Нужно ли проходить психиатрическое освидетельствование офисным работникам

Обновлено: 18.05.2024

Психиатрическое освидетельствование — медицинское подтверждение профпригодности сотрудника к определенным видам деятельности, в т.ч., связанной с источником повышенной опасности.

Перечень профессий, подлежащих психиатрическому освидетельствованию

( в соответствие с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Психиатрическое освидетельствование в обязательном порядке должны проходить люди, работающие в зоне, связанной с источником повышенной опасности, подвергаемые в процессе трудовой деятельности влиянию вредных веществ или неблагоприятных производственных факторов труда. К ним относятся:

  • работа со сварочными аэрозолями;
  • работа с биологическим материалом (например, антибиотиками);
  • работа с химически активными веществами (кислотами, наркотическими или психотропными препаратами, пестицидами и т. д.);
  • работа в зоне ионизирующего излучения, в условиях шума, физических перегрузок;
  • подземные работы;
  • работы на высоте;
  • работы в отдаленных (северных) районах;
  • работы с непосредственным контактом с пищевыми продуктами.

К другим вредным факторам, требующим обязательного психиатрического освидетельствования работников, относится работа в условиях повышенного давления или температуры, необходимости сильного зрительного напряжения. Под потребность прохождения обязательного регулярного психиатрического медицинского освидетельствования работников попадает большинство профессий, включая водителей и офисных работников, которые должны выполнять постоянное слежение за информацией на дисплеях или других средствах отображения информации.

Точный перечень видов деятельности приведен в Постановлении Правительства РФ № 377 от 28.04.1993 г. Допуск к таким работам выдается специально созданной врачебной психиатрической комиссией медицинской организации. Согласно Постановлению, люди, имеющие хронические психические заболевания, больные эпилепсией, страдающие наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом не допускаются к работам с перечисленными выше факторами.

Правила организации психиатрического освидетельствования

Направление на проведение психиатрического освидетельствования выдается работодателем. При этом важно понимать разницу между прохождением периодического медосмотра и получением психиатрического освидетельствования, порядок проведения которого определяется законодательно (Закон № 3185-1 от 02.07.1992 г., Постановление Правительства РФ № 695).

Как проводится психиатрическое освидетельствование работников

Психиатрическое освидетельствование проводится комиссией, включающей не менее трех врачей медицинской организации (психиатров, а не психологов!). Оно должно быть организовано не позднее чем через 20 дней с даты обращения в медицинское учреждение. При этом врачебная комиссия имеет полномочия обращаться в другие медицинские учреждения для уточнения состояния здоровья работника.

Обязательное психиатрическое освидетельствование работника должно проводиться один раз в 5 лет.

Сотрудник для прохождения психиатрического освидетельствования обязан предоставить следующие документы:

  • направление от работодателя;
  • паспорт или иной документ удостоверяющий личность.

В обязанности комиссии входит выявление или исключение у сотрудника психических заболеваний, установление, возможно ли выполнение работ, указанных работодателем, при выявленном заболевании. Свое решение комиссия должна принимать обычным голосованием большинства. Документ, подтверждающий прохождение психиатрического освидетельствования – Решение врачебной психиатрической комиссии - выдается сотруднику под роспись. Срок выдачи — не более трех рабочих дней с момента принятия решения комиссией.

В случае если сотрудник признан не соответствующим указанным видам работ, срок такого заключения действителен на протяжении 5 лет. Досрочное прохождение экспертизы возможно по инициативе работодателя или самого сотрудника.

Что входит в обязательное психиатрическое освидетельствование работников

В ходе обязательного психиатрического освидетельствования врачебная комиссия проводит опрос и осмотр пациента, выясняет наличие психического расстройства в анамнезе, по-необходимости, изучает медицинские документы сотрудника. Во время работы комиссии работник имеет право задавать интересующие вопросы, а ее члены обязаны давать все необходимые разъяснения.

Стандартная схема проведения психиатрического освидетельствования работников включает врачебный осмотр и проведение электроэнцефалографии. При освидетельствовании водителей дополнительно проводится экспериментально– психологическое исследование.

Инвалиды всех категорий для определения медицинских психиатрических противопоказаний к вождению транспортных средств проходят: освидетельствование во врачебно-трудовых экспертных комиссиях(МСЭК)





Процедура психиатрического освидетельствования законодательно считается добровольной, но отсутствие подобного заключения станет причиной увольнения (или отказа в приеме на работу).

Сотрудник, проходивший медицинское освидетельствование, имеет право обжаловать решение врачебной комиссии в установленном на законодательном уровне порядке.

Ответственность за отсутствие освидетельствования

Ответственность перед законом за отсутствие документа о прохождении психиатрического освидетельствования работников указана в ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Размер материального штрафа может достигать 25 тысяч рублей для должностных лиц и 130 тысяч рублей для юридических лиц и организаций. Поэтому работа по составлению точного перечня сотрудников, подлежащих психиатрическому освидетельствованию, относится к категории первостепенных для любого предприятия.

Сотрудников, которые проигнорировали требование пройти психиатрическое освидетельствование, работодатель не должен допускать к работе.

Где можно пройти психиатрическое освидетельствование в Санкт-Петербурге

Психиатрическое освидетельствование в Санкт-Петербурге можно пройти в любом медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию. Это могут быть как государственные учреждения, так и медицинские центры частной формы собственности. Для проведения психиатрического освидетельствования сотрудников работодатель должен заключить договор на оказание медицинских услуг. При решении вопроса, где можно пройти обязательное психиатрическое освидетельствование работников в СПб, стоит в первую очередь обратиться в психоневрологические диспансеры.

Сотрудник перед приемом на работу не имеет возможности самостоятельно пройти освидетельствование: оно должно проводиться исключительно по направлению работодателя. Последний не имеет права подменять прохождение психиатрического освидетельствования и Решение врачебной психиатрической комиссии справкой из психиатрического диспансера о том, что сотрудник не состоит на учете.

Стоимость

Важный вопрос, затрагивающий обязательное психиатрическое освидетельствование работников в СПб — стоимость. Она указывается в договоре, который заключается между работодателем и медицинским учреждением. Обслуживание по прохождению психиатрического освидетельствования работников в частных медицинских центрах привлекательно менее бюрократизированной процедурой и минимальными сроками прохождения экспертизы. Поэтому вопрос, сколько стоит услуга, отходит на второй план.

- осмотр работника;
- проведение инструментальных исследований;
- экспериментально-психологическое исследование;
- оформление всей необходимой документации.

  • обязательное психиатрическое освидетельствование инженеров по охране труда;
  • обязательное психиатрическое освидетельствование офисных работников;
  • психиатрическое освидетельствование медицинских работников;
  • психиатрическое освидетельствование преподавателей;
  • обязательное психиатрическое освидетельствование водителей.

Узнать все о психиатрическом освидетельствовании вы можете в любом филиале нашего медицинского центра в Санкт-Петербурге:

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Частное охранное агентство "Титан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 7 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 марта 2016 г., ООО "Частное охранное агентство "Титан" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 мая 2016 г. указанное постановление должностного лица от 7 декабря 2015 г. и решение судьи районного суда от 30 марта 2016 г. отменены, дело возвращено в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия на новое рассмотрение.

Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367 (далее также постановление должностного лица от 24 июня 2016 г.), оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., ООО "Частное охранное агентство "Титан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. просит отменить постановление должностного лица от 24 июня 2016 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) установлено, что частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и названным Законом.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

В силу частей 1, 4, 7, 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение (пункт 7 Перечня, приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Согласно пункту 3 данных Правил обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377.

Работники ведомств и служб, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия, включены в указанный Перечень.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

В силу части 2 статьи 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.

Согласно пункту 2.4 должностной инструкции охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" на объекте "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И." охранник имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 8 ноября 2015 г. с работником ООО "Частное охранное агентство "Титан" Маркеловым М.А., осуществляющим трудовую деятельность на объекте охраны "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И.", произошел несчастный случай со смертельным исходом, который квалифицирован как не связанный с производством.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия выявлен факт допуска в нарушение приведенных выше требований трудового законодательства работника (охранника) Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 29 - 35), копией трудового договора (л.д. 70 - 72), копиями медицинских заключений по результатам освидетельствования Маркелова М.А. для получения лицензии на приобретение оружия (л.д. 73, 78), копией акта от 11 февраля 2015 г. о прохождении Маркеловым М.А. периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и копией выписки из данного акта (л.д. 75, 76), копией карты аттестации рабочего места по условиям труда N 15, проведенной в декабре 2013 года (л.д. 81 - 88), копией должностной инструкции охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" на объекте "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И." (л.д. 89 - 101) и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель указывает на необоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в допуске работника Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, так как проходить такие осмотр и освидетельствование должны только работники, у которых имеется разрешение на ношение и применение огнестрельного оружия, а Маркелов М.А. такого разрешения не имел, огнестрельное оружие за ним закреплено не было и в своей трудовой деятельности он его не использовал.

Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Признавая соответствующие доводы несостоятельными, должностное лицо и судебные инстанции правильно исходили из того, что осуществляемая обществом охранная деятельность непосредственно связана с ношением и применением оружия, должностной инструкцией охранника предусмотрено его право применять огнестрельное оружие, что в силу названных выше Перечня работ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и требований статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывало работодателя обеспечить прохождение соответствующим работником обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, а в случае, если указанные процедуры не пройдены, не допускать работника к работе.

Из материалов дела также усматривается, что в 2014 и 2015 годах, в период осуществления трудовой деятельности в ООО "Частное охранное агентство "Титан" Маркелов М.А. проходил медицинские освидетельствования для получения лицензии на приобретение оружия и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, что подтверждено соответствующими медицинскими заключениями, актом и в совокупности с иными обстоятельствами также объективно свидетельствует о необоснованности приведенных доводов заявителя.

В связи с изложенным утверждение заявителя о типовом характере должностной инструкции и формальном указании в ней на право охранника применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обоснованными признать нельзя. Более того, как справедливо отмечено должностным лицом и судебными инстанциями, данная инструкция была разработана непосредственно работодателем и утверждена руководителем общества.

При этом следует также признать правильным вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не препятствовали работнику в последующем реализовать при исполнении трудовых обязанностей право на ношение и применение огнестрельного оружия, на получение соответствующего разрешения.

Кроме того, согласно карте аттестации по условиям труда рабочего места охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" N 15, проведенной в декабре 2013 года, рабочее место охранника по шести показателям факторов производственной среды и трудового процесса отнесено к классу условий труда 3,2 (вредные), а в соответствии с перечисленными выше нормами в отношении работников, занятых на вредных и (или) опасных производственных работах, проведение предварительных медицинских осмотров является обязательным, независимо от каких-либо иных обстоятельств. В связи с этим указание заявителя на отсутствие у Маркелова М.А. разрешения на ношение и применение огнестрельного оружия и неиспользование такового в своей трудовой деятельности правового значения не имеют.

Данным аттестации рабочего места охранника по условиям труда, на которые ссылается заявитель, обоснованно дана критическая оценка, так как она проведена в 2016 году и не относится к периоду осуществления Маркеловым М.А. трудовой деятельности в ООО "Частное охранное агентство "Титан".

Вопреки утверждению заявителя, принцип непосредственности исследования доказательств должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, в их распоряжении имелись материалы дела об административном правонарушении, содержащие все доказательства.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершенное обществом административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Частное охранное агентство "Титан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. - без удовлетворения.


Ст. 213 ТК РФ относится к нормам, обеспечивающим государственную политику в сфере охраны и безопасности труда. Статья регулирует порядок определения способности работников выполнять трудовую функцию по медицинским показаниям.

Ст. 213 ТК РФ: официальный текст

Статья 213 Трудового кодекса: обзор содержания с комментариями 2021 года

Рассматриваемая статья ТК РФ устанавливает и регулирует порядок прохождения работниками обязательных медицинских осмотров.

В ст. 213 ТК РФ определяются:

  • случаи, когда требуются медосмотры;
  • виды и цели медосмотров;
  • возможность введения дополнительных условий для медосмотров;
  • необходимость проведения дополнительных анализов и обследований;
  • необходимость проведения медосмотров по психиатрическим показаниям;
  • источник финансирования данных медицинских мероприятий.

В ст. 213 ТК также делается отсылка к действующему федеральному законодательству в части нормирования и регулирования медосмотров. Основным документом является новый приказ Минздравсоцразвития от 28.01.2021 № 29Н, которым утвержден порядок проведения обязательных осмотров (далее — Порядок проведения медосмотров). Данный документ ступил в силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года.

В чем цель медицинских осмотров по ст. 213 ТК РФ?

Основной целью любых медосмотров является соблюдение требований безопасности в процессе выполнения работником возлагаемых на него трудовых функций.

При этом по смыслу статьи 213 Трудового кодекса РФ основная цель обеспечивается решением трех задач. Так, необходимо:

  1. Подтвердить возможность работника выполнять свои обязанности, не причиняя вреда себе. Данная задача реализуется в процессе медосмотров работников, занятых на вредных и (или) опасных производствах.
  2. Подтвердить возможность работника выполнять свои обязанности, не причиняя вреда окружающим.

Эту задачу также можно определить как превентивную меру по охране здоровья окружающих и недопущению распространения инфекций. Путем медосмотров задача решается:

  • в сфере общественного питания;
  • пищевом производстве;
  • медицинских учреждениях;
  • детских учреждениях;
  • отдельных отраслях ЖКХ (например, водоснабжении).
  1. Подтвердить возможность работника выполнять свои функции, не причиняя вреда ни себе, ни окружающим. Задача объединяет в себе две предыдущие, и это характерно в первую очередь:
  • для водителей общественного наземного транспорта;
  • пилотов гражданской авиации;
  • машинистов электропоездов.

Как определяются факторы, наличие которых требует проведения медосмотров?

В ст. 213 Трудового кодекса приводятся факторы, при наличии которых условия труда могут быть опасны для здоровья и могут потребоваться медосмотры персонала.

Подобные факторы определяются путем специальной оценки рабочих мест по условиям труда с учетом существующих отраслевых требований и действующего порядка проведения медосмотров.

Какие бывают виды медосмотров и от чего они зависят?

Предварительные осмотры проводятся при приеме на работу. Они зависят от условий, в которых предстоит трудиться новому работнику, и призваны определить соответствие состояния его здоровья предъявляемым профтребованиям.

Периодические осмотры проводятся в течение работы. Их необходимость обычно устанавливается на основании отраслевых требований и результатов оценки условий труда. Призваны контролировать состояние здоровья работающих и риски профзаболеваний.

Внеочередные осмотры могут быть назначены в дополнение к периодическим. Связаны обычно с выявлением какого-то дополнительного фактора (факторов), который может оказывать влияние на физическое состояние работающих, поэтому их еще называют целевыми.

Ежедневные (ежесменные) осмотры практикуются для тех категорий работников, у которых наиболее высоки следующие профессиональные риски:

  • риск причинения вреда себе;
  • риск причинения вреда окружающим;
  • риск причинения существенного материального ущерба.

В том числе (но не ограничиваясь этим) осмотры каждый рабочий день (смену) положены при работе:

  • на объектах электроэнергетики;
  • непосредственно связанной с движением железнодорожного транспорта;
  • под землей;
  • в авиации — в составе экипажей самолетов и в группе наземного управления (диспетчерской).

Кто и как проводит медосмотры?

Медосмотры может проводить соответствующим образом лицензированная медицинская организация.

Кроме того, врач из медицинской организации в ряде случаев должен предварительно пройти дополнительное специальное обучение и иметь удостоверение установленного образца (например, для предрейсового осмотра водителей).

Медицинские осмотры могут проводиться:

  • на самом предприятии;
  • в медицинской организации.

Это устанавливается посредством договоренности между работодателем и врачами. В любом случае для подобных осмотров должно быть оборудовано специальное помещение, отвечающее определенным требованиям.

При необходимости многократных частых осмотров работодатель имеет право принять врача (врачей) в штат и организовать у себя медкабинет (медпункт). При этом должны быть соблюдены все требования к квалификации врачей и стандартам помещения для медкабинета.

За чей счет проводятся медицинские осмотры?

В соответствии со статьей 213 ТК РФ и порядком проведения медосмотров обязательные медосмотры работников организуются только за счет работодателя.

Что означает недопущение к работе по результатам медосмотра?

Если врач при проведении медосмотра выявит у работника противопоказания к выполнению им трудовых функций, он обязан уведомить об этом работодателя. Последний, в свою очередь, должен не допускать работника к работе и издать соответствующий приказ об этом (по нормам ст. 76 ТК РФ).

Противоречит ли Конституции РФ требование об обязательном психиатрическом освидетельствовании отдельных категорий работников?

Для некоторых категорий работников обязательным критерием профпригодности является крепкое психическое здоровье. Перечни психиатрических противопоказаний для занятия отдельными видами работ регламентированы на федеральном уровне (постановление Правительства РФ от 28.04.1993 № 377).

Для работ с вредными веществами и в условиях повышенной опасности обязательно прохождение работниками психиатрического освидетельствования. Это делается в интересах как самого работника, так и окружающих. Кроме того, прохождение таких освидетельствований по закону должно быть добровольным.

Было много споров о том, не противоречит ли требование о психической пригодности работника к работе Конституции РФ. Точку в этом вопросе поставил Конституционный суд РФ в определении от 25.09.2014 № 1856-О, признав данное требование законным и соответствующим Конституции РФ по изложенным выше причинам.

Включается ли время, затраченное на медосмотр, в рабочее время?

Если медосмотры требуются ежедневно (каждую смену), время, затраченное на их прохождение, включается в рабочее. В соответствии с порядком проведения медосмотров работодателю нужно утвердить:

  • списки профессий и лиц, для которых такие осмотры обязательны;
  • объем медосмотра (тесты на наркотические вещества и алкоголь, измерение давления, внешний осмотр, экспресс-анализы);
  • внутрифирменный регламент по прохождению таких осмотров (в начале смены, в начале и конце смены).

В остальных случаях для направляемых на медосмотр работников действуют нормы ст. 185 ТК РФ. По ним на время, затраченное работниками на прохождение обязательного осмотра, за ними сохраняется средний заработок на работе.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Медицинские осмотры работников с 2021 года: кто должен проходить, как часто и в каких целях — новый приказ 29н

С 1 апреля 2021 года действует новый порядок медосмотров при трудоустройстве (приказ Минздрава от 28.01.21 № 29н). Согласно порядку, некоторые категории сотрудников по-прежнему должны проходить медосмотры как перед трудоустройством, так и в период работы. А на работодателя возложены обязанности организовать и оплатить такие медосмотры, а также отследить их результаты. Кроме того, он должен передать данные о медосмотрах в ФСС. Мы составили подробные инструкции для работодателей, которые обязаны обеспечивать проведение медосмотров кандидатов на работу и действующих сотрудников.

Новый приказ по медосмотрам 29н

С 1 апреля 2021 года вступил в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Он утвержден приказом Минздрава от 28.01.21 № 29н, и будет действовать до 1 апреля 2027 года (далее — Порядок № 29н).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

Виды медицинских осмотров работников

Трудовое законодательство выделяет три вида медосмотров.

1. Предварительные. Их проходят при поступлении на работу, еще до заключения трудового договора .

3. Внеочередные. Они необходимы при наличии соответствующих медицинских рекомендаций (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Такие рекомендации могут быть даны, например, после болезни работника или по результатам регулярного медосмотра (п. 19 Порядка № 29н).

Для чего необходимо проходить медицинские осмотры

Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.

ВАЖНО

Работодатель не вправе допускать к выполнению трудовых обязанностей сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).

Еще одно назначение медосмотра — обеспечение охраны здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. В частности, с этой целью обследуются продавцы, работники предприятий общепита и других организаций, указанных в части 2 статьи 213 ТК РФ.

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Основания для медосмотров сотрудников

Такие основания перечислены в статьях 213 , 298 и 324 ТК РФ и в пункте 20 Порядка № 29н. Так, в обязательном порядке проходят медосмотры работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также медосмотры предусмотрены для лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах и работах, связанных с движением транспорта. Перечень таких вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся медосмотры, утвержден приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.20 № 988н/1420н.

Помимо тех, кто занят на работах, указанных в Перечне, проходить медосмотры должны сотрудники, выполняющие работы, предусмотренные Приложением к Порядку № 29н. В частности, в этом Приложении перечислены работы на высоте; работы, связанные с техобслуживанием электроустановок или оборудования под давлением; и др.

ВНИМАНИЕ

Лица в возрасте до 18 лет могут поступить на работу (вне зависимости от ее вида) только после предварительного медосмотра. В дальнейшем, до достижения совершеннолетия, они обязаны проходить ежегодные медосмотры (ст. 266 ТК РФ).

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр

При определении категорий лиц, которых можно взять на работу только при наличии медицинского заключения, нужно ориентироваться на указанные выше критерии. Так, до оформления трудового договора показаться врачам обязаны все работники в возрасте до 18 лет, а также лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включая подземные работы (ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ). Перечень таких факторов и работ приведен в упомянутом приказе № 988н/1420н. Также они перечислены в Приложении к Порядку № 29н.

Пройти медосмотр перед подписанием трудового договора придется и тем, кто претендует на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Следующая категория работников, для которых предусмотрены обязательные предварительные медосмотры, — лица, принимаемые на работу в организации пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

И, наконец, последнее упоминание в Трудовом кодексе предварительного медосмотра касается лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, если эти лица переезжают туда из других регионов (ст. 324 ТК РФ).

ВАЖНО

Порядок проведения предварительных медосмотров. Пошаговая инструкция

Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).

Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).

Проверьте наличие лицензии у медицинской организации или ИП в несколько кликов Создать запрос

Вторая стадия — непосредственно проведение медосмотра. Она начинается с выдачи работодателем лицу, поступающему на работу, направления на медосмотр (п. 8 и 9 Порядка № 29н). В направлении нужно указать целый ряд сведений. А именно: информацию о работодателе (наименование, адрес электронной почты, контактный телефон, форму собственности и код по ОКВЭД) и его структурном подразделении, если таковое имеется; данные о медорганизации (фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН, электронную почту, контактный телефон); вид медосмотра (предварительный); сведения о лице, поступающем на работу (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения и пол); наименование должности (профессии) или вида работы, а также вредные и (или) опасные производственные факторы (заполняется в соответствии с утвержденным на первой стадии списком); номер полиса ОМС и (или) ДМС.

СОВЕТ

Рекомендуем дополнительно сообщить работнику в письменной форме (например, указать в справке), что для прохождения медосмотра необходимы:

  • направление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • полис ОМС или ДМС.

Направление подписывается уполномоченным представителем работодателя. Указываются должность и ФИО этого лица (п. 9 Порядка № 29н). Сведения о выданном направлении заносятся в специальный журнал или иную форму учета, которую ведет работодатель.

С этим направлением, а также комплектом личных документов (паспорт, СНИЛС, полис) кандидат на работу отправляется в медицинское учреждение для прохождения комиссии. По ее результатам оформляется заключение в трех экземплярах. Один из них получает сам будущий работник, второй остается в медорганизации и приобщается к амбулаторной карте, а третий направляется работодателю (п. 15 и 17 Порядка № 29н).

ВНИМАНИЕ

На третьей стадии работодатель принимает решение по итогам медосмотра и оформляет соответствующую документацию. Если в медицинском заключении указаны противопоказания для выполнения работы по определенной должности, профессии или для выполнения определенного вида работы, работодатель не может допустить кандидата к соответствующей работе. А значит, нужно отказать соискателю в заключении трудового договора. Аналогичным образом следует поступить, если по результатам медосмотра выдана справка о необходимости дополнительного медобследования (п. 14 Порядка № 29н).

Как провести периодический медосмотр работников: пошаговая инструкция

В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.

Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).

Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

На этом подготовительная стадия заканчивается и начинается основной этап проведения медосмотра. Так же, как и в случае с предварительным медосмотром, работодатель выдает работникам (под подпись) соответствующие направления (п. 9 и 25 Порядка № 29н), а сведения о них вносит в журнал учета.

ВАЖНО

Необходимо проинформировать работника, что для прохождения периодического медосмотра надо прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом. Если эта медорганизация удалена от места нахождения работодателя, последний оплачивает проезд и проживание сотрудника в месте проведения медосмотра (письмо Минтруда от 22.01.20 № 15-2/В-137).

С данным направлением и личными документами (паспорт, СНИЛС, полис) работник посещает медучреждение и проходит комиссию. По результатам обследования составляется медзаключение. Один экземпляр передается работодателю.

На последнем этапе работодатель принимает организационные решения по итогам медосмотра. Так, если в заключении указаны противопоказания для выполнения определенной работы, следует незамедлительно отстранить сотрудника от такой деятельности. Отстранение оформляется приказом или распоряжением.

В медзаключении может быть сказано, что работник нуждается в переводе на другую работу. Документы на перевод оформляются только при наличии письменного согласия работника. Если работник не готов сменить вид деятельности, либо в компании нет подходящий вакансии, уволить его можно лишь в том случае, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на срок более 4-х месяцев или в постоянном переводе. В такой ситуации трудовой договор прекращается на основании пункта 8 части 1 статьи 77 ТК РФ. Если же установленный врачами срок перевода составляет менее 4 месяцев, то уволить по данному основанию работника, не согласного на перевод, нельзя. Необходимо отстранить его от неподходящей по медпоказаниям работы на весь указанный в заключении срок перевода. Зарплата за этот период не выплачивается.

Если же противопоказаний не выявлено, отдельных организационных решений не принимается, и сотрудник продолжает выполнять свою трудовую функцию.

Завершается этот этап тем, что медорганизация составляет специальный заключительный акт. Он содержит данные о лицах, прошедших медосмотр, не прошедших медосмотр и не завершивших его. Также в акте указываются сведения о тех работниках, которым предварительно диагностировано профессиональное заболевание. Наконец, в этом документе даются рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.

ВАЖНО

Указанный акт может содержать рекомендации, являющиеся основанием для проведения внеочередных медосмотров работников (п. 19 и 45 Порядка № 29н).

После завершения всей процедуры данные о проведенном периодическом медосмотре включаются в форму 4-ФСС.

Расходы на прохождение работниками медосмотра

Такие расходы всегда несет работодатель. При этом Порядок № 29н предусматривает, что медосмотры проводятся исключительно на основании договора, который работодатель заключил с медорганизацией, и по направлению, выданному в рамках этого договора. Это следует из последнего абзаца пункта 12.4 и пункта 14 Порядка № 29н.

Последствия отсутствия медицинского осмотра

Если работник отказался пройти медосмотр или уклонился от обследования (в т.ч. не завершил необходимые исследования и осмотры), работодатель не вправе допустить его к работе. В этом случае сотрудник отстраняется от работы на весь период до момента прохождения медосмотра. Заработная плата на это время не сохраняется (ст. 76 ТК РФ).

Если же обследование должен был пройти кандидат на работу, но он этого не сделал, то данный факт является препятствием для оформления трудового договора. Такому претенденту нужно отказать в трудоустройстве (ст. 69 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ

Допуск к работе сотрудника, который не прошел обязательный предварительный или периодический медосмотр, является административным правонарушением. За него предусмотрена ответственность в виде штрафа: на юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб., на ИП-работодателя и на должностных лиц организации — от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП).

Читайте также: