Фандрайзер что это за профессия

Обновлено: 04.05.2024

Фандрайзинг — это привлечение ресурсов для работы организации или проекта. Разбираемся, чем фандрайзеры отличаются от людей, которые собирают деньги на карточку в соцсетях, и как пожертвования помогают бизнесу развиваться.

История фандрайзинга

Что такое фандрайзинг простыми словами

Фандрайзинг чаще всего встречается в некоммерческой сфере. Но и коммерция использует этот способ для привлечения дополнительных ресурсов. Например, фандрайзер может найти людей, которые готовы вложить средства в развитие стартапа, или помочь организации открыть филиал, достичь определенных целей, пережить трудные времена.

Фандрайзер работает за вознаграждение, его размер не должен зависеть от количества привлеченных средств.

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг используется для привлечения средств в проекты из разных сфер.

1. Социальная работа. Поддержка уязвимых групп населения, в том числе тяжелобольных, бездомных людей. Чаще всего в этой сфере работают благотворительные фонды.

2. Культура. Реставрация исторических памятников и зданий, финансирование работы выставок, музеев, библиотек, деятелей искусства.

3. Наука. Спонсирование научных проектов и мероприятий, образовательных учреждений.

4. Политика. Финансирование работы и продвижения политических партий.

5. Коммерция. Материальная поддержка социально значимых бизнес-проектов и стартапов

6. Спорт. Сбор средств для спортивных мероприятий, команд, ассоциаций.

Задачи фандрайзинга

Фандрайзинговая деятельность помогает:

  • искать инвесторов, готовых вкладывать финансы в развитие проекта;
  • вести коммуникацию с уже имеющимися инвесторами, в том числе предоставлять им отчеты о потраченных деньгах;
  • публиковать информацию о проекте в СМИ;
  • мотивировать инвесторов, например, рекламировать их бизнес на сайте проекта;
  • поддерживать репутацию проекта, демонстрировать его важность для общества.

Формы фандрайзинга

Существует внешний и внутренний фандрайзинг. В первом случае для поиска инвесторов организация нанимает специалистов по фандрайзингу или привлекает компании по оказанию таких услуг. Преимущество работы с профессионалами — возможность посмотреть на проект со стороны и заметить его слабые стороны. Второй вид предполагает поиск средств сотрудниками самой организации, что позволяет избежать трат на услуги специалистов.

Еще фандрайзинг бывает оперативным и проектным. Оперативно средства собирают на текущие расходы, что не всегда эффективно, ведь деньги могут закончиться в любой момент. А при проектном ищут инвесторов, готовых долгосрочно финансировать проект.

Методы фандрайзинга

Специфика фандрайзинга — поиск долгосрочного сотрудничества, поэтому хитрости и уговоры здесь неуместны. Чтобы заинтересовать людей, готовых делать регулярные пожертвования, благотворители презентуют свои проекты прозрачно с помощью:

Перед размещением рекламы стоит создать сайт организации. Инвесторы наверняка захотят ознакомиться с проектом, его целями и достижениями. Эта информация должна быть в открытом доступе.

Сущность фандрайзинга несовместима с покупкой баз данных, по адресам из которых рассылаются письма. Как правило, рассылки получают люди, которые раньше интересовались проектом. В письме могут быть: информация о сборе денег со ссылкой для быстрого перевода, предложение поучаствовать в организации мероприятия, буклет с описанием новых целей проекта.

На них можно пообщаться с большой группой потенциальных инвесторов: рассказать о проекте и проблемах, которые он решает, получить обратную связь, ответить на вопросы.

Непринужденная атмосфера благотворительных выставок, концертов, фуршетов, тематических вечеров способна повысить уровень доверия к проекту и вызвать интерес к его целям. В России этот формат менее популярен, чем на Западе.

Многие крупные компании занимаются финансированием проектов для улучшения имиджа, узнаваемости бренда, получения налоговых льгот. Поэтому, когда НКО обращаются к бизнесу, они могут упомянуть о выгоде сотрудничества с ними. Например, предложить размещение на интернет-ресурсах некоммерческой организации ссылок на сайты инвесторов и информации об их вкладе в реализацию проекта.

Фандрайзинг в России

По оценкам экспертов Высшей школы экономики, профессиональные фандрайзеры есть только в 7% российских НКО. В 35% организаций привлечением средств занимается руководитель, в 17% — сотрудники, в 3% — волонтеры. При этом каждая четвертая компания имеет лишь один источник финансирования, 42% — от двух до трех, 24% — четыре и более.

Некоторые НКО получают международные переводы, несмотря на риск попасть в список иностранных агентов. К их числу часто относятся фонды, занимающиеся правозащитной деятельностью, в том числе правами ЛГБТ. Эти НКО не пользуются популярностью у российских инвесторов, их проекты не подают на государственные гранты. Поэтому приходится привлекать ресурсы фандрайзинга из других стран.

Чтобы было проще найти надежные НКО, +1Люди составили справочник благотворительных фондов с хорошей репутацией и прозрачной отчетностью. Можно выбрать одну или несколько организаций из списка и внести посильный вклад в поддержку общественно значимых инициатив и оказать помощь людям в тяжелой жизненной ситуации.

Экономические термины, какими бы они ни были, все больше проникают в лексикон обычных граждан. Мы давно знаем, что такое кредиты, для чего нужно страхование и стоит ли работать на "Форексе". Не так давно получило распространение новое слово – фандрайзинг.

Фандрайзинг: значение термина

Фандрайзер – это человек, который занимается привлечением материальных, денежных, информационных или человеческих ресурсов, которые необходимы конкретному предприятию.

Следовательно, фандрайзинг – это процесс по организации привлечения этих средств. Не совсем понятно? Идем дальше.

фандрайзер это

Кому и зачем нужен фандрайзинг?

Несмотря на то что мы живем в 21 веке и, казалось бы, должны хорошо представлять себе структуру денежных потоков и пути их перенаправления, в отечественной экономике многие вопросы, связанные с привлечением средств, кажутся многим непонятными. Как функционируют наши предприятия, чья деятельность не связана с коммерческим доходом?

Они, в большинстве своем, вообще не занимаются сбором средств, а довольствуются тем, что им достается. Как вы понимаете, много им не достается априори, а потому предприятие либо остро нуждается в помощи, либо денег просто не хватает.

В то же время, обратив свой взгляд на Запад или даже Европу, мы увидим, что там ситуация обстоит совсем иначе. Очень часто предприниматели, даже не разработав проект, уже привлекают деньги для его воплощения. Это связано с тем фактом, что государство мало участвует в финансировании социальных сфер. По своей сути, фандрайзер - это тот же инвестор, с тем отличием, что средства привлекаются в основном для некоммерческих проектов, хотя при этом вполне могут быть использованы для коммерческих целей.

значение слова фандрайзер

Источники фандрайзинга

Откуда брать эти ресурсы, что служит источником фандрайзинга? Это могут быть частные компании или отдельные лица, государственные предприятия и негосударственные фонды. Как осуществляется привлечение средств? По-разному, в зависимости от того, кем выступают вышеперечисленные источники. А они могут быть инвесторами, спонсорами, донорами, меценатами или грантоотдающей организацией.

Фандрайзер: обязанности и задачи по привлечению средств

Итак, чем же непосредственно занимается фандрайзер? Разумеется, прежде всего сбором средств из названных выше источников. Во-вторых, немаловажной частью обязанностей фандрайзера является построение новых связей. Любому проекту или организации нужны друзья, которые смогут поддержать, дать рекламу или предложить выгодные партнерские соглашения.

Кроме того, новый проект должен получить огласку, а потому фандрайзер занимается своеобразной рекламой деятельности организации, информирует о ее цели и стратегии.

Нужно отметить, что по способу осуществления фандрайзинг бывает внешним и внутренним.

Внутренний фандрайзер — это человек, работающий непосредственно в организации, занимающийся поиском источников финансирования. Внешний осуществляется при содействии специальных консультантов, экспертов и фирм по фандрайзингу.

ассоциация фандрайзеров россии

Фандрайзинг в России

В нашей стране фандрайзинг появился в начале девяностых годов, вместе с постепенным развитием различных некоммерческих предприятий. Сегодня эта дисциплина преподается в университетах вместе с основами маркетинга, рекламной деятельности, социального менеджмента.

Нужно отметить, что у нас пока еще невысока доля населения и государственных предприятий, участвующих в формировании доходов для российских некоммерческих организаций. Однако рыночная ситуация вынуждает искать новый формы и способы привлечения финансовых средств, а потому идет процесс развития фандрайзинга, который приближается темпами к уровню США.

Не так давно, а именно в ноябре 2013 года, была образована Ассоциация фандрайзеров России. Цель этого объединения заключается в содействии развитию благотворительности на основе фандрайзинга, при условии осведомленности и поддержки жителей страны. По словам директора нового объединения Ирины Меньшениной, на сегодняшний день наиболее важным для членов организации является повышение осведомленности граждан страны о таком виде деятельности, как фандрайзинг. Россияне не знают, что фандрайзер – это специалист в области привлечения финансов, и путают честную деятельность с мошенничеством.

фандрайзер обязанности

В Ассоциации предлагается два вида членства – для частных лиц и для компаний, которые могут представлять собой бизнес (структуры или НКО). Услуги, которые предоставляет Ассоциация, следующие:


Что такое фандрайзинг? Почему фонды к нему прибегают?

Фандрайзинг — это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и так далее), необходимых для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом.

К фандрайзингу прибегают, как правило, некоммерческие организации или проекты, связанные с культурной, социальной, просветительской и благотворительной деятельностью, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себя необходимыми для осуществления своей деятельности ресурсами.

Чем фандрайзинг отличается от краудфандинга?

Фандрайзинг — это прежде всего деятельность самой организации (НКО), направленная на поиск и привлечение средств для достижения своих уставных целей и реализации поставленных задач, в том числе и с помощью третьих лиц. Эта работа строится на взаимодействии людей и связях.

Краудфандинг же является объединением, сплочением людей вокруг какого-то конкретного проекта, в том числе и коммерческого, и финансированием данного проекта на этапе разработки или его создания.

Возможна ли работа организаций без применения фандрайзинга?

Если речь идет о коммерческих организациях, то конечно же, как правило, они способны обеспечивать себя и самостоятельно. Привлечение средств им требуется в основном для расширения бизнеса. А вот в случае с некоммерческими организациями (НКО) невозможно в принципе представить их работу без направленной деятельности по привлечению финансовых средств.

В свою очередь, для осуществления данной деятельности требуются специально обученные люди. Как правило, их называют фандрайзерами.

Для разных категорий фандрайзинга существуют свои специалисты, которые с годами оттачивают опыт, совершенствуют свои методы и обрастают связями. Это такие же специалисты в своей области, как и менеджеры по продажам в коммерческих организациях.

Оплачивается ли работа фандрайзеров и можно ли на этом вообще заработать?

Фандрайзер — это такой же сотрудник организации, как и менеджер фонда или бухгалтер. Он может быть в штате организации или работать внештатно. В его обязанности входит работа по поиску благотворителей и привлечению благотворительных средств в организацию. За свою работу эти сотрудники, так же как и все остальные, получают заработную плату или вознаграждение, в зависимости от формата сотрудничества с организацией.

Что касается размера оплаты труда фандрайзера, то какой-то фиксированной ставки нет. Всё зависит от вида фандрайзинга, которым он занимается, от объема привлеченных средств и от региона. Для примера можно сказать, что в среднем штатный фандрайзер может зарабатывать так же, как и хороший менеджер по продажам, то есть от 40 до 150 тысяч рублей в месяц и более.

Как общественность относится к тому, что фандрайзеры получают вознаграждение? Ведь эта деятельность ведется в области благотворительности.

К сожалению, не всегда адекватно. Бытует распространенное ошибочное мнение, что фандрайзеры — это такие же волонтеры, а значит, они не должны получать никакого денежного вознаграждения за свою работу. Это большое заблуждение. Действительно, согласно пункту 5 Федерального закона о благотворительной деятельности №135-ФЗ, добровольцы (волонтеры) — это физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность на безвозмездной основе.

Но в том же законе среди участников благотворительной деятельности вы не найдете фандрайзеров (также как и бухгалтеров, менеджеров, дизайнеров, IT-специалистов и других сотрудников фонда). Они не являются добровольцами, а значит, их труд должен оплачиваться.

Какие виды фандрайзинга существуют?

В открытых источниках можно найти множество интерпретаций видов фандрайзинга. Мы разделяем фандрайзинг на следующие основные типы:

— Медийный. Сбор средств с помощью ТВ и радио.
— Событийный. Сбор средств через организацию различных мероприятий.
— SMM. Сбор средств посредством соцсетей и рассылок.
— Уличный. Сюда мы относим сбор средств посредством установленных боксов, продажу сувениров через промоутеров, раздачу листовок и тому подобное.
— Сотрудничество с бизнесом.
— Сотрудничество с государственными структурами.
— Поиск и привлечение грантов и субсидий.
— Партнёрский. Это новый вид фандрайзинга, который стал набирать обороты с развитием современных технологий.

Расскажите подробнее о партнерском фандрайзинге и о его применении в вашем проекте Whole World.

В основе партнерского фандрайзинга лежит принцип многоуровневой партнерской программы, каждый участник которой может одновременно выступать как в роли благотворителя, так и в роли фандрайзера.

Именно благодаря такой финансовой мотивации участников наше сообщество постоянно растет, а вместе с тем всё больше средств привлекается на благотворительные цели.

Как давно работает ваш проект и сколько в нём сейчас участников?

Существует ли какая то автоматизированная система учета деятельности фандрайзеров в вашем проекте?

Разумеется, без автоматизации всех процессов деятельность нашего сообщества была бы попросту невозможна. Автоматика контролирует абсолютно всё, начиная с регистрации новых участников по реферальным ссылкам и заканчивая итоговой выплатой вознаграждений фандрайзерам.

На разработку собственного программного обеспечения у нас ушло более полутора лет, и при этом мы его непрерывно совершенствуем с самого старта проекта.

С первых дней работы фонд взял на себя сложную задачу — помощь онкологически больным детям. Фонд также оплачивал лечение и реабилитацию детей с врожденными патологиями и травмами. С 2017 года фонд оказывает помощь в приобретении средств реабилитации и для детей с ДЦП.

Приходилось ли вам экстренно собирать средства на лечение детей? Если да, то какую роль в организации сбора средств сыграли фандрайзеры?

Бывает ли, что вам не хватает средств для оказания помощи? И в чём вы видите причину?

Безусловно, средств постоянно не хватает, поскольку детей, нуждающихся в помощи, огромное количество. А так как финансирование благотворительной программы фонда идет на данный момент практически на 100 % только за счет работы фандрайзингового движения Whole World, то для увеличения объема поступающих средств необходима его активная популяризация либо привлечение альтернативных источников финансирования.

К сожалению, фонд не получает поддержки ни от СМИ, ни от государственных либо коммерческих структур, а популяризация фандрайзингового движения затруднена из-за предвзятого отношения рекламных сетей к подобным партнерским программам.

Каковы ваши планы на будущее и что бы вы хотели сказать нашим читателям?

Мы нацелены и дальше активно развивать фандрайзинговое движение Whole World по всему миру, поскольку видим в этом большие перспективы. Есть много интересных задумок, реализация которых способна сделать участие в Whole World более выгодным и привлекательным. Над этим мы сейчас плотно работаем.

Ну а всех читателей мы, конечно же, приглашаем присоединиться к нашему сообществу и вместе делать добрые дела. Whole World — добро возвращается!

Эксперты уверены, что профессия фандрайзера станет популярной в ближайшем будущем. Сегодня мы предлагаем познакомиться с новым видом деятельности в благотворительности, а также узнать мнения разных людей по этому вопросу.

Кто такой фандрайзер

Фандрайзер – это человек, который старается найти, а затем привлечь максимальное количество ресурсов для разных проектов (не своих). Под ресурсами принято понимать не только денежные средства, а и другие виды безвозмездной помощи.

Понятие фандрайзинга, к которому мы привыкли, появилось сравнительно недавно – 10 лет назад. Средняя сумма заработка эксперта в области – 100 тыс. рублей. Профессия подходит выпускникам гуманитарных специальностей, маркетологам, искусствоведам. В качестве клиентов стоит выделить НКО, благотворительные фонды, культурные центры.

Сегодня существует два вида фандрайзинга: проектный и оперативный.

Проектный фандрайзинг предполагает привлечение денег на реализацию определенного проекта. Оперативный фандрайзинг направлен на покрытие краткосрочных затрат (к примеру, выплату заработной платы, коммунальных платежей).

Могут ли НКО обойтись без услуг фандрайзера

Безусловно, могут. Зачастую функции такого работника выполняют руководители НКО, а также их подчиненные. Многим организациям не нравится такое положение дел.

Благотворительные фонды начали задавать другой вектор развития – начали принимать участие в конкурсах, становились обладателями российских грантов и т.д. У них появились помощники в лице корреспондентов, представителей СМИ. При грамотном подходе максимальный размер частного взноса выходит за пределы 1 тыс. рублей.

Обратите внимание! В большинстве благотворительных фондов, которые оказывают адресную помощь детям, в штате сотрудников также нет фандрайзера.

Другое мнение

Чего ждут от фандрайзер

  • привлечение ресурсов со стороны юридических лиц;
  • создание и ведение бизнес-презентаций;
  • подготовка совместных акций при поддержке руководителей компаний;
  • работа с CRM-базой в долгосрочной перспективе;
  • привлечение частных пожертвований посредством рассылок;
  • реализация фандрайзинговой кампании в режиме онлайн;
  • активное участие в планировании бюджета НКО;
  • организация фандрайзинговых событий;
  • подготовка стратегии фандрайзинга организации.

Одним из самых популярных российских фандрайзеров является Дмитрий Даушев. У него есть свое мнение насчет требований к профессии. Специалист утверждает, что некоторые директора НКО требуют от эксперта по фандрайзингу невозможного. Поэтому не все фонды подготовлены к сотрудничеству с профессионалом.

Перед тем, как дать объявление о вакансии, руководитель НКО должен иметь четкое представление о своей миссии. Кроме того, он обязан позаботиться о создании необходимых условий для работы фандрайзера. Речь идет о качественном программном контенте, выделенных денежных средствах, поддержке со стороны директора и т.д.

Где искать хорошего специалиста

Многие эксперты рекомендуют отказаться от идеи найти фандрайзера-универсала. По их мнению, существует два типа фандрайзеров.

Первый тип не любит присутствовать на встречах, переговорах и презентациях, но способен анализировать большие потоки информации, а также может поддерживать диалоги с пользователями социальных сетей, что не маловажно при этой работе.

Второй тип не испытывает радости от сидения за компьютером, зато любит выступать публично, а также проявляет хорошие ораторские способности.

Из каких денег платить вознаграждение фандрайзеру

Все эксперты единогласно утверждают, что фандрайзеров необходимо достойно поощрять за их работу. До сих пор ведутся споры вокруг источников выплат сотрудникам. С одной стороны, целесообразно стимулировать фандрайзеров – выплачивать им высокий процент от привлеченной денежной суммы. С другой стороны, такой подход связан с финансовыми, этическими и другими проблемами.

Во-первых, как уже отмечалось ранее, специалист привлекает не только деньги (это может быть оборудование, мебель, одежда, транспорт и т.д.).

Во-вторых, из-за масштабной рекламы адресных взносов благотворители уверены в том, что 100% всех пожертвований уйдет по их прямому назначению.

По мнению Дмитрия Даушева, из сложившейся ситуации есть один выход – это честно говорить с донорами об административных издержках. Если целевых поступлений не хватает для покрытия расходов на заработную плату фандрайзера, то в этом случае придется использовать часть денег из общей благотворительной помощи.

Делаем выводы

Перспективы у профессии фандрайзера большие. На Западе уже создана специальная форма взаимодействия между экспертами и культурными институциями. В России система только начинает развиваться и имеет целый ряд проблем.

Фандрайзинг — это привлечение ресурсов для работы организации или проекта. Разбираемся, чем фандрайзеры отличаются от людей, которые собирают деньги на карточку в соцсетях, и как пожертвования помогают бизнесу развиваться.

История фандрайзинга

Что такое фандрайзинг простыми словами

Фандрайзинг чаще всего встречается в некоммерческой сфере. Но и коммерция использует этот способ для привлечения дополнительных ресурсов. Например, фандрайзер может найти людей, которые готовы вложить средства в развитие стартапа, или помочь организации открыть филиал, достичь определенных целей, пережить трудные времена.

Фандрайзер работает за вознаграждение, его размер не должен зависеть от количества привлеченных средств.

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг используется для привлечения средств в проекты из разных сфер.

1. Социальная работа. Поддержка уязвимых групп населения, в том числе тяжелобольных, бездомных людей. Чаще всего в этой сфере работают благотворительные фонды.

2. Культура. Реставрация исторических памятников и зданий, финансирование работы выставок, музеев, библиотек, деятелей искусства.

3. Наука. Спонсирование научных проектов и мероприятий, образовательных учреждений.

4. Политика. Финансирование работы и продвижения политических партий.

5. Коммерция. Материальная поддержка социально значимых бизнес-проектов и стартапов

6. Спорт. Сбор средств для спортивных мероприятий, команд, ассоциаций.

Задачи фандрайзинга

Фандрайзинговая деятельность помогает:

  • искать инвесторов, готовых вкладывать финансы в развитие проекта;
  • вести коммуникацию с уже имеющимися инвесторами, в том числе предоставлять им отчеты о потраченных деньгах;
  • публиковать информацию о проекте в СМИ;
  • мотивировать инвесторов, например, рекламировать их бизнес на сайте проекта;
  • поддерживать репутацию проекта, демонстрировать его важность для общества.

Формы фандрайзинга

Существует внешний и внутренний фандрайзинг. В первом случае для поиска инвесторов организация нанимает специалистов по фандрайзингу или привлекает компании по оказанию таких услуг. Преимущество работы с профессионалами — возможность посмотреть на проект со стороны и заметить его слабые стороны. Второй вид предполагает поиск средств сотрудниками самой организации, что позволяет избежать трат на услуги специалистов.

Еще фандрайзинг бывает оперативным и проектным. Оперативно средства собирают на текущие расходы, что не всегда эффективно, ведь деньги могут закончиться в любой момент. А при проектном ищут инвесторов, готовых долгосрочно финансировать проект.

Методы фандрайзинга

Специфика фандрайзинга — поиск долгосрочного сотрудничества, поэтому хитрости и уговоры здесь неуместны. Чтобы заинтересовать людей, готовых делать регулярные пожертвования, благотворители презентуют свои проекты прозрачно с помощью:

Перед размещением рекламы стоит создать сайт организации. Инвесторы наверняка захотят ознакомиться с проектом, его целями и достижениями. Эта информация должна быть в открытом доступе.

Сущность фандрайзинга несовместима с покупкой баз данных, по адресам из которых рассылаются письма. Как правило, рассылки получают люди, которые раньше интересовались проектом. В письме могут быть: информация о сборе денег со ссылкой для быстрого перевода, предложение поучаствовать в организации мероприятия, буклет с описанием новых целей проекта.

На них можно пообщаться с большой группой потенциальных инвесторов: рассказать о проекте и проблемах, которые он решает, получить обратную связь, ответить на вопросы.

Непринужденная атмосфера благотворительных выставок, концертов, фуршетов, тематических вечеров способна повысить уровень доверия к проекту и вызвать интерес к его целям. В России этот формат менее популярен, чем на Западе.

Многие крупные компании занимаются финансированием проектов для улучшения имиджа, узнаваемости бренда, получения налоговых льгот. Поэтому, когда НКО обращаются к бизнесу, они могут упомянуть о выгоде сотрудничества с ними. Например, предложить размещение на интернет-ресурсах некоммерческой организации ссылок на сайты инвесторов и информации об их вкладе в реализацию проекта.

Фандрайзинг в России

По оценкам экспертов Высшей школы экономики, профессиональные фандрайзеры есть только в 7% российских НКО. В 35% организаций привлечением средств занимается руководитель, в 17% — сотрудники, в 3% — волонтеры. При этом каждая четвертая компания имеет лишь один источник финансирования, 42% — от двух до трех, 24% — четыре и более.

Некоторые НКО получают международные переводы, несмотря на риск попасть в список иностранных агентов. К их числу часто относятся фонды, занимающиеся правозащитной деятельностью, в том числе правами ЛГБТ. Эти НКО не пользуются популярностью у российских инвесторов, их проекты не подают на государственные гранты. Поэтому приходится привлекать ресурсы фандрайзинга из других стран.

Чтобы было проще найти надежные НКО, +1Люди составили справочник благотворительных фондов с хорошей репутацией и прозрачной отчетностью. Можно выбрать одну или несколько организаций из списка и внести посильный вклад в поддержку общественно значимых инициатив и оказать помощь людям в тяжелой жизненной ситуации.

Читайте также: