Есть ли профессия пират

Обновлено: 28.04.2024

P1018551-636x310.jpg

Пиратский корабль — это не просто судно с толпой разбойников на борту, для его управления требовалась специально обученная пиратская команда, в которой помимо обычных пиратов, имелось так же несколько человек, от которых напрямую зависела удача, да и сама жизнь экипажа.

Содержание

Капитан [ ]

Капитан пиратского корабля получал самую большую долю добычи, но во всех остальных отношениях он ничем не отличался от других членов экипажа. У капитана, конечно, была лучшая каюта на корабле, но считалось, что любой матрос может заходить в нее в любое время, есть из его тарелки и спать на его койке.

Штурман [ ]

Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты были самым большим его сокровищем. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.

Квартирмейстер [ ]

В бою квартирмейстер шел во главе абордажной команды, а после удачного рейда занимался дележом добычи, следя, чтобы каждый получил то, что ему причитается в соответствии с кодексом пиратской чести — а эта обязанность неизбежно требует сочетания дипломатии и непререкаемого авторитета.

Плотник/хирург [ ]

На пиратских кораблях редко были настоящие хирурги и на практике эту обязанность обычно исполнял корабельный плотник, так как именно у него были нужные инструменты, прежде всего — пила для ампутаций. На подхвате у него всегда был боцман с раскаленным топором для прижигания ран, а швы накладывал парусных дел мастер. Плотник отвечал за исправность корпуса и мачт корабля. В разгар битвы он и его помощники оперативно устраняли течи и заделывали пробоины. После боя плотник осматривал захваченный корабль, чтобы определить, пригоден ли он для дальнейшего использования.

Бондарь [ ]

Так как провизия, вода, а так же масло для ламп и порох обычно хранились на борту и деревянных бочках, мастерство бондаря было жизненно важно для всей команды. Именно от его квалификации зависело, чтобы бочки долго оставались водо- и воздухонепроницаемыми. Надо заметить, что в целях экономии свободного пространства, пустые бочки разбирали, а когда было нужно, собирали вновь.

Боцман [ ]

Следить за порядком и вести учет всего корабельного имущества — от дегтя и смолы до жира и сала, и от парусов до такелажа — такова была обязанность боцмана. Обычно им становился самый опытный моряк из экипажа команды, и граница его знаний такелажа и парусного вооружения нередко означала границу между жизнью и смертью экипажа.

Канонир [ ]

Опытный канонир был весьма ценным членом команды. Его задачей было отвечать за пушки во время стрельбы, а так же управлять их наведением во время боевых действий. В обязанности старшего канонира входило следить за корабельными пушками и всегда держать порох сухим. Кроме того, канонир занимался обучением рядовых артиллеристов и орудийной прислуги.

В этой роли обычно выступал тот член экипажа, который получил серьезные боевые увечья, не позволяющие ему выполнять более важные обязанности. Вместе с тем приготовление более-менее съедобной пищи из продуктов, которые начинали портиться через несколько недель после выхода в море, было весьма непростой задачей.

Музыканты [ ]

Любой человек, умеющий играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, был весьма ценным членом экипажа. Музыкальные увеселения помогали поддерживать моральный дух команды и бороться со скукой. Джиги и хоровые песни матросов были весьма распространены, а во время боя, иногда даже непрерывно звучала громкая военная музыка.


Пираты существуют и в XXI веке, в самых различных образах:

  • Пиратство контента (музыки, фильмов, игр и т. д.) и программного обеспечения.
  • Контрабанда сигарет и поддельных медикаментов.
  • Морские пираты.

Оставим в стороне кражу авторских произведений и контрабанду, в XXI веке существуют настоящие морские пираты. Это – результат плохой жизни в проблемных и мало контролируемых участках земного шара, таких как бассейн Карибского моря, острова Индонезии, Сомали и Нигерия.

Большую известность за последнее десятилетие получили сомалийские пираты, которые промышляют на морских путях, пролегающих из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал. Пиратство в этом регионе расцвело в 2005 году, после гражданской войны в Сомали.

Регион был перенаселен, гражданская война разрушила местную экономику, а в соседнем Йемене без проблем продавали оружие. Идеальные условия для появления бандитских группировок, в данном случае – пиратов. Опасным морским промыслом занялись преимущественно молодые люди 20–30 лет. Большинство из них бывшие моряки, но к пиратам примкнуло немало бывших полицейских и военных, которые умеют обращаться с оружием.

Несмотря на примитивность методов и вооружения, они несут реальную угрозу судоходной отрасли. И хотя морские пути, которыми пользуется PACIFIC ASIA GROUP, пролегают далеко от опасных регионов, само по себе пиратство, как проявление реалий прошлой жизни в современности, заслуживает внимания.

Главная причина современного пиратства – бедность

Пират с автоматом на фоне ржавого корабля

Так выглядит современный пират

Новые флибустьеры появляются в бедных регионах в силу множества причин: нет достойной работы, прокатились войны, перенаселение, доступность оружия. Классический пример – Сомали. Централизованное государственное управление здесь пало в 1991 году, началась гражданская война, которая фактически уничтожила страну, развалив ее на части.

Используют огнестрельное оружие

Современные пираты вооружены не пушками, мечами и саблями. Минимальный набор нынешних морских разбойников – пистолет или автомат (чаще всего старый Калашников). Иногда они вооружены пулеметами, минометами и гранатометами. По международным законам, торговые суда ходят без оружия на борту, поэтому не могут полноценно дать отпор.

Фактически торговое судно может защититься двумя способами:

  • Наличие частной охраны на борту судна со своим оружием.
  • Распыление воды из пожарных шлангов, чтобы помешать приблизиться пиратским лодкам.

Рисунок нападения пиратов на торговое судно

Способы защиты от пиратов в одном рисунке

Необъективная оценка сил

Бывший африканский рыбак, купив автомат, уже чувствует силу. Плюс нынешние флибустьеры часто злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В результате пираты частенько неадекватно оценивают свои возможности и пытаются атаковать военные корабли. Ничем хорошим для них это обычно не заканчивается.

Мем про слабоумие и отвагу

Девиз пиратов XXI века

Редко убивают заложников

Цели разбойных нападений бывают разными: наличные деньги и ценности, груз, корабль и команда. Есть морские разбойники, которым хватает наличных денег и ценностей, но чаще пираты стараются заработать по максимуму – помимо награбленного на судне, требуют выкуп за команду и сам корабль.

Поэтому заложников обычно не убивают. Если из команды захваченного судна никто не погиб, правительства не хотят наносить серьезный ответный удар, предпочитают решить вопрос с помощью денег. А средний размер выкупа за команду – в районе 120 тысяч долларов.

Часто остаются безнаказанными

О многих случаях пиратства попросту неизвестно. Каждый торговый корабль получает страховку. Если судно заявило о пиратском нападении, страховые тарифы вырастут, плюс начнут расследование. Зачастую 1 день такого расследования стоит 1000 долларов. Поэтому большое количество нападений просто не регистрируется и пираты остаются абсолютно безнаказанными.

Карта нападений пиратов в 2016 году

Годовой убыток от пиратства измеряется в миллиардах долларов

В 2013 году Всемирный банк оценил глобальные экономические убытки от пиратства у побережья Сомали в 18 миллиардов долларов США. Это приблизительная оценка только в одном очаге пиратства. Морские разбойники активно промышляют в водах Карибского моря, у берегов Индонезии и Нигерии.

Нашим импортерам беспокоиться за груз не стоит. Пиратство в основном сосредоточено в нескольких проблемных регионах. Если PACIFIC ASIA GROUP осуществляет доставку морским путем, то обходит стороной проблемные маршруты.


Морские сражения, охота за сокровищами, йо-хо-хо и бутылка рома — о романтике пиратской жизни написаны сотни историй. Их каноничный герой — неопрятный малый, одноногий и одноглазый, с саблей наперевес в одной руке и с бутылкой рома — в другой. Он неразлучен со своим напарником, огромным зелёным попугаем, который то и дело отпускает похабные шуточки. Мы решили выяснить, насколько далёк этот стереотипный персонаж от настоящего морского волка.

Пират

Чёрная повязка на глаз действительно использовалась, но не чтобы скрыть увечье, а для того, чтобы один глаз был всегда приспособлен к темноте трюма. Да и золотые серьги, так полюбившиеся пиратам с рисунков Говарда Пайла и Ньюэлла Уайета, носили из прагматичных соображений: например, они могли гарантировать достойные похороны в случае внезапной смерти.

Пираты

В XVII — начале XVIII века в Европе началась повальная мода на экзотических зверушек, что тут же подметили предприимчивые мореплаватели, которые встречали немало тропических птиц на берегах Африки и Карибских островах. Но перевозили их в клетках, ведь держать попугая на плече рискованно — пернатый старпом не всегда успешно контролирует процессы жизнедеятельности.

Художник: Говард Пайл

Женщина пират

Среди пиратов бывали и женщины: капитан Чжэн Ши собрала армию из нескольких сотен судов и стала китайской грозой морей, а Энн Бонни променяла спокойные будни дочурки богатого плантатора на пиратскую жизнь, полную приключений, сдружившись с другой пираткой, Мэри Рид. Впрочем, женщин на борту недолюбливали, а потому они нередко носили мужскую одежду.

Если же удавалось скопить много золота, пираты не закапывали его на чёрный день: жизнь морского волка была слишком непредсказуема и коротка, чтобы грезить о беззаботной старости. Известно всего три случая, когда пираты прятали клады: капитан Уильям Кидд хотел использовать местонахождение своего сокровища как козырь в переговорах, но потерпел неудачу и был казнён; в 1573 году Фрэнсис Дрейк соорудил временное хранилище, не сумев за один раз унести всё награбленное; кровожадный корсар Роше Бразильяно раскололся во время пыток, рассказав о своём кладе. Остальные пираты если и прятали сокровища, то ненадолго, полагая, что жить и тратить деньги нужно здесь и сейчас.

Чёрная метка

Чёрная метка

Галеон

Художник: Виллем ван де Велде Младший

Красочные описания оснастки и парусов, резного штурвала и русалочьих барельефов встречаются почти в каждом пиратском романе. В фильмах на такие детали редко обращают внимание, потому киноделы берут размером — и на экранах появляются гигантские галеоны. К тому же на небольшом корабле крупногабаритную операторскую технику разместить непросто. Реальные пираты для своих плаваний предпочитали манёвренные шхуны и шлюпы — чтобы быстро появиться и быстро уйти с награбленным.

Пиратский флаг

Художник: Говард Пайл

В морских сражениях джентльмены удачи тоже участвовали неохотно, ограничиваясь предупредительным выстрелом и поднятием пиратского флага — испугавшись, противник обычно сдавался. Пираты подходили к делу рационально: обстрел торгового судна мог уничтожить потенциальных союзников и ценный груз. Поэтому они предпочитали бескровные методы: предлагали поделиться четвертью добычи и заодно приглашали вступить в свои ряды — чем обеспечивали себе репутацию благородных и справедливых бандитов.

Мифы о Чёрной Бороде

Смерть Чёрной Бороды тоже приукрашена: по легендам, его тело трижды проплыло вокруг корабля, чего, однако, не было сказано в отчёте лейтенанта Мэйнарда, лишившего пирата головы. Да и с трудом верится, что после пяти пулевых и пары десятков ножевых ранений человек может плавать.

Заблуждения о пиратах

Художник: Говард Пайл

Драки, а в некоторых случаях азартные игры и даже спиртное на борту были запрещены. Пираты были довольно гуманны для своего времени: нередко заботились о пленниках, а добычу делили по строгим правилам — всё это предписывал Кодекс поведения, действующий на корабле. Да и на суше пираты тяготели к самоорганизации: археологи нашли следы небольших поселений на Мадагаскаре, Тортуге и Багамах — они не были пиратскими государствами, но гарантировали разбойникам защиту.

Много времени пираты проводили на суше, с семьями. Была от морских разбойников и польза: капитан Кидд помогал со строительством церкви Троицы в Нью-Йорке и даже заплатил за семейную скамью, а в города Северной Америки корсары поставляли золотые и серебряные монеты, а также экзотическую пищу и предметы роскоши, которые были в дефиците.

Пираты

Фото: Eric L. Beauregard

Сегодня ущерб от пиратства оценивается в $13–16 миллиардов. Нынешние морские разбойники, как и их предшественники, грабят, похищают и калечат своих жертв. Самые горячие точки — Индийский океан, Восточная Африка и Дальний Восток; писали и о паре случаев на цивилизованном Дунае. Вместо повязок на глазу теперь очки ночного видения, а вместо сабель и крюков — автоматы Калашникова и ракетные установки. Существует даже пиратская биржа Сомали, где морские разбойники могут купить нужное снаряжение.

Всё, что мы знаем о пиратах, — плод фантазии Дефо, Стивенсона и Рэнсома. Придуманный ими образ вытеснил подлинную историю. Но кое-что роднило и настоящих, и вымышленных пиратов: любовь к морю и тяга к свободе. Правда, не стоит забывать, что эта тяга унесла немало жизней — и самих разбойников, и их жертв.


1. Пиратство появилось одновременно с мореплаванием

Пираты — морские и речные грабители, существующие столько же времени, сколько существует мореплавание.

2.В современном мире облик пиратов часто обрастает романтическими подробностями, представляя их эдакими лихими и вольными покорителями морей, но история гласит другое.

3. Большинство достоверных сведений о пиратстве во времена освоения Нового Света дошло до нас благодаря пирату, путешественнику и историку Александру Эксквемелину, который оставил после себя множество подробных записей.

4. Для захвата кораблей пираты часто прибегали к абордажу. Но не они его изобрели — абордаж использовался во время сражений ещё на древнеримском флоте более двух тысяч лет назад.

5. В эпоху Великих географических открытий грабежи судов других стран, особенно отдалённых, пиратством не считались.


6.Например, знаменитый первооткрыватель Васко да Гама в ходе своих экспедиций без стеснения грабил арабские и индийские суда и поселения, порой проявляя при этом чудовищную жестокость.

10. Большинство пиратов пользовалось кличками вместо имён, так как это помогало скрываться от правосудия.


11. Френсис Дрейк — ещё один известный пират, которому мир обязан огромным количеством географических открытий. После того, как он совершил кругосветное плавание, в его честь назван был пролив Дрейка.

12.Некоторые из знаменитых пиратов впоследствии шли на королевскую службу и достигали огромных высот. Например, тот же Френсис Дрейк стал английским вице-адмиралом.

13.А всё потому, что Френсис Дрейк является самым ярким примером пирата в законе. По заказу Елизаветы Первой он освобождал испанцев от лишних кораблей, золота и серебра. После одного из таких походов капитан пополнил государственную казну суммой, равной двум годовым бюджетам Англии. За что был удостоен рыцарского звания и возведен в ранг национального героя.


15.Вопреки расхожему стереотипу, пираты далеко не всегда поднимали чёрный флаг с черепом и костями, чаще всего пиратские корабли вообще не поднимали флаг.

16. Чёрный флаг тогда поднимали заражённые суда, и к ним никто не рисковал приближаться. А для военной хитрости нередко использовались флаги разных стран.

17.Только позже, когда чёрный флаг стал стойко ассоциироваться с пиратами, его иногда стали поднимать перед атакой, чтобы деморализовать команду корабля-жертвы.


18.Так называемый Золотой век пиратства охватил Карибское море в период с 1690 по 1730 год. Все самые знаменитые пираты занимались своей деятельностью именно там и именно тогда.

19. Около 3500 лет назад на Ближнем Востоке были знамениты тевкры, морские пираты. Они были столь сильны и многочисленны, что стали представлять серьёзную угрозу. В итоге они были полностью уничтожены объединившимися для этой цели древнегреческими городами.

20. Вопреки распространённому мифу, пираты не надевали повязку на один глаз, чтобы глаза быстрее привыкали к темноте трюмов во время абордажа. Повязки носили только в том случае, если скрывали отсутствующий или больной глаз.


ФЛИБУСТЬЕРЫ

22. Пираты часто выпускали коз и кроликов на необитаемые острова на тот случай, если они или кто-то ещё окажется на них в результате кораблекрушения, чтобы у выживших была добыча для охоты.

23. Часто торговые суда сдавались пиратам без боя, надеясь на милосердие. Иногда это было оправдано, но, если пираты поднимали чёрный флаг с песочными часами, символом конечности бытия, это означало, что пленных брать не будут.

25. Сохранилось множество свидетельств того, что Чёрная Борода держал слово и действительно всегда щадил тех, кто ему сдавался без боя. Все записи указывают на то, что пытки или убийства пленных на его кораблях были под строжайшим запретом.


27. На большинстве пиратских судов всегда царила жесточайшая дисциплина, а алкоголь был запрещён.

28.На многих пиратских судах действовал сухой закон, напиваться разрешалось только на берегу, а в море за подобное можно было вылететь за борт. Впрочем, ежедневно ром выдавался, но в очень малых дозах.

29. Знаменитыми пиратами были и скандинавские викинги. Они активно грабили побережья современных Франции и Великобритании, и, по некоторым свидетельства, даже добирались на своих драккарах до берегов Северной Америки задолго до Колумба.

30. Капитан пиратского судна обычно получал в десять раз больше обычного матроса. Меньше всех обычно получал корабельный плотник, так как он не участвовал в сражениях. Помимо общей доли после удачного нападения, пираты всегда получали дополнительные компенсации за ранения и травмы.


ПИРАТ ЧЁРНАЯ БОРОДА

33. Многие пираты, даже очень бедные, носили в ушах драгоценные серьги, чтобы в случае смерти пирата они послужили своеобразной оплатой за нормальные похороны. Также среди пиратов бытовало мнение, что проколотые уши способствуют более острому зрению.

34. В Древней Руси тоже были свои пираты, правда, речные, а не морские. Они назывались ушкуйниками. Впрочем, ушкуйники не были пиратами в чистом виде — они активно торговали, но при случае всегда были готовы и заняться грабежами.


РЕЧНЫЕ ПИРАТЫ — УШКУЙНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

35.Они ходили по Оби, Каме, Оке, по Волге. Не щадили никого. Иногда даже татарам и шведам перепадало. А Кострому почистили так, что город пришлось переносить на новое место.

36.Центр русского пиратства находился в Новгороде, где до 15 века разбой и захват новых земель было делом государственной важности. Подготовка, оснащение и вооружение были соответствующими – бывало, в рейд выходило по две-три сотни ушкуев!


38. На рубеже 20-21 веков одним из самых опасных из-за пиратских нападений регионом стал Малаккский пролив между Малайзией и Индонезией. В год там случалось до 75 нападений.

39.Они происходят и по сей день, но очень редко, так как совместными усилиями окрестных стран уже к 2010-2012 годам пролив удалось сделать намного более безопасным.

40. Несмотря ни на что, пираты существуют и в настоящее время.


СОМАЛИЙСКИЕ ПИРАТЫ

42. В настоящее время самым опасным из-за пиратства регионом является Гвинейский залив у берегов Африки, доступ к которому имеют разные страны, включая Бенин, Гану, Того и Камерун.

43. Генри Морган, прошедший путь от вольного пирата до вице-губернатора Ямайки, на пике своей пиратской карьеры захватил и разграбил Панаму, которая тогда была самым богатым и защищённым городом во всех испанских владениях в Новом Свете. По закону это должно было стоить ему жизни.

44.Но полсотни мулов, нагруженных золотом, и несколько сотен рабов чудесным образом повлияли на решение суда: вместо виселицы пират получил титул сэра и пост вице-губернатора и главнокомандующего ВМС Ямайки.


ПИРАТ БАРТОЛОМЬЮ РОБЕРТС

45. Пират Бартоломью Робертс за три года захватил более четырёхсот судов.

46. Среди пиратов действительно встречались протезы ног и рук в виде деревянных палок и стальных крючьев. Пиратство всегда было опасной профессией, а других протезов тогда не было.


47. Раньше у пиратов, вообще все было предельно скромно – никаких флотилий, только одиночные небольшие суденышки. Дело в том, что долгое время даже у военных кораблей не было никакого вооружения на корме. Поэтому даже самая хлипкая пиратская развалюха была способна захватить большой корабль – главное, зайти с тыла. Потом на корме тоже появились пушки. Но и пираты стали отважнее.

Читайте также: