Требования к оформлению обобщения педагогического опыта работы в беларуси
Обновлено: 17.05.2024
В опыте выделяют: цель, основные задачи, адресную направленность, актуальность, новизну; раскрывают содержательность, результативность, перспективность использования, анализируют собственные находки, эффективно влияющие на достижение положительных результатов.
Примерный алгоритм составления обобщенного педагогического опыта:
План (или содержание) опыта:
• задачи, решаемые в опыте;
• информационные сведения об опыте: тема, сведения об авторе, перспективы и возможности использования опыта, теоретико-практические основы, технология использования разработок;
• актуальность опыта, например, актуальность опыта обусловлена тем, что проблема воспитания и развития интонационных возможностей детей при практической значимости является недостаточно разработанной. Работа над выразительностью речи, как одним из компонентов воспитания звуковой культуры речи, - важное звено в общей цепи речевого развития ребенка. Недостаточное развитие интонационной стороны речи – предпосылка для возникновения ошибок чтения и письма в дальнейшем;
• новизна опыта, например, новизна работы состоит в изучении особенностей интонационной стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями, тема в общей сложности недостаточно изучена, а роль выразительности речи важна, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц и обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего, являясь связующим звеном в системе речевой деятельности;
• педагогическая технология применения опыта:
содержание работы по проблеме, например, работу по развитию выразительности речи, воспитание правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи провожу целенаправленно, последовательно, системно,по блокам: 1-ый блок – подготовительный, включает диагностику выразительности речи, 2-ой блок – творческий – базируется на инициировании педагогических идей, разработке перспективного планирования, планов – конспектов, подготовке материалов по теме, 3-ий блок – интегрированный, основан на внедрении адаптированных методик и педагогических разработок, 4-ый блок –аналитический – определение эффективности и результативности работы;
взаимосвязь темы опыта с общей методической темой ДОУ,
диагностика как средство изучения проблемы (сравнительный анализ по периодам,
специфика или особенности работы в условиях ДОУ;
результативность, например, в результате проведенной работы выявлено, что применяемые основные направления, позитивное обследование уровневых возможностей интонационной выразительности речи, правильное определение содержания всей деятельности положительно сказываются не только на формирование интонационной стороны речи, но и на общем речевом развитии ребенка, вырабатывание навыка правильного интонирования является одной из важных задач в процессе подготовки к школьному обучению;
Приложение включает в себя конспекты НОД по теме, консультации, работу с родителями, диагностический материал (тесты, задания, карты, планирование по теме (тематическое, календарное).
Также важна трансляция опыта на разных уровнях: уровень ДОУ (представление на заседаниях педагогического совета, муниципальном (заседания МО, РМО, круглый стол, семинары, региональном, федеральном (семинары, конференции). На обобщенный опыт составляется рецензия, которая предполагает объективную оценку и раскрывает эффективность проведенной работы.
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (пошаговое предписание) Шаг 1. Определите.
Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОНР Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок.
Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.
Рекомендации по созданию аттестационного портфолио педагога ДОУ У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое интересное и достойное из того, что происходит в его педагогической.
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме 10- 12 страниц (без приложений). Количество страниц в приложениях - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт - Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля - 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Образец оформления титульного листа:
(название учреждения образования)
ОПИСАНИЕ ОПЫТА (АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Иванов Иван Иванович
учитель русского языка
Примерная структура описания педагогического опыта (авторской методики)
I . Информационный блок
1. Название темы опыта (авторской методики)
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.
2. Актуальность опыта (авторской методики)
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
3. Цели опыта (авторской методики)
Развитие способностей качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации
4. Ведущая идея опыта (авторской методики)
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
5. Задачи опыта (авторской методики)
Отражение последовательности действий по достижению цели.
6. Длительность работы над опытом (авторской методикой)
Продолжительность работы, этапы.
II . Описание технологии опыта (авторской методики)
1. Описание сути опыта (авторской методики)
1) Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта (авторской методики) - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта (авторской методики), но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2) К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
3) Отражение педагогического опыта (авторской методики) в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
4) Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта (авторской методики), алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
5) Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта (авторской методики), фрагменты занятий, пособий и др.
6) Основные этапы формирования данного опыта (авторской методики), их преемственность.
2. Результативность и эффективность опыта (авторской методики)
1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта (авторской методики), представление методики описания и подсчета результатов.
2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта (авторской методики).
III . Заключение
1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта (авторской методики).
2. Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта (авторской методики) и своей профессиональной практики.
3. Рекомендации по использованию педагогического опыта (авторской методики) в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
4. Собственные статьи, выступления с данным опытом (авторской методикой) в педагогических аудиториях.
Приложения
Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты занятий, мероприятий.
Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта (авторской методики).
Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Оценка представленного педагогического опыта (авторской методики) и описания методической деятельности на квалификационном экзамене
При оценке представленного письменного описания опыта (авторской методики) педагогической деятельности и во время его защиты, а также описания методической деятельности (резюме) учитываются следующие критерии (оцениваемые аспекты) и показатели:
1. Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата педагогического опыта (авторской методики) с заявленной темой и проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
конкретность, диагностичность поставленной цели и задач;
отражение степени достижения поставленной цели.
2. Содержание и технология педагогического опыта (авторской методики):
степень обобщения и систематизации представленных материалов;
конкретизация опыта разработанными автором материалами;
описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта (авторской методики);
обоснование (теоретическое и практическое) опыта (авторской методики), качество приложений.
3. Результативность, эффективность педагогического опыта (авторской методики):
выделение критериев и показателей оценки результативности опыта (авторской методики);
определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта, авторской методики) и перспективы его развития.
4. Подготовленность опыта (авторской методики) к трансляции в педагогической среде:
ценность опыта (авторской методики) для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
подготовленность опыта (авторской методики) для распространения в педагогической среде.
5. Защита опыта (авторской методики) на основе разработанной на экзамене модели мастер-класса для работы с педагогами:
эффективность, качество разработанной модели мастер-класса;
проявленность опыта автора (авторской методики) в разработанной модели мастер-класса.
6. Общая культура, ораторское искусство:
степень убедительности приводимых аргументов, правильность использования определений и понятий, богатство устной речи.
7. Участие в работе системы дополнительного образования взрослых:
системность работы с педагогами по росту их профессионального мастерства.
8. Предъявление публикаций:
уровень публикаций (регион, республика, международный).
9. Методическое сопровождение роста профессионального мастерства педагогов:
руководство методическими формированиями разного уровня и участие в работе творческих групп (по уровням);
участие в подготовке других педагогов к конкурсам профессионального мастерства.
Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_ppo_volosevich_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к оформлению и представлению
педагогического опыта работы
Модернизация системы дошкольного образования, предоставление права выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения, разработки авторских программ и методик требуют от педагогов постоянного самосовершенствования.
Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста.
Административный регламент предоставления Минобрнауки Челябинской области государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию.
Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.
Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.
Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения , созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.
Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.
Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
- разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
- создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т.д.
Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.
Волобуева Л.М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
- Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
- Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
- Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.
Корепанова М.В. предлагает следующие формы ППО :
- педагогические дневники;
- тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
- статьи в педагогических изданиях;
- доклад;
- брошюра;
- монография;
- методические разработки планов и т.п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.
Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.
Содержание работы – 2-ая страница, в которой приводятся все заголовки опыта работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки страницы должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т.е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.
От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить, выявить… и т.д.).
Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.
Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.
Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.
Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.
Литература – в списке литературы указываются
- полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;
- после тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);
Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка .
В опыте выделяют: цель, основные задачи, адресную направленность, актуальность, новизну; раскрывают содержательность, результативность, перспективность использования, анализируют собственные находки, эффективно влияющие на достижение положительных результатов.
Примерный алгоритм составления обобщенного педагогического опыта:
План (или содержание) опыта:
• задачи, решаемые в опыте;
• информационные сведения об опыте: тема, сведения об авторе, перспективы и возможности использования опыта, теоретико-практические основы, технология использования разработок;
• актуальность опыта, например, актуальность опыта обусловлена тем, что проблема воспитания и развития интонационных возможностей детей при практической значимости является недостаточно разработанной. Работа над выразительностью речи, как одним из компонентов воспитания звуковой культуры речи, - важное звено в общей цепи речевого развития ребенка. Недостаточное развитие интонационной стороны речи – предпосылка для возникновения ошибок чтения и письма в дальнейшем;
• новизна опыта, например, новизна работы состоит в изучении особенностей интонационной стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями, тема в общей сложности недостаточно изучена, а роль выразительности речи важна, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц и обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего, являясь связующим звеном в системе речевой деятельности;
• педагогическая технология применения опыта:
содержание работы по проблеме, например, работу по развитию выразительности речи, воспитание правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи провожу целенаправленно, последовательно, системно,по блокам: 1-ый блок – подготовительный, включает диагностику выразительности речи, 2-ой блок – творческий – базируется на инициировании педагогических идей, разработке перспективного планирования, планов – конспектов, подготовке материалов по теме, 3-ий блок – интегрированный, основан на внедрении адаптированных методик и педагогических разработок, 4-ый блок –аналитический – определение эффективности и результативности работы;
взаимосвязь темы опыта с общей методической темой ДОУ,
диагностика как средство изучения проблемы (сравнительный анализ по периодам,
специфика или особенности работы в условиях ДОУ;
результативность, например, в результате проведенной работы выявлено, что применяемые основные направления, позитивное обследование уровневых возможностей интонационной выразительности речи, правильное определение содержания всей деятельности положительно сказываются не только на формирование интонационной стороны речи, но и на общем речевом развитии ребенка, вырабатывание навыка правильного интонирования является одной из важных задач в процессе подготовки к школьному обучению;
Приложение включает в себя конспекты НОД по теме, консультации, работу с родителями, диагностический материал (тесты, задания, карты, планирование по теме (тематическое, календарное).
Также важна трансляция опыта на разных уровнях: уровень ДОУ (представление на заседаниях педагогического совета, муниципальном (заседания МО, РМО, круглый стол, семинары, региональном, федеральном (семинары, конференции). На обобщенный опыт составляется рецензия, которая предполагает объективную оценку и раскрывает эффективность проведенной работы.
Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (пошаговое предписание) Шаг 1. Определите.
Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОНР Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок.
Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.
Рекомендации по созданию аттестационного портфолио педагога ДОУ У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое интересное и достойное из того, что происходит в его педагогической.
Читайте также:
- Можно ли заключать бессрочный трудовой договор с пенсионером
- Работа специального психолога в чем заключается
- Нарушению каких функций труда потенциально угрожает высвобождение работника из организации
- Входит ли оплата по договору гпх в расчет больничного 2021
- Чем отличается методологическое обеспечение работы педагога от методического