Информационно правовые нормы курсовая работа

Обновлено: 15.05.2024

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм.

По юридической силе нормативно-правовые акты информационного законодательства делятся на федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

В основе приведенной классификации лежит принцип верховенства закона, в соответствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают большей юридической силой по отношению к нижестоящему и являются определяющими для последнего.

На федеральном уровне источники информационного права представлены информационно-правовыми нормами Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источниками информационного права на уровне субъектов Российской Федерации выступают законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками информационного права на уровне органов местного самоуправления являются нормативно-правовые акты этих органов, принимаемые в развитие норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В связи с этим структурно законодательство в сфере информационного права может быть представлено в следующем виде:

– информационно-правовые нормы международных актов;

– информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации;

– нормативно-правовые акты отрасли информационного законодательства;

– информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Важнейшими международными актами, гарантирующими свободу информации, являются:

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).

Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.).

Европейская конвенция о трансграничном телевидении (была открыта Комитетом министров Совета Европы для подписания 5 мая 1989 г. и вступила в силу 1 мая 1993 г.).

Декларация Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации (12 февраля 2004 г.).

Основу национального законодательства в сфере информационного права составляют нормы ст.ст. 23, 24, 29, 33, 41, 42, 43, 44, 45, 55, 56 Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина, а также устанавливающие порядок подготовки и принятия федеральных конституционных и федеральных законов, закрепленные в ст.ст. 15, 90, 102, 103, 104, 105, 106, 108, 114, 115.

· 120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации

· 120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации

· 120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами

· 120.030.010 Общие положения

· 120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство и информатизации

· 120.030.030 Обязательный экземпляр документов

· 120.030.040 Архивный фонд. Архивы

· 120.030.050 Информационные ресурсы по категориям доступа

· 120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)

· 120.030.070 Правовая информация

· 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги

· 120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

· 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

· 120.050.000 Средства массовой информации

· 120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов

В соответствии с приведенным классификатором отраслевые правовые нормы в информационной сфере могут быть условно разделены на ряд групп.

Структурной единицей вышеназванных источников права является норма права. Под нормой права понимается общеобязательное формально определенное правило поведения, обеспечиваемое силой государства, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений.

Информационно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия (обстоятельства), при которых могут возникать информационные правоотношения.

Диспозиция содержит само правило поведения и указывает на то, каким должно быть это поведение, устанавливает юридические права и обязанности субъектов информационных правоотношений.

Санкция предусматривает меру ответственности за совершенное правонарушение в информационной сфере, которая в зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения может быть гражданско- правовой, административной или уголовной.

В конкретной статье нормативного правового акта редко присутствуют все три составляющие информационно-правовой нормы. Они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

В зависимости от содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

Материальные информационно-правовые нормы определяют содержание государственной политики в информационной сфере, устанавливают юридические права и обязанности участников информационных правоотношений, их ответственность.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру реализации прав и обязанностей субъектов информационных отношений, установленных материальными нормами, устанавливают процессы обращения информации, в том числе формирования информационных ресурсов.

В зависимости от способов воздействия на субъектов правоотношений – императивные и диспозитивные.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, регламентируют вопросы формирования государственных (муниципальных) информационных ресурсов, создания государственных информационно-телекоммуникационных систем, регулируют отношения об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав (честь, достоинство личности, доброе имя , деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации).

В зависимости от назначения выделяют следующие информационно-правовые нормы:

– нормы-определения (дефиниции), даваемые как в пределах тематических статей, так и путем нормативного закрепления понятий;

– нормы-принципы, которые закрепляют нормативно-ориентирующее значение основных начал организации и деятельности субъектов права (законность, независимость, коллегиальность, гласность и т.п.);

– нормы-цели, закрепляющие цели и задачи в качестве обязательной нормативной ориентации видов деятельности;

– компетенционные нормы, очерчивающие правовые пределы деятельности субъектов права.

По сфере применения различаются:

– информационные нормы федерального уровня и действия;

– информационные нормы субъектов Российской Федерации;

– информационные нормы органов местного самоуправления.

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на:

– нормы общего действия, применяемые во всех сферах и отраслях правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. К ним относятся нормы, устанавливающие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по предоставлению информации потребителям;

– межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами государственных органов, по обеспечению информационных процессов;

– отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа государственной власти;

– на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

Система информационного законодательства – понятие, классификация, особенности развития

При анализе понятия системы информационного законодательства, прежде всего, речь идет о совокупности правовых норм информационного законодательства, которые представляют это вид законодательства; о регулировании посредством указанных правовых норм и законов различных объектов, а также общественных явлений и процессов.

Данный комплекс информационно-правовых норм, институтов весьма объемный и охватывает обширный круг объектов регулирования. На данный момент в информационном законодательстве существует ряд недостатков, выраженных в нерегулируемых отношениях. Так как разработка проектов федеральных законов, устраняющих данные недостатки, требует значительных временных и финансовых затрат, и соответствующими государственными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами зачастую принимаются правовые акты для регулирования информационных отношений еще до принятия необходимых законодательных документов.

Система информационного права – это систематизированный, но недостаточно усовершенствованный порядок норм информационного права, поэтому понятие нормы и источника информационного права не совпадают.

Норма информационного права – установленное правило поведения участников правовых отношений.

Источник информационного права – форма выражения правил поведения, способ придания ему общеобязательной силы посредством принятия государственных актов (законов, указов, постановлений).

Система информационного права как совокупность правовых норм выражена в системе информационного законодательства.

Но система вышеуказанных законодательных актов информационной направленности не совпадает с системой информационного права. такие акты могут приниматься и издаваться в разное время и согласно различным информационным правоотношениям.

Один закон может содержать информационно-правовые нормы различного характера, имеющие отношение к различным информационным явлениям и процессам. Однако при этом информационно-правовые нормы, которые связаны между собой, могут регламентироваться различными законами, разделами, статьями. Такая дифференциация системы информационного законодательства и системы информационного права может сведена к минимуму при кодификации информационного законодательства и в процессе разработки проекта Информационного Кодекса Российской Федерации, в котором система законодательных актов информационной направленности практически совпадает с правовыми нормами, указанными в данном Кодексе.

Но следует учитывать то, что полного совпадения не будет достигнуто. Помимо Информационного Кодекса России следует издать большое количество законов информационного характера, которые будут дополнять кодекс, в рамках которого трудно представить структуру всех норм и институтов законодательства отрасли информационного права. Однако об институтах информационного законодательства как о составных элементах кодекса необходимо поднимать вопрос уже сейчас.

Структура системы информационного законодательства

Особенности информационно-правовых норм и отношений

Необходимо отметить, что классификация информационно-правовых норм по группам, а также их условная дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений не могут распределяться таким образом, чтобы группы норм и законов были четко разделены между собой и не подлежали объединению.

В рамках правоприменительной деятельности на практике различные законодательные нормы и акты объединяются в группы; осуществляется комплексная квалификация действий участников информационно-правовых отношений.

Однако в то же время могут быть выделены информационные отношения, которые подлежат регулирования не одной, а несколькими группами норм информационного права.

Система информационного законодательства, представленная выше, не является окончательно установившейся. В процессе повышения информатизации общества, государства и права будут формироваться новые информационные связи, законодательные нормы, подзаконные акты, нормы информационного свойства и, соответственно, будет изменяться сама система информационного законодательства.

Учитывая вышеприведенную информацию, следует подвести итог относительно информационного законодательства:

Курсовая работа - Правовые отношения в информационной сфере

Исследования правовых отношений в информационной сфере в рамках
отечественной правовой науки,
Теоретико-методологическая основа исследования правовых отношений в информационной сфере, Понятие и содержание информационного правоотношения, Критерии выделения правовых отношений в информационной сфере.

Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 2.34 МБ
  • добавлен 22 октября 2009 г.

В учебном пособии рассматриваются вопросы информационного права России как отрасли права, информационно-правовые нормы и отношения, система и источники информационного права, понятия и виды субъектов информационного права и др. Учебное пособие. Оглавление. Информационное право как отрасль права. Информационно-правовые нормы и отношения. Система и источники. информационного права. Понятие и виды субъектов информационного права. Система органов го.

Контрольная работа - Информационная безопасность

  • формат doc
  • размер 166.5 КБ
  • добавлен 30 мая 2011 г.

Новосибирская школа милиции, 2010, 24 с. Оглавление. Введение. Формирование законодательства российской федерации в сфере информационной безопасности. Правовая защита конфиденциальной информации. Защита авторских прав разработчиков программного обеспечения. Заключение. Список литературы.rn

Лекции - Информационное право

  • формат doc
  • размер 98.73 КБ
  • добавлен 29 ноября 2010 г.

Лекции читаемые по дисциплине "Информационное право" слово в слово повторяют лектора Саратовской Государственной Академии Права (СГАП 2010)! Все темы! Правовое регулирование создания и применения информационных технологий. Личности. общества. поиб контрольная работа. Информационное право как отрасль права. Информационно-правовые нормы и отношения. Система и источники ИП. Субъекты правового обеспечения информационной безопасности. Система ор.

Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере

  • формат doc
  • размер 1.18 МБ
  • добавлен 01 февраля 2010 г.

Российская академия наук. Институт государства и права. Научный руководитель доктор юридических наук. Бачило Иллария Лаврентьевна. 241 страница. Специальность: 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право. Огородов дмитрий владимирович. оглавление. введение. Методология изучения правовых отношений в информационной сфере. Исследования правовых отношений в информационной сфере в рамках. отечественной правовой науки.

Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере

  • формат rtf
  • размер 249.72 КБ
  • добавлен 22 февраля 2010 г.

Российская академия наук. Институт государства и права. Научный руководитель доктор юридических наук. Бачило Иллария Лаврентьевна. 241 страница. Специальность: 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право. Огородов дмитрий владимирович. оглавление. введение. Методология изучения правовых отношений в информационной сфере. Исследования правовых отношений в информационной сфере в рамках. отечественной правовой науки.

Реферат - Административно-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере

  • формат doc
  • размер 90 КБ
  • добавлен 16 января 2012 г.

Владимир, ВлГУ; преподаватель Тельный Х.З.; факультет информационных технологий; специальность: автоматизация и управление; предмет: правовое обеспечение информационной безопасности; год: 2011; 19 стр. Обобщённо изложен материал по теме. Содержит следующие пункты. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере. Виды юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Административно-правовая ответственност.

Реферат - Субъекты права в информационной сфере

  • формат doc
  • размер 15.39 КБ
  • добавлен 14 января 2012 г.

МГУ им. Огарева, 2008г., 18 стр. Дисциплина - Информационное право Содержание Введение Основное понятие о субъектах права в информационной сфере Система правового регулирования общественных отношений субъектов в информационной сфере Пути совершенствования правового регулирования отношений субъектов права в информационной сфере Заключение Список использованных источников

Шпора к зачету - информационные технологии в юридической деятельности

  • формат docx
  • размер 50.16 КБ
  • добавлен 04 ноября 2011 г.

ТвГУ, 6 курс. Понятие и классификация правовых ресурсов, поиск правовых ресурсов. Российские правовые ресурсы и правовые рассылки. Законодательство РФ в области информационной безопасности и защиты информации. Виды защищаемой инормации по законодательству РФ. Правовые аспекты защиты информации с помощью технических средств. Методы защиты информации в компьютерных системах. Защита интеллектуальной собственности.rn

Шпоры по ПО ИБ

  • формат doc
  • размер 327 КБ
  • добавлен 09 января 2012 г.

Якубенко Н.О. Шпаргалка по информационному праву

  • формат doc
  • размер 810.5 КБ
  • добавлен 05 февраля 2011 г.

М.: Аллель, 2009. — 64 с. В данной книге рассмотрены основные аспекты информационных отношении, то есть общественные отношения в информационной сфере, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Читайте также: