Если закончился трудовой договор с иностранным гражданином

Обновлено: 17.05.2024

При заключении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства, в документе должны быть указаны обязательные сведения, в том числе реквизиты разрешения на работу или патента (для временно пребывающих иностранцев), на временное проживание (для временно проживающих иностранцев); вида на жительство (для постоянно проживающих иностранцев). В трудовом договоре с временно пребывающим иностранным работником указываются и реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования (ДМС) или договора с медорганизацией на оказание ему платных медицинских услуг. Но что делать, если полис ДМС иностранец принес, а срок его действия истекает, например, через месяц после заключения договора? Надо ли переоформлять медстраховку? В этой статье - мнение Минтруда России по этому вопросу и комментарий экспертов 1С.

Позиция Минтруда

Специалисты ведомства представили свою позицию в отношении особенностей заключения трудового договора с иностранными гражданами с миграционным статусом временно пребывающих на территории РФ (письмо Минтруда России от 26.09.2016 № 16-4/В-465).

Так, согласно статье 327.2 ТК РФ необходимо, чтобы трудовой договор с такими лицами содержал наряду с обязательными сведениями и условиями, поименованными в статье 57 ТК РФ, реквизиты:

  • разрешения на работу (для визовых иностранцев) или патента (для безвизовых иностранцев);
  • полиса добровольного медицинского страхования (ДМС), заключенного иностранным работником со страховой компанией, или договора о предоставлении платных медицинских услуг, заключенного работодателем в пользу сотрудника с медицинской организацией.

Указанный полис (или договор) должен предусматривать условия оказания иностранному лицу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме в течение всего срока действия трудового договора (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

В связи с этим Минтруд России уточнил, что срок действия полиса ДМС или договора с медучреждением не может быть менее срока действия трудового договора с иностранным работником.

Особенности заключения трудового договора с временно пребывающим иностранцем

На наш взгляд, на практике соблюдение такого требования может быть весьма затруднительно. Это объясняется следующим. Трудовой договор с иностранными гражданами, как и с гражданами РФ, по общему правилу заключается на неопределенный срок (ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ). Срочный трудовой договор заключается только в случаях, перечисленных в статье 59 ТК РФ. К ним, в частности, относятся:

  • замещение временно отсутствующего сотрудника;
  • сезонные работы;
  • выполнение временных (до двух месяцев) работ.

Соответственно, если обстоятельства, предусмотренные статьей 59 ТК РФ, отсутствуют, с иностранцем, временно пребывающим в РФ, трудовой договор необходимо заключить на неопределенный срок. При этом полис ДМС либо договор на предоставление медуслуг, как правило, не являются бессрочными. Возникает вопрос: правомерно ли заключение бессрочного трудового договора с иностранцем, который представил полис ДМС, оформленный, к примеру, на один год?

Полагаем, что при наличии всех иных обязательных для трудоустройства документов (в частности, разрешения на работу или патента) трудовой договор оформляется с иностранцем на неопределенный срок.

При этом необходимо отслеживать срок действия полиса ДМС (договора с медицинской организацией), ведь согласно пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ истечение срока действия данных документов является основанием для прекращения с иностранцем трудового договора.

Следовательно, если работодатель заинтересован в продолжении трудовых отношений с иностранным сотрудником, то во время действия трудового договора необходимо периодически обращаться за оформлением на новый срок:

  • полиса ДМС - для этого иностранный гражданин обращается в страховую компанию
  • либо договора о предоставлении платных медицинских услуг - с этой целью работодатель обращается в медицинскую организацию.

Если срок указанного полиса (или договора) истек, а новый документ еще не получен, работодатель должен отстранить сотрудника от работы. Если по окончании месяца с момента такого отстранения новый документ не получен, сотрудник подлежит увольнению (ст. 327.5, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ).

Рекомендации для работодателей

Принимать на работу (в т. ч. на неопределенный срок) временно пребывающего иностранного гражданина правомерно только при условии, что он представит действующий на момент заключения трудового договора полис ДМС либо работодатель заключит в его пользу договор на оказание платных медицинских услуг.

При этом необходимо периодически переоформлять (продлевать) данные документы, чтобы они были действительны на протяжении всего срока трудовых отношений с физлицом.


Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу. Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

    Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

    • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
    • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

    В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

    Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

    Нужно ли уведомлять ФМС (УФМС России) о принятии временно пребывающего гражданина Киргизии на работу? Предусмотрена ли ответственность за прием на работу без заключения трудового договора и уведомления УФМС России? Ответы на эти вопросы есть в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в материал.

    Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Уведомление оформляйте на бланке из приказа МВД России от 30.07.2020 №536. Вы можете скачать его бесплатно, кликнув по картинке ниже:

    Образец уведомления есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию. Это бесплатно.

    Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

    Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 - 2022 году

    В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

    Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

    При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

    • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
    • сведения о регистрации;

    ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

    • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
    • документы об образовании.

    Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале "СНИЛС отменили - что взамен?"

    Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

    По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

    Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

    Прием на работу иностранных граждан в 2021 - 2022 годах: таблица

    Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

    Прием на работу иностранных граждан в 2017–2018 годах: таблица

    ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

    Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

    Итоги

    В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    img_top2

    Постановлением судьи Ленинского районного суда города Чебоксары от 3 апреля 2019 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 16 мая 2019 года, Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 26 июня 2019 года и даже Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года работодатель был признан виновным в том, что не уведомил органы МВД России о совершении указанных манипуляций, поскольку указанные манипуляции, по мнению перечисленных инстанций обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор.

    Итак, позиция, которую заняли органы МВД России:

    1. Работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации (полицейский Главк в регионе), на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о поручении ему работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о заключении трудового договора, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность

    2. Работодатель обязан каждый раз заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор в каждой из указанных ситуаций (в то время как основания для прекращения (расторжения) прежнего трудового договора отсутствуют).

    Позиция Конституционного суда: закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Это означает, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый точно знал, какое именно деяние находится под запретом и влечет за собой применение мер государственного принуждения, а также мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). При этом закон, устанавливающий административную ответственность, не может толковаться при его применении расширительно (как распространяющийся на деяния, прямо им не запрещенные)

    При этом абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - возлагает на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

    Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права

    В то же время в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора:

    - работнику может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) (части первая и вторая статьи 60.2);

    - работодатель вправе переводить работника на другую работу, что предполагает постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре),

    - работодатель вправе переводить работника в другую местность вместе с работодателем (часть первая статьи 72.1);

    Во всех указанных случаях отдельный (новый) трудовой договор между работодателем и работником не заключается.

    Приведенные законоположения в полной мере распространяются и на трудовые отношения с участием работников, являющихся иностранными гражданами. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо специальных правил изменения условий заключенных с такими лицами трудовых договоров, за исключением особенностей временного перевода иностранного гражданина на другую работу в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 (статья 327.4), которые, по смыслу соответствующих норм, касаются лишь работников, являющихся иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента.

    Таким образом, поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, и (или) работы по адресу, отличающемуся от указанного в заключенном с этим работником трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора и осуществляется в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

    Вместе с тем, Конституционный Суд заключает, что при этом сторонами трудового договора во всяком случае должны быть соблюдены установленные в отношении иностранных граждан в соответствии с федеральным законом ограничения на осуществление отдельных видов трудовой деятельности (часть четвертая статьи 327.1 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе запрет на осуществление трудовой деятельности за пределами субъекта РФ, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, а также по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность) [1]

    Соответственно, предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином (часть 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации), федеральный законодатель исходил из того, что абзац первый пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - по своему буквальному смыслу - предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином.

    Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), названным Федеральным законом не предусмотрена.

    Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации.

    Конституционный Суд постановил пересмотреть ранее принятые судами решения.

    Вывод: Работодатель не обязан заключать с иностранным гражданином новый трудовой договор всякий раз, когда изменяется трудовая функция работника или он в рамках заключенного трудового договора осуществляет трудовую функцию по адресу, отличающемуся от того, где он начинал ее осуществлять при заключении договора и, соответственно, уведомлять органы МВД России о данных фактах.

    Уведомления подаются только по факту заключения и прекращения (расторжения) договора, заключенного с иностранным гражданином.

    Единственное – необходимо соблюдать ограничения, установленные для отдельных категорий иностранных граждан.

    Какие это запреты:

    1. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе по профессии (должности), не указанной у него в разрешении на работу или патенте (если в патенте указывается должность);

    2. Нельзя допускать иностранного гражданина к работе за пределами того субъекта Российской Федерации, где ему разрешено работать (касается иностранных граждан, получивших патент, разрешение на работу, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников).

    [1] Пункты 4.2 и 5 статьи 13, абзацы первый и второй пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

    Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

    Статусы иностранных граждан

    Способы оформления иностранных граждан на работу

    Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

    Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

    Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

    Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

    Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

    При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

    Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

    Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

    Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

    Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

    СПРАВКА

    Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

    При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

    Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

    Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

    Особенности заключения трудового договора с иностранцем

    В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

    СПРАВКА

    Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

    Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

    Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

    Прием на работу высококвалифицированных специалистов

    Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

    При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

    При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

    Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

    СПРАВКА

    Прием на работу иностранца с РВП

    Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

    Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

    Подготовка и сбор документов

    В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

    Определение статуса

    Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

    Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

    Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

    Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

    Определение гражданства

    Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

    Оформление в штат

    После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

    Уведомление о приеме иностранца на работу

    О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

    СПРАВКА

    Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

    Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

    Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

    С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

    При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

    Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

    Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

    Ответственность работодателей за нарушение законодательства

    За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

    СПРАВКА

    Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

    Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

    В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

    Читайте также: