Как оформляются результаты лабораторной работы

Обновлено: 07.05.2024

Лабораторная работа является одним из видов самостоятельных работ студента. Ее суть заключается в том, чтобы обучающийся применял на практике освоенные теоретические знания. Оформление и содержание лабораторной работы часто ставится под сомнение.

Процесс написания

Процесс написания лабораторной работы проходит под непосредственным руководством преподавателя. Таким образом, сразу решаются все возникающие вопросы. В это время экспериментальная часть работы выполняется в свободное время в лабораториях, возможно и отсутствие преподавателя. Расчеты и оформление разрешено делать дома.

  1. Студент получает задание от руководителя
  2. В библиотеке получают методические рекомендации и дополнительную литературу;
  3. Изучают теоретическую часть;
  4. С помощью литературы проходит написание введения и теоретической части основного раздела;
  5. Далее в лаборатории ставятся опыты и эксперименты, результаты заносятся в таблицы;
  6. Выполняются расчеты и описания;
  7. Далее делается анализ и выводы, на основе которых пишется заключение;
  8. Оформляется титульный лист, список литературы, приложение и содержание;
  9. Подготавливается защитная речь и презентация (при необходимости).

Содержание

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Цели и задачи.
  4. Теоретическое обоснование.
  5. Разбор и описание оборудования.
  6. Результаты работы.
  7. Анализ проделанной работы.
  8. Выводы.
  9. Заключение.
  10. Список литературы.
  11. Приложения.

Четкое представление о содержании лабораторной работы помогут составить методические рекомендации ГОСТа и университета.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Введение

Есть такие части студенческих работ, которые не отличаются друг от друга, вне зависимости от типа самого проекта. Введение как раз относится к таким. Как в любой другой студенческой работу, студент должен указать в данной части лабораторной работы актуальность исследования, указать проблему, из-за которой началось исследование, обозначить объект и предмет, поставить цель и задачи, которые должны быть выполнены по завершению проекта.

Введение лабораторной работы небольшое по объему и является одной из самых простых частей проекта.

  • Актуальность темы обоснована тем, что.
  • Так как. потому, огромное значение имеет проблема.
  • Проблема актуальна и интересна потому, что.

Основная часть

Основная часть – самый большой раздел лабораторной работы. Он должен полностью отображать проведенное исследование. Основной раздел лабораторной работы, как правило, студенты делят на две части: теоретическую и практическую.

В теоретической части необходимо описать методы, которые использовались в исследовании, указать научные труды и работы, помогавшие студенту во время лабораторной, а также рассказать о влиянии теоретической составляющей на практическую. Почему, когда и в какой последовательности был сделан тот или иной шаг.

Практическая часть работы должна включать в себя лабораторное исследование и подробное описание всех шагов. Также должны быть проведены необходимые работы, для достижения поставленных целей и задач. То есть, часть должна включать в себя решение основной проблемы. Методы, использованные в работе, результаты и пути их достижения – все это должна содержать данная часть работы.

Заключение

Суть заключения состоит в том, что именно в данной части лабораторной работы должны быть отображены все результаты исследования. Многие отражают в заключении краткий пересказ проделанной процедуры.

Оформление

В то время, как содержание работы дает немного свободы действий, то с оформлением совершенно другая история. Все, что касается оформления – отображается в методических рекомендациях и требованиях ГОСТа. А потому именно ему надо уделить особое внимание.

Заголовок

Отдельно следует отметить, что каждый новый раздел располагается на новой странице. Структурные элементы и являются заголовками.

Очень важно, чтобы основная часть работы делилась на главы и подглавы, а также пункты. Для этого нумерацию проводят с помощью арабских цифр.

  1. Указывается принадлежность к конкретной главе или разделу.
  2. Ставится порядковый номер.

Титульный лист

Титульный лист является обязательным элементом любой студенческой работы. Ив случае каждой – свое оформление.

Оборудование

Так как лабораторные работы практически невозможно проводить без оборудования, ему следует уделить особое внимание в отчете.

В данном разделе необходимо перечислить абсолютно все использованное оборудование, даже если это был секундомер, линейка или мензурки.

Результаты

Отдельным пунктом выносятся погрешности в расчетах.

Анализ

Мало добиться результатов в проведенной работе. Очень важно провести анализ и сделать выводы. Студенту необходимо тщательно просмотреть расчеты, основываясь на теоретические знания, проанализировать получившиеся данные и привести свои доводы.

Выводы

Основной текст

  • Шрифт – Times New Roman;
  • Кегль – 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Отступ сверху – 2 сантиметра;
  • Отступ снизу – 2 сантиметра;
  • Отступ слева – 3 сантиметра;
  • Отступ справа – 1,5 сантиметра;
  • Параметр переносов – автоматический.

Как уже говорилось ранее, во введении студент должен перечислить цели и задачи, которые преследует работа. Данные пункты выделяются в тексте. Например, выделяется жирным шрифтом. Список задач оформляется в виде перечисления, с помощью нумерации строк.

Теоретическая составляющая имеет свою специфику оформления, так как она содержит законы, формулы и расчеты, которые использовались во время лабораторной работы. Так как весь материал должен представляться кратко, понятно и аккуратно, формулы составляют и отображают с помощью специального конструктора формул в Microsoft Word. Основные моменты должны выделяться с помощью курсива или полужирного начертания. Все формулы должны быть пронумерованы. Нумерация идет по той же строке, выделяется с помощью обычных скобок. Сами формулы располагаются по центру листа.

Список литературы

Список литературы, пожалуй, один из самых стандартизированных разделов в любой студенческой работе. Он выстраивается в формате списка. Все пункты должны быть пронумерованы. Изначально указывают официальные интернет-источники, с указанием ссылки, названия статьи, е автора и года написания. Далее идут зарубежные источники, с указанием фамилии и инициалов автора, полного названия трудов и года написания, страницы, где располагается использованный материал. Последними идут русскоязычные источники, где указывается все тоже самое, что и в иностранных. Все источники указываются в алфавитном порядке.

Приложения

Оформление лабораторных работ и их структура должны соответствовать строгими правилам. Чтобы быть уверенным в том, что всё сделано правильно, нужно точно знать, что и каким образом необходимо подготовить. Лабораторную работу можно рассматривать как отчёт о научной работе, сделанной в соответствии с полученным заданием.

Структура лабораторной работы

Оформление лабораторных работ

Лабораторная работа — это задание студенту или учащемуся, которое предусматривает практические действия. Это необходимо для более глубокого усвоения учебного материала. После их выполнения необходимо все результаты занести в специальный отчёт, который делают в соответствии с требованиями.

Практическая работа позволяет более объективно оценить уровень подготовки учащегося. Здесь ему даётся возможность реального применения полученных на уроках теоретических знаний. Эта работа также имеет воспитательное значение. У учащихся или студентов вырабатывается способность самостоятельно думать и принимать решения, самодисциплина и способность целеустремлённо работать.

Содержанием таких работ может быть проверка правильности физических формул, практическое освоение методик расчёта, самостоятельное исследование природных закономерностей, наблюдение развития определённых процессов. Дополнительно студенты получают навыки обращения со сложной технической аппаратурой, учатся производить анализ, делать выводы из проведенных экспериментов.

Лабораторные работы можно разделить на несколько типов:

  1. Имеющие репродуктивный характер. В этом случае действия студентов во время выполнения жёстко регламентированы. Перед началом занятий они получают методички, в которых подробно описан процесс работы и результаты, которые должны быть получены.
  2. При частично исследовательском отсутствуют подробные инструкции. Студенты заранее не знают, к какому результату они должны прийти. Они самостоятельно выбирают методику работы и оборудование, которое им необходимо.
  3. Исследовательские лабораторные работы, связаны с решением проблем теоретического характера. Поставленные задачи являются новыми для студента, и он не имеет готовых планов для проведения исследований.

Лабораторные работы могут проводиться в школе, но в этом случае к ним обычно не предъявляют особых требований. В высших учебных заведениях они должны выполняться на основе ГОСТа 7.32-2001. При этом в качестве основы используются также методические разработки вуза, указания преподавателя.

Такая работа содержит несколько типовых частей. В ней должны быть:

  1. Титульный лист, на котором указаны краткие сведения. А именно: название вуза и кафедры, данные студента (группа, фамилия, имя отчество) и преподавателя (учёное звание, должность, фамилия, имя). В нижней части листа пишут место и год проведения работы.
  2. Оглавление. В нём перечисляются все разделы документа, начиная с теоретической части.
  3. Введение.
  4. Цель проведения работы.
  5. Краткие теоретические сведения, относящиеся к работе.
  6. Раскрытие методики того, как проводились эксперименты, полное описание их выполнения.
  7. Сводка полученных результатов с их анализом.
  8. Заключение.
  9. Список использованной литературы.
  10. Приложения.

Содержание работы принято делить на следующие части: введение, основную часть и заключение. Более подробно о каждой из них будет рассказано далее.

Введение

Основные разделы лабораторной

Здесь даётся общая характеристика выполняемой работы. Введение должно объяснить, в чём ее актуальность. Обязательно отметьте, какая польза будет получена при применении её результатов на практике. Важно перечислить, в каких сферах используются полученные результаты.

Нужно охарактеризовать автора: к каким целям он стремился, предпринимая исследования. При этом может рассматриваться не только принесённая польза, но и возможность лучше усвоить знания.

Основная часть

Она разделяется на две логических части — теоретическую и практическую. В первой предоставляется материал, который поможет глубже понять тему, качественно выполнить работу и получить нужные результаты. Это описание должно затрагивать ключевые факты исследуемой области, основные формулы и другие закономерности. А также подробно разработана методика работы и предоставлены теоретические основания для её использования.

В практической части подробно описывается подготовка к проведению работы и ход действий. Такие инструкции должны быть максимально точными и содержать всю существенную информацию, которая имеет отношение к предстоящим исследованиям.

Результаты удобно выводить в форме таблицы, в которой отражено состояние дел до и после экспериментов. Все действия нужно сначала описать словесно, затем систематизировать результаты в таблицу и сделать выводы.

Заключение

Проведение лабораторных исследований

В этом пункте подводят итоги сделанного. Здесь в сжатой форме фиксируют предварительные планы и полученные результаты, отмечают, какие цели удалось достигнуть, а какие — нет. В соответствии с полученными результатами отмечается, насколько ценными были выполненные исследования.

Оформление текста лабораторных работ

Для отчёта по лабораторной работе необходимо использовать листы формата А4. Информацию располагают только на одной стороне листа. Написанную и оформленную работу сдают в подшитом или скрепленном скоросшивателем, виде. Для набора текста и оформления допускается использование офисной программы Microsoft Office.

Их необходимо оформить в силе заголовков соответствующего уровня. Для этого курсор помещают на нужную строку, затем в меню выбирают заголовок соответствующего уровня Н1, Н2, Н3 и т.д.. Выравняйте их по центру страницы.

Оформление рисунков и таблиц

В работе могут использоваться рисунки или таблицы. Они в обязательном порядке должны быть пронумерованы. У рисунков и таблиц отдельно должна использоваться сквозная нумерация на протяжении всей работы.

Когда приводятся любые графические материалы или таблицы, прилагайте к ним соответствующее пояснение. Его разрешается располагать до или после вставок.

В чём важность выполнения лабораторных работ

Оформление лабораторной

Практическая часть обучения является неотъемлемой частью образования. Лабораторные работы необходимы в образовательном процессе по следующим причинам:

  1. Лабораторные работы способствуют более глубокому пониманию теории, обобщению полученных знаний. Студенты получают более систематизированный взгляд на мир, закрепляют полученную информацию.
  2. В процессе выполнения лабораторной, студенты учатся применять на практике полученные знания и достигать конкретных целей.
  3. Практические действия можно рассматривать как часть профессиональной подготовки. Наряду с усвоением знаний, получением важных навыков студенты приучаются к проявлению творческой инициативы, чувству ответственности.

Заключение

Знание и выполнение требований к оформлению лабораторной работы, позволит студенту не только сдать задание вовремя, но и заслуженно получить высокую оценку. Чтобы не переделывать работу по несколько раз, сразу выучите все правила и строго им следуйте.

Как оформлять по ГОСТу рисунки и таблицы в студенческих работах вы узнаете из видео.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Лабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований.

Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
  • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
  • выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

  • установление и подтверждение закономерностей;
  • проверка формул, методик расчета;
  • установление свойств, их качественных и количественных характеристик;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;
  • основные теоретические положения ;
  • порядок выполнения конкретной работы;
  • образец оформления отчета (таблицы для заполнения; выводы (без формулировок));
  • контрольные вопросы;
  • учебную и специальную литературу.

По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • основные теоретические положения.

Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:

  • при фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
  • при групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  • при индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет индивидуальное задание.

Оформление лабораторной работы (или практического занятия)

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали?" Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___.

Цель: _____________________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы , которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности - это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия ( Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")

Ход работы: _______________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ ( Отвечают на вопрос: " Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Выводы: __________________________________________ ( Отвечают на вопрос: " что поняли?", или "что узнали?", или "какой информацией, знанием можете поделиться с другими людьми?" Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже "плохие" или "неудачные" выводы. Даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж говорить о студентах? Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их! И не надо путать вывод и отчёт! Отчёт отвечает на вопрос "что сделали?", а не "что поняли или узнали?" Отчёт, несомненно, тоже важен, и лучший отчёт звучит примерно так: "всё, что было запланировано, было выполнено в срок". Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что понял исполнитель в результате своей работы.

Так что пишите в выводах о том, что вы узнали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы провели.)

Написание лабораторных работ появилась в России 100 лет назад. На сегодняшний день эта форма обучения наиболее эффективна и интересна, потому как дает возможность наблюдать изучаемый процесс изнутри. В статье рассматривается алгоритм написания и выполнения лабораторных в ВУЗе.

Что такое лабораторная работа

Лабораторная работа – это одна из форм изучения материала, нашедшая широкое применение в современной методике обучения. В зависимости от количества участников в эксперименте занятия подразделяются на групповые, звеньевые и индивидуальные. В ходе выполнения исследований необходимо следовать заданному алгоритму выполнения экспериментов, иначе можно не зафиксировать прохождения интересующего процесса или исказить результат. Лабораторная имеет примерно одинаковую структуру и подразделяется на следующие блоки:

методика и порядок выполнения.

Основными задачами выполнения являются:

приобретение опыта в решении различных задач экспериментальным путем;

практические знания изменений вещества в наблюдаемом процессе;

получение опыта использования оборудования на практике;

приобретение навыка обработки, анализирования и осмысления полученных в ходе исследования результатов.


Функции лабораторной работы, как формы обучения

Основные функции подразделяются на следующие категории:

познавательные – активизируют познавательные процессы, благодаря наглядности наблюдаемого эксперимента (или ряда экспериментов) и фиксированию изменений вещества в ходе выполняемого опыта;

развивающие – характеризуются приобретением опыта экспериментальным путем в совокупности с приобретением практического опыта подбора и использования оборудования для экспериментов;

воспитательные – определяют поведение студента в ходе эксперимента, его навыки общения внутри группы,, а также наличие коммуникации с руководителем;

мотивационно-стимулирующие – активно подключает учащихся к исследовательской деятельности и приобретению новой информации;

рефлексивные – развивает умения контролировать свои действия, исправлять ошибки, оценивать результаты и вносить коррективы;

диагностические – позволяет преподавателю выявить особенности учащегося, как личности, определить уровень усвоения знаний.



Чем отличаются лабораторные работы от практических работ

Как не странно, но цели у лабораторных и практических существенно отличаются, также как и поставленные задачи, а потому они отражаются в учебном плане отдельно друг от друга.

Целью практических является формирование учебных (для подготовки к дальнейшим дисциплинам) и профессиональных (для подготовки к производственной деятельности) навыков, выполняющих следующие задачи:

изучение и анализ документации;

анализ производственных ситуаций и решение задач на предприятии;

расчет различных показателей связанных с производством;

изучение работы и функционирования производственного оборудования;

ознакомление с производством и разработка технологических карт;

опыт работы на производственной технике и ее обслуживание;

проверка различных изделий и веществ на производстве.

Лабораторная работа преследует сразу несколько целей:

экспериментальное подтверждение изученного материала, закрепление навыка применения формул;

ознакомление с методическими рекомендациями проведения экспериментальных исследований.

В зависимости от целей определяется содержание, в котором раскрывается:

наблюдение и установка закономерностей в наблюдаемых процессах;

изучение измерительных приборов, их характеристик, а также испытание данных приборов на практике;

получение и исследование новых (полученных в ходе эксперимента) веществ и их свойств;

изучение и установление вещества, его качественных характеристик, свойств и взаимоотношений с другими веществами.



Виды лабораторных работ

Все лабораторные подразделяются на следующие виды:

исследовательские – специфичны долгим наблюдением за каким-либо объектом (рост растения, развитие животного, распад металла под воздействием определенных факторов). В таких работах применяются достаточно простые опыты;

иллюстративные – основное внимание нацелено на градацию цвета исследуемого объекта или вещества;

наблюдательные – проводятся с целью закрепления полученной теории и получения навыков использования измерительных приборов;

фронтальные – это работы, проводимые всеми студентами одновременно. Каждый самостоятельно проводит опыты;

обобщающие – проводятся с целью закрепления изученного ранее материал;

бригадно-лабораторные – проводятся в небольших группах обучающихся. Иначе называют коллективным;

проблемные – в ходе выполнения должна решится проблема. поставленная вначале работы.

Наблюдательная лабораторная работа

Такой вид исследования способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний. Подразделяются на две характерные категории.

Качественного характера, преследуют несколько целей:

создание наиболее верного представления о наблюдаемом процессе, изученном в теории;

получения навыка использования приборов на практике;

подготовка к выполнению наиболее сложных работ.

Они воспроизводят точную демонстрацию ранее показанных или описанных опытов. Такая наглядность позволяет лучше освоить пройденную тему или понять более сложный в теории процесс.

Количественного характера, преследуют другие цели:

получение студентами навыков использования измерительных приборов;

закрепление различных способов измерения физических величин.


Исследовательская лабораторная работа

Исследовательские наблюдения являются одними из наиболее распространенных, так как этот вид применяют на практике педагоги всех образовательных учреждений. В этой методике преследуются следующие цели:

устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны;

постановка студента на место исследователя;

обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний.

Фронтальная лабораторная работа

Имеет соревновательный характер, так как вся группа выполняет одно и тоже. Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы.



Коллективная лабораторная работа

Коллективная представляет собой разделение всех студентов на небольшие группы. Каждая группа выполняет определенное задание по проведению тех или иных экспериментов. После выполнения лидер группы сдает отчет преподавателю.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные исследования разделяются на три основных структурных элемента:

Читайте также: