Имеет ли право сотрудник гибдд проверять аккаунт каршеринга

Обновлено: 25.05.2024

img

Журналист (юрист) с обширной практикой в разрешении судебных споров различных категорий и направленностей. Не использую шаблонные решения. В своей работе не использую шаблонные решения, нестандартное видение в большинстве случаев позволяет добиваться положительного для клиента результата.

Не все пользователи каршеринга пользуются сервисом добросовестно: некоторые арендаторы нарушают ПДД и правила использования сервиса, применяя различные мошеннические схемы, чтобы избежать наказания. При этом сами каршеринговые компании не всегда могут своевременно пресекать кражи аккаунтов и другие мошенничества, а законодательство пока практически не регулирует краткосрочную аренду автомобилей каршерингового типа. Поэтому инспекторы ГИБДД пытаются проверить водителей каршерингов самостоятельно, зачастую – с превышением своих полномочий.

Кто оплачивает штрафы ГИБДД?


Ответственность за дорожно-транспортные происшествия и любые нарушения ПДД несет арендатор, а не каршеринг. Однако протокол об административном нарушении не всегда выписывается лично инспектором на имя водителя. Конечно, если сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение самостоятельно, то и протокол он выпишет на месте, сразу вручив его дубликат на руки нарушителю. Однако в 2021 году множество типов нарушений могут зафиксировать и камеры Госавтоинспекции, расставленные по всему городу. В таком случае в ГИБДД не будут знать данных водителя, совершившего нарушение, и выпишут штраф на собственника автомобиля – каршеринговую компанию.

Каршеринг же, очевидно, не будет нести дополнительные расходы и оплачивать штрафы за своих клиентов. Компания будет автоматически списывать сумму штрафа с привязанной банковской карты пользователя – на это у нее есть полное право, которое арендаторы дали ей самостоятельно, заключив электронный договор присоединения. При этом каршеринг возьмет комиссию за обслуживание штрафа – до 20% в зависимости от правил компании.

Какие нарушения выявляют инспекторы?

Очевидно, что, если сотрудники Госавтоинспекции заметят какое-либо нарушение ПДД, они остановят водителя, чтобы выписать соответствующий штраф. Однако время от времени инспекторы ГИБДД останавливают каршеринги специально, чтобы проверить законность управления автомобилем. А проверить это можно только одним способом – сопоставив данные каршерингового аккаунта и документов водителя. Проблема заключается в том, что список документов, который инспектор может потребовать от водителя, четко регламентирован. В него входят водительское удостоверение, СТС и ОСАГО. Последние 2 документа должны находиться в арендуемом автомобиле, а в/у, конечно, должно быть у водителя при себе. Требование показать данные своего аккаунта на экране смартфона являются логичными, но незаконными.

Как наказывают за управление каршерингом с чужого аккаунта?

Управление каршерингом с чужого аккаунта запрещено, значит, за это должно быть предусмотрено какое-либо наказание. Во-первых, наказать может сама фирма. Операторы предусматривают достаточно крупные штрафы за передачу управления: от 50.000р. до 250.000р. Данный штраф взимается не с водителя, а с арендатора, который передал управление. Наказать могут только тех пользователей, которые добровольно передали данные своего аккаунта другим лицам. Прочитайте в нашей статье, как можно снизить штраф от каршеринга .

Наказание может быть вынесено по 2 статьям уголовного кодекса: мошенничество или угон.

Есть еще один случай, который на данный момент сложно классифицировать и по которому пока что отсутствует судебная практика: что будет, если кто-то украдет телефон и воспользуется имеющимся на нем приложением каршеринга. С одной стороны, это то же самое, что взломать чей-то аккаунт, с другой – то же самое, что украсть у человека ключи от машины. Возможно, этот вопрос останется открытым даже после вынесения решения по подобному делу, так как обстоятельства преступления могут отличаться и менять всю его суть.

Что делать водителям каршеринга при встрече с ДПС?

Краткосрочная аренда автомобилей в мегаполисах выгодна всем: водителям, городским властям, автоконцернам и, конечно, самим сервисам проката. Количество компаний, которые оказывают подобные услуги в России, растет с каждым годом. С чего начиналась история каршеринга в РФ, как устроен этот бизнес и чем он отличается от аренды автомобилей — расскажем в этой статье.

История каршеринга в России и в мире

Трудно сказать, когда и кому в голову пришла идея сдавать средство передвижения в аренду. Но первое зафиксированное объявление об этом напечатано на страницах газеты The Minneapolis Journal в 1904 году. В те годы в Америке происходил бурный и хаотичный рост автомобильного рынка, и на улицах можно было одновременно встретить повозку, запряженную лошадьми, электромобиль и паровик.

Каршеринг в России: условия, требования, правила оформления

Авто с бензиновым двигателем в начале XX века были большой редкостью.

В 1912 году в Германии открылась первая компания, основным делом которой был прокат автомобилей — Sixt. Интересно, что она активно развивается до сих пор, занимается лизингом, каршерингом и долгосрочным прокатом машин.

Первый же настоящий каршеринг, в том виде, в котором мы привыкли видеть его теперь, появился в Амстердаме в 1974 году. Тогда на улицах города появились 35 электромобилей с почасовой оплатой. Любой водитель мог самостоятельно взять машину на одной из 5 станций, а оплата автоматически списывалась с его счета. Для 70-х годов это было настоящей фантастикой. Компания просуществовала до 1986 года и закрылась из-за нерентабельности.


Вид на жительство и автомобиль: с чем придется столкнуться владельцам личного транспорта

В Россию классический каршеринг пришел в 2012 году. Первая компания AnyTime заработала в Москве. Три года спустя, в 2015, произошел взрывной рост этого рынка и подобные сервисы появились в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Сочи и Казани. Сейчас услуга доступна жителям более 30 российских городов.

Чем отличается от аренды автомобилей?

Главными отличиями каршеринга от классической аренды авто являются:

  • Повременная оплата. Беря машину в аренду вы платите фиксированную сумму вне зависимости от того сколько времени, по факту, будете передвигаться на машине. Нет разницы будете ли вы колесить круглые сутки или доедете от точки А до точки Б и все. При каршеринге предусмотрена поминутная оплата — вы платите только за время непосредственного пользования.
  • Форма договора. При аренде вы заключаете договор на пользование конкретным транспортным средством и можете пользоваться только им. При каршеринге вы заключаете договор с компанией и можете пользоваться любыми ее автомобилями.
  • Условия возврата. Чтобы арендовать автомобиль, нужно приехать в офис компании, заключить договор и забрать машину с их стоянки. По истечению срока действия договора вернуть ее нужно на то же самое место. Каршеринг позволяет самостоятельно подбирать ближайшее от вас авто, а по окончанию поездки оставить его в любом разрешенном ПДД месте.

Условия каршеринга, его средняя стоимость и преимущества

Цена каршеринга зависит от таких факторов как: тариф, класс авто, город аренды и время бронирования. Для машин эконом-класса в крупных городах России средняя стоимость минуты составляет 7-8 рублей. Минуты ожидания — от 0 до 2,5 рублей. У многих компания также есть суточные тарифы и фиксированные цены на поездки по постоянным маршрутам.

Московский департамент транспорта подсчитал, что в 2021 году средняя стоимость поездки на каршеринге составляет 321 рубль, а длительность — 37 минут.

Преимущества каршеринга перед личным автомобилем заключаются в том, что за арендованным автомобилем не нужно ухаживать, оплачивать страховки, ремонтные работы, мойку, парковки и т.д. Вы пользуетесь машиной только тогда, когда она нужна. К тому же, вы можете выбирать разные марки автомобилей под разные цели: например лавировать в пробках лучше на малолитражке, а выбираться осенью на дачу на кроссовере.

Каршеринг в России: условия, требования, правила оформления

Еще один плюс — возможность пользоваться автомобилями премиум-класса. Правда требования к водителям при аренде таких машин повышаются. Фото: Яндекс-картинки

Условия, на которых компании готовы предоставлять вам свои авто в целом просты: вы имеете водительские права, обязуетесь соблюдать ПДД, своевременно оплачивать услугу и бережно относиться к машине, взятой в аренду.

Чего при пользовании каршерингом делать нельзя:

  • Передавать транспортное средство другим людям (штраф до 100 000 руб.);
  • Таксовать на арендованном авто (штраф 10 000 руб.);
  • Портить телематическое оборудование, в режиме реального времени собирающее статистику об управлении автомобилем и его состоянии (штраф до 300 000 руб.);
  • Курить в салоне;
  • Перевозить животных без переносок, крупногабаритные грузы и стройматериалы;
  • Участвовать в гонках или состязаниях:
  • Оставлять открытыми двери и окна, включенными фары после завершения поездки;
  • Оставлять машину вне разрешенных зон парковки;

Требования к пользователю

Пользоваться услугами каршеринга могут только совершеннолетние граждане с опытом вождения от 1-2 лет. Большинство сервисов выставляет возрастное требование 19+, некоторые — 22+. Из документов потребуются:

  • Паспорт
  • Действующие водительские права
  • Банковская карта

Иностранцев в своей системе регистрируют не все каршеринговые компании. Большинство из них без проблем работает с гражданами СНГ, а вот иностранцам из дальнего зарубежья предлагает дополнительно высылать нотариально заверенный перевод прав.

Каршеринг в России: условия, требования, правила оформления

Российское водительское удостоверение. Фото из социальных сетей.

Естественно, за руль каршеринговой машины нельзя садиться будучи пьяным, находясь под действием наркотиков или лекарств, чье действие может помешать вождению.

Оформление и использование каршеринга

Начать пользоваться каршерингом довольно просто. Сделать это можно следуя простой пошаговой инструкции:

  1. Скачайте приложения каршеринга на мобильный.

Приложения служб краткосрочной аренды бесплатны. Можно установить приложение самой популярной компании, а можно сразу нескольких, чтобы был выбор. Предварительно ознакомьтесь с их тарифами и условиями договора.

Соглашение с каршеринговой компанией заключается онлайн, после того как вы загрузите фото паспорта и водительских прав, а модератор проверит их. Времени на проверку уходит довольно много: от 1 часа до 1 дня. Так что озаботиться регистрацией в приложении нужно заранее, а не за 5 минут перед поездкой. Также вам нужно будет привязать к аккаунту банковскую карту.

После того как ваши документы будут одобрены, вы сможете начать пользоваться автомобилями. Откройте карту, выберите ближайшее подходящее вам авто и забронируйте его. Большинство служб дает 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до машины, а после этого срока начинает снимать деньги по тарифу ожидания.

Разблокировка машины происходит через приложение. Осмотрите авто внутри и снаружи, проверьте нет ли повреждений, лишних вещей в салоне, чистый ли он, на месте ли ключи зажигания, топливные карты и документы. Если что-то не так — сделайте фото и отправьте их в службу поддержки, чтобы ответственность на неисправности не легла на вас. Если все в порядке — можете отправляться в путь!

Если в пути предполагается остановка (например, по дороге домой вы заехали в магазин), переведите машину в режим ожидания. Автомобиль по-прежнему будет забронирован вами, но цена за минуту существенно снизиться.

каршеринг дпс

Должны ли сотрудники ДПС останавливать каршеринг? И если да, то что именно они должны проверять в случае с каршерингом?

Ответ на первый вопрос лежит сомнений не вызывает: конечно да. Каршероводы – такие же водители, как остальные, и никакой “защиты” от ГИБДД у них нет. А вот вокруг второго вопроса разгораются жаркие споры, так как текущее законодательство в этой точке не совпадает с реальностью.

В чем суть разногласий?

Яблоком раздора стали аккаунты каршеринга. По оценкам компании Cariot (занимается разработкой программного обеспечения для каршеринга), в 20% случаев за рулем арендованного автомобиля находится не номинальный владелец аккаунта. Кроме поддельных, украденных и покупных аккаунтов, одобренные пользователи передают логин и пароль своим друзьям, которые часто водят автомобиль без водительских прав.

Казалось бы, эту проблему должны решать компании-операторы. Но этого не происходит, как рассказал нам продавец фейковых аккаунтов. Большинство каршерингов предпочитает просто закрывать глаза на проблему. Другие проводят профилактические мероприятия, но не часто. Так или иначе, распространенной практики по выявлению и блокировке фейковых аккаунтов пока что нет и неизвестно, когда появится.

Заметив безответственное поведение компаний-операторов, за порядок на дорогах решили взяться в ГИБДД. Чтобы решить проблему в корне, глава ведомства предложил каршерингам использовать распознавание лиц для идентификации пользователей. В тоже время сотрудники ДПС проявляют инициативу на местах. Они проверяют у пользователей каршеринга не только права, страховку и документы на машину, но и просят показать аккаунт. Если аккаунт не принадлежит водителю – сообщают в компанию каршеринга.

Тут-то и начинается всё веселье. Дело в том, что сотрудник ДПС по закону не имеет никакого права просить водителя продемонстрировать что-либо в своем телефоне. Включая приложение каршеринга и хранящиеся в нем личные данные. А если просит – то по факту превышает свои полномочия.

Что же получается?

Сейчас каждый водитель решает сам, как ему поступить в данной ситуации. Кто-то предпочитает по быстрому показать аккаунт и ехать по своим делам. Кто-то идет на принцип. Вот, к примеру, вчерашнее видео, автор которого выбрал второй вариант:

Каршеровод Денис Шендерович свою позицию аргументирует так:

“Каждый, кто пользовался каршеринговыми услугами, хорошо понимает словосочетание “время-деньги”, – когда каждая минута стоит вполне конкретную сумму, поэтому при аренде тщательно обдумываются детали поездки, включая маршрут и, самое главное, – время. Такие выходки отдельных сотрудников отдельных батальонов ДПС наносят не только материальный ущерб гражданам, но и репутационный ущерб целому ведомству – ГИБДД”.

Что об этом думают люди?

Что характерно, в комментариях мнения разделились. Кто-то поддерживает Шендеровича, кто-то, как всегда, предлагает вообще запретить каршеринг. Но подавляющее большинство – подумать только! – встает на сторону ГИБДД.

Виктор Новожилов: Можно пойти на принцип… а можно показать на экране, что это ты арендовал авто и ехать. Тут не Гребенкин виноват, а имеет место быть несовершенство закона. Установлены частые случаи, когда каршерингом пользуются не арендаторы, а левые люди. Их и пытаются ловить. Но, получается, закон не позволяет. Так что претензии в ГД, а не в ГИБДД. Ибо бездельники депутаты вместо принятия нужных законов страдают херней.

Анна Огай: Молодец инспектор! Каршеринговые машины надо чаще останавливать. А то люди едущие в этих авто считают себя сильно крутыми. Ездят через одно место,зачастую пьяные,а уж про парковку вообще молчу. Кидают как попало,хоть трава не расти. А то что по минутно деньги капают,так это проблемы арендаторов данных аппаратов. А инспектор выполняет свою работу.

Алексей С: Водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО. Требовать что-то иное в данной конкретной ситуации инспектор не в праве, если только данный автомобиль не числится в угоне.

Алексей Байдаков: Все затраты на ГИБДД несёт тот, кто взял в аренду машину. Это нормально. Если вы на день в прокат машину возьмёте, то вы тоже обязаны подчиниться законному требованию сотрудника ГИБДД. А вот с аккаунтом – это уже перебор, конечно. Чем больше людей поймёт, что каршеринг большое зло, тем меньше им будут пользоваться, и тем меньше забивать автомобилями и без того перегруженные московские улицы.

А как вы относитесь к сложившейся ситуации? Считаете ли, что сотрудники ДПС должны проверять аккаунты каршеринга?

img

Журналист (юрист) с обширной практикой в разрешении судебных споров различных категорий и направленностей. Не использую шаблонные решения. В своей работе не использую шаблонные решения, нестандартное видение в большинстве случаев позволяет добиваться положительного для клиента результата.

Не все пользователи каршеринга пользуются сервисом добросовестно: некоторые арендаторы нарушают ПДД и правила использования сервиса, применяя различные мошеннические схемы, чтобы избежать наказания. При этом сами каршеринговые компании не всегда могут своевременно пресекать кражи аккаунтов и другие мошенничества, а законодательство пока практически не регулирует краткосрочную аренду автомобилей каршерингового типа. Поэтому инспекторы ГИБДД пытаются проверить водителей каршерингов самостоятельно, зачастую – с превышением своих полномочий.

Кто оплачивает штрафы ГИБДД?


Ответственность за дорожно-транспортные происшествия и любые нарушения ПДД несет арендатор, а не каршеринг. Однако протокол об административном нарушении не всегда выписывается лично инспектором на имя водителя. Конечно, если сотрудник ГИБДД зафиксировал нарушение самостоятельно, то и протокол он выпишет на месте, сразу вручив его дубликат на руки нарушителю. Однако в 2021 году множество типов нарушений могут зафиксировать и камеры Госавтоинспекции, расставленные по всему городу. В таком случае в ГИБДД не будут знать данных водителя, совершившего нарушение, и выпишут штраф на собственника автомобиля – каршеринговую компанию.

Каршеринг же, очевидно, не будет нести дополнительные расходы и оплачивать штрафы за своих клиентов. Компания будет автоматически списывать сумму штрафа с привязанной банковской карты пользователя – на это у нее есть полное право, которое арендаторы дали ей самостоятельно, заключив электронный договор присоединения. При этом каршеринг возьмет комиссию за обслуживание штрафа – до 20% в зависимости от правил компании.

Какие нарушения выявляют инспекторы?

Очевидно, что, если сотрудники Госавтоинспекции заметят какое-либо нарушение ПДД, они остановят водителя, чтобы выписать соответствующий штраф. Однако время от времени инспекторы ГИБДД останавливают каршеринги специально, чтобы проверить законность управления автомобилем. А проверить это можно только одним способом – сопоставив данные каршерингового аккаунта и документов водителя. Проблема заключается в том, что список документов, который инспектор может потребовать от водителя, четко регламентирован. В него входят водительское удостоверение, СТС и ОСАГО. Последние 2 документа должны находиться в арендуемом автомобиле, а в/у, конечно, должно быть у водителя при себе. Требование показать данные своего аккаунта на экране смартфона являются логичными, но незаконными.

Как наказывают за управление каршерингом с чужого аккаунта?

Управление каршерингом с чужого аккаунта запрещено, значит, за это должно быть предусмотрено какое-либо наказание. Во-первых, наказать может сама фирма. Операторы предусматривают достаточно крупные штрафы за передачу управления: от 50.000р. до 250.000р. Данный штраф взимается не с водителя, а с арендатора, который передал управление. Наказать могут только тех пользователей, которые добровольно передали данные своего аккаунта другим лицам. Прочитайте в нашей статье, как можно снизить штраф от каршеринга .

Наказание может быть вынесено по 2 статьям уголовного кодекса: мошенничество или угон.

Есть еще один случай, который на данный момент сложно классифицировать и по которому пока что отсутствует судебная практика: что будет, если кто-то украдет телефон и воспользуется имеющимся на нем приложением каршеринга. С одной стороны, это то же самое, что взломать чей-то аккаунт, с другой – то же самое, что украсть у человека ключи от машины. Возможно, этот вопрос останется открытым даже после вынесения решения по подобному делу, так как обстоятельства преступления могут отличаться и менять всю его суть.

Что делать водителям каршеринга при встрече с ДПС?

Читайте также: