Как написать в трудовую инспекцию на работодателя о невыплате отпускных

Обновлено: 16.05.2024

В конце прошлого года вступили в силу два закона, которые установили новый способ взыскания с работодателя задолженности перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений. Если раньше принудить работодателя к выплате долга мог только суд, то теперь это вправе сделать трудовая инспекция. Кроме того, проводить проверки инспекторы должны по новому регламенту. Рассказывают эксперты 1С.

Проверки трудовой инспекции: как будут проходить в 2020 году

Новый Административный регламент по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, вступил в силу 22.10.2019.

Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Рострудом путем проведения, в частности, плановых и внеплановых проверок работодателей. В рамках таких проверок сотрудники трудовой инспекции проверяют полноту и своевременность выплаты заработной платы, корректность расчетов при увольнении и выплате отпускных, соблюдение требований охраны труда и т. д. (п. 5 Регламента).

Новый Регламент приведен в соответствие с требованиями трудового законодательства и других НПА (с учетом внесенных в них в последнее время изменений), регулирующих осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Как инспектор проверит индексацию зарплаты

Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).

Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.

От чего зависит срок проведения проверки трудовой инспекции

Согласно новому регламенту, проверка работодателя не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов, а в отношении микропредприятия - 15 часов в течение года, если иное не установлено законом.

Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней (п. 24 Регламента).

Основания для прекращения трудовой проверки

В новом регламенте расширен перечень оснований, при которых проверка не может быть начата, а уже начатая проверка должна быть прекращена. Такими основаниями являются (п. 27 Регламента):

  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • грубые нарушения при организации и проведении проверки, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • ситуация, когда проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ;
  • выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении.

Применение риск-ориентированного подхода при проверках

По примеру проверок, проводящихся в других сферах (например, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности), при проверке работодателей государственные инспекторы будут применять риск-ориентированный подход.

Это означает, что каждый работодатель (юрлицо и ИП) будет отнесен к отдельной категории риска, от которой зависит частота и тщательность проверки - см. таблицу.

№ п/п

Категория риска, к которой отнесен работодатель

Проведение проверки

Один раз в 2 года

Один раз в 3 года

Один раз в 5 лет

Один раз в 6 лет

Категории риска присваиваются Рострудом с учетом ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате у конкретного работодателя, а также посредством системы межведомственного взаимодействия с ФНС России.

Если информация об отнесении работодателя к категории риска отсутствует, считается, что он отнесен к категории низкого риска и плановые проверки в его отношении не проводятся. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок.

Проверки должны проводиться по проверочным листам

В распоряжении или приказе о проведении плановой проверки будут указывать реквизиты проверочного листа, который будет использован при проверке. Предмет проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенным в такой проверочный лист (п. 51 Регламента). Форма проверочного листа утверждена приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Составляется такой лист инспектором перед началом проверки.

Взыскание задолженности по зарплате трудовыми инспекторами

У трудовых инспекторов появились новые полномочия.

Теперь они могут взыскивать с работодателя начисленную, но не выплаченную в срок работникам зарплату и другие выплаты в рамках трудовых отношений.

Выдача работодателю предписания об устранении задолженности

Выявив задолженность работодателя перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений, трудовой инспектор выносит предписание об устранении этого нарушения в определенный срок.

Решение о принудительной выплате задолженности по зарплате

Если в указанный в предписании срок работодатель не погасил задолженность перед работниками, трудовой инспектор принимает решение о принудительном исполнении обязанности по выплате задолженности работнику (ч. 1 ст. 360.1 ТК РФ). Это решение может быть принято не позднее 1 месяца после:

  • истечения срока, указанного в неисполненном предписании;
  • вступления в силу решения суда о признании предписания недействительным, если оно обжаловано в суде.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться реквизиты банковского счета взыскателя (работника) и проставляться отметка о вручении решения работодателю.

Решение о принудительном исполнении направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок направления - в течение 3 рабочих дней после дня принятия данного решения государственным инспектором труда.

Если работодатель не согласен с решением о принудительном исполнении, он вправе обжаловать его в суде в течение 10 календарных дней со дня его получения.

Направление решения о принудительной выплате задолженности по зарплате судебным приставам

Если работодатель не исполнил решение трудовой инспекции и истек 10-дневный срок его обжалования, копия такого решения направляется инспектором в службу судебных приставов. Поскольку решение о принудительном исполнении по своей юридической силе приравнено к исполнительному листу, на его основании пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). В его рамках он запрашивает у банков сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег на этих счетах, а также направляет в банк требование о взыскании денежных средств с этих счетов.

Исполнительное производство заканчивается после перечисления денег взыскателю (работнику) в полном объеме. Если на счету работодателя-должника нет денег, то в течение 2 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Постановление о прекращении исполнительного производства направляется в трудовую инспекцию в форме электронного документа.

Новые правила действуют с 13.12.2019 и применяются к задолженности работодателя, даже если она возникла до этой даты.


Составление претензии администрации организации — это один из способов получить вознаграждение за труд как можно скорее, а также компенсацию за несвоевременную выплату. О том, как грамотно составить и передать документ работодателю, читайте далее.

Основания для претензии

В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ зарплата должна выплачиваться работникам регулярно и в полном объеме. При этом периодичность выплат — не реже двух раз в месяц. Конкретные даты определяются в каждой организации.

Таким образом, если работник не получает заработную плату в течение срока, превышающего 15 дней, у него появляются основания требовать от работодателя погашения задолженности.

Важно отметить, что способов защиты прав несколько. Например, работники в силу положений ст. 142 ТК РФ могут приостановить работу, предварительно письменно уведомив об этом работодателя; обратиться в трудовую инспекцию, органы прокуратуры.

Что же касается претензии, то строго формально ее составление не является обязательным этапом для обращения в трудовую инспекцию или для прекращения работы. Однако сам факт наличия единства работников в намерении отстаивать свои права и первый шаг в этом направлении — это крайне тревожный сигнал для администрации предприятия.

Соответственно, в большинстве случаев администрация вынуждена вести переговоры с работниками и идти на уступки, даже в той ситуации, когда задержка зарплаты вызвана тяжелыми экономическими условиями на самом предприятии.

Правила составления претензии

Нормативно закрепленных правил или требований к содержанию претензии не существует. Поэтому подобные документы составляют исходя из общих правил юридической техники.

  • титульную часть, в которой указывается, кому адресуется претензия и от кого, название документа, дата и место составления;
  • описательную часть, в которой описана история возникновения задолженности по зарплате;
  • мотивировочную часть, где указываются ссылки на нормы ТК РФ, например на положения ст. 136 ТК РФ, коллективного соглашения или трудовых договоров с работниками, которые обязывают администрацию организацию платить зарплату вовремя;
  • резолютивную часть, где указываются требования работников погасить задолженность, обозначаются сроки и те действия, которые готовы предпринять работники в случае неисполнения их требований.

Порядок подачи претензии

На практике существует два способа подачи претензии:

  • непосредственно представителю работодателя;
  • по почте.

Первый способ быстрее и проще. Для этого претензия изготавливается в двух экземплярах, один из которых передается представителю работодателя в руки. Соответственно, на втором экземпляре принявший документ сотрудник должен указать должность, инициалы, дату получения документа и поставить подпись. Далее претензия в кратчайшие сроки попадет на стол руководителю организации или иному компетентному руководителю.

Минусом данного варианта является возможность отказа в приеме претензии. Так как многие сотрудники попросту не хотят брать на себя ответственность за прием таких документов. При этом закон не обязывает их принимать их.

Соответственно, в случае отказа претензию необходимо направлять по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Отказаться от такого письма работодатель не сможет, и претензия будет им получена.

Дальнейшие действия работника

Дальнейшие действия работника будут зависеть от реакции администрации предприятия на претензию. В том случае, если требования выполнены не будут, сотрудники могут прекратить работу до погашения задолженности либо обратиться в контрольно-надзорные органы. Если же работодатель частично идет навстречу, то, как поступать в каждой конкретной ситуации, необходимо решать работникам исходя из экономической ситуации на предприятии и других обстоятельств.

Написание претензии — это важный шаг на пути отстаивания своих интересов в случае задержки зарплаты, который не требует значительных временных или финансовых затрат.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Как взыскать зарплату с работодателя: инструкция для работника

К иску в суд надо приложить копию трудового договора. Корчаго советует приобщить и другие локальные акты: должностную инструкцию, положение о порядке оплаты труда и справку о доходах, которые работнику выплачивал работодатель.

В ходе судебного процесса сотруднику могут помочь также показания свидетелей, копии журнала учёта рабочего времени, графиков и другие документы, которые будут подтверждать факт трудовых отношений и фактически отработанное время.

Ст. 236 ТК позволяет сотруднику взыскать зарплату с процентами за каждый день задержки. Отсчёт начинается после даты выплаты и заканчивается днём фактического расчёта. Размер процентов – не ниже 1/150 действовавшей в это время ключевой ставки ЦБ. Сейчас она составляет 4,25%.

Юрист Артем Чертилов из КА Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17 место По количеству юристов 24 место По выручке × напоминает, что даже в случае поражения работника не заставят возмещать процессуальные издержки.

Как перечисляют деньги

Если суд удовлетворил иск заявителя и выдал постановление о начале исполнительного производства, то судебные приставы сразу же запрашивают информацию о движениях по счетам должника. Решение трудового инспектора также имеет силу исполнительного документа. Он сам передаёт его напрямую судебным приставам в банк.

Если наниматель откажется компенсировать долг перед работником добровольно, то пристав издаёт постановление, на основании которого банк тут же должен перечислить зарплату со счёта должника на счёт сотрудника.

Юристы отмечают, что если у работодателя есть деньги на счету, то проблем с взысканием быть не должно.

Можно ли взыскать премию?

Премия – часть зарплаты, но с её выплатами дела обстоят не так однозначно.

В деле № 2-98/33-1143 судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда отказалась удовлетворять апелляционную жалобу истицы, которая пыталась отсудить премию. Суд указал, что трудовой договор допускает, но не обязывает работодателя назначать стимулирующие выплаты. Поэтому решение первой инстанции апелляция оставила в силе.

А если работал неофициально?

Моральный ущерб

На деле, по словам Чертилова, компенсации взыскиваются очень разные. Но есть некоторые закономерности.


Циничные нарушения прав работника влекут более существенные суммы компенсации морального ущерба.

Артём Чертилов, юрист КА Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17 место По количеству юристов 24 место По выручке ×

Свердловский областной суд по делу № 33-10613/2020 подтвердил решение Тавдинского районного суда Свердловской области взыскать 10 000 руб. компенсации морального вреда за невыплату в полном объёме заработной платы пожарному. Первая инстанция руководствовалась тем, что лишённому зарплаты работнику пришлось работать сверхурочно во вредных условиях, а также без дополнительных отпусков в течение семи лет.

Корчаго называет компенсаций смехотворными.


Суды у нас исходят из того, что размер компенсации за моральный вред носит больше символический характер.

Как написать жалобу в трудовую инспекцию

Перед тем, как написать жалобу в трудовую инспекцию, стоит ознакомиться с содержанием ст. 21 ТК РФ и ст. 22 ТК РФ. Там описаны основные права и обязанности обеих сторон трудовых отношений – работника и работодателя. В самом обращении давать ссылки на законодательные нормы не обязательно, но все же лучше указать, предписания какой именно статьи нарушил наниматель. Это поможет избежать возможных недоразумений с инспекторами по поводу того, что является предметом обжалования, а также ускорить процедуру разбирательства.

Почему жалуемся именно в ГИТ?

Государственная инспекция труда или сокращенно ГИТ – это территориальный орган федеральной инспекции труда. Основной задачей данной структуры является осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства, содержащего нормы трудового права.

Поэтому если речь идет о нарушениях прав нанятых по трудовым договорам лиц, то подобные инциденты, конечно же, подпадают под компетенцию трудовых инспекций. Инспектор после получения жалобы должен провести проверку и при наличии оснований привлечь нарушителя к ответственности. При этом ГИТ вправе применять исключительно административные санкции, а также издавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Если же поведение работодателя подпадает под нормы Уголовного кодекса РФ, то сигнализировать о подобном нужно в прокуратуру. Этот орган занимается расследованием деяний, в которых есть состав преступления. В прокуратуру можно пожаловаться и тогда, когда действия работодателя не предполагают уголовного наказания. Жалобу, конечно же, примут, однако в дальнейшем заявление попросту перенаправят в компетентную инстанцию, то есть в ГИТ.

Еще один вариант – судебное разбирательство. Однако в суд обращаются в том случае, когда работник намерен получить конкретный материальный результат, например:

    и восстановление в должности;
  • возмещение невыплаченной зарплаты;
  • выплата различных компенсаций и тому подобное.

Вам также будет интересно:

Каким способом пожаловаться?

Жалоба на работодателя может быть оформлена стандартным способом либо подготовлена и направлена в онлайн режиме. Далее рассмотрим более подробно каждый из доступных вариантов.

Однако все больше граждан предпочитают обращаться в ГИТ онлайн. Это вполне объяснимо, ведь такой механизм обжалования имеет ряд преимуществ:

  1. не нужно никуда идти лично;
  2. на сайте есть подсказки, как правильно оформить заявление;
  3. процедура подготовки и направления жалобы занимает гораздо меньше времени.

Пожаловаться онлайн тоже можно несколькими способами.

Пользователь будет направлен в Общественную приемную, где ему будет предложено несколько услуг:

Выбираем последний пункт.

Система перенаправит пользователя на следующую вкладку, где будет пустая форма обращения. Здесь нужно указать тему обращения (можно выбрать из выпадающего списка), а также ввести текст обращения. Далее нужно прикрепить файлы-приложения, ввести капчу, дать согласие на обработку персональных данных и указать сведения об отправителе и работодателе.

Заполнение формы с обращением на сайте Роструда

Онлайниспекция.рф - сообщить о проблеме

  • организовать проверку изложенных фактов;
  • предоставить официальную консультацию ГИТ.

Ставим отметку напротив подходящей строки и нажимаем продолжить.

Подача жалобы лично либо почтой

Личная подача обращения подразумевает, что автор документа либо уполномоченное им лицо отправляется по адресу соответствующей инспекции и оставляет там один экземпляр своей жалобы. Не помешает подготовить и второй экземпляр документа – на нем должностное лицо, например, секретарь или специалист приемной, должно поставить отметку о том, что бумага была принята.

Для тех, у кого нет возможности посетить ГИТ лично, подойдет вариант с почтой. Но не стоит отправлять письмо простой корреспонденцией. Лучше остановиться на заказном письме с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Тогда у отправителя будут доказательства того, что именно он отправил и когда жалоба была доставлена по месту назначения.

Что написать в жалобе?

Законодатель не дает четкого ответа на вопрос о том, как правильно написать жалобу в трудовую инспекцию. Единой универсальной формы не предусмотрено. Если жалобщик оформляет обращение онлайн, то его задача частично упрощается, ведь система сама запросит необходимые сведения и автоматически сформирует жалобу.

После этого можно приступать к самой сути обращения. В этой части необходимо описать обстоятельства и даты совершения правонарушения, перечислить меры, предпринятые работником для устранения конфликта. Также нужно упомянуть о том, как отреагировал руководитель на претензии, высказанные сотрудником.

Вам также будет интересно:

Наконец заявитель должен перечислить свои требования относительно нарушителя. Здесь также можно сослаться на нормы ТК РФ, которые были нарушены работодателем, но это не обязательный пункт.

Если жалобщик добавляет к жалобе какие-либо письменные доказательства совершения нарушения, то следует оформить список приложений.

В конце указывается дата составления документа и проставляется подпись жалобщика. Обращения, поданные анонимно, не рассматриваются.

Как пожаловаться анонимно?

Анонимные жалобы в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ №59 рассмотрению не подлежат. Так же, как и обращения, в которых не указан адрес для обратной связи. То есть инспектора в любом случае должны быть осведомлены о персоне, которая заявила о нарушении ее трудовых прав.

Но это не значит, что работодатель обязательно узнает, кто на него пожаловался. Дело в том, что в трудовых отношениях работник – это всегда более уязвимая сторона. Работодатель имеет право притянуть подчиненного к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить, либо-же попросту создать для сотрудника такие условия, при которых он сам вынужден будет уйти с компании.

Законодатель учел этот момент. Поэтому жалобщик имеет право просить в своем обращении о неразглашении его персональных данных. Основание – ст. 358 ТК РФ. Также ст. 6 ФЗ 59 говорит о том, что запрещается преследовать лицо, обратившееся за защитой нарушенных прав.

То есть чиновники ГИТ обязательно будут знать данные гражданина, направившего жалобу. А вот от нанимателя эта информация может быть скрыта.

Конечно, в некоторых случаях сохранить анонимность обратившегося трудно, ведь в ходе проверки инспектор должен изучить документы на конкретного сотрудника. А это позволит работодателю легко вычислить, кто именно из подчиненных пожаловался. В подобной ситуации проверяющий может запросить материалы на нескольких работников, чтобы для руководства персона жалобщика оставалась неизвестной.

Коллективная жалоба

Коллективная жалоба отличается только количеством жалобщиков – ее могут подписать двое и более сотрудников. В остальном правила подготовки и подачи документа такие же, как и те, что были рассмотрены выше.

В шапке достаточно указать только одного заявителя. Именно ему будет направлен ответ из ГИТ по результатам рассмотрения обращения.

Вам также будет интересно:

Сколько времени придется ждать результатов?

Обращение будет рассмотрено в течении 30 дней. Заявитель вправе выбрать предпочитаемый способ получения ответа, в противоположном случае ответ придет почтой.

В течении месяца с момента получения жалобы инспектор обязан изучить обращение, а также проверить факт совершения неправомерного деяния. Если будет выявлено, что работодатель действительно нарушил закон, его оштрафуют и вручат предписание об устранении этих нарушений.

Иногда инспектора в ходе проверки устанавливают, что расследование неправомерного деяния не относится к их компетенции. Например, если идет речь о преступлении или о проступке, административные санкции за совершение которого применяет другая служба. В таком случае ГИТ перенаправит жалобу в прокуратуру либо в другой компетентный орган.

Читайте также: