Государственное и муниципальное управление что за профессия

Обновлено: 31.05.2024

Эта профессия для неравнодушных, искренне переживающих о нуждах общества. Если ваша цель – незаметно, но уверенно создавать новую страну и общество, служить на благо людей и государства, то смело выбирайте эту профессию. Специальность подразумевает стабильную, хорошо оплачиваемую, интересную работу.

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном – контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.


Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Какие предметы необходимо сдавать для обучения?


В зависимости от ВУЗа, надо будет сдавать следующие экзамены:

  • математика;
  • русский язык;
  • история, обществознание, информатика и ИКТ – каждый ВУЗ определяет экзамен по собственному приоритету;
  • иностранные языки – по усмотрению ВУЗа.

Можно поступать на очную (дневную) и на заочную, или смешанную форму обучения.

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Кем и где можно работать?


Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Зарплата по этой специальности

Стартовая зарплата второй категории – 14 -20 тысяч, ведущий специалист – 25 – 30 тысяч, главный специалист – 35 тысяч, начальники отделов – от 40 тысяч. Оклады варьируются в зависимости от региона.

Википедия о профессии


Почитать статьи об этой профессии можно в Википедии. Интересные материалы на сайте Российской академии и в регламенте муниципальных управлений и ведомств. Многие федеральные ВУЗы также представлены в рубрикаторе Википедии.

Отзывы о профессии

Коррупцию в стране пока победить не удалось. Поэтому ориентироваться на хорошо оплачиваемую должность сразу без знакомств и связей проблематично. Придется потрудиться простым клерком года два три за зарплату в 15 – 18 тысяч, но гарантированную и с социальным пакетом.

Специализация менеджер (организатор) предоставляет отличные перспективы трудоустройства во многих коммерческих и торговых структурах.

Мы стремимся преодолеть эту негативную тенденцию через своих выпускников, прививая им принципиально иную картину мира и задавая высокий потенциал креативности.

Еще одна отличительная черта — непосредственный опыт изучения социально-экономических и экзистенциальных реалий в регионах России и на местах.

Компетентность и эрудиция наших выпускников сочетаются с активной гражданской позицией, высокой культурой, социальной ответственностью и этической безупречностью.

Программе всего 10 лет, но наши выпускники, судя по скорости развития их карьеры и достигнутых успехов на поприще служения человеку, обществу и государству, — будущие Сперанские, Витте, Столыпины, Косыгины, Гайдары, Черномырдины, Примаковы.



М.М. Сперанский


С.Ю. Витте


П.А. Столыпин


А.Н. Косыгин


Е.Т. Гайдар


В.С. Черномырдин

Что умеет наш выпускник?

В качестве федерального чиновника он сможет эффективно:

  • разрабатывать и участвовать в реализации проектов развития (концепции, стратегии, программы);
  • разрабатывать кадровую политику и осуществлять функциональное и профессионально-квалификационное развитие персонала;
  • разрабатывать административные регламенты, показатели эффективности деятельности министерств и ведомств, а также показатели результативности трудовой (служебной) деятельности работников;
  • сопровождать деятельность координационных, совещательных и консультативных органов при Президенте, палатах Федерального Собрания, Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти;
  • готовить проекты официальных заключений, отзывов и финансово-экономических обоснований (с необходимыми расчетами) к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, поручениям уполномоченных органов и должностных лиц, а также проводить их антикоррупционную экспертизу;
  • проводить оценку регулирующего воздействия, мониторинг и оценку качества государственных услуг;
  • обладает знаниями по финансовому устройству государства, действию финансовых и бюджетных механизмов управления, а также глубокими навыками финансовых расчетов, анализа финансовой деятельности, учета и контроля;
  • оптимизировать закупочную деятельность, осуществлять закупки для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части планирования закупочной деятельности, реализации конкурентных процедур, заключения контрактов и их управления, осуществления контрольных мероприятий закупочной деятельности;

В качестве регионального чиновника он сможет:

Как специалист в области некоммерческого сектора выпускник программы:

  • знает особенности гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций в России и за рубежом, функционирования международных организаций, формы и виды наднациональных и межправительственных организаций;
  • владеет методами внешних взаимодействий органов местного самоуправления, международных организаций и НКО;
  • владеет инновационными методами в социальной сфере;
  • знает, как привлечь НКО к решению актуальных социальных проблем и оказать содействие им в этой деятельности, исходя из лучших отечественных и зарубежных практик;
  • имеет навыки планирования и организации продуктивного взаимодействия для решения общественно-значимых задач;
  • умеет управлять некоммерческими программами и проектами в корпоративной среде (например, организация благотворительных программ бизнес-организаций);
  • запускать собственные инновационные стартапы в социальной сфере.

Как финансовый менеджер выпускник программы умеет:

  • участвовать в бюджетировании организации, управлении конкретными финансами и налогами, ведении бухгалтерского и иного учета, включая международные стандарты финансовой отчетности;
  • осуществлять финансовый анализ проектов;
  • управлять процессом перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, осуществлять деятельность по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов;
  • проводить оценку (аудит) финансового состояния;
  • использовать информационные технологии и системы по управлению финансами;
  • обеспечивать проведение закупочной деятельности для нужд государственного аппарата и частного сектора.

кем работать после государственное и муниципальное управление
Иллюстрация на тему Государственное и муниципальное управление - что за профессия

В каждом государстве существует аппарат, который управляет и организует различные направления государственной деятельности. Для удобства управления существует иерархия подчинения – муниципалитет, регион и федеральные органы управления.

На каждом из трех уровней перед работниками ставятся определенные задачи. Например, на муниципальном уровне – организация слаженной работы городских коммунальных служб, защита прав и свобод граждан, на региональном — контроль за деятельностью правоохранительных органов, на федеральном – корректировка, внесение поправок и написание законов федерального округа.

Данная специальность дает широкий спектр возможностей:

  • распределение и координация, контроль за расходом средств бюджета;
  • планирование и развитие экономики региона;
  • работа в общественной приемной с заявлениями граждан;
  • организация работы правоохранительных и хозяйственных структурных единиц;
  • управление и контроль над учреждениями здравоохранения;
  • работа в пенсионном фонде;
  • контроль и управление районными и федеральными службами занятости;
  • помощь и поддержка многодетных и малоимущих;
  • охрана природы, окружающей среды, ресурсов.

Эта специализация предоставляет широкий круг знаний по многим вопросам – от юриспруденции до биологии и географии.

В России

Специалистов данного профиля начали готовить с 1995 года, когда Министерство Образования установило стандарты и схемы обучения по этой специальности. Сейчас это направление самое востребованное из гуманитарных специальностей в ВУЗах страны.

Для того, чтобы Законы работали, нужны грамотные профессионалы, которые смогут грамотно осуществлять важные проекты, направленные на развитие страны и качественное улучшение жизни людей.

Специальность

Для осуществления вышеописанной деятельности создана специальность в Вузах и средне-специальных учебных заведениях. Впервые стандарты обучения были выпущены в 1995 году. Тогда были необходимы специалисты, способные стабилизировать ситуацию в стране.

Это интересно! Специальность экономическая безопасность: что это за профессия

В то время желающих обучаться по этой специальности было мало, потому что никто не знал, что она собой представляет. Высококвалифицированные специалисты стали появляться только после 2000-х годов. В настоящее время сфера государственного и муниципального управления пользуется большой популярностью. Получить образование можно в любых крупных городах.

Выпускник этой специальности – менеджер, обеспечивающий оказание государственных услуг на высоком уровне.

Есть ошибочное суждение, что после обучения выпускник получает специальность экономиста, юриста или бухгалтера. Это не так. Эта профессия подразумевает административную организационную работу и в государственных структурах, и в коммерческих фирмах.

Получив эту специальность можно планировать трудоустройство по следующим направлениям:

  • работа в госструктурах – это по сути посредничество между государством и гражданами. Не стоит сразу рассчитывать на большой заработок, но, даже самая скромная должность государственного служащего способна обеспечить хороший старт для роста по карьерной лестнице. Заработок – от 12 тысяч, повышается ежегодно и по регионам превышает среднюю зарплату;
  • в коммерческой организации всегда существует отдел взаимодействия с органами власти. Работа сотрудников состоит в анализе и мониторинге Законодательства, взаимодействии с государственными структурами, составление совместных программ и мероприятий с муниципальными органами, координация работы фирмы в русле проводимой государственной политики. Средний заработок (начальный) выше – от 20 тысяч, но карьерный рост незначительный, максимум – начальник отдела;
  • центры аналитики и консалтинговые компании – основной вид деятельности – аналитика и мониторинг, прогнозирование. Работа рутинная и однообразная, карьерного роста в этом направлении добиваются единицы.

Выпускники чаще всего выбирают работу в администрациях разных уровней, исполнительных органах власти, надзорных органах и гражданских институтах по защите прав и свобод населения.

Частные компании

кем работать после государственное и муниципальное управление

Что пишут в дипломе после окончания обучения?

Бакалавр с указанием профильного направления, общая специальность – менеджер или специалист.

В зависимости от выбранного профиля в дипломе будет уточнение специализации:

  • финансы;
  • социальная сфера;
  • человеческие ресурсы;
  • городское хозяйство;
  • социальное и культурное развитие;
  • персонал (кадры).

При устройстве на работу специализация может стать решающим фактом для положительного решения.

Изучаемые предметы

Дисциплины определяются в зависимости от квалификации и сферы профессиональной деятельности.

Список основных изучаемых дисциплин для 1-го курса выглядит так:

  • иностранный язык;
  • история России;
  • теория государства и права;
  • философия;
  • введение в специальность;
  • психология;
  • теория управления;
  • политология;
  • русский язык и культура речи;
  • финансы;
  • математика;
  • физическая культура;
  • логистика;
  • административное право;
  • конституционное право;
  • социология;
  • безопасность жизнедеятельности.

Кем и где можно работать?


Если рассчитываете на карьерный рост, то нужно ориентироваться на государственные муниципальные структуры, если есть желание хорошей заработной платы, то нужно искать работу в туристических компаниях и крупных холдингах.

Выбор вакансий для выпускников этого направления довольно обширен, особенно в органах гос. управления.

Заработная плата

Любая профессия предполагает разные уровни заработной платы. ГМУ исключением не стала: первые шаги сулят заработок 25−35 тысяч рублей. Дальнейший рост определяет сам сотрудник. Выбрав основное направление (органы власти, госструктуры), он растет поступательно — доход повышается до 40−50 тысяч рублей.

На поле частного международного бизнеса, консалтинга, экспертизы перспективы выше:

  • GR-директор компании получает 80−90 тыс. рублей;
  • должность специалиста по ведению международных дел приносит от 60−100 тыс.;
  • консультант — 55−70+ тыс.

Особенности профессии

Название профиля ГМУ говорит за себя: здесь не возникает вопроса, какой факультет государственное и муниципальное управление изучает. Это всегда Факультет менеджмента, а менеджмент налагает ответственность.

Чем серьезнее его уровень, тем она выше. ГМУ — высшая категория менеджмента. То есть предполагает максимальную нагрузку: каждый шаг должен быть выверен, продуман. Специалист должен уметь совмещать административный и правовой инструменты деятельности, глубоко понимать свои цели, уметь работать с населением (вести диалог с большими группами людей, исключая конфликты, добиваясь понимания).

учиться на государственное и муниципальное управление

Возможна ли работа вне государственных структур?

  • работа с гос. инстанциями в системе крупной компании-нерезидента;
  • консалтинг российских компаний;
  • менеджер по обслуживанию гос. проектов/заказов.

Направления будущей работы



Выпускники могут успешно работать как в государственных, так и в частных структурах

  • В государственной структуре. Если вы остановитесь на этом варианте, то должны полностью осознать, что фактически вы являетесь связующим звеном между народом и властью. Имея лишь диплом на руках, можно рассчитывать лишь на должность специалиста 2-й категории. Но это нормально, в принципе, для выпускника с любой другой специальностью.

Совет. На первых порах вы, скорее всего, будете получать предложения о работе лишь в качестве дело, как это делает большинство, мотивируя свой отказ маленьким окладом, огромной ответственностью и отсутствием перспектив. Никто не заставляет вас застревать на одном месте. Просто это может хорошим опытом для начала для вашей карьеры.

  • В коммерческой структуре. Невероятно, но факт: имея специальность по государственному управлению, можно работать в негосударственной структуре. В каждой солидной компании есть свой отдел, который занимается связями с государственными структурами. Оклад в таких организациях очень привлекателен для молодых специалистов. Но стоит учитывать, что максимумом в такой структуре может быть лишь должность начальника отдела.
  • В независимой исследовательской структуре. Работа в такой организации не сулит вам ни огромного оклада, ни власти. Но если вам интересен прогноз и все, что с ним связано, то при упорном труде и качественном выполнении своих функций можно через пару создать себе имя в определенной среде и стать маститым специалистом. Вот тогда речь уже пойдет о совершенно других деньгах.

Выбор программы обучения

Профессия может быть освоена выпускниками школ, а также теми, кто уже реализовал себя на рынке труда. В современной системе существует несколько форматов, позволяющих получить высшее образование по ГиМУ. Многие из них позволяют работать и учиться одновременно.

  • Программы бакалавриата. Это базовое образование, которое реализуется на очной и заочной форме обучения. Может быть организовано дистанционно. Относится к высшему образованию. Начальная ступень может стать отличным стартом в будущей профессии или подспорьем при построении чиновничьей карьеры.
  • Программы магистратуры. Для тех, кто хочет более глубоко изучить вопросы государственного и муниципального управления, предлагаются двухлетние программы обучения. При этом человек может уже иметь базовое образование ГиМУ или же использовать знания, полученные в ходе освоения других специальностей.
  • Программы профессиональной переподготовки. Обычно их реализуют в течение года. Любой специалист с высшим образованием может обучиться профессии ГиМУ.
  • Программы повышения квалификации. Органы государственной и муниципальной власти обязаны отправлять на повышение квалификации своих сотрудников минимум 1 раз в 5 лет. Если человек имеет другое образование (экономическое или юридическое), он всё равно располагает правом на повышение квалификации по профессии ГиМУ. Управление данными вопросами возложено на кадровые службы.

К услугам специалистов также программы обучения в аспирантуре и докторантуре. Получение учёной степени в области государственного и муниципального управления позволяет повысить свой статус среди коллег. Этот вид обучения направлен на серьёзное продвижение по карьерной лестнице.

Государственное управление подразумевает, что его представители должны хорошо разбираться в материале с позиции научных подходов. Поэтому аспирантская или докторская деятельность позволяют освоить эти компетенции.

Специалист в области государственного и муниципального управления

Государственная служба многим нашим согражданам кажется весьма перспективным направлением развития карьеры – все понимают, кем в итоге можно стать, если очень постараться. Следует заметить, что поначалу зарплата, возможно, не будет впечатляющей, однако, пробовать можно и нужно, ведь дорогу осилит только идущий.


Что это такое?

В любом современном обществе есть люди, чьей основной обязанностью является работа руками, работники умственного труда, а также представители власти, которые решают, в каком направлении следует работать всем остальным. Быть начальником лишь на первый взгляд просто – для успешного функционирования вверенного предприятия или организации надо хорошо разбираться в принципах ее деятельности, обладать специфическими навыками и знаниями. Кому-то, конечно, это удается сугубо интуитивно, но большинство людей учатся этому в университетах на специальности, которая так и называется – государственное и муниципальное управление.

Задача управленца заключается в том, чтобы правильно определять направление развития вверенного ему предприятия, отдела, департамента, а также решать любые проблемы, возникающие в процессе его деятельности.

Для эффективного выполнения своих обязанностей такой чиновник обязан понимать саму концепцию госслужбы, ориентироваться в инструментах проведения реформ, уметь диагностировать проблемы социального характера, быть подкованным в связях с общественностью.


Определяясь с тем, быть или не быть госслужащим, надо четко понимать потенциальные преимущества и недостатки своего решения. На первый взгляд, быть чиновником – это попросту круто. Надо признать, что во многих смыслах так оно и есть, потому что набор выгод весьма достойный.

Однако же не стоит думать, что быть чиновником – это сплошные выгоды. У этой работы тоже есть свои недостатки, и они, вероятно, покажутся вам весьма существенными.

  • Профессия сложная. Потенциальному управленцу придется разбираться в огромном количестве различных областей и постоянно самосовершенствоваться. Лидерские качества, способность управления общественным мнением, собственный имидж – это все те свойства, которые никогда не будут прокачаны до максимума, и работать над ними придется все время до конца карьеры.
  • Ответственность огромная. Ни на одной работе не будет столько ответственности, как здесь. За действиями управленца следят все, от его решений зависит будущее многих людей. Если ошибетесь, рискуете не просто вылететь с работы, а еще и получить огромный шквал критики, который в самых худших случаях может перерасти в попытки мести со стороны недовольных.
  • Стартовать сложно. При всей перспективности профессии поначалу будет тяжело – работы много, а зарплата скромная.

Более того, для последующего карьерного роста важно нарабатывать знания и прокачивать навыки, а это обязанности, которыми занимаются в нерабочее время и совершенно бесплатно.


Обязанности

Соискатель подобной вакансии также должен быть довольно общительным и стрессоустойчивым человеком, потому что в госсекторе практически нет вариантов работы, не предполагающих общения с людьми. Ни для кого не секрет, что в госорганы обычно обращаются с жалобами, но чиновники не всегда прислушиваются к мнению людей, – иногда не могут, а бывает и просто не хотят. Будущему служащему надо уметь отказывать и выдерживать поток критики, который может излиться в ответ.


Работа в государственном и муниципальном управлении также требует постоянного слежения за тем, что говоришь вслух. На высших должностях придется привыкнуть к тому, что журналисты ловят каждое ваше слово и ретранслируют его для общественности. В некоторых случаях общение с народом будет непосредственным, если надо выступить на некоем массовом мероприятии. Человек может просто неправильно высказаться, но при этом его слова вызовут бурю негодования и тогда придется публично извиняться и объясняться.

Привычка следить за собственными словами и наперед продумывать все свои речи также очень пригодится на деловых переговорах. Во многих случаях навык их ведения требуется только позднее, по мере основательного развития карьеры, но это еще не повод не тренировать свои способности переговорщика. Пригодятся также и математические навыки. Надо понимать статистику, видеть в ней некие тенденции и на их основании составлять правдоподобные прогнозы. Способность трезво анализировать любую сложившуюся ситуацию – это прямой путь к тому, чтобы не вылететь с должности с позором и общественным порицанием.

Наконец, деятельность государственного служащего, особенно на нижних уровнях карьеры, предполагает большое количество письменной работы, которая в последние годы понемногу переходит в печатную. Различные отчеты и докладные – это повседневная обязанность чиновника низшего ранга.


Обучение

Учитывая, что государственное и муниципальное управление – сфера довольно обширная, существует огромное количество вузов, где можно получить соответствующую специальность. Более того, в том или ином виде специальность преподается в большинстве регионов РФ – по той простой причине, что служащие нужны абсолютно везде.

По понятным причинам наиболее престижные дипломы по обсуждаемой специальности выдаются в Москве и Санкт-Петербурге – в обеих столицах есть ряд вузов, занимающихся подготовкой специалистов по госуправлению.


Место работы и зарплата

Вопреки ожиданиям многих абитуриентов, рассматриваемая профессия предполагает куда более масштабные перспективы трудоустройства, чем одни лишь только государственные органы. На самом деле понятие данной специальности настолько широкое, что два человека с одинаковыми дипломами могут работать по специальности, но при этом заниматься совершенно разными вещами: отвечать непосредственно за коммуникацию с обществом, трудиться в сфере жилищно-коммунального хозяйства, решать культурные и образовательные вопросы. При этом никто не говорит, что хорошие управленцы нужны только государству – спрос на них есть и в частных компаниях.

Чаще всего, конечно, в поисках работы с таким дипломом приходят в различные государственные инстанции городского, районного, регионального уровней. При этом отыскать себя можно и в штате крупной международной компании, и в бизнесе, и даже в научно-исследовательской организации. При этом адекватный выпускник должен понимать, что даже шикарный диплом без опыта работы все-таки не позволяет сразу же претендовать на высокие должности и впечатляющую зарплату. Более того, в этой отрасли, как и в любых других, заработок может существенно варьироваться в зависимости от того, в каком регионе вы работаете и какую должность занимаете. Иногда значение имеет даже стаж – вас могут и не повышать в должности, но зарплата при этом будет расти.

Итак, новичку, только что покинувшему стены образовательного учреждения, стоит ориентироваться на первоначальный оклад в довольно скромных размерах – кое-где за 25 тысяч рублей в месяц еще стоит поблагодарить судьбу. В среднем по стране в государственных органах чиновники зарабатывают около 35 тысяч рублей в месяц, но для этого надо уже быть опытным служащим, хорошо заявившим о себе. При этом в Москве, а особенно в негосударственном секторе, уровень зарплат может быть существенно выше, и даже 100 тысяч рублей в месяц не будут казаться потолком.

Добиться таких зарплат теоретически можно и в госструктурах, но для этого, конечно, надо быть большим начальником.

Читайте также: