Как оформить сотрудника на работу в ип в 2021 году

Обновлено: 06.05.2024

С момента приема на работу хотя бы одного сотрудника, индивидуальный предприниматель становится работодателем, и у него возникает обязанность зарегистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС). В Пенсионном фонде регистрация ИП не нужна. Помимо зарплаты вам как работодателю нужно оплачивать за сотрудника налоги в ФСС, ФНС, а также подавать отчетные декларации.

В Пенсионном фонде (ПФР) вы как ИП не обязаны дополнительно вставать на учет. После найма сотрудников вы лишь обязаны уплачивать пенсионные взносы за работников, да и то на счет налоговой службы, которая сама распределяет их между фондами. В ПФР нужно только подавать декларации о трудовом стаже работников.

В ФСС регистрация в качестве работодателя обязательна. На это вам дается 30 дней с момента подписания первого трудового договора. Встать на учет в ФСС придется и при заключении договора гражданско-правового характера (ГПХ), в котором вы указаны плательщиком взносов за проф заболевания и травматизм.

С начала 2017 ИП не обязаны регистрироваться в ПФР, даже после найма работников. Все нужные сведения о новых наёмных сотрудниках предпринимателя Пенсионных фонд получает от налоговой испекции и высылает уведомление на почтовый или электронный адрес ИП. В уведомлении указываются данные для оплаты пенсионных взносов.

После приема на работу сотрудников, у вас возникает необходимость оплачивать за работников пенсионные взносы на счет налоговой инспекции. ФНС самостоятельно распределяет платежи между фондами.

Поскольку регистрация в ПФР отменена, то и ответственности за отсутствие такой регистрации нет. Однако если вы приняли на работу хотя бы одного сотрудника, а взносы за него не начали платить, ответственность вам может грозить вплоть до уголовной. Поэтому заключая с работником договор, сразу выясните, какие взносы перечислять, какие отчеты подавать и в какие сроки.

Зарегистрироваться в ФСС в качестве работодателя нужно в следующих случаях:

  • с сотрудником заключен трудовой договор,
  • с сотрудником заключен гражданско-правовой договор (авторский, заказа, подряда), который прямо предусматривает, что взносы от несчастных случаев и проф заболеваний платите вы.

Встать на учет в ФСС нужно в течение 30 дней с момента заключения первого договора. В противном случае вам грозит штраф от 5 000 рублей (при просрочке до 90 дней) до 10 000 рублей (при более длительном нарушении).

Чтобы встать на учет в ФСС в качестве работодателя понадобятся следующие документы:

  • заявление, которое можете заполнить в самом ФСС или онлайн на сайте госуслуг. В заявлении можете указать, как вам удобнее получить уведомление о регистрации: лично или по почте.
  • заверенная копия вашего паспорта,
  • лист записи ЕГРИП или свидетельство о регистрации в качестве ИП,
  • ИНН,
  • заверенные копии трудовой книжки, трудового или ГПХ договора,
  • нотариальная доверенность, если документы подает за вас представитель.

Удобнее и быстрее подавать документы в отделение ФСС по месту вашей прописки. Тогда можете принести оригиналы документов, и сотрудники ФСС сами сделают копии и заверят их надлежащим способом.

Можете подать документы через МФЦ. Список документов тот же, но все копии следует заверить нотариально (копия паспорта, ЕГРИП и выписка), а трудовые книжки и договоры можете заверить сами. Сотрудники МФЦ заверять копии не имеют права.

Можете подать документы электронно через портал госуслуги:

    для ИП, заключивших ГПХ договор, для ИП, заключивших трудовой договор с работником.

Через 3 рабочих дня после подачи документов, ФСС внесет ваши данные в базу страхователей и вышлет на e-mail (или почтовый адрес) уведомление с регистрационным номером. Кроме того, в уведомлении будет информация:

  • о классе риска вашей основной деятельности,
  • о размере страховых взносов,
  • о сроках и реквизитах для уплаты страховых взносов.

Если вы подавали документы через МФЦ, тогда уведомление следует получать также в МФЦ.

Если в какой-то момент вы уволите всех сотрудников, не забудьте сняться с учета в ФСС и провести с ведомством сверку взаиморасчетов. Иначе взносы придется уплачивать и дальше.


Наш сервис формирует полный пакет регистрационных документов, в полном соответствии требованиям ФНС. Вам надо лишь заполнить форму, следуя подсказкам. Через 15 минут все будет готово. Останется скачать и распечатать.

Первый, более выгодный вариант: заключать договора гражданско-правового характера (ГПХ) с физ.лицами, с другими ИП или физ.лицами — плательщиками НПД без статуса ИП (самозанятыми).

Это создает дополнительную ответственность, дополнительную работу и затраты, но часто трудовой договор — это единственный выход.
Например, с продавцом в магазине не может быть заключен договор ГПХ, только трудовой договор.

ИП, который планирует нанять работника по трудовому договору, необходимо оценить следующие моменты.

Составление и ведение кадровых документов

При найме первого сотрудника необходимо разработать локальные (внутренние) кадровые документы:

  • форму трудового договора;
  • положение об оплате труда;
  • должностные инструкции;
  • договор о полной материальной ответственности
  • и другие внутренние документы

Можно отказаться от локальных документов, если все условия включить в трудовой договор.

Обеспечение места работы и необходимого оборудования

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан выплачивать заработную плату, обеспечить место работы, условия труда, предоставить необходимое оборудование и инструменты

Заработная плата и другие обязательные выплаты

ИП из своего кармана платит сотруднику заработную плату, отпускные выплаты, а так же первые 3 дня болезни (последующие дни оплачиваются за счет Фонда социального страхования).

Заработная плата в соответствии с трудовым законодательством выплачивается не реже 2х раз в месяц.

Заработная плата не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). В 2021 году МРОТ установлен в размере 12 792 рубля.

Оплата отчислений с заработной платы

При выплате зарплаты из дохода работника удерживается налог на доходы физ.лиц (НДФЛ) — 13%, оставшаяся часть выдается работнику

Кроме НДФЛ ИП платит за свой счет отчисления в фонды:

  • в Пенсионный фонд (ПФР) — 22% от зарплаты (дохода сотрудника до вычета НДФЛ);
  • в Фонд медицинского страхования (ФОМС) — 5,1%;
  • в Фонд социального страхования (ФСС) — 2,9%.

В 2021 году действуют пониженные ставки страховых взносов для зарплат, выше МРОТ.С той части зарплаты, которая превышает МРОТ, действуют льготные тарифы:

Также уплачивается взнос в Фонд социального страхования на случай получения травмы на работе. Размер взноса зависит от вида деятельности и от класса профессионального риска, присвоенного этому виду деятельности.

  • 1 класс риска — самый низкий. Тариф составляет 0,2% от дохода работника, это например, оптовая и розничная торговля.
  • Страховой тариф для самого высокого (32-го) класса риска составляет 8,5%. К нему относятся добывающие производства.

Сдача отчетности

ИП без сотрудников сдает отчетность в соответствии с выбранной системой налогообложения (на общей системе — это НДС каждый квартал и 3-НДФЛ 1 раз в год, на упрощенке — одна декларация в год, на патенте и НПД отчетности нет)

У ИП, который нанимает сотрудников в штат, появляются новые обязнности по сдаче отчетности:

  • ежемесячно сдается форма СЗВ-М в Пенсионный фонд,
  • каждый квартал — расчет по страховым взносам, отчет 6-НДФЛ, отчет по травматизму;
  • 1 раз в год сдается форма СЗВ-СТАЖ в пенсионный фон, а так же по мере необходимости сдается отчет СЗВ-ТД (сведения о трудовой деятельности)

Ограничение по численности сотрудников

Ограничений именно для ИП нет. Есть органичения, которые зависят от системы налогообложения:

  • при патентной системе не более 15 человек
  • при системе НПД ИП не может нанимать сотрудников по трудовому договору.

Соблюдение трудового законодательства

у ИП, который решил оформить сотрудника по трудовому договору, возникает дополнительная ответственность перед законом. А значит — возможны конфликтные ситуации и штрафы.

С 2021 года трудовое законодательство изменилось в связи с введением понятия удаленной работы, которой будет 4 вида.

Как принять сотрудника. Пошаговый план

1.Получить документы, необходимые для оформления работника:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности;
  • СНИЛС или выписку из ПФР по форме АДИ-РЕГ;
  • военный билет у военнообязанных или удостоверение у призывников;
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • справку об отсутствии судимости, если работа связана с несовершеннолетними в соответствии со ст. 331, 351.1 ТК РФ.
  • мед.книжка, если работа связана с продуктами и питьевой водой, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

2.Взять у будущего работника заявление на работу (не обязательно)

3.В течение 3х дней с момента начала работы заключить трудовой договор

4.Оформить приказ о приеме на работу и личную карточку работника

5.Если это первый сотрудник, нужно в течение 30 дней с даты заключения первого трудового договора зарегистрироваться в ФСС. Если не уложиться в срок — штраф 5 000 рублей. Если просрочка составит более 90 дней, штраф увеличится до 10 000 рублей.

6.Не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме, нужно предоставить по новому работнику отчет по форме СЗВ-ТД с записью о приеме.

Документы, необходимые для приема работника, размещены на официальном сайте Роструда

Заключение

Как видите, объем работы при оформлении работника в штат значительно увеличивается.
Поэтому помимо расходов на организацию работы, выплату зарплаты и оплаты налогов и взносов, нужно предусмотреть затраты на услуги кадрового специалиста или бухгалтера, который обладает опытом в ведении кадровой документации и составлении отчетности на работников.


Что должен сделать ИП-работодатель

Если вы заключаете с человеком трудовой договор, то обязаны выполнить следующие условия:

Составить трудовой договор на бумаге и подписать его вместе с сотрудником на протяжении 3-х рабочих дней. Оформить приказ о приеме на работу.

Зарегистрироваться в ФСС как работодатель. Это необходимо сделать в течение 30 дней после найма первого сотрудника.

Вести трудовую книжку, заполнять бумажную и электронную версию.

Проводить специальную процедуру по оценке трудовых условий.

Выплачивать зарплату не менее 2-х раз в месяц. Например, 20 числа перечислять аванс, 10 — заработную плату.

Придерживаться МРОТ и следить за средней зарплатой по рынку. Если вы установите сумму меньше, то налоговая служба может задать вам вопросы.

Оплатить ежегодный отпуск сотруднику — 28 дней.

Отправлять данные в ФСС для выплат больничных и пособий.

ИП может трудоустраивать наемных сотрудников как по трудовому договору, так и по договору ГПХ (гражданско-правового характера). Договор ГПХ выгоден по условиям для работодателя, рассмотрим подробнее отличия:

не требуется заполнять кадровые документы и вести трудовую книжку;

не нужно вставать на учет в ФСС, если об этом не указано в договоре;

необходимо выплачивать только вознаграждение подрядчику без привязки к МРОТу;

больничные и отпускные оплачивать не нужно;

Но не со всеми сотрудниками можно заключить ГПХ. Данный договор разработан для нерегулярных работ и не подходит для длительных трудовых отношений. Например, с бухгалтером такой договор подписать не получится, а вот со строителями можно. Также договор не обязывает сотрудников находиться в офисе, главное предоставить результат.

Какие налоги необходимо уплачивать за сотрудников

И по трудовому договору и по ГПХ необходимо отчислять 13% от заработной платы и вознаграждения в НДФЛ.

Страховые взносы составляют 30% от суммы зарплаты и 27,1% от вознаграждения.

Страховые взносы в ФСС. Для каждого вида деятельности установлен свой процент, он может составлять от 0,2% до 8,5%.

Какую отчетность необходимо сдавать индивидуальному предпринимателю

СЗВ-М – сведения о застрахованных лицах, которые подают ежемесячно в ПФР.

6-НДФЛ — отчет, в котором указывается сумма полученных доходов физических лиц и удержанных налогов. Сдается раз в квартал в ФНС.

Расчет по страховым взносам — отчет по взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование. Сдается раз в квартал в ФНС.

4-ФСС — ответ по страхованию от несчастных случаев во время работы и профессиональных заболеваний. Сдается раз в квартал в ФНС.

СЗВ-СТАЖ — ежегодный отчет о стаже сотрудников.

СЗВ-ТД — отчет о кадровых событиях в организации.

Брать или не брать: во сколько обойдется неофициальный работник

За неофициальное трудоустройство ИП придется заплатить следующие штрафы:

5 000 – 10 000 рублей административный штраф,

20% от неуплаченных налогов по НДФЛ, 40 % от страховых взносов,

пени за весь срок неофициального трудоустройства,

отдельно заплатить примерно 43% от зарплаты за НДФЛ и страховые взносы за весь срок.

Предусмотрена и уголовная ответственность, если сумма неуплаченных налогов составляет более 2,7 млн рублей. Штраф — 100 000 рублей и срок от 1 года.

Как налоговая может вычислить нарушителей закона

Физически невозможно вести бизнес без работников. Например, у вас несколько мясных магазинов, но из сотрудников числитесь только вы.

Подписи несуществующих работников. Например, в накладных на грузоперевозку стоит подпись неизвестного человека.

Справки для банков. Часто неофициально оформленные сотрудники просят предоставить им справку о доходах для получения кредитов и ипотеки.

Выплаты зарплаты на карты. Регулярные платежи на один и тот же счет говорят сами за себя.

Какие кадровые документы должны быть у ИП с сотрудниками

Если ИП нанимает работников, у него появляются дополнительные обязанности по оформлению кадровых документов. Но кадровый учёт для ИП из микробизнеса проще, чем для других работодателей. Разбираемся, какие документы ИП-работодателю нужны обязательно и без чего можно обойтись.

Какие документы должны быть у работодателя

В общем случае список обязательных кадровых документов у ИП с работниками такой же, как у организаций:

  • Правила внутреннего трудового распорядка — в них прописывают порядок приёма, перевода и увольнения, режим работы, время для отдыха и питания, порядок и условия отпусков, меры поощрения, дисциплинарные взыскания и другие важные вопросы. Копию правил размещают в доступном всем работникам месте — на информационных стендах, на сайте или др.
  • Положение о работе с персональными данными работников — прописывают, какие данные относятся к персональным (ФИО, пол, дата рождения, адрес, семейное положение и т. д.), правила их обработки, хранения и использования. Указывают, у кого из сотрудников будет доступ к такой информации.
  • Штатное расписание — список должностей, которые есть у ИП (в том числе вакантные), с размерами окладов, тарифными ставками и количеством штатных единиц.
  • Инструкции по охране труда — в них прописывают правила техники безопасности, которые нужно соблюдать перед началом, во время и в конце работы. Разрабатывают исходя из должности работника или вида выполняемой им работы. Если у ИП работает до 50 человек, нужен специалист по охране труда. Им может стать сам предприниматель, штатный работник или сторонний специалист по договору об оказании услуг. Если ИП занимается производственной деятельностью и у него более 50 работников, нужно создать службу охраны труда.
  • График отпусков — документ с датами основных и дополнительных оплачиваемых отпусков на будущий календарный год. Составляют с учётом пожеланий работников, но так, чтобы не прерывать работу предприятия.
  • Трудовые договоры — в них прописывают место работы, дату её начала, функции работника, условия оплаты и другие обязательные условия из ч. 2 ст. 57 ТК РФ. Заключить договор нужно в течение трёх рабочих дней с даты, с которой сотрудник приступил к работе. При изменении условий договора понадобится оформить допсоглашение.
  • Трудовые книжки. С 2021 года тем, кто впервые устраивается на работу, вместо бумажной книжки заводят электронную — передают в Пенсионный фонд сведения о трудовой деятельности. Если новый работник раньше уже где-то работал и не отказался от бумажной трудовой, в ней нужно сделать запись о приёме на работу, зарегистрировать в специальном журнале и хранить до увольнения. К бумажным трудовым заводят две книги — для регистрации их движения и приходно-расходную для учёта бланков.
  • Личная карточка — подробная информация по каждому работнику: табельный номер, ИНН, СНИЛС, сведения о приёме на работу и переводах, отпусках, повышении квалификации и т. д. Оформляют только на тех, с кем заключён трудовой договор.
  • Табель учёта рабочего времени — документ учёта отработанных часов и дней, с количеством явок и неявок по каждому работнику.
  • Приказы по кадрам — письменные распоряжения руководителя о приёме сотрудников на работу, переводе, направлении в командировку, предоставлении отпуска, увольнении.
  • Документы о проведении спецоценки условий труда (СОУТ) — ИП обязан проводить её как минимум раз в 5 лет, даже если у него всего один работник. Оценивать нужно рабочие места сотрудников, с которыми заключены трудовые договоры, кроме дистанционщиков. По результатам СОУТ присваивают классы (подклассы) условий труда.
  • Журналы учёта и регистрации кадровых документов — по несчастным случаям на производстве, по ознакомлению работников с локальными актами, инструктажам, проверкам, обязательным медосмотрам.

Для кадровых документов можно использовать самостоятельно разработанные формы или унифицированные, утвержденные Госкомстатом. Есть исключения. Например, трудовую книжку всегда составляют по унифицированной форме.

Документы по учёту рабочего времени, кадрам и по оплате труда — это первичные учётные документы работодателя. Поэтому в самостоятельно разработанных бланках должны быть все обязательные реквизиты из ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.

Есть кадровые документы, которые не обязательны для всех работодателей, но могут понадобиться в конкретной ситуации:

  • положение о коммерческой тайне — если работодатель хочет скрыть внутреннюю информацию от посторонних;
  • положение о премировании — если ИП выплачивает работникам премии, но порядок и условия таких выплат не прописал в трудовых договорах;
  • должностные инструкции, графики работы, положения о командировках, об оплате труда, о ненормированном рабочем дне, об аттестации — если такие подробности не прописаны в трудовом договоре;
  • договоры о материальной ответственности — можно заключать только с работниками из специального перечня.

Такие документы обязательны только для конкретных работодателей и ситуаций.

По желанию работодатель может вести журналы регистрации трудовых договоров, личных карточек, учёта срочных трудовых договоров, приказов, совместителей и др.

Кадровый учёт ИП из микробизнеса

Микропредприятия могут упростить кадровый учёт и не оформлять большую часть из перечисленных документов. К микропредприятиям относятся ИП, у которых за прошлый календарный год:

  • среднесписочная численность — до 15 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности — до 120 млн. рублей.

Согласно ст. 309.2 ТК РФ такие работодатели могут полностью или частично отказаться от разработки локальных нормативных актов — внутренних документов, которые регулируют трудовые отношения. К ним относят:

  • правила внутреннего распорядка;
  • должностные инструкции;
  • положения об оплате труда, о премировании и др.

Но есть одно важное условие. Если ИП отказывается от локальных нормативных актов, то всё, что в них обычно содержится, нужно прописать в трудовых договорах.

При этом любое изменение придётся оформлять допсоглашениями с каждым работником. Поэтому такой вариант удобен только если условия работы меняются редко.

При отказе от локальных актов трудовые договоры заключают по типовой форме, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 858 от 27 августа 2016 г. В ней уже есть почти все условия по работникам микропредприятия, включая дистанционных. При необходимости из типового договора убирают ненужные пункты или добавляют новые.

Микропредприятия могут обойтись без штатного расписания. Тогда кроме должности, в трудовом договоре прописывают вид поручаемой работы, то есть круг обязанностей.

Можно не составлять график отпусков, а заменить его письменным соглашением с работником, и указать это в типовой форме договора.

Отказ от локальных нормативных актов обычно оформляют приказом. В нём же можно прописать, что на предприятии действует типовая форма трудового договора

Если ИП утратит статус микропредприятия, у него есть 4 месяца с даты внесения изменений в реестр МСП, чтобы ввести все обязательные локальные акты. Расторгать действующие трудовые договоры не нужно.

Документы, от которых микропредприятиям отказываться нельзя:

  • приказ или положение о временном переходе работника на дистанционную работу;
  • кадровые приказы — о приёме на работу, увольнении, предоставлении отпуска;
  • инструкции по охране труда;
  • трудовые книжки;
  • результаты спецоценки условий труда.

Также все предприниматели наравне с организациями сдают обязательные отчёты в ИФНС, ПФР и ФСС по работникам: расчёт по страховым взносам, 4-ФСС, 6-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-Стаж.

Какие ещё привилегии есть у ИП-работодателей

В Главе 48 ТК РФ прописаны особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц, к которым относятся и индивидуальные предприниматели. Даже если ИП не отвечает критериям микропредприятия, в условиях трудового договора он может прописать:

  • Дополнительные основания для увольнения кроме тех, что прописаны в ТК РФ. Но они не должны дискриминировать работников по полу, возрасту, национальности, отношению к религии и т. д.
  • Меньший срок уведомления об изменении условий трудового договора по инициативе работодателя. Так, ИП может уведомить работников за 14 календарных дней, а не за 2 месяца, как в организациях.
  • Меньший срок предупреждения об увольнении при сокращении численности работников или закрытии ИП. В отличие от организаций, предупредить можно меньше, чем за 2 месяца. При этом ИП вправе не выплачивать работникам выходное пособие.

Ещё ИП имеет право заключать срочные трудовые договоры, относится к малым или средним предприятиям, а численность работников до 35 человек, или до 20 человек, если он работает сфере розничной торговли и бытового обслуживания.

Читайте также: