Имеет ли право государство вмешиваться в деятельность творческих работников

Обновлено: 19.05.2024

Не раз сталкивался с тем, что люди считают, будто Мельпомена - это муза театра. Это не так. Сие звучное имя носит муза трагедии, а муза комедии именуется Талией.

Однако имя Талии редко кто вспомнит, а вот Мельпомена известна всем. Кому-то может показаться: это происходит из-за того, что трагедия - высокий жанр, а комедия - так себе. Может быть. Но в последнее время мне все чаще кажется, что для описания нашей театральной жизни муза трагедии подходит как-то больше.

Государство - все-таки необычный продюсер. Оно заинтересовано не только в конкретном воздействии конкретного спектакля, а в развитии конкретного театра и отрасли в целом

Тут некоторые доктора филологических и иных наук бросились защищать классику от режиссеров-новаторов. В список спектаклей, которые не нравятся ученым, попал "Евгений Онегин" Римаса Туминаса в театре Вахтангова. Для меня тот факт, что великий спектакль может кому-то не нравиться, трагедией, понятно, не является. Но то, что специалисты по русской литературе вообще и по Пушкину в частности не понимают, что спектакль Туминаса не просто приближает нас к Пушкину, но и для многих открывает его - это если и не трагедия, то драма. Мне кажется, что интерпретация Туминасом русской классики - Чехова, Пушкина, Грибоедова - наше народное достояние, которое надо хранить уже хотя бы для того, чтобы наши дети, перепуганные нашей системой образования, поняли бы, что русская классика - это очень живая и интересная история.

Фото: Курпяева Олеся

После ряда скандалов, которые произошли в разных театрах, в том числе (даже, наверное, в первую очередь) в музыкальных, снова встал вечный русский театральный вопрос: до какой степени можно интерпретировать классику, где заканчивается свобода художника и начинается издевательство над великим и, главное, кто должен эти зыбкие границы определять?

Вот тут-то и встал во весь свой исполинский рост вопрос: если государство дает деньги театру, имеет ли оно право в этом случае требовать от театра, чтобы он сделал так, как ему, государству, кажется верным?

Ответ, казалось бы, очевиден, и он формулируется простым житейским правилом: кто платит, тот и заказывает музыку. То есть, государство - это ровно такой же продюсер, как любой другой: ни один продюсер не даст деньги на то, что ему представляется неинтересным, пошлым, глупым. В общем, на то, что ему, продюсеру, не нравится.

Вполне себе возможный взгляд. Есть масса людей, которые защищают его вполне себе аргументированно.

Есть иной взгляд: государство - все-таки необычный продюсер. Оно заинтересованно не только в конкретном воздействии конкретного спектакля, а в развитии конкретного театра и отрасли в целом. Оценку тех или иных работ оно передает зрителю и критикам, не контролируя процесс.

И у этого подхода есть защитники. И они тоже имеют свои аргументы.

Фото: Игорь Курашов/РГ

Мы не будем вдаваться в эти споры в силу их абсолютной бессмысленности. Как правило, спорящие стороны аргументов друг друга не слышат, оперируют именами великих. Причем театральных гениев у нас столько, что с легкостью можно отыскать имена, доказывающие как правильность первого, так и абсолютную необходимость второго подхода.

Спорщики также любят обращаться к зарубежному опыту, в котором - вот незадача! - есть как доказательства того, что, если государство дает деньги, оно должно строго контролировать репертуар, так и того, что оно дает средства, дабы "расцветали все цветы".

Но тут есть еще одна проблема, которая серьезно обозначилась в последнее время. Очевидно, что государство имеет право выбрать тот стиль взаимоотношений с театрами, который ему кажется верным и актуальным сегодня.

Разговор - единственный способ понять друг друга. Понять, чтобы дальше можно было работать без скандалов и спокойно

Какие-то театры такой стиль взаимоотношений устроит, какие-то нет. Это нормально. Что делать тем коллективам, которым очень не хочется получать деньги в ситуации, когда государство жестко контролирует творческий процесс?

Фото: depositphotos.com

Теоретически они должны уйти в самостоятельное плавание. И я знаю коллективы, которые уже сейчас готовы это сделать. Нормально? Что плохого в том, что у нас будут театры с разными статусами?

Однако очевидно: для того, чтобы такое случилось, театрам понадобятся льготы (арендные и прочие). Без них выжить будет очень трудно. Готово ли государство на них пойти ради того, чтобы театральная картина страны была более разнообразной? Или оно предпочитает быть единственным собственником всех театральных коллективов, оставив "на свободе" лишь антрепризы, которые мучаются в поисках залов, где они могли бы играть?

Вопросов очень много. Назрела встреча представителей интеллигенции - с одной стороны и представителей власти и общества - с другой.

Разговор - единственный способ понять друг друга. Понять, чтобы дальше можно было работать без скандалов и спокойно.

Многие наниматели не задумываются о том, что плоды ежедневного труда их работников (особенно творческих профессий) – это полноценные объекты авторского права, которые относятся к интеллектуальной собственности компании. Неправильное оформление таких объектов чревато серьезными проблемами. Например, работник может заявить о своих правах на созданный продукт, потребовать вознаграждения или использовать его для личной выгоды.

Недавно разработчик антивирусных программ подал в суд на своих бывших сотрудников, обвинив их в нарушении интеллектуальных прав. По мнению истца, в своем новом бизнесе работники используют софт, который создавался по служебному заданию компании и в соответствии с их трудовыми обязанностями, поэтому авторские права на ПО принадлежат именно разработчику. Дело рассматривается в судах.

Очень часто подобные конфликты заканчиваются плохо для компании. Сотрудники, используя наработки бывшего работодателя, создают свой бизнес. Или переходят к конкуренту, укрепляя его позиции на рынке. Или продают программный код третьему лицу. Либо просто сливают важную информацию в сеть. Например, бывший сотрудник IT-компании выложил в сеть раннюю версию операционной системы, ее бесплатно скачало множество пользователей, что принесло огромные убытки компании.

Какие же меры нужно принять каждому предусмотрительному работодателю, в штате которого есть творческие сотрудники, программисты, конструкторы, архитекторы?

1. Правильно составить трудовой договор и должностную инструкцию. По закону исключительные права на служебные произведения (программный код, дизайн, чертежи, фотографии и проч.) принадлежат работодателю. На практике все проблемы сводятся к тому, что именно признается служебным произведением. Произведение должно создаваться в соответствии с трудовыми обязанностями по заданию работодателя. Это значит, что в трудовом договоре и должностной инструкции обязательно нужно указать, что творческая деятельность (или разработка программ и баз данных, если это программист) входит в круг должностных обязанностей конкретного работника. В противном случае сотрудник может сказать, что разработал продукт по собственной инициативе, поэтому все права принадлежат только ему.

К примеру, издательство не смогло доказать, что должностная инструкция его корреспондента предусматривала фотосъемку. Верховный суд решил, что авторские права на спорные фотографии остаются за работником.

2. Заключать с работником дополнительное соглашение, если задачи шире его обычных трудовых обязанностей. Например, художник получает задание разработать продукт для дочерней компании, которая не является его непосредственным работодателем. Если эта задача не входит в круг его обычных трудовых обязанностей, указанных в должностной инструкции, есть риск, что продукт не будет считаться служебным.

В таких случаях следует заключить отдельный договор об отчуждении прав на это произведение с сотрудником. Факта использования материалов работодателя часто недостаточно для того, чтобы доказать служебный характер произведения (даже если работодатель дал работнику специальное задание). Дополнительное соглашение решает проблему: в нем работник соглашается на передачу авторских прав на конкретное произведение.

3. Подготовить доказательства, что все произведения переданы компании. По закону произведение, созданное работником, должно быть передано работодателю. Для этого необходимо зафиксировать передачу этого продукта. Например, актом приема-передачи, актом о принятии произведения на баланс или копированием произведения. Лучше закрепить эту процедуру в договоре.

Тогда в случае спора у работодателя будут доказательства, что произведение создано в рабочее время в соответствии с трудовыми обязанностями и служебным заданием. Сотрудник не сможет заявить, что разработал этот продукт в нерабочее время для личных нужд.

4. В течение трех лет определиться с использованием разработок сотрудника. Фирма может передумать использовать произведение сотрудника или отложить это до лучших времен. Однако если в течение трех лет с даты предоставления продукта компания не начнет его использовать, не передаст на него права другому лицу или не сообщит создателю о том, что намерена сохранить произведение в тайне, все права на него вернутся к работнику. Работодатель должен контролировать сроки, чтобы не потерять права просто потому, что стратегия компании изменилась.

Работодатель может долгое время сохранять права на служебное произведение, основываясь на соображениях коммерческой тайны. Однако режим коммерческой тайны действует до тех пор, пока информация не станет известна третьим лицам. Поэтому компании нужно предусмотреть специальный режим охраны произведения.

5. Выплатить вознаграждение работнику за использование произведения. По закону любой создатель объекта авторского права имеет право на вознаграждение за использование произведения. Работодатель может считать, что это излишне: мол, сотрудник и так получает зарплату за выполнение трудовых обязанностей. Все верно. Однако зарплата – не вознаграждение за использование служебного произведения.

Сколько надо платить? В законе четких критериев по этому поводу нет. Работодатель имеет право назначить минимальное вознаграждение (например, 1000 руб.), и требования закона будут соблюдены. Если компания не позаботится об этом, то потом, в случае конфликта, расчетами займется суд – и, скорее всего, будет исходить из рыночной стоимости продукта. Поэтому следует заранее согласовать условие об авторском вознаграждении как в трудовом договоре, так и в других соглашениях между нанимателем и сотрудником.

Принят
на десятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 10-10
от 6 декабря 1997 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О творческих работниках и творческих союзах

Настоящий Закон является специальным актом для определения и регулирования правоотношений государства с творческими работниками литературы и искусства, а также для создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов.

Цель настоящего Закона: обеспечить правовые гарантии для развития духовного потенциала государств - участников СНГ, способствовать совершенствованию деятельности профессионально-творческих объединений мастеров культуры в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, расширения международных связей в области культуры, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав их носителей на свободное самовыражение, на юридические, материальные, социальные и иные гарантии конституционных прав с учетом специфики их деятельности.

Положения настоящего Закона исходят из принципа добровольности участия в творческих союзах и не ущемляют прав творческих работников, не входящих в такие объединения, работающих и не работающих по найму.

Государство содействует развитию культуры и созданию условий, необходимых для деятельности всех творческих работников, законодательной, бюджетной, налоговой и социальной политикой, гарантирует им социальные права, предусмотренные конституциями государств - участников СНГ. Учитывая роль творческих союзов в развитии культуры, государство предусматривает условия и льготы, способствующие выполнению ими своих функций.

В соответствии с конституцией каждого государства Содружества, действующим законодательством, нормами международного права, а также со спецификой творческих союзов настоящий Закон закрепляет их право на самостоятельное регулирование вопросов внутренней жизни исключительно по уставам этих объединений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом регулирования настоящего Закона является правовой статус творческого работника и творческого союза, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации таких общественных объединений, их правоотношения с государством, работодателями, другими общественными объединениями, юридическими и физическими лицами.

Статья 2. Сфера действия

Настоящий Закон распространяется на творческих работников, все виды и формы творческих союзов и их региональные организации (отделения), а также на создаваемые творческими союзами некоммерческие организации, действующие в государствах - участниках СНГ.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

творческий работник - физическое лицо, субъект авторского смежного или трудового права, чья профессиональная творческая деятельность направлена на создание или интерпретацию (перевод) произведения литературы и искусства, каким бы способом или в какой бы форме они ни были выражены;

творческий союз - вид профессионально-творческой общественной организации творческих работников одной или нескольких областей культуры, создаваемой на основе их индивидуального членства.

Глава 2. Творческие работники

Статья 4. Порядок признания статуса творческого работника

Статус творческого работника - члена творческого союза подтверждается этим союзом в соответствии с его уставными документами.

Статус творческого работника, не состоящего в творческих союзах, работающего или не работающего по найму, подтверждается профессиональным сертификатом, выдаваемым специальной экспертной комиссией, создаваемой в каждом из государств Содружества. Основанием для получения такого сертификата являются результаты профессиональной творческой деятельности кандидата (публикации, обнародования, исполнения, представления, выставки).

Статья 5. Социальный и трудовой статус творческих работников

Творческие работники могут быть как наемными работниками, так и не работающими по найму (лицами свободных профессий).

Творческая деятельность не является предпринимательской деятельностью и не требует официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимательства.

Обязательное государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение творческих работников, не работающих по найму, производится в порядке и на условиях специального регулирования в соответствующих законодательных актах.

Специальное регулирование осуществляется принятием нормативных актов органами государственного управления по согласованию с творческими союзами. Этими же актами устанавливается порядок уплаты обязательных страховых взносов за творческих работников.

Глава 3. Творческие союзы

Статья 6. Виды и статус творческих союзов

В государствах - участниках СНГ создаются и действуют общенациональные, региональные и местные творческие союзы.

Общенациональным признается творческий союз, уставные цеди и задачи которого имеют общенациональный характер, а деятельность осуществляется на всей территории государства.

Региональными признаются творческие союзы, не имеющие отделений за пределами одного из субъектов государства (края, области, города и т.д.).

Местными творческими союзами признаются творческие союзы, уставы которых регистрируются соответствующими местными органами юстиции.

Отношения творческих союзов с зарубежными партнерами, в частности с международными творческими организациями, регулируются договорами между ними, национальным законодательством, а также международными договорами государств - участников Содружества.

Творческие союзы в соответствии с их уставами могут вступать в творческие международные общественные организации, поддерживать прямые международные контакты, заключать соглашения с иностранными некоммерческими, неправительственными объединениями, иметь свои филиалы и отделения за рубежом согласно действующему, национальному законодательству и международным договорам.

Статья 7. Членство в творческом союзе

Право вступления в творческий союз имеет творческий работник (гражданин соответствующего государства Содружества, иностранный гражданин или лицо без гражданства), отвечающий критериям, установленным уставом творческого союза.

Требования, предъявляемые уставом творческого союза к кандидатам и членам, не должны ущемлять политических, имущественных, авторских и иных прав граждан, должны содействовать объединению в его составе наиболее квалифицированных представителей соответствующих творческих профессий, стимулировать их профессиональный и творческий рост.

Условия и порядок приема в кандидаты и члены творческого союза, в том числе их учредителей, а также выхода и исключения из него определяется уставом творческого союза.

Статья 8. Права творческих союзов

Для осуществления общенациональных задач развития культуры, поддержки и развития талантов творческий союз обладает следующими правами.

В общегосударственной и нормотворческой деятельности имеет право:

1) участвовать в формировании выборных органов власти в соответствии с законодательством;

2) участвовать в обсуждении и подготовке законов, международных соглашений и иных нормативных актов, относящихся к области культуры, литературы и искусства, обращаться в государственные законодательные и исполнительные органы с предложениями по вопросам развития культуры, литературы и искусства, а также социально-правовой защиты творческих работников;

3) беспрепятственно получать от законодательных, исполнительных и правоохранительных органов информацию о разработке и принятии нормативных актов по вопросам литературы, искусства и культуры, защиты прав, свобод и законных интересов творческих работников и творческих союзов;

4) свободно распространять информацию о своей деятельности и с этой целью учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность.

В области социально-правовой имеет право:

1) представлять и защищать собственные права, а также (по личным поручениям) авторские, смежные, иные права и охраняемые законом интересы своих членов перед государственными органами и работодателями; обращаться в судебные органы в качестве уполномоченной организации; создавать юридические службы и использовать другие формы правовой защиты;

2) выступать с предложениями о принятии соответствующими органами нормативных правовых актов о труде и по другим социально-экономическим вопросам;

3) участвовать на паритетной основе и на всех уровнях в управлении государственными фондами, гарантирующими социальную защиту творческих работников, - социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами;

4) управлять той частью средств фонда социального страхования, которая предназначена для оздоровления и лечения творческих работников и членов их семей. Размеры этих средств определяются правлением фонда социального страхования по представлению творческих союзов;

5) выдавать документы, подтверждающие статус творческого работника как члена союза;

6) подтверждать для органов социального обеспечения трудовой стаж членов творческого союза с учетом срока обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и по фактам публикаций, обнародований, исполнений, выставок, представлений, явившихся результатом их творческого труда;

7) в целях проведения согласованной политики в интересах общества, творческих работников и творческих союзов государство (правительство), объединения работодателей и творческие союзы координируют свои действия на условиях и в порядке, предусмотренном специальными нормативными актами.

Творческие союзы в соответствии с законодательством имеет право по поручению и от имени своих членов вести переговоры, заключать коллективные договора и соглашения.

Глава 4. Государственные гарантии деятельности творческих союзов и
творческих работников

Статья 9. Общие финансовые гарантии деятельности творческих союзов

Государство способствует деятельности творческих союзов и творческих работников путем установления в соответствующих национальных законах, постановлениях правительства, а также нормативных актах местных органов государственной власти и управления льготного налогообложения, уменьшения размеров социальных и страховых выплат, установления льготных тарифов на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов, освобождения от уплаты таможенных сборов и пошлин. Вышеуказанные льготы распространяются на творческие союзы и создаваемые ими организации - юридические лица. Не подлежат налогообложению членские взносы, а также любые виды пожертвований творческим союзам.

Статья 10. Налоговое регулирование

Не подлежит налогообложению прибыль, полученная творческими союзами, предприятиями и организациями, находящимися в собственности этих союзов, и направленная на их уставную деятельность.

Не относится к предпринимательской и освобождается от налога на добавленную стоимость деятельность творческих союзов, предприятий и организаций, принадлежащих творческим союзам на праве собственности, юридических лиц, в отношении которых творческие союзы являются их единственным учредителем, а также обязательственные права творческих союзов по реализации предусмотренных их уставом продукции, работ и услуг.

Статья 11. Таможенное регулирование

Произведения литературы и искусства, принадлежащие творческим союзам и творческим работникам, ввозимые на таможенную территорию государств - участников СНГ и вывозимые с этой территории, освобождаются от таможенных пошлин и сборов.

Статья 12. Валютное регулирование

Творческие союзы, предприятия и организации, находящиеся в их собственности или в отношении которых творческие союзы обладают обязательственным правом, освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки, получаемой от экспорта производимой ими продукции (работ и услуг), если она используется на развитие их уставной деятельности.

Статья 13. Особенности налогового, таможенного и
валютного регулирования

Льготы, предусмотренные статьями 9-12, 14, 18 применяются в порядке и на условиях, которые определяются соответствующими национальными законодательными актами по налоговым, таможенным и валютным вопросам.

Статья 14. Гарантии имущественных прав творческих союзов

В собственности творческих союзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, дома творчества, творческие мастерские, ателье-студии, жилищный фонд, предприятия и организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги, иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности творческих союзов.

Имущество творческих союзов, их предприятий и организаций, используемое в уставных целях, не подлежит налогообложению. Земельные участки, собственниками или владельцами которых являются творческие союзы, освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы. При передаче зданий, помещений, в особенности творческих мастерских (ателье, студий), в которых размещены творческие союзы, их предприятия и организации, другим предприятиям, организациям и учреждениям государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить им равноценное помещение.

Государство гарантирует охрану имущественных прав творческих союзов, регистрацию этих прав уполномоченными органами, невозможность изъятия объектов собственности творческих союзов, кроме случаев, предусмотренных национальным законодательством.

В целях обеспечения деятельности вновь создаваемых творческих союзов государство обязано предоставлять им здания, служебные и функциональные помещения, а также земельные участки на условиях, предусмотренных национальным законодательством.

Статья 15. Особенности имущественных прав творческих союзов

Творческие союзы вправе использовать собственное имущество исключительно в уставных целях и осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Создаваемые творческими союзами для осуществления предпринимательской деятельности в уставных целях юридические лица действуют в области культуры, не преследуя в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками.

Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью.

Статья 28. Государство и организации творческих работников

Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.

В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.

Раздел V. Обязанности государства в области культуры

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов

Органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры.

Читайте также: