Как сотруднику полиции можно избежать подобных ошибок социального восприятия и понимания граждан

Обновлено: 17.05.2024

Обязаны ли сотрудники полиции вести себя вежливо? В случае, если сотрудники полиции без видимых причин матерятся в мой адрес, могу ли я посчитать такое поведение признаком того, что это вовсе никакие не полицейские, а переодетые в форму бандиты, и реагировать на все требования предъявить вещи/документы и проехать в "отделение" (у бандитов не бывает отделения, а бывает только страшный подвал) соответствующим образом: отказом и применением силового воздействия в ответ на силовое воздействие?

Обязаны ли сотрудники полиции вести себя вежливо?

Алексей

да. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ

2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;

постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;

обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Так что пока они не представились конечно можно было и не ехать никуда. Если Вы являетесь свидетелем, подозреваемым и т.д. просите направлять повестку. а вот силовое воздействие лучше не оказывать, Вам самому за это может грозить статья 318 УК РФ

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

в идеале это всё надо было фиксировать на камеру конечно.

Они обязаны вести себя вежливо.

Но тут проблема иного рода- как вы докажите в случае чего что с вами вели себя не вежливо? И как доказать подозрения что это бандиты?

Если потом все таки это окажутся полицейские — то за такой отказ грозит адм ответственность по ст 19.3 коап

силового воздействия в ответ на силовое воздействие?

Алексей

А вот за это- уже уголовная ответственность

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Так что до этого в любом случае лучше не доводить.

Но вы вправе требовать от них — представиться и в случае сомнения- позвонить в их отделение и узнать- действительно ли это их сотрудники- с такими именами, номерами удостоверений и т.д.

ст 5 фз о полиции

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения
;2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Требование о вежливости вытекает из

Но весь вопрос тут в доказательствах их поведения — то есть если они подумают что вы отказываетесь исполнять их требования, пускай и названные в некорректной форме- это как минимум может грозить делом по адм правонарушению.

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И главное что во всех протоколах и иных документах- конечно не будет отражено их нарушение в плане поведения- а вот ваша реакция отражена будет- и это вам создаст большие проблемы потом в плане защиты.

По таким делам вообще всегда оч сложно доказать в суде свою правоту- тем более если полиция ошибок в процессуальных документах не сделает.

Алексей, доброго времени суток!

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Но тут встает вопрос как Вы это в последствии докажете? Я бы Вам производить аудио фиксацию и если есть возможность видео фиксацию всего происходящего.

В силовой контакт я бы Вам не рекомендовал вступать, кроме случаев угрожающих Вашей жизни.

Вы всегда вправе узнать кто и из какого отделения к Вам обращается, после чего позвонить в данное отделение и узнать санкционированные ли данные действия или нет. Также Вы всегда можете позвонить в прокуратуру и обратиться туда с соответствующей жалобой или заявлением.

Часть 5 той же статьи:

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Таким образом, сотрудники полиции должны вести себя вежливо.(ни в коем случае не материться)! Вы вправе обратиться с заявлением в полицию с соответствующим заявлением для привлечения, указанных сотрудников к ответственности.

Добрый день, Алексей.

Обязаны ли сотрудники полиции вести себя вежливо?

Алексей

Такая обязанность предполагается. В частности, согласно п. 1 ст. 5 Закона о полиции:

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Одним из основных прав человека и гражданина согласно ст. 21 Конституции РФ является достоинство личности.

Поведение сотрудников полиции, умаляющее достоинство Вашей личности, а также посягающее на Вашу жизнь и здоровье — безусловно нарушает Ваши права и должно быть наказано по закону.

По поводу применения сотрудниками полиции силы к Вам:

  • 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
  • 2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
  • 3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Применение Вами силы в отношении сотрудников полиции возможно как необходимая оборона. Но это довольно рискованно.

По факту данного происшествия обязательно стоит обратиться с заявлением в прокуратуру.

Можно ли считать слова 'мент', 'мусор' оскорбительными для сотрудника полиции, предусмотрена за высказывание данных слов административная ответственность?

Что делать, куда обращаться если сотрудник полиции угрожает закрыть меня и моих родственников, в случае если ничего противозаконного не делала? Отказалась давать показания в уголовном деле против близкого родственника. Он гражданин иностранного государства и потерял свой паспорт, они стали ущемлять его права. Кроме того, говорят что повесят висяки, похожих преступлений на моего родственника.

Здравствуйте, у меня такой вопрос: 23.07.2015. между 22.00. и 23.00. ко мне на территорию (у меня земля и дом в частной собственности) заехала машина в которой находились два сотрудника в форме и один штатский (я в это время уже спал). Не разбудив меня и не представившись они стали допрашивать находящихся в моём доме гостей , и даже составили какой то протокол о котором мне ничего не известно принудив подписать его практически не зрячую женщину. Законно ли поведение сотрудников полиции, если ни я ,ни мои гости не нарушали общественный порядок? И если их действия противоправны куда мне обратится чтобы восстановить справедливость?

Добрый День! Со мной произошла следующая ситуация: 03,02,2013 в пригородном маршрутном такси (Нижний Новгород-ХХ) у меня был похищен кошелек стоимостью 1500руб а так же находившиеся в нем: наличные денежные средства в размере около 100 рублей, банковская карта банка "Альфа Банк", множество дисконтных карт. Отмечу, что данная кража причинила мне значимый материальный ущерб. Пропажу я заметил находясь на остановке ХХХ, после чего позвонил 02 и сообщил о случившемся. Позже, на подьезде к городу ХХ данное маршрутное такси было остановлено сотрудниками полиции. Я написал заявление. 01,03,2013 на мой адрес поступает письмо из Отдела МВД России по гороскому округу "ХХ" с постановлением об отказе в возбуждении уголовного делаь(цитата: "В возбуждении уголовного дела в отношении не установленного лица по ч.1 ст.158 УК РФ - ОТКАЗАТЬ, на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, за отсутствием события преступления, в силу малозначительности совершенного деяния,не представляющего общественной опасности"). В этом же постановлении указано, что в ходе проверки установлено, что "во время движения гр.Х употреблял спиртные напитки, вел себя вызыающе, выкрикивал недовольство в адрес властей". Что это за хамское отношение? Я что то не понимаю, существует какая то аудио\видео запись которая запечетлела мое "вызывающее поведение"? Кроме того, являясь законопослушным гражданином, я прекрасно осведомлен что распитие алкогольных напитков в общественном месте, является административным правонарушением. По поводу "недовоство в адрес властей" вообще не понимаю. Меня что этим укорить решили, даже если это действительно имело место быть (непонятно на основании чего), то свободу слова, гарантированную Конституцией РФ, еще никто не отменял! Двигаемся далее, и опять очнь интересный факт: "Согласно ответа специалиста ревизора отделения оценки имущества отдела №8 УЭБ и ПК МВД России по Нижегородской области, рыночная стоимость кошелька, при условии его испавного рабочего состояния могла стоить 830 руб". Давно ли в МВД есть специалист который оценивает невидимые кошельки? Может он еще и купюры в кошельке оценил, ведь если бы они были рваные, то не соответствовали бы номиналу. В итоге мой ущерб оценили в 930рублей и написали "В действиях не установленного лица признаки события преступления, предусмотренного ч.1 ст.158 УК РФ (кража) отсутствуют, в связи с малозначительностью совершенного деяния не представляющего общественной опасности, так как ущерю от похищенного имущества составил 930 рублей, что явлется не значительным ущербом, а усматривается административная ответственность предусмотренная ст.7,27 КоАП РФ (мелкое хищение)" и т.д. Прошу Вас помочь: 1. Разобраться в законнности действий сотрудников Отдела МВД России по городскому округу "ХХ" по оценки кошелька 2. Разобраться в законнности действий сотрудников Отдела МВД России по городскому округу "ХХ" в отказе о возбуждении уголовного дела 3. Что делать с этим, мне кажется это похоже на клевету: "во время движения гр.Х употреблял спиртные напитки, вел себя вызыающе, выкрикивал недовольство в адрес властей"

Механизмы позитивизации отношения к полиции в современной России

Денисенко Светлана Евгеньевна. Механизмы позитивизации отношения к полиции в современной России: диссертация . кандидата социологических наук: 22.00.04 / Денисенко Светлана Евгеньевна;[Место защиты: Южный федеральный университет].- Ростов-на-Дону, 2014.- 175 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального восприятия полиции 20

1.1. Институт полиции в системе правоохранительных органов 21

1.2. Общественное мнение как социальный контроль и социальный аудит органов полиции 39

Выводы по главе 1 55

Глава 2. Социальная диагностика профессионального статуса сотрудников российской полиции 58

2.1. Стереотипизация образа полицейских до и после реформы органов внутренних дел 59

2.2. Социальный рейтинг подразделений органов внутренних дел: эмпирический анализ региональной структуры (на примере Краснодарского края) 75

Выводы по главе 2 98

Глава 3. Механизмы позитивизации статуса работников полиции в сознании современных россиян 101

3.1. Маркетинговая коммуникационная политика в деятельности полиции 102

3.2. Направления, повышающие социальную значимость полицейских в глазах общества 122

Выводы по главе 3 140

Общественное мнение как социальный контроль и социальный аудит органов полиции

Поэтому анализ степени изученности проблемы социального восприятия полицейских и увеличения внимания к данной проблематике в связи с реформированием органов внутренних дел подтверждает целесообразность отдельного исследования вопросов, связанных с процессом изменения общественного настроя относительно сотрудников органов внутренних дел, в частности с помощью маркетинговой коммуникационной политики.

На основании того, что данная проблема еще не получила достаточного рассмотрения в научной литературе, изучение обозначенных аспектов социального восприятия сотрудников органов внутренних дел, а также комплексных мероприятий позитивизации образа полицейского в сознании россиян видится актуальной научной задачей и может быть темой широкого исследования.

Цель диссертационной работы заключается в выявлении уровня социального восприятия российской полиции и выработке на этой базе рекомендаций по созданию эффективных механизмов позитивизации отношения к ней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – изучить сущность и функциональное значение института российской полиции в системе правоохранительных органов; – определить роль общественного мнения в деятельности российских полицейских и его значение для органов внутренних дел в качестве меры социального контроля и аудита; – провести комплексный анализ динамики социального восприятия российских полицейских до и после реформы МВД, а также стереотипизации образа сотрудника полиции в общественном сознании; – проанализировать социальный рейтинг подразделений органов внутренних дел в региональном разрезе (на примере Краснодарского края); – разработать меры по использованию комплексной маркетинговой коммуникационной политики, обосновав ее значимость для пресс-служб МВД; – сформулировать предложения, направленные на оптимизацию отношения к полиции современного российского общества.

В качестве объекта исследования выступают органы полиции, функционирующие в современном Российском государстве.

Предметом исследования являются механизмы, направленные на позитивизацию образа российской полиции.

Гипотеза исследования заключается в следующем. Уход от привычных негативных стереотипов восприятия сотрудников органов внутренних дел, которые сложились в начале 90-х гг. прошлого века, и переход на новый уровень общественного понимания возможны только при комплексном механизме позитивизационных мер, включающих в себя маркетинговую коммуникационную политику и систему социальных, организационных, государственных мер, которые позволят позиционировать полицейского не только как представителя государственной власти, но и как гражданина, реализующего потребность граждан в безопасности, стабильности, необходимой помощи и защите.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическую основу диссертации составили труды классиков-полицеистов, а также современных ученых, посвященные различным взглядам на рассматриваемую проблему. Так, для раскрытия образа российского полицейского в дореформенный и послереформенный периоды использовались труды М.И. Безаева, А.М. Воробьева, Ю.Н. Мазаева, которые дали полное представление о характере социального восприятия российского милиционера и полицейского. Большую роль в диссертационном исследовании сыграла работа А.Г. Воробьевой1, дающая исчерпывающее понятие о социальном контроле в полиции. При разработке маркетинговой коммуникационной политики в деятельности органов внутренних дел были использованы классические воззрения Ф. Котлера и Ж. Ландреви.

Социальный рейтинг подразделений органов внутренних дел: эмпирический анализ региональной структуры (на примере Краснодарского края)

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. К 1941 г. появились отдел уголовного розыска, наружная служба милиции, ГАИ, железнодорожная милиция, отдел по борьбе с бандитизмом и др. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как спецназ (1987 г.), ОМОН (1988 г.), ГУБОП (Главное управление по борьбе с организованной преступностью, 1992) и др.

Однако все же с большой уверенностью можно констатировать тот факт, что эффективность преобразований российских полицейских структур во многом будет зависеть от личности самих полицейских, от степени их готовности взаимодействовать с обществом, от открытости перед гражданами, от высокого уровня доверия.

Подобное понимание реализует принцип партнерства полиции с гражданами и обществом. Ученый П.Н. Астапенко указывает, что организация и деятельность полиции на основе данного принципа предполагают и общественный контроль над полицией, и ответственность полиции за состояние и уровень общественного спокойствия и порядка, и тесное сотрудничество с государственными и общественными структурами1.

Таким образом, система современного российского полицейского ведомства приобретает черты мировой полицейской системы, но основанной на собственных исторических корнях и традициях.

Неоднократно было сказано, что в любом современном обществе профессиональная деятельность полицейских заключается в предупреждении и раскрытии преступлений, а также в охране порядка. Однако в большой, разветвленной структуре всей системы МВД важная роль по реализации вышеуказанных функций отводится органам полиции, расположенным в субъектах и муниципалитетах страны.

Маркетинговая коммуникационная политика в деятельности полиции

Однозначно можно сказать, что образ милиционера начала 2000-х и начала 2010-х гг. в общественном сознании отличается. Так, в ноябре 2010 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения был проведен опрос среди населения о восприятии правоохранительных структур (в частности, милиции).

Согласно этому исследованию, 32% населения считали, что милиция справляется со своими функциями удовлетворительно или хорошо; 57% указали, что плохо или очень плохо. В сравнении с исследованием ВЦИОМ 2002 г. доля отрицательных оценок в восприятии милиции значительно снизилась.

По словам П. Череповой, большую степень недоверия общества к милиции можно объяснить стереотипностью взглядов, общей установкой о недобросовестности их работы, собственным отрицательным опытом взаимодействия с правоохранительными структурами3. Только включение государства в положительное позиционирование устойчивости любого социального института даст возможность усилить доверие к такой структуре. Правоохранительные органы при этом – не исключение.

В цели и задачи данной программы входит создание единой целостной системы государственной службы, направленной на формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, создание системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы, разработку и введение антикоррупционных стандартов, выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами и др.1

Рассматривая службу в правоохранительных органах как вид государственной службы, Президент начинает реформирование именно с данной области, акцентируя свое внимание не только на изменении службы, но и на повышении качества работы полицейских.

Если принять во внимание тот факт, что общественное мнение обо всей системе правоохранительных органов начинается с оценки деятельности системы органов внутренних дел, то, несомненно, те изменения, которые происходят в этой структуре, обязательно будут иметь отголоски во всей правоохранительной области.

Направления, повышающие социальную значимость полицейских в глазах общества

Наиболее важными задачами МВД респонденты считают борьбу с коррупцией в ведомстве (45%), для чего необходимо повысить качество отбора сотрудников в ОВД (50%), повысить служебную дисциплину в органах внутренних дел и улучшить учет и регистрацию заявлений граждан (33,5%), а также содействовать повышению юридической грамотности и развитию правовой культуры населения (12,5%).

На вопрос, почему органы внутренних дел плохо защищают личные и имущественные интересы граждан, 36,5%, респондентов указали среди причин коррупцию, взяточничество, а также низкий престиж полицейской профессии (11,5%) и недостаточный контроль со стороны государства (14,5%). В целом 68% опрошенных граждан согласны с тем, что необходимо оказывать помощь органам внутренних дел.

Рассматривая вопрос о формировании представления о работе полиции, необходимо отметить тот факт, что настоящее время существуют различные исследования, посвященные данной теме. Однако, резюмируя многочисленные отчеты, в том числе и отчеты ВЦИОМ, Левада-Центра, можно выделить, что преобладающим информационным каналом, формирующим представление о деятельности полиции, являются теле- и радиопередачи (60% опрошенных); 25,5% читают публикации в печатной прессе и на основе этого формируют свой стереотип о поведении всех полицейских. Показательно, что значительная доля граждан (20,5%) составляет представления о деятельности ОВД исходя из собственного опыта, 25,5% – черпают сведения из разговоров с друзьями, знакомыми, членами семьи; 31,5% используют в качестве информационного источника Интернет.

Примечательно, что 34,5% опрошенных отмечают оценку работы полиции, которая преподносится средствами массовой информации, как объективную; 26% респондентов уверены, что ситуация в определенной степени приукрашивается, а 12,5% респондентов говорят об информационной клевете.

Таким образом, мы видим, какие нюансы волнуют население в большинстве случаев, связанных с общением со стражем закона. На данные критерии необходимо обращать пристальное внимание руководству отделов и подразделений и не только принимать меры, но и проводить политику недопущения вышеуказанных проблем.

Эта гипотеза определила содержание эмпирического социологического исследования, проведенного автором зимой 2012 г. и весной 2013 г. Методом анкетирования было опрошено 154 жителя Темрюкского, Анапского и Славянского районов Краснодарского края.(Приложение 1)

Социологический инструментарий содержал вопросы, направленные на выявление уровня и специфики восприятия населением облика сотрудника полиции, определение нравственных качеств полицейского, а также отношения населения к реформированию полицейского ведомства.

Данное исследование позволило увидеть общественное настроение в отношении оценки полицейских. Возраст респондентов колебался от 18 до 80 лет. Род деятельности респондентов: студенты, пенсионеры, государственные служащие, рабочие, безработные, представители малого и среднего бизнеса. Выборка – свободная. Общее количество респондентов-мужчин составило 69 человек, респондентов-женщин – 85 человек.

Наибольший интерес представляют ответы о личностных качествах, которыми должен обладать полицейский. Так, женщины-респонденты указывали, что полицейский должен быть добросовестным, порядочным, честным, смелым, внимательным, человеколюбивым, умным, сообразительным, справедливым, добрым, уважающим людей, тактичным, вежливым.

Мужчины-респонденты чаще указывали, что полицейский должен обладать следующими качествами: быть профессионалом, дипломатичным, честным, уравновешенным, ответственным, знать законы, быть корректным, исполнительным, неподкупным; обладать трезвостью, совестью и др.

Таким образом, мы видим, что ответы респондентов вышеуказанного исследования отличаются и при этом гендерный фактор играет большую роль. Поэтому при социологическом анализе деятельности полицейских пресс-службы органов внутренних дел должны учитывать этот аспект. Выбранный Россией модернизационный путь направлен к масштабным демократическим преобразованиям – социально-экономическим, инновационно-идеологическим, духовно-нравственным, политико-правовым. Проблемы укрепления национальной безопасности в условиях преобразований очевидны. И в этом контексте интересен компаративный анализ англоевропейской традиции общественной интерпретации образа полицейского.

Если говорить о степени уважения и доверия к институту полиции в зарубежных странах, то социологический мониторинг, проведенный в ряде европейских стран, показывает нам намного более позитивную картину, чем в Российской Федерации.

В настоящее время кадровые требования к сотруднику полиции в ряде европейских государств похожи. К примеру, ученый В.В. Головатюк говорит о важнейшем требовании для полицейского любой страны – это безупречность моральных и этических качеств, которые могут состоять из положительной характеристики и рекомендаций, благоприятного имиджа, хорошей репутации, отсутствия судимости и т.д.1 Еще одним необходимым атрибутом для кандидата может являться его толерантность к господствующему в стране социально-экономическому и политическому режиму. Интересно, что во Франции, Бельгии, Италии, Португалии кандидатуру претендента в сотрудники

Как справедливо отмечает российский ученый А.В. Губанов, организация и функционирование полицейской структуры в любом государстве непосредственно зависят от политического режима, который её создал. Поэтому изменение и пересмотр доктринальных принципов управления, моделей деятельности полиции, стратегии, правовой базы функционирования и кадрового состава происходят при трансформации господствующего политического режима2.

Отличительной чертой посттоталитарного общества является недоверие общества к правоохранительным органам, к полиции, – так утверждают ученые Л.Д. Гудков и Б.В. Дубин. И на это есть свои причины, которые кроются в государственной функции насилия, реализуемой полицейской системой.

Особым значением для создания организационного поведения обладает социальная перцепция (так называемое социальное восприятие) либо социальное познание, являющаяся по сути процессом сопоставления, интеграции и трактования информации о себе, иных людях и их общностях для создания их досконального образа и представления о них.

На точные показатели данного представления оказывают влияние особенности четырех компонентов структуры процесса социальной перцепции:

  • субъект восприятия;
  • объект восприятия;
  • непосредственно процесс восприятия;
  • итог данного процесса – образ.

Субъектами социального познания могут являться: человек, другой человек, группа людей; объектами – сам человек, другой человек, группа людей, общественное явление.

Идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия и каузальная атрибуция - это механизмы межличностного восприятия, приводящие к деформации образа объекта восприятия в социальной перцепции.

Эффекты, "ошибки" и закономерности, имеющие место в социальном восприятии

Все эффекты восприятия и феномены, перечисленные выше, в то же время являются и своеобразными "ошибками" (проявлением погрешностей социальной перцепции), и крайне важными закономерностями, причины которых кроются в базовых характеристиках и особенностях психики человека.

Далее остановимся на каждом из них и более подробно изучим эффекты восприятия.

  • Эффект ореола ("эффект гало", "эффект нимба или рога") – самый известный из всех "ошибок" межличностной перцепции. Суть данного эффекта заключается в том, что общее благоприятное впечатление (мнение) о человеке проецируется и на оценку его ранее скрытых черт, также воспринимаемых в качестве позитивных. И наоборот - совокупное негативное впечатление также ведет к негативной оценке черт, являющихся неизвестных людям.

Эффект ореола – восприятие всей личности целиком, основываясь лишь на одной из всех ее черт (внешний вид, манеры разговора, увлечений и проч.).

  • Эффект последовательности как "эффект первичности" включает в себя тенденцию к сильной переоценке первичной информации о неизвестном человеке, в ее закреплении и высокой устойчивости в последующем относительно иной, полученной позднее, информации. Он также носит названия "эффекта знакомства" либо " эффект первого впечатления".
  • Эффект последовательности - "эффект новизны", отличается от описанного выше тем, что имеет отношение не к восприятию неизвестного человека, а к восприятию уже знакомого. Удивителен тот факт, что в случае изучения восприятия близких людей и приятелей, ситуация противоположно изменчива: наиболее достоверной и верной человеку почему-то кажется последняя полученная информация.

Описанные ранее два эффекта последовательности можно объяснить с помощью общего психологического механизма –механизма стереотипизации. Все феномены, которые им обусловлены, некоторые исследователи определяют в отдельно взятую группу – группу "эффектов стереотипизации".

Что такое стереотип? Стереотипом называют некоторый устойчивый образ явления или человека, используемый в качестве средства, своего рода "сокращения", схемы при взаимодействии людей друг с другом.

Данный механизм появляется на базе сформировавшегося в бытовой жизни (либо в трудовой и профессиональной деятельности) отличающихся представлений о сути того или иного явления. Кроме того, стереотип также появляется и на базе довольно ограниченного и скудного предыдущего опыта, что вызывает стремление формировать некоторые выводы, основываясь на ограниченных источниках полученной информации.

Парадокс восприятия состоит в стремлении осуществлять контроль над процессом восприятия для того, чтобы не допустить ошибок и скоропалительных суждений, противоречащих принципам функционирования перцептивной системы людей.

Сущность атрибуции

По теории каузальной (причинной) атрибуции восприятие человеком поведения других значительным образом обусловлено тем, что он расценивает в качестве причины данного поведения. Причины поведения, как правило, обуславливают индивидуальными (личностными) особенностями индивидуума либо ситуацией, в рамках которой было проявлено то или иное поведение, либо их сочетанием.

Атрибуция есть процесс трактования и определения человеком побудительных причин своего поведения и действий других индивидуумов.

Диспозиционная (личностная, внутренняя, интернальная) атрибуция обуславливает поведение человека рядом некоторых, приписываемых ему аспектов (умениями, компетенциями, мотивами, целями и проч.), а ситуационная (внешняя, экстернальная) атрибуция делает акцент на влиянии внешней среды на поведенческие нормы (например, сотрудник опоздал на работу по причине снежных заносов по пути). Следовательно, мы прибегаем к оценке поведения других людей, основываясь на воспринимаемых нами мотивах и намерениях.

Труд ученого Ф. Хайдера послужил концептуальной базой для более общего подхода, который известен в мире в качестве теории атрибуции. Теории атрибуции современности, занимаясь проблемами социального восприятия, де-факто предпринимают попытку объяснения (познания) того, каким образом присваивают характеристики и качества другим людям.

Акт атрибуции есть присваивание либо наделение какими-то характеристиками (или чертами, эмоциями, мотивами и т.д.) себя или другого человека.

Теории атрибуции едины во мнении, что в социальных ситуациях имеет место такая последовательная цепочка: человек смотрит на поведение другого человека, делает логический вывод о намерениях данного индивидуума и, опираясь на полученную информацию, присваивает данному человеку какие-то скрытые мотивы, соответствующие данному поведению.

Имеют место большое число вариантов на данную тематику, в том числе и теория самовосприятия, в которой представление человека о самом себе изучается в пределах этого теоретического подхода.

Правильная же атрибуция важна в связи с тем, что оказывает помощь в определении правильного порядка действий в той или иной ситуации. В описанной выше ситуации с начальником и подчиненным вероятны две причины: непростой характер менеджера и сложившиеся обстоятельства. В первом случае подчиненный будет винить во всем своего босса и даже может стараться избегать его в дальнейшем. Во втором случае - подчиненный может предпринять попытку не допустить повторения такой ситуации в будущем.

Факторы атрибуции

Приписывания и ошибки в процессе атрибуции случаются в ситуациях, которые доступны для прогнозирования. Открытия Дж. Келли - американского психолога прошлого столетия и автора теории личностных конструкторов в сфере атрибутивного процесса определило несколько факторов, которые определяют внутренний либо внешний тип (стиль) атрибуции и обусловливают нормы поведения:

  • консенсус (единодушие) – какое количество людей ведет себя так же, как конкретный человек; мы наделены склонностью добавлять личные мотивы необычному поведению и ситуационные мотивы – поведению, которое характерно для многих;
  • преднамеренность – в какой мере продуманно либо неординарно поведение человека в конкретной ситуации; нам характерно приписывать личные мотивы взвешенному, прагматичному поведению, а ситуационные причины – нестандартному и неординарному;
  • последовательность – в какой мере последовательно поведение человека на протяжении всего временного отрезка и по совокупности всех поступков. Нам характерно приписывание последовательного и логичного поведения человека личным мотивам, а ситуационные причины, которые стали причиной поведения, – единичным и редким случаям поведения.

Ошибки атрибуции

Кроме данных достаточно общих правил имеют место еще предрасположенности, которыми люди могут руководствоваться в ходе процесса атрибуции. Ряд ошибок или предубеждения в значительной мере деформируют атрибуцию (объяснение).

К примеру, большое количество фактов говорят о том, что, когда мы выносим суждения о поведении других людей, мы можем недооценивать влияние внешних (ситуационных) факторов и, наоборот - переоценивать влияние внутренних (личностных) факторов. Это является фундаментальной ошибкой атрибуции – черта людей не замечать ситуационные причины действий и их итогов из-за диспозиционных (личностных). Данная ошибка не обладает абсолютным характером (она не является универсальной, далеко не всегда проявляется, не при всякого рода обстоятельствах, возможно научиться ее распознавать и ликвидировать).

К числу условий появления фундаментальной ошибки атрибуции можно отнести:

  • ложное согласие – то есть переоценку типичности своего поведения (своих чувств, верований, убеждений), которая выражается в том, что наблюдатель воспринимает свою точку зрения как единственно верную ("нормальную"), то есть должно быть свойственной всем людям, а вот любое отклонение от нее обусловлено личностью наблюдаемого (деятеля);
  • неравные возможности – это непринятие в расчет ролевой позиции действующего (наблюдаемого) лица. Каждый человек играет множество ролей, и некоторые его роли позволяют легче выразить себя и показать свои позитивные качества.

Крайне часто реализуется свободная связка внешних черт и психологических свойств, что делает процесс атрибуции более простым и быстрым (к примеру, бытует мнение, что все полные люди – добряки, все мужчины-управленцы с невысоким ростом – властолюбцы и так далее).

Помимо данных условий, можно определить факторы предпочтения типа атрибуции:

Додумывание причины, мотивов данного события личным либо ситуационным факторам также находится в зависимости от точки зрения человека, уместности и возможности альтернативы этого поведения, природы последствий, склонности человека к ответственности, персональной концепции индивида (самооценки, Я-концепции).

Каждый атрибутивный процесс берет свое начало с мотивации человека выяснить природу причины и результатов тех или иных поступков других людей (и себя самого), а затем предсказать их поведение в будущем, т.е. понять смысл человеческих отношений.

Мотивационные ошибки атрибуции представлены различного рода "защитами" (защита собственного эго, Я-концепции), пристрастиями (тенденцией видеть себя в более благоприятном свете, завышением самооценки) и могут быть объяснены субъективным трактованием человеком общественной реальности, которая так или иначе включает в себя тенденциозность (пристрастность, необъективность) превалирующего числа мнений.

Весомая заслуга в разработке данной проблемы принадлежит Б. Вайнеру. В центре внимания ученого находился локус причинности, то есть способы присваивания и объяснения причин в случае успешного и провального исходов.

Модель Б. Вайнера – динамическая, так как принимает во внимание то, что люди изначально оценивают успешность или провал результатов действий, а потом испытывают соответствующие позитивные или негативные эмоции.

После они совершают причинное атрибутирование исполнению, что, в свою очередь, вызывает более специфичные эмоции (например, гордость за проявленные способности) и повышение ожидаемой эффективности в отношении будущих действий. Немного после Б. Вайнер внес коррективу в свою схему (локус – стабильность – контролируемость) и добавил атрибуцию ответственности, которая определяла эмоциональное состояние субъекта и направляла его поведение.

Изменение общего алгоритма схемы Б. Вайнера можно представить в следующем виде: событие (неудача на экзамене) –эмоциональная реакция на результат – казуальная атрибуция – суждение об ответственности – эмоциональные состояния (гнев, сочувствие) – поведение.

Другая искажающая атрибуцию предрасположенность обусловлена тем, какую оценку мы даем своему собственному поведению.

Людям свойственно объяснять свои успехи действием внутренних факторов, таких как способности, усилие или трудолюбие, а промахи – действием внешних факторов (например, невезением). Данное свойство получило название расположенности к самому себе (деформацией в свою сторону).

Наличие такого предубеждения приводит к тому, что служащие редко соглашаются с оценкой их деятельности, сделанной руководством, какой бы она ни была – позитивной или негативной. Например, очень вероятна такая ситуация: начальник говорит вам, что вы не умеете выразить свои мысли, а вы считаете, что он не умеет слушать. Истина, как это часто бывает, скорее всего, лежит где-то посередине.

Успехи других людей и свои собственные неудачи люди чаще всего объясняют ситуативной атрибуцией, а свои достижения и промахи других людей – личностной атрибуцией.

Правильность понимания менеджером ситуации и ее причин существенно влияет на эффективность его действий. Когда менеджеров спросили, в чем они видят причину неэффективной работы своих подчиненных, они чаще указывали на внутренние факторы (малый уровень способностей и усилий), нежели на внешние (например, недостаточную поддержку и мотивацию со стороны руководства). Данные результаты могут указывать на возможную атрибутивную ошибку – склонность недооценивать влияние ситуационных и переоценивать влияние индивидуальных факторов в оценке поведения других людей.

Когда же менеджеров попросили назвать причины их собственной неэффективности, то подавляющее количество опрашиваемых назвало внешний, ситуационный фактор – низкий уровень поддержки. А данный итог говорит о наличии в поведении руководителей некоторого уровня неумышленной предвзятости, атрибутивной склонности отрицать собственную ответственность за проблемы эффективности, но готовность нести ответственность за успех.

Этот тип ситуации можно обусловить тем, что на поведение человека влияет ни что иное как восприятие. Управленец, считающий, что его подчиненные работают в недостаточной мере эффективно, и видящий причину в недостаточном уровне их усилий, вероятнее всего, таким образом, предпринимает попытку стимулировать их трудиться усерднее. Возможность же трансформации ситуационных факторов (например, устранение принуждения и обеспечение лучшей организационной поддержки) в большинстве случаев опускается.

Такое отношение не дает возможность увеличить производительность в связи с тем, что перекладывает всю ответственность на личностный фактор, то есть на подчиненного, а не на себя (поскольку действия или бездействие руководителя являются частью ситуации по отношению к подчиненным.

В то же время ряд источников утверждает, что 86% всех отклонений от нормальной работы случаются в виду обстоятельств и лишь 14% - по вине людей.

Отличия в восприятии причин эффективности работы может стать причиной серьезных проблем в организации.

Например, маловероятно, что менеджер, который склонен приписывать высокую эффективность работы подчиненных везению или малозначительному уровню ее сложности, в полной мере оценит и даст вознаграждение за успешное достижение поставленных целей.

Отсутствие материального и морального поощрения, в то же время, может повлечь за собой падение энтузиазма и интереса к своей профессии и текущим задачам, особенно тогда, когда подчиненные воспринимают свои высокие профессиональные достижения в качестве следствия персонального таланта, уникальных навыков и способностей, а также долгой и усердной работы.

Знание законов атрибуции и ключевых атрибутивных ошибок (или эффектов атрибуции) может помочь управленцу верно вносит коррективы в восприятие себя и своего коллектива, повысить уровень своей социально-перцептивной компетентности.


Рано или поздно люди приходят к вопросу, какую профессию выбрать. Конечно же, при выборе своей специальности необходимо учитывать множество критериев, таких как: востребованность на рынке труда своей страны, социальная защищенность, конкуренция, карьерный рост, а самое главное, будет ли приносить удовольствие ваш выбор.

полицейская машина

Не знаете, как себе ответить, что привлекает в службе МВД, обратитесь к данным психологических опросов кандидатов.

Профессия полицейского является благородной, опасной. Несмотря на кабинетную рутину, эта деятельность часто связана с риском для здоровья и жизни работника. Ваша деятельность напрямую связана с законом, поэтому необходимо будет неукоснительно выполнять нормы действующего законодательства. Так все же, что вас привлекает в службе МВД? Согласно данным психологических опросов кандидатов на данную службу, это:

У каждого кандидата наверняка есть свой список мотивов, который движет им при выборе данной профессии и дает понять, что привлекает в службе МВД.

Ложка дегтя в бочке меда

полицейское потрулирование

Непосредственно перечислив, что привлекает в службе МВД, хотелось бы отобразить трудности, с какими вам придется столкнуться:

Несмотря на вышеперечисленные негативные моменты в работе полицейского, множество честных, порядочных, неподкупных сотрудников каждый день выходят на службу для защиты жизни и здоровья граждан, а также для борьбы с преступностью.

Рабочие будни полицейского

Почему я хочу служить в органах

4 декабря 2011 Автор КакПросто!

Они стремятся реализовать свои желания и возможность приносить пользу стране и людям. Доказать себе, что не зря учились, занимались спортом, служили в армии.

Желание служить в органах популярно среди населения. Статьи по теме:

Помогать гражданам, защищать свою страну — эти романтические, благородные цели движут ими. Принадлежность к госструктурам придает служащим ощущение огромной власти и собственной значимости, этот фактор значительно повышает самооценку. 2 Многие люди боятся, что пресловутое ФСБ, Госнаркоконтроль или еще какие-нибудь госструктуры в любой момент могут прийти к ним домой и обвинить их в чем-нибудь.

Поэтому, работая в самих органах, они автоматически исключаются из списка тех, к которым могут вот так запросто ворваться. 3 Самый мелкий пост дает выгодные знакомства. Работая даже уборщиком в ФСБ, можно обзавестись полезными связями, которые всегда в жизни пригодятся: помочь сыну избежать суда, надавить на кого-нибудь, открыть свое дело, заручившись поддержкой этих связей, и так далее.

4 Работа в госструктурах предполагает получение большого количества льгот и социальных бонусов.

Кто может стать кандидатом на службу в МВД

На сегодняшний день, согласно действующему законодательству Российской Федерации, кандидатом может быть:

  1. Гражданин Российский Федерации.
  2. Возраст кандидата не моложе 18 лет.
  3. Вне зависимости от пола, расы, национального, имущественного, социального происхождения готовые по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудников органов внутренних дел.

Кроме этого, если вы имеете высшее образование (юридическое), прошли службу в армии РФ, физически, психологически здоровы и испытываете огромное желание стать сотрудником МВД, необходимо обратиться в кадровые подразделения территориальных органов внутренних дел.

Старший психолог и полиграфолог регионального ведомства Елена Кожевникова поделилась мечтой об элитном батальоне ГИБДД. Она перечислила хитрости, которые придумывают для обмана полиграфа, и что пытаются скрыть кандидаты в полицейские. БНК публикует интервью со специалистом, которое подготовила пресс-служба МВД по Коми.



Фото пресс-службы МВД по Коми

У истоков

На службу в органы внутренних дел Елена пришла в 2004 году – в отдельный батальон ДПС ОГИБДД Сыктывкара психологом. В те годы психология как наука, как действенный инструмент в функционировании общества не только в МВД, но и в России только зарождалась.

В учреждениях и ведомствах стали вводиться должности специалистов-психологов. Но отношение к ним было настороженное. Чем занимался знаток человеческих душ, характера и поведения для многих оставалось загадкой. В ГАИ Елена Кожевникова занималась отбором кандидатов на службу и со временем завоевала доверие коллектива.


— Мы с коллегой стояли у истоков создания психологической службы. Это было в 2004 году, — вспоминает капитан. – Спустя 6 лет меня направили в министерство внутренних дел республики. После чего в 2011 году я прошла обучение в московском институте системы МВД России имени Кикотя по работе с полиграфом. В 2020 году этот вид исследования был введен в практику.

Полиграф Полиграфыч

Освоить современную технику, по признанию Е.Кожевниковой, не трудно. Но и здесь есть своя специфика. Специалист должен знать, как правильно трактовать реакции испытуемого. Ведь все это фиксируется датчиками. А правильная полиграмма – залог успеха.

Среднее время исследования занимает от полутора часов и более. Но сначала специалист беседует с кандидатом, предлагает пройти тестирование. Наличие психологического образования — серьезное подспорье.


— Правила работы на полиграфе таковы, что ты должна человека подготовить, успокоить, если он сильно нервничает. В противном случае данные полиграммы могут получиться недостоверные. По ним ты можешь необоснованно обвинить человека в чем-то. Тут важны такие качества, как умение расположить к себе, выслушать, объяснить. Если на полиграфическом исследовании обнаруживается реакция на фактор риска, процедура длится дольше. Нужны дополнительные тесты. В каждом случае все индивидуально, — продолжает психолог.

В основном списке вопросов выявляются несколько факторов риска. Первый связан с незаконным оборотом наркотиков. По словам Елены Кожевниковой, раньше склонность к дурману обнаруживалась в ходе беседы с кандидатом. Сейчас это дело полиграфа. Но немало зависит и от специалиста.

Другие факторы риска – наличие нелегального оружия, совершение уголовно наказуемых деяний, которые остались безнаказанными, незаконные связи с судимыми, связь с запрещенными организациями…

Отдельно стоит сокрытие анкетных данных. Кандидаты из желания устроиться скрывают серьезные заболевания, подделывают анализы. На полиграфе все это всплывает.

Валерьянка и кнопка под пяткой

Страх перед исследованием на полиграфе присущ практически всем кандидатам. Из желания быть спокойным, рассудительным испытуемые идут на всякие хитрости. В век интернета они черпают из всемирной сети способы обмануть чудо-машину. Но техника не подводит специалиста.


— Есть очень хорошая фраза: можно обмануть полиграфолога, сам полиграф обмануть нельзя. В заключении учитываются не только сведения, которые считывает машина, но и из индивидуальной беседы. Приветствуется, если у полиграфолога есть образование психолога. Поза и жесты – оцениваешь все.

Яркий пример. Один из кандидатов на учебу, спортсмен подложил себе кнопку. И полиграф, и психолог сразу определили это.

— Сработали датчики тремора. Молодой человек все время ерзал. Он не понял, что сначала идет предтестовая беседа, а уж потом полиграф. Думал, вытерпит. Но долго сидеть с кнопкой не смог, через некоторое время попросился выйти. Не знаю, в каком месте у него была эта кнопка. Когда вернулся, реакция была другой, — рассказывает капитан внутренней службы.

— Еще работая в ГИБДД, я мечтала создать элитный батальон, чтобы все были как на подбор – и по росту, и по уму. В ДПС достаточно сложно работать. Водители сейчас часто спорят, конфликтуют. Нужно, чтобы сотрудник умел четко объяснить требования законодательства, не подключая своих эмоций…Этому мы учили сотрудников…

Опыт работы в ДПС по отбору кандидатов и личная заинтересованность пригодились в МВД.

— Желание на сегодня осталось прежним – хочу выбрать лучших из лучших, чтобы сотрудники были грамотные, интеллектуально развитые, культурные… И, надеюсь, желание это не пройдет никогда!

Кого не возьмут на службу в МВД

Если вы окончательно определились, что привлекает на службу в МВД, и приняли решение стать кандидатом в полицию, то необходимо учесть несколько обстоятельств, из-за которых вас не примут, а именно:

  • Наличие судимости, вне зависимости от того, что она погашена или снята.
  • Наличие гражданства, вида на жительство или подданства иного государства.
  • Выход из гражданства Российской федерации.
  • Совершение гражданином умышленных административных правонарушений неоднократно в течение года поступления на службу в МВД, улаженных в судебном порядке.

форма полиции

Отказ от исполнения запретов и ограничений, предусмотренных законами для полицейских, также не дает возможности служить в МВД.

Что нужно знать гражданину при общении с полицейским?

Нынешняя правоохранительная система перешла от доминантных отношений между полицейским и гражданином — к партнерским. Между тем, каждый из нас в своей жизни может столкнуться с сотрудниками полиции. Существуют некоторые правила, которые необходимо знать каждому гражданину и которым стоит следовать при общении с полицией.

Вы идете по улице, не совершаете никаких противоправных действий, к вам обращается сотрудник полиции. При обращении к вам он обязан назвать свои должность, звание, фамилию; по требованию гражданина предъявить служебное удостоверение; назвать причину обращения.

Вы имеете полное право записать данные и номер жетона сотрудника полиции для указания их в возможной жалобе. В случае нарушения порядка обращения полицейского к гражданину, установленного Уставом патрульно-постовой службы полиции, ссылайтесь на незаконность действий полицейского.

При применении мер, ограничивающих ваши права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности. В разговоре сотрудник полиции обязан проявлять спокойствие, не должен терять самообладание, не должен отвечать грубостью на грубость.

Если у вас не оказалось паспорта, это не является основанием для задержания или для какого-либо наказания. Однако желательно все-таки иметь ксерокопию паспорта или другой документ, удостоверяющий вашу личность.

В каком случае к гражданину может быть применены физическая сила, использованы наручники, резиновая палка или огнестрельное оружие?

Сотрудник должен сообщить лицу, в отношении которого такое применение планируется, что он (полицейский) намерен применить силу или спецсредства, и дать время этому лицу выполнить законные требования полицейского (п. 1 ст. 19 ФЗ-3). Но это правило не действует, если промедление создает непосредственную угрозу жизни или здоровью, а также опасность наступления иных тяжких последствий.

При их применении полицейский не только учитывает обстановку, степень опасности действий лица, характер и силу оказываемого сопротивления, но и стремится к минимизации ущерба (ч. 3 ст. 19).

Если в результате применения физической силы, спецсредств или оружия гражданину причинены телесные повреждения, то полицейский оказывает ему первую помощь и принимает меры по оказанию медицинской помощи.

О причинении гражданину таких телесных повреждений полицейский как можно быстрее, но не позднее 24 часов, уведомляет родственников или иных близких пострадавшего (ч. 5 ст. 19).

Физическая сила применяется только тогда, когда несиловыми способами пресечь правонарушение, принудить к выполнению законного требования полицейского или доставить задержанного невозможно (ч. 1 ст. 20 ФЗ-3).

В любом случае при обращении к вам сотрудника полиции сохраняйте спокойствие и самообладание. Если полицейский нарушает законодательство, вы всегда можете обжаловать его действия в прокуратуре либо у руководства МВД, и в случае обоснованности жалобы сотрудника постигнет наказание.

Не грубите полицейскому, незамедлительно выполняйте его законные требования. И помните о ваших правах!

Теги: действие, инструкции, взаимодействие, законы, полиция, правила, обязанности, права, отношения

Читайте также: