Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе

Обновлено: 13.05.2024

К числу стилистических недостатков относится так называе­мое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой несколь­ких одинаковых падежных форм. Такое скопление надежей затрудняет понимание фразы: Дом племянника жены кучера бра­та доктора (пример А. М. Пещковского).

1. Чаще всего происходит нанизывание родительных па­дежей в силу больщой распространенности родительного при­именного: В целях дальнейшего улучшения дела повышения теоретического уровня…; Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. Чуковского): Для выполнения требования устранения отстава­ния производства деталей намечены конкретные мероприятия-. Закон о перестройке школы был принят в целях дальнейшего улуч­шения качества воспитания подрастающего поколения.

3. Следует также избегать форм с одинаковыми предлогами: Мы беседовали С Инженером С Большим стажем (ср.: …имеющим большой стаж)’. На собрании было принято обращение к стремя­щейся К Знаниям молодёжи (ср.: …к молодёжи, стремящейся полу­чить знания).

4. Неудачно также стечение омонимичных форм типа Мать дочь любит’, море небо отражает’, листья деревья покрывают, так как в подобных случаях создается двусмысленность или затруд­няется понимание предложения (см. § 58).

В отдельных случаях может возникнуть неясность или дву­смысленность при использовании даже одной формы родитель­ного падежа, например в назывных предложениях: Возвращение детей — они сами вернулись или их возвратили? Ср. также: Про­верка месткома показала… — местком проверял или его прове­ряли?; Характеристика старосты была положительной — Ста­роста дал характеристику или его характеризовали? и т. п. Прав­ка подобных предложений заключается в замене родительного объекта или субъекта другой конструкцией: Проверка, проведён­ная месткомом…’, Характеристика, выданная старостой… или Вы­данная старосте… Что касается предложений-заголовков, то в них возможна лексическая замена, распространение другими сло­вами и т. п.

Часто в предложении при двух или нескольких управляю­щих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции впол­не правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры, протравливать и яровизировать семена’, трест создаёт, финансирует и снабжает предприятия.

Изредка такие конструкции встречаются и в художественной литературе: Жмурил и хлопал глазами (Г.); Чувствуя и пугаясь при­ближения дня (Л.); Ловя и избегая вопросительно устремлённый на него взор Кати (Т.); Не только не любил, но был возмущён против штабных (Л. Т.); Препятствует или затягивает достижение со­глашения (Эр.); Койка, на которую она могла лечь и укрыться оде­ялом (Сим.); Многие из коренных лесорубов поняли и смирились с переменами в своём быту (Карав.).

Упражнение J00. Исправьте стилистически тексты.

1. Проведена переаттестация аспирантов, тщательно пере­смотрены программы кандидатского минимума, формы подго­товки и руководства аспирантами. 2. Автор не согласился с оцен­кой критики его романа. 3. Старшее поколение должно влиять и вести за собой молодёжь, помогать ей. 4. Заслуживают внима­ние ряд рационализаторских предложений, внесённых новато­рами производства. 5. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 6. Необходимо своевременно обеспечить домам потребное количество топлива на зимний сезон. 7. Учащиеся средних школ оказывают взрослым большую помощь в уходе, выращивании и уборке урожая. 8. Научная работа требует пре­жде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, изучение которых приводит к созданию системы знаний. 9. Не­давно создана постоянная межведомственная комиссия для объ­единения и руководства коллективными усилиями специалистов. 10. Институт усовершенствования учителей, используя передо­вой опыт школ, решил познакомить, обобщить и распростра­нить его среди педагогов области.

Упражнение 101. Исправьте стилистически тексты. Укажите харак­тер ошибок.

1. Несмотря на некоторые положительные результаты, со­стояние с подготовкой аспирантов в некоторых вузах не мо­жет быть признанным удовлетворительным. 2. Кроме основных занятий, во второй половине дня у нас проводятся факульта­тивные занятия по освоению второй специальностью — преподавателя физического воспитания. 3. Согласно распо­ряжения от 18 января срок представления отчёта по выполне­нию приказа истекает 1 марта. 4, Сегодня вечером мы ждём в гости милых людей, знакомству с которыми я обязан своему брату. 5. Для выполнения задачи устранения отставания про­изводства деталей намечены конкретные мероприятия. 6. За больным был установлен хороший уход и содержание. 7. Дело чести каждого руководителя предприятия на деле проявить заботу и внимание к культурно-бытовому обслуживанию ра­бочих и служащих. 8. Ширится соревнование по лучшему про­ведению внутривузовской спартакиады. 9. Работа заведующей детским садом в части вывоза детей на дачу была проделана чрезвычайно большая. 10. В ряде случаев недооценивают роли радиовещания в культурно-просветительной работе. 11. Для подачи и сброса воды с поля устроена специальная ороси­тельная сеть. 12. Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПДОЖЕНИЙ
С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Если в плане смысловом, логическом однородные члены предложения используются в основном для перечисления видо­вых понятий, относящихся к одному и тому же родовому поня­тию (ср. их функцию при построении классификаций), то в плане стилистическом им отводится роль действенного изобразитель­ного средства. С помощью однородных членов рисуются детали общей картины, единого целого, показывается динамика дейст­вий, образуются ряды эпитетов, обладающих большой экспрес­сивностью и живописностью.

Ср., например, роль однородных членов предложения — пред­метных названий в стихотворении А. А. Фета:

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света. Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод. Эти ивы и берёзы. Эти капли — эти слёзы. Этот пух — не лист. Эти горы, эти долы. Эти мошки, эти пчёлы. Этот зык и свист, Эти зори без затменья. Этот вздох ночной селенья. Эта ночь без сна. Эта мгла и жар постели. Эта дробь и эти трели. Это всё — весна.

Весьма экспрессивны однородные определения, как согла­сованные, так и несогласованные: …Ты один мне поддержка и Опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Т.); Каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополъ,,ясно, что легендарный Зурбаган — это почти точное описание Севасто­Поля, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и крем­нистой земли И Торжественных закатов, Вздымаюш, их к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды (Пауст.).

Встречаются особые приемы употребления однородных чле­нов предложения. Так, у А. П. Чехова отмечается частое трое­кратное их повторение, что создает своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность речи; Она, вы­Сокая, красивая, стройная, Казалась теперь рядом с ним очень здо­ровой и нарядной’, В каждую минуту она готова была убежать, Зарыдать, броситься в Окно.

Иногда вначале приводятся нераспространенные однород­ные члены предложения, а затем они повторяются с поясни­тельными словами, что создает выразительную смысловую соотнесенность и своеобразную симметрию синтаксических кон­струкций: Погода в тот день была Сырой и туманной… Полити­ческий климат в Англии с тех пор часто был сырым вследствие разочарований и Туманным Вследствие нерешительности (газ.).

1. Сопоставляя конструкции: 1) Читать книги, брошюры, газеты, журналы, 2) Читать книги, брошюры, газеты и журна­лы, 3) Читать и книги, и брошюры, и газеты и журналы, мы нахо­дим в них синонимичные варианты, различающиеся смысловыми и стилистическими оттенками, что связано с отсутствием или наличием союзов и своеобразным их использованием.

При отсутствии союзов (первый вариант) конструкция обра­зует так называемый незамкнутый ряд и не имеет характера ис­черпывающего перечисления. Такая конструкция характерна для спокойной повествовательной речи: По Улице ветер гнал Перья, стружки, пыль (М. Г.).

Такой же характер придает перечислению повторение союза перед каждым однородным членом предложения (третий вари­ант), но при этом все они логически и интонационно подчерки­ваются. Конструкция используется в эмоциональной речи; Я и писал, и за пирожками бегал, и перья чинил (Ч.).

При постановке союза И перед последним однородным членом предложения (второй вариант) образуется замкнутый ряд, имею­щий значение исчерпывающего перечисления. Конструкция встре­чается в любом стиле речи, особенно характерна она для деловых. стилей: Ночь была тёмная, свежая и безветренная (Л. Т.).

При наличии последующего обобщающего слова союз И пе­ред последним однородным членом предложения опускается; Надя, тёща, длинный нос судебного пристава, подсудимый, Глаша — всё это прыгает, вертится и уходит далеко, далеко, далеко… (Ч.)’ ср., однако: Этот лес, опасность, старик со своим таинствен­ным шёпотом, Марьяна со своим мужественным стройным ста­ном и горы — всё это казалось сном Оленину (Л. Т.).

Попарное соединение однородных членов предложения со­юзом И (четвертый вариант) имеет свои разновидности. Чаше всего парные группы образуются близкими по смыслу словами: На бесконечном, на вольном просторе шум и движение, грохот и гром (Тютч.); Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате ус­покаивали Власову (М. Г.).

Читайте также: