Как не привязываться к коллегам по работе

Обновлено: 16.05.2024

Ситуация, когда нравится мужчина – коллега по работе, – весьма распространенное явление. Да, вас связывает деловая атмосфера и общность трудовых интересов. Но со временем человек перестает воспринимать коллектив исключительно как сослуживцев. Мы начинаем считывать и понимать эмоции тех, с кем трудимся бок о бок.

Так возникает эмоциональная связь, которая может перерасти в нечто большее. И вот вы уже стараетесь как будто случайно встретиться с коллегой не только около кулера. Становится очевидно, что вам нравится мужчина – коллега по работе. Что же делать в этой ситуации?

Плюсы и минусы служебного романа

Служебный роман имеет как плюсы, так и минусы. Рассмотрим сначала положительные моменты:

Ежедневная встреча. Это точно не даст повода для ревности и укрепит доверие между влюбленными. Вы и ваш коллега большую часть дня проводите на работе. Из этого следует, что у него не будет времени на романы с другими.

У женщины появляется стимул и желание выглядеть каждый день по-особенному красиво: ухаживать за собой, менять наряды и прически. Окружающие никогда не увидят ее в плохом образе и не поймут, сколько часов она сегодня спала и как сильно устала. Забота о себе играет важную роль и говорит о многом.

Плюсы и минусы служебного романа

Мотивация и хороший настрой с утра и до самого вечера. Мысли о встрече с мужчиной-коллегой заставят вас прийти пораньше, чтобы успеть пообщаться подольше. На фоне чувств не возникнет желания поскорее уйти из офиса или вообще не показываться там. Поход на работу доставляет бесконечное удовольствие и вызывает улыбку на лице.

У тех, кто трудится вместе, высокий коэффициент работоспособности и море новых идей. Это дает свои плоды на корпоративных мероприятиях, дарит заряд энергии и хороший результат выполнения поставленных задач. Сработаться в паре и чувствовать комфорт с обеих сторон — это ещё приятнее.

Перспектива создания крепкой семьи. Обычно в крупных компаниях приветствуется и поддерживается брак, заключенный между коллегами, которые познакомились на работе. Потому что пара умеет действовать слаженно и точно знает, как выполнить задачи качественно и быстро.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

И начать новую, счастливую для себя жизнь.



Кроме того, мужчина на работе ярко демонстрирует свои черты характера, привычки и манеры. И если он понравился своей коллеге, у нее больше шансов узнать минусы, которые обычно люди стараются скрыть.

Плюсы и минусы служебного романа

Какие недостатки у служебного романа:

Агрессивный настрой, зависть и негодование окружающих. Происходит это потому, что у многих нет радости в жизни и людей, которые по-настоящему любят. Избежать такого развития событий возможно, если ограничиться минимальным проявлением чувств на публике. Таким образом, вы не будете вызывать отрицательных эмоций у коллег и отстранитесь от чужого мнения.

Негативное влияние личных отношений на рабочий процесс. У вас может произойти упадок сил и работоспособности, что отразится на карьере. Безумное желание проводить время с коллегой-мужчиной и общаться в большей степени не по рабочим вопросам – это нормально, но неправильно. И это может случиться в любой момент, если вы не будете себя контролировать. Поэтому умейте разделять два аспекта и тогда совместная работа будет эффективной.

Болезненное расставание. От этого никто не застрахован, но в случае служебного романа на восстановление душевного равновесия понадобится немало времени и силы воли. Ведь постоянно видеть рядом родное лицо, которое уже нельзя назвать родным, невероятно тяжело. К тому же стресс может усугубиться из-за сплетен, выдуманных историй коллег, а иногда и вынужденной перемены места работы – ведь начальство зачастую безжалостно и с упрёком относится к данной ситуации. По статистике, такие пары переживают разрыв очень сложно. Тут важно дать понять, что ничто вас не сломает, и доказать, что вы профессионал в своём деле.

Изменение отношений с коллегами. Ваш работодатель может воспринять служебный роман не лучшей идеей для своей компании. Поэтому лучше воздержаться от внезапных порывов влюбленности и проявления чувств на рабочем месте. Ограничьте общение с возлюбленным рамками только профессиональных вопросов.

Варианты общения с мужчиной – коллегой по работе, который нравится

Если, взвесив все за и против служебного романа, вы все же решили, что хотите романтических отношений с симпатичным вам коллегой-мужчиной, то можно действовать, однако стратегию все же лучше выбирать с учетом вашего семейного положения.

Вы замужем или он женат (или семью имеют оба)

Варианты общения с мужчиной – коллегой по работе, который нравится

Когда нравится женатый мужчина – коллега по работе, надо не паниковать, а действовать разумно.

Если у одной из сторон имеется семья, сохраняйте ваш роман втайне и не давайте поводов для обсуждения. Не рассказывайте о своих чувствах друзьям, ведь вы не можете знать, какой реакции и последствий потом ожидать.

Общение во время работы строго деловое и только на профессиональном уровне. Не переходите на личные взаимоотношения. Не пишите ему в социальных сетях и не звоните.

Если вы убеждены, что это ваш человек, и вы хотите связать с ним свою жизнь, то будьте смелее. А если у вас нет полной уверенности в правильности своих действий – сразу прекращайте отношения. Иначе такой опыт вы будете вспоминать с болью и грустью.

Будьте рассудительны и умны, принимайте решение с учетом пользы для обеих сторон. Лучшим вариантом может стать уход в другую компанию. Потому что ваш секрет узнают сразу. Вам не удастся спрятаться и удалить это из памяти коллег.

Разобраться и обговорить с коллегой разницу между симпатией и влюбленностью со знаками внимания — важно. Предложите сходить куда-нибудь, например, в кофейню, и обсудить ваши чувства. Если же не замечаете адекватной ответной реакции со стороны мужчины – коллеги по работе, который нравится, то не мучайте ни себя, ни партнера. Тем более, если вы замужем. Лучше подумайте, что делать, чтобы не потерять работу и наладить отношения в своей семье.

Вы оба свободны

Если вы свободны, и вам хочется завести любовные отношения на работе, помните, то вы не единственная, кому может нравиться коллега-мужчина. Понаблюдайте за вашим окружением и будьте аккуратны в проявлении эмоций. Не стремитесь выдавать свои секреты, подумайте сто раз, чтобы не пожалеть. Если у вас нездоровые отношения с кем-то из коллег, то вас могут ждать неприятности из-за служебного романа. Храните тайну ваших взаимоотношений с возлюбленным до тех пор, пока вы не будете готовы поделиться с коллективом новостью о свадьбе.

План действий, чтобы обратить на себя внимание мужчины-коллеги

Попробуйте найти общий язык с теми, с кем он общается длительное время, – и сможете подобрать правильный подход к знакомству. Ищите все возможные варианты по сбору информации о нем, и тогда вам будет проще начать диалог.

После знакомства старайтесь поддерживать контакт: вы можете предложить помочь с чем-то или сами попросите помощи. Обсудите актуальные темы за чашечкой кофе или вместе выполните домашний проект, обменяйтесь контактами для дальнейшей связи.

Желательно узнать о взаимной симпатии. Если чувства обоюдные, проявите терпение. Со временем вы точно почувствуете, ваш это человек или нет, готов ли он продолжить общение и нравитесь ли вы ему.

В разговорах с коллегой-мужчиной обращайте внимание на его манеру общения, движения рук, взгляд, задумайтесь, интересуется ли он вашей жизнью, задает ли вопросы.

Можно напрямую спросить про отношения и проанализировать его ответ: неоднозначный или явно отрицательный. Это поможет вам расставить все точки над i в отношениях с коллегой по работе, который нравится.

План действий, чтобы обратить на себя внимание мужчины-коллеги

Ситуации, когда оба испытывают теплые чувства, но не спешат в них открыто признаваться, встречаются часто. Тут все полностью зависит от ваших характеров и желания быть друг с другом. Не бойтесь начать диалог и не сомневайтесь в себе. Если чувствуете подходящий момент, включите ваши женские чары, начните кокетничать, и диалог сам перейдет во что-то другое. Не стесняйтесь таких моментов и смелее проявляйте себя.

Если вы получили неопределенный ответ от мужчины-коллеги, то напишите ему записку или договоритесь о встрече. Отдохните от рабочих проблем и пообщайтесь на живые темы. Таким образом, вы не подадите виду, что он вам нравится, а просто начнёте общение на приятной ноте. Вы можете вести беседу о чем угодно: как прошёл день, какие у него планы на будущее и какие цели в жизни.

Ваше счастье в ваших руках. Если интерес к вам не появился, тогда остановитесь и перестаньте оказывать знаки внимания. Не думайте об этом мужчине больше двух раз в день, тогда вам будет проще избавиться от чувства влюбленности. Лучший способ – заняться собой: найти хобби, встретиться с друзьями и нацелиться на встречу с новым избранником.

Ни в коем случае не паникуйте, если ваши действия не сработали. Подождите какое-то время, возможно, и он захочет поделиться своими эмоциями с вами.

Что делать, если мужчина-коллега по работе равнодушен

Равнодушие порой может сломать человека, особенно в случае сильной любви и привязанности. Безответные чувства — это частая проблема. Главное – не зацикливайтесь на своем избраннике и не обманывайте себя ради сомнительного желания увидеться в последний раз. Игнорируйте свой порыв и контролируйте действия. Вы можете уйти с головой в работу и добиться повышения, чтобы вас перевели в другой отдел или другую точку города. Этим вы убьете двух зайцев: не будете отвлекаться на посторонние дела, получите другие обязанности и познакомитесь с новым коллективом. Еще один хороший способ забыть человека – попросить друзей не напоминать о нем и не задавать лишних вопросов.

Что делать, если мужчина-коллега по работе равнодушен

Если вам очень трудно видеть каждый день человека, который нравится, то рассмотрите вопрос о смене локации и коллектива в целом. А если вы сильно привязаны к месту работы, попробуйте поменяться сменами или кабинетами с кем-то из коллег, если это возможно. Начните новый этап жизни и откройте для себя новые возможности: занятие спортом, ведение аккаунтов в социальных сетях, посещение выставок и знакомства с интересными людьми. Любовное увлечение обычно проходит через несколько месяцев. Вы удивитесь тому, что спустя какое-то время перестанете вспоминать этого человека.

Слушайте свое сердце, не бойтесь совершать те поступки, которые считаете нереальными. Выбирайте избранника правильно и лучше неженатого.


Если такой человек – дальний родственник, приятель или сосед, можно просто прекратить с ним общаться. Но избежать общения с ним на работе может быть достаточно сложно.

Что же делать в этом случае: позволить токсичному коллеге безнаказанно отравлять вашу жизнь, отказаться от общения с ним и тем самым создать конфликтную ситуацию в коллективе или пойти на крайнюю меру и уволиться?

Токсичные люди всегда настроены негативно, любят сплетничать, критиковать и контролировать других. Такие люди никогда не сомневаются в своей правоте, поэтому не приемлют никакой критики. Они способны изображать из себя жертву, а при удобном случает могут и солгать. Как правило, токсичные люди невежливы, бестактны и часто теряют контроль над собой.


Работать рядом с токсичным коллегой сложно и неприятно. Такой человек всегда пытается вовлечь окружающих в свои проблемы, поэтому коллеги невольно становятся частью того механизма, который раскручивает поведение токсичного человека. Чтобы успешно сосуществовать рядом с сослуживцем-манипулятором, необходимо понимать и по возможности контролировать свой вклад в его поведение. Для этого нужно соблюдать несколько правил.


Правило № 1: границы, границы и ещё раз границы

Самое главное и самое лучшее, что можно сделать при общении с токсичным человеком, – установить свои собственные границы и защищать их. Это будет сложно, потому что для токсичного человека независимо от характера его поведения (оно может быть агрессивным или плаксивым) границы других являются неприемлемым и очень раздражающим фактором. Токсичный коллега непременно будет пытаться вторгнуться в ваше личное пространство, причём, скорее всего, он будет делать это неоднократно и в грубой форме. Но для успешного сосуществования и общения с проблемным коллегой вам необходимо чётко обозначить эти границы.


Правило № 2: будьте выше этого

Токсичные люди прекрасно умеют задеть других за живое, но, если внимательнее к ним присмотреться и прислушаться к тому, что они говорят, можно понять, что их логика и их поведение на самом деле иррациональны. Вовлекаясь эмоционально в общение с токсичным коллегой, вы лишаете себя шансов на победу. Но если вы будете чувствовать себя выше этого как эмоционально, так и ментально, то сможете одержать верх. При вынужденном общении с токсичным коллегой старайтесь занять наблюдательную позицию, как будто пишете детективную историю об этом человеке, но не вовлекайтесь в споры или выяснения отношений, в которые он пытается вас втянуть.

Правило № 3: осознавайте и принимайте свои эмоции

Токсичные люди часто играют на определённой комбинации чувств: сначала они вызывают у людей бурю неприятных эмоций (например, гнева или страха), а потом, пока человек ещё не успел опомниться, обвиняют или высмеивают его за эти переживания и тем самым вызывают новую волну эмоций, теперь уже стыда и вины. Помните, что невозможно заставить человека стыдиться того, чего он сам на самом деле не стыдится. Поэтому осознайте и примите те эмоции, которые вызывает у вас токсичный коллега, – такие эмоции абсолютно нормальны, и вы имеете полное право их испытывать. В этом случае вы не только сможете выйти из описанного выше порочного круга, но и сможете легче выдерживать дистанцию с токсичным коллегой.


Зловредный коллега будет постоянно провоцировать вас на ссору, выяснение отношений или противостояние по отношению к другим сотрудникам. Чаще всего в таких случаях наилучшей стратегией будет нейтралитет: просто кивайте ему в ответ и улыбайтесь, но делайте всё по-своему. Но если вы всё-таки считаете, что вам необходимо вступить в спор или выяснение отношений, обязательно возьмите тайм-аут и хорошенько продумайте свою стратегию. Это будет вашим козырем: токсичные люди редко обдумывают свои слова и поступки, потому что они полностью находятся во власти своих эмоциональных переживаний.

Правило № 5: фокусируйтесь не на проблемах, а на решениях

Если вам пришлось выполнять какую-то работу вместе с таким коллегой, постарайтесь скорректировать своё поведение. Начиная фокусироваться на проблемных отношениях с токсичным коллегой, пытаясь его понять или найти к нему подход, вы попадёте в ловушку, потому что решить эти проблемы невозможно. Вместо этого фокусируйтесь на решении рабочих задач и подумайте над тем, как с наименьшими эмоциональными, физическими и временными потерями закончить тот проект, по которому вы вынуждены сотрудничать. Подобные размышления намного быстрее приведут вас к нужному результату.


Правило № 6: прибегайте к формализму

Попытки общаться или сотрудничать с токсичным коллегой по-человечески всегда приводят к провалу, потому что такой человек общение по-человечески понимает только как выгодное для себя, а не как вежливые и взаимовыгодные взаимоотношения. В рабочем коллективе решить эту проблему поможет соблюдение формальностей. Даже если больше никто в офисе эти формальности не соблюдает, откройте законы/постановления/указы/контракты и действуйте на их основании абсолютно формально. Такой подход создаст серьёзное препятствие вмешательствам токсичных людей.

Правило № 7: обращайтесь за поддержкой к другим сотрудникам

Если в коллективе есть токсичный сотрудник, то работа вместе с ним или рядом с ним неизбежно будет время от времени выбивать вас из колеи. В такие моменты не стоит замыкаться в себе и ругать себя за провал, но не следует также пользоваться тактикой токсичного коллеги, т. е. сплетничать или вызывать других на эмоции. Постарайтесь обратиться за поддержкой к близкому человеку, расскажите, что произошло, и расскажите о том, как вы себя чувствуете. Это поможет вам дистанцироваться от ситуации и найти выгодное для себя решение.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Человек большую часть своей жизни проводит на работе. Зачастую он видит своих коллег гораздо чаще, чем родственников или друзей.

Если в коллективе отсутствует взаимопонимание, сотрудники ссорятся по мелочам и готовы подставить друг друга при первой же возможности, о спокойной жизни можно забыть.

Любой сотрудник (конечно, если он не обладает склочным характером), рискует довести себя до нервного срыва.

К сожалению, очень часто возникают такие обстоятельства, когда люди, сами того не желая, ставят под угрозу свои отношения с коллективом.

Причиной напряженной обстановки на работе может стать неосторожно сказанное слово или незначительный поступок.

Если не хотите, чтобы с вами случилось что-то подобное, читайте нашу статью. Ниже представлены 10 основных ошибок в общении с коллегами. Вы поймете, как нужно себя с ними вести и сможете избежать неловких ситуаций на работе.

Забываете имена


Каждому человеку приятно слышать свое имя. Скорее всего, вы тоже бывали в таком положении, когда не могли вспомнить имя человека. Такое может случиться с кем угодно.

Это можно простить новичку, но, если вы трудитесь здесь уже давно, скорее всего, на вас посмотрят, как на чудака.

Вы устроились на новую работу? С первого дня старайтесь запоминать имена тех, с кем вам придется работать, придумывайте ассоциации или даже записывайте их в блокноте.

Если не помните, как зовут вашего бухгалтера или соседа по столу, спросите у кого-то другого, имя которого вы знаете.

Не стоит импровизировать и называть человека другим именем, в надежде, что он вас поправит. Коллеге это вряд ли понравится.

За 2 месяца на этой онлайн-программе вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы получите системные знания о 72 самых эффективных способах общения с людьми, которые собраны из десятков источников. Вы узнаете про техники и поймете, в каких ситуациях они применяются, какого эффекта от них следует ожидать, а также увидите примеры их использования. Программа будет полезна всем, чья деятельность связана с общением с людьми, и тем, кто желает улучшить свои навыки общения. Читать подробнее…

Общение с трудными людьми – это необходимость, и нужно уметь это делать. Но и самому себе нельзя позволять быть трудным человеком. Надеемся, теперь вы научитесь и тому, и другому. Успехов!

Советуем также прочитать:

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Коммуникации

Сплетничаете


Если вы планируете долго работать в этом коллективе, забудьте о сплетнях. Вы можете обсуждать людей, их поведение и внешность с приятельницей, но ни в коем случае не с коллегами.

Например, вам показалось, что начальник неудачно подобрал цвет галстука, и вы решили обсудить это с другими сотрудниками. Есть большой риск, что об этом узнает ваш босс. Ему это точно не понравится.

Коллега может рассказать всем, что вы позволяете себе обсуждать внешний вид вышестоящих лиц. Даже если он на такое не способен, вашу болтовню могут услышать другие.

Запомните, обсуждения и осуждения других работников компании – табу. Если кто-то ведет себя неподобающе, это не должно вас волновать. Конечно, если вы не начальник, а это не ваш подчиненный.

Подведение итогов по эффективному общению на работе.

Все указанные способы эффективной коммуникации на работе работают, но они требуют практики и времени.

  • Знайте свою аудиторию максимально хорошо.
  • Стремитесь понять ситуацию и прояснить детали.
  • Всегда внимательно слушайте и понимайте.
  • Посмотрите на то, как вы получаете обратную связь.
  • Обеспечьте объективную и понятную обратную связь.
  • Не забывайте о последующей деятельности, подтверждении и отчетности.
  • Используйте 7 правил связи.

Продолжайте расти и совершенствовать свои навыки общения! Над чем вы можете работать в этом месяце, чтобы улучшить ваши навыки общения на работе?

Будьте максимально конкретны и испытайте себя, поставив перед собой большую цель для общения на рабочем месте. Необходимо помнить, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и ограниченной по времени!

Не поддерживаете нейтралитет


Нередко случается так, что все сотрудники разделяются на несколько враждующих групп. Если вы в панике мечетесь между ними, думая, какую сторону выбрать, не торопитесь.

Лучше занять нейтральную позицию и не принимать участие в этой войне. Вероятно, вам тоже придется нелегко, участники разных групп попытаются переманить вас на свою сторону.

В таком случае пресекайте любые попытки ваших коллег поговорить о сложившейся ситуации. Скажите, что у вас нет лишней минутки, переводите разговор в другое русло.

Совет № 8. Помогайте коллегам по работе

Если Вы видите, что кто-нибудь из Ваших коллег, не справляется с поставленной работой, то можете ненавязчиво предложить свою помощь. Предлагать помощь коллегам необходимо потому, что вполне возможно в дальнейшей работе помощь может потребоваться и Вам. Такие действия отлично помогут наладить дружеские отношения с коллегами. Самое главное – это помнить, что помощь не должна быть навязчивой. Не стоит постоянно всем предлагать свою помощь, так как, таким образом, у Вас не останется времени, чтобы выполнить свою работу. Также стоит различать помощь от выполнения работы за другого сотрудника. Почти в каждом коллективе попадаются сотрудники, которые ищут самый удобный способ, чтобы за них кто-то выполнял работу. Разумеется, помогать коллегам нужно, но как только Вы чувствуете, что помощь превращается в Вашу дополнительную работу, сразу же прекращайте помогать такому коллеге. Чтобы не ссорится, Вы можете ему сообщить, о том, что у Вас срочная работа и Вы сможете ему помочь, к примеру, за час до конца рабочего дня, таким образом, Вы сразу увидите, как человек сам начнет полноценно работать. Помните, никогда не делайте бесплатно работу за других сотрудников, такими действиями Вы значительно портите свою репутацию и уменьшаете все свои шансы на дальнейшую карьеру.

Данные советы помогут Вам отлично влиться в рабочий коллектив, завести новых друзей и знакомых на работе, а также отлично себя зарекомендовать не только, как хорошего специалиста, но и как отличного человека.

Не приносите коллегам угощения


Кажется, что это личное дело каждого. Вот только, если вы не привезете из отпуска маленькие сувениры, а в свой День Рождения не купите торт, через некоторое время на вас начнут косо смотреть.

Не думайте, что ваши коллеги коллекционируют магниты или мечтают на халяву поесть сладостей. Для них это проявление внимания и доброжелательности.

Никто же не заставляет вас раскошеливаться на дорогое угощение или подарки, можете выбрать что-то более бюджетное.

Не поддерживаете общение с коллегами вне работы


Некоторые люди четко разграничивают профессиональную деятельность и личную жизнь. Они стараются не общаться с коллегами за пределами офиса. Есть даже такие, которые проигнорируют запрос в друзья, пройдут мимо в магазине или кафе.

Ведите себя дружелюбно, но ненавязчиво. Если вы поздороваетесь при встрече вне стен офиса или добавите своего коллегу в друзья, ничего страшного не произойдет.

В противном случае вы произведете впечатление гордого человека, который считает общение с другими сотрудниками предприятия ниже своего достоинства.

К вам будут относиться настороженно. Никто не захочет свами общаться.

Как общаться с коллегами по работе, чтобы заслужить уважение

Ваше правильное поведение и подача себя в рабочем коллективе – задача ответственная и немаловажная. Каждый из нас стремится произвести максимально позитивное впечатление на своих коллег, завоевать больше уважения и популярности, правильно себя вести. Для достижения этой цели нужно соблюдать определенную линию общения с окружающими нас людьми. Как общаться с коллегами по работе, какие разумные шаги для этого предпринять?

1- Будьте спокойны и приветливы

Выражение вашего лица — главное в образе. Если оно надменное, страдальческое или сосредоточенно-хмурое — попробуйте расслабиться и добавить немного легкости. Спокойная улыбка Джоконды на картине Да Винчи — вам в помощь.

2- Будьте стильны и опрятны

Именно так – по одежке встречают. Аккуратность, ухоженность, сдержанность и элегантность в одежде сыграют вам на руку. Во-первых, от вашего внешнего вида зависит имидж компании, а во-вторых, это и ваш собственный вкус, который обычно неразрывно связан с интеллектом. Никакого избытка косметики, бижутерии, ювелирных изделий или кричащих расцветок. Просто одевайтесь стильно и опрятно. Для того чтобы стильно выглядеть, носите красивую модную обувь, избегайте безликих сумок, немодной стрижки.

3- Будьте вежливы

4- Будьте дружелюбны

Ваш образ должен нести идею о том, что вы не являетесь ничьим врагом, напротив, вы максимально открыты к общению и дружелюбны. Такие человеческие качества всегда высоко ценятся и приветствуются в любом коллективе. Относитесь к своим коллегам с уважением и всегда оценивайте их способности и успехи по достоинству.

5- Не примыкайте к группировкам

6- Приглашайте коллег вместе обедать

Радушно приглашайте сотрудников пообедать в столовой или кафетерии вместе. Такое общение вне рабочей обстановки является идеальной возможностью для более близкого знакомства и узнавания человеческих качеств ваших новых коллег.

7- Проявляйте инициативу

Если вы стремитесь стать лидером коллектива (пусть неформальным), научитесь активно брать на себя любую инициативу, которая, кстати, нередко сопряжена и с дополнительной ответственностью. Оказывайте помощь и поддерживайте сослуживцев, и они будут вам безмерно благодарны. Только делать это нужно достаточно непринужденно, а также уметь вовремя очерчивать границы дозволенного.

Еще ни один коллектив не мог избежать такой напасти, как сплетни и слухи. Будьте готовы и к таким событиям, однако ни в коем случае сами не становитесь источником или передатчиком информации. Принимая активное участие в излишней болтовне или фривольных обсуждениях, вы наверняка уничтожите свою репутацию в глазах коллег.

9- Не манипулируйте людьми

Быть амбициозным и конкурирующим работником – это одно, а вот быть манипулятором – это другое. Играйте честно и по правилам, чтобы вам доверяли и могли сотрудничать с вами без опаски. Иными словами, не подставляйте сослуживцев и не ведите грязные игры за их спинами, чтобы не стать человеком, которого все боятся и ненавидят.

10- Желая заслужить уважение, уважайте окружающих

Чтобы заслужить уважение, нужно самому уметь уважать других. Всегда следуйте этому правилу, чтобы произвести впечатление на коллег и показать, что с вами вполне легко сотрудничать. Никогда не демонстрируйте ни малейшего намека на высокомерие, снисходительность или панибратство, даже к подчиненным, иначе вы создадите себе не самый лучший имидж в коллективе.

Ведете себя слишком навязчиво


Сначала присмотритесь к людям. Кто-то из них не прочь поболтать на отвлеченные темы, а кто-то находит такое поведение непрофессиональным.

Постарайтесь вести себя сдержанно, не навязывайте дружбу всем подряд. К каждому человеку необходимо найти свой подход.

Постоянно проявляете недовольство


Ни у кого не появится желание находиться рядом с личностью, которая обижена на весь мир. Если вы все время недовольны жизнью, не удивляйтесь, что желающих пообщаться с каждым днем будет становиться все меньше.

Вы можете нелестно отзываться о работодателе, ругать шумных соседей, жаловаться на свой автомобиль и заторы на дорогах. Вам кажется, что обсуждение проблем сближает. На самом деле все начнут избегать общения с вами.

Подумайте, неужели бы вам хотелось регулярно выслушивать жалобы и недовольные речи коллеги? Если нет, держите свои негативные эмоции при себе и не портите настроение окружающим.

Как правильно общаться с людьми на работе

Чтобы общаться с людьми правильно, нужно всего лишь следить за теми словами, которые мы произносим. Ведь с помощью слова можно и начать войну, и сохранить мир, и убить, и оживить.

Очень часто мы разговариваем с людьми на работе, дома, но нас не слышат. Почему?

Да потому что у нас есть такие привычки общения, от которых стоило бы избавиться. Именно они мешают качественно общаться с коллегами, друзьями, детьми, родственниками, да и с малознакомыми людьми.

Шокируете коллег подробностями своей частной жизни


Не рассказывайте автобиографию в мельчайших деталях. Нехватка денег, непонимание мужа, плохое поведение детей, ссоры со свекровью – это все, конечно, очень интересно. Вот только информировать об этом посторонних совсем необязательно.

Разрешенные темы – фильмы, хобби, путешествия, мода. Свои секреты и беседы о самом сокровенном оставьте для подруг. Иначе вы не только не найдете общий язык с коллегами, но можете стать объектом сплетен.

Увлекаетесь флиртом


Если в организации работают и женщины, и мужчины, обязательно найдется парочка ловеласов и роковых красоток, соблазняющих всех подряд. Не повторяйте их печальный опыт.

Сальные шуточки, намеки, касания могут быть коллегам неприятны. Представители сильной половины человечества не задумываются, что маленькие шалости раздражают всех вокруг.

Хотя девушки тоже не отстают, они строят глазки, демонстрируют свои прелести. Таких людей обычно не очень любят.

Конечно, с ними будут общаться, вежливо улыбаться, но воспринимать напарника-донжуана будут исключительно как помеху, легкомысленного человека, который не может сосредоточиться на главном.

Не повышаете свою эффективность


Чтоб завоевать уважение коллег, достаточно просто хорошо выполнять свои обязанности. Не стремитесь подружиться со всеми вокруг. Вы пришли сюда, чтобы строить карьеру, получать зарплату, а не развлекаться.

Если вы покажете хорошие результаты, вас будут ценить в коллективе. Может быть, появятся и завистники, но не обращайте на них внимания. Адекватные сослуживцы будут рады поддержать того, кто нацелен на плодотворную работу, делает уникальные предложения, стремится внести свой вклад в развитие компании.

Тогда вас по достоинству оценят не только работники организации, но и начальство. Вы сможете рассчитывать на повышение заработной платы или продвижение по карьерной лестнице.

Читайте также: