Как написать приказ о возложении обязанностей на время отпуска главного бухгалтера

Обновлено: 02.05.2024

Руководитель организации издал приказ следующего содержания. Наименование: о возложении обязанностей. Текст: в связи с производственной необходимостью на период служебной командировки и ежегодного отпуска /должность руководителя/ приказываю: возложить с такого-то по такое-то число исполнение обязанностей /должность руководителя/ в части руководства /название организации/ на /должность заместителя руководителя/, с его согласия. Сначала руководитель был в командировке, потом в отпуске, а это оформлено одним приказом. Согласно изданному приказу имеет ли руководитель право подписи, в частности, право издавать приказы, в указанный период или часть периода – командировка, отпуск?

К сожалению, не указан статус организации (госучреждение, ООО, АО и т.д.), поскольку кадровые вопросы руководства в них решаются различно.

Для примера остановимся на самой распространенной организационно-правовой форме – ООО – обществе с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно п. 3 ст. 40 закона единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

Начнем с того, что с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, заключается срочный трудовой договор (ст. 59 Трудового кодекса РФ), в котором прописываются должностные права и обязанности.

Если этого нет, то должностные обязанности определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Согласно должностным обязанностям директор (генеральный директор, управляющий) предприятия руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.

Таким образом, руководитель организации (предприятия, фирмы и т. д.), с которым учредители заключили срочный трудовой договор, где прописали должностные права и обязанности, не может свои должностные обязанности переложить на кого-то: для этого должно быть принято новое решение общего собрания учредителей.

А вот своим приказом возложить обязанности руководителя подразделения на его заместителя на период командировки и отпуска – вправе. Поскольку приказ является разновидностью локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и создает, изменяет и прекращает права и обязанности работников, права и обязанности руководителя в этот период в силу приказа приостанавливаются (прекращаются) (не может же быть двух руководителей!), следовательно, он не вправе издавать приказы и распоряжения. Временно исполняющий обязанности руководителя, если иное не предусмотрено приказом, имеет все полномочия прежнего руководителя (руководить производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия), в том числе право подписи, в том числе на банковских поручениях, если нотариально засвидетельствованный образец подписи своевременно представлен в банк.

При заключении трудового договора определяется круг обязанностей каждого работника. Если он не может их выполнять, нарушается нормальный ход работы организации. В статье расскажем, как грамотно оформить возложение обязанностей директора и секретаря на период их отпуска, какую роль играет приказ о передаче полномочий и доверенность.

Способы замещения отсутствующего работника

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает четыре способа оформления замещения отсутствующего работника. Их различия мы упорядочили в Таблице 1.

obyazannosti_otpusk

Если в отпуск уходят директор или секретарь, чаще всего оформляют совмещение должностей. Этот вариант имеет неоспоримые преимущества:

Как возложить обязанности секретаря на другого работника?

Рассмотрим ситуацию, когда секретарь уходит в отпуск, а его обязанности поручают другому работнику в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ.

Извлечение из ТК РФ

Для поручения дополнительной работы следует оформить:

  • дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • приказ о совмещении должностей;
  • доступ к персональным данным (конфиденциальной информации (при необходимости)), если работник, который будет замещать секретаря, еще не имеет права на доступ;
  • доверенность на получение документов (например, писем на почте), которые раньше имел право получать только секретарь.

Как оформить дополнительное соглашение к трудовому договору?

ТК РФ не содержит прямого требования обязательно оформлять соглашение к трудовому договору при поручении работнику дополнительной работы. В статье 60.2 ТК РФ говорится только о письменном согласии работника.

obyazannosti_otpusk

Статья 151 ТК РФ, которая регулирует оплату за дополнительную работу, также не содержит требования оформлять соглашение именно в письменном виде.

obyazannosti_otpusk

Получается, что соглашение к трудовому договору о совмещении должностей может отсутствовать, ведь договориться о размере доплаты стороны могут устно, а свое согласие выполнять определенный объем работы работник может выразить на предложении дополнительной работы или путем оформления отдельного документа. То есть какой-то документ все же оформить надо. Однако на практике предпочтение отдают дополнительному соглашению к трудовому договору (Пример 1). Этот документ закрывает все вопросы и больше отвечает интересам работника, поскольку опыт работы по другой должности не отражается в его трудовой книжке (и соответственно, в сведениях о трудовой деятельности), а для человека важно показать свою компетентность и опыт работы в другой сфере.

obyazannosti_otpusk

Дополнительное соглашение к трудовому договору – это как раз тот документ, который остается у работника и подтверждает срок выполнения и объем работы по другой должности. В соглашении к трудовому договору надо указать:

  • содержание дополнительной работы (перечислить конкретные обязанности, которые будет выполнять работник);
  • срок, на который поручено выполнять дополнительную работу;
  • размер доплаты за совмещение должностей.

Доплату можно установить разными способами (Таблица 2). Работодатель вправе выбрать любой вариант. Если кроме оклада заработная плата работника включает премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, в соглашении лучше указать, начисляются ли они на доплату за работу по совмещению должностей. А вот районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются обязательно [1].

obyazannosti_otpusk

Доплата должна соответствовать объему и содержанию дополнительной работы. В дополнительном соглашении к трудовому договору о совмещении должностей (Пример 1) работнику поручили примерно половину обязанностей, которые зафиксированы в должностной инструкции секретаря, поэтому и доплата составляет не полный оклад.

Законодательство не ограничивает размер доплаты. Если работник будет успевать выполнять обязанности по совмещаемой должности в полном объеме (что в реальности трудновыполнимо, поскольку надо еще делать и свою обычную работу), можно установить доплату даже в размере 100 %.

А.Н. Славинская,
специалист по кадрам

Создание приказа о возложении обязанностей главного бухгалтера на кого-либо из сотрудников или директора актуально только в том случае, когда выполнять данные обязанности больше некому. Рассмотрим в статье основные функции, которые предстоят замещающему, а также проанализируем порядок создание приказа.

Главный бухгалтер — что за должность

Главный бухгалтер представляет собой сотрудника, который:

  • руководит всей системой бухгалтерского отдела в компании
  • отвечает за внутренний и внешний финансовый документооборот фирмы

Работа главного бухгалтера

Главбух подчиняется напрямую руководителю юридического лица, однако без его подписи все документы, что касаются финансов, расчетных счетов и кредитных обязательств, недействительны.

Деятельность главбуха

Рассмотрим основные обязанности главного бухгалтера. Это позволит лучше понимать природу его деятельности. Итак, во-первых, он ответственен за финансовые отчетности и контроль всех хозяйственных операций, которые совершает компания. Во-вторых, это публичная работа, которая заключается в полном руководстве всего бухгалтерского отдела.

Если рассматривать функции подробнее, то к ним относится:

Функции главного бухгалтера

  • организация учетной политики
  • методическая консультация всех сотрудников
  • организация и регулирование всех расчетных операций
  • предупреждение всех попыток и совершенных действий, что нацелены на нецелевые траты
  • оформление всех документов и контроль их передачи в соответствующие органы в случаях, когда было произведено хищение
  • рационализировать методы работы и расходы компании

Перечень неполный и зачастую в реальной практике область ведения гораздо шире. Однако для базового ознакомления этого более чем достаточно.

Как организовать работу фирмы без главбуха

В ситуации, когда человек на замену уже найден, остается грамотно организовать работу всего отдела. Так хоть предоставлять информацию о сменившем главбуха человека не требуется, всем надзорным нужно предоставить информацию о временной замене.

Кому можно замещать

Об этом должны быть оповещены: налоговая, службы аналитики и социального страхования, банки-партнеры и т. д. Причем в случае с банками рекомендуется заранее предусмотреть наличие временной печати и подписи. В противном случае главбух не сможет выполнять свои обязанности.

Однако если в организации предусмотрена электронная подпись, то подобная персонализация ни к чему. Это связано с тем, что к ней получают доступ все сотрудники, которых касаются основные документы: их редакция, реализация и использование.

Кто способен заменить главного бухгалтера

Из кого выбрать заместителя

Всего 3 человека могут заменить главбуха, подробнее в таблице 1.

Наименование

Описание

Этот выбор экономически целесообразен только в случаях, когда фирма небольшая и дополнительная занятость не отразится на прибыли. В случае больших компаний — директор физически не сможет выполнять функции главбуха.

Место бухгалтера может занять сотрудник организации, у которого достаточно навыков для грамотного выполнения всей необходимой работы.

Найм со стороны также является экономически верным решением, однако требует чуть больше времени, чем использование собственного сотрудника. Стоимость этого метода полностью зависит от состояния бухгалтерии.

Каждый выбор должен себя оправдывать, а не только упрощать ведение отчетности.

Видео о работе директора главбухом:

Когда нельзя передавать обязанности

Однако существует случаи, в которых передача обязанностей невозможна. Их достаточно много и все они завязаны на нормативных актах. Так, рассмотрим два наиболее популярных случая:

Когда некем заменить бухгалтера

  1. Передача обязанностей невозможна, когда у главбуха есть замы, согласные выполнить его работы. Зачастую это не столько фактическое согласие на работу, сколько наличие свободного времени в рабочем графике.
  2. Вторая ситуации относится к некомпетентности. При всем желании руководителя, отдать обязанности работнику, что до этого никогда с бухгалтерией не работал — невозможно. Скорее всего, это будет против его воли и, как следствие, нарушением законодательства.

Что касательно остальных случаев, то в них больше нюансов, и они могут быть реализованы только при наличии особых условий.

Порядок передачи полномочий

Отметим, что официального порядка передачи полномочий не существует, как и формы приказа. Руководитель должен самостоятельно определить для своей компании действия в рамках закона ФЗ №-129, что позволит отдавать полномочия иным субъектам.

Если же рассматривать ситуации без учета развития фирмы и ее особенностей, то алгоритм действий должен быть таков:

Тщательная проверка всех отчетов

  1. Выпуск приказа. Здесь вкратце необходимо отразить причину передачи обязанностей и их полный перечень. Помимо этого, нужно внести ФИО всех участвующих лиц и дату того, в какие сроки планируется передача.
  2. Проведение инвентаризации. Анализ оставшихся финансовых средств на момент назначения нового человека на должность.
  3. Проверка отчетов. Призвано определить состояние всех учредительных документов, отчетов, договоров, банковских выписок и т. д. на наличие нарушений и неточностей.
  4. Составление акта. В свободной форме указываются основные обязанности, ФИО назначаемого человека и прочие сведения, которые узаконивают передачу.
  5. Оповещение органов. Важный этап, который подробнее был описан выше.

Необходимо также подписать все документы от лица руководства и проставить печати компании. Важным нюансом является и то, что если главбух — официальная должность, это становится причиной для увеличения заработной платы замещающего.

Как правильно создать приказ

Стоит изначально отметить, что единой формы для составления приказа нет, поэтому руководитель вправе выбирать любой шаблон. Исключение составляет лишь внутренний распорядок компании, что может устанавливать для данного документа обязательную форму.

Правила создания приказа

Существует только обязательный минимум, который должен содержаться в документе:

  • полное наименование юридического лица
  • полную дату, когда приказ был создан
  • содержание и причина создания приказа

Если будут требоваться дополнительные бумаги, то они оформляются в качестве приложений.

Кем должен быть составлен документ

Приказ может составить абсолютно любой сотрудник фирмы, однако он должен быть от лица директора. Помимо этого, необходимо также подписать и проставить печать в доказательство того, что этот документ утвержден руководством. Тем не менее, зачастую приказ создается либо непосредственно руководителем, либо вышестоящими должностными лицами.

Основания

Это такая же стандартная процедура, как и указание даты на документе. Указать можно фактически, что угодно.

Официальные основания

Например: отсутствие должности главбуха как таковой. Допускается также указывать реальные причины того, почему главного бухгалтера нет, но при этом придется приложить официальные документы.

Оформление приказа

Итак, рассмотрим нюансы оформления приказа:

  • располагается на листе формата А4, может быть напечатан или написан от руки любыми чернилами, кроме карандаша
  • обязательно внести подпись директора и дату визирования
  • нанесение печати необязательно

Стоит также сделать несколько копий, что будут отправлены в иные организации и сотрудникам.

Организация хранения документа

Хранение документов

Порядок хранения приказа зависит от его состояния (таблица 2).

Наименование

Описание

Если он действующий, то его необходимо внести в папку, которая отвечает за распорядительную документацию юридического лица. Сделать это можно лишь в том случае, когда соблюден порядок составления документа, его визирование и издание.

В случае прекращения действия приказа — он отправляется в архив. Срок хранения в данном случае определяется распорядительными документами внутри фирмы. В них должна быть четко прописана продолжительность хранения. В исключительных случаях придется руководствоваться законодательством РФ.

Видео о проверке работы:

Образец

Ознакомимся непосредственно с образцом, который можно скачать ниже.

Внесение изменения в трудовую книжку и иные документы

Вне зависимости от того, на кого конкретно возлагаются обязанности, вносить какие-либо записи в трудовую книжку не нужно. Также нет никакой необходимости вносить эти сведения в личное дело или заключать дополнительный контракт в соответствии с условиями ТК РФ.

Как производится оплата замены

Замещение оплачивают всегда вне зависимости от того в какой форме оно реализуется: полное замещение или накладывание дополнительных обязанностей. Что касается размера оплаты, то она устанавливается по соглашению сторон.

Участие в совмещении И.О. директора

Такое назначение возможно и оформляется в уже привычном порядке: согласие сотрудника и приказ руководителя.

Единственное, что всегда стоит брать во внимание, — способности кандидата совместить две должности, а не заменить одну на другую.

Когда главного бухгалтера некем заменить, что делать

В случаях, когда главбуха некем заменить, выхода обычно два:

Нужно понимать также и то, что руководитель использовать данную функцию может не всегда. Если годовой оборот компании превышает 800 млн. рублей, то осуществить подобное невозможно.

Как и когда нанимать лицо со стороны

Это может быть как обращение к аутсорсу, так и фрилансерам — законодательство не накладывает никаких ограничений.

Единственное, что стоит отметить: оформляется на работу такой сотрудник посредством заключения либо договора подряда, либо срочного трудового договора. Это обосновано временностью его нахождения в компании.

Требования к лицу, которое планирует замещать бухгалтера

Обязательных требований к таковому субъекту законодательно не предопределено.

Требования к заместителю

Руководитель должен опираться в первую очередь на специфику компании, а также личные навыки сотрудника. Обычно проводится тестирование, которое позволяет определить степень того, подходит ли конкретный человек на должность или нет.

В случае ухода главного бухгалтера можно сэкономить значительные средства в долгосрочной перспективе, если просто переложить обязанности на иное лицо. Однако подобный сценарий — инструмент, которым нужно уметь пользоваться.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

фото-1

Если сотрудник уходит отдыхать, то в период его отсутствия кто-то должен выполнять за него работу. Возложить обязанности отсутствующего на другого сотрудника можно на основании распоряжения.

В статье рассмотрены особенности его оформления, когда необходимо передать полномочия рядового сотрудника, директора, главного бухгалтера.

Как возложить функции на другого сотрудника?

Если человек уходит в отпуск, то его трудовые обязанности можно возложить на другого. При этом нельзя просто на словах заставить другого работника выполнять дополнительные функции отсутствующего.

У каждого сотрудника есть должностная инструкция, в соответствии с которой он трудится. Если ему вменяются дополнительные функции, то он не обязан их исполнять, если не оформлен приказ о возложении обязанностей.

Передача дополнительной работы сопровождается соответствующей доплатой, о чем нужно указать в приказе.

Выбирая замещающее лицо, следует внимательно отнестись к его уровню знаний, опыту. Нужно сопоставить требуемый уровень квалификации с фактическим.

Некоторые должности требуют особого образования, знаний и опыта работы.

Например, главного бухгалтера может заменить руководитель и в редких случаях другой сотрудник, если он соответствует необходимым требованиям.

фото-2

Важный момент – прежде, чем переложить обязанности отсутствующего в связи с отпуском сотрудника на другого, нужно получить письменное согласие от претендента на замещение.

Нельзя заставить работника выполнять должностные обязанности другого в связи с его отсутствием.

Процедура возложения функций на время отпуска должна носить добровольный характер.

Чтобы получить согласие, следует простимулировать человека, например, доплатой или предоставлением отгулов в будущем.

Как оформить на период временного отсутствия основного работника?

Если уходит в отпуск работник не из руководящего состава, то его работу может выполнять другой специалист должного уровня и схожего уровня подготовки.

Это может сотрудник такой же или похожей должности, либо из того же подразделения, что и отсутствующий.

То есть работник должен максимально полно понимать суть обязанностей отпускника, а также должен быть согласен с возложением на него дополнительных функций.

Согласие лучше получить в письменном виде, чтобы не возникало конфликтов в будущем.

Требовать от замещающего лица исполнения обязанностей отпускника можно только в том случае, если составлен приказ об этом. При этом проведена процедура ознакомления с ним под роспись.

Если приказа нет, или не стоит ознакомительная подпись в нем, то заставлять сотрудника выполнять работу за другого не допускается.

В приказе о временном замещении на период отпуска следует указать:

Если выбранное лицо не желает замещать сотрудника и выполнять его работу, согласия не дает и приказ не подписывает, то заставить его это сделать нельзя.

Необходимо выбрать другого человека.

Оформление, если отсутствует генеральный директор

Руководитель компании выполняет специфические функции, с которыми справится далеко не каждый работник организации.

При выборе замещающего лица никаких требований по закону не предъявляется. Не нужно иметь определенный уровень образования или обладать большим опытом в сфере управления, не нужны особые знаний и умения.

Однако в интересах самого генерального директора подобрать себе временную замену наиболее правильно и грамотно, что обеспечит нормальную работу предприятия и минимизирует риски.

Обычно полномочия руководителя возлагают на его заместителя или главного бухгалтера. При этом данному лицу назначается дополнительная плата за выполнение повышенного объема работы.

В приказе о возложении полномочий директора следует указать:

  • кто выбирает замещающим лицом;
  • какие обязанности на него возлагаются;
  • на протяжении какого срока их придется исполнять;
  • какую доплату и иные привилегии получает заместитель.

Приказ утверждает директор, после чего он передается для ознакомления замещающему лицу. При согласии тот ставит свою подпись.

Также рекомендуется получить отдельное письменное согласие заместителя о том, что он обязуется выполнять обязанности отсутствующего в период отпуска директора.

При замещении главного бухгалтера

фото-4

Большая сложность с возложением обязанностей возникает в случае ухода в отпуск главного бухгалтера. У такого сотрудника специфические обязанности, с которыми справится далеко не каждый.

Лицо, выполняющее функции главбуха, должно обладать необходимым образованием, иметь знания в области налогового и бухгалтерского права.

Обычно главного бухгалтера замещает руководитель компании сам.

В редких случаях эти функции возлагаются на других сотрудников, например, на бухгалтера.

В любом случае сотрудник, которому передаются обязанности главного бухгалтера, должен быть согласен с этим. А за дополнительную работу нужно производить доплату.

Так выглядит образец:

фото-5

Так выглядит образец:

фото-6

Выводы

При уходе сотрудника в отпуск его работу можно поручить выполнять другому работнику. При этом следует получить согласие от замещающего лица.

В приказе обозначается, кто будет выполнять функции отсутствующего, на протяжении какого срока и за какую доплату.

С распоряжением обязательно следует ознакомить лицо, которому вменяется дополнительная работа.

Читайте также: