Как не интересен труд режиссера актерская работа все же интереснее

Обновлено: 07.05.2024


Эта профессия появилась во второй половине XIX века. До этого времени актеры сами создавали сценические постановки. Поначалу деятельность режиссера связывали только с театром, но позже с развитием кинематографа специалисты понадобились и там, а также на телевидении и в организации различных мероприятий.

Описание

Режиссер – это одна из главных фигур в создании фильма, театральной постановки, телешоу, циркового представления или рекламного ролика. Он руководит большим количеством людей, распределяет роли и утверждает актеров, корректирует сценарии, расписывает кадры для съемок, участвует в создании костюмов, декораций, спецэффектов, проводит регулярные репетиции. Даже после съемок режиссер продолжает работу над проектом (фильмом, спектаклем или роликом) – участвует в монтаже, ведь нужно донести до зрителя задуманную идею, заставить испытать различные эмоции.

Режиссеры задействованы в создании:

  • театральных постановок;
  • цирковых представлений;
  • кинофильмов, сериалов, клипов;
  • рекламных видеороликов;
  • телепрограмм;
  • онлайн-игр.

Специализации

Профессия режиссер делится на несколько специализаций.

Режиссер постановщик руководит творческой группой, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Театральный режиссер. Эту специальность выделяют в отдельное направление, так как работа театрального деятеля и постановщика кинофильмов существенно отличается.

Режиссер монтажа участвует в монтаже отснятого материала: просматривает его, выбирает подходящие дубли.

Звукорежиссер отвечает за музыкально-звуковое оформление, запись звуков и речи актеров.

Мэппинг-режиссер создает 3D-проекции и лазерные шоу.

Плюсы

У профессии режиссер много плюсов, за которые ее так любят:

  • это творческая работа, которая позволяет осуществлять идею;
  • подразумевает работу с известными и интересными людьми;
  • частые командировки, возможность посещать другие страны;
  • успешные режиссеры получают признания зрителей, награды, премии.

Минусы

К минусам профессии режиссер относят:

  • ненормированный режим работы, многочасовые съемочные смены;
  • небольшая оплата труда в начале карьеры;
  • вероятность творческих кризисов;
  • большая конкуренция при поступлении в учебное заведение;
  • долгий карьерный путь: сначала можно рассчитывать лишь на роль помощника режиссера.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Для представителей творческих профессий (режиссер, актер, сценарист) есть много курсов, которые направлены на повышения мастерства или приобретения навыков из смежных областей. Например, Высшая школа режиссеров и сценаристов предлагает долгосрочных и краткосрочных курсов. На них можно больше узнать о профессии, в частности о монтаже, истории кино, операторской работе и создании спецэффектов. Курсы созданы для людей с разным уровнем подготовки.

За свою жизнь они проживают десятки других жизней. Творчество и яркость, всплеск эмоций или наоборот полное их отсутствие — актерская игра завораживает и притягивает внимание зрителя, давая ему пищу для размышлений

Востребованность

Режиссеров становится все больше, из-за этого на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Несмотря на это, деятельность режиссера сейчас особо востребована в кинематографе, для создания видеоклипов и телепрограмм. Востребованность профессии зависит от направления и места работы.

Устройство на работу и карьера

Режиссеры трудятся в театрах, на киностудиях, в телевизионных центрах. Они могут выполнять частные заказы на создание ролика, например, или снимать для какой-либо компании корпоративный клип или целый фильм. Но начинающим режиссерам зачастую приходится начинать карьеру с помощника режиссера.

Профессионалы, успевшие зарекомендовать себя благодаря созданным проектам, получают больше заказов – их гонорары увеличиваются. Новичкам же придется повышать свой уровень мастерства, нарабатывать известность и портфолио.

График работы режиссеров ненормированный - один съемочный день может длиться 12-16 часов. Помимо этого, съемки проходят не только в павильонах, но и на улице при любых погодных условиях.

Уровень зарплаты

Уже опытные и известные режиссеры получают хороший доход за счет высоких гонораров и большого спроса на их услуги. Но новички получают немного: доход сотрудника театра или Дома культуры начинается от 30 тысяч рублей в месяц, специалистов, работающих на себя, - от 100 тысяч рублей. По мере приобретения опыта, известности и увеличения количества заказов доход может вырасти в несколько раз. В зависимости от места работы и условий контракта режиссера может получать оплату как отдельно за каждый проект, так фиксированный оклад.

Перспективы в будущем

С развитием интернет-шоу, появлением новых артистов и блогеров востребованность режиссеров возрастает – ведь возникает все больше частных заказов. Режиссеры по-прежнему необходимы в театрах, организации праздников, шоу и телевизионных передач. Мы любим проводить свободное время за просмотром фильма, программы или спектакля, а все это – итог работы группы людей во главе с режиссером. Поэтому представители этой творческой профессии еще долгое время будут востребованы.

– Сфера видеопроизводства – для меня очень тонкая грань в интерпретации настоящего, прошлого и будущего, где каждый режиссер не только в профессии, но и в жизни и в праве создавать свою историю, наполнять ее огромным смыслом. Донести правильную информацию до зрителя через видеоряд в эпоху массового потребления контента очень важно. Это может побуждать и мотивировать людей к действиям. А также позволяет объяснить с экрана, когда не получается объяснить на словах.

Мне нравится работа тем, что в ней нет каких-то определенных рамок. По сути, как придумаешь, так и будет. Нет границ, есть лишь препятствия, которые с каждым годом становится все проще преодолевать. Также нравится, что можно через экран передать разные чувства: такие как любовь, тревогу, радость, волнение, да и в целом все возможное. И зритель будет сопереживать герою в кадре. Это очень цепляет.

Работать режиссером можно абсолютно в любой точке планеты. Ты сам выбираешь свое местоположение, где и как будет проходить проект. А дальше все ограничивается только фантазией и возможностью перемещаться. Но и самое важное - всегда хорошо выполнять работу, чтобы к тебе возвращались и рекомендовали всем вокруг, по всему миру.

Но в начале пути сложностей очень много. Главный вопрос - как и с чего начать. Как только вы попробуете, вас затянет окончательно и бесповоротно, поэтому нужно запастись терпением и пробовать, и пробовать, как было и у меня.

Недостаток профессии в том, что сегодня в нашей сфере очень много специалистов. Поэтому нужно стараться придумывать и реализовывать креативные идеи и сценарии в пять раз быстрее. Хотя это даже не минус, а скорее плюс, на мой взгляд.

Величина заработной платы разнится. Все зависит от того, насколько вы креативный и творческий, а также с какими компаниями работаете. В среднем начинающий режиссер может зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц, более опытные – от 300 тысяч рублей в месяц и выше. Опять же, все зависит от креативности и загруженности.

В целом профессия режиссер очень важная. Люди потребляют огромное количество контента с экранов. Много фильмов, рекламы повсюду. И правильно донести идею до зрителя – это как раз наша первостепенная задача.


Беседовала: Дарья Молчанская

Фотохудожник и режиссёр Александр Кузовков рассказал "Омск Здесь", почему ушёл из компании, с которой начал снимать свой первый полнометражный фильм, и почему он задумался над созданием чёрной комедии после череды социальных роликов.

Его снимки становятся обложками книг, фотографии можно увидеть на выставке в Москве, Екатеринбурге, Лондоне и Марокко, а социальные фильмы, снятые им, собирают награды всероссийских конкурсов. "Омск Здесь" пообщался с фотохудожником и режиссёром Александром Кузовковым, который получил специальную награду на фестивале короткометражного кино "ОмКА". Члены жюри отметили его работу "Спасибо!" (16+).

- Александр, у вас три образования: автоматизация техпроцессов и производства, связи с общественностью и театральное. Почему режиссура?

- Сейчас мне стало легче отвечать на этот вопрос (улыбается). Мир на пороге того, что институты в том виде, в котором они находятся сейчас, перестанут существовать. Да, я получил диплом, но это же не значит, что я в этом разбираюсь. Если ты целенаправленно занимаешься каким-то делом, проходишь самообучение, и у тебя есть практика, то это намного результативнее. Я проходил курсы в Москве и Санкт-Петербурге. Но главное - практика, и я пять лет работал в компании "ИСС Арт Медиа". Можно сказать, что этот институт я и окончил.

- Откуда вы недавно и уволились… Как раз во время работы над вашим первым полнометражным фильмом под рабочим названием "Воин". В чём причина такого решения?

- Пришёл новый продюсер, с которым возникли идеологические разногласия. Тема фильма непростая - Великая Отечественная война. Мы работали над созданием картины в течение года, большая часть материала была уже отснята.

- Не жалко было оставлять своё детище на полпути?

- Это было расставание без слёз на глазах, но с болью. Но то, что я увидел в процессе работы, - это не то, в чём бы я хотел участвовать.


- Сейчас вы ушли в свободное плаванье?

- Можно так сказать.

- И можно говорить, что сейчас мы увидим настоящего Александра Кузовкова? Всё-таки в "ИСС Арт Медиа" вы больше работали по заказу.

- Да, тут вы правильно подметили. В "ИСС Арт Медиа" не было полной свободы фантазии, там есть определённый социальный контент. Сейчас мы с моей командой заканчиваем работу над фильмом, который не будет похож на те, которые я снял с "ИСС Арт Медиа".

- Это уже не короткометражный фильм на социальную тему?

- Знаете, мне кажется, там, где есть люди, всегда социальная тема. Даже если это "Форсаж" (16+) или "Трансформеры" (12+). Недавно посмотрел хорошие мультики - "Душа" (6+), "Зверополис" (6+).

- Одна из самых популярных ваших короткометражек "Соль" (16+). Она о человеке, который пойдёт на всё, чтобы получить желанный пакетик. Короткометражный фильм "Инстадрама" (0+) о том, что в погоне за "лайками" и подписчиками люди забывают обо всём. Что служит идеей для сюжетов? Откуда вы их берёте - это всё личный пример?

- К каждой теме мы готовимся заранее. Какие-то моменты подсматриваем в своей жизни. Работа режиссёра - это просто профессия, важен личный опыт, наблюдения. Тот же фильм "Соль" - о наркотиках. Это был антинаркотический проект, состоящий из четырёх фильмов. Во время работы над фильмом мы встречались с зависимыми, беседовали с ними, читали их интервью.

- То есть это такой собирательный образ героя получился?

- Дебютным стал ваш проект про Томаса Эдисона "Сила слова" (0+), снятый в 2016 году. Сейчас, спустя уже 5 лет, и после того, как набрались опыта, как бы вы её сами оценили, если бы были в составе жюри, а он участвовал бы в фестивале?

- Я бы сказал, что здесь нет ничего лишнего. Это законченный, понятный короткометражный фильм. Были бы какие-то технические вопросы, но сейчас это не так важно. Мы снимали на фотоаппарат Canon Mark II, это совершенно не кинокамера. Мы заморочились с подготовкой - искали локации, причём не все поняли, что это было снято в Омске, и говорили, что это даже не Россия.


- Сейчас для этого нанимают продюсеров…

- С 2019 года они пришли, и появились проблемы (смеётся). Но на самом деле нужно отдать им должное. Я работаю с Софьей Кудрей - это профессиональный и ответственный человек. Фильм, который мы сейчас заканчиваем, снимается при поддержке Школы телевидения телеканала "Продвижение", где она работает продюсером. Всё зависит от задач, которые возлагают на продюсера. Он должен искать людей, площадки, реквизит. Это что-то вроде исполнительного продюсера. В этом случае да, их работа важна при создании фильма.

- Сколько сейчас в вашем портфолио работ?

- 10 короткометражных работ. Я только недавно, как мне кажется, понял, что я прошёл какой-то институт, где я раз в год снимал фильм.

- Когда делали свои первые работы, может быть, снятые на мыльницу? О чём они были?

- Когда я учился в Промышленно-экономическом колледже. Там был практически завод - все ходили в робах, вытачивали напильником какие-то детали. Там я снял пару музыкальных клипов. Но это так, скорее, баловство.

- А отзывы о своих фильмах читаете? Вообще, мнение зрителей для вас важно?

- Сейчас перестал, но всё равно, когда заходишь на YouTube, попадаешь на них. Больше всего комментариев получил фильм "Спасибо" (18+). Это одна из самых длинных по хронометражу короткометражных работ - 17 минут. Около пяти тысяч отзывов. Много пишут о том, что эта история им очень знакома, многие находят в героях себя.

История в фильме "Спасибо" неоднозначная, и многие даже не верили, что такое может происходить на самом деле. Это история одной семьи, где ребёнок подвергается тоталитарному воспитанию, в школе тоже идёт давление. Мы показываем такое противопоставление двух личностей: мать героини - это такой религиозный человек, и её подруга, которая воспитывается в совершенно иной семье. Достаточно короткая история, в который каждый видит своё. Кто-то тему буллинга, кто-то проблему семейных ценностей. У большинства она нашла отклик. Там есть такая хорошая сцена: девочка сидит на качелях и не хочет идти домой. И многие действительно нашли в этом себя, вспомнили истории, когда им не хотелось идти домой.


- У этой истории есть автор сценария?

- Это сценарий талантливого писателя, сценариста из Беларуси Ольги Демидюк. Мы уже снимали картину "Фонарщик" (0+) по её сценарию. Она прислала мне новый текст, меня он зацепил, я его доработал, и тут же запустили в работу. Фильм, который мы сейчас снимаем, называется "Новая мама". Это немного чёрная комедия с таким, может быть, на первый взгляд, чёрным, абсурдным юмором. У этого автора есть ещё один рассказ, по которому хотелось бы снять фильм.

- Как в целом к российскому кинематографу относитесь?

- Очень хорошо отношусь. Посмотрите, какие у нас хорошие операторы, причём они работают не только в России, но в Европе, в США. А какие специалисты по графике. Что касается российских режиссёров, то бывало такое, что я был разочарован фильмом настолько, что было даже жалко денег, потраченных на билет.

- В каком жанре вы хотели бы поработать?

- Конечно, после стольких лет работы над социальными темами, такими больными темами, как наркотики, сложные отношения между людьми, хотелось бы что-то позитивное снять. Возможно, полный метр. Мы думаем об этом с моим соавтором. Хотелось бы чего-то весёлого.

В фильме, который мы сейчас делаем с Соней Кудрей, - атмосфера 70-80-х годов. Здесь всё из той эпохи - интерьеры, одежда. Мне очень классно наблюдать за этим как художнику, потому что в этом фильме выступаю ещё отчасти как художник.

- Сложно ли делать в 2021 году фильм про 70-е?

- 70-е могут быть просто как декорация, а история может быть совсем не про время. Она могла случиться и в 60-е, и в наше время. В нашем случае так и было, была атмосфера - какой-то минимализм, свой стиль, и он мне нравится. Почему-то эту историю я увидел в этих декорациях. Наверное, в современных условиях (пластиковые окна, электрические чайники и т. д.) эта история не была бы так интересна.

А если говорить про время, то, конечно, снимать сложнее. Мы работали над фильмом о 40-х годах, и было очень непросто. Чтобы снимать такое кино, нужно изучить много источников, сопоставить все данные, быть уверенным, что не обманываешь ни себя, ни зрителей. И чем больше я погружался в эту историю, тем больше у меня возникало вопросов на темы, над которыми я раньше даже не задумывался. Это, кстати, тот военный фильм, который мы начали снимать с "ИСС Арт Медиа", но совместная работа не сложилась.


- Не исключено, что скоро увидим фильм с той же историей, но с вашим видением?

- Кстати, сценарий у нас есть. Он написан мной в соавторстве с другим режиссёром и практически завершён. Но просто достать камеру и снять фильм не получится. Историческое кино - это декорации, реквизит, локации.

- А локации для съёмок в Омске, тем более военного фильма, сложно найти?

- Сложно. Очень мало что у нас можно найти в Омской области. Мы строили декорации, делаем их с художником Евгением Ломовым. Например, аудитория в Аграрном университете стала музыкальным училищем, а из коридора делали общежитие. Бывшее здание музея "Искусство Омска" нам также служило съёмочной площадкой. Нашли старую заброшенную танцплощадку в Калачинске, восстановили её и сделали танцплощадку 1941 года. Создавали парк 40-х годов с каким-то минимальным реквизитом, но, как мне кажется, получилось довольно правдоподобно.



Танцплощадка в Калачинске. Фото: "ИСС Арт Медиа"

Сейчас, например, во время съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе строили локацию - построили комнату, где происходит основное действие. Сделали комнату главной героини, построили пивной бар, отделение полиции. Для этого же фильма снимали сцены в Омском цирке.



Подготовка локации для съёмок фильма "Новая мама" на Сибзаводе. Фото: Александр Кузовков

- Актёры охотно соглашаются на работу в короткометражках? Часто же это приглашённые артисты из омских театров.

- Когда мы позвали в один из фильмов Марию Долганёву, она сказала, что в тот момент у неё был период, когда ей захотелось попробовать себя в кино. И в тот год ей поступило два предложения: от нас и от режиссера Никиты Дудкина. Он её снял в фильме "Лица революции" (12+). Причём мы, не сговариваясь, пригласили её, и она до сих пор в восторге от работы. Мы недавно с ней разговаривали, и Мария рассказала, что теперь, после съёмок в нашем фильме, она стала "ставить" на сцену во время спектакля в театре маленькую камеру, на которую она играет. Для неё это был необычный опыт. То есть получается, я для неё открыл камеру (улыбается).

- Вам, как режиссёру, проще работать, когда артист подстраивается под вас, привносит что-то своё или говорит: "Я актриса, лепите из меня, что хотите"?

- Из ничего слепить что-то тоже нельзя. Типаж должен соответствовать роли - я всегда на это обращаю внимание. Да, Константин Хабенский, Сергей Безруков, например, талантливые актёры, которые могут сыграть любого. Но чаще всего я исхожу из типажа.

Знаете, я хочу похвалить Марию Долганёву как актрису. Мне с ней было очень приятно работать. Когда ты работаешь с таким человеком, то чувствуешь, что работаешь с профессионалом. При том, что она никогда не снималась в кино, но ты понимаешь, насколько этот человек профессионален и тактичен. Она тебя выслушает, попробует что-то новое. Так у нас "бюджетное" кино, она сама нашла парик для своей роли, привнесла в свой образ какие-то новые вещи. Это классно, когда актёр не просто пришёл и сказал: "Ну что там я должен делать? Дайте текст, что говорить".


- Как фотохудожник сейчас над чем работаете? Ваши работы украшают обложки книг: корейского перевода "Девушки с татуировкой дракона" Стига Ларссона, работ норвежского автора Йохана Фалькбергета, польской писательницы Габриэлы Гаргас… Как это произошло: нарушения ваших авторских прав не было допущено?

- Да, мы там заключили договор. Те фотографии, которые мы подписали, могут продавать только они. Я не могу ничего с ними делать - только распечатать, подарить или выставить в социальные сети. Но не продавать. Это такие коммерческие договорённости.




Фото Александра Кузовкова на обложках книг

- И всё-таки вы больше режиссёр или фотограф?

Фотосъёмки - это чаще всего постановочные, идейные снимки, с определённой историей. Это не так часто бывает, может быть, две-три съёмки в год. Какие-то из них выстреливают, какие-то нет. Одна из последних, например, навеяна событиями в Белоруссии. У нас это тоже потом произошло. С омским художником Даниилом Леви устроили перформанс. Он облачился в костюм, сделанный из бумажных объявлений, которыми пестрит Омск. Около двух часов мы гуляли по городу. Мы с ним шли и разговаривали, а все люди кругом удивлялись, почему я иду один и разговариваю, потому что он сливался с объявлениями. В тот же день мы снимали, как он стоит с маленькой табличкой: "Я против". Эти фотографии тоже нашли отклик, их опубликовали на "Лентаче".

- В ближайшее время мы увидим новый фильм?

- Не факт, что мы его увидим в ближайшее время, потому что он так долго делается (смеётся). Но хотя, если мы будем делать закрытый показ, то вас обязательно позовём.

<< item.title ></p>
<p>>

Одну из главных ролей в сериале исполнил известный актер Александр Никитин.

На этот раз зрители увидят артиста в роли состоятельного бизнесмена Михаила Агапова. По сюжету мужчина спасает главную героиню от самоубийства. Однако взамен предлагает ей ввязаться в не менее опасную авантюру – внедриться в качестве новой сотрудницы в компанию его давнего врага и конкурента, которого он намерен разорить.



Нашим журналистам удалось встретиться с актером во время съемок и побеседовать с ним о роли в новом проекте.

Все подробности – далее в материале.

– Работая над той или иной ролью, всегда интересно, когда в жизни персонажа происходит какой-то слом и кардинальные перемены, на фоне которых он тоже меняется. В этой картине таким знаковым событием становится его встреча с главной героиней.


Знакомство с ней полностью изменило его жизнь: что-то в ней наладилось, что-то испортилось, что-то обострилось… И было очень интересно все это простроить.

– Вы частично ответили на этот вопрос, но, если все же говорить более глобально, интересная роль – это какая? И обязательно ли она должна быть главной?

– Нет, она не обязательно должна быть главной. Роль интересна, прежде всего, когда в сюжетной линии персонажа присутствуют непредсказуемые повороты, история предполагает душевные переживания героя, с ним происходят какие-то перипетии, ведущие к его трансформации. Одним словом – когда есть что играть. И играть – не впрямую.

Также мне нравится, когда в сценарии присутствует экшн, хотя не могу сказать, что это обязательный критерий. В картине, о которой мы говорим, такие эпизоды будут, например. В ней вообще много всего намешано: и экшн, и трагедия, и элементы комедии присутствуют. И это очень интересно.

В целом же, чем сложнее и чем непонятнее и запутаннее роль, тем она интереснее. Мы же, актеры, все – своего рода, мазохисты. Нам чем сложнее, тем лучше (Улыбается, – Ред.).

– Неоднократно встречала высказывания Ваших коллег о том, что личные внутренние переживания самого актера могут быть, своего рода, топливом и инструментом, помогающим ему в работе. Вы согласны с этим мнением?

– Мне кажется, это все очень индивидуально. Каждый осваивает свое ремесло по-своему и у каждого творца и профессионала свои инструменты, которые он использует в работе.


– Актерская профессия очень зависимая и оценки касательно нее весьма субъективны. Не бывает такого, чтобы какой-то актер нравился абсолютно всем. Одной категории зрителей, для которых мы собственно и работаем, нравится, например, Аль Пачино, а другой – Роберт Де Ниро. Хотя, они оба – гении… Поэтому здесь однозначного ответа быть не может.

– Что для Вас важно в работе с режиссером?

– Режиссер простраивает всю картину – он видит, от чего необходимо начинать вести рассказ и чем его заканчивать. Мы же, актеры, в данной ситуации – его инструмент для выражения той или иной истории. Поэтому у нас должно быть абсолютное доверие к этому человеку и понимание того, что он хочет увидеть в результате.

На площадке актер и режиссер должны работать в тандеме. И, чем он крепче, тем лучше для самой роли, тем интереснее и удобнее это сотрудничество.

– Насколько Вы требовательны к себе и коллегам во время работы на съемочной площадке?

– Я очень требователен к себе, а, что касается коллег по актерскому цеху и в целом съемочной группы, то в их работу я стараюсь никогда не вмешиваться. Это профессионалы, занимающиеся своим делом.

На мой взгляд, вообще во всем нужно начинать с себя. Даже, если тебе что-то непонятно в работе с коллегами и возникают какие-то вопросы, нужно для начала попытаться посмотреть на ситуацию под другим углом.

– Хорошо сработались абсолютно со всеми. Без этого ведь никак. Это же коллеги. Все очень разные и в этом их прелесть. Было интересно. Как может быть по-другому?



– По-разному бывает… Мне, например, приходилось встречать высказывания актеров, которые говорили, что порой отношения могут быть настолько накалены между партнерами, что им проще сыграть с красным крестиком на стене…

– Я как-то всегда с уважением отношусь к своим партнерам. Поэтому со своей стороны могу сказать, что с красным крестиком, может быть, и легче сыграть, но с партнером это всегда будет в сто раз интереснее.

– Какое послевкусие осталось от работы над проектом?

Мы все очень подружились за время работы. У нас была замечательная команда, без исключения: и режиссер, и актеры, и вся съемочная группа. Да я даже с водителем подружился (Улыбается, – Ред.). Все замечательные люди, профессионалы своего дела. В таком окружении всегда приятно работать.


– Все, что встречается на нашем пути – не случайно. Нужно только распознать это, понять, принять и пропустить через себя.

Детальнее о съемочном процессе и актерском ансамбле сериала можно также прочесть в материале:



Умение создавать эффект присутствия

Кино должно быть похоже на футбольный матч . Когда мы смотрим футбол на стадионе или по телевизору, нас очаровывает эффект присутствия. Футбольный матч разворачивается во времени, и мы напряженно следим за полем, не отрывая глаз. Точно так же во времени должны разворачиваться и события фильма, а у зрителя должно быть ощущение, что он здесь и сейчас является свидетелем этих событий. Достижение этого эффекта — целая наука, которая и составляет ремесло кинорежиссера.


Умение рассказывать историю

Рассказывать историю — это целое дело. Даже если у тебя есть готовый сценарий, написанный кем-то другим, ты все же должен изобрести киноязык, с помощью которого будешь вести свой рассказ.

Фильм — это не иллюстрация сценария . Когда режиссер иллюстрирует сценарий, он всегда терпит фиаско. Для каждого фильма нужно изобрести свой язык повествования исходя из специфики его темы или характера героя. Нужно понять, какие факты (сцены) показывать, а какие, напротив, скрывать — оставлять за кадром, то есть подразумевать их, сделать так, чтобы зритель догадывался об этих событиях, но не видел их. Вот это соотношение показываемого и скрываемого создает особую фактуру фильма.


Умение снимать

Режиссер придумывает, как снимать, как строить мизансцену . Здесь важно все: композиция, цвет, свет, выбранная локация. Вместе с принимаются решения по изобразительной части фильма: цвет стен, костюмы, декорации, реквизит. Вместе с изобретается стиль съемки, движение камеры, определяются крупности. Вместе со звукорежиссером создается звуковая картина фильма.

Все это — и цвет, и свет, и звук, и крупность, и движение камеры — подчиняется внутреннему чувству автора, тому, как он ощущает тело фильма, его психическую природу

Вот, к примеру, мы снимаем, как один человек тащит по снегу другого, раненого или мертвого. Мы можем долго держать камеру на ногах того, кого волокут по снегу. Представьте босые, лишенные воли ноги крупным планом. Мы слышим шаги, дыхание, сопение, бормотание тащащего, но не видим его. Вскоре он останавливается, чтобы перевести дыхание, — видимо, устал. Камера по-прежнему на ногах, застывших в снегу. Мы слышим глубокое дыхание — и вот камера медленно плывет по ногам того, кого тащат, и доплывает до того, кто тащит. Мы видим его руки, пояс; он сел на снег, чтобы передохнуть. Камера плывет вверх и только сейчас открывает его лицо. Дыхание уже успокоилось, мы видим пустые уставшие глаза. Это не единственно возможное режиссерское решение, можно снимать иначе.

Режиссер решает как, и это умение находить решения — тоже часть его ремесла . Ведь он не только передает содержание сцены (один человек волочит другого), он еще создает эффект течения времени, в котором разворачивается психическое содержание фильма.


Умение работать с актерами

Это очень важно. Тот же эффект присутствия касается в первую очередь актеров. Нужно уметь создавать это присутствие, строить сцену так, чтобы актер его находил. Часто работа с актером сводится к разбору роли, цели и интенции героя. Это необходимо, но недостаточно. Иногда, чтобы создать присутствие, нужно, например, сковать актеру спину, то есть попросить напрячь ее, когда он будет говорить, ходить, действовать. Такой простой маневр может окрасить сцену психическим присутствием.


Монтажное мышление

Монтаж начинается не на монтажном столе — он начинается уже в сценарии . В лингвистике есть термин — синтагма. Это единица речи, состоящая из нескольких слов. Слова находятся в определенной последовательности и объединяются по определенному принципу. Он может быть фонетическим, грамматическим или семантическим. Эквивалент слова в кино — это кадр или сцена. Эквивалент предложения — эпизод.

Придумывая фильм, еще на этапе сценария можно мыслить не кадрами или сценами, а эпизодами, то есть уже в сценарии изобретать принцип сочетания кадров и сцен, превращения их в эпизод. Это и есть монтажное мышление: уже в сценарии найденная автором последовательность сцен и кадров обнаруживает собственный тон и ритм.


Своеобразие авторского почерка

Молодые режиссеры и жизненный опыт

О съемках

В большом индустриальном кино съемочная группа насчитывает от 45 до 70 человек. Может быть и больше. Добавьте сюда десятки грузовиков с техникой. Это целый завод, работающий, чтобы воплотить в жизнь идею и замысел режиссера .

Режиссеры авторского кино предпочитают работать с маленькой группой. Им достаточно всего 12 человек: режиссер, ассистенты, оператор-постановщик, фокус-пуллер, техник камеры, если снимают на профессиональную аппаратуру, два звукорежиссера, в одном лице художник-постановщик и художник по костюмам, художник по гриму, администратор и исполнительный продюсер в одном лице. Так работали над некоторыми своими фильмами Педру Кошта, Альберт Серра, Карлос Рейгадас, Оливер Лаше, Роберто Минервини.

Режиссеры и деньги

Совсем без денег фильм, конечно, не снять, даже если собрать съемочную группу из одних друзей. Нужно кормить людей, арендовать часть техники, оплатить транспорт. Кто-то из группы, как правило, все же приходит со стороны — таким людям приходится платить за работу.

Режиссеру, как и всем остальным людям, работающим над фильмом, выплачивается гонорар. Правами на фильм владеет продюсер или продюсерская компания, поэтому доход от фильма, если он есть, получает она же. Есть режиссеры, которым удается договориться о своей продюсерской доле в фильме, но это происходит крайне редко.

Другой вариант — независимый режиссер может сам быть продюсером или сопродюсером своего фильма. Тогда и права на фильм или их часть принадлежат ему .

Участие и победа в фестивалях помогают прокату фильма и повышают шанс режиссера найти финансирование на следующий проект. Часто на фестивалях бывают денежные призы для режиссеров, но, думаю, относиться серьезно к ним не нужно. Нужно делать фильм, не оглядываясь ни на что . Прокатная и фестивальная конъюнктура — это факторы, подавляющие своеволие режиссера, а только из своеволия может родиться настоящий фильм.

Нужна ли режиссеру своя техника

Чтобы начать снимать кино, не нужно ничего покупать: ни камеру, ни осветительные приборы. Во-первых, оборудование можно арендовать или взять в киношколе, во-вторых, профессия режиссера не равна владению техникой . Вначале нужно освоить навыки: научиться фиксировать реальность, рассказывать историю, работать с актерами. Только пройдя этот путь, имеет смысл принимать решения о покупке техники.

Обучение режиссуре


Книги, которые стоит прочитать начинающему (и не только начинающему) режиссеру

Читайте также: