Какими профессиями переполнен рынок труда

Обновлено: 16.05.2024

Цель данной темы заключается в анализе роли рынка труда в обеспечении функционирования бизнеса.

Задачи:

  • Рассмотрение особенностей рынка труда в рыночной экономике.
  • Определение значения рынка труда в обеспечении бизнеса.
  • Анализ структуры рынка труда.
  • Определение функций организаций, обеспечивающих бизнес трудовыми ресурсами.

Оглавление

Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет производство, а, следовательно, рынок благ. От качества и количества труда, предлагаемого рынком, зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определенного качества. От сложившегося уровня заработной платы зависят цены. В развитых странах до 65% цены составляет заработная плата. Рост заработной платы увеличивает затраты предприятия, уменьшая при этом доходность и конкурентоспособность продукции.

Рынок труда выступает как единый национальный рынок, который включает в себя региональные, отраслевые, профессиональные рынки. Для бизнеса – это внешняя среда, которая обеспечивает предприятия трудовыми ресурсами. Движение работников по территории страны и между предприятиями, организациями формирует резервную армию, откуда бизнес привлекает дополнительных работников при расширении производства и начале нового дела. Внутри предприятия также происходят процессы перемещения работников (из одного подразделения в другое, с одной должности на другую), их первичной подготовки и переподготовки.

Основными элементами рынка труда является спрос и предложение труда, ставка заработной платы (или цена труда), конкуренция. В качестве субъектов на рынке труда выступают наемные работники, предприниматели (фирмы) или их кадровые службы, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, организации по профессиональной подготовке и переподготовке работников.

Рынок труда имеет свои особенности:

Во-первых, на рынке домашние хозяйства выступают с предложением труда, а спрос предъявляют фирмы.

Во-вторых, это самый несовершенный рынок, равновесие на котором достигается в условиях, когда существует безработица. Даже при самом совершенном состоянии – полной занятости, в экономике наблюдается естественный уровень безработицы: наличие фрикционной, структурной, добровольной безработицы (некоторые считают, что сюда надо отнести и сезонную безработицу).

В-третьих, часто устанавливается ставка заработной платы выше, чем равновесная, что является следствием нарушения совершенной конкуренции на рынке, а цена труда – единственный показатель, оказывающий влияние на отношения найма.

В-четвертых, на рынке труда действуют два субъекта, которых нет на других рынках. Это - профсоюзы и государство, которые оказывают существенное влияние на рынок и его равновесие.

Государство устанавливает основные параметры рынка – предложение труда , поскольку определяет количество рабочих и праздничных дней, возрастной ценз на вступление в трудовые ресурсы и выхода на пенсию и т.д., и минимальную заработную плату .

Профсоюзы стремятся увеличить заработную плату, что можно сделать или уменьшением предложения рабочей силы или увеличением спроса на труд. Чтобы уменьшить предложение труда, профсоюз возражает против иммиграции иностранных рабочих в страну, используют высокие барьеры на вход в профессию (например, получение лицензии), заключая договор с хозяевами или администрацией предприятия, настаивает на включении пункта о приеме на работу только членов профсоюза. Поскольку увеличение тарифов заработной платы приводит к сокращению спроса на труд, профсоюзы прибегают к неявным способам повышения зарплаты: требует сократить время работы, особенно во вредных производствах, увеличить время отпусков, изменить условия работы.

Полная занятость – это цель, к которой стремится рынок труда. Она совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица. Измерение естественной нормы безработицы непосредственно связано с определением потенциального выпуска продукции (когда используется весь производственный потенциал) и поэтому является одной из важнейших проблем государственной политики. Наличие конъюнктурной безработицы оказывает негативное влияние на производство, и фактический ВНП отклоняется от потенциального уровня, при этом потери ВНП (конъюнктурный разрыв) выше конъюнктурной безработицы, т.е. на 1% конъюнктурной безработицы приходится в настоящее время 3% недополученного ВНП.

Занятость не означает, что все заняты положенное по законодательству время. Она может быть полная, неполная, временная, по совместительству. Полная занятость означает, что работник трудится 41 час в неделю (по российскому закону). Неполная занятость предполагает меньшее количество часов работы, например, 20 часов в неделю, временная часто связана с подменой болеющего или находящегося в отпуске работника, с сезонными или непостоянными работами (например, с ремонтом дорог, помещений, выполнением случайных заказов и проч.). Работа по совместительству означает привлечение работников, занятых на других предприятиях (например, врачи-специалисты могут работать в больнице и вести прием несколько часов в неделю в поликлинике на основе совместительства). Выбор формы занятости определяется множеством факторов, как со стороны спроса, так и предложения. Например, мелкие предприятия не могут держать в штате ремонтников оборудования и привлекают их или на неполный график работы или по совместительству. Высококвалифицированные кадры часто работают на нескольких работах (по совместительству) из-за невозможности трудиться на полной ставке из-за большой загрузки. Наоборот низко квалифицированные, а, следовательно, низкооплачиваемые работники вынуждены трудиться на нескольких рабочих местах для обеспечения нормального для жизни семьи уровня дохода.

Рынок труда имеет сложную структуру, куда входят:

  • Учебные заведения;
  • Службы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • Государственная служба занятости;
  • Рекрутинговые организации;
  • Кадровые службы предприятий и организаций.

Потребности производственных и непроизводственных отраслей определяют размеры спроса на квалифицированную рабочую силу. Для обеспечения спроса функционирует целая система подготовки кадров. Она включает в себя учебные заведения (общеобразовательные и специальные), которые делятся на: средние, средне специальные и высшие. Если средние обеспечивают подготовку специалистов среднего звена, то высшие учебные заведения становятся не только образовательными заведениями, но и научными центрами, которые выполняют исследования, имеющие прикладной характер, как по заявкам конкретного предприятия, так и в расчете на будущую реализацию.

Если в первой половине ХХ века работнику хватало знаний для работы в течение всей рабочей жизни, то современное производство со сложной техникой и технологией производственных процессов, быстрым устареванием знаний, появлением новых профессий требует неоднократной переподготовки и повышения квалификации занятых. Поэтому в системе подготовки существуют специальные службы, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации занятых работников. Переподготовка – обучение, связанное с моральным старением первичной подготовки, отмиранием старой профессии, в связи с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Повышение квалификации - это обучение, связанное с обновлением знаний и развитием опыта работы по данной специальности, с целью повышения адаптации их к современным требованиям рынка.

Обычно организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят в состав государственной службы занятости, организуется при министерствах и ведомствах, хотя могут быть и частными фирмами, которые работают или в тесной связи с государственными службами и по их заявкам, или полностью самостоятельно.

Государственная служба занятости – это система органов, которая регистрирует и учитывает незанятых, организует обучение и переобучение безработных, содействует в трудоустройстве, а также социальной поддержке неработающих.

Негосударственные службы занятости носят название рекрутинговые фирмы. Они занимаются подбором персонала по заявкам фирм и оказанием помощи в трудоустройстве безработных. Иногда такие агентства специализированы на обслуживании определенных категорий работников – молодежи, женщин, инвалидов. Чаще они носят универсальный характер, т.е. обслуживают всех обратившихся к ним. Для выполнения своих обязанностей фирмы имеют банк данных на безработных и работающих, но желающих перейти на другое место работы, а также определенный перечень потенциальных работодателей.

Кадровая службы предприятий выполняет следующие функции:

  • Формирование кадровой политики предприятия,
  • Подбор и расстановка кадров,
  • Организация обучения работников предприятия внутри предприятия и направление на учебу (повышение квалификации, переподготовку работников вне предприятия),
  • Организация периодической аттестации, конкурсов на замещение должностей,
  • Размещение в средствах массовой информации объявлений, связанных с обеспечением предприятия трудовыми ресурсами,
  • Организация тесной связи с рекрутинговыми агентствами, институтами и службами переподготовки и повышения квалификации,
  • Учет, анализ кадрового состава, ведение личных дел работников,
  • Оформление документов, связанных с приемом, увольнением, переводом на другую работу, выходом на пенсию, болезнью работника,
  • Разработка и внедрение мероприятий по повышению мотивации и стимулированию труда.

От эффективности кадровых мероприятий зависят результаты работы предприятия, качество и количество продукции, прибыль фирмы. Поэтому кадровые службы должны формировать резерв, а также производить подбор новых или переобучение кадров при изменении стратегических и тактических целей фирмы.

В современных условиях появляются новые виды организаций на рынке труда. Так, особым явлением российской практики занятости стала молодежная биржа труда, которая обеспечивает подбор рабочих мест для частичной занятости школьников и студентов, обеспечения их работой на каникулах, привлечения молодежи на общественные и сезонные работы. В Санкт-Петербурге постоянно проводятся ярмарки рабочих мест как в целом в городе, отдельных регионах, так и в учебных заведениях. Очень популярным и эффективным мероприятием стали психологические тренинги и постоянно действующие консультации выпускников школ и безработных в государственных службах занятости, помогающие определить склонности людей и наиболее эффективные способы их обучения.

Общественные интересы не выше личных. Тренды современного рынка труда


Увеличивается скорость изменений, сокращается срок работы сотрудника в одной компании

Важно понимать, что даже за полугодовой промежуток времени рынок труда успел сильно поменяться. Сейчас он принадлежит в основном соискателям, поскольку на всех уровнях фиксируется дефицит квалифицированных кадров. При этом современные специалисты уходят с места работы где-то раз в два года. Раньше этот период мог превышать 15 лет.

Растет спрос на гибкость условий труда (гибридный офис), баланс рабочего и личного времени

Новые формы занятости (фриланс, проектная работа) сделали рынок более комфортным для человека. В наше время многие работают сразу в нескольких компаниях, тем самым увеличивая свою прибыль. Сотрудники требуют гибкости — это удаленка или возможность работать из дома с периодическим посещением офиса.

Кандидаты стали более разборчивы в выборе работодателя. Перед откликом они изучают информацию о самой компании, пользе, которую она приносит обществу, а также ее благотворительной деятельности.

Востребованность IT-специалистов растет с каждым годом, увеличивается спрос на технические навыки

Я, к примеру, являюсь специалистом в области hr и работаю с другими людьми. Традиционно моя сфера считается гуманитарной. Однако сейчас на позиции директора по персоналу уже требуются знания в области программирования.

Работодатели предпочитают гибкие навыки кандидатов, а соискатели обращают пристальное внимание на корпоративную культуру компании

Пандемия стала для всех показательным примером того, как резко может трансформироваться мир. Поэтому специалистам приходится быть не только подкованными в своей области, но и коммуникабельными.

Традиционные каналы поиска работы и персонала теряют свою эффективность, трудоустройство требует все больше времени и усилий

Если в 2019 году через job-сайты находили работу 42% соискателей, то в 2020 — уже 34%. В этом году всего 30% людей оказались трудоустроены с помощью привычных каналов поиска.

Что ожидает российских работников?


Может показаться, что такое стремительное внедрение технологий в итоге оставит нас безработными. Это не так. Действительно, 85 млн рабочих мест исчезнет в связи с роботизацией, но 97 млн позиций, наоборот, появятся на рынке. Значит, потребность в людях даже возрастет, а сам функционал будет более интересным и разнообразным. Особо ценными станут аналитики, программисты, специалисты в сфере продаж, диджитал-маркетинга и цифрового продвижения.

Традиционные профессии неумолимо вытесняются с рынка, но возникают свежие идеи для самореализации. До 2025 года 50% всех сотрудников будут вынуждены переквалифицироваться.

В России считается, что изменения не коснутся профессии бухгалтера. Конечно, такие специалисты всегда нужны. Однако люди забывают, что даже сейчас электронный документооборот крайне популярен, а большинство малых предприятий пользуются автоматическими сервисами банков. Поэтому бухгалтерам все-таки придется войти в сектор информационных технологий, чтобы оставаться на плаву.

Профессии на грани исчезновения


Возможно, к 2030 году мир потеряет их. Или, как минимум, навсегда изменится функционал этих специалистов:

  • бухгалтер;
  • сметчик;
  • статистик;
  • менеджер по кредитам;
  • библиотекарь;
  • архивариус;
  • логист.

10 самых востребованных в России навыков


  1. Комплексное решение проблем.
  2. Аналитическое мышление и инновации.
  3. Активное обучение.
  4. Эмоциональный интеллект — способность осознавать и контролировать свои эмоции и действия, грамотно выстраивать коммуникации.
  5. Стрессоустойчивость и гибкость.
  6. Критическое мышление и анализ.
  7. Использование технологий. Любовь подростков к гаджетам можно использовать во благо. Дайте им возможность учиться на онлайн-платформах, получать необходимые навыки с помощью компьютерных программ. Когда придет время, им будет проще найти работу по душе, а также оправдать ожидания работодателя. Не без этого.
  8. Креативность и инициатива.
  9. Клиентский опыт и решение проблем. Взгляните на задачу глазами клиента — это в разы повысит качество ее решения.
  10. Технодизайн и программирование.

Они настоящие! Профессии будущего


Еще недавно люди с трудом понимали, что входит в обязанности того же smm-менеджера, копирайтера, продюсера и т. д. Некоторые и сейчас с трудом представляют себе, чем занимаются эти специалисты. Но рынок труда, как все уже поняли, не стоит на месте, а должностные инструкции потихоньку отмирают. Чтобы не оказаться выброшенным за борт компании, приходится подстраиваться, постоянно обучаясь и даже меняя свой характер. Такая задача порой непосильна для представителей старшего поколения. Ведь они привыкли работать на одной и той же должности по 10-20 лет. Причем функционал либо вообще не менялся, либо просто немного дополнялся.

Такой специалист поможет людям преклонного возраста скорректировать режим дня, начать правильно питаться и повысить тонус своего тела.

Тканевый инженер

Эти профессионалы займутся созданием живых тканей и органов, необходимых во время операций. В результатах их работы будут заинтересованы в основном хирурги-трансплантологи.

Архитектор виртуальности

Их решения позволят людям учиться, отдыхать и работать в виртуальной реальности. При индивидуальном заказе разработка софта и оборудования будет учитывать биологические и психологические параметры клиента.

Фактчекер

В этой профессии мы нуждаемся уже сейчас. Фактчекеры займутся проверкой достоверности любой информации, опубликованной в интернете. Нанять их могут как специализированные ресурсы, так и требовательные онлайн-пользователи.

Экоаналитик в строительстве

Проверкой безопасности возводимых объектов и сокращением строительных отходов займутся экоаналитики. Любое здание или арт-объект будет подвергаться строгому анализу: не навредит ли оно окружающей среде и людям.

Медиаполицейский

Если фактчекер просто проверяет правдивость фактов в сети, то медиаполицейский будет наводить порядок в медиапространстве с позиции закона. Сейчас этим занимаются Роскомнадзор и Лига безопасности интернета. Но с ростом киберпреступности и троллинга возникнет необходимость в появлении отдельной должности.

Оценщик интеллектуальной собственности

Такие вакансии уже существуют в России. Эти люди оценивают стоимость идей, бизнес-моделей, изобретений, материальных и социальных технологий. В будущем спрос на оценщиков продолжит активно расти.

Авторы доклада подсчитали, что в ближайшие пять лет доля излишних рабочих мест в экономике снизится с 15,4 до 9% (на 6,4 п. п.), а доля мест в новых профессиях возрастет медленнее – с 7,8 до 13,5% (на 5,7 п. п.). Более всего будут востребованы специалисты по анализу данных, по искусственному интеллекту и машинному обучению, по цифровому маркетингу и стратегии, по автоматизации. А упадет спрос на специалистов по вводу данных, секретарей, бухгалтеров, заводских рабочих, администраторов, механиков. Доклад основан на данных опроса руководителей высшего звена, ответственных за кадровую политику, стратегию и инновации в компаниях, которые работают в 26 странах в 15 отраслях экономики и социальной сферы.

Сокращения преобладают

По мнению ВЭФа, пандемия COVID-19 значительно усугубила неравенство на рынке труда, впервые с кризиса 2008–2009 гг. остановила рост занятости и ускорила развитие четвертой промышленной революции и всеобщую цифровизацию. Все это происходит на фоне полного экономического локдауна в 100 странах мира с середины марта по середину апреля 2020 г.

По прогнозам ОЭСР, при неблагоприятном развитии ситуации с коронавирусом к концу 2020 г. безработица в мире может достигнуть 12,6% и опуститься до 8,9% только к концу 2021 г. Но уже сейчас примерно 15% всей рабочей силы в 35 странах (примерно 97,3 млн человек) находится под высоким риском увольнения или сокращения, приводят данные МВФ авторы доклада.

Рынок труда – 2039

Работодатели же заявляют, что к 2025 г. реформы в компаниях приведут к изменению бизнес-целей, структуры рабочих мест и набора навыков, необходимых работникам. 43% компаний намерены сократить число рабочих мест из-за внедрения новых технологий, 41% планирует активнее привлекать подрядчиков для специализированных работ, и только 34% планируют благодаря технологиям создать новые рабочие места.

Автоматизация и удаленный труд

В ближайшие годы быстрые темпы внедрения технологий останутся неизменными и могут ускориться только в некоторых отраслях, пишут авторы доклада. Наибольший интерес компании сейчас проявляют к облачным вычислениям и технологиям, связанным с большими данными и электронной коммерцией. Вырос также интерес к шифрованию, роботизации и искусственному интеллекту.

По прогнозам, к 2025 г. люди и машины будут тратить одинаковое время на выполнение текущих задач. И 84% работодателей уже сейчас нацелены на цифровизацию многих рабочих процессов, включая значительное расширение дистанционной работы. Потенциально на удаленный режим могут перевести 44% рабочей силы, и это последствие не только цифровизации, но и пандемии.

Пандемия, говорится в докладе, разделила работников на три категории: жизненно необходимый для организаций персонал, который работает на местах (сотрудники, занятые в доставке, медработники, работники продовольственных магазинов, сельскохозяйственные работники), удаленные работники, которые могут работать дистанционно и, вероятно, сохранят свои рабочие места, и уволенные временно или окончательно работники – в основном из секторов, наиболее пострадавших от кризиса. Все эти три типа работников сталкиваются сейчас с изменением методов работы и нуждаются в дополнительном обучении: персонал, работающий на местах, должен заботиться о своей физической безопасности, удаленные работники должны овладеть цифровыми технологиями и научиться работать из дома, совмещая это с семейными обязанностями, а люди, потерявшие работу, вынуждены задуматься о переквалификации.

компаний планируют сокращать рабочие места к 2025 г. из-за внедрения новых технологий, согласно докладу ВЭФа

Пандемия показала, что новые гибридные форматы работы можно использовать в большей степени, чем раньше, но многие руководители по-прежнему сомневаются, что переход на дистанционную работу способен повысить производительность труда. 78% руководителей ждут негативного влияния нынешнего способа работы на производительность труда.

Переобучение не гарантия

Работодателям придется массово переучивать сотрудников. По данным доклада, компании уверены, что 40% их работников будут нуждаться в переобучении уже в течение шести ближайших месяцев. К основным навыкам, которыми должны овладеть работники к 2025 г., относятся: критическое мышление, умение анализировать и находить комплексное решение проблем, навыки самоуправления и активного обучения, стрессоустойчивость и гибкость.

По данным опроса, в этом году в 5 раз выросло число работодателей, которые предоставляют работникам возможность обучаться онлайн, и в 9 раз выросло число тех, кто обучается онлайн по госпрограммам. При этом сотрудники, сохранившие работу, больше внимания уделяют личностному развитию. А потерявшие работу сосредоточиваются на обучении цифровым навыкам: они изучают анализ данных, информатику и информационные технологии.

Тем не менее возможностей для переподготовки сейчас стало меньше, чем раньше. Это относится и к тем, кто продолжает работать по профессии, и к тем, кто рискует потерять работу из-за коронакризиса и цифровизации. Работники, которые сохранят рабочие места, скорее всего, в течение пяти лет поймут, что доля новых навыков в их работе теперь доходит до 40%. Значит, вероятность, что переподготовка решит проблемы поиска новой работы или сохранения старой, уменьшится.

Почему службы занятости плохо помогают найти работу

Почти 17% опрошенных работодателей сомневаются в возврате инвестиций в образование сотрудников. Хотя большинство (66%) рассчитывает окупить вложения.

В среднем работодатели надеются, что к 2025 г. квалификацию повысит более 70% сотрудников. С помощью переобучения работодатели также надеются перераспределить внутри организаций почти 50% работников, чьи позиции были сокращены из-за автоматизации и расширения производства.

Меньше автоматизации, больше удаленки

По данным доклада ВЭФа, сейчас 76,9% компаний по всему миру готовы оставить своих сотрудников на удаленном режиме работы, 73,1% собираются ускорить цифровизацию бизнес-процессов, 57,7% ускорят автоматизацию, а 38,5% ускорят организационную трансформацию. В России выше доля перешедших на дистанционную работу – 80,6%. Однако российский рынок труда, по данным опросов ВЭФа, отстает по темпам автоматизации и организационных реформ: только 47,2% респондентов сообщили о повышении уровня автоматизации (на 10 п. п. ниже, чем в мире), 30,6% – об ускорении организационных преобразований (на 8 п. п. меньше).

Цифровые навыки населения России оцениваются в 66% по шкале в 100%, а навыки, нужные для бизнеса, – в 59,2%. Это хуже, чем в США, где уровень цифровых навыков населения оценивается в 69,4%, а навыков, нужных для бизнеса, – в 69,7%.

В России в структуре занятости значительное место занимают специалисты высшего и среднего уровня квалификации, но также велика доля простых профессий, таких как продавцы, водители, охранники, говорит Владимир Гимпельсон, директор Центра трудовых отношений Высшей школы экономики. По словам Гимпельсона, цифровизация рождает спрос на высококвалифицированных айтишников, но не уничтожает нерутинные малоквалифицированные рабочие места, а страдает сегмент средней квалификации, поскольку автоматизация заменяет рутинный труд. В пандемию, рассуждает он, в России вырос спрос на курьеров, при этом сохранялся спрос на квалифицированных программистов, но резко сократился запрос на специалистов среднего звена. Это может быть проявлением поляризации рынка труда, вызванной цифровизацией, которая ускорена пандемией, говорит он.

Пока спрос на специалистов с новыми цифровыми навыками в России ограничен, несмотря на текущий дефицит, и в основном требуются специалисты традиционных профессий, а доля отраслей будущего в экономике крайне мала, замечает Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners и куратор исследования ВЭФа в России. Поэтому многие пока не почувствовали никакого эффекта от переобучения и освоения новых знаний и навыков в пандемию, говорит Гимпельсон. Когда на рынке труда нет спроса на новые компетенции, нет смысла учиться, считает он.

По словам эксперта, первая половина 2021 года обозначила на рынке труда лидерство работодателей. Преобладание вакансий в некоторых отраслях превышает количество кандидатов в 2-3 раза. Поиск работников в среднем по рынку занимает на 25-30% больше времени, чем в 2020 году. При этом кандидаты тоже, как это ни странно, ищут работу дольше, чем раньше. Исключение – сфера IT, где специалистов расхватывают как горячие пирожки.

Эксперты отмечают, что обострение кадрового голода спровоцировали сразу несколько факторов. Во-первых, демографическая яма – по данным Росстата, за 10 лет трудоспособное население России сократилось на 5,3 миллиона человек (до 82,7 миллионов). Во-вторых, высокая активность работодателей.

Тренды рынка рабочей силы

О том, какие тренды определят рынок труда в ближайшем будущем, рассказывает Наталия Шкулова.

Удаленка или частичный дистант. По словам эксперта, соискатели на 45% чаще будут запрашивать возможность частично удаленной работы. За этим будет следовать закрытие офисов, оптимизация штата и изменение оргструктур.

Исключением станут IT- и digital-специалисты, консультанты. Они уже работают вне региональных и государственных границ и все чаще требуют 100% удаленного режима работы.

Изменение оплаты труда. Заработная плата топ-менеджеров, по мнению эксперта, будет увеличиваться и в окладной, и в переменной части в соответствии с увеличивающимися требованиями. При этом уровень дохода персонала, чьи функции можно частично или полностью алгоритмизировать и автоматизировать, будет кратно сокращаться.

Увеличение спроса на квалифицированных специалистов для временных проектов задаст тенденцию движения 50-70% оплаты труда в переменную (премиальную) часть. Исключение снова составят специалисты IT- и digital-сфер. Уровень их заработной платы по всей России на текущий момент высок и не зависит от региона проживания.

Сближение обучения и работы. Непрерывное образование – восходящий тренд эпохи цифровизации. Процесс автоматизации лишил и продолжает лишать работы миллионы людей. Базовые навыки устаревают и становятся неактуальными, в связи с чем возникнет необходимость переобучения людей и осуществлять их релокацию к создающимся интеллектуальным и рабочим центрам. Государство будет по-прежнему заинтересовано в бесплатном переобучении и гарантированном трудоустройстве сотрудников. Рескиллинг (переобучение) станет социальной ответственностью работодателя. В ближайшее время сохранится гибридная модель офлайн- и онлайн-обучения работников.

Квалифицированные сотрудники с гораздо большей вероятностью будут оставаться в компании, если она наглядно продемонстрирует свои инвестиции в них. Но и для бизнеса станет еще более острым вопрос вклада каждого работника в общее дело и возможность отслеживания процессов и результатов работы онлайн в любое время.

Цифровизация рынка труда и прозрачность доходов

Отдельный большой тренд рынка труда – это цифровизация всех процессов от поиска кандидатов до получения зарплат и уплаты налогов.

По словам эксперта, о близости таких изменений говорит сразу несколько факторов. Во-первых, слишком высокая доля серых зарплат – по подсчетам Министерства экономики, около 30-40% всех зарплат в стране – серые, а создание цифровой платформы позволит наладить контроль за исполнением налогового законодательства. Во-вторых, готовность технологической инфраструктуры: эксперимент с электронными трудовыми книжками, дистанционная регистрация на бирже труда, которая заработала в полную силу в прошлом году, а также десятки разрозненных сервисов, которые уже проникли во многие аспекты трудовых отношений.

Для правительства такая перестройка гарантирует повышение собираемости налогов и обеление рынка труда, для компаний – оптимизацию процессов найма и управления персоналом, для маркетплейсов и прикладного ПО – гарантированный приток клиентов и трафика.

По словам эксперта, для работников польза тоже будет, но не сразу. С увеличением собираемости налогов можно рассчитывать, что поступления в бюджет пойдут не только на реализацию масштабных национальных проектов, но и на увеличение соцвыплат и пенсий. Прозрачность процессов поможет сделать доступнее социальные выплаты, например, пособия по безработице или больничные листы, ускорить поиск работы, а также для тех, кто уже при деле – получение необходимых справок.

Как стать более востребованным на рынке труда?

Что же делать специалистам, чтобы остаться востребованными, не потерять работу и достойный заработок?

«Будущее за специалистами, которые обладают разнопрофильными знаниями и навыками (T-shaped skills), – уверен CEO образовательной платформы Skill Focus Владислав Миславский. – Почему-то эта тема не сильно обсуждается в странах СНГ, и многие работодатели даже не слышали об этом. Но факты говорят о том, что сейчас выигрывают те компании, которые развивают не только сотрудников как экспертов (т.е. прокачивают I-компетенции), но и прокачивают горизонтальные навыки, т.е. развивают кругозор сотрудников и наращивают их базу знаний (Т -компетенции).

Готовность сотрудника к переезду в другой регион приобретает в ближайшем будущем новый оттенок. Все больше вакансий возникает в регионе основания компании, локализации завода или реализации конкретного проекта. Зачастую высококвалифицированным специалистам предлагается более высокий уровень оплаты труда и релокационный пакет.

И вишенкой на торте, конечно же, является непрерывное обучение и непрерывное саморазвитие в течение жизни. Это беспроигрышный вариант, позволяющий всегда быть востребованным и высокооплачиваемым специалистом, достигать даже того, что вы раньше не считали для себя возможным.

Нужно не бояться задавать вопросы, признаваться себе в том, что чего-то не умеете, и искать способы получения новых знаний, развивать навыки саморефлексии или обращаться к бизнес-коучу.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Пандемия нанесла удар по мировому рынку занятости: миллионы людей остались без работы. Компания Boston Consulting Group, специализирующаяся на управленческом консалтинге, выяснила, какие сферы пострадали больше других

Эксперты BCG проанализировали влияние пандемии коронавируса на рынок труда. Исследование проходило в период с октября по начало декабря 2020 года. Специалисты опросили более 200 тыс. человек из 190 стран мира. В выборку вошли мужчины и женщины в равных долях. В основном представители компании опрашивали людей до 40 лет.

Аналитики выяснили, сколько специалистов потеряли работу, в какой из сфер увольнения носили массовый характер. Также изучалось, насколько сотрудники готовы поменять сферу деятельности при необходимости.

Низкоквалифицированные работники под ударом

По итогам исследования выяснилось, что в результате пандемии около 36% работников были уволены, либо их трудовой день сократили, для 50% сотрудников ничего не поменялось, у 14% — напротив, увеличилось количество работы.

Больнее всего ситуация ударила по двум категориям: самым низкоквалифицированным сотрудникам и молодым людям до 20 лет. Около 40% из них были уволены. Примерно половина не имела начального образования. Для сравнения — среди докторов наук потерявших работу не более 25%.

Эксперты BCG также выявили сферы, где сокращения носили массовый характер. Выяснилось, что представители сфер искусства, продаж, медиа и легкой промышленности чаще других оставались без работы. Специалистов же из сфер здравоохранения, науки, ИТ и технологий, напротив, увольняли реже остальных.

Фото:РБК Тренды

Число людей, оставшихся без работы, во многом зависело от страны проживания. Лидерами среди государств, где уволенных было больше всего, стали Мексика, Конго, Великобритания, Индонезия, Ангола, Камерун. А вот в Таиланде, Сингапуре, Китае и Малайзии, наоборот, большинство людей сохранили свои рабочие места.

На российский рынок труда пандемия повлияла в меньшей степени. Только 28% сотрудников оказались уволены или их рабочий день сократили. Чаще других это случалось с молодыми работниками (20 лет и меньше) и людьми предпенсионного возраста (51-60 лет). Чем ниже уровень образования, тем чаще человек оказывался без работы. Как и в других странах, занятости лишались чаще работники сферы услуг и искусства. Реже такая участь постигала сотрудников сферы ИТ и социального обеспечения.

Фото:Shutterstock

Переобучение — путь к успеху

Пандемия бросила вызов многим специалистам. В условиях локдауна предприятия старались максимально автоматизировать свою деятельность — участие людей в производственных процессах старались свести к минимуму. Например, в ресторанах быстрого обслуживания сократили большинство кассиров, и вместо них поставили аппараты самообслуживания. Процесс автоматизации лишил и продолжает лишать работы миллионы людей, в связи с чем возникла необходимость переобучения.

Фото:CoWomen / Pexels

Наряду с этим число людей, готовых освоить новую профессию, в разных государствах неоднородно. Чаще других готовы учиться новому жители африканских и азиатских стран. Лидерами списка стали Конго, Камерун, Ангола. Американские и европейские рабочие реже хотят получать новые навыки. Нидерланды, Дания и Венгрия оказались в конце списка. Объяснение этому простое: в бедных странах люди надеются только на себя, в богатых же развита социальная защита. Даже оставшись без работы, граждане получают денежное пособие и зачастую сохраняют приемлемый образ жизни.

Фото:Unsplash

По количеству времени, которое люди тратят на приобретение новых навыков, лидируют развивающиеся страны. Возглавляет этот список Турция. Затем следуют Кот-д'Ивуар, Камерун, Конго, Сенегал. В конце рейтинга расположились Сингапур, Франция, Швейцария, Нидерланды.

Возраст и уровень образования также влияли на желание приобретать новые навыки. Молодые работники были чаще настроены на обучение, чем зрелые люди. При этом чем выше уровень образования у человека, тем с большей долей вероятности он менял профессию. Доктора наук решались на это в два раза чаще граждан со средним образованием.

Около половины опрошенных BCG для повышения квалификации использовали онлайн-инструменты — курсы, мобильные приложения. В 2018 году таких было всего 36%. Толчок к развитию дистанционного образования дала пандемия, к таким выводам пришли эксперты. Еще одна тенденция — за два года вдвое увеличилось число людей, использующих государственные обучающие программы. Правительства стран помогали в образовании гражданам, оставшимся без работы и денег.

Читайте также: