Как наказать начальника за предвзятое отношение к работнику

Обновлено: 17.05.2024

Здравствуйте. Я работаю в гос. учреждении, у нас прописан распорядок (время прихода, ухода, время обеда). Из всех работников предприятия этот распорядок соблюдают единицы. Общая масса приходит, когда хочет, обедает во сколько хочет и так далее. Я переплаты одного подразделение в другое и у меня с начальником начался конфликт. Он не мог загрузить меня работой и начал командовать мной в плане распорядка. Если раньше я ходила обедать с друзьями с моего предприятия, то сейчас не могу, так как начальник заставляет идти обедать тогда, когда хочет он ( и это не обязательно время, прописанное в распорядке учреждения). Иногда я, как и многие на нашем предприятии, прихожу чуть позже, чем прописано нашим распорядком, но и ухожу, соответственно позже. Стараюсь отработать часы. Из-за того, что мне не разрешает мой начальник обедать, когда идут другие, чувствую себя ущемлённой. Но стараюсь слушаться. Но начальник поставил целью уволить меня, видимо. Периодически оскорблял неприятными мне словами (хамка, позорница и бронил о том какой я плохой человек и так далее, что тоже меня унижает). У меня вопрос, у меня есть только выход полностью подчиниться распорядку, иначе он имеет право меня уволить? Полностью ли я не права и как можно защититься в такой ситуации, если он действительно напишет докладную и решит уволить за неисполнение внутреннего распорядка. Действительно ли я должна единственная из всего предприятия ходить на обед по распорядку, чувствуя себя ущемлённой, иначе меня могут уволить?

Вы обязаны соблюдать распорядок дня. Он обязателен как для Вас так и для Вашего руководства.

Если Ваш работодатель будет нарушать Ваши права, Вы вправе обратиться письменно с жалобой к вышестоящему руководству или в Государственную инспекцию по труду.

Если Вас обоснованно в установленном порядке будут привлекать к дисциплинарной ответственности то смогут уволить за систематические нарушения.

Вы вправе указывать уважительность причин нарушения распорядка дня в своих объяснениях, которые с Вас обязан брать работодатель.

За нарушение порядка привлечения Вас к дисциплинарной ответственности, Вы сможете оспорить Ваши взыскания и увольнение.

Обжаловать взыскания необходимо в срок не позднее 3-х месяцев, увольнения в месячный срок.

Трудовой кодекс

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.


Зачастую организация терпит убытки и неприятности из-за ошибок или невнимательности работников. Если работники не несут материальную ответственность, за совершенный проступок к ним обычно применяют только дисциплинарное взыскание, которое, как правило, не имеет должного воздействия.

Как максимально дисциплинировать провинившихся работников? Можно наказать их руководителя! Руководитель отдела воспринимает выговор несколько иначе, чем рядовой работник-исполнитель. Повторное получение выговора на ответственной должности может стоить работы. Во избежание наказания за чужие ошибки руководитель подразделения будет намного жестче и точнее контролировать деятельность своих подчиненных и строже с них спрашивать — что, в сущности, является его прямыми обязанностями.

ЗА ЧТО НАКАЗЫВАТЬ МОЖНО, А ЗА ЧТО НЕЛЬЗЯ?

Безусловно, наказывать руководителя подразделения можно только за неисполнение или ненадлежащее исполнение им как работником возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 ТК РФ), то есть за:


недолжный (ненадлежащий) контроль за подчиненными;


неправильную организацию работы отдела (формирует как отдельный состав правонарушения только руководителя, так и применяется к ситуациям выявленных нарушений со стороны его подчиненных);


неправильное распределение обязанностей, планов и задач между работниками отдела, приведшее к нарушениям и ошибкам отдела;


непроведение инструктажа подчиненных, ознакомления с локальными актами, инструкциями, касающимися деятельности отдела;


другие действия, взаимосвязанные с выявленным нарушением дисциплины работников вверенного отдела.

Порой довольно сложно уловить грань между правомерным и неправомерным наказанием руководителя подразделения. В некоторых случаях кажется, что руководитель ни в чем не виноват и при всей аккуратности и осмотрительности он никак не мог предотвратить проступок своих подчиненных. На деле оказывается, что руководитель за ненадлежащий контроль за подчиненными наказан правомерно (пример 1).

Исходя из приведенного выше перечня ситуаций, неправильным будет наказание руководителя отдела, например, за:


разовое опоздание, допущенное работником его отдела, ознакомленного при приеме на работу с Правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР), графиком работы и условиями его трудового договора;


невыполнение конкретным работником служебного задания в установленный срок при надлежащем контроле со стороны руководителя;


неосуществление контроля в тот временной период, когда на него как на руководителя еще не была возложена обязанность по контролю за работой подчиненных работников (пример 2).

Наказание руководителя отдела может быть спорным в тех случаях, когда он письменно информировал руководство организации о нарушениях в своем отделе, но высшее руководство (директор предприятия) не отреагировало на эту информацию. В таком случае вызывает споры то, что руководитель отдела обладает ограниченными полномочиями: контролировать, давать указания подчиненным, однако применять наказание он к ним не может. Поэтому при выявлении нарушений он имеет право только проинформировать о них высшее руководство.



Н. В. Пластинина, юрист

Здравствуйте. Я работаю в гос. учреждении, у нас прописан распорядок (время прихода, ухода, время обеда). Из всех работников предприятия этот распорядок соблюдают единицы. Общая масса приходит, когда хочет, обедает во сколько хочет и так далее. Я переплаты одного подразделение в другое и у меня с начальником начался конфликт. Он не мог загрузить меня работой и начал командовать мной в плане распорядка. Если раньше я ходила обедать с друзьями с моего предприятия, то сейчас не могу, так как начальник заставляет идти обедать тогда, когда хочет он ( и это не обязательно время, прописанное в распорядке учреждения). Иногда я, как и многие на нашем предприятии, прихожу чуть позже, чем прописано нашим распорядком, но и ухожу, соответственно позже. Стараюсь отработать часы. Из-за того, что мне не разрешает мой начальник обедать, когда идут другие, чувствую себя ущемлённой. Но стараюсь слушаться. Но начальник поставил целью уволить меня, видимо. Периодически оскорблял неприятными мне словами (хамка, позорница и бронил о том какой я плохой человек и так далее, что тоже меня унижает). У меня вопрос, у меня есть только выход полностью подчиниться распорядку, иначе он имеет право меня уволить? Полностью ли я не права и как можно защититься в такой ситуации, если он действительно напишет докладную и решит уволить за неисполнение внутреннего распорядка. Действительно ли я должна единственная из всего предприятия ходить на обед по распорядку, чувствуя себя ущемлённой, иначе меня могут уволить?

Вы обязаны соблюдать распорядок дня. Он обязателен как для Вас так и для Вашего руководства.

Если Ваш работодатель будет нарушать Ваши права, Вы вправе обратиться письменно с жалобой к вышестоящему руководству или в Государственную инспекцию по труду.

Если Вас обоснованно в установленном порядке будут привлекать к дисциплинарной ответственности то смогут уволить за систематические нарушения.

Вы вправе указывать уважительность причин нарушения распорядка дня в своих объяснениях, которые с Вас обязан брать работодатель.

За нарушение порядка привлечения Вас к дисциплинарной ответственности, Вы сможете оспорить Ваши взыскания и увольнение.

Обжаловать взыскания необходимо в срок не позднее 3-х месяцев, увольнения в месячный срок.

Трудовой кодекс

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Статья 392. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Каждый трудоспособный гражданин нашего государства так или иначе связан трудовыми отношениями: он работает, его окружают коллеги и имеется непосредственный руководитель.

Мы проводим большую часть своей жизни на работе, следовательно, хотим видеть вокруг нас благоприятную обстановку во время работы и хорошее отношение с коллегами и руководством. Но, к сожалению, не всегда все гладко и порой начальник хамит и оскорбляет. Как разрешить эту ситуацию?

Почему начальник может орать

Может, он пытается заставить уволиться или просто хам? Рассмотрим разные ситуации.

Устраиваясь на работу, сотрудник ожидает увидеть компетентного начальника, отличного профессионала и просто хорошего человека, который будет координировать и проверять выполненную работу. Но порой все надежды на профессиональное сотрудничество с начальником разбиваются о скалы хамства, криков и оскорблений. А вообще, имеет ли право директор кричать на сотрудника?

Сотрудник, в первую очередь, теряется от таких действий, но, возможно, для такой реакции начальника имеется основание. Как правило, путем такого психологического воздействия начальник пытается добиться увольнения сотрудника по собственному желанию. Таким образом избежав дополнительных разбирательств по поводу необоснованного увольнения со своей стороны.

Сотрудник, испытав на себе психологическое давление, не желает оставаться для продолжения трудовых отношений с этим начальником.

Что грозит руководителю если он орет и оскорбляет сотрудника

Отметим, что принуждение сотрудника к увольнению является основанием для обращения в трудовую инспекцию и проведения соответствующей проверки. В заявлении в трудовую инспекцию необходимо указать место работы, реквизиты трудового договора, свои контактные данные и, при наличии, доказательства оскорблений и унижений (аудиозаписи, письменные доказательства).

А если рассмотреть действия начальника под другим углом? Что, если по своей натуре он хам?

Конечно, терпеть подобное отношение неприятно, но и уволиться из-за хамства начальника и искать работу в период экономического кризиса – тоже поспешное решение. Следует предпринять попытки не обращать внимания на хамское поведение начальника. Возможно, стоит принять этот момент как факт и не принимать хамство на свой счет.

Но необходимо помнить, что если руководитель оскорбляет и унижает вас, то это уже повод привлечь его к административной ответственности.

Какими способами можно решать конфликт с начальством

Как правило, при устранении недочетов в трудовой деятельности сотрудника работодатель больше не имеет поводов для повышения тона, криков и унижений.

Но, к сожалению, есть случаи, когда противостояние двух сторон трудовых отношений продолжается и сопровождается унижением и оскорблением сотрудника.

Если начальник постоянно оскорбляет

Оскорбление сотрудника на рабочем месте – это действие начальника, которое никак не скажется на лучшей производительности труда сотрудника, не является фактором проявления его профессионализма, но может стать основанием для привлечения его к ответственности.

Что грозит руководителю если он орет и оскорбляет сотрудника

Если начальник оскорбляет и унижает на работе, для начала следует прибегнуть к переговорам, обсуждениям и иным мирным способам разрешения конфликтной ситуации. Есть вероятность, что, выяснив все детали, вы исчерпаете конфликт.

При отсутствии консенсуса следует принять позицию защиты своих прав. Ведь оскорбление и унижение сотрудника – это прямое нарушение Конституции Российской Федерации. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности и преследует данные действия законодательными актами. Оскорбление человека – это и есть унижение его чести и достоинства.

При наличии вышестоящего руководителя над тем начальником, который проявляет по отношению к вам оскорбления и унижения, следует обратиться к нему с жалобой и описать сложившийся конфликт. В случае, если вышестоящее руководство отсутствует и прямое обращение к начальнику не принесло результатов, необходимо обращаться в следующие инстанции:

  • трудовая инспекция;
  • полиция;
  • прокуратура;
  • суд.

При направлении обращения в вышеуказанные инстанции, как правило, сначала проводится проверка на предмет нарушения прав, а при подтверждении факта нарушения виновная сторона привлекается к ответственности согласно действующим нормативно-правовым актам.

Как доказать факт оскорбления

Одно из ключевых обстоятельств при написании обращения — это доказательственная база. Для доказательства оскорбления и унижения сотруднику необходимо представить:

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи;
  • письменные документы;
  • свидетельские показания.

При наличии факта письменного оскорбления следует приложить эти письма, записки. Как правило, оскорбления сопровождаются произнесением слов, унижающих честь и достоинство лица. Неоднократные сопровождающие унижения нужно записать на диктофон или указать в заявлении свидетелей.

В заявлении необходимо указать данные обратившегося, контактные данные для связи, описание конфликтной ситуации, доказательства оскорбления и унижения, контактные данные начальника.

Ответственность и санкции к начальству

Сотрудник, претерпевая неоднократные унижения и оскорбления, хамство и предвзятое отношение, в конечном итоге желает скорейшего разрешения конфликта и привлечения обидчика к ответственности.

После обращения в вышеуказанные органы за защитой своих прав начинается процесс рассмотрения ситуации, изучение представленных доказательств и при наличии нарушения прав сотрудника привлечение к ответственности.

Согласно нормам действующего законодательства, работодатель за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности (КоАП РФ ст.5.61). Данная норма предполагает применение штрафа от 10 000 до до 30 000 рублей.

Что грозит руководителю если он орет и оскорбляет сотрудника

Разрешение конфликтной ситуации между сотрудником и начальником в правоохранительных органах, в трудовой инспекции и в суде происходит в сроки, оговоренные нормативными актами. Необходимо учитывать, что сроки рассмотрения ситуации оскорбления сотрудника разнятся, и порой вопрос привлечения начальника к ответственности долго висит в воздухе.

Согласно действующему гражданскому законодательству, работник может предъявить требования о возмещении морального вреда путем подачи искового заявления в суд. Нормами уголовного кодекса предусмотрена ответственность за угрозу насилием, причинение вреда жизни и здоровью.

Таким образом, если при оскорблении начальник использовал угрозы жизни или здоровью, то необходимо обращаться в полицию с требованием принять меры и привлечь к ответственности работодателя. Образец заявления об угрозе жизни и здоровью вы можете найти по ссылке.

Что же делать, если начальство гнобит на работе? Необходимо действовать и помнить, что привлечь руководителя за его оскорбления и хамское отношение к сотруднику вполне реально и законодательно предусмотрено.

Сложившаяся положительная судебная практика по привлечению к ответственности руководителя за вышеуказанные действия подтверждает то, что закон на защите нарушенных прав сотрудников. Конечно, случаи обращения единичны, но их решения – в пользу работников.

Заключение

Экономический кризис еще больше привязывает сотрудников к своей работе, несмотря на неблагоприятные условия труда. Один из краеугольных камней – напряженные отношения с руководителем. Работник терпит неоднократные оскорбления и унижения.Так почему начальники унижают подчиненных? Причин, как оказалось, много. Но ни одна из них не дает повод работодателю оскорблять и унижать работников.

Настоятельно рекомендуем при возникновении подобных ситуаций сначала провести мирные переговоры с руководителем и выяснить причины. Если указанные меры не принесут результатов, то можно смело обращаться в полицию, суд и иные инстанции для защиты своих прав.



Многие из нас находились в ситуации, когда на себе ощущалась предвзятость руководства. Это не только не приводит к профессиональному успеху, но и часто становится причиной для поиска новой работы. Чтобы предотвратить эту несправедливость, необходимо предвидеть претензии начальства и постараться правильно реагировать на такое обращение со стороны своего босса. Опытные специалисты подскажут, как это сделать.

Будьте на шаг впереди своего босса


Если вы заметили, что ваш начальник постоянно пытается заранее узнать о выполненном вами задании (спрашивает, все ли готово, или старается побыстрее передать поручение другому человеку), нужно действовать следующим образом:

  1. Посмотрите, находится ли проблема под вашим контролем. Например, если вы неоднократно пропускали сроки выполнения заданий или добровольно соглашались взять больше, чем вы можете сделать, срочно избавьтесь от этих недостатков.
  2. Постарайтесь предугадать, когда именно ваш босс обратиться к вам за отчетом. Это продемонстрирует инициативу и ответственность с вашей стороны. В конечном счете, недостаток доверия обычно происходит из чувства страха. Так вы решите эти страхи прежде, чем начальник о них подумает, и сможете завоевать доверие.

Найдите способы сделать вашу работу особенной


Если ваш начальник не хвалит вас даже тогда, когда вы этого заслуживаете, подумайте о том, что ваш босс может быть завален другими обязанностями или глубоко погружен в собственный проект.

Но если отсутствие похвалы является неприятным, найдите способ сделать вашу работу более заметной для руководителя. Принимайте участие в проектах, которые оказывают большее влияние на коллектив, и где ваша работа не сможет остаться незамеченной для босса. Кроме того, узнайте, что ваш начальник считает достойным признания. Поговорите с ним, чтобы узнать, как он определяет формулу вашего успеха.

Переключите внимание на работу


Возможно, вы - не один из фаворитов вашего босса, но это не должно повлиять на вашу работу. Несмотря на то что очень печально находиться в среде, где только несколько ценных сотрудников привлекают желанное внимание начальника, ваша работа в конечном итоге делает вас ценными, и именно это может изменить восприятие вас людьми. Постарайтесь стать более квалифицированным специалистом и занять достойное место лучшего из работников.

Выясните причины игнорирования начальства


Отсутствие встреч и разговоров - один из самых явных признаков того, что отношения с вашим боссом могут нуждаться в некотором сглаживании. Если вы не можете точно определить причину, по которой не участвуете в совещании команды, самое время поговорить с вашим руководителем. Постарайтесь сами инициировать встречу, придя к нему в кабинет, встретив его в коридоре или пригласив на чашечку кофе в обеденный перерыв. Лучше сразу напрямую выяснить, что именно вы сделали не так и что необходимо сделать, чтобы ваш голос принимался во внимание.

Создайте себе репутацию


Если начальник вас не слушает и игнорирует ваши идеи, найдите человека, который сможет за вас поручиться. Это не значит, что вам нужно быть неискренним и нести свои идеи к высшему начальству. Вместо этого, найдите в своей компании людей, которых уважает начальник, представьте им свою идею и получите подтверждение. Будут ли это ваши коллеги или авторитетные представители других компаний, не имеет никакого значения. Главное, чтобы они имели контакт с боссом и могли донести до него вашу идею.

Не принимайте все на свой счет


Если ваш начальник говорит на совещаниях о вас повышенным тоном (при этом вы не сделали ничего плохого), не нужно воспринимать это, как личное оскорбление. Возможно, у него просто такой голос или плохое настроение. Руководство часто не контролирует свои эмоции, особенно в ситуациях, когда что-то не получается. Постарайтесь воспринимать все спокойно и снисходительно.

Добивайтесь повышения по службе


Если вы чувствуете, что заслуживаете повышения, или не ощущаете справедливой компенсации за свои труды, обратитесь в отдел кадров или к другому начальству. Выясните, есть ли законная причина для вашей задержанной зарплаты или отсутствия карьерного роста и как это можно изменить. В общем, разговоры о деньгах могут быть одними из самых неудобных для вашего работодателя, но они необходимы. Постарайтесь найти того, кто сможет помочь вам получить ожидаемые результаты.

Постройте личные отношения


Работайте над построением личных отношений с вашим боссом. Постарайтесь найти время, чтобы вместе перекусить или выпить кофе. Знакомство с вашим начальником на личном уровне может значительно улучшить ваши рабочие отношения. Он сможет узнать ваши личные качества и поменяет свое предвзятое отношение на искреннее расположение. Если вы научитесь ладить со своим начальником, это может помочь вам работать более эффективно.

Читайте также: