Как оформить титульный лист опыта работы

Обновлено: 18.05.2024

Как правильно оформить титульный лист реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы по ГОСТу 2022

В нашем телеграм-канале есть много информации о написании курсовой. В этой статье давайте подробно остановимся на оформлении титульного листа.

Что такое титульный лист

ГОСТ никак не регламентирует вид шрифта, но для набора текста титульного листа принято использовать Times New Roman с размером символов (кеглем)14 пт. При этом можно использовать как строчные, так и заглавные (прописные) буквы.


Указание тех или иных слов зависит не столько от ГОСТов, сколько от требований отдельно взятых учреждений образований. Так что непременно ознакомьтесь с методичкой прежде, чем браться за оформление титульного листа практической работы или любого другого проекта.

Приведенные в этой статье примеры оформления титульных листов других лет подходят и для требований оформления в 2019 году!

Правила оформления титульных листов по ГОСТу

  • полное название учебное заведения;
  • название кафедры;
  • наименование учебной дисциплины;
  • тему работы;
  • Ф.И.О. автора работы;
  • номер курса либо класса;
  • тип формы обучения (дневная, заочная, вечерняя);
  • порядковый номер группы;
  • Ф.И.О. преподавателя с указанием его должности;
  • населенный пункт;
  • год написания работы.

Также нужно учитывать, что хоть с титульного листа и начинается нумерация страниц работы, порядковый номер на нем не нужно ставить.

Порядок действий по оформлению титульного листа

Процесс оформления выглядит примерно так:

Кстати! Не важно, нужно вам оформить лишь титульный лист для практических работ колледжа или написать с нуля целый диплом для вуза. Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В результате должно получиться что-то вроде этого такого титульника:


Образцы титульных листов могут существенно различаться в зависимости от методических рекомендаций, составленных в разных вузах. Однако если вы оформите свой титульный лист по вышеуказанному образцу, никто к вам придраться не должен, т.к. это будет оформление строго по ГОСТам.

Титульный лист дипломной работы

Вот пример титульного листа дипломной работы:


Титульный лист курсовой работы

Ниже просто приведем пример того, как может выглядеть титульный лист курсовой работы.


Обратите внимание на рамку из последних двух примеров. Чаще всего она требуется для дипломов и курсовых работ по техническим дисциплинам. В нашей отдельной статье вы можете узнать, как сделать рамку в Word.

Можно скачать шаблон титульного листа курсовой работы и лишь вписать в него свои личные данные.

Образец титульного листа реферата, отчета по практике, эссе, контрольной работы

Оформление титульного листа реферата, отчета по практике, контрольной, эссе или другой студенческой работы принципиально ничем не отличается от титульника дипломной или курсовой.

Предлагаем сразу скачать готовый шаблон нужной вам работы:

Надеемся, что наша статья оказалась полезной, и вам стало хотя бы чуточку понятнее, как оформить титульный лист работы. Если же вдруг возникли проблемы с выполнением или оформлением заданий, обращайтесь в профессиональный сервис для студентов.

Андрей – профессионал с большой буквы П. Кстати, именно этой буквой его всего и можно охарактеризовать: педантичный, пунктуальный, поразительный.


Процесс учебы — это не только лекции, но и собственные усилия учащегося в применении изученной теории на практике. Один из видов самостоятельных практикумов — лабораторная работа. Но нередко при ее выполнении у школьника или студента возникает вопрос, как ее правильно оформлять.

Что такое лабораторная работа

В современной системе образования все больше внимания уделяется развитию исследовательской формы обучения. В связи с этим учащиеся должны быть готовы участвовать в разнообразных экспериментах. Лабораторные работы как раз и помогают студентам и ученикам объединить теоретические и практические навыки.

Существует 3 вида лабораторных работ:

  1. Фронтальные. В процессе выполнения учащиеся получают от преподавателя задачи и средства их решения и одновременно работают на местах.
  2. Экспериментальные. Проводятся с целью изучения процессов, операций и явлений для их более глубокого анализа.
  3. Изобразительные. Их задача состоит в том, чтобы научить студента правильно составлять схемы, планы и графики.

Основная задача лабораторных работ — стимулировать интеллектуальную деятельность учеников, сформировать определенные умения и обучить методологии практической работы. Главной частью практики являются упражнения.

Опыты

Общие требования к оформлению

По сути, лабораторная — это сжатый научный отчет о проделанной работе с выводами, сделанными учащимся в рамках назначенной темы. Документ помогает преподавателю оценить уровень выполнения заданий и выявить общую профессиональную подготовку студента или ученика.

План лабораторной работы, как правило, состоит из 6 пунктов:

  1. Цели и задачи.
  2. Теоретический аспект вопроса.
  3. Используемое оборудование.
  4. Поведение опытов.
  5. Анализ результатов.
  6. Выводы.

Поскольку имеющийся ГОСТ жестко не устанавливает порядок оформления текста некоторых научных работ, у каждого колледжа или вуза могут быть собственные требования. Но в целом в 2022 году суть содержания научного отчета по-прежнему должна отражать действия учащегося в процессе обучения.

Шрифт

Наряду с указанным стандартом следует учитывать информацию из методических указаний для вашего учебного заведения. Образец этого документа обычно опубликован на сайте вуза.

Выбор шрифта

Отступы

Для оформления отчета в стандартном текстовом редакторе Word нужно установить правильные интервалы:

  • межстрочный — 1,5;
  • отступы сверху/снизу — 2 см;
  • справа — 1,5 см;
  • слева — 3 см.

Весь текст следует выровнять по ширине.

Форматирование абзацев

Заголовки

Основную часть научного отчета нужно разделить на структурные элементы: разделы, подразделы и пункты. Названия этих фрагментов текста и являются заголовками:

  1. Введение.
  2. Заключение.
  3. Определения.
  4. Список литературы и так далее.

Порядковая нумерация разделов производится с помощью арабских цифр. Номера подразделов и пунктов содержат номер раздела и порядковый номер подраздела/пункта и разделяются точкой. Например, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и так далее. Между блоками текста следует оставлять одну пустую строку.

Можно выделять заголовки полужирным шрифтом.

Нумерация страниц

Для удобства нумерации страниц в документе титульный лист можно разместить в отдельном файле.

Нумерация страниц

Графический материал

Для рисунков, фотографий и таблиц тоже есть особые условия оформления. Их регулирует ГОСТ 7.32—2017. Чертежи, графики, диаграммы и схемы должны отвечать требованиям ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Прежде чем вставлять графические материалы в отчет, нужно их унифицировать — привести к одинаковому размеру и виду:

  • толщину линий и шрифт в таблицах;
  • ширину изображений;
  • тип графических элементов. Если вы составили одну круговую диаграмму, аналогичные следует использовать на протяжении всей работы.

Изображения и таблицы должны следовать за текстом, в котором идет речь о них. Графические элементы нужно выровнять по центру страницы.

Из названия таблицы должно быть понятно ее содержание. Наименование размещается слева над таблицей в одну строку с номером через тире. Например: Таблица 1.1 — Единицы измерения информации. Более подробные требования к оформлению таблиц содержатся в ГОСТ 7.32-2017.

Как оформить отчёт

Чтобы работу не пришлось пересдавать, нужно не просто хорошо разбираться в теме, но и оформить лабораторную по ГОСТу. Это значит, что следует правильно преподнести результаты экспериментов, проведенных в рамках исследования.

Титульный лист

Для каждого вида научного отчета титульный лист оформляется по-разному. Если речь идет о лабораторных работах, размещать информацию на первой странице нужно следующим образом:

  1. В верхнем поле — полное название учебного заведения и кафедры.
  2. В среднем поле — тип отчета (лабораторная работа), дисциплина и название исследования без кавычек.
  3. В правой части страницы — ФИО, курс и группа учащегося. Ниже ФИО и ученая степень преподавателя, который проверяет отчет.
  4. В нижней части листа — место и год проведения исследования.

Рекомендуем составлять титульный лист в отдельном документе. Во время написания работы вы, скорее всего, будете вносить правки. Если исправлять текст после оформления титульного листа, разметка и форматирование может сбиться.

Цель работы

В этом разделе нужно сформулировать цели и задачи лабораторной работы, обосновать ее актуальность, то есть степень важности проведения исследований для решения некой проблемы или задачи.

Цель лабораторной — это результат, к которому планирует прийти учащийся. При формулировании цели следует использовать глаголы действия: исследовать, изучить, проверить, определить и так далее. После этого указывается объект исследования и задачи, которые будут решаться на пути к цели: измерить, рассмотреть, провести, разработать, и тому подобное.

Объем раздела зависит от глубины исследования и сложности работы и может составлять от одного абзаца до половины страницы.

Краткие теоретические сведения

Основная часть работы содержит теоретический материал и описание этапа проведения экспериментов. В разделе, посвященном теории, приводится следующая информация:

  • описание изучаемого аспекта;
  • источники (статьи, учебники);
  • законы, формулы и расчеты, посредством которых выполнялись задачи.

Содержание теоретической части должно быть лаконичным и понятным. Ее объем составляет около 1/3 отчета.

Техническое оснащение

Суть практической части лабораторной сводится к применению знаний, полученных в ходе изучения теории. Но поскольку для проведения исследований используется специализированное оборудование, в отчете должно быть отдельное упоминание о том, какие технические средства помогли учащемуся провести эксперименты.

Описание проведения эксперимента

В части, посвященной практическим мероприятиям, описываются схемы и методология исследования, подробный перечень действий, способы получения результатов и методы их анализа. Отдельный пункт отводится погрешностям в расчетах.

Если учащийся использует шаблонные пакетные информационные программы, ему следует обосновать целесообразность их применения.

Анализ данных

Проведение эксперимента не сыграет особой роли в процессе усвоения знаний, если не будет сопровождаться детальным анализом полученных данных. Учащийся должен уметь интерпретировать результаты проведенных опытов на базе физических правил и делать определенные выводы.

Подведение итогов

Заключительная часть лабораторной работы посвящена подведению итогов — подтверждению того, что цели достигнуты, а задачи выполнены. В этом разделе нужно коротко упомянуть:

  • что вы исследовали;
  • какие измерения проводили;
  • какой результат получили. Обязательно нужно указать и проанализировать относительную и абсолютную погрешность, сравнить с табличным или теоретическим значением;
  • какие построили графики, диаграммы и к каким выводам пришли на их основе.

Таким образом, заключение — это не пересказ процесса исследования, а сжатый анализ результатов научной работы, формулировка выводов.

Пример оформления отчета здесь.

Ошибки при оформлении лабораторной работы

Как следует из требований ГОСТа и методических указаний, при оформлении отчета нужно учитывать массу деталей. Но из-за невнимательности учащиеся допускают ряд промахов:

  1. Выполняют работу не в полном объеме, например, не используют графики, диаграммы, схемы.
  2. Заносят в таблицы значения с ошибками.
  3. Нарушают требования к оформлению графических материалов или записи результатов опыта.
  4. Не проводят измерения или не рассчитывают погрешности.
  5. Допускают ошибки в расчетах величин.
  6. Получают неверные результаты, делают выводы, противоречащие действительности.

Если вы хотите оформить научный отчет правильно, заранее попросите его шаблон на кафедре. Внимательно изучите принятые лабораторные работы других учащихся.

Но если даже пример качественного отчета не проясняет ситуацию или у вас нет времени писать его самостоятельно, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Научная деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса студентов бакалавриата и магистратуры. Весь объем научного труда делится на 2 больших группы: предусмотренные учебным планом (сюда входят рефераты, курсовые работы и ВКР) и не предусмотренные (индивидуальная научная или проектная деятельность студентов). Правильному оформлению НИР отводится такая же важная роль, как и ее выполнению, поэтому в статье пойдет речь о правилах оформления титулки исследовательской работы.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Оформление исследовательской работы титулка

В каждом учебном заведении есть свои нюансы относительно содержания научных работ, с ними знакомятся в методических рекомендациях по выполнению той или иной научной работы, издаваемых в конкретном вузе.

В зависимости от типа НИР будет меняться и ее структура.

В течение периода обучения в обязательном порядке выполняются следующие виды научных работ:

  • Курсовая работа.
  • Дипломная (выпускная квалификационная) работа.
  • ФГОС некоторых специальностей и направлений подготовки предусматривает выполнение научно-исследовательской работы.

В таблице представлены ключевые структурные элементы содержания научных работ.

Таблица 1. Сравнительная характеристика структуры научных работ в зависимости от их типа

Дипломная (ВКР) работа

список исполнителей с перечнем должностей

задание к дипломной работе (план-график выполнения)

термины и определения;

сокращения и обозначения (необязательный пункт);

*(включает от 3 до 6-7 вопросов);

*состоит из 3 глав

Список использованных источников

Очевидно, что в зависимости от типа научного труда ее структура несколько меняется, но есть и общие элементы.

Понять, что перед нами отлично выполненная научная работа можно по следующим признакам:

  1. Правильная и злободневная тема работы – понятно сформулированная, соответствующая определенной области знаний, представляющая определенный интерес в текущее время.
  2. Исключительность научных изысканий – никто прежде не должен производить именно таких же исследований, именно таких же расчетов, иначе в представленном труде нет ни смысла, ни ценности.
  3. Важность и своевременность – в НИР должно быть ясно и однозначно прописано, для чего необходимо решать проблему, обозначенную в актуальности, что это даст обществу, экономике, предприятию или людям.
  4. Приемлемый объем – определяется типом НИР, ее сложностью и уровнем исполнения.
  5. Правильная формулировка целей и задач – это обязательная часть введения любой научной работы; если это написано правильно, то велика вероятность того, что и конечный итог будет на высоком уровне.
  6. Иллюстративное сопровождение – по содержанию рисунков и таблиц можно сразу понять, каков уровень проекта; интересные схемы, небанальные таблицы говорят о том, что автор ответственно подошел к своему труду, сделал проект понятным и ярким.
  7. Развернутая основная часть – даны все теоретические понятия исследования, приведен и обоснован инструментарий, раскрыт порядок расчетов и даны их результаты, проведен полный анализ ситуации, сделаны выводы и даны рекомендации.
  8. Последовательность работы – логика изложения материала ясна и понятна, теория обосновывает практику, сначала приведен инструментарий, потом показано, как он применяется, далее проводится анализ недостатков и рекомендации по их устранению.
  9. Вычитанное и выверенное заключение – содержит основные выводы и рекомендации, прочитав заключение, становится понятной суть работы, оно хорошо структурировано и может служить основой для доклада при презентации результатов труда.
  10. Обширный список использованных источников – отражает всю панораму поисков и работы автора, включает разнообразные актуальные издания как на бумажных носителях, так и электронные.

Требования к оформлению исследовательской работы

Можно выделить базовые требования к оформлению НИР:

  • Документ выполняется печатным текстом с одной стороны листа на бумаге формата А4;
  • Качество бумаги одного типа на всю работу плотностью около 70-80 г/см2;
  • Цвет шрифта – черный, печать равномерная и одинаковая, без пятен и полос;
  • Тип шрифта – Time New Roman;
  • Рекомендуемый размер шрифта текста – 14, таблиц и рисунков – 12;
  • Межстрочный интервал в тексте – 1,5, в таблицах — 1;
  • Разметка страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см, абзац – 1,25 см;
  • Выравнивание – по ширине;
  • Нумерация страниц считается с титульника, но первая цифра проставляется на 2 листе введения;
  • Номера страниц ставят внизу по центру или справа тем же шрифтом, что и печатается работа размером 10 пт;
  • Заголовки пишутся посередине, полужирным шрифтом, выравниваются по ширине;
  • После названий глав, вопросов, таблиц точки НЕ ставятся;
  • При написании текста работы важно следить, чтобы названия таблиц и рисунков не отрывались от самих таблиц и рисунков;
  • Недопустимо название вопроса на одной странице, а текст вопроса – на другой, после названия должно быть 5-6 строчек вопроса как минимум;
  • Каждая глава начинается с новой страницы;
  • Последняя страница каждой главы должна быть заполнена на ¾, т.е. нельзя написать 10 строчек и перейти на следующую страницу;
  • Список использованных источников формируется по алфавиту, сначала русскоязычные источники, потом англоязычные; список обязательно должен включать электронные ресурсы с актуальными сведениями.

Отдельное внимание следует уделить оформлению рисунков и таблиц как неотъемлемой части любой НИР:

  • Рисунки должны быть понятны, не нужно выбирать цветные варианты оформления, т.к. то, что красиво смотрится на мониторе, будет непонятно выглядеть на бумаге, сразу используйте черно-белое исполнение;
  • Все элементы на рисунке необходимо подписать – оси, единицы измерения, обязательно должна быть легенда;
  • В таблицах обязательно указаны единицы измерения каждого показателя, все значения должны иметь одинаковую размерность.

Любую научную работу после написания необходимо тщательно проверить на ошибки и опечатки и пару раз вычитать.

Что такое титульный лист НИ работы

На этой странице указаны основные параметры документа: тип работы, ее тема и статус, исполнители и научный руководитель (если есть) и другие показатели.

Титульный лист служит для регистрации НИР: на нем проставляют входящий порядковый номер, дату поступления документа на проверку. На нем указывается статус НИР – допущена или отправлена на доработку.

После защиты работы на титульном листе прописывается оценка, которая совпадает с тем результатом, который зафиксирован в зачетной книжке и ведомостях, если речь идет о студенческих научных работах.

Пошаговая инструкция по оформлению титульного листа

Правильно и без ошибок выстроить текст можно, если следовать следующему пошаговому плану:

Образец титульного листа для исследовательской работы

На титульном листе для ВКР не указывается дисциплина.

Отдельного внимания требует оформление титулки отчета по НИР.

ГОСТ требования к оформлению

Оформление регулируется несколькими стандартами:

  • ГОСТ 2.105-95 ЕСКД
  • ГОСТ 21.101.97
  • ГОСТ 7.32 – 2001

Требования, указанные в данных стандартах, в целом соответствуют требованиям, указанным здесь выше. Тем не менее сказать, что все титульные листы в университетах страны оформлены стандартно, нельзя.

Поэтому в первую очередь при оформлении научного труда следует руководствоваться внутренними методическими рекомендациями по оформлению соответствующих научных работ.

Снижают ли оценку за неправильный титульный лист

Оформление исследовательской работы титулка

Несмотря на наличие стандартов и неких общих требований в оформлении из года в год студенты и аспиранты совершают в основном одни и те же типовые ошибки:

Следует помнить, что оценивание результатов любой деятельности – всегда дело субъективное и зависит во многом от того, кто этим занимается.

В случае неправильного оформления научный руководитель укажет в рецензии этот недостаток и вернет на доработку. Если документ был допущен к защите с некорректным титульником, то снижать оценку за это не имеют права.

Что касается ВКР или магистерской диссертации, то с недостатками в оформлении научный труд не получит допуск к защите и исправлять придется в любом случае.

Ориентиром правильности оформления должны служить соответствующий ГОСТ и внутренний регламент самого учебного заведения.

Оформление титульного листа в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Титульный лист является первым листом любой проектной работы, его правильное оформление также оказывает влияние на оценку работы.

Для правильного оформления титульного листа проектной работы, сначала необходимо напечатать весь текст, чтобы каждый новый блок начинался с новой строки, ниже приведен пример.


Текст на титульном листе

После того как весь текст, который будет находиться на титульном листе, набран, можно переходить к его оформлению. Ниже будет представлено оформление стандартного титульного листа проектной работы, но необходимо помнить, что некоторые учебные заведения предоставляют образец титульного листа, если образец в формате WORD (doc, docx, rtf), в таком случает можно скопировать титульный лист, как правильно скопировать титульный лист будет описано в конце статьи.

Общим требованием к титульному листу является только гарнитура шрифта: Times New Roman, поэтому он указываться в дальнейшем не будет.

Оформление шапки титульного листа

  1. Размер шрифта: 14 pt, выделение шрифта не применяется.
  2. Интервал:
    • перед и после: 0 см;
    • межстрочный: 1,5 строки (полуторный).
  3. Выравнивание текста: по центру.
  4. Отступ:
    • слева и справа: 0 см;
    • первая строка: нет.

Ниже приведен пример оформления шапки титульного листа после редактирования.


Оформление шапки титульного листа

Оформление центральной части титульного листа

После шапки следует центральная часть титульного листа, она должна быть расположена примерно в центре листа, иногда с небольшим смещением к верхней части.

В центральной части титульного листа указывается тип проектной работы:

  1. Размер шрифта: 16 pt, полужирный, буквы заглавные.
  2. Интервал:
    • перед и после: 0 см;
    • межстрочный: 1,5 строки (полуторный).
  3. Выравнивание текста: по центру.
  4. Отступ:
    • слева и справа: 0 см;
    • первая строка: нет.

После типа работы на следующей строке (или через 1 пустую строку) указывается тема проектной работы, требования к ее оформлению следующие:

  1. Размер шрифта: 14 pt, выделение шрифта не применяется.
  2. Интервал:
    • перед и после: 0 см;
    • межстрочный: 1,5 строки (полуторный).
  3. Выравнивание текста: по центру.
  4. Отступ:
    • слева и справа: 0 см;
    • первая строка: нет.

Пример центральной части титульного листа после оформления представлен ниже.


Оформление центра титульного листа

Оформление блока с данными ученика и учителя

Следующей частью титульного листа является блок, в котором указываются данные ученика, подготовившего проектную работу и проверяющего учителя или преподавателя, данный блок начинается от центра листа с пропуском 2-3 пустых строк после темы работы, требованиями к оформлению данного блока являются:

  1. Размер шрифта: 14 pt, выделение шрифта не применяется.
  2. Интервал:
    • перед и после: 0 см;
    • межстрочный: 1,5 строки (полуторный).
  3. Выравнивание текста: по левому краю.
  4. Отступ:
    • слева: 9 см (можно использовать линейку, расположенную вверху листа);
    • справа: 0 см;
    • первая строка: нет.

Ниже приведен пример получившегося блока после редактирования.


Оформление блока с данными учителя и ученика

Оформление нижней части титульного листа

Последней частью титульного листа является блок, в котором указан населенный пункт и год сдачи работы, он располагается в самом низу листа по центру, требования к данному тексту следующие:

  1. Размер шрифта: 14 pt, выделение шрифта не применяется.
  2. Интервал:
    • перед и после: 0 см;
    • межстрочный: 1,5 строки (полуторный).
  3. Выравнивание текста: по центру.
  4. Отступ:
    • слева и справа: 0 см;
    • первая строка: нет.

Данный блок после редактирования должен получиться таким, как на рисунке ниже.


Оформление нижней части титульного листа

После того, как Вы напечатали и оформили свой титульный лист, разница с тем, что было до и после, должна быть такой как на рисунке, который представлен далее.


Оформленый титульный лист

Но, если по каким-либо причинам у Вас не получилось оформить титульный лист или у Вас нет на это времени, Вы можете скачать образец титульного листа и просто вписать туда свои данные, заменить Вам необходимо:

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

Как правильно скопировать титульный лист к себе в работу

Теперь рассмотрим, как правильно скопировать и вставить титульный лист из предоставленных требований к оформлению работы:


Отобразить все знаки в WORD


Выделить текст без лишних знаком форматирования


Сохраняем титульный лист в исходном форматировании

Ошибки при подготовке и оформлении титульного листа

Титульный лист является первым листом проектной работы, который видит научный руководитель или проверяющий, поэтому важно не допустить ошибки при его подготовке.

Читайте также: