Если работник умер в командировке

Обновлено: 16.05.2024

В марте в период нахождения в командировке работник учреждения умер. Организация на основании подтверждающих документов учла расходы умершего работника по проезду к месту командировки, проживанию в гостинице, а также суточные по день смерти работника. После принятия указанных расходов выявилась дебиторская задолженность умершего работника по выданным под отчет на командировочные расходы суммам, не возвращенным работником в связи с его смертью, а также по удержанию НДФЛ с сумм суточных сверх нормы. За март умершему работнику причитается невыплаченная заработная плата и премия по итогам работы за предшествующий год. Разъясните, законно ли наше требование о погашении указанной задолженности к наследникам умершего работника в пределах унаследованных сумм?

Рассматриваемая ситуация встречается сравнительно редко, но в тех случаях, когда она возникает, следует решать вопросы быстро и деликатно, при этом не ущемляя права наследников умершего и в рамках существующего гражданского законодательства. В Письме Минфина РФ от 24.02.2009 N 03-02-07/1-87 рассмотрена аналогичная ситуация. В нем законодатель, в частности, ссылается на нормы Гражданского кодекса. Согласно ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается указанным нормативным актом или другими законами. Так, например, не входят в состав наследства обязательства гражданина-должника, которые прекращаются его смертью, если исполнение не может быть произведено без его личного участия либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (ст. 418 ГК РФ). Следовательно, удержание сумм дебиторской задолженности, возникшей по подотчету умершего работника из не полученной им заработной платы, неправомерно, так же как и требование к наследникам покойного погасить долг. Долг умершего гражданина признается нереальным ко взысканию и подлежит списанию на расходы учреждения на основании копии свидетельства о смерти, заверенной нотариально.

Пунктом 233 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н, для списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, определен счет 401 01 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами". В бухгалтерском учете эту операцию следует оформить в соответствии с п. 168 данной инструкции следующей записью:

В отношении исчисления и удержания НДФЛ с размера суточных, превышающих установленные законодательно нормы, следует исходить из положений Налогового кодекса. В силу пп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При этом наследникам вменяется обязанность погашать задолженность умершего лица либо лица, признанного умершим, только по поимущественным налогам и в пределах стоимости наследственного имущества, в порядке, установленном ГК РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя. Таким налогом, в частности, является налог на имущество. Природа налога на доходы физических лиц несколько иная, обложению им подлежат доходы, получаемые налогоплательщиком от его трудовой, предпринимательской и иной деятельности, доходы, получаемые от использования личного имущества и в порядке наследования, и т.д.

Далее, согласно нормам, изложенным в п. 18 ст. 217 НК РФ, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДФЛ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Следовательно, у бюджетной организации - налогового агента не возникает обязанности по удержанию НДФЛ с сумм денежных средств, причитающихся умершему работнику этой организации и выплачиваемых в установленном порядке физическим лицам в связи с наследованием данных сумм (ст. 1183 ГК РФ).

На работодателе лежит ответственность за безопасные условия труда для работников. Руководитель организации обязан осуществлять ряд мероприятий, касающихся производственных процессов, материалов, сырья и инструментов. В частности, на предприятии проводится специальная оценка условий труда, инструктаж сотрудников и обеспечение их средствами защиты. Несмотря на принятые меры, существует риск несчастных случаев с летальным исходом, что приводит к уголовной ответственности работодателя за смерть работника на производстве.

Какую ответственность несет работодатель за гибель работника на производстве?

Если несчастный случай на производстве повлек смерть работника, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по частям 2 и 3 статьи 143 УК РФ.

В случае гибели одного служащего лицо, ответственное за технику безопасности, наказывается принудительными работами или тюремным заключением продолжительностью до четырех лет. При летальном исходе двух и более лиц срок наказания увеличивается до пяти лет. Одновременно виновный может быть лишен права занимать конкретную должность или вести определенную деятельность.

Так, субъектами преступления могут быть директор компании, его заместители, руководители структурных подразделений, а также индивидуальный предприниматель. Если следственные органы докажут, что они знали о допущенных нарушениях требований охраны труда, однако не предприняли необходимых мер по их устранению или отнеслись к своим обязанностям легкомысленно, то уголовной ответственности не избежать.

При несчастном случае на производстве с летальным исходом, желательно незамедлительно проконсультироваться с адвокатами компании СКП. Мы изучим вашу ситуацию и порекомендуем, какие первоначальные действия следует выполнить для смягчения наказания или снятия с себя ответственности.

Что должен сделать работодатель в случае смерти работника на производстве?

Сразу после происшествия работодатель должен ограничить место происшествия от доступа других лиц. Затем приглашаются работники скорой помощи и сотрудники правоохранительных органов. Также в течение суток извещаются родственники погибшего (статья 228 ТК РФ).

Для выяснения причин происшествия работодатель организовывает проведение служебного расследования. Приказом назначается комиссия, в состав которой входят представители работодателя и профсоюза, а также должностное лицо, отвечающее за контроль техники безопасности на рабочем месте.

В случае гибели двух и более лиц наниматель должен в течение суток известить государственную инспекцию труда, ФСС, прокуратуру и другие ведомства, указанные в статье 228.1 ТК РФ.

При смерти работника на производстве родственники получают выплату за счет средств ФСС. Также им выплачивают остаток заработной платы, пособие на погребение, компенсацию медицинских расходов.

Если вам необходима помощь в проведении расследования по факту несчастного случая на производстве, рекомендуем обратиться к адвокатам компании СКП. Наши специалисты сформируют специальную комиссию, наладят взаимодействие с проверяющими органами и обеспечат квалифицированную защиту при возбуждении уголовного дела.

В каких случаях работодатель не несет ответственность за смерть работника на производстве?

Важно выяснить, при каких обстоятельствах наступила смерть работника. Происшествие считается производственным, если служащий умер:

  • на территории организации в рабочее или обеденное время;
  • в пути к месту трудовой деятельности на служебном транспорте;
  • в командировке;
  • в период работы вахтовым методом.

В случае, когда работник умер в период, когда он находился за пределами предприятия и не выполнял в этот момент должностные обязанности, ответственность работодателя не наступает. Например, дома в выходной день, в другом городе в период ежегодного отпуска, других подобных ситуациях.

Для того, чтобы уточнить, произошла ли смерть работника в момент выполнения трудовых обязанностей или в другое время, обратитесь к нашим специалистам. Мы изучим все обстоятельства и поможем подготовить доказательства отсутствия вины работодателя.

Как снизить риск смерти работников на производстве?

Для снижения риска травматизма и смертности на производстве работодателю следует организовать ознакомление сотрудников с действующими инструкциями по технике безопасности и охране труда. Обычно за проведение данного мероприятия отвечает инженер по охране труда. Также он разрабатывает план действий на случай чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, следует регулярно проверять исправность оборудования, максимально автоматизировать производство, по возможности внедрять дистанционное управление, применять средства индивидуальной защиты.

Все работники должны пройти обучение по правилам проведения в случае несчастного случая на производстве.

Консультация юриста по ответственности работодателя за смерть работника на производстве

Для максимально грамотной стратегии защиты работодателя от уголовной ответственности за смерть работника на производстве нужно привлечь опытного защитника компании СКП, который специализируется на решении подобных ситуаций. Наши адвокаты обладают богатым опытом и обширной практикой, которые позволяют найти смягчающие обстоятельства или доказать невиновность. Если у вас возникла потребность в получении юридической помощи, заполните форму обратной связи или позвоните по телефону. Мы дадим ответы на ваши вопросы в любое удобное время.


Работа по ТК РФ требует дисциплины как от сотрудника, так и от работодателя. Но что делать кадровику, если неожиданно сотрудник пропал? Сколько дней ждать пропавшего? Когда и как увольнять? В нашей статье мы раскрыли основные нюансы темы.

Все нужные кадровику документы, а также Готовые решения и судебная практика по увольнениям есть в справочно-правовой системе КонсультантПлюс


Сотрудник может отсутствовать на рабочем месте по разным причинам. Бывает, что у людей возникают непредвиденные обстоятельства, довольно сложные и не позволяющие вернуться к повседневности. Во всех ситуациях работодателям приходится выяснять основания для прогула и иногда даже увольнять пропавшего сотрудника.

Сколько работодатель может ждать появления пропавшего сотрудника?

Обязанности для работника уведомлять работодателя о невыходе на работу Трудовым кодексом не установлено. Но предусмотреть такую обязанность можно локальным документом организации, например правилами внутреннего трудового распорядка. И соблюдать её работникам придётся, поскольку в силу ст. 21 ТК РФ работник должен соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка. Тем не менее это мало что даст работодателю, так как уволить работника за прогул, если он не сообщил вовремя о своём невыходе, всё равно не получится. Любой суд признает подобное увольнение незаконным, если причина отсутствия работника будет признана уважительной.

На самом деле сотрудники обычно предупреждают работодателя, что не выйдут или не вышли на работу по тем или иным причинам. Ну а если этого не произошло, выяснять причину приходится работодателю.

Сколько же может ждать работодатель появления пропавшего сотрудника? Ответа на этот вопрос в трудовом законодательстве нет.

Первым делом кадровик или непосредственный начальник звонит работнику по телефонам (сотовому, городскому). Если выяснить причину в первый день не удалось, делать выводы, что работник прогуливает, ещё рано, но зафиксировать факт отсутствия его на рабочем месте придётся. Для этого нужно составить акт в произвольной форме – его составляет комиссия как минимум из трёх сотрудников.

Никто, по большому счёту, не обязывает работодателя осуществлять дальнейший розыск работника, отсутствующего длительное время. Многие просто увольняют таких сотрудников за прогул. Но есть риск: работник может вернуться на работу с доказательствами того, что отсутствовал по уважительной причине. И тогда по решению суда придётся не только восстановить его на работе, но и выплатить все причитающиеся ему суммы и компенсировать время вынужденного прогула. Поэтому у работодателя для увольнения всё-таки должны быть основания.

Есть ли основания для увольнения пропавшего работника за длительный прогул?

Особенности увольнения пропавшего работника, который длительное время не выходит на работу, законом не определены. Вы можете его уволить, если есть документы, которые подтверждают причину отсутствия. От этой причины будет зависеть и порядок оформления увольнения. Так, если у вас есть решение суда о признании работника безвестно отсутствующим либо документы, подтверждающие факт смерти работника, оформляйте увольнение на основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ с учётом особенностей, присущих каждому случаю. Если же документов, обосновывающих длительное отсутствие работника, нет и установить причины такого отсутствия не получается, оформлять увольнение до выхода работника на работу не рекомендуем.

Не рекомендуем увольнять работника за длительный прогул, пока он не выйдет на работу.

Дело в том, что вы можете не установить реальных причин его отсутствия. А ведь они могут оказаться уважительными, просто работник не смог вас предупредить об этом. Например, работник отсутствовал по причине нахождения под стражей или находился в больнице в тяжёлом состоянии и не имел возможности сообщить вам об этом.

Поэтому лучше дождаться выхода работника на работу, чтобы выяснить причины его отсутствия, а затем соблюсти процедуру применения дисциплинарного взыскания. Тем более что для вас ожидание не несёт каких-либо финансовых и иных затрат.

Как разыскать сотрудника?

К сведению. В ходе розыска работника могут обнаружить в больнице, под стражей и т. п. Это будет подтверждением того, что у него имеются уважительные причины отсутствия на работе.

Если у работника нет родственников, то в силу ст. 42 ГК РФ обратиться в суд с заявлением о признании работника безвестно отсутствующим вправе сам работодатель. Сделать это можно, только если по месту жительства работника нет сведений о его месте пребывания в течение года. Этот срок исчисляется с момента получения последних сведений о человеке.

Заявление подаётся в суд по месту жительства работника или по месту нахождения заинтересованного лица, то есть работодателя (ст. 276 ГПК РФ).

Согласно ст. 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.

Для работодателя целью признания работника безвестно отсутствующим является расторжение трудового договора по п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Какой порядок увольнения пропавшего (безвестно отсутствующего) работника?

Порядок увольнения пропавшего (безвестно отсутствующего) работника следующий. Увольнение производите на основании решения суда о признании работника безвестно отсутствующим. Оформить нужно стандартные документы об увольнении (в частности, приказ об увольнении и трудовую книжку).

Трудовой договор прекращайте датой вступления указанного решения суда в законную силу. А вот документы об увольнении, возможно, придётся оформить позже, на тот случай если решение суда вы получили позже даты его вступления в силу.

Трудовую книжку и суммы, положенные работнику на дату увольнения, выдайте его родственникам (иным лицам), только если это предусмотрено решением суда.

Дата увольнения работника, признанного судом безвестно отсутствующим, – дата вступления соответствующего решения суда в законную силу. Это следует из п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, абз. 1 ст. 42 ГК РФ, ч. 2 ст. 13, ст. 210 ГПК РФ, Письма Роструда от 05.09.2006 № 1552-6.

Дату вступления решения суда в законную силу вы можете уточнить на официальном сайте этого суда.

Документы об увольнении (в частности, приказ и трудовую книжку) оформите, только когда у вас на руках будет решение суда, но не раньше, чем оно вступит в силу. На практике возможна ситуация, когда такие документы придётся составить позже даты увольнения. Например, если родственник пропавшего работника обратился к вам с таким решением спустя время после его вступления в силу. Тогда документы об увольнении лучше оформлять днём предъявления вам решения суда.

В этом случае во избежание вопросов со стороны контролирующих органов рекомендуем составить акт в произвольной форме, зафиксировав в нём дату получения вами решения суда. Такой акт поможет вам обосновать оформление документов по увольнению позже даты прекращения трудового договора.

А если работник нашёлся?

Ситуации в жизни бывают разные, и работник, признанный без вести пропавшим, может объявиться. И возможно, что он захочет вернуться на свою прежнюю работу. Что делать работодателю в этом случае?

И если вы решите принять его обратно, возникнет вопрос: что делать с сотрудником, которого уже взяли на эту должность? Законных оснований предлагать ему перевод на другую должность нет, как и оснований для увольнения. Поэтому всё придется решать по соглашению с работниками о том, кому какую вакантную должность предложить.

Если компромисс достигнут, объявившегося сотрудника принимают на работу в общем порядке: запрашивают все необходимые документы в соответствии со ст. 65 ТК РФ, оформляют трудовой договор и т. д.

Как видим, процедура увольнения пропавшего без вести работника довольно хлопотная (к счастью, не слишком частая). Если у пропавшего есть родственники, то основные заботы лягут на их плечи, а вам останется провести увольнение на основании решения суда. Когда же родственников нет, придётся заняться всем работодателю. И с особой тщательностью следует отнестись к первому этапу – выяснению причин отсутствия работника. Возможно, уже на этой стадии всё решится, если работник попросту прогуливает. Тогда его можно уволить за прогул. Если же работник действительно пропал, то работодателю придётся действовать по предложенной схеме.

В любом случае не рекомендуем увольнять работника за прогул, если причина его отсутствия неизвестна и работодатель не имеет возможности соблюсти установленный порядок увольнения. При данных обстоятельствах велика вероятность, что увольнение будет признано незаконным и работодатель, как следствие, должен будет восстановить работника на работе и выплатить ему средний заработок за всё время вынужденного прогула. Возможны и иные неблагоприятные для работодателя последствия.

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Командировка — это поездка по делам компании, в ходе которой работник должен выполнить служебное поручение. Командировка проходит вдалеке от обычного места работы, а её срок оговаривается работодателем. Не считается командировкой работа проводника поезда или курьера.

Согласно ст. 167 ТК РФ, на время командировки за работником сохраняется место (его нельзя уволить) и средний заработок. Ст. 168 Кодекса обязывает работодателя компенсировать траты сотрудника на жильё, проезд, а также оплатить другие расходы, связанные со служебной поездкой.

Этапы оформления командировки

В каждой компании в дополнение к трудовому законодательству может быть составлен локальный акт, регулирующий процесс командирования сотрудников. В нём указывают:

  • что может быть целью рабочей поездки;
  • кого могут отправлять в командировку;
  • каков размер суточных для командировочных по России и за границей;
  • какие виды расходов покрывает фирма, в том числе дополнительные (например, расходы на деловые ужины, трансфер, такси).

Перед рабочей поездкой важно ознакомиться с положением о командировках в компании, чтобы точно знать, какие расходы возместят, а какие нет.

Процесс оформления деловой поездки в каждой компании имеет свои нюансы. Но есть и общие моменты, которые характерны для большинства организаций.

1. Выбор сотрудника

Согласно российскому законодательству, не все работники обязаны ездить по делам компании. Нельзя направлять в служебные поездки беременных, даже если они не против (статья 259 ТК РФ). Командировать сотрудника с ограниченными физическими возможностями допускается, если обеспечиваются соответствующие его потребностям условия труда: например, колясочнику необходимы пандусы.

Категория сотрудников

Ссылка на законодательство

Можно, если речь идёт о спортсменах и творческих работниках

Сотрудники, работающие по ученическому договору

Можно, только если командировка связана с ученичеством

Сотрудники с ограниченными физическими возможностями

Можно, если командировка не противоречит индивидуальной программе реабилитации

Также есть ограничения при направлении в командировку следующих категорий сотрудников:

  • женщины, имеющие детей до 3 лет;
  • отцы и матери или опекуны, единолично воспитывающие детей до 14 лет;
  • родители детей с ограниченными физическими возможностями;
  • родитель ребёнка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом;
  • многодетные родители (трое и более детей до 18 лет), пока младшему не исполнится 14 лет;
  • сотрудники на больничном по уходу за членами семьи.

Кроме того, сотрудника не могут послать в командировку, пока он находится в отпуске или на больничном. Чтобы вызвать работника с отдыха, понадобится заручиться его согласием в письменной форме.

В остальных случаях работник, отказавшийся от командировки, рискует получить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

2. Согласование командировки

В некоторых организациях, чтобы согласовать рабочую поездку и сопутствующие траты, принято составлять служебную записку начальству — обычно это делает руководитель командированного. В документе прописывают сроки и цель поездки, ФИО и должность командированного.

Однако оформлять служебную записку по закону необязательно. Во многих компаниях процесс согласования командировок упрощён и автоматизирован — сотрудник создает заявку в корпоративной системе, после чего задача на оформление документов переходит на ответственных сотрудников: в секретариат, отдел кадров, бухгалтерию.

3. Составление заявления на выплату аванса

Следующим шагом сотрудник должен написать заявление на перечисление авансовых средств, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу. Сумма рассчитывается исходя из примерной стоимости аренды жилья и транспортных расходов. Кроме того, в авансовый платеж включаются суточные. Не забудьте свериться с положением о командировках — не стоит бронировать люкс в пятизвездочном отеле, если лимит на гостиницу составляет 2000 рублей в сутки.

4. Выпуск приказа о командировке

После согласования поездки готовится приказ, который сотрудник должен подписать. Документ составляется в свободной форме, принятой в компании, или по унифицированной официальной форме Т-9 или Т-9а (для нескольких командированных). Раньше требовалось оформлять служебное задание и командировочное удостоверение, но Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 сделало применение этих документов необязательным. Хотя некоторые компании используют их и по сей день, это не запрещено.

В приказе пишут:

  • кого отправляют в командировку (ФИО сотрудника, должность, подразделение);
  • куда;
  • в какие даты и на сколько календарных дней;
  • зачем (цель поездки).
  • кто финансирует поездку (работодатель).

Также в документе могут быть строки для комментария. Например, если работодатель захочет прописать размер суточных.

5. Бронирование жилья и билетов

В различных организациях это происходит по разным схемам. Где-то билеты и гостиницу бронируют сами командированные из перечисленного аванса, а где-то — уполномоченные сотрудники компании, например, сотрудники отдела кадров.

Многим организациям удобнее заключить договор с определённым сервисом и покупать билеты с корпоративного счёта. На Туту.ру можно оплатить билет личной банковской картой, а можно завести корпоративный аккаунт и оформлять билеты всем сотрудникам с корпоративного баланса. Подробнее о сервисе Туту Командировки

Некоторые компании разрешают ехать не общественным транспортом, а на собственном или служебном автомобиле. В этом случае вместо билетов сотруднику оформляют путевой лист. Каждая компания разрабатывает форму путевого листа самостоятельно.

6. Выплата суточных

Суточные перечисляют заранее, за несколько дней до командировки. Эти деньги предназначены для оплаты дополнительных расходов, связанных с командировкой, например питания. Отчитываться за то, на что ушли суточные, закон не требует.

Размер суточных организация определяет самостоятельно. Его указывают в положении о командировках или коллективном договоре. Сумма выплаты в командировках по России и за границей различается. Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, НДФЛ и страховые взносы удерживаются с суточных в том случае, если их размер составляет 700 рублей в день при командировках по России и 2500 рублей — в поездках за рубежом. Большинство работодателей используют эти суммы как максимальный размер суточных. Но есть и те, кто выплачивает больше денег, всё зависит от политики компании.

Если командировка проходит недалеко от места жительства работника и он каждый день возвращается домой, то суточные не выплачиваются.

7. Командировка

После того как приказ о командировке подписан, билеты куплены, жильё забронировано, суточные перечислены, можно отправляться в командировку. Служебная поездка, как правило, начинается с дороги в день командировки, но в каждой компании этот вопрос решают на своё усмотрение. В некоторых организациях в день командировки на работе можно не появляться, хоть и самолёт в 9 вечера. В иных прийти в офис необходимо, пусть даже на пару часов.

Главная задача командированного — сохранять все посадочные талоны, чеки и документы, подтверждающие расходы во время командировки: на жильё, транспорт и другие служебные цели.

8. Отчёт о командировочных расходах

После поездки командированного остаётся только отчитаться о потраченных средствах. Для этого нужно:

  • собрать все отчётные документы (договоры, чеки, посадочные талоны); ;
  • если сотрудник потерял какой-либо чек или посадочный талон на самолет, то ему нужно составить служебную записку на возмещение потраченных средств.

В отчёте нужно указать, сколько денег получено на командировку, сколько израсходовано, есть ли остаток или перерасход. Когда бухгалтеры получат все документы и сверят траты с выданным авансом, будет произведён перерасчёт. Если командированный получил больше, чем потратил, придётся вернуть лишние средства. Если наоборот, трат было больше, чем выдано денег (и это не противоречит положению о командировках), оставшиеся средства перечислят на счёт командированного.

Авансовый отчёт вместе с чеками надо принести в бухгалтерию в течение 3 дней после возвращения.

Отчётные документы

На жильё

В качестве подтверждения проживания в гостинице нужно предоставить распечатку брони гостиницы или ваучера, а также чек об оплате или счёт-фактуру.

Если сотрудник арендует частную квартиру, нужно приложить к отчету договор о найме жилого помещения. Лучше заранее уточнить у хозяина, сможет ли он оформить договор. И не помешает узнать, примут ли в бухгалтерии такой отчётный документ.

На транспорт

Если вы покупаете билет на самолет, поезд или автобус онлайн, обязательно сохраните электронные чеки. При покупке билета на Туту.ру на электронную почту придут два чека — на билет и на сервисный сбор. К отчёту надо приложить оба распечатанных чека, а также распечатанный электронный билет.

Тем, кто летит самолетом, надо иметь распечатанную маршрутную квитанцию и посадочный талон со штампом о досмотре. Это документы строгой отчётности.

Также нужно сохранить билеты на общественный транспорт, чек на трансфер или такси, если положение о командировках предусматривает компенсацию этих расходов.

На другие расходы

Остальные расходы определяются положением о командировках в компании. Например, некоторые организации могут компенсировать стоимость деловых ужинов. В этом случае нужно сохранить чек из ресторана.

Еще можно почитать

Часто ездите в рабочие поездки или оформляете командировки другим? Зарегистрируйте на Туту.ру корпоративный аккаунт и оплачивайте билеты с баланса компании. Подробнее

Увольнение в связи со смертью работника

Не всегда расторжение трудового контракта со специалистом осуществляется по желанию гражданина или его нанимателя. В некоторых случаях работодатель вынужден оформлять увольнение работника в связи со смертью. Этот процесс не сложный, но в нём существуют нюансы, которые обязательно нужно учесть. Так, необходимо обратить внимание на правильность формулировок в приказе и трудовой книжке.

Обстоятельства смерти работника

Сотрудник может уйти из жизни по разным причинам, но работодателю необходимо учитывать, в какой период это произошло. Ведь обстоятельства смерти специалиста прямо влияют на последующие действия нанимателя, в частности:

Обстоятельства смерти работника

  • Гражданин умер не на рабочем месте, то есть дома, в отпуске и тому подобное. В этой ситуации руководство организации не принимает участия в выяснении причин происшествия. Родственники сотрудника приносят на предприятие, где работал умерший человек, свидетельство о его смерти. После этого производится увольнение специалиста в связи со смертью, согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации.
  • Смерть наступила во время производственного процесса. По факту гибели человека проводится специальное расследование. Оно должно установить, является ли смерть работника несчастным случаем на производстве, то есть несёт ли руководитель ответственность за произошедшее или она наступила по естественным причинам. В случае если результаты следствия выявят виновные действия или преступное бездействие нанимателя, то он будет привлечён к ответственности.
  • Работник умер, находясь в командировке. Эта ситуация считается самой сложной, так как гражданин выполнял свои должностные обязанности, находясь в другом населённом пункте. Для установления причин смерти специалиста проводятся следственные действия. Они позволяют точно определить обстоятельства, при которых умер сотрудник, а также в какой период это произошло. Если по результатам расследования будет установлено, что смерть наступила в рабочие часы, то на нанимателя может быть возложена обязанность по выплате компенсации семье умершего.

Во время проведения компетентными органами следственных действий руководитель должен всячески способствовать установлению причин гибели работника. А также инициировать по этому факту служебное расследование.

Основания для увольнения

В нормативно-правовых актах установлено, что наниматель не имеет права уволить работника по своему желанию, то есть без документальных свидетельств смерти гражданина. Такими документами являются:

  • Свидетельство о смерти, выданное Органом записи актов гражданского состояния.
  • Судебное решение, согласно которому человек объявлен умершим.
  • Решение суда, признающее гражданина безвестно отсутствующим.

Основания для увольнения

Даже в том случае если в организацию о случившемся несчастье сообщат родственники специалиста или полиция, работодатель не может на основании только их слов, не получив какой-либо из указанных документов, произвести расторжение контракта. Если же у гражданина нет родственников или они не желают оформлять необходимую документацию, то нанимателю необходимо самостоятельно обратиться в ЗАГС или судебный орган для получения официального свидетельства, судебного решения.

Признать работника умершим по решению суда можно, если:

Признать работника умершим по решению суда

  • В полицию родственниками гражданина подано заявление о том, что они на протяжении года не имеют информации о местонахождении пропавшего.
  • Человек больше пяти лет не появлялся ни по месту проживания, ни по адресу прописки.
  • Гражданин какое-то время находился в опасных для жизни условиях. Признание его умершим возможно через шесть месяцев отсутствия.

Подобное решение суда подлежит обжалованию только в течение одного месяца после того, как оно вступит в силу. По окончании этого периода подача апелляции невозможна. Так как без судебного постановления или свидетельства о смерти расторжение договора с работником по пункту 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ невозможно, то занимать его должность имеет право лишь временно трудоустроенный сотрудник.

Процедура окончания сотрудничества

Обычно причиной для завершения трудовых отношений работника и нанимателя является инициатива одной из сторон. Но в случае гибели специалиста или признания его без вести пропавшим принять такое решение должен сам руководитель, используя в качестве основания документ, подтверждающий, что гражданина нет в живых.

Для правильного проведения процедуры расторжения контракта можно использовать следующую пошаговую инструкцию по увольнению умершего работника:

  1. На основании документов, свидетельствующих о смерти сотрудника, кадровая служба организации издаёт приказ о завершении взаимоотношений. К нему необходимо приложить копию, представленного свидетельства или судебного решения.
  2. Распоряжение визируется и регистрируется согласно правилам делопроизводства, установленным в организации.
  3. На основании приказа в трудовую книжку вносится соответствующая запись, после чего документ передаётся обратившимся за ним родственникам покойного.
  4. Бухгалтерия производит начисление всех положенных выплат, а затем осуществляет их выдачу родственникам.

Процедура окончания сотрудничества

Каждый этап процесса имеет свои нюансы, которые необходимо учитывать при оформлении документации. В частности, это относится к датам и формулировкам, указываемым в распоряжении и трудовой книжке.

Составление приказа

Прекращение трудовых взаимоотношений в этом случае производится в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ из-за смерти работника. Как и при других причинах увольнения, наниматель обязан издать распоряжение, тем самым документально закрепив факт окончания контракта.

Кроме того, специалистам отдела кадров необходимо уточнить, какой датой оформляется приказ об увольнении в связи со смертью работника. В законодательстве установлено, что последним днём работы следует считать день, предшествующий дате смерти. Таким образом, если сотрудник умер 10 июля, то его последним рабочим днём является 9 июля. Но при этом увольнять его следует 10 числом, потому что днём увольнения работника является дата гибели.

Распоряжение же нужно составлять в день предъявления родственниками покойного официального документа, который подтверждает факт смерти работника. Из-за таких нюансов дата гибели и дата издания документа о завершении взаимоотношений обычно не совпадают. Обязательно в тексте приказа нужно сделать ссылку на п. 6 части первой ст. 83 ТК РФ.

Согласно общим положениям ст. 84 ТК РФ, увольняемый специалист обязательно должен быть ознакомлен с содержанием распоряжения, что подтверждается его личной подписью. Но в этом случае это невозможно сделать. Нет в законе и указаний на то, что расписаться в документе необходимо родственникам покойного. В связи с этим строка, в которой должна стоять отметка об ознакомлении, остаётся пустой.

Заполнение и передача трудовой книжки

В соответствии с положениями законодательства умершего гражданина уволить нельзя. То есть недопустимо внесение в трудовую книжку записи об увольнении работника в связи со смертью. Уместнее будет использовать ту же формулировку, которая была указана в приказе о прекращении трудового договора.

Заполнение и передача трудовой книжки

Когда работник увольняется при обычных обстоятельствах, трудовая книжка выдаётся ему на руки в последний рабочий день, согласно нормативным актам РФ. Но в случае смерти гражданина провести процедуру наниматель не может, а потому документ нужно официально передать его родственникам в соответствии с установленными правилами. Право на получение трудовой книжки имеют, прежде всего, супруги и дети умершего работника. Если таковых нет, то его родители. Лишь после них это право переходит к другим родственникам по мере уменьшения степени родства.

Если же родственник явился на предприятие лично, то ему необходимо написать специальное заявление о выдаче книжки. Документ составляется в произвольной форме с обязательным указанием степени родства заявителя с умершим специалистом. Кроме того, родственники имеют право оформить нотариальную доверенность на третье лицо для того, чтобы этот человек смог получить трудовую книжку вместо них.

При выдаче документа составляется расписка, содержащая информацию о факте получения книжки и отсутствии у сторон взаимных претензий. Заявление и расписка вносятся в личное дело сотрудника, после чего оно передаётся в архив организации.

Начисление выплат

После оформления всех необходимых документов администрация предприятия должна произвести полный расчёт, который из-за смерти сотрудника получат его близкие. Выплатить им сумму, начисленную бухгалтерией организации, нужно в течение четырёх месяцев с момента гибели гражданина. Если за этот срок никто из родственников на предприятие не обратился, то денежные средства добавляются к наследственной массе. Но если наследства не существует, деньги остаются у нанимателя.

Право на получение расчёта покойного имеют супруги, родственники, а также граждане, находившиеся на его иждивении. Когда в организацию по этому вопросу обращается несколько человек, деньги выплачиваются первому обратившемуся. Если же между наследниками возникает спор, то необходимо предложить им либо договориться, либо решить конфликт в судебном порядке. Но при этом на руководство предприятия возлагается обязанность по выдаче всей суммы в течение недели после обращения граждан.

Умершему работнику полагаются следующие виды выплат:

  • Заработная плата. Зарплата начисляется до дня смерти, согласно табелю учёта рабочего времени. В неё должны входить все положенные сотруднику премиальные выплаты и надбавки. Дата гибели не учитывается.
  • Компенсация за отпуск. Организация обязана компенсировать все неиспользованные отпускные дни. Начисление этой суммы производится в соответствии с положениями действующих законодательных актов. Если на момент смерти сотрудник уже использовал ежегодный отпуск авансом, тогда руководитель предприятия не может вернуть ранее выплаченные деньги.
  • Лист временной нетрудоспособности. Если работник умер в период нахождения на больничном листе, то бюллетень должен быть закрыт в день его смерти. День гибели не оплачивается.
  • Компенсация за погребение. Эта выплата начисляется при предоставлении родственниками покойного квитанций и счетов на оплату похорон. Её может получить любой гражданин, потративший на погребение личные денежные средства.

Начисление выплат

Кроме указанных выплат, руководство организации имеет право выдать близким умершего сотрудника материальную помощь. Это производится на основании нормативных актов, принятых в организации.

Руководитель любого предприятия может столкнуться с необходимостью увольнения в связи со смертью работника. Порядок этой процедуры закреплён в трудовом законодательстве России. При оформлении документации следует придерживаться установленных правил, так как их нарушение может повлечь за собой судебные разбирательства с родственниками покойного.

Читайте также: