Формы и методы обеспечения участия граждан в работе коллегиальных органов

Обновлено: 14.05.2024

В отличие от императивных форм демократии, при которых населению предоставлено право непосредственно либо через своих представителей решать вопросы местного значения, муниципальное самоуправление в значительной мере опирается на различные способы консультативного участия граждан в деятельности местного сообщества, при которых право окончательного решения остается за органами местного самоуправления. Их полезность обусловлена доступностью, массовостью, слабозатратностью и сравнительной простотой, в то время как ответственность за принятие соответствующих решений возлагается на профессиональную муниципальную власть. В этих случаях действие признака самоуправления о совпадении объекта и субъекта управления приобретает менее выраженный характер, поскольку население и власть оказываются сравнительно обособленными по отношению друг к другу.

Основной смысл консультативной демократии заключается в формировании и выражении мнения, причем не только общественного, но и частного. Каждый индивид вправе высказаться по поводу осуществляемой, планируемой или должной муниципальной политики. Корреспондирующей этому задачей муниципального права является создание необходимых юридических условий для выражения и учета мнения граждан. Однако консультативные формы местного самоуправления, как правило, ориентированы на коллективное и, по возможности, массовое участие граждан в муниципальной деятельности, в то время как индивидуальное обращение гражданина в устной и письменной форме в адрес органов местного самоуправления представляет собой лишь исключение из общего правила.

Совместное присутствие имеет место в закрытых помещениях (собрание) или вне таких помещений (митинг), является статичным (пикетирование) либо сопровождается движением (демонстрация, шествие). Информация о мнении граждан может доводиться до сведения органов местного самоуправления с помощью средств наглядной агитации (листовки, плакаты, транспаранты), звукоусиливающих технических средств, периодических печатных изданий, телевидения, радио, электронных коммуникационных систем (Интернет), а также непосредственных высказываний, в том числе на заседаниях органов местного самоуправления (правотворческая инициатива).

Существуют и явно неприличные, даже противоправные формы воздействия на муниципальную власть (граффити, рукоприкладство, погромы, поджоги, воспрепятствование движению транспорта, нарушение неприкосновенности депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих, клевета и оскорбление). В этой связи необходимо различать организованные и неорганизованные способы участия граждан в муниципальной деятельности. В последнем случае возможно проявление феномена толпы, которая не имеет ничего общего с муниципальной демократией в ее конституционном смысле.

Каждая из форм консультативной муниципальной демократии служит определенным целям. Правотворческая инициатива целесообразна в тех случаях, когда общественное мнение выражается в виде проекта нормативного правового акта, принятие которого относится к компетенции представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или местной администрации.

Территориальное общественное самоуправление позволяет компенсировать недостатки укрупненной территориальной организации системы муниципальных образований (особенно это касается внутригородских территорий городов федерального значения и городских округов), сужая сферу общественной самодеятельности до уровня многоквартирных жилых домов, их подъездов и групп, микрорайонов, а также сельских населенных пунктов, которые не являются поселениями.

Что касается митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, то они обычно выступают средством давления на муниципальную власть либо поддержки какой-либо инициативы, в том числе политико-рекламного характера. В этом случае законодатель не может рассчитывать на безупречное поведение граждан, особенно когда речь идет о массовом скоплении людей. В целях обеспечения общественного порядка законодательство о полиции наделяет ее правом применять физическую силу, специальные средства и даже огнестрельное оружие, но только в случаях и порядке, предусмотренных Законом. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан: 1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным; 2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным; 3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников; 4) уведомить прокурора о всех случаях смерти или ранения. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную Законом.

В целях обеспечения возможности влияния общественных объединений на муниципальную политику закон наделяет их следующими основными правами: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы местного самоуправления.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Педсовет как постоянно функционирующий обязательный коллегиальный орган управления создается для решения основных вопросов в воспитательной и учебной работе образовательной организации. Деятельность его регламентируется уставом и положением о педагогическом совете. В состав педсовета входят только педагогические работники ОО и руководитель. Представители родителей и учредителя могут быть приглашены на заседание педсовета и участвовать в нем по какому-то отдельному вопросу, их голос носит рекомендательный характер.

Основные задачи и направления работы педсовета:

  • разработка и утверждение основных направлений педагогической работы организации;
  • утверждение основного нормативного документа – устава организации;
  • определение организационной структуры коллектива;
  • рассмотрение и утверждение основных направлений образовательного процесса;
  • внедрение и разработка новых методик образования;
  • распределение функциональных и должностных обязанностей между администрацией и педагогами в соответствии с уставом;
  • выборы и утверждение состава методического совета;
  • обеспечение взаимодействия между коллегиальными органами управления образовательной организации и администрацией.

Решения педсовета, утвержденные приказом по образовательной организации, подлежат обязательному исполнению. Если на заседании педсовета присутствуют более половины его членов, то вынесенные им решения считаются правомочными.

Общее собрание

Основной формой участия работников в управлении образовательной организацией является общее собрание. По умолчанию членами общего собрания является весь коллектив сотрудников. Функционирует общее собрание в рамках устава и положения об общем собрании. Основные функции общего собрания:

  • рассмотрение устава организации и локальных актов;
  • внесение изменений и дополнений в нормативные акты организации;
  • рассмотрение основных вопросов функционирования трудового коллектива;
  • разработка и утверждение коллективного договора и правил внутреннего распорядка;
  • контроль над соблюдением правил коллективного договора;
  • утверждение комиссии по распределению средств для стимулирующих выплат и надбавок сотрудникам;
  • утверждение перечня социальных льготных выплат сотрудникам из собственных средств;
  • формирование состава первичной профсоюзной ячейки.

Общее собрание работников образовательной организации оказывает содействие полноценному развитию и функционированию коллектива. Орган действует бессрочно, на постоянной основе.

Родительский комитет

Наиболее распространенная форма общественного коллегиального органа управления образовательной организации дошкольного и среднего образования – родительский комитет. Он осуществляет коммуникацию родителей с педагогическим коллективом, оказывает разностороннее содействие работе учебного заведения. Функции данного органа, образованного по инициативе родителей воспитанников и учащихся, носят рекомендательный характер и не описаны в основном нормативном акте ОО. Несмотря на то, что деятельность совета не регулируется уставом, в нем может быть обозначен порядок взаимодействия с родительским советом основных органов управления организации (ч. 6 ст. 26 ФЗ №273).

В состав совета входят законные представители и родители воспитанников и учащихся, чьи кандидатуры были утверждены общим собранием. Как и общее собрание, орган также взаимодействует с педагогическим коллективом, содействует образовательному процессу и другим видам деятельности организации. Как правило, в начале учебного года избирается новый состав родительского совета, в который по желанию родителей могут входить также члены педагогического коллектива. Решения на заседаниях этого коллегиального органа принимаются простым большинством голосов.

Попечительский совет

Общественные объединения, созданные на добровольной основе, функцией которых является обеспечение в данном случае образовательного процесса дополнительными финансовыми ресурсами, называются попечительскими советами.

  • содействие развитию и укреплению материально-технической базы;
  • помощь в решении финансовых и материально-технических вопросов с целью эффективного функционирования образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности;
  • защита прав и интересов всех участников процесса образования.

Помимо основной нормативной базы, деятельность попечительского совета школы регламентируют:

Совет учреждения

Совет Учреждения – это коллегиальный орган самоуправления, имеющий полномочия, определенные Уставом и локальными нормативными актами Учреждения, по решению вопросов функционирования и развития Учреждения, создаётся в целях развития демократического, государственно-общественного характера управления в Учреждении.
Положение о Совете учреждения.pdf

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Читайте также: