Как оформить индивидуальную работу с детьми в доу логопеду

Обновлено: 01.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции.

Тема 4. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми.

Принципы организации индивидуальной работы с детьми.

Построение индивидуального логопедического занятия представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной отличительной чертой индивидуального логопедического занятия от групповых, является то что оно проводится с каждым ребенком по отдельности (тет-а-тет с учителем-логопедом). Индивидуальные занятия назначаются чаще всего когда, ребенку это необходимо. Бывают случаи, когда ребенок в силу своих психических или физических возможностей не может работать в группе или работает, но малоэфективно.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребенка. С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи.

Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:

этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;

системности и учета структуры речевого нарушения;

учета личностных особенностей;

использования обходного пути;

формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения. При одинаковой симптоматике нарушений речи возможны различные механизмы.

Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

Сложность структурно-функциональной организации речевой системы обусловливает расстройство речевой деятельности в целом при нарушении даже отдельных ее звеньев. Это и определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное значение имеет принцип комплексности.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, учителя, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на уроках, во внеклассное время под контролем педагогов и родителей.

При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

Планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми.

Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

При их подготовке и проведении логопед должен:

сформулировать тему и цель занятия;

определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность;

постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов;

учитывать зону ближайшего развития ребенка;

осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;

кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год:

1. Подготовительный этап.

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развить слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. Формирование произносительных умений и навыков

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляции и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оформление и ведение документации учителя-логопеда в ДОУ будет полезно для логопедов как ориентир ведения документации в логопедической группе.

на районном методическом объединении

ОФОРМЛЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

Подготовила учитель –логопед

МАДОУ детский сад №22 с. Успенского

Коррекционная деятельность логопеда регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня:

федерального, регионального, локального

С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:

— тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии;

— Речевая карта логопедического обследования ребенка;

— планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп;

— планы (конспекты) групповых занятий

— индивидуальные планы занятий с ребенком;(индивидуальные образовательные маршруты на детей инвалидов.)

— индивидуальная тетрадь ребенка;

— тетрадь учета посещаемости детьми занятий (табель посещаемости )

— тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей;

— план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса; (в годовом плане)

— отчет учителя-логопеда за учебный год;

— паспорт логопедического кабинета;

— план самообразования учителя-логопеда.

--журнал проводимых консультаций с родителями.

Наличие основных видов документации — обязательное условие работы логопеда.

Основные виды документации учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

*Тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ

протокол заседания ПМПк по набору детей в логопедическую группу

Фамилии, имя ребенка

Срок, на который ребенок зачислен в логопедическую группу

Особенности повеления ребенка в момент обследования

Рекомендации ПМПК при зачислен ИИ

Примерная форма протокола заседания ПМПк по выпуску детей из логопедической группы

Фамилия, имя ребенка

Речевое заключение при зачислении

Срок пребывания в логопедической группе

Речевое зaключение при выпуске

Рекомендации ПМПК при выпуске

Заполненные протоколы заседаний ПМПк и дубликаты заверяются подписями всех ее членов комиссии.

Для ДОУ протоколы ПМПк — основной документ, который позволяет определять совместный план действий с профильными специалистами по коррекции речевых нарушений, осуществляет планирование работы с детьми с учетом возраста и структуры речевого нарушения.

*Речевая карта логопедического обследования ребенка

Всестороннее обследование детей с нарушениями речи — первый и основополагающий этап логокоррекционной работы.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В нее вносятся изменения, дополнения, уточнения, обнаруженные в процессе обучения и воспитания ребенка в логопедической группе. В карте фиксируются ошибочные ответы детей, приводятся образцы детских высказываний с фонетическими, лексическими и грамматическими ошибками. Речевая карта заканчивается логопедическим заключением, которое вытекает из результатов обследования и определяется структурой речевого дефекта.

Если ребенку решением ПМПК предложено продолжить обучение в логопедической группе, то при повторном обследовании логопед в речевой карте фиксирует итоги работы за прошедший учебный год.

В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

*План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в группе.

Планы (конспекты) групповых занятий

Для повышения коррекционно-развивающего эффекта логопедических занятий необходимо большее внимание уделять их форме и содержанию.

При формировании речевой и познавательной деятельности, преодолении нарушений личностного развития, воспитании нравственных качеств, на современном этапе к организации, проведению и содержанию логопедических занятий предъявляются следующие требования:

— изменение форм организации занятий;

— включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций;

— чередование видов деятельности с целью развития различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного и т.п.;

— использование заданий в порядке нарастающей трудности с целью раскрытия потенциальных возможностей ребенка и заданий, требующих самостоятельного выполнения;

— создание проблемных ситуаций, которые способствуют активизации познавательной деятельности;

— включение динамических и психорелаксационных пауз;

— обеспечение личностно-ориентированного подхода к ребенку;

— повышение мотивации к процессу обучения;

— воспитание нравственно-этических чувств.

В процессе логокоррекционной работы логопед составляет планы или конспекты групповых занятий в соответствии с годовым планированием. В них указываются тема, цели, основные этапы занятия, используемый лексический и дидактический материал. Логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно включать в конспекты, не только вопросы, но и предполагаемые ответы детей.

Индивидуальный план логокоррекционной работы

План логокоррекционной работы составляется логопедом на учебный год на основе анализа речевой карты ребенка.

В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий — формирование звуковой стороны речи: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Планы индивидуальных занятий логопед составляет на основании индивидуального плана логокоррекционной работы. При планировании индивидуальных занятий учитываются структура речевого дефекта, возраст ребенка, его индивидуально-личностные особенности.

Индивидуальная тетрадь ребенка

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 1 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Циклограмма посещений логопедических занятий где указывается число и время проведения индивидуального занятия .

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционной работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 2 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Отчет учителя-логопеда о результатах работы за учебный год

В конце учебного года логопед составляет статистический отчет о результатах проведения коррекционно-педагогической работы и сдает его администрации ДОУ и в городской (районный) отдел образования.

Образец статистического отчета

Фамилия, имя, отчество логопеда______________________________________________________

Дата составления отчета _____________________________________________________________

Читайте также: