа, присяжных, участников дела и т. д. Прокуратура, в свою очередь, занимается тем, что проверяет правильность выполнения указанных действий приставами и соблюдение при этом норм права.

Пристав в суде

Помимо указанных функций, на сотрудниках ФССП лежит обязанность по выполнению отдельных судебных поручений:

  • безопасная транспортировка дел уголовного характера и доказательств вещественного типа к месту осуществления судебного разбирательства;
  • привод граждан, которые уклоняются от явки, в заседание;
  • выведение нарушителей порядка из зала судебного заседания.

Приставы в процессе исполнения поручений судей наделены большим количеством прав: при приводе лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, сотрудник ФССП вправе входить в здания, помещения, жилые квартиры, на территории объектов, проверять документы у находящихся там лиц, проводить осмотр вещей и досмотр граждан.

Требования приставов обязательны для всех лиц, которых находятся в судебном заседании. В установленных законом случаях они имеют право применить силовые методы, оружие огнестрельного типа и средства специального назначения для борьбы с нарушителями порядка в суде.

Если на какого-либо сотрудника ФССП поступила жалоба на нарушение интересов и прав граждан и организаций, она подлежит немедленному рассмотрению.

Пределы прокурорского надзора

Проблемы прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов в сфере обеспечения порядка в зданиях и помещениях суда связаны с установлением пределов осуществления контроля со стороны указанного органа.

Согласно нормам законодательства проверка законности деятельности приставов в судах не входит в круг полномочий прокуратуры. Это связано с тем, что прокуратура не вправе осуществлять надзор за работой суда и правомерность совершаемых там действий.

Кроме того, она не может осуществлять надзор за правомерностью действий сотрудников дознания в ФССП по делам уголовного характера, которые отнесены нормами Уголовно-процессуального кодекса к их компетенции (по четвертому пункту третьей части статьи 151 УПК РФ). Это связано с тем, что деятельность процессуального характера относится к другой надзорной отрасли.

Средства реагирования

Организация прокурорского надзора за исполнением законов тесно связана с вынесением по факту выявленных нарушений определенных актов. Существует четыре типа средств реагирования сотрудников прокуратуры:

  1. Протест – акт об отмене вынесенного органом или его должностным лицом нормативно-правового документа.
  2. Постановление – акт о возбуждении дела в отношении конкретного лица или группы лиц.
  3. Представление – акт реагирования на выявленные нарушения законов или принятия неправомерных решений.
  4. Предостережение о недопустимости нарушения закона – документ профилактического характера.

ФЗ О прокуратуре

Прокурорский надзор за исполнением законов приставами осуществляется непрерывно в процессе всей работы сотрудников ФССП. При этом приставы продолжают выполнять свою работу непрерывно.

Читайте также: