Информационное обеспечение охраны труда пропаганда улучшения условий и безопасности труда

Обновлено: 04.05.2024

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:


    На федеральном уровне сегодня активно осуществляется переход на цифровые сервисы, включая ведение электронного кадрового документооборота и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, использование электронного листка нетрудоспособности, безбумажного страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования и т.п.

    При этом цифровизация не должна стать самоцелью: современные технологии нужны только тогда, когда их использование позволяет добиться более высокого, с точки зрения эффективности, результата. Поэтому крайне важно для государственного управления системой охраны труда создать условия для взаимодействия всех субъектов цифровой трансформации сферы охраны труда: работников, работодателей, государственных органов, профсоюзов и экспертных организаций. Возможность обмена всеми необходимыми документами, работы и анализа с собранными данными позволит создать условия для эффективного выстраивания и руководства системой охраны труда, оперативного мониторинга, аналитики и прогнозирования для принятия качественных управленческих решений, сократить издержки и оптимизировать организационную структуру компаний и госаппарата.

    Мы полагаем, что этого возможно добиться за счет создания единой централизованной цифровой платформы – Федеральной государственной информационной системы управления охраной труда (ФГИС УОТ). Единая цифровая платформа, спроектированная в рамках нашего проекта и базирующаяся на серверах государственных органов власти, должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов.

    Для чего

    Ключевой целью цифровой трансформации является создание прозрачной системы взаимодействия всех участников, и, как следствие, – действенный инструмент для реального управления системой охраны труда в стране.

    Трансформация внутренних и внешних процессов в охране труда в единую цифровую платформу позволит:

    • сократить количество бумажных документов, журналов и перейти к использованию юридически значимых цифровых записей в информационной системе;
    • развить межведомственную интеграцию органов государственной власти, основанную на совместном использовании данных из единой системы;
    • исключить излишнюю отчетность для работодателя за счет межведомственной интеграции;
    • исключить проверки, которые возможно выполнить автоматически в информационной системе;
    • оптимизировать организационную структуру компании за счет автоматизации бизнес-процессов;
    • создать прозрачную систему взаимодействия для всех участников сферы охраны труда.

    Концепция единой цифровой платформы должна быть направлена на повышение качества и эффективности документооборота на основе высокотехнологичных решений, упрощение, облегчение и создание комфортных условий для электронного взаимодействия между государственными органами власти и/или хозяйствующими субъектами, работником и остальными участниками рынка.

    Главным результатом цифровизации станет централизация всех процессов каждого из участника сферы охраны труда в едином формате. Во многих компаниях сегодня мы видим понимание необходимости трансформации, смены подхода к бизнес-процессам. Причем это желание не только компаний-работодателей, но и государства, в частности, надзорных органов. Цифровизация приведет к прозрачности всех процессов и, как следствие, — к росту уровня осознанности и ответственности работодателей к вопросам охраны труда, повышению общего уровня культуры безопасности.

    Доступ к единой цифровой платформе каждой из сторон предоставляется в рамках их функций и полномочий.


    Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства

    Принципы реализации проекта

    Единообразие

    Форматы электронных документов должны быть основаны на единых принципах и нормативно закреплены. Это позволит снизить затраты на обработку электронных документов у всех субъектов, а также на возможную доработку программного обеспечения при появлении новых форматов документов.

    Регулирование

    Обеспечение комплексного регулирования всех этапов документов: создания, использования, хранения и уничтожения электронных документов.

    Этапность

    При внедрении единой цифровой платформы необходимо предусмотреть переходные периоды для комфортной реализации программного обеспечения со стороны всех субъектов взаимоотношений.

    Однократность представления

    Одним из результатов цифровизации должна стать модель, позволяющая исключить необходимость повторного представления хозяйствующим субъектом документов органам государственной власти и другим участникам рынка.


    Работник

    Ключевой плюс – работник получит возможность удаленно, посредством единого портала и без участия должностных лиц работодателя и государственных органов получать, знакомиться, подписывать и отправлять всю необходимую ему документацию по охране труда

    Возможности при работе с системой ФГИС УОТ

    • Ознакомление и подписание всей документации по охране труда (обучение, инструктажи, медосмотры, СИЗ) с помощью ЭЦП (с помощью гос.услуг или кода смс)
    • Просмотр рейтинга работодателя, а значит, понимание общего состояния охраны труда в своей организации
    • Обращение в надзорные органы
    • Просмотр сведений о предоставлении гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда
    • Загрузка данных о повышении квалификации, изменении личных данных (например, ФИО)
    • Загрузка результатов медицинских осмотров (в части наличия медицинских противопоказаний к работе)
    • Ознакомление с результатами специальной оценки условий труда на своем рабочем месте (тем самым реализуется право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, предоставленное статьей 21 ТК РФ)
    • Проверка обеспеченности СИЗ в соответствии с предусмотренными законодательством нормами
    • Участие в трехступенчатом контроле, внесение и контроль исполнения результатов

    Для соискателей

    С помощью ФГИС УОТ соискатели смогут заранее узнать рейтинг работодателя и ознакомиться с условиями труда на рабочих местах

    Работодатель

    Ключевая особенность – снижение административной нагрузки за счет внедрения цифровых сервисов для взаимодействия с органами госуправления, автоматизация процессов и электронный документооборот

    Возможности при работе с ФГИС УОТ

    Автоматизация рутинных процессов

    Отчетность для Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Роспотребнадзора и других контролирующих органов будет автоматически формироваться и выгружаться в соответствующие ведомства

    Электронный документооборот и цифровизация бумажных документов

    Регистрировать факт проведения инструктажей и вести журналы в электронном виде

    Проводить обучение онлайн и проверку знаний в электронном формате

    Автоматически формировать список контингента для прохождения медицинских осмотров, направления в медицинскую организацию и хранение заключений

    Формировать и хранить личные карточки учета СИЗ, данные о обеспеченности работников СИЗ

    Загружать документацию по специальной оценке условий труда, мероприятиям по улучшению условий труда (с отметкой о выполнении, ответственными и т.д.)

    Загружать сведения о несчастных случаях и профзаболеваниях (с привязкой к конкретному сотруднику, материалам расследования НС, профзаболевания, заключениям профпатолога и т.д.), сводного отчета о микротравмах и инцидентах, о мероприятиях, направленных на предотвращение НС

    Формировать план мероприятий по охране труда, вести бюджетирование охраны труда. Рассчитывать компенсации для работников и отчисления на охрану труда

    Сокращение отчетности

    За счет автоматической выгрузки контролирующими органами в рамках своих полномочий всей необходимой информации о деятельности организации пропадет необходимость в излишней отчетности

    Рейтинг работодателя

    Показатели рейтинга в компактной и емкой форме будут характеризовать общее состояние охраны труда в организации. Он будет формироваться следующим образом: за каждое из обязательных мероприятий в области охраны труда работодатель получает определенный рейтинговый балл. При составлении рейтинга оценивается степень выполнения обязательных процедур и их качество.

    На основании данного рейтинга может определяться категория риска для проведения плановых проверок, определяться коэффициент отчислений в ФСС, размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателем (статья 226 ТК РФ).

    Также соискатель на вакантную должность, ГИТ при проверке или профсоюзы смогут ориентироваться на рейтинг работодателя.

    Формировать рейтинг работодателя смогут:

    1. Независимая организация (аудит аутсорсинговой организации).
    2. ГИТ
    3. Работодатель (самооценка)
    4. Профсоюзы

    В вашей концепции хорошо прописано, какие плюсы дает цифровизация: снижение трудоемкости в работе специалиста по охране труда, прозрачность и доступ к информации как федеральных органов исполнительной власти, так и работников, и работодателей. Компания ОАО «РЖД сейчас проводит пилотный проект на Уральской и Северо-Кавказской железных дорогах по цифровизации документооборота, в том числе по по электронному ведению журналов инструктажей. Пилотный проект проходит одновременно и в бумажном, и в электронном варианте, потому что наше законодательство пока не позволяет проводить инструктажи и обучение в электронном виде. Первый шаг, который необходим для цифровизации – внесение изменений в законодательство о разрешении применения электронной цифровой подписи.

    Инициатива очень хорошая. Создание единой прозрачной базы данных по вопросам безопасности необходимо. Электронный документооборот и цифровизация бумажных документов – то, о чем давно мечтают работодатели. А уж про сокращение бумажной отчетности и говорить нечего. Если данная инициатива будет реализована так, как предлагается – это будет большим шагом в охране труда. Можно будет тратить меньше времени на заполнение бумаг и больше – на общение с людьми и профилактику происшествий. Кроме того, это может стать важным инструментом для повышения качества обучения, и сделать охрану труда действующей, а не декларативно-дисциплинарной, системой улучшения условий труда.


    Профсоюз

    Ключевой плюс – электронный документооборот и контроль выполнения работодателем всех необходимых мероприятий по улучшению условий труда

    Возможности при работе с системой ФГИС УОТ

    • Просмотр сводных отчетов работодателя и возможность контролировать организации, в которых созданы первичные профсоюзные организации, с точки зрения соблюдения прав работников на безопасные условия труда
    • Просмотр рейтинга работодателя при принятии его первичной профсоюзной организации в члены профсоюза
    • Обращаться в надзорные органы

    Органы государственного управления

    Ключевой плюс – отпадает потребность в плановых проверках ГИТ и появляется прозрачность всех процессов в охране труда

    Министерство труда и социальной защиты РФ, Роструд, Пенсионный фонд РФ, ФСС и другие органы госуправления получают возможность

    • Автоматически формировать и выгружать отчеты в рамках своих полномочий и функций
    • Запрашивать данные из ФГИС УОТ для определения списка компаний, подлежащих плановой проверке
    • Автоматический категорировать компании по степени риска
    • Выгружать информацию о состоянии охраны труда в компании перед проведением проверки или отработки жалобы
    • Проводить предварительный анализ собираемой информации с целью внедрения риск-ориентированного подхода при реализации государственных функций по контролю и надзору
    • Создать систему аналитики и прогнозирования, предоставляющую инструменты для получения качественной и непротиворечивой статистической и аналитической отчетности, необходимой для принятия качественных управленческих решений.

    Экспертные (аудиторские) организации

    Ключевой плюс – исключение оказания некачественных услуг работодателю за счет прозрачности системы (загружаемые данные сразу будут доступны всем участникам, в том числе и контролирующим органам)

    Возможности аудиторских, аутсорсинговых, медицинских организаций, учебных центров

    Организации, проводящие специальную оценку условий труда, получат доступ к необходимым им документам на различных этапах выполнения работ по СОУТ (официальным и сопроводительным письмам, запрос ИД, заключение эксперта по идентификации и т.д).

    Организации, оказывающие услуги по охране труда на основе аутсорсинга, получат доступ ко всей документации по охране труда в организации и, соответственно, возможность загрузки в систему результатов обучения, инструктажей, несчастных случаев и т.д.

    В рамках своих полномочий учебные центры загружают в ФГИС УОТ протоколы обучений и, при необходимости, результаты тестирований, а медицинские организации – результаты медосмотров (только заключения о годности работника к выполнению определенного вида работ, без раскрытия персональных данных и врачебной тайны).

    Электронный документооборот и автоматизацию всех процессов в охране труда необходимо внедрять как можно скорее. На сегодняшний день специалист по охране труда тратит много времени на ведение бумажных документов, вместо того, чтобы заниматься контролем безопасного выполнения работ сотрудниками. Ведь надо большую часть времени работать с персоналом, а не проводить за рабочим столом за бумагами. Надеюсь, осенью примут долгожданные поправки в Трудовой кодекс РФ и электронный документооборот в охране труда будет официально разрешен.


    Возможная схема движения документов

    На примере документа, требующего подписание двумя сторонами, рассмотрим предполагаемый процесс работы ФГИС УОТ.

    Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда

    1. Работодатель автоматически формирует и подписывает документ с помощью ЭЦП.
    2. Работник подписывает его с помощью ЭЦП на сайте Госуслуг или с помощью смс-кода.
    3. После этого документ автоматически регистрируется во ФГИС УОТ и ему присваивается регистрационный номер документа (РНД).
    4. Другие субъекты взаимоотношений (ПФР, ГИТ, профсоюзы и т.д.) получают доступ к данному документу, если подобное предусмотрено их функциями и полномочиями.

    Возможные риски

    Для реализации подхода к трансформации необходимы организационные изменения у каждого из участников сферы охраны труда. Эти изменения, в свою очередь, должны быть взаимоувязаны и синхронизированы с изменениями в информационных технологиях и реинжиниринге процессов. При реализации этого проекта, по нашему мнению, могут возникнуть следующие вопросы:

    Хранение

    В рамках реализации данного проекта необходимо сформировать требования по хранению электронных документов:

    • создать условия, исключающие возможность модификации электронного документа;
    • исключить возможность получения доступа к содержанию документа (шифрование) для документов или их частей, не подлежащих автоматическому раскрытию государственным органам или третьим сторонам;
    • обеспечить доступность электронного документа в течение всего срока хранения.

    Цифровой барьер

    Персональные данные

    Ожидаемые результаты

    Мы ожидаем, что изменение модели регулирования сферы охраны труда и создание единой информационной платформы – ФГИС УОТ – принесет следующие результаты:

    Прозрачность

    Единая информационная система позволит создать прозрачную систему взаимодействия для всех участников сферы охраны труда.

    Автоматизация рутинных процессов

    Автоматическое формирование всей документации по охране труда, составление отчетности для контролирующих органов и другие инструменты цифровизации позволят полностью автоматизировать ручные процессы и значительно сократить объём составляемой бумажной документации.

    Снижение нагрузки на специалистов по охране труда

    Благодаря автоматизации рутинных процессов специалист по охране труда сможет уделять рабочее время не ведению документации, а развитием культуры безопасности, осознанного отношения к вопросам охраны труда у сотрудников, мероприятиям, направленным на снижение травматизма.

    Цифровизация отрасли

    Устойчивость системы

    • Повышение гибкости отрасли за счет создания единой цифровой экосистемы сферы охраны труда, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;
    • Снижение расходов на содержание госаппарата за счет снижения трудозатрат и оптимизации организационной структуры ведомств;
    • Возможность органов госуправления контролировать ситуацию в сфере охраны труда в режиме реального времени и оперативно реагировать на новые вызовы;
    • Снижение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений.


    Пропаганда охраны труда - это информационное и эмоциональное воздействие на работающих с целью развить у них качества, способствующие безопасной работе.

    Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работников к вопросам безопасности. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является усиление мотивации работников к безопасному труду.

    Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы:

    - одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;

    - двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.

    Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т. д.), плакаты по безопасности, стенные газеты и "молнии", информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи и т. д.).

    Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т. д.

    Каждый из способов пропаганды должен избираться применительно к решаемой задаче. В таблице приведены сведения о пригодности способов одноканальной коммуникации к решению основных задач пропаганды охраны труда. Здесь число крестиков указывает на эффективность способа.

    Пригодность способов одноканальной коммуникации

    к решению основных задач пропаганды охраны труда

    Задачи пропаганды охраны труда

    Способы пропаганды охраны труда

    Обучение безопасному
    выполнению простой работы

    Краткие пояснения по ходу
    работы

    Пояснения причин несчастных
    случаев

    Пояснения к использованию
    средств защиты

    В пропагандистских материалах не следует использовать общие призывы безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность (даже с подтверждением их частоты и тяжести несчастных случаев). Без объяснения, как и когда она проявляется и указания на пути ее предотвращения.

    По вопросам безопасности надо всегда говорить конкретно и по делу, а главное - избегать стандартных и заученных фраз. При этом следует учитывать, что тот рабочий, на которого мы хотим воздействовать, может еще мало знать и уметь. Очень важно выбрать подходящие время и место для осуществления воспитательного воздействия.

    Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой и вообще к работе.

    Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к рабочим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса рабочих или коллектива к вопросам безопасности труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов. Существуют следующие закономерности в отношении работников к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:

    - рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;

    - беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;

    - литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности.

    Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и к изысканию средств для его повышения.

    Наиболее распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Главное назначение плакатов - раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:

    - положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;

    - устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;

    - нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;

    - комический - юмористическая разновидность положительного плаката;

    - комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.

    Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности рабочего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.

    Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.

    Комический плакат обращает на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.

    Положительный плакат малоубедителен, т. к. не несет информации об опасном факторе.

    Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т. к. его рекомендации не мотивированы, кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.

    При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:

    - рабочего на плакате интересует не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего, то есть причинно-следственные связи;

    - вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;

    - если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.

    Система Управления Охраной Труда: банальное выполнение требований законодательства или инструмент повышения эффективности?

    Статья 212 трудового кодекса Российской Федерации гласит о том, что работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда [1] , а в марте 2019 года издан Приказ № 77, в котором говорится об утверждении методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, применяемых государственными инспекторами при осуществлении проверок [2] . При этом, за невыполнение требований законодательства работодателя ждет не маленький штраф.


    Вопросов возникает достаточно много: для чего необходимо внедрять СУОТ в организации, в чем заключается ее истинная сущность и как правильно выстроить результативную систему? Именно в этом и попробуем разобраться в данной статье.


    Система управления охраной труда


    Для того, чтобы упорядочить деятельность, связать между собой все элементы и обеспечить их взаимодействие, необходимо грамотно выстроить систему управления.


    СУОТ, как и любая система менеджмента, представляет собой замкнутый цикл, состоящий из этапов планирования, выполнения, контроля, анализа и оценки, разработки мероприятий по улучшению.


    Первый этап. Планирование

    Планирование включает в себя разработку Политики и Целей в области охраны труда, Процедур, необходимых для функционирования СУОТ, а также мероприятий, направленных на выполнение требований в области охраны труда и достижение показателей, установленных в Целях.


    Политика – это основные намерения и направления деятельности организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, сформулированные высшим руководством и оформленные документально.


    Цели – то, чего организация стремиться достичь в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.


    Цели разрабатываются на основании Политики организации по правилу SMART: должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, мотивирующими на результат и ограниченными во времени. Для каждой установленной цели должны быть определены количественные или качественные показатели, а также сроки достижения.


    На основании установленных Целей разрабатываются мероприятия, направленные на их достижение. За выполнение каждого мероприятия в организации должен быть назначен ответственный.


    Процедуры, необходимые для функционирования СУОТ, могут быть представлены в виде инструкций, методик, положений и т.д. В процедурах описывается порядок выполнения деятельности, устанавливаются требования к ее осуществлению и определяются ответственные лица, с указанием их обязанностей и полномочий.


    Второй этап. Выполнение

    Выполнение требований процедур и запланированных мероприятий является обязательным условием функционирования СУОТ и достижения установленных Целей. На данном этапе немаловажную роль играет уровень компетентности персонала в области охраны труда, знание и понимание требований по охране труда, пожарной и промышленной безопасности. Для этого необходимо проводить периодические инструктажи и обучение сотрудников с последующей проверкой знаний.


    Третий этап. Контроль, анализ и оценка

    Контроль соблюдения сотрудниками установленных требований при выполнении работ, осуществляется посредством проведения внутренних и внешних проверок. Осуществление проверок является всего лишь инструментом сбора информации о соответствии или несоответствии деятельности установленным требованиям для последующего анализа, оценки и поиска путей улучшения.


    Анализ и оценка проводятся для того, чтобы убедиться в результативности и эффективности функционирования СУОТ. Анализ и оценка СУОТ должны проводиться высшим руководством по всем показателям деятельности в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Анализ функционирования СУОТ должен учитывать степень достижения установленных целей и результативность выполненных мероприятий, результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок, дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда [3].


    Четвертый этап. Улучшение

    На основании проведенного анализа и оценки СУОТ разрабатываются действия по ее постоянному улучшению, с целью внесения необходимых изменений в деятельность по функционированию СУОТ. На данном этапе цикл не завершается, а вновь переходит на этап планирования, но уже с учетом разработанных мероприятий по улучшению.


    Создание и внедрение эффективной системы управления охраной труда

    Возникает вопрос: на кого возлагается обязанность по созданию и внедрению СУОТ, на плечи рядовых сотрудников, ответственных за охрану труда или это общее дело всех структурных подразделений организации? СУОТ является частью общей системы менеджмента предприятия. Вопросы безопасности при выполнении работ зависят от многих факторов: уровня знаний и опыта сотрудников, состояния технологического оборудования, инфраструктуры, используемых в работе сырья и материалов, факторов производственной среды. Таким образом создание безопасных условий труда является обшей задачей и ответственностью всех сотрудников предприятия от высшего руководства до конкретных исполнителей. Высшее руководство берет на себя обязательства по обеспечению безопасных условий труда своих сотрудников, утверждает Политику, устанавливает конкретные Цели с измеримыми показателями и проводит анализ функционирования СУОТ. Руководители структурных подразделений должны контролировать выполнение подчиненным персоналом требований охраны труда. Ответственные лица определенных сфер деятельности, в рамках возлагаемых на них обязанностей, должны обеспечивать реализацию мероприятий по обеспечению безопасных условий выполнения работ. Персонал структурных подразделений должен понимать необходимость соблюдения установленных требований к безопасности и вносить свой вклад в достижение целей организации.

    Создание и правильная организация СУОТ является достаточно трудоёмким процессом, требующим участия всех сотрудников организации. Для того, чтобы выстроить наиболее результативную и эффективную систему управления, необходимо максимально оптимизировать все входящие в неё процессы.


    Программа позволяет разрабатывать Положение о СУОТ по установленному шаблону, Политику в области охраны труда, фиксировать Цели организации с установленными показателями, размещать и хранить необходимые процедуры в документообороте, а также формировать матрицу ответственности и различные виды отчетов, необходимых для анализа функционирования СУОТ.


    Шаг 1. Формирование Политики и Целей в области охраны труда

    документ Установка целей СУОТ


    По мере реализации Целей имеется возможность отображать факт по показателям и проводить оценку достижения Целей.


    Шаг 2. Распределение ответственности

    Программа позволяет распределить обязанности по предприятию и назначить ответственных лиц.

    Назначение ответственных лиц и коммисий

    Распределив ответственность, обязанности и полномочия можно сформировать Матрицу ответственности.

    Матрица ответственности в программе


    Шаг 3. Разработка Положения о системе управления охраной труда

    Для того, чтобы создать Положение о СУОТ, необходимо указать в табличной части документа процедуры, используемые в рамках СУОТ, включая Политику, Цели и распределение ответственности.

    Положение о СУОТ

    Автоматизировать деятельность нужно вовсе не для того, чтобы программа все сделала за специалиста, который занимается работой в той или иной области, а для того, чтобы помочь сэкономить время, затрачиваемое на подготовку множества необходимых документов и формирование аналитической отчетности, облегчить ведение учета и осуществление контроля за сроками выполнения задач. Ведь с помощью программного продукта все это можно сделать достаточно быстро. А при выполнении такой трудоёмкой работы, как создание и поддержание функционирования СУОТ, автоматизация процессов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является ещё более актуальной.


    Для чего необходимо внедрять систему управления охраны труда?

    Внедрение СУОТ позволяет правильно организовать деятельность и сделать ее результативной. Долгое время все действия по достижению каких-либо результатов в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сводились лишь к осуществлению контроля соблюдения установленных требований и применения штрафных санкций в случае выявления нарушений. Но нельзя только за счет проведения проверок исключить травматизм или предотвратить профзаболевания. Должен быть создан целый комплекс мероприятий, в котором контроль соблюдения требований является лишь одним из его элементов.


    Можно проводить бесконечное множество проверок выполнения требований, но, если не анализировать причины возникающих несоответствий и не разрабатывать мероприятия по их устранению, не устанавливать цели по улучшению и не достигать их показателей, это не приведет к желаемому результату.


    Необходимо уйти от функций администрирования, которые направлены на тотальный контроль соблюдения требований, и внедрить механизм, позволяющий комплексно управлять деятельностью, как единой системой взаимодействующих элементов, и постоянно улучшать ее показатели.

    Андреюк Елена

    Методист по программным продуктам

    Список источников.

    Читайте также: