Как оформить план обучения сотрудников на год

Обновлено: 19.05.2024

В одном из уроков этой серии о кадрах для малого бизнеса я рассказал о процессе найма сотрудников. Но нанять хороших людей ещё недостаточно. Надо развить и поддержать их навыки для наибольшей пользы делу. Вот где начинается обучение.

Однако из-за ограниченных ресурсов и других причин многие малые предприятия не предоставляют таких же программ обучения, как у крупных компаний. В докладе от 2016 года Federation of Small Business in the UK установлено, что хотя 91% хозяев признали ценность инвестиций в обучение и развитие персонала, только 43% это сделали.

Вы готовы составить программу подготовки сотрудников? (photo source)

В этом уроке мы научимся строить план обучения сотрудников и предоставлять им возможности для обучения. Покажем некоторые из преимуществ хорошей подготовки и научим, как составить комплексный план обучения сотрудников вашей фирмы. Мы рассмотрим различные виды обучения, в том числе с минимальными затратами, чтобы у вас был эффективный план обучения даже при ограниченном бюджете.

1. Важность обучения сотрудников

Вы, вероятно, уже оценили важность обучения своих сотрудников, но на всякий случай, вот краткое изложение основных преимуществ:

Лучшая производительность

Без обучения люди работают неэффективно. Например, много лет назад для создания презентаций PowerPoint я каждый слайд обрабатывал по отдельности. После короткого тренинга я научился пользоваться слайд-мастером и presentation templates.

Впоследствии на создание презентаций у меня стало уходить вдвое меньше времени и безо всяких переделок. То же самое относится практически к любому навыку, которым овладевают ваши сотрудники - их труд станет продуктивней.

Довольный персонал

Люди ценят возможность развития. 40% сотрудников бросают работу на первом году при отсутствии профессиональной подготовки. Ротация кадров дорого обходится из-за поиска замены, снижения уровня знаний и потерь времени. Хорошо обучайте своих сотрудников для того, чтобы они оставались с вами.

Больше согласованности

Обучение способствует согласованности. Целевое обучение прививает работникам ожидаемые навыки и поведение. Одинаковая методика обучения гарантирует одинаковые методы работы.

Определяйте кривую развития

В любой отрасли мы почти ежедневно сталкиваемся с изменениями технологий и других факторов. В этом быстро меняющемся мире надо быть проворными. Очень важно иметь квалифицированных сотрудников, которые будут успевать за последними событиями.

2. Различные виды обучения сотрудников

Есть разные возможности повышения квалификации персонала. Вот краткое изложение основных типов обучения, с плюсами и минусами каждого.

Обычная внутренняя подготовка

Простейший (и зачастую самая дешёвый) состоит в том, чтобы ваши сотрудники обучались друг у друга. Это имеет смысл: обладая разными навыками, почему бы ими не поделиться?

Обучение на рабочем месте легко организовать при нулевых или минимальных затратах. Оно полезно не только ученику, но и наставнику, повышая его авторитет и полезность.

Главный недостаток здесь в том, что вы не привносите новых знаний, а лишь укрепляете и развиваете существующие. Появляются другие навыки или перспективы, которые вы можете получить только из внешних источников. Кроме того, когда наставники ощущают свою значимость, ученики могут считать это обузой - важно соблюдать баланс.

Внутреннее обучение бывает нескольких видов:

Обучение онлайн

Существует множество вариантов онлайн-обучения. Сейчас вы проходите один из них - на Envato Tuts +, наряду с business tutorials у нас есть куча detailed video courses, охватывающих все: от JavaScript до logo design. Таким образом, вы можете поощрять обучение своих сотрудников онлайн либо по бесплатным урокам, либо по подписке, что позволит им просматривать видеокурсы и eBooks.

Онлайн-обучение совсем недорого, но даёт доступ к широкому спектру знаний по множеству разных предметов. Его гибкость позволяет проходить обучение на рабочем месте в свободное время. Людям не надо куда-то идти, чтобы присутствовать на запланированном учебном мероприятии.

Однако эта гибкость имеет оборотную сторону. Сотрудники должны быть мотивированы для завершения обучения, не откладывая на потом. Возможно, придётся помочь им выделить несколько часов учебного времени в неделю. Это позволит избежать ещё одной возможной проблемы: сотрудники не будут чувствовать, что их заставляют заниматься профессиональной подготовкой в личное время.

Членство в отраслевых ассоциациях

Хотя это не совсем обучение, но многие отраслевые ассоциации предлагают периодику, eBooks и другие ресурсы, которые помогут вашему персоналу в освоении новых навыков.

Преимущество в целенаправленном обучении для вашей конкретной отрасли, что экономически выгодно. Членство в отраслевой ассоциации имеет и другие плюсы, такие как сетевые возможности, завоевание доверия, отслеживание тенденций.

С другой стороны, широта преподавания может оказаться ограниченной, поскольку обучение не является основной функцией отраслевого сообщества.

Отправка сотрудников на курсы и семинары

Возможности для обучения широки: семинары, конференции, специальные учебные программы и прочее.

Это зачастую высококачественные мероприятия, проводимые профессиональными тренерами, где можно общаться с коллегами. Такого рода инвестиции демонстрируют вашим сотрудникам, что вы цените их личное и профессиональное развитие.

Основной недостаток - их стоимость. Эти программы могут быть очень дорогими, кроме того, есть расходы на проезд, проживание и т. д. Крупные компании имеют статью расходов для такого рода вещей, но у небольшого бизнеса просто не хватает бюджета. Конечно, вы лишаетесь работника на весь период обучения.

Приглашение обучающих фирм

Существует вариант нанять обучающую компанию, чтобы обучить сотрудников на месте. Таким образом вы избегаете командировочных расходов, но это может дорого стоить. И вы теряете некоторые преимущества, такие как налаживание связей вне офиса.

С другой стороны, вы получаете индивидуальную подготовку от опытных профессионалов. Если ваш бюджет это позволяет, то вариант отличный.

Колледж и другое формальное образование

Некоторые работодатели оплачивают повышение квалификации в учебном заведении. Это замечательный стимул, хотя, конечно, затраты могут быть значительными. Чтобы не выходить за рамки, подумайте о внесении определённой суммы, чтобы работник оплатил остаток или обойдитесь более короткими и менее дорогими программами.

Если вы можете себе это позволить, ваш персонал будет более образованным, с навыками и квалификацией управленцев, позволяя обходиться своими кадрами, без поиска на стороне.

3. Создайте направленную программу обучения

После рассмотрения видов обучения, давайте начнём составлять план обучения ваших сотрудников.

Первое, что касается новых сотрудников: что им нужно знать для скорейшего становления?

Частично это практическая информация, которую мы рассмотрели в employee handbook tutorial: как производятся выплаты и премии, отпускная политика и т.д. Но план ознакомления гораздо шире. Предоставьте полную информацию о вашей истории, о том, что вы делаете, почему вы это делаете. Какова ваша философия? Как вы предпочитаете работать?

Затем познакомьте с персоналом. Какова общая структура и как в неё впишется новый сотрудник? Кто ключевые работники? Как вы знаете, невозможно сразу запомнить много имен. Так что знакомьте новичка с теми людьми, с которыми ему предстоит взаимодействовать вначале.

Клиенты

Что насчёт клиентов? Кто они и что они хотят от вашей компании? Это важно, даже если человек не будет напрямую с ними общаться. Бизнес существует для своих клиентов, поэтому все в компании должны понимать, как это делать и работать над достижением цели, даже если они никогда не общаются с клиентом напрямую.

Специальные процессы / программы

Затем переходите к непосредственным обязанностям человека. Какое специальное программное обеспечение ему предстоит изучить? Какие производственные процессы ему предстоит освоить? Особые навыки, которые необходимо приобрести?

Как вы уже поняли, некоторые материалы плана ознакомления будут общими, в то время как другие будут предназначены для отдельных сотрудников в зависимости от их функций, навыков, с которыми они приходят и так далее.

Ключевым элементом эффективности программы является регулярная проверка новых сотрудников. Дайте им через неделю или две задание и выясните, что сработало, а что нет. Какие вопросы были упущены и с какими проблемами они столкнулись в первые дни? Включите это в будущие программы профессионального обучения.

4. Создание индивидуальных планов обучения

Эффективное обучение новичков - хорошее начало. Теперь вы можете перейти к своим нынешним сотрудникам. Зачастую менеджеры и владельцы бизнеса ждут, когда сотрудники запросят обучение или, ознакомившись с приемлемой, по их мнению, программой, обращаются к персоналу. Но лучше иметь более системный подход с индивидуальным планом обучения. Вот так:

Шаг 1. Описание навыков

Начните с оценки текущих навыков сотрудника в отношении их работы. Если вы составили должностные обязанности, у вас должно быть чёткое представление о том, что они должны уметь. Рассмотрите:

  • Методика оценки? Каковы их сильные и слабые стороны? Где их нужно улучшить?
  • Оценивая их работу, формально или неформально, определите, где они преуспевают и где им нужна дополнительная помощь?

Мы говорим о навыках проведения презентаций, владения программами, процессами и другими задачами, необходимыми для работы. У руководителей или тех, кто станет ими в будущем, необходимо оценить управленческие навыки.

Шаг 2. Изучите потребности бизнеса

Наряду с важностью работы отдельного сотрудника, стоит подумать и о потребностях бизнеса в целом.

Есть ли у вас какие-либо упущения в целом? Какие дополнительные функции сотрудников могут быть необходимы в ближайшем будущем? Каковы тенденции в отрасли? Есть ли какая-нибудь новая технология, которую нужно освоить? Новые тенденции в управлении или методах ведения бизнеса?

В конце концов, обучение - это потребность как сотрудника, так и бизнеса, поэтому интерес должен быть взаимным.

Шаг 3. Примите инициативу сотрудника

Иногда сотрудники имеют чёткие представления о том, что им надо изучить. Возможно, это новая технология, которую они хотят освоить. Возможно, они хотят приобрести управленческие навыки для повышения.

При составлении учебного плана важно выявит интерес сотрудника. Если это относится к работе и в рамках вашего бюджета, постарайтесь удовлетворить эти запросы; инициативное обучение часто является наиболее эффективным видом. Обучение взрослых не похоже на школу, они должны видеть, для чего оно, чувствовать, что обучение необходимо и соответствует цели.

Шаг 4. Создайте совместный план

После сбора информации сядьте вместе с сотрудником и вместе подготовьте план обучения. Делайте это регулярно, по крайней мере один раз в год или, возможно, чаще. Планируйте навыки, на которых вы хотите сосредоточиться в предстоящем году.

Прислушивайтесь к мнению сотрудника. Разумеется, у вашего бизнеса свои потребности, но если работник сопротивляется изучению нового навыка, вряд ли его обучение будет эффективным. Ищите компромисс и постарайтесь найти соответствие между вашими потребностями и потребностями персонала.

Когда определитесь, решите, как освоить нужные навыки. Какой из вариантов раздела 2 вам подходит? Исходя из бюджета, стиля обучения и предпочтений служащих. У каждого свой способ - одна общая черта состоит в том, чтобы разбить учащихся на три группы:

  • Visual learners лучше реагируют на изображения, видео, диаграммы. Для запоминания им нужно предмет видеть.
  • Auditory learners учатся на слух. Таким образом, им больше подходит лекция или подобный формат.
  • Kinesthetic learners учатся на практике. Они хотят что-то делать и именно благодаря опыту, а не теории, они учатся лучше.

Это просто краткое мнение, есть много других моделей. Главное помнить, что все учатся по-разному. Узнав, какой метод лучше всего подходит, организуйте обучение каждого на этой основе.

5. Оцените общую картину

При разработке плана обучения и его ежегодном обновлении имейте в виду, что речь идёт не столько о приобретении навыков, как о всей карьере человека.

Обучаясь, люди раскрывают свои возможности и это надо учитывать. Помимо неотложных потребностей бизнеса и человека, уделите время планированию. Каковы долгосрочные цели карьеры сотрудника? Как вы можете помочь в их достижении?

В некоторых случаях карьера вашего сотрудника превысит возможности вашей компании. Вы научите людей, которые уйдут. Это может быть сложно, но неизбежно. Если человек решил, он всё равно уйдёт - или останется и будет недоволен. Лучше иметь лояльного, мотивированного сотрудника несколько лет, чем незаинтересованного на протяжении десятилетий.

Как в старой шутке:

Заключение

В этом уроке вы узнали, как создать план обучения сотрудников. Вы увидели преимущества обучения, различные его варианты, узнали об ознакомительном обучении и составлении индивидуальных планов учёбы.

Этот урок часть larger series on HR for small businesses. Оставайтесь с нами в следующей части серии, где мы обсудим взаимодействие служащих, программы по найму для малого бизнеса и другое.

Прежде чем расстаться, ещё один совет: малые предприятия могут иногда получать правительственную помощь или налоговые льготы по обучению. Изучите возможности в вашем регионе - это может значительно сократить его стоимость!

Обучение по охране труда

Когда я только начинала свою карьеру в охране труда, у меня была масса вопросов о том, как правильно выстроить порядок обучения по охране труда работников на предприятии, кого нужно обучать и с какой периодичностью.

Так вот, чтобы вам миновать трудности и упростить ваши будни, рассмотрим обучение по охране труда в организации пошагово с образцами оформленных документов, примерами из личного опыта и ссылками на законы.

Если у вас есть что добавить или может просто хотите рассказать, как не допустить ошибок из личного опыта, приглашаю в комментарии – это будет полезно для всех.

Порядок обучения по охране труда работников на предприятии

Хочу сразу сделать акцент, что обучение проходит на предприятии и за ним следует проверка знаний требований охраны труда. Проверяют знания члены комиссии, созданной на предприятии из числа ответственных специалистов, прошедших специальную подготовку по охране труда в учебном центре.

И не пройдя обучение безопасности труда и охране труда, и проверку знаний, ни один работник организации не может быть допущен к самостоятельной работе, таковы правила, прописанные в Постановление № 1/29 и Трудовом Кодексе.

Поэтому предлагаю сначала посмотреть видео, в котором рассказала об основных ошибках организации обучения по охране труда, а также оставляю ссылку на свой канал Youtube, где можно ознакомить с другой полезной информацией.

Зачем нужно учиться по охране труда

В абз.2 ч.7 ст.212 ТК РФ говорится, что одной из обязанностей работодателя является обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. Само собой, за счет его же средств.

А работник непросто должен, а обязан проходить это обучение (ст. 214 ТК РФ). Чувствуется разница, правда? Естественно, на обучение и сдачу экзамена законодательством дается время. С момента приема на работу – это один месяц и данный интервал необходимо строго соблюдать.

Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда

Вопрос о том, кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда и какой промежуток времени действует удостоверение по охране труда, всегда имеют свою актуальность и пройти мимо него нельзя, особенно если вы только-только осваиваете все тонкости и нюансы охраны труда на предприятии. Итак, проходить обучение и проверку знаний должны следующие категории работников:

  1. Сотрудники рабочих профессий. Периодичность обучения по охране труда для данной категории определяется работодателем (п.2.2.3 Постановления 1/29). Как правило - это один год.
  2. ИТР, специалисты и руководящий состав. Периодичность обучения уже не такая частая, один раз в три года (п.2.3.1 Постановление 1/29).
  3. Работники, принятые по срочным трудовым договорам. На них распространяются те же самые требования. Даже если работать они у данного работодателя будут два месяца.
  4. Совместители.
  5. Переведенные на другую должность.

Есть и исключения из правил. В течение года с момента трудоустройства можно обучить следующих сотрудников:

  • специалистов по охране труда, если стаж не прерывался в течение пяти лет;
  • специалистов или инженеров по безопасности технологических процессов и производств;
  • педагогический состав, преподающий охрану труда;
  • инспекторов Госнадзора и контроля в области охраны труда.

Можно заключить ученический договор на обучение по охране труда

Столкнулась я однажды с очень спорной ситуацией в плане обучения по охране труда и компенсации затраченных денежных средств работником работодателю.

У меня поменялся начальник отдела, где я у него была замом, и он в приказном порядке требовал составлять с работниками, прошедшими обучение по охране труда ученический договор.

Долго спорили по этому счету, помогла только банальщина – нормативка.

  1. Во-первых, работодатель обязан проводить обучение по охране труда и не допускать к работе, если такого обучения нет (ст. 212 Трудового кодекса РФ). И все расходы лежат по ТК РФ на плечах работодателя. То есть требовать возмещение за обучение по охране труда, если работник уволился не правомерно. Ведь на другом предприятии это удостоверение уже будет не действительно, обучение нужно проходить с нуля!
  2. Во-вторых, ученический договор заключается в случае профессионального обучения, например, по конкретной профессии, специальности или квалификации (ст. 198, 199 ТК РФ).

Работодатель обязан создавать безопасные условия труда и охрану труда, и соответственно платить за это, как бы грустно это ни звучало.

Обучение внутри организации по охране труда

Для того чтобы реально создать безопасные условия труда работников, вы должны знать, что ключевую роль в этом играет обучение по охране труда в организации и сейчас будем разбирать все пошагово. Если вы изначально сделаете акцент на важности охраны труда в рабочее время, то и работники будут с уважением относиться к обеспечению собственной безопасности и своих коллег.

Реально научив сотрудников безопасно работать, вы снизите травматизм, сохраните здоровье, а, возможно, и жизни людей, количество штрафов, уменьшите себе объем работы. :) Шучу, мало работы у специалиста по охране труда не бывает, но можно сделать так, чтобы она была в радость, а для этого работайте с персоналом, учите и рассказывайте. А для того чтобы они не делали скучные лица и не вздыхали, организуйте процесс интересно, включив в обучающую программу видеолекции, примеры, случаи из жизни.

Но грамотно подготовленные документы не менее важны, потому как за их отсутствие несет ответственность работодатель, чьи интересы вы представляете в рабочее время. Итак, начнем разбирать пошагово.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Положение об обучении на предприятии

И руководствоваться этим документом в процессе работы, а не поставить его на полку пылиться. И для того, чтобы у вас был реально работающее Положение обучения по охране труда (делюсь своими наработками), которые были продуманы и прочувствованно в свое время всем предприятием :) Можете скачать его, перейдя по ссылке.

Примерная программа обучения по охране труда работников организаций

Для того чтобы правильно построить процесс обучения требованиям охраны труда, еще должны быть разработаны учебный план и программа обучения по охране труда для каждой из рабочих специальностей, отдельную для руководителей и специалистов. Это обязанность руководителей структурных подразделений, специалист по охране труда всего лишь должен оказывать методическую помощь.

  1. Пояснительную записку.
  2. Характеристику работ рабочей специальности.
  3. Учебный план с продолжительностью каждой темы.
  4. Далее, более подробно о каждой из тем.
  5. Рекомендуемая литература для самостоятельной подготовки.
  6. Билеты с вопросами.

Учебный план программы обучения по ОТ

Образец учебного плана программы обучения

Минтрудом России разработана примерная программа обучения по охране труда работников организаций (утв. Минтрудом рф 17 мая 2004 г), в которую вы можете добавить недостающие моменты для каждой из рабочих профессий и скорректировать с учетом особенностей вашего предприятия.

Продолжительность обучения по охране труда регламентирована Приказом Минтруда № 153, в котором сказано, что продолжительность обучения по охране труда не может быть менее 40 часов. Минимальное количество часов обучения по 273-ФЗ "Об образовании" составляет 16 часов. Потому как правило, количество часов обучения по охране труда рабочих составляет 20 часов, а руководителей и специалистов – 40.

Возможно, у вас возникнет вопрос “Кем в организации утверждаются программы обучения по охране труда?” Ее утверждает руководитель организации, и если у вас есть профсоюз, то необходимо учесть и его мнение (ст. 372 ТК РФ) и оформить согласование в соответствии с порядком. После того как программы обучения по охране труда будут готовы, необходимо ввести их в действие приказом.

Образец Приказ об утверждении и вводе программ обучения по охране труда

Образец приказа об утверждении и вводе программ обучения и экзаменационных билетов по охране труда

Обучение, должно быть, организовано в виде лекций, видеоуроков, семинаров и так далее. Срок действия программы обучения не регламентирован, но в случае изменения локальных актов или введения новых, она должна быть пересмотрена.

Для удобства работы с кучей программ обучения логично составить перечень, всегда можно открыть и проверить наличие для необходимой должности, не истекает ли срок действия. Да и инспектор обязательно его попросит, либо если ваша организация является подрядчиком у какого-либо крупного холдинга, то проверяющий вас сотрудник, 100% будет смотреть их наличие.

Список программ обучения по охране труда

Образец перечня программ обучения

Образец перечня программ обучения по охране труда с экзаменационными билетами можно скачать здесь.

Ответственность работодателя

Потому как сразу ясно – обучение фиктивное. Следовательно, штраф будет не мал (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • руководителя организации на сумму от 15000 до 25000 руб.;
  • предпринимателя — от 15000 до 25000 руб.;
  • организацию — от 110000 до 130000 руб.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда

Для того чтобы выполнить требование Трудового Кодекса в части обучения по охране труда необязательно всех работников отправлять в учебный центр и тратить кучу денег работодателя. Законом не запрещено экономить.

Для этого создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Председателем должен быть руководитель организации или его заместитель. В состав членов комиссии имеете полное право включить специалиста по охране труда, ИТРовцев, например, главный инженер, технолог, механик, энергетик и так далее.

А также если на предприятии есть профсоюз, то участие в работе комиссии может принимать представитель профсоюза или представитель интересов работников от вашей организации.

Все члены комиссии в обязательном порядке должны быть обучены в учебном центре по охране труда. В противном случае протокол будет считаться недействительным.

Важный момент при подготовке приказа это количество членов составе. Три работника — это минимальное количество. Об этом вы можете прочесть в абз. 1 п. 3.4 Порядка обучения 1/29. Но хочу обратить ваше внимание на немаловажное расхождение. В абз. 1 п. 10.7 ГОСТ 12.0.004-2015 в составе комиссии должно быть не менее пяти человек, трое из которых обязательно присутствуют на проверке знаний. Так как же на самом деле?

Но я в своей практике всегда включаю в состав комиссии не менее пяти человек, потому как возможны больничные, командировки и другие причины, по которым члены могут отсутствовать, а проверку знаний провести надо. Трое из пяти наверняка будут и этого достаточно. По началу даже сама сомневалась, а считать ли председателя или только членов комиссии?

Часто задают вопрос, а надо ли индивидуальному предпринимателю проводить проверку знаний своих работников? Конечно, да! Это требование распространяется абсолютно на всех работодателей. И если специалист по охране труда не предусмотрен из-за малой численности персонала, то комиссия может состоять только из трех работников. И ими будут председатель, его заместитель и секретарь.

Образец приказа о создании комиссии по охране труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Образец приказа о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда можно скачать, перейдя по ссылке.

Как оформить результаты проверки знаний

Вроде что сложного заполнить форму? Но очень часто допускаются ошибки и если инспектор принципиальный, то может счесть протокол недействительным и, мало того, выписать штраф за нарушение Порядка обучения. Поэтому оформляем все корректно и не допускаем ошибок. Перечислю типичные и те, с которыми сталкивалась на практике:

Протокол проверки знаний по охране труда

Образец заполнения протокола проверки знаний требований охраны труда

Образец протокола проверки знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда

Кроме протокола, членами комиссии готовится удостоверение об успешной проверке требований охраны труда. Оно считается действительным, если в нем есть подпись председателя комиссии и печать. Кроме того, не допущены аналогичные ошибки, указанные мной выше. Форма удостоверения обязательная и редактированию не подлежит.

Удостоверение по охране труда

Образец заполнения удостоверения по охране труда

Образец удостоверения о проверке знаний требований охраны труда можно скачать здесь.

Что делать, если работник не прошел проверку знаний

В таком случае неудовлетворительный результат фиксируется в протоколе и несдавший сотрудник в нем ставит подпись. Членами комиссии готовится приказ на отстранение от работы до положительной сдачи экзамена, но на срок не более одного месяца (п. 3.8 Порядка обучения и ст. 76 ТК РФ).

Более подробно об отстранении работника в следующих статьях.

Основные выводы

То есть работник в первую очередь заинтересован в успешном прохождении обучения по охране труда, так как оно необходимо для обеспечения его же безопасности.

Желаю вам эффективной и безопасной работы!

Читайте, комментируйте, возможно, вам есть что добавить. Если же появились вопросы, обращайтесь, обсудим.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!


Виды обучения, которые проходят работники на предприятии, зависят от специализации фирмы и требований законодательства.

Обучение работников в организации

На предприятии можно условно выделить следующие виды обучения:

  • обучение, обязательное для всех работников, независимо от занимаемой должности. К такому обучению можно отнести обучение и проверку знаний по охране труда;
  • обучение, обязательное для отдельных категорий работников. Например, специалисты, ответственные за организацию охраны труда на предприятии должны обучаться каждые три гола, а работники, непосредственно обслуживающие сосуды под давлением, проходят переобучение каждый год;
  • обучение, не предусмотренное законодательством, на которое работник отправляется по согласованию с работодателем. Например, для повышения квалификации отдельных работников, или при переводе на другую должность.

Два первых вида обучения работодатель обязан проводить и оплачивать независимо от своего желания. В этих случаях он не может требовать с работника возмещения стоимости обучения при увольнении. В случае, когда человек отправляется на обучение за счет организации по согласованию с руководством с ним можно составить договор на обучение работника с отработкой. Образец этого документа не утвержден законодательно, его можно составить в свободной форме, указав причины, при наступлении которых работник будет обязан возместить стоимость обучения.

Положение об обучении персонала в организации

В перечень обязательных документов, которые должны быть у работодателя, не внесено положение об обучении персонала. Поэтому его можно не составлять, а посвятить обучению работников отдельную в главу в другом локальном нормативном акте (Коллективном договоре). Но для компаний с большим штатом, где проводится много различных видов обучений, целесообразнее и удобнее будет составить отдельный документ. В нем рассматриваются следующие моменты:

  • какие виды обучения применяются в компании;
  • периодичность обучения;
  • оплата труда за дни, кода работник находился на учебе;
  • ответственность за уклонение от обучения;
  • порядок организации и проведения обучения;
  • какие из обучений проводятся своими силами, а какие в сторонних организациях;
  • порядок обучения сотрудников за счет предприятия и т.д.

С этим положением нужно ознакомить всех работников.

План обучения сотрудников: образец

Если на предприятии составляется положение об обучении, то в нем желательно предусмотреть все формы документов, которые должны сопровождать обучение (приказы, ведомости, билеты и т.д.). К этим документам также можно отнести план обучения персонала. Образец этого документа может быть составлен в произвольной форме и содержать следующие сведения:

  • ФИО и должность работника;
  • вид обучения;
  • дата последнего обучения;
  • дата предполагаемого обучения;
  • место обучения.

Чаще всего план составляется на весь год. Он может выглядеть, как единый документ, либо составляться отдельно на каждый вид обучения (охрана труда, противопожарная безопасность, профессиональное обучение и т.д.).

Программы обучения персонала

Программы составляются только на те виды обучения, которые предприятие проводит самостоятельно.

План обучения персонала образец

План обучения персонала образец

Кто может проводить обучение

Обучение на предприятии может проводиться двумя способами:

  • непосредственно на предприятии, лицами, обладающими для этого достаточной квалификацией. Экзамен принимается комиссией.
  • компания может заключить договор на обучение со сторонней организацией, имеющей соответствующую аккредитацию.

Важно! Некоторые виды обучения предприятие не имеет права проводить своими силами. Например, законодатель четко говорит, что обучение по ОТ ответственных специалистов и руководителей должна проводить организация, имеющая на это лицензию.

Практически все предприятия должны проводить обучение своих работников. В этом случае составляется положение об обучении персонала. Если обучение необязательное, и проводится за счет организации, то она вправе заключить с работником договор на обучение. Образец этого документа составляется в произвольном виде, но в нем должны быть приведены четкие условия, на которых работодатель платит за образование работника.

Положение об обучении персонала на предприятии

Обучение работников на предприятие может осуществляться по инициативе сотрудников или по желанию руководства. Прохождение учебы по инициативе работодателя может быть обязательным или добровольным. У каждого работодателя должно быть Положение об обучении персонала на предприятии.

Что это за документ, для чего составляют?

Положение об обучении персонала — это локальный документ, в котором прописаны положения и регламенты процесса обучения на предприятии. На основании этого документа строится образовательный процесс. Локальный нормативный акт позволяет грамотно выстроить процесс взаимодействия заинтересованных сторон, правильно поставить цели и задачи, определить программы, по которым работники будут обучаться. Также в документе должны содержаться положения об оценке персонала.

Разработка образца положения входит в обязанности сотрудника кадровой службы (если такие обязанности прописаны в должностной инструкции кадровика или в трудовом договоре). Форма документа не регламентирована на законодательном уровне.

Если руководитель правильно организует и структурирует систему обучения на вверенном ему предприятии, это заметно повысит эффективность компании, добавит престижа на конкурентном уровне. Каждый процесс обучения должен быть обоснован. Для этого ему присваивается официальный статус, создаётся необходимая документация. То есть, руководитель не сможет заставить наёмный персонал пройти обучение, если эта норма не будет закреплена в локальном акте.

Также каждый сотрудник, устраиваясь на работу, должен ознакомиться с положением об обучении персонала, затем расписаться в соответствующем журнале.

Вам также будет интересно:

Что нужно сделать, чтобы правильно составить положение?

Что нужно сделать, чтобы правильно составить положение об обучении персонала на предприятии

Чтобы составить эффективное положение, необходимо оценить текущую обстановку на фирме. Есть 6 критериев, по которым можно определить, принесёт ли обучение нужный результат. Критерии таковы:

  1. Специфика деятельность предприятия подразумевает под собой постоянный поток новых работников. С каждым из них нужно проводить вводные тренинги. По результатам тренингов тот или иной соискатель приступает к должности.
  2. На предприятии постоянно происходит смена основных показателей – появляется новая продукция, колеблются цены, расширяется ассортимент.
  3. Предвидится реорганизация, внедрение новых стандартов работы, открытие нового направления деятельности. То есть, грядут события, после которых возникнет необходимость обучение большого количества персонала.
  4. Мониторинг показал, что расходы на оплату труда тренеров и преподавателей гораздо больше, чем расходы на оплату труда отдела дистанционного обучения.
  5. Планируется оптимизация временных и финансовых затрат на обучение персонала. Выход из ситуации – дистанционное обучение. Теоретические навыки работники получают онлайн, а практические – отрабатывают очно.
  6. Более 80% рабочих мест компьютеризированы. У остальных есть возможность работы с телефона или планшета.

Вам также будет интересно:

Изучив тщательно указанные критерии, работодатель принимает решение относительно эффективности будущего обучения персонала. Теперь можно переходить к составлению Положения. Необходимо соблюсти последовательность действий:

  • Полагается изучить типовые документы, различные методики по обучению персонала.
  • Разработать проект Положения. Здесь нужно привлечь к работе руководителей кадровой службы и различных структурных подразделений.
  • Согласовать проект Положения с непосредственным руководством предприятия. Документ получит силу только после того, как его подпишет руководитель.
  • Ознакомить сотрудников. Если возникнет необходимость, нужно объяснить смысл написанного.
  • Проконтролировать процесс реализации, процесс достижения целей и задач, прописанных в документе.

Каждый шаг подразумевает определённые действия.

Как правильно составить Положение?

У работодателя есть выбор относительно названия документа – это необязательно должно быть Положение. Например, можно назвать Стандарт обучения и развития сотрудников общественного питания или Регламент процесса обучения персонала в детском центре.

Вне зависимости, как документ будет называться, при его составлении нужно отразить следующую информацию:

  1. Основные цели и задачи, которые компания преследует, направляя работников на обучение. Это поможет разграничить бизнес-процессы.
  2. Указать стороны обучения, которые проявили заинтересованность к процессу. Если предприятие небольшое, то можно составить список с ФИО каждого работника. Если фирма большая, то можно просто выделить структурные подразделения.
  3. Досконально описать основные направления обучения. А также виды и формы, в которых будут проводиться занятия. Например, дистанционно или очное посещение семинаров.
  4. Подробно описать сам процесс – порядок действий каждой стороны на различных этапах, а также ответственность.
  5. Указать, как будет проходить оценивание персонала, какая система будет использована.
  6. Сведения о том, как формируется бюджет на обучения, откуда берутся средства, каков порядок согласования бюджета и выделения средств на каждое структурное подразделение. Например, бюджет фирмы на будущий год формируется в конце текущего. Нужно, чтобы каждый заинтересованный отдел подал заявку на обучение определённого количества сотрудников. Руководитель предприятия проверяет каждую заявку на целесообразность. Ближе к началу обучения (например, к маю), может произойти корректировка. Это не означает, что средства будут обязательно урезаны. Возможно, появились новые источники финансирования, и пройти обучения сможет большее количество работников.

Составляя Положение, важно корректно отразить регламент оценивания. Существует множество методик, можно выбрать одну. Главное условие – выбрать ту, которая достоверно отражает эффективность пройденного процесса обучения.

На основании полученных результатов нужно будет провести анализ – выгодно ли обучение или нет. Если нет, то почему.

Обязательно ли составлять план обучения на год?

Обязательно ли составлять план обучения на год

Делать это в обязательном порядке обязаны только предприятия бюджетной сферы. Остальные работодатели – на своё усмотрение. Контролирующие органы не проверяют наличие локального нормативного акта на обучение персонала. Но, если планируется обязательная аттестация сотрудников, график лучше составить. Необязательно составлять план обучения по предприятию в целом. Достаточно делегировать полномочия руководителям структурных подразделений. Внутри отдела они лучше знают, как выстроить эффективный процесс.

Нужен ли приказ на прохождение обучения?

Дополнительные рекомендации! Документы на обучение должны быть максимально просты и доступны. Работники должны с ними ознакомиться, понять процесс оценивания, знать, на что они имеют право, какие несут обязанности, и к какой ответственности могут быть привлечены.

Поэтому если работодатель решил организовать обучение на своём предприятии, ему необходимо побеспокоиться о том, чтобы процесс был максимально прозрачным и понятным.

Заключение

Обучение персонала позволяет поднять эффективность производственного процесса, повысить прибыльность предприятия, утвердить конкурентные позиции. Составлять или не составлять Положение – решать руководству. Но, во избежание проблем с работниками, локальный нормативный акт нужно составить, согласовать и утвердить.

Читайте также: