Как бороться с прокрастинацией на работе

Обновлено: 16.05.2024

Прокрастинация – это склонность откладывать важные дела на потом в угоду менее важным, что приводит к жизненным проблемам и сопровождается неприятными переживаниями вины и стыда.

Еще пример: вы решили сменить жилье, вам есть где жить, но вы планируете родить второго ребенка в ближайшей перспективе. Было бы здорово найти вариант в строящемся доме. Так дешевле и выбор больше. Можно будет продумывать дизайн, зная планировку. Но это такая далекая перспектива. Сегодня есть чем заняться, и завтра, и через месяц. В итоге вы приступаете к покупке квартиры на 5 месяце беременности. Жильё дороже, все крутые этажи и планировки расхватали в первую очередь.

Все эти примеры красочно иллюстрирует знакомое многим состояние прокрастинации. Рассмотрим подробнее причины и то, как можно совладать с данным состоянием.

Прокрастинация: причины и способы

Одной из главных причин прокрастинации является перфекционизм – убежденность в необходимости достижения 100% результата. Перфекционистстские установки порождают страх неуспеха, а прокрастинация выступает как средство совладания с тревогой, как защитный механизм.

Но не только страх неудачи может быть причиной прокрастинации, но и боязнь успеха. Вернее, тех перемен, которые этот успех принесет. Это могут быть смена работы, переезд в другой город, проблемы с мужем, который станет зарабатывать меньше супруги и пр.

Низкая мотивация и протестные реакции (пример с написанием статьи) также приводят к откладыванию дел на потом, так же как отсроченность вознаграждения (пример с поиском квартиры – приложить усилия нужно сейчас, а вознаграждение будет очень нескоро).

Существует множество способов прокрастинировать – пойти поесть или заняться домашними делами, серфинг в интернете, проверка почты и множество прочих вариантов.

прокрастинация

Прокрастинация и методы работы с ней

Разрешаюшие мысли могут быть разными, например: я не могу работать без вдохновения, у меня еще куча времени, не могу ничего делать в бардаке.


После выявления триггеров важно исследовать последствия подобного откладывания – в семье, на работе или учебе, в виде неприятных эмоций, влияние на самооценку. К тому же, у прокрастинации есть важная особенность – то время, которое вы на нее отводите, нельзя считать отдыхом, даже если в этот момент вы занимаетесь тем, чем занимаетесь во время отдыха. Это происходит потому, что вина, стыд и тревога омрачают это время, вызывают напряжение и не дают расслабиться.

Четкое понимание причин и последствий прокрастинации повышает уровень осознанности проблемы и мотивацию на ее преодоление.

Борьбу с прокрастинации важно начинать с планирования дня: составление списка дел и четкое следование ему, при этом важно, чтобы в расписании было заложено время на отдых и заботу о себе. Отсутствие ресурсов для выполнения задач также может стать причиной прокрастинации.

Правила борьбы с прокрастинацией

Правила, приведенные ниже, помогут вам выполнять дела вовремя и не откладывать их в долгий ящик.

  1. Худшее – сразу. Как говорится, лягушку нужно есть с утра, т.е. самое сложное или неприятное дело лучше сделать сразу, чтобы оно не омрачало настроение тревожным ожиданием.
  2. Не стремитесь сделать все идеально. Часто работу следует сделать достаточно хорошо. Погоня же за недостижимыми вершинами приведет к снижению мотивации.
  3. Используйте таймер. Существуют специальные приложения для борьбы с прокрастинацией – Flat Tomato, Focus To-Do. Суть их заключается в технике помидора. Название эта техника получила от кухонного таймера в виде помидора. Суть метода в том, что вы выставляете таймер на 25 минут, после – 5 минут отдыха. Так 4 круга, после которых следует большой перерыв. Главное условие – в процессе этих 25 минут ни на что не отвлекаться!
  4. Устанавливайте дедлайны для всего. Если у дела нет конечного срока, оно может длиться бесконечно.
  5. Соблюдайте режим труда и отдыха. Отдых дает возможность восстановить ресурсы. Нет ресурсов – нет сил – организм саботирует работу.
  6. Объективно оценивайте свое время. Если беретесь за все и сразу, в определенный момент дел станет столько, что вы засомневаетесь в реалистичности все их завершить и … пойдете смотреть сериал.
  7. Дробите большие цели на задачи. Большая цель кажется недостижимой, тревога возрастает и… вот вы уже смотрите 2 серию.
  8. Вспомнил – пойди и сделай. Есть ряд мелких дел, до которых все время не доходят руки – звонки, ответ на письмо, мелкие покупки. Этот принцип помогает решить эти задачи здесь и сейчас.
  9. Помните про похвалу и вознаграждение. Положительное подкрепление лучше формирует новое поведение. Перестаньте ругать себя, когда что-то не получается. Начните хвалить себя за успехи!

Вероятно, что вы нуждаетесь в дополнительных знаниях о причинах вашей прокрастинации. Специалист поможет разобраться в истоках проблемы и совместно с вами разработает стратегию помощи – проработает дисфункциональные идеи, развеет мифы о прокрастинации, составит план формирования поведения без откладывания.

Прокрастинация – частый повод для обращения к специалистам. Хорошая новость в том, что это проблема хорошо поддается коррекции.

Прокрастинация не так проста, как кажется. В одних случаях она мешает нам работать, в других — мобилизует и бодрит. Бесконечное откладывание дел может быть связано с повышенной тревожностью, бунтом против культа успеха. А иногда привычка оставлять всё на потом развивается из-за работы под началом неумелого руководителя. Разбираемся, какие виды прокрастинации существуют, как с ней бороться — и как использовать ее себе во благо.


Самый важный критерий — ощущения человека: мешает ли постоянное откладывание дел в повседневной жизни, препятствует ли работе и отдыху? Если это состояние становится навязчивым и вредит вам — возможно, пришла пора что-то менять. Но есть и хорошая новость: даже высокий уровень прокрастинации отнюдь не всегда означает необходимость немедленных перемен.

Прокрастинация: откладывание дел и решений

Однако более позднее расследование показало, что такой книги на самом деле не существует, а сложную шутку Кнауса никто не понял: ирония в том, что труд о прокрастинации так и не был завершен. (Стоит ли говорить, что и статья, которую вы сейчас читаете, готовилась почти два месяца вместо обычных двух недель.)

В 1993 году психологи выделили несколько типов прокрастинации в соответствии со сферами жизни, где она может проявляться:

— бытовая — откладывание ежедневных дел по дому, таких как мытье посуды, покупка продуктов и т. д.;

— академическая — знакома почти каждому школьнику или студенту, когда домашнее задание выполняется на перемене перед уроком, а ночные бдения перед экзаменом и вовсе стали классическим сюжетом;

— прокрастинация в принятии решений , в том числе по малозначащим вопросам;

— невротическая — возникает в ситуации неопределенности и связана со страхом принимать особенно важные решения, например о покупке недвижимости или вступлении в брак;


Спустя несколько лет эту классификацию немного упростили, разделив прокрастинацию на два основных типа: избегание принятия решений и откладывание выполнения заданий .

В дальнейшем исследователи разделились на две группы. Первые сосредоточились на диагностике прокрастинации и определении ее причин, вторые — на изучении краткосрочных и долгосрочных последствий этого явления.

Почему мы боимся прокрастинации

У стратегии откладывания дел есть и явные, и не вполне очевидные минусы.

Рваный ритм работы становится нормой и влечет ряд негативных последствий, таких как тревога, депрессия, комплекс неполноценности. Исследователи отмечают отрицательное влияние прокрастинации на профессиональную деятельность: снижается работоспособность, падает качество, замедляется карьерный рост. Ухудшается и физическое состояние — любители откладывать всё на потом чаще страдают от сердечно-сосудистых, хронических заболеваний (астма, диабет и т. д.).

Не лень, а перфекционизм

И общество в целом, и психологи, изучавшие феномен прокрастинации, долгое время считали ее негативным качеством, от которого необходимо избавляться как можно скорее. Это явление легко спутать с апатией, безволием, ленью или инфантильностью.

Однако исследования показали, что всё не так однозначно. Академическая прокрастинация, действительно, в большей мере присуща отстающим студентам, а вот профессиональная — перфекционистам, стремящимся любую мелочь в своей работе довести до идеала!

Такие люди бесконечно откладывают дела главным образом из-за того, что сомневаются, удастся ли им показать достойный результат и избежать провала.

Помимо перфекционизма, возникновению этой тревоги способствуют и другие личностные черты:

— базовая тревожность , постоянные сомнения в безопасности принятых решений, выбранного пути и мира в целом;

— низкая самоэффективность , то есть неуверенность человека в том, что он достаточно компетентен для решения поставленной задачи;

— слабая саморегуляция — непонимание собственных потребностей и нужд, неумение отделить внешние ценности и цели от внутренних;

Свою отрицательную роль играют и некоторые внешние условия:

— ожидание социального неодобрения или санкций по итогам выполнения работы;

— жесткий дедлайн , установленный заказчиком, а не самим исполнителем;

— несоответствие условий работы системе мотивации сотрудника;

— принятое в обществе представление о прокрастинации как о норме .

Получается, в прокрастинаторы можно попасть по двум причинам: из-за нерешенных внутренних конфликтов или из-за неумело организованных условий работы.


Прокрастинация защищает от давления культа успеха

Однако существует и другой, вполне оптимистичный взгляд на прокрастинацию. По мнению тех, кто придерживается такого мнения, у этого явления есть свои плюсы.

Например, ряд исследователей считает эффект откладывания адаптивным механизмом, позволяющим человеку сохранить ресурсы в условиях бесконечной гонки, которые диктует повсеместно пропагандируемый культ успешности.

Похожий механизм действует при неэффективной организации труда. Если люди часто сталкиваются с требованием вновь и вновь переделывать уже выполненную работу, промедление в исполнении распоряжений становится способом (осознанным или не очень) сократить количество бесполезно расходуемых усилий.

В самом деле, занятия, приносящие удовольствие и отдых, будь то чтение хорошей книги или свидание с любимым человеком, мы чаще не только не откладываем, но и всячески стараемся приблизить.

Активная прокрастинация как осознанная стратегия

В последние десятилетия изучается феномен активной прокрастинации, когда люди намеренно затягивают выполнение заданий, предпочитают работать под давлением и получают удовлетворение от решения задач в последнюю минуту.

Активные прокрастинаторы , в отличие от пассивных, способны четко ставить цели и определять сроки своей работы, но принимаются за дело, только когда приближается дедлайн.

При этом качество работы, выполненной в авральном режиме, может быть даже выше по сравнению с результатами того же человека, когда он трудится в размеренном ритме.

Подобная стратегия свойственна людям, обладающим высокой самоэффективностью — уверенным в том, что у них достаточно навыков и знаний для достижения их целей. В стрессовой ситуации они предпочитают решать проблемы без лишних эмоций и не избегать столкновений с трудностями.

Так что перед тем, как избавляться от синдрома откладывания на потом, нужно выяснить, действительно ли он мешает жить или, наоборот, это выигрышная стратегия, повышающая вашу эффективность? Определить, какая у вас прокрастинация — активная или пассивная, — поможет короткий тест (доступен на английском в этой статье).

Возможна ли жизнь без прокрастинации?

Если рассматривать прокрастинацию как защитный механизм психики, то мы должны признать, что она нам так же необходима, как, например, боль или сон.

Экстренная помощь от прокрастинации

В краткосрочной перспективе, когда преодолеть прокрастинацию нужно немедленно, решить проблему помогают следующие приемы:

1. Съесть слона по кусочкам. Разделить большое задание, уже один объем которого внушает ужас, на несколько этапов, занимающих полчаса-час. Например, вместо того чтобы сделать генеральную уборку во всей квартире, можно выполнять локальные задачи: подмести пол, навести порядок в шкафу, протереть кухонные поверхности, — перемежая их осознанным отдыхом или вообще распланировав процесс на несколько дней.

Когда легкие задачи уже выполнены, часто включается механизм послепроизвольного внимания, и человек сосредоточивается на работе как бы по инерции, это происходит само собой.

Например, перед тем как взяться за содержательную часть дипломного проекта, можно заняться механической работой: настроить поля и шрифт, оформить по ГОСТу библиографические ссылки — и незаметно для себя написать несколько параграфов добротного текста.

4. Исключить отвлекающие факторы. Для преодоления прокрастинации бывает полезно сменить обстановку, чтобы не возникало соблазна переключиться на другие занятия. Например, вместо удаленной работы из дома (где каждую секунду на глаза попадаются напоминания о невыглаженном белье, неубранных крошках, несделанной перестановке и прочем) можно пойти с ноутбуком в коворкинг или кафе, где сосредоточиться будет намного проще.

5. Воспользоваться приемами самомотивации. Пообещать самому себе что-нибудь приятное сразу после выполнения давно откладываемого дела. Так, за каждый параграф диссертации можно вознаграждать себя, откладывая небольшую сумму на специальный счет, а после завершения всей работы отпраздновать в кафе или целый день посвятить расслаблению и отдыху.


Как реорганизовать жизнь и не забыть о своих потребностях

В среднесрочной перспективе — от нескольких месяцев до нескольких лет — стоит пересмотреть собственное отношение к работе и внести изменения в организацию труда.

Положительный эффект в борьбе с прокрастинацией дают тренинги по управлению временем, на которых обучают ставить цели, правильно определять приоритеты при наличии нескольких задач, планировать отдых и работу с учетом собственных биоритмов. Если получится перестроить график так, чтобы активная деятельность приходилась на самые продуктивные часы, то количество отложенных дел (результат пассивной прокрастинации) можно заметно сократить.

И наконец, стратегическое решение проблемы прокрастинации — изменение отношения к делам, отдыху и себе.

Для этого придется самому или вместе с психологом разобраться, что именно вызывает желание постоянно откладывать важные дела: страх неудачи? отвращение к собственной работе? чувство бесполезности и беспомощности? общий упадок сил и эмоциональное истощение?

Решение проблемы зависит от ответа на этот вопрос. Не исключено, что понадобится пройти курс лечения — например, в случае астенического или депрессивного расстройства. Либо кардинально сменить сферу профессиональной деятельности. А может, достаточно будет отказаться от части рабочей нагрузки в пользу хобби, которым давно хотелось заняться, но всё как-то не получалось.

Но есть и еще один путь: возможно, с прокрастинацией просто стоит перестать бороться?

Может быть, больше всего на свете вам нравится просто растить цветы, ловить волны на доске для серфинга или танцевать линди-хоп! Когда желанный образ жизни обретет в вашем сознании четкие контуры, подумайте, как к нему идти, — и понемногу двигайтесь в нужную сторону.

Вы постоянно откладываете дела на потом? И так продолжается уже достаточно долго? Многие склонны к такому поведению: переключаются на альтернативную деятельность, оттягивая основное задание. Рассмотрим как бороться с прокрастинацией, что предпринять для ее устранения.

Что такое прокрастинация: простыми словами

Прокрастинация — это состояние, при котором возникает отказ от незамедлительного выполнения поставленной задачи. Сопровождается хроническим откладываем принятия решений. Люди, которые столкнулись с такой проблемой, осознанно теряют драгоценное время, отведенное для решения важных задач. Постоянно успокаивают себя тем, что работу можно будет выполнить завтра. Прокрастинаторы начинают проявлять активный интерес к другим темам: философия, природа, политика, строение вселенной.Такое явление способно полностью парализовать начальные шаги. Подсознательно организм защищается от более серьезных, крупных задач.

Изучением психологического аспекта этого состояния ученые занимаются с XX века. Пришли к выводу, что прокрастинация является некой ментальной ловушкой, которую контролирует эго. Это позволяет оставаться в привычной зоне комфорта. Прокрастинацию классифицируют на бытовую, стратегическую, невротическую, компульсивную, академическую.

последствия прокрастинации

Во многих странах прокрастинацию считают привычкой. В Англии даже есть Национальная неделя прокрастинации: принято, привычную несрочную деятельность, чтобы отдохнуть, побыть в настоящем моменте. Там же существует день борьбы с этой проблемой. Ученые проводили исследования и выяснили:

  • у людей, которые постоянно откладывают важные дела более низкая заработная плата, уровень жизни;
  • более высокая подверженность различным заболеваниям, включая сезонные: грипп, ОРВИ; , психоэмоциональное напряжение, неудовлетворение.

Более 85% опрошенных признаются, что склонны оттягивать время прежде, чем приступят к работе.

Лень и прокрастинация — одно и то же?

Лень является состоянием, когда не хочется выполнять определенные задачи. Лениться — означает избегать трудовой и умственной деятельности. Отличительные характеристики:

  • Прокрастинаторы откладывают важные задания, выполняют их перед дедлайном.
  • Прокрастинирующий человек длительное время колеблется перед выполнением важного задания: переживает о возможных неблагоприятных последствиях.

Различен поведенческий стереотип:

  • лентяй не испытывает чувства вины;
  • прокрастинатор переживает, склонен к самоедству из-за сорванных сроков.

Лентяй сразу отказывается от выполнения работы. Прокрастинатор находит множество причин отложить работу.

Признаки прокрастинации

Обнаружить прокрастинацию несложно. Для этого учитывают общее состояние перед выполнением поставленной задачи:

  • стремительное падение уровня энергии;
  • желание заняться другой деятельностью;
  • страх сделать первых шаг;
  • внутреннее сопротивление;
  • стремление к перфекционизму.

Прокрастинация неминуемо сказывается на состоянии здоровья. Такие люди сталкиваются с физическими недугами. Повышается температура тела, тошнит, болит голова. Это психосоматические проявления — указатели внутреннего дискомфорта.

Причины откладывания дел на потом

  • неправильно расставлены приоритеты;
  • нет определенной глобальной цели;
  • неуверенность, отсутствие знаний, навыков;
  • страх провалить задание;
  • подсознательный страх успеха: выводит из зоны комфорта;
  • предстоящая задача кажется слишком масштабной, сложной.

Как побороть прокрастинацию и перестать откладывать дела?

  • Осознать проблему;
  • Найти причину ее возникновения;
  • Составить план действий;
  • Следовать четкому плану.

Осознайте свою проблему

Найдите свою основную причину

Чтобы найти причину проанализируйте собственные ощущения. Что вы чувствуете, когда приступаете к решению важных заданий? Страх, раздражение, внутреннее беспокойство? Осознав, чем обусловлена прокрастинация, легче перейти на новый уровень развития, улучшить материальное положение.

Составьте план действий в борьбе с проблемой

Пошаговый план как побороть прокрастинацию

Перед выполнением задачи оценивают ее объем. Это помогает осознать, что процесс будет логически завершен. Психологи рекомендуют планировать, соблюдать тайм-менеджмент, большие задачи разбивать на более мелкие, начать с выполнения самой неприятной, трудоемкой работы. После выполнения каждой задачи вычеркивать ее из блокнота. Это создает дополнительную мотивацию для дальнейшего движения по списку.

Записывайте все свои задачи в блокноте

Переводите проблемы в задачи, фиксируйте в ежедневник/блокнот. Специалисты учат нас ранжировке в порядке важности. Вписать сначала самые сложные задачи, которые при первом рассмотрении выполнить очень сложно, не имеющие сроков выполнения. Постепенно перейти к более легким заданиям со сроками. Выполнять начинают по порядку сверху вниз по списку, в приоритетности от сложных заданий к более легким.

как побороть прокрастинацию

Разбейте их по приоритетности

Разбивайте задачи по приоритетности, определяя сроки их выполнения. Множество людей склонны пользоваться мотивационными техниками. Иногда достаточно учитывать собственные желания, потребности. Не забывайте про себя, делайте перерывы 15-20 минут, чтобы не спровоцировать физический и эмоциональный дискомфорт.

Устанавливайте сроки выполнения каждого дела

Важно устанавливать сроки. Легкие, пятиминутные задачи выполняют сразу. Это помогает сразу включаться в процесс, избегая болтовни. Насколько возможно придерживайтесь графика.

Большие задачи разбивайте на более мелкие

Одной из главных причин, по которой люди постоянно борются с прокрастинацией — стоящие задачи кажутся слишком большими, сложными. Проще приступить к проекту, когда стоят простые, легко выполнимые цели:

  • прочитать 1 главу из учебника;
  • выучить 5-10 новых слов.

Это простые задания, которые под силу каждому, не требующие временных затрат, приближающие к цели. При ежедневном выполнении нескольких небольших задач, возникает чувство удовлетворения, счастья.

Выполняйте сначала самые неприятные для вас процессы

С самого утра приступайте к выполнению самых сложных, неприятных вопросов. При этом сохраняйте внутреннее спокойствие, оградите себя от любых отвлекающих факторов. Дальше вам будет гораздо легче и приятнее приступить к более простым заданиям, ощутить полное внутреннее удовлетворение.

Избавьтесь от всех отвлечений

Рекомендовано заранее нивелировать воздействие всех отвлекающих факторов:

  • выключить звук на телефоне.
  • закрыть окна, двери, переместиться тихую часть жилища;
  • попросить близких и окружающих людей не отвлекать от работы.

Можно воспользоваться музыкой, аромамаслами для повышения концентрации внимания, усидчивости. Помогает смена обстановки, медитация, перекус. Полностью подготовившись, можно приступать.

Пользуйтесь правилом Паретто 20/80

Правилом Паретто 20/80 названа закономерность, выведенная ученым Вильфредо Парето. Ученый обнаружил: 80% результатов достигается за счет приложения 20% усилий. Это правило работает при сопутствующих занятиях решением бытовы вопросов: полив растений, разбор ящика стола. Помогает отключить сети интернет, перебраться в тихое место, где нет людей. Избегайте траты времени на те задачи, которые приносят очень мало результата. Если возможно, откажитесь от них вообще.

Делайте мелкие задачи максимально быстро

Важно выполнять мелкие задачи максимально быстро. Осознание выполненного возвращает большое количество энергии. Человек, который много успевает в течение дня, чувствует вдохновение, подъем, готов к новым свершениям. Не забывайте мысленно хвалить себя, концентрироваться на том, как много вы уже успели сделать. Это помогает предотвратить депрессию, преодолеть неуверенность в себе. Также материализуйте для себя результаты своей деятельности, особенно если вы занимаетесь интеллектуальным трудом.

Пользуйтесь таймером

Используйте таймер, чтобы эффективно отслеживать время. Уделите поставленной задаче 20 минут, сделайте это качественно. Если появилось вдохновение, уделить процессу столько же времени.

Не пытайтесь сделать все идеально

Людям перфекционистам часто приходится бороться с ленью и прокрастинацией. Желание сделать совершенным даже самые мелкие детали проекта могут сорвать срок его сдачи. Перфекционизм вызывает стресс, перманентное неудовлетворение полученным результатом. Люди, которые не могут сделать работу “идеально” начинают прокрастинировать чаще, чем остальные. Разражаются, паникуют, беспокоятся. Чтобы избежать такой проблемы, снижайте градус ожидания от конечного результата.

Меньше думайте, больше практикуйте

Известная всем поговорка “глаза боятся, руки делают”. Самое сложное — это начать. Многие настолько боятся неудачи, что что избегают интересных проектов. Иногда проще сделать, потерпев неудачу, чем никогда не попробовать. По мере выполнения задания будут нарабатываться необходимые навыки, знания, можно достичь больших высот.

Простой способ перестать откладывать дела на потом: меньше думать, больше практиковать. Обращайтесь за поддержкой к профессионалам, больше общайтесь с единомышленниками. Перенимайте опыт, практикуйте. Когда вы заняты интересным, любимым занятием, понятие “прокрастинации” быстро трансформируется.

Научитесь концентрироваться на одном деле

Важно научиться концентрироваться на поставленной задаче. Чтобы не откладывать дела на завтра уберите гаджеты подальше, выключите звук на телефоне, полностью включиться в рабочий процесс. Максимальная концентрация принесет плоды: вы справитесь гораздо быстрее, будете чувствовать максимальное внутреннее удовлетворение. Идеально, если получается приступить безотлагательно.

Представляйте конечный результат

Многих вдохновляет визуализация конечного результата. После каждой работы человек получает вознаграждение. Это долгожданная покупка для себя, приятный подарок близким, ощущение собственной значимости, чувство собственного достоинства. Такие приятные ощущения, материальные проявления — успех, который ждет каждого, приложившего усилия для решения поставленных вопросов.

Делайте перерывы в работе

Рекомендовано избегать физического, психологического перенапряжения, эмоционального выгорания. Чтобы отвлечься, меняйте вид деятельности. Отведите 40-60 минут выполнению основной работы. Далее — перерыв: зарядка, упражнения для спины/шеи, растирание активных точек по методу акупунктуры, потрите мочки ушей, чтоб взбодриться. Пейте воду: лучшая профилактика обезвоживания организма.

Говорите своим родным, что вы сегодня должны сделать

Лайфхак, который помогает выполнить намеченные на день цели. Вы можете поделиться планами со своими родными и близкими. Это увеличивает чувство ответственности, возникает желание сдержать слово.

Заключение

Последствия прокрастинации могут быть самыми неприятными: человек испытывает стресс, ощущает чувство вины, стыда, снижается работоспособность. Окружающие начинают упрекать, проявлять недовольство. Прокрастинация становится замкнутым кругом. Элементарный менеджмент, признание проблемы, простые усилия для ее решения помогут быстро войти в привычный образ жизни. Наши простые рекомендации помогут повысить работоспособность, улучшить настроение, чувство удовлетворения собой. Человек, который много успевает чувствует гармонию, наполненность.

Банальная ситуация: вам нужно сделать доклад, причем по вполне интересной вам теме, и на это у вас есть целый месяц. Вы – студент, вам нравится узнавать новое, изучать разные дисциплины и успешно учиться. Преподаватель сказал вам, что за хорошо подготовленный доклад вы автоматом получаете зачет во время сессии, и это вас очень даже мотивирует.

В то же время вы знаете, что до сдачи доклада еще месяц впереди, и эта мысль для вас, словно бальзам на душу, ведь вам вовсе не нужно вот прямо сейчас браться за работу. Так проходит неделя, и неплохо было бы взяться за дело, но впереди еще три недели, и эта мысль снова успокаивает – вы все успеете…

Но, во-первых, стоило ли так затягивать, чтобы потом работать на пределе возможностей? Во-вторых, была ли гарантия, что вам удастся написать хорошую работу за столь короткий срок? И, в-третьих, сколько бывает в жизни ситуаций, совершенно не связанных с учебой, когда мы все время откладываем важные дела на потом?

Большая удача, если подобные вещи в вашей жизни – редкость, но есть те, кто становится самой настоящей жертвой своей привычки откладывать что-то важное, и впоследствии сталкивается с серьезными проблемами – увольнением, потерей доверия людей, тщетными надеждами, нереализованными целями, пустой тратой времени и бестолково прожитой жизнью.

Может показаться, что мы сгущаем краски, но такое явление как прокрастинация сегодня прочно вошло в жизнь людей и стало настоящим бичом современности. О первоначальной форме прокрастинации – промедлении – еще примерно в 800 году до нашей эры писал древнегреческий поэт Гесиод, говоря, что нельзя откладывать работу на завтра, и уделом того, кто это делает, становится нищета. О том же говорили древнеримский политик Цицерон и древнегреческий историк Фукидид, а также многие другие люди древности.

Естественно, современный человек мало похож на античного философа или оратора, но проблема осталась, и не будет преувеличением, если мы скажем, что она еще и усугубилась. Несмотря на то, что сегодня никто не ограничивает свободу людей, и каждый из нас практически всегда волен спокойно выбирать, как и во что вкладывать свое время, многие толком-то и понятия не имеют, как использовать эти преимущества.

Что такое прокрастинация?

В своей работе Милграм выделяет пять видов прокрастинации:

  • Ежедневная прокрастинация. Человек откладывает домашние дела, которые необходимо выполнять постоянно.
  • Академическая прокрастинация. Человек откладывает выполнение домашних заданий, переносит подготовку к экзаменам и т.д.
  • Невротическая прокрастинация. Человек откладывает принятие жизненно важных решений, например, свадьбу, рождение ребенка, выбор профессии и т.п.
  • Прокрастинация в принятии решений. Человек откладывает принятие всех, даже самых мелких решений.
  • Компульсивная прокрастинация. Она сочетает в себе прокрастинацию в принятии решений и поведенческую прокрастинацию (ежедневную, невротическую).

Как видите, откладывание дел – это очень хитрый враг, который может поджидать на каждом шагу любого человека. Однако его вполне можно одолеть, но первым, что для этого потребуется, должно стать определение причин, по которым прокрастинация может возникать. Зная о них, побороть промедление станет намного проще.

Причины прокрастинации

Не нужно обладать суперспособностями, чтобы увидеть смысл в перечисленных теориях. По большому счету, одних только их уже вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать, чтобы перестать бесконечно промедлять. Нужно начать прорабатывать свои страхи, избавляться от желания делать все идеально, культивировать в себе позитивное мышление и искать для себя мотивацию во всем, чем бы вы ни занимались.

Как победить прокрастинацию?

И первое, что требуется сделать, чтобы перестать откладывать, – просто перестать откладывать. Между прочим, это тоже является навыком, а развитие любого навыка – это серьезный труд и работа над собой, которой сопутствует напряжение и дискомфорт. Однако каждый шаг на пути к такой благой цели – это маленькая победа над слабостями, которая обязательно принесет плоды в будущем.

Уже упоминавшийся нами Пирс Стил говорит, что если человек начнет отводить на выполнение задач минимум времени, его эффективность станет намного выше. Но тут следует помнить, что у каждой задачи должна быть какая-то существенная награда, и чем быстрее человек выполнит задание, тем быстрее он эту награду получит.

Из сказанного тоже можно сделать вполне конкретные выводы: для преодоления прокрастинации нужно развивать силу волу и формировать привычку переставать откладывать, ставить себе дедлайны, чтобы выполнять работу к намеченному сроку, и этот срок должен быть как можно меньше.

Кроме того, необходимо развивать навыки планирования и приоритизации задач, чтобы лучше понимать, что и когда нужно делать в первую очередь, а что реально можно отложить, более объективно подходить к проведению времени в Интернете и, конечно же, разбираться в себе и своих истинных желаниях, стремлениях и задачах.

10 способов борьбы с прокрастинацией

Тревис Бредберри известен как один из основателей консалтинговой компании TalentSmart (заметим, что ее клиентами являются многие компании из списка Fortune 500). В 2016 году он написал потрясающую статью для журнала Entrepreneur [11 Ways To Beat Procrastination], где предложил 11 способов борьбы с промедлением.

Представляем вам немного переработанное изложение идей Бредберри (ссылку на англоязычный оригинал вы найдете в конце статьи). Итак, чтобы начать преодолевать прокрастинацию, необходимо стать хозяином своего настроения, а сделать это можно, используя соответствующую стратегию. О ней и пойдет речь далее.

Установите причины

Причиной может быть как то, о чем мы уже говорили выше, так и нечто другое, например, неорганизованность, лень, плохое настроение, большая ответственность, даже банальный голод или жажда. Дайте нерабочему настроению всего один шанс, и оно непременно им воспользуется, подбросив вам кучу более интересных и занимательных занятий.

Устраните препятствия

Еще до того, как приступить к делу, вы должны подумать о возможных помехах и составить примерный план их устранения. Допустим, вам на почту прислали задание по проекту, но каждый раз, когда вы собираетесь его посмотреть, вы постоянно отвлекаетесь на другие письма, рассылку или интересную рекламу.

В этом случае вам нужно просто скопировать письмо в текстовый документ или перенести файл в отдельную папку на рабочем столе. Примерно так нужно поступать и с любыми другими помехами. Самое главное – это точно понять, что может начать вас отвлекать. Лучше всего даже составить список помех.

Такое планирование на перспективу позволит вам сохранять концентрацию на важных вещах. Запомните, что намного проще поддерживать фокус внимания на конкретной работе, нежели постоянно отвлекаться и потом снова сосредотачиваться. Данный подход позволит вам еще и намного меньше уставать.

Начинайте работу немедленно

Даже если вы занимаетесь любимым делом, начать бывает очень сложно. Если вы не совсем понимаете, с чего начать, или видите какие-то трудности, вы просто можете сидеть и ничего не делать. Но важно не думать о действиях, а действовать, – вот что отличает продуктивного человека от непродуктивного.

Труднее всего сделать первый шаг – сделать один звонок, написать несколько строк, начертить таблицу для отчета и т.д. Как только вы начнете, вы переступите порог прокрастинации, а это придаст вам энергии для продолжения. Если же вы будете продолжать концентрироваться на сложностях, у вас пропадет всякое желание действовать.

Разделяйте работу на части

К примеру, на написание доклада у вас может уйти 40 часов, но если вы начнете действовать поэтапно, на то же вступление вы потратите всего 2-3 часа. Такими небольшими шагами за две недели вы спокойно напишите свой доклад, занимаясь им лишь несколько часов ежедневно. Огромные проекты сразу перестанут вас пугать, если вы будете работать таким образом.

Создайте подходящую обстановку

Большой помехой на пути к продуктивной работе может служить неподходящая для нее обстановка. Всевозможные отвлекающие факторы запросто могут заставить вас прокрастинировать. К ним относятся разные гаджеты, игровые приставки, телевизор, громкая музыка, а также друзья или родные, мельтешащие рядом.

Старайтесь создавать для работы обстановку, где никто и ничто не будет вас отвлекать. Уберите из поля зрения все, за что не по делу цепляется ваше внимание, попросите домашних или коллег не отвлекать вас в течение нужного вам времени. Чем меньше будет помех, тем легче вам будет сконцентрироваться и начать работать.

Фиксируйте любой прогресс

Не нужно гнаться за конечным результатом, ведь его можно ждать очень долго. Зато маленькие успехи вполне ощутимы, а если вы будете их отмечать, у вас всегда будет подогреваться мотивация. В начале каждого дня или накануне вечером составляйте списки грядущих дел и вычеркивайте их по мере выполнения.

Кстати, отмечая свои маленькие победы, вы будете способствовать формированию новых андрогенных рецепторов в участках головного мозга, отвечающих за мотивацию и вознаграждение. В результате этого организм вырабатывает тестостерон, дающий уверенность в себе и вдохновляющий на новые победы.

Ставьте осуществимые цели

Если вы изначально будете ставить перед собой нереалистичные задачи, это быстро отберет у вас стимул к работе и повергнет в состояние упадка, которое служит серьезной причиной прокрастинации. Чтобы вы могли оставаться на позитивной волне и в бодром состоянии, ваши цели и задачи должны быть выполнимыми.

Следите за мыслями

Хитрость же состоит в следующем: вам нужно научиться переключать свое внимание на нечто отстраненное и позитивное. Не думайте о прокрастинации. Замените это мыслями о положительном результате, маленьких победах, успешном завершении работы и т.п. Внимание фокусируется на том, чего вы хотите, а не на том, от чего вы хотите убежать.

Концентрируйтесь на завершении работы

Когда перед вами стоит сложная задача, начинайте рассуждать логически. Не концентрируйтесь на том, что вам не хочется начинать работу, ведь привычное мышление постоянно будет говорить вам о том, что это сложно, что стоит подождать и начать потом. Не потакайте этому коварному голосу в своей голове.

Вместо этого начните думать о том, как хорошо вы станете себя чувствовать, когда закончите начатое дело, как будете горды собой, какое приятное чувство удовлетворения станете испытывать. В это же время думайте и о том, к чему приведет промедление, какими проблемами это чревато, как вы будете корить себя, когда на работу почти не останется времени.

Не вините себя

Если вы поняли, что оттягиваете выполнение дел, ничего страшного в этом нет. Примите данный факт, расслабьтесь, не переживайте. Просто зафиксируйте его и принимайтесь за работу, беря во внимание все, о чем уже было сказано выше. Все мы люди, и у всех нас есть свои слабости, но задача не в том, чтобы обвинять себя, а в том, чтобы работать над собой.

Таковы советы, предлагаемые Тревисом Бредберри. Думаем, что с учетом тех успехов, которых он достиг и продолжает достигать, к его словам есть смысл прислушаться. Профессионал плохого не посоветует. Но в то же время мы хотим добавить еще кое-что и от себя, и это касается именно психологических факторов.

Учитывайте психологию

Согласно ему, работа заполняет все время, которое на нее отведено. Т.е. если на написание доклада у вас есть две недели, вы, скорее всего, и будете писать его все две недели. И если в процессе есть свободное время, заполняться оно будет самыми разными вещами, но только не работой. Но лучше было бы закончить работу раньше, а затем заняться другими делами.

Следующее – это закон Йеркса-Додсона, о котором вы можете подробно узнать в одноименной статье. Он говорит о том, что наилучших результатов человек достигает, когда его мотивация находится на среднем уровне, т.е. когда она не слишком мала и не слишком высока. При низкой мотивации вы просто ничего не будете делать, а при чрезмерной станут хуже результаты.

Уровень активности и напряжения становится настолько высок, что в работе наступают разлады и эффективность падает. Если оценивать мотивацию по шкале от 1 до 10, то для сложных задач подходит мотивация в 2-3 балла, для средних – мотивация в 5 баллов, а для простых – мотивация в 7-8 баллов и даже выше.

И как раз насчет мотивации полезно учитывать еще и информационно-потребностную теорию П. В. Симонова (о ней мы писали здесь). Есть формула: Э = П*(Пу-Ру), где Э – это эмоция, П – это потребность, Пу – прогнозируемые усилия и Ру – реальные усилия. Расшифровывается все очень даже просто.

Зачастую прокрастинация – это результат апатии, вызванной серьезным стрессом или постоянным переживанием отрицательных эмоций, получаемых в процессе работы. Негативные эмоции могут возникать, если реальные усилия оказываются выше прогнозируемых, а сами эмоции сильнее потребности, т.е. сильнее мотивации.

Отсюда следует, что если мотивация очень высока, а взгляд на процесс достижения результата чрезмерно оптимистичен, то эмоции будут негативными. Это и приводит к апатии, стрессу и прокрастинации. Поэтому нужно стараться объективно оценивать свою работу и поддерживать оптимальный уровень мотивации, чтобы эмоции были положительными. И на этом, собственно говоря, и можно подвести итог сегодняшней статье.

Не бойтесь неудач, не бойтесь ошибиться или сделать что-то неидеально, не бойтесь больших объемов работы и сложных задач, ведь это и не дает вам работать должным образом, ставить высокие цели и достигать их, расширяя свои границы и поднимаясь на новые вершины. Вы способны на многое, а границы – это лишь результат вашего мышления.

Учитесь принимать себя таким, какой вы есть, со всеми минусами и недостатками, с тем уровнем развития, на котором вы находитесь в данный момент. Как только вы примите себя, никакие трудности, ошибки и критические оценки уже не смогут остановить вас и поставить под угрозу успехи любых ваших начинаний.

Помните о том, что, пусть и совсем крохотные, но ежедневные победы над собой и своими слабостями начнут медленно, но верно продвигать вас вперед. По-настоящему насладиться плодами своих трудов вам поможет не чудо, а понимание того, что действовать нужно не когда-нибудь потом, а уже сегодня и сейчас.

И, конечно же, дополнить знания о прокрастинации, ее особенностях и способах преодоления можно с помощью книг и статей, перечисленных ниже (также представляем ссылки на источники, информацию из которых мы использовали при составлении этого материала):

Читайте также: