Как оформить исследовательскую работу в начальной школе

Обновлено: 13.05.2024

1. Как написать ученическую исследовательскую работу

Целью
современного
образования
является развитие личностных качеств
ученика,
его
способностей,
формирование у школьника активной,
творческой
жизненной
позиции.
Школьная география обладает в этом
отношении огромным потенциалом и
обуславливает
необходимость
подготовки
школьников
к
самостоятельной
познавательной
творческой
деятельности,
формированию у них умений и навыков
ведения исследовательской работы.

Целью нашей деятельности является развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных,
творческих и коммуникативных способностей учащихся
через исследовательскую деятельность.
Свои уроки строим так, чтобы, у каждого ученика
раскрылся творческий потенциал. В основе уроков
лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное
включение школьника процесса
Основной задачей учителя является: научить ребенка
учиться, добывать самостоятельно информацию из
любых источников, и тогда процесс обучения будет
эффективным. Развитию навыков исследовательской
деятельности способствует нетрадиционные формы
занятий: уроки – лекции, уроки – семинары, уроки –
зачеты, уроки - практикумы.
Приемы: составление интеллект-карт с использованием
видеороликов

4. Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных
источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят
скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку
особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на
наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь
элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие
корректной методики исследования. Одной из разновидностей
натуралистических работ являются работы общественно-экологической
направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно
лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное
движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями
окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат
отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой
методики собственный экспериментальный материал, на основании которого
делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью
таких работ является непредопределенность результата, который могут дать
исследования.
Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.

5. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий

Целью учебной исследовательской
деятельности выступает приобретение навыка
исследования как универсального способа
освоения действительности, развитие
способности к исследовательскому типу
мышления, активизация личностной позиции на
основе приобретения новых знаний
Учебная исследовательская деятельность
связана с решением учащимся творческой,
исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере.

6. Общая схема ученического исследования

7. Этапы исследования

8. Проблема исследования -противоречие между наличествующим и должным

9. Правила выбора темы

тема должна быть интересна, должна увлекать,
соответствовать склонностям учащегося,
тема должна быть выполнима, решение ее должно
принести реальную пользу (получение новых полезных
знаний, умений, навыков, развитие интеллекта,
реализация исследовательской потребности),
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности, способности нестандартно
смотреть на традиционные предметы и явления,
тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы
литературные источники, избранные методы должны
соответствовать возможностям учащегося.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена относительно быстро.

10. Определение актуальности и новизны исследования

11. Цель исследования - научный результат, кото-рый должен быть получен в итоге исследования

12. Формулировка объекта и предмета исследования

Объект исследования - это процесс или явление,
порождающее проблемную ситуацию и избранное для
изучения.
Предмет исследования - это то, что находится в границах
объекта. Объект и предмет исследования категории
научного процесса соотносятся между собой как общее и
частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит
предметом исследования. Именно предмет исследования
определяет тему исследовательской работы, которая
обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Предмет отвечает на вопрос: как рассматривается
объект
Функция предмета исследования - фиксация, удержание
границ воздействия.

13. Гипотеза- это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

14. Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования

15. Метод – это способ достижения цели исследования

Теоретические методы:
моделирование,
абстрагирование,
анализ и синтез,
восхождение от абстрактного к конкретному.
Эмпирические методы:
наблюдение,
сравнение,
эксперимент.
Математические методы:
статистические,
методы и модели теории графов и сетевого моделирования,
методы и модели массового обслуживания,
метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

16. Теоретическая и практическая значимость исследования

Если работа содержит новые разработки
теоретических положений и научную
новизну, то в ней указывается
теоретическая значимость
исследования.
Практическая значимость работы
должна быть обязательно показана:
необходимо указать, кому и как будут
полезны полученные результаты, какие
новые методики можно разработать на их
основе.

19. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ:

1.
Выбор темы
2. Выбор и проработка литературы и источников
информации
3. Составление плана
4. Сбор информации, проведение исследований
5. Обработка, полученных данных
6. Написание текста
7. Оформление и коррекция работы
8. Представление и защита работы

20. План написания работы

Введение (обоснование актуальности,
определение цели, задачи, объекта,
предмета, гипотезы исследования)
Основная часть (литературный обзор,
методика исследования, описание
исследования)
Заключение (выводы и результаты)
Список литературы

21. Введение

Введение - визитная карточка работы. В нем дается
обоснование темы, ее актуальность, определяются
цели и задачи исследования, методы,
формулируется объект и предмет исследования,
сообщается, в чем заключается теоретическая
значимость и прикладная ценность полученных
результатов, приводится характеристика
источников для написания работы и краткий обзор
имеющейся по данной теме литературы (степень
изученности проблемы).

22. Основная часть

Содержит информацию, собранную и
обработанную исследователем:
- краткий обзор используемой литературы и
источников с выводами автора, степень
изученности данного вопроса, описание основных
рассматриваемых фактов,
- характеристику методов решения проблемы,
сравнение известных автору старых и
предлагаемых методов решения,
- обоснование выбранного варианта решения
(эффективность, точность, простота, наглядность,
практическая значимость и т.д.).

23. Основная часть - главы

• Глав должно быть не менее двух.
• Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос
изучаемой темы, а если глава разделена на разделы, то каждый
раздел - отдельную часть этого вопроса.
• При написании следует добиваться сохранения логической связи
между главами, последовательность перехода от одного раздела
к другому внутри глав, от одной главы к другой.
• Формулировка тем, глав, разделов должна быть конкретной и
немногословной.
• Содержание глав и разделов должно соответствовать названиям,
быть обоснованным.
• Главы должны быть равными между собой.
• Главы и разделы нужно завершать выводами, хотя бы краткими.
В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в
предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных
доказательств.

24. Заключение

В заключении делают выводы по
работе в целом, подводятся итоги
всему исследованию, намечаются,
если нужно, перспективы
дальнейшего изучения проблемы,
показывается ее связь с
современностью, предлагаются
практические рекомендации.

25. Список используемых источников и литературы

Перечень использованной литературы должен
содержать все использованные источники.
На основании перечня можно сделать вывод
насколько хорошо автор работы знаком с
данной темой.
Если использовалось несколько видов
источников, то их следует разделить:
1) Письменные источники (архивные материалы,
рукописи, переписка, периодика, Интернет);
2) Устные источники (воспоминания, интервью,
видео- и аудиоматериалы);
3) Использованная литература

26. Оформление структурных частей работы

27. Образец титульного листа

28. Образец оформления плана работы

29. Образец оформления списка литературы

30. Элементы библиографического описания книг:

Фамилия и инициалы автора; точка;
Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на
титульном листе, без кавычек), точка и тире;
Место издания, точка и двоеточие;
Название издательства, запятая;
Год издания, точка;
Тире, количество страниц в книге, точка;
Если ссылка помещается в работе, то указывают номера
страниц, на которых она представлена.
Пример:
Генисаретская О.И. Творческая деятельность как проблема дизайна [Текст]/
О.И. Генисаретская//Методология: вчера, сегодня, завтра: в 3т. / ред.-сост. Г.Г.
Копылов, М.С. Храпченко. – М.,2005. – Т.2. – С. 247-278.

31. Элементы библиографического описания статьи из сборника:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
Заглавие статьи, точка, //;
Название сборника, точка, тире;
Место издания, точка, двоеточие;
Название издательства, запятая;
Год издания, точка;
Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности
как составляющая профессиональной культуры учителя.
//Актуальные проблемы экологического образования:
сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104

32. Элементы библиографического описания статьи из журнала:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
Название журнала, точка, тире;
Год издания, точка;
Тире, номер издания, точка;
Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного
творчества. // Исследовательская работа
школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.

33. Ссылка на источник, взятый из Интернета:

34. Примерный план выступления исследователя на научной конференции

1. Тема исследования.
2. Цель.
3. Научный руководитель.
4. Характеристика исследуемых явлений.
5. Методика проведения исследования.
6. В содружестве с кем проводилась работа.
7. Использованные приборы, оборудование, материалы.
8. Обзор полученных данных.
9. Методика их обработки.
10. Результаты исследования, представленные в
наглядной форме (слайды, таблицы, графики, схемы и
т.п.)
11. Анализ результатов работы.
12. Выводы.

35. Литература

Арцев М.Н.
Учебно-исследовательская работа учащихся: методические
рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.2005. - №6. - С.4-30.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников
и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
Богоявленская А. В науку идут малыши //Практический журнал для учителя и
администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
Заварзина Н.Н. Научно-исследовательская деятельность юных участников
образовательного процесса гимназии //Дополнительное образование. - 2005. №6. - С.37-40 .
Савенков А.И.Методика проведения учебных исследований учащихся
начальной школы //Практика административной работы в школе.-2003.-№5.С.61-72.
Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном
возрасте// Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.10-16.
Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития
одаренности// Начальная школа + до и после.-2006. - №10. - С.3-10.
Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников.
Выпуск 3. – М.: МИОО, 2005. – 160 с.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49] . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79] .

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

2. Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись [3. c.56] . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65] . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию [4. c. 43] .

Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

1. Как написать ученическую исследовательскую работу

Целью
современного
образования
является развитие личностных качеств
ученика,
его
способностей,
формирование у школьника активной,
творческой
жизненной
позиции.
Школьная география обладает в этом
отношении огромным потенциалом и
обуславливает
необходимость
подготовки
школьников
к
самостоятельной
познавательной
творческой
деятельности,
формированию у них умений и навыков
ведения исследовательской работы.

Целью нашей деятельности является развитие
познавательных
интересов,
интеллектуальных,
творческих и коммуникативных способностей учащихся
через исследовательскую деятельность.
Свои уроки строим так, чтобы, у каждого ученика
раскрылся творческий потенциал. В основе уроков
лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное
включение школьника процесса
Основной задачей учителя является: научить ребенка
учиться, добывать самостоятельно информацию из
любых источников, и тогда процесс обучения будет
эффективным. Развитию навыков исследовательской
деятельности способствует нетрадиционные формы
занятий: уроки – лекции, уроки – семинары, уроки –
зачеты, уроки - практикумы.
Приемы: составление интеллект-карт с использованием
видеороликов

4. Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных
источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения
эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят
скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку
особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на
наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь
элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие
корректной методики исследования. Одной из разновидностей
натуралистических работ являются работы общественно-экологической
направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно
лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное
движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями
окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат
отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой
методики собственный экспериментальный материал, на основании которого
делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью
таких работ является непредопределенность результата, который могут дать
исследования.
Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.

5. Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий

Целью учебной исследовательской
деятельности выступает приобретение навыка
исследования как универсального способа
освоения действительности, развитие
способности к исследовательскому типу
мышления, активизация личностной позиции на
основе приобретения новых знаний
Учебная исследовательская деятельность
связана с решением учащимся творческой,
исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере.

6. Общая схема ученического исследования

7. Этапы исследования

8. Проблема исследования -противоречие между наличествующим и должным

9. Правила выбора темы

тема должна быть интересна, должна увлекать,
соответствовать склонностям учащегося,
тема должна быть выполнима, решение ее должно
принести реальную пользу (получение новых полезных
знаний, умений, навыков, развитие интеллекта,
реализация исследовательской потребности),
тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности, способности нестандартно
смотреть на традиционные предметы и явления,
тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы
литературные источники, избранные методы должны
соответствовать возможностям учащегося.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена относительно быстро.

10. Определение актуальности и новизны исследования

11. Цель исследования - научный результат, кото-рый должен быть получен в итоге исследования

12. Формулировка объекта и предмета исследования

Объект исследования - это процесс или явление,
порождающее проблемную ситуацию и избранное для
изучения.
Предмет исследования - это то, что находится в границах
объекта. Объект и предмет исследования категории
научного процесса соотносятся между собой как общее и
частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит
предметом исследования. Именно предмет исследования
определяет тему исследовательской работы, которая
обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Предмет отвечает на вопрос: как рассматривается
объект
Функция предмета исследования - фиксация, удержание
границ воздействия.

13. Гипотеза- это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

14. Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования

15. Метод – это способ достижения цели исследования

Теоретические методы:
моделирование,
абстрагирование,
анализ и синтез,
восхождение от абстрактного к конкретному.
Эмпирические методы:
наблюдение,
сравнение,
эксперимент.
Математические методы:
статистические,
методы и модели теории графов и сетевого моделирования,
методы и модели массового обслуживания,
метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

16. Теоретическая и практическая значимость исследования

Если работа содержит новые разработки
теоретических положений и научную
новизну, то в ней указывается
теоретическая значимость
исследования.
Практическая значимость работы
должна быть обязательно показана:
необходимо указать, кому и как будут
полезны полученные результаты, какие
новые методики можно разработать на их
основе.

19. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ:

1.
Выбор темы
2. Выбор и проработка литературы и источников
информации
3. Составление плана
4. Сбор информации, проведение исследований
5. Обработка, полученных данных
6. Написание текста
7. Оформление и коррекция работы
8. Представление и защита работы

20. План написания работы

Введение (обоснование актуальности,
определение цели, задачи, объекта,
предмета, гипотезы исследования)
Основная часть (литературный обзор,
методика исследования, описание
исследования)
Заключение (выводы и результаты)
Список литературы

21. Введение

Введение - визитная карточка работы. В нем дается
обоснование темы, ее актуальность, определяются
цели и задачи исследования, методы,
формулируется объект и предмет исследования,
сообщается, в чем заключается теоретическая
значимость и прикладная ценность полученных
результатов, приводится характеристика
источников для написания работы и краткий обзор
имеющейся по данной теме литературы (степень
изученности проблемы).

22. Основная часть

Содержит информацию, собранную и
обработанную исследователем:
- краткий обзор используемой литературы и
источников с выводами автора, степень
изученности данного вопроса, описание основных
рассматриваемых фактов,
- характеристику методов решения проблемы,
сравнение известных автору старых и
предлагаемых методов решения,
- обоснование выбранного варианта решения
(эффективность, точность, простота, наглядность,
практическая значимость и т.д.).

23. Основная часть - главы

• Глав должно быть не менее двух.
• Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос
изучаемой темы, а если глава разделена на разделы, то каждый
раздел - отдельную часть этого вопроса.
• При написании следует добиваться сохранения логической связи
между главами, последовательность перехода от одного раздела
к другому внутри глав, от одной главы к другой.
• Формулировка тем, глав, разделов должна быть конкретной и
немногословной.
• Содержание глав и разделов должно соответствовать названиям,
быть обоснованным.
• Главы должны быть равными между собой.
• Главы и разделы нужно завершать выводами, хотя бы краткими.
В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в
предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных
доказательств.

24. Заключение

В заключении делают выводы по
работе в целом, подводятся итоги
всему исследованию, намечаются,
если нужно, перспективы
дальнейшего изучения проблемы,
показывается ее связь с
современностью, предлагаются
практические рекомендации.

25. Список используемых источников и литературы

Перечень использованной литературы должен
содержать все использованные источники.
На основании перечня можно сделать вывод
насколько хорошо автор работы знаком с
данной темой.
Если использовалось несколько видов
источников, то их следует разделить:
1) Письменные источники (архивные материалы,
рукописи, переписка, периодика, Интернет);
2) Устные источники (воспоминания, интервью,
видео- и аудиоматериалы);
3) Использованная литература

26. Оформление структурных частей работы

27. Образец титульного листа

28. Образец оформления плана работы

29. Образец оформления списка литературы

30. Элементы библиографического описания книг:

Фамилия и инициалы автора; точка;
Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на
титульном листе, без кавычек), точка и тире;
Место издания, точка и двоеточие;
Название издательства, запятая;
Год издания, точка;
Тире, количество страниц в книге, точка;
Если ссылка помещается в работе, то указывают номера
страниц, на которых она представлена.
Пример:
Генисаретская О.И. Творческая деятельность как проблема дизайна [Текст]/
О.И. Генисаретская//Методология: вчера, сегодня, завтра: в 3т. / ред.-сост. Г.Г.
Копылов, М.С. Храпченко. – М.,2005. – Т.2. – С. 247-278.

31. Элементы библиографического описания статьи из сборника:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
Заглавие статьи, точка, //;
Название сборника, точка, тире;
Место издания, точка, двоеточие;
Название издательства, запятая;
Год издания, точка;
Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности
как составляющая профессиональной культуры учителя.
//Актуальные проблемы экологического образования:
сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104

32. Элементы библиографического описания статьи из журнала:

Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
Название журнала, точка, тире;
Год издания, точка;
Тире, номер издания, точка;
Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.
Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного
творчества. // Исследовательская работа
школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.

33. Ссылка на источник, взятый из Интернета:

34. Примерный план выступления исследователя на научной конференции

1. Тема исследования.
2. Цель.
3. Научный руководитель.
4. Характеристика исследуемых явлений.
5. Методика проведения исследования.
6. В содружестве с кем проводилась работа.
7. Использованные приборы, оборудование, материалы.
8. Обзор полученных данных.
9. Методика их обработки.
10. Результаты исследования, представленные в
наглядной форме (слайды, таблицы, графики, схемы и
т.п.)
11. Анализ результатов работы.
12. Выводы.

35. Литература

Арцев М.Н.
Учебно-исследовательская работа учащихся: методические
рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ.2005. - №6. - С.4-30.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников
и дошкольников. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.
Богоявленская А. В науку идут малыши //Практический журнал для учителя и
администрации школы.-2006.-№1. - С.26-31.
Заварзина Н.Н. Научно-исследовательская деятельность юных участников
образовательного процесса гимназии //Дополнительное образование. - 2005. №6. - С.37-40 .
Савенков А.И.Методика проведения учебных исследований учащихся
начальной школы //Практика административной работы в школе.-2003.-№5.С.61-72.
Чистякова Г.Д. Потенциал познавательного развития в младшем школьном
возрасте// Начальная школа + до и после. - 2006. - №10. - С.10-16.
Шумакова Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития
одаренности// Начальная школа + до и после.-2006. - №10. - С.3-10.
Шумакова Н.Б. Психология одаренности: обучение младших школьников.
Выпуск 3. – М.: МИОО, 2005. – 160 с.

Автор: Кубайкина Светлана Валерьевна

Населенный пункт: д. Табар-Черки Апастовского района Республики Татарстан

Цель проведения мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, в процессе которого формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи:

1. Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности и с основными этапами выполнения исследовательской работы учащимися.

2. Создать условия для пополнения собственного опыта исследовательской деятельности с учащимися.

3. Способствовать развитию способов взаимодействия в совместной интеллектуально-творческой деятельности.

Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на учителей предметников, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования.

Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование – мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.

Раздаточный и демонстрационный материал: памятки и рекомендации по теме мастер-класса.

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный.

2-й этап. Актуализация личностного опыта участников.

Современные реалии требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе, а также творческую инициацию.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

- Уже меньше! Мне приятно, что в зале есть единомышленники!

Предлагаю Вам распределить этапы работы исследовательской деятельности.

(обращаюсь к коллегам)

- Кто из Вас может выйти к доске и распределить этапы на доске?

Выбор темы исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Определение цели и задач.

Составление плана исследования.

Работа с литературой.

Выбор методов исследования.

Подготовка и проведение исследования (сбор материалов)

Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Итак, мы получили схему создания исследовательской работы!

Цель - ознакомить участников мастер-класса с целями и основными этапами исследовательской деятельности учащихся.

Нам предстоит работа в группах. Возьмите, пожалуйста, ориентировочные карты действий. Согласно плану, 1-й этап нашей работы информационный. Вам предстоит работа в группах. Первой группе необходимо будет сформулировать цель научного исследования, второй группе необходимо будет сформулировать цель учебного исследования,

Главная цель- получить новое знание об окружающем мире.

Главная цель образовательная—учит универсальному способу получения знаний.

Вывод. Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует интеллектуальной активности учащихся.

Чем отличается исследовательская работа от других?

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным.

Под исследовательской деятельностью понимается работа, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Итак, почему именно исследовательская деятельность позволяет каждому учащемуся проявить себя и сделать открытие?

Как школьнику начать работу над научным исследованием.

Какова же технология организации работы над ученическим исследованием?

Ответы участников мастер-класса.

1. Свою деятельность начинаем с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью (ведь исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе), всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников. Используем при этом различные методы: наблюдение, анкетирование, собеседование, мини-исследования, социологические опросы и т. д. Большую роль в этом играют родители, которые знают своих детей и могут помочь ребёнку советом и делом, поддержать его в нужный момент. Главная роль здесь принадлежит учителю, т.к. в процессе индивидуальной работы вы должны не только заинтересовать учащегося и увидеть в нём юного исследователя, но и помочь в выборе темы, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Для развития исследовательской деятельности учащихся важны и внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования самого педагога. Тема исследования, прежде всего интересная для ученика, должна совпадать с кругом интересов учителя.

2. На основе анализа полученных данных выявляем мотивы, побуждающие учащихся заняться исследовательской работой:

  • интерес к предмету;
  • желание расширить свои знания, кругозор;
  • связь с будущей профессией;
  • удовлетворение процессом работы;
  • желание самоутвердиться, получить награду на конкурсе;
  • поступить в вуз;
  • и другие.

Лишь после этого начинаем непосредственную кропотливую индивидуальную работу с учащимся над исследованием по отдельному плану.

5 –й этап. Операционно-деятельностный этап.

Цель — обеспечить осуществление практической деятельности участников по овладению навыками организации исследовательской деятельности учащихся.

  1. Первый, наиболее трудный и ответственный этап – выбор темы исследования.

Принято считать, что правильно выбрать тему работы – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще неразрешенных проблем и вопросов современной науки. Но прежде необходимо определиться к какому типу исследования она будет относиться.

Задание: Сформулируйте кратко актуальность темы данного исследования.

Разбор на слайде темы.

Обязательное требование к любой научно-исследовательской работе – это определение актуальности. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Разбор на слайде актуальности ИР.

  1. Следующий этап – это определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматриваются.

Задание: Определите объект и предмет данного исследования.

  • Например: Объектом исследованияявляется анализ народных обычаев и традиций.

Предмет – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Предмет исследования более конкретен и включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Например: Из всех традиций и обрядов мы выбираем строительные обряды деревни.

Таким образом, объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

3. Следующий этап – определение цели и задач.

Исходя из объекта и предмета определяются цель и задачи исследования.

Задание: Попробуйте сформулировать цель и задачи исследования

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремиться.

Задача исследования обеспечивает ориентацию на достижение поставленной цели исследования, отражает последовательность: обзор по теме, анализ объекта по предмету исследования, синтез результатов анализа в модель требуемого результата.

Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения:

  • Изучить
  • Разработать
  • Выявить
  • Установить
  • Обосновать
  • Определить
  • Проверить
  • Доказать и т.д.
  1. Гипотеза формулируется как утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе планируемой работы.

Задание: Сформулируйте гипотезу данного исследования.

Гипотеза может звучать так:

Требования к гипотезе:

  1. В гипотезу включают понятия и категории, являющейся неоднозначными;
  2. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать широкому кругу явлений;
  3. Правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по проблеме;

Схемы гипотезы (на слайде)

Задание: В чем может заключаться научная новизна данного исследования?

(Члены групп обсуждают работы, высказывают свои замечания и предложения)

  1. Следующий этап это планирование исследования

Работа с памяткой на столах.

Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Под литературным источником понимается документ, содержащий какую – либ0 информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т.п.)

Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные. Исследователь применяет метод для того, чтобы получить данные, которые помогут ответить на вопрос, заданный в цели исследования.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и т.д.

Эмпирические методы: практика и результаты ее исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов об объекте, их анализе и систематизации.

Общенаучные методы: наблюдение, анализ, эксперимент, синтез и др.

Чем сложнее объект исследования, тем сложнее метод.

Методы опроса: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкеты – это перечень вопросов.

Задание: Какие методы мы можем применить для осуществления этого исследования?

Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование.

  1. Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, которые почему то – либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа вопроса.

Выводы – это утверждения, выражающиеся в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.

Параметры страницы

Структура исследовательской работы (на слайде)

  • Титульный лист- является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.
  • Оглавление – должно содержать заголовки всех глав работы, параграфов и номера страниц.

Например:

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………. ……. …………….16

2.1 Название подглавы ………………………. ………………………. 17

2.2 Название подглавы ……………………. …………………. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…. 25

  • Введение –представляет собой ответственную часть работы и должно последовательно состоять из следующих частей:
  • Обоснование темы
  • Актуальность темы
  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Гипотеза исследования
  • Методы исследования
  • Новизна исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Главы основной части. Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70% всего теста и согласовываться в своей структуре с планом. Текст должен делиться на крупные – главы и мелкие – параграфы части. При нумерации глав и параграфов используются римские и арабские цифры. Очень важно, что бы каждый параграф и глава заканчивались выводом.
  • Заключение – самая небольшая по объему часть, но имеющая особую важность, поскольку именно здесь должны быть представлены итоговые результаты исследования.
  • Список источников и литературы следует разместить в алфавитном порядке (по фамилии автора) в соответствии с правилами библиографического описания.
  • Приложения. Здесь помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст работы: схемы, рисунки, фотографии.

6-й этап. Рефлексия.

Цель — оценить эффективность взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определить значимость полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности участников.

Хочу задать вам два вопроса. Как каждый учащийся учиться у своего учителя, так и мы учимся у своих учащихся.

1. Что должен знать и уметь учитель, который решил заниматься с учащимися исследовательской деятельностью?

2. Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников?

(Ответы участников мастер-класса).

Читайте также: