Стороны коллективного трудового спора обязаны согласовать кандидатуру посредника в срок

Обновлено: 03.05.2024

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к Ст. 403 ТК РФ

1. В течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут пригласить посредника, обратившись при необходимости в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (см. комментарий к ст. 407 ТК РФ) за рекомендацией кандидатуры посредника.

2. Если в течение трех рабочих дней стороны спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража, в котором порядок рассмотрения спора определяется соглашением сторон спора с участием посредника.

3. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

4. См. также Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 // Бюлл. Минтруда РФ. 2002. N 8).

Второй комментарий к Статье 403 Трудового кодекса

1. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур разрешения спора самими спорящими сторонами (их представителями), но с помощью третьего лица.

Посредник — нейтральное лицо по отношению к спорящим сторонам. Он призван постепенным снятием их разногласий оказать помощь сторонам достигнуть соглашения по разрешению трудового спора. Посредник привлекается к рассмотрению коллективного трудового спора по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии. На это сторонам дается три дня после составления протокола разногласий в примирительной комиссии.

Особенность этой примирительной процедуры заключается в том, что к разрешению спора привлекается независимое от сторон лицо, которое предлагает участникам спора варианты разрешения возникшего спора. Эти варианты обсуждаются сторонами спора на совместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения о разрешении коллективного трудового спора.

2. Главная функция посредника — оказание помощи в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Посредник не должен оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Его участие направлено на предоставление сторонам дополнительных возможностей для урегулирования спора.

Для эффективного выполнения посредником своих функций необходимо, чтобы стороны признавали его компетентность, объективность, беспристрастность и независимость. При этом посредник должен знать действующее законодательство, нормативные правовые акты, относящиеся к регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе норм права, относящихся к урегулированию коллективных трудовых споров.

Существенную помощь сторонам спора на этом этапе оказывают Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. (Бюллетень Минтруда РФ. 2002. N 8. С. 37 — 45).

3. Кандидатуру посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при взаимном согласии по его кандидатуре) или же обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Следовательно, посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в качестве посредника и сотрудникам государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Нецелесообразно в качестве посредника привлекать работника организации, в которой возник спор, подлежащий рассмотрению.

4. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где оно работает, или органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом по урегулированию коллективных трудовых споров следует оформить протоколом.

Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением им среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора.

Общая продолжительность участия лица в рассмотрении коллективного трудового спора в составе примирительной комиссии, посредника и трудового арбитража не должна превышать трех месяцев в течение года.

5. Стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней — три дня для выбора посредника и еще семь дней для рассмотрения спора с участием посредника. Возможность продления срока работы посредника ст. 403 ТК РФ не предусматривает. На практике по решению представителей сторон установленный срок иногда продлевается, если есть перспектива достижения соглашения. Такое продление срока возможно в силу ч. 7 ст. 401 ТК РФ, в соответствии с которой в случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

6. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника может окончиться одним из двух вариантов: либо принятием сторонами спора согласованного решения, обязательного для исполнения, либо составлением протокола разногласий. Если составлен протокол разногласий, стороны переходят к следующей стадии разрешения коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной процедурой, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество при надлежащей его организации и взаимопонимании сторон спора может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией
протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о
рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия
сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из
сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении
коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного
трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать
кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут
обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган
по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны
коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они
приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется
соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от
них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на
локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях
социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника
и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в
письменной форме или составлением протокола разногласий.

Комментарий к Ст. 403 Трудового кодекса РФ

1. Переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника стороны должны провести не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника они заключают соответствующее соглашение и в срок не более двух рабочих дней согласовывают его кандидатуру.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Федеральную службу по труду и занятости с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам этой Службы.

2. Как и при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии, стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

3. Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Сведения, которые становятся известными посреднику в процессе рассмотрения конкретного спора, должны носить для него конфиденциальный характер. Они не подлежат разглашению.

4. Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников коллективного трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение (от указанных выше сторон коллективного трудового спора).

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон коллективного трудового спора.

5. В целях оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат ТК РФ.

6. Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора - передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

7. На данной стадии коллективного трудового спора возможны несколько вариантов развития ситуации:

а) стороны не достигли согласия относительно кандидатуры посредника (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

б) одна из сторон отказалась от применения данной примирительной процедуры (стороны приступают к переговорам о рассмотрении спора в трудовом арбитраже);

в) сторонам удалось урегулировать спор с помощью посредника;

г) посреднику не удалось примирить стороны, они не нашли даже с его помощью взаимоприемлемого решения (сторонам приходится приступать к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже).

rassmotrenie_kollektivnogo_trudovogo_spora_s_uchastiem_posrednika_.jpg


Похожие публикации

Коллективные трудовые споры (КТС) возникают между работодателями и работниками по поводу защиты трудовых прав в части условий труда и его оплаты, а также при заключении коллективных договоров. Процедура урегулирования подобных трудовых споров приведена в главе 61 ТК РФ. Первым шагом в разрешении спора являются примирительные процедуры, а крайней мерой, направленной на защиту прав коллектива, при игнорировании требований работников - забастовка. Примирительные мероприятия включают создание примирительной комиссии, привлечение посредника, рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На стадии примирительных процедур формируется специальная примирительная комиссия, в которой имеют право состоять представители обеих конфликтующих сторон. На практике именно грамотное проведение и оформление примирительных процедур связано со значительными трудностями. Согласно ст. 403 ТК РФ стороны в процессе примирительных действий имеют право пригласить посредника для разрешения трудовых споров, о чем составляется соответствующее соглашение между сторонами. Порядок данной процедуры расписан также в Рекомендациях Минтруда об организации работы по рассмотрению КТС (постановление № 58 от 14.08.2002).

Примирительная комиссия при недостижении договоренности о разрешении спора, оформляет протокол разногласий, и не позднее следующего рабочего дня стороны проводят переговоры о приглашении посредника или инициировании трудового арбитража. При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника он приглашается в течение 3-х рабочих дней, следующих за подписанием протокола разногласий. Если 3 дня прошли, а согласование кандидатуры посредника не произошло, представители работодателя и работников начинают договариваться о начале процесса трудового арбитража.

Требования к кандидатуре посредника

возраст и год рождения кандидата;

профессию и текущую должность в данный момент;

фактический опыт работы в социально-трудовой сфере.

На практике роль посредника часто выполняют представители вышестоящих профсоюзных органов, представители органов государственной власти, трудовые инспекторы, а также специалисты в области психологии, конфликтологии, трудового права и т.п.

Стоит отметить: основное требование, предъявляемое законодательством к посреднику при разрешении коллективных трудовых споров — это гражданская дееспособность физического лица. Стороны должны признавать его беспристрастность, компетентность и объективность. Посредник должен обладать достаточным опытом для поиска решения конфликтной ситуации, проявлять заинтересованность, уметь убеждать и аргументировать свои доводы, а также владеть методами переговорного процесса. Правила поведения посредника при разрешении трудовых конфликтов приведены в Памятке, прилагаемой к Рекомендациям Минтруда.

Права и обязанности посредника

В ч. 3 ст. 403 ТК РФ и Рекомендациях Минтруда от 14.08.2002 подробно рассмотрен комплекс прав, обязанностей и правовой статус посредника при трудовых конфликтах. Посредник вправе:

истребовать для оценки, рассмотрения и анализа необходимую ему документацию и информацию по данному коллективному трудовому спору;

организовывать общие или отдельные закрытые заседания с представителями конфликтующих сторон;

рекомендовать различные способы разрешения трудового конфликта, удовлетворяющие требованиям спорящих сторон;

подписывать достигнутые договоренности в форме решений и постановлений вместе с представителями участников спора.

В круг обязанностей посредника входит неразглашение коммерческой, служебной и государственной тайны. Посреднику запрещено оказывать давление на стороны конфликта.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника на предприятии происходит в течение 3-х рабочих дней после того как он был приглашен к разрешению конфликта, а на более высоких уровнях соцпартнерства – 5 рабочих дней (ч. 5 ст. 403 ТК РФ). Результатом работы посредника является достижение договоренности и принятие сторонами соответствующего письменного решения либо составление протокола разногласий.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: