Работа по предупреждению детской и подростковой агрессии является обязанностью

Обновлено: 28.06.2024

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время довольно актуальной является проблема агрессивности и жестокости подростков. Все чаще мы сталкиваемся с этим явлением и в школе.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;

предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования; взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам; система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).

На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

создание комфортной среды для школьников;

стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения. Распределение ролей, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:

организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

спокойно относиться в случае незначительной агрессии;

акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;

контролировать собственные негативные эмоции;

сохранять положительную репутацию ребенка;

демонстрировать модели неагрессивного поведения;

снижать напряжение ситуации.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Подростковая жестокость и агрессия, к сожалению, не являются редкостью. Происходящее удивляет и шокирует взрослых, особенно в том случае, если ранее они не сталкивались ни с чем подобным.

Подростковая жестокость и агрессия, к сожалению, не являются редкостью. Происходящее удивляет и шокирует взрослых, особенно в том случае, если ранее […]

Причины

Подростковая агрессия имеет свои основания. Она не возникает просто так, без причины. Иногда определенные нарушения являются едва заметными, в ином случае – бросаются в глаза и видны при непосредственном общении. Рассмотрим подробнее причины.

Неблагополучная ситуация в семье

Не обязательно, что родители страдают алкогольной зависимостью или ведут асоциальный образ жизни. Сформировавшегося непонимания достаточно, чтобы возросло отчуждение и негодование. Ребенок 14-15 лет попытается вырваться из-под опеки родителей, проявить себя в определенных занятиях. Плохо, когда родители мало интересуются увлечениями своего чада, не желают до конца понять его. Если отец отсутствует, то матери становится трудно справляться с подрастающим ребенком. Если это мальчик, то ему особенно необходимо влияние сильного пола. Ребенок-подросток очень остро реагирует на любые изменения в семье и в ближайшем окружении: ему не хватает мудрости и соответствующего опыта, чтобы понять, как действовать самому, на что опираться при выборе стратегии поведения.

Конфликты в школе

Однозначно подобные проблемы выбивают из колеи, мешают строить отношения с окружающими, осознавать реальность в полной мере. Проявление агрессии в подростковом возрасте связано с нарастанием внутреннего напряжения. Школа – это не только источник знаний, но и проводник стресса, который постоянно сопровождает чадо на протяжении всего дня. У ребенка возникает ответная реакция, предполагающая, что необходимо всеми силами стремиться отстоять собственные интересы, защититься от нападок окружающих. Если приходится сталкиваться с подобными проявлениями в столь юном возрасте, то невольно начнут вырабатываться механизмы, которые диктуют совершенно другое поведение.

Особенности характера

Есть дети мнительно-тревожные, есть и такие, которые с помощью агрессии пытаются выразить свой протест. Это всего лишь способы ослабления внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что со временем эти методы показывают, что не работают, а человек уже привык действовать определенным образом и не готов меняться в угоду обществу. Некоторые особенности характера могут значительно осложнять жизнь другим людям. Например, нетерпимость нередко становится причиной появления агрессивности. Юному подростку кажется, что его никто не любит и не понимает. Вследствие чего нарастает напряжение, приходится искать деструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Нервные нарушения

Еще одна причина, которую нельзя не принимать во внимание. Если подросток страдает приступами эпилепсии, не умеет общаться со сверстниками, то он не сможет чувствовать себя комфортно. Ощущение безопасности происходящего сугубо субъективно, но столь необходимо для комфортной жизни. Нередко у таких детей встречаются проявления панических атак, неуверенность в себе, скованность и мнимое безразличие ко всему окружающему. Любые нервные нарушения, будь то страхи или агрессивные выпады могут привести к неконтролируемому поведению. Подростки, совершающие противоправные действия, опасны еще и потому, что не вполне осознают мотивы и последствия своих поступков.

подростковая агрессия ребят

Проявления

Агрессия в подростковом возрасте выглядит однозначно и ужасно. Симптомы этого явления распознать нетрудно. Порой приходится только удивляться терпению и великодушию некоторых родителей и их желанию повлиять на подросшего ребенка конструктивными методами.

Нежелание слушать взрослых

Наиболее яркое проявление, которое нельзя не принимать во внимание. Ребенок настолько настроен против, что мнения отца и матери перестают иметь для него большое значение. Он начинает опираться на мнение сверстников, их оценка имеет для него большое значение. Нежелание слушать взрослых распространяется на родителей и учителей. Кажется, что его во всем ограничивают, не дают и шагу ступить самостоятельно. Это вызывает бурный протест и переходит в агрессию.

Выраженный негативизм

Отрицательная реакция обусловлена потребностью защищать собственные интересы. Иногда негативные проявления встречаются буквально каждый день. Родители приходят в шок: ребенок не хочет учиться, постоянно прогуливает, подвергает критике существующие ценности. Это происходит потому, что у подросшего чада имеется неосознаваемая потребность выработать свое личное мнение по каждому вопросу, который представляет интерес в жизни.

консультация психолога

Обрывание контактов

Как правило, это происходит внезапно. Если подростка что-то не устраивает, он перестает общаться. Нежелание вступать в контакт продиктовано неумением идти на компромиссы и потребностью научиться отстаивать свою точку зрения. При выраженном конфликте подросток просто замыкается в себе. Донести до него какую-то информацию (порой нужную и необходимую) не представляется возможным.

Формы проявления неблагополучия отличаются разнообразием. По ним можно понять характер, предположить объективные причины происходящего. Рассмотрим подробнее виды подростковой агрессии.

  1. Открытая агрессия. Характеризуется прямотой проявления конфликта. Часто подросток действует, находясь в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и не умеет этого контролировать. Открытая форма не опасна, потому что сразу видны намерения человека. Его можно остановить, попробовать с ним поговорить или оказать иное воздействие.
  2. Скрытая форма. Опасна тем, что плохо поддается влиянию со стороны. Подросток замышляет противоправные действия, но об этом никто не знает. Он может долго вынашивать коварные планы, ждать нужного момента. Но взрослые вряд ли способны оценить, что с ним происходит на самом деле и предотвратить процесс разрушения.
  3. Целенаправленная агрессия. Это самая жестокая форма, которая практически не поддается никакой коррекции. Она говорит о том, что подросток сознательно желает причинить кому-то боль, хочет спровоцировать открытый конфликт, ведущий к сильному противостоянию. Чем все закончится заранее предугадать невозможно.

агрессия подростков

Профилактика

Борьба с агрессией в подростковом возрасте – заведомо сложное действие. Даже если такое решение принято, не факт, что оно достигнет реализации. Здесь необходимо действовать с твердым намерением, имея определенную уверенность в том, что все получится. Вот почему гораздо проще заниматься своевременной профилактикой, чем потом думать, как бороться с последствиями. Ждать нарастание конфликта бессмысленно – это заведомо проигрышный вариант, не приведет ни к чему хорошему.

Влияние родителей

Как бы то ни было, отец и мать – это самые близкие люди и их мнение бессознательно всегда будет учитываться. Необходимо помнить о том, что подросток рьяно отвергает родительское участие, но, в то же время, сильно в нем нуждается. Ему необходимо отстоять свою точку зрения, чтобы почувствовать себя взрослым. Нельзя винить его за новые чувства и состояния. Влияние родителей огромно. Они должны показать на собственном примере, как поступать в тех или иных ситуациях, на что опираться в моменты принятия сложных решений. Подростка нужно учить доверительным взаимоотношениям, но не на словах, а на деле. Ведь если он заметит какое-либо расхождение между родительскими словами и поступками, то перестанет уважать близких людей за малодушие.

Выстраивание доверительных отношений

Поиск увлечений

Известно, что любое хобби делает жизнь увлекательнее и интереснее. Необходимо помочь ребенку отыскать собственный уникальный путь, определиться в жизни. Понять, к чему лежит душа – большое достижение. На этой основе человек в дальнейшем может строить карьеру, развиваться и получать удовольствие от процесса работы. Выбранная деятельность должна нравиться, помогать чувствовать себя состоявшимся, на высоте положения. Например, если подростку нравится рисовать, не надо заставлять его заниматься музыкой. Все равно от подобных действий не выйдет ничего хорошего. Поиск увлечений поможет открыть мир заново, познать его радости во всех красках. Неконтролируемые приступы агрессии снизятся или вовсе прекратятся, поскольку отпадет надобность в психологической защите.

Благополучная среда

Чтобы оградить чадо от пагубного влияния, нужно поместить его в соответствующую среду. Смена коллектива пойдет на пользу тогда, когда ребенок не может утвердиться в классе или невольно оказался втянутым в чужие конфликты. Если ему постоянно приходится находиться в стрессе, необходимо помочь выйти из этого состояния. Если ребенок в школе попал под дурное влияние, но вы подозреваете у него наличие способности к углубленному изучению определенных предметов, стоит перевести его в лицей или гимназию. В любом случае надо постараться всячески оградить от той среды, где он находится. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как чадо день ото дня превращается в неведомое существо, которому чужды человеческие понятия и идеалы. Высокие стремления надо прививать посредством правильного отношения к происходящему. Показывайте на собственном примере, как стоит поступать в конкретных ситуациях. Это позволит ребенку выработать у себя различные стратегии поведения.

Помощь психолога

Татьяна Верухина

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.


Содержание:

Портрет агрессивного ребёнка

агрессивный ребёнок

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

детская депрессия

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Виды агрессии

детская агрессия

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

прямая детская агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

признаки детской агрессии

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

один из признаков детской агрессии

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Проявление агрессии в разном возрасте

проявление агрессии у детей в раннем возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

Дошкольный возраст

агрессивная реакция на обиду

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

Причины детской агрессии

детская драка

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

низкая самооценка у ребенка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Быть лучшим

счастливый ребенок

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

ребенок агрессор

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Правильный пример

мама с ребенком

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Агрессия неминуема

Способы коррекции агрессивного поведения

девочка с папой

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

Ошибки родителей

родительское равнодушие

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

воспитание агрессивных детей

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Агрессия и жестокость — специфические формы действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время довольно актуальной является проблема агрессивности и жестокости подростков. Все чаще мы сталкиваемся с этим явлением и в школе.

Основными факторами, провоцирующими жестокость в ученическом сообществе, являются:

внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей, она обостряется в период подросткового кризиса личности;

предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении — в семье, в референтной (значимой) группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее;

недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах;

традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость (общий психоэмоциональный фон учреждения образования; взаимоотношения внутри педагогического коллектива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления; особенности отношения педагогов к школьникам; система взаимоотношений внутри классного коллектива; традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации).

На положительные результаты эмоционального состояния влияет:

создание комфортной среды для школьников;

стиль взаимодействия между взрослыми и детьми в ОУ;

созданная воспитывающая и развивающая среда, способная удовлетворять интересы и потребности подростков;

система работы классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

В практику школьной жизни необходимо вводить деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Особенно эффективны ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения. Распределение ролей, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В работе с несовершеннолетними, испытывающих поведенческие проблемы, в том числе с высоким уровнем агрессии, педагогам необходимо достичь гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций, где ребёнок получит положительный эмоциональный опыт, у подростка появляются новые друзья, новые интересы, новые возможности, например:

организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.

Подобные мероприятия позволяют подростку почувствовать себя интересным, нужным, достойным, любимым. Это все способствует укреплению эмоционального ресурса.

Родителям и педагогам следует правильно вести себя с детьми, про­являющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:

спокойно относиться в случае незначительной агрессии;

акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности;

контролировать собственные негативные эмоции;

сохранять положительную репутацию ребенка;

демонстрировать модели неагрессивного поведения;

снижать напряжение ситуации.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними

Название типа агрессии

Рекомендации

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым ак­том со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

1) обучение детей контролю над своими эмоциями и спосо­бам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей;
2) обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству;
3) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к лю­дям.

Читайте также: