Город мастеров какие профессии

Обновлено: 04.05.2024

Мы редко задумываемся о том, откуда произошли те или иные имена собственные: иногда кажется, что фамилии или названия всегда были самостоятельной величиной. Кстати, название улицы или района — это и есть его фамилия, иначе говоря, прозвище. Достаточно вслушаться, чтобы понять, чем занимались и чем зарабатывали на жизнь люди, жившие здесь несколько сотен лет назад.

КАРЕТНЫЙ РЯД

Ранее улица также называлась Тележный ряд. Оба названия получены благодаря жившим здесь в XVII–XVIII веках мастерам, изготовлявшим кареты и телеги.

КОЛОКОЛЬНИКОВ ПЕРЕУЛОК

Расположен в Мещанском районе. Названием переулок обязан литейному колокольному заводу, который находился там в XVII веке

КУЗНЕЦКИЙ МОСТ

Улица названа в честь настоящего моста, который был перекинут через реку Неглинную. Топонимы происходят от слободы кузнецов, которая располагалась в этом районе еще в XV веке.

УЛИЦЫ БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ БРОННЫЕ

Расположены в Пресненском районе. Название возникло в XVI веке благодаря Бронной слободе: здесь жили мастера-бронники — оружейники, изготавливавшие панцири и кольчуги.

СТАРАЯ И НОВАЯ Б АСМАННЫЕ УЛИЦЫ

Названия появились в 1730 году — прежде на этом месте располагалась Басманная слобода. Существуют две теории, объясняющие происхождение названия. Согласно первой, здесь жили пекари-басманники, изготавливавшие определенного веса хлебы для государственных служащих, а согласно другой — ремесленники-басмачи, которые делали узорные украшения на металле или коже.

КОЛПАЧНЫЙ ПЕРЕУЛОК

Находится в Басманном районе, свое название получил по слободе XVII века, где жили мастера, изготавливавшие головные уборы.

МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА

Название было дано улице в XVII веке. Ранее на ее месте располагалась Мясницкая слобода, где находилось множество мясных лавок и домов мясников.

ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ СЫРОМЯТНИЧЕСКИЕ УЛИЦЫ

Расположены в Басманном и Таганском районах. Название дано улицам по Сыромятнической дворцовой конюшенной слободе, которая возникла в XVI веке. Там жили ремесленники, изготовлявшие из сыромятной кожи конскую сбрую.

КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Находится на левом берегу Москвы-реки, близ устья Яузы. Названа по располагавшейся в тех краях в XVI веке Котельнической слободе.

Город мастеров: названия столичных улиц расскажут о старинных профессиях

Фото: Светлана Василевич

ТАГАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

В XVI веке на месте нынешней площади располагалась Таганная слобода. Жившие здесь мастера изготавливали подставки для котла или иной посуды, позволяющие готовить пищу на открытом огне и использовавшиеся войсками в походах.

ПУШЕЧНАЯ УЛИЦА

Улица получила название в 1922 году по находившемуся здесь государеву Пушечному двору (XV–XVIII века), где отливали пушки и колокола. Здесь же была создана Царь-пушка, сегодня украшающая территорию Кремля.

НОЖОВЫЙ, ХЛЕБНЫЙ И СКАТЕРНЫЙ ПЕРЕУЛКИ

Получили свои названия по расположенной за Никитскими и Арбатскими воротами Поварской слободы, в которой жили повара, пекари, скатертники и другая обслуга царского двора.

УЛИЦЫ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ КАМЕНЩИКИ

Расположены в Таганском районе. Название возникло в XVII веке — на том же месте располагалась Каменная слобода, где жили мастера каменного строительства.

КОПЬЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК

Расположен в Тверском районе. Назван был по церкви Спаса Преображения что на Копье (снесена в 1817 году). Исследователи считают, что в этом районе жили мастера, делавшие копья.

ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕУЛОК

Название возникло по существовавшей в районе современного Арбата слободе денежных мастеров Государева Монетного двора; среди прочих здесь жили граверы и чеканщики монет.

ОВЧИННИКОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

Находится на правом берегу Водоотводного канала. Название получила по находившейся там в XVII веке слободе скорняков, занимавшихся выделкой овечьих шкур.

МОНЕТЧИКОВСКИЕ ПЕРЕУЛКИ

Расположены близ Пятницкой улицы. Свое название получили по слободе XVI века, где работали и жили ремесленники и мастера монетного двора.

Вот славный город Мастеров.

Коль поработать нужно,

Любой из жителей готов

За дело взяться дружно.

Но и отлично отдыхать

Тут научились тоже,

Тебе загадку загадать

Вмиг каждый мастер может.

Секреты дедов и отцов

Хранятся здесь годами,

Чтоб не ударить в грязь лицом,

- Чтобы попасть в Город Мастеров необходимо открыть ворота, а поможет нам в этом небольшая разминка.

- Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные описания профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют этим описаниям. Например, описание – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир.

  1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, повар)
  3. самая волосатая (парикмахер)
  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя, учитель)
  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
  6. самая смешная (клоун)
  7. самая умная (учёный, профессор)
  8. самая белая (врач)
  9. самая зубастая (стоматолог)
  10. самая начитанная (библиотекарь)
  11. самая быстрая (гонщик)
  12. самая смелая (полицейский, пожарный)

- Молодцы, мы открыли ворота в Город Мастеров.

Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.

Слышен грохот под землей –
Рудокоп пошел в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.

Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдет в поля вода.

- На улицах этого города можно встретить людей разных профессий. Представители каких профессий изображены на картинках? Чем они занимаются? (Ответы детей)

- А сейчас мы отправляемся в районы Города Мастеров, жители которых приготовили вам задания.

- Жители этого района мастерски владеют различными инструментами и механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.

Дети достают из мешочка различные предметы и инструменты, отвечают на вопросы.

Инструменты и предметы: кастрюля (повар), шприц (врач), книга (библиотекарь), краски (художник), конверт (почтальон), гаечный ключ (механик), пила (плотник), фотоаппарат (фотограф), малярная кисть (маляр), микрофон (артист).

  • Пекарь доит корову.
  • Таксист перевозит людей.
  • Садовник ухаживает за садом.
  • Кондуктор стрижет волосы.
  • Маляр красит стены.
  • Модель демонстрирует одежду.
  • Слесарь – сантехник чинит краны.
  • Кондитер печет торты и пирожные.
  • Библиотекарь разносит почту.
  • Пчеловод разводит кроликов.
  • Пожарный жарит котлеты.
  • Врач лечит людей.

- Мастера этого района отличаются умом и сообразительностью. Они подготовили вам следующее задание.

Детям раздаются конверты с разрезанными пословицами.

Задание: собрать пословицу.

Дело мастера боится.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда чести не получишь.

Терпенье и труд все перетрут.

Наскоро делать – переделывать.

Труд кормит, а лень портит.

В чем смысл этой пословицы? Как вы ее понимаете?

- Каждый труд почетен. Не столько важно, кем человек работает. Но очень важно, как он работает. От того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

- В этом районе живут творческие люди, которые имеют художественный вкус и фантазию. Они приготовили вам следующее задание.

Детям раздаются карточки с изображением профессий: летчик, швея, водитель, строитель, укротитель, военный, пожарный.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные угадывают.

- С какими профессиями мы сегодня встречались?

- А кем вы бы хотели стать?

- Пусть пока вы не имеете никакой профессии, но вы тоже являетесь мастерами, потому что каждый из вас уже освоил какие-то трудовые навыки (шьете, вышиваете, изготавливаете различные поделки, наводите порядок в группе и дома, работаете на участке).

- Посмотрите, в этом районе нет здания, поэтому я вам предлагаю построить наш дом – Дом Юных Мастеров.

- Ну, вот и закончилось наше путешествие.

- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

- Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Задача: диагностика знаний детей о профессиях и труде взрослых.

  • определить знания о мире труда и профессиях через игровую деятельность;
  • уточнять и расширять словарный запас по данной теме;
  • развивать познавательный интерес к миру профессий;
  • развивать умение классифицировать, логическое мышление;
  • воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.
  • предметы: кастрюля, шприц, книга, краски, конверт, гаечный ключ, пила;
  • картинки с изображением профессий к слайду: повар, маляр, учитель, парикмахер, строитель, пожарный;
  • карточки с пословицами:

Дело мастера боится.

Сделал дело – гуляй смело.

Без труда чести не получишь.

Терпенье и труд все перетрут.

Наскоро делать – переделывать.

Труд кормит, а лень портит.

карточки с изображением профессий: летчик, швея, водитель, строитель, укротитель, военный, пожарный.

  • отгадывание загадок;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций с изображением людей, занятых различным трудом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий общешкольного праздника "Город мастеров"

Данный сценарий поможет провести общешкольное мероприятие "Итоги школьников в общественной жизни школы".


Конкурс "Город Мастеров"

Ежегодно в нашей школе в рамках недели "Трудового обучения" проводятся внеклассные мероприяти в виде конкурсов, КВНов, защиты профессий и т.д. Сценарий конкурса "Город Мастеров" простой, но.

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием "Город Мастеров" при МОУ СОШ с. Вознесенское

программа летнего пришкольного лагеря.


Павлово-город мастеров

До сих пор людей поражает уникальность этого населённого пункта, в котором, как в старину проводят бои гусей и петухов, где, как на юге, растут лимоны и поют канарейки, в котором до сих пор кузнецы сл.


Город мастеров

Познавательная программа по профориентации для детей младшего школьного возраста. Опубликована в журнале "Нотки, книжки и игрушки для Андрюшки и Катюшки" 2005 год №4. Автор- Е.Е.Воробьева.

Сценарий открытого мероприятия по профориентации.


Проект урока "Средневековый город - город мастеров"

Формирование у учащихся яркого, эмоционально окрашенного образа средневекового европейского города в период расцвета ремесла.

Цель: развитие учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

  • расширение кругозора учащихся о мире профессий;
  • показать важность, необходимость и значимость любого труда людей.
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие мышления, памяти, творческого воображения, обогащение словарного запаса школьников.
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий;
  • воспитание у детей чувства коллективизма, взаимной поддержки.
  • интерактивная доска, медиапроектор, экран, компьютер
  • презентация PowerPoint
  • наборы фигур для игры “Танграм”
  • карточки с буквами для упражнения “Ошибка наборщика”
  • листы бумаги А4 с нарисованным лабиринтами к игре “Слепой и поводырь”
  • чистые листы бумаги А4 к упражнению “Рисунок вдвоём”
  • карточки с названиями профессий к игре “Угадай профессию”

- Ребята, мы рады приветствовать вас в Городе мастеров. СЛАЙД 1

Вот славный город Мастеров.
Коль поработать нужно,
Любой из жителей готов
За дело взяться дружно.
Но и отлично отдыхать
Тут научились тоже,
Тебе загадку загадать
Вмиг каждый мастер может.
Секреты дедов и отцов
Хранятся здесь годами,
Чтоб не ударить в грязь лицом.
Пошевели мозгами! [1]

- В Городе Мастеров шесть районов. В каждом из них живут мастера определённого дела. Вам предстоит посетить все эти районы, познакомиться с жителями и выполнить их задания.

Каждый класс получает маршрутный лист, где указан порядок посещения станций-районов.

РАЙОН “УМЕЛЫЕ РУКИ” СЛАЙД 2

- Вы попали в район “Умелые руки”. Здесь живут такие сказочные жители, как Самоделкин, Никита-Кожемяка, Железный Дровосек, Марья-Искусница.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Умелые Руки”?

Характеристика. Жители этого района имеют дело с конкретными вещами, инструментами, механизмами, машинами. Они отдают предпочтение занятиям, требующим физической силы, ловкости, подвижности. Им легче сделать что-либо руками, чем что-то рассказывать или показывать.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Анимированная головоломка с триггерами “Кто и что” СЛАЙД Ы 3-6

Дети в парах и тройках, используя наборы к игре “Танграм”, составляют различные изображения по образцам и по собственному замыслу.

РАЙОН “ЗНАЙКИ” СЛАЙД 7

- Вы попали в район “Знайки”. Здесь живут такие сказочные жители, как Шерлок Холмс, Знайка, Страшила.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Знайки”?

Характеристика. Жители этого района отличаются умом, независимостью, оригинальностью. Обладают достаточно развитыми аналитическими способностями, умеют хорошо формулировать и излагать свои мысли, склонны к решению логических, абстрактных задач.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Анимированная головоломка с триггерами “Найди профессии” СЛАЙД 8

  • С пером, а не птица. (писатель)
  • С ножницами, а не портной. (парикмахер)
  • Играет, а не музыкант. (актёр)
  • Поёт, а не птица. (певец)
  • Рисует, а не художник. (маляр)
  • Готовит еду, а не повар. (кондитер)

Упражнение “Ошибка наборщика”

- Наборщик в типографии набирал названия профессий, но уронил набор, и все буквы перемешались.

Составьте из предложенных букв названия профессий, которые хотел набрать наборщик.

  • ГГОЕПДА (педагог)
  • ЕДИКМ (медик)
  • ЕРПВТАЕТ (терапевт)
  • ПДВЦРЕОА (продавец)
  • ФЦАИОНТИ (официант)
  • СХПОЛОИГ (психолог)
  • РСЮТИ (юрист)

РАЙОН “ПОМОГАЙ” СЛАЙД 9

- Вы попали в район “Помогай”. Здесь живут такие сказочные жители, как Крокодил Гена, доктор Айболит, Чипполино, Пеппи - Длинный Чулок.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Помогай”?

Характеристика. Постоянное общение с людьми требует от жителей этого района умения разбираться в людях, обучать их, убеждать. Их отличает готовность помочь, дружелюбие, ответственность.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Упражнение “Определи эмоцию” СЛАЙД 10

- Определите различные эмоциональные состояния Колобка.

Игра “Слепой и поводырь”

Дети разбиваются на пары. Одному ребёнку из каждой пары завязываются глаза. Перед ним кладётся лист А4 с нарисованным на нём простым лабиринтом. Рука с карандашом устанавливается в точке входа в него. По сигналу второй участник пары начинает диктовать своему партнёру траекторию движения: вверх, прямо, направо, дальше, стоп и т.д. Задача каждой пары – первой пройти лабиринт, ни разу не задев за линии.

Упражнение “Рисунок вдвоём одним карандашом”

Каждой паре выдаётся лист бумаги А4 и даётся один карандаш на двоих. Задача каждой пары, одновременно держась вдвоём за карандаш нарисовать рисунок.

После того как все пары закончат, ведущий просит участников поделиться впечатлениями: легко ли было работать друг с другом в этих упражнениях? Что помогало? Что мешало?

РАЙОН “КАНЦЕЛЯРСКИЙ” СЛАЙД 11

- Вы попали в район “Канцелярский”. Здесь живут такие сказочные жители, как почтальон Печкин, Мальвина, Крот из сказки “Дюймовочка”.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Канцелярский”?

Характеристика. Способности к обработке конкретной рутинной информации, стремление к выполнению работы по строго определенным правилам. Жители этого района добросовестны, послушны, практичны, деловиты.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Игра “Не пропусти профессию”

- Сейчас вам будут названы слова, среди которых встречаются названия профессий. Как только вы услышите название профессии - хлопните в ладоши.

Машина, водитель, лётчик, книга, переплётчик, небо, океан, моряк, трава, дворник, дерево, цветы, садовник, учитель, собака, ветеринар, дом, дорога, строитель, сцена, актёр, портной, цирк, акробат, парикмахер, облако, врач, почтальон.

Анимированная головоломка “Парочки” СЛАЙД 12

На слайде с использование приёма “сорбонка” представлены различные пары картинок. Но все картинки пока перевёрнуты на изнаночную сторону. За один ход ребёнок может перевернуть две карточки. Если картинки совпали, то они остаются перевёрнутыми лицевой стороной. Если не совпали, то переворачиваются обратно на изнаночную сторону. И ход переходит другому участнику.

РАЙОН “ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ” СЛАЙД 13

- Вы попали в район “Предприимчивый”. Здесь живут такие сказочные жители, как Незнайка, Буратино, Кот Матроскин, Карлсон.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Предприимчивый”?

Характеристика. Жители этого района находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, лидерству; имеют тягу к приключениям. Обладают достаточно развитыми способностями к общению. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Упражнение “Новая функция”

- Придумайте как можно больше способов использования знакомого предмета: карандаша, пластмассовой бутылки, газеты.

РАЙОН “АРТИСТИЧЕСКИЙ” СЛАЙД 14

- Вы попали в район “Артистический”. Здесь живут такие сказочные жители, как художник Тюбик из Цветочного города, Дюймовочка, Карандаш.

- Как вы думаете, что объединяет жителей этого района? Почему эта часть города Мастеров получила название “Артистический”?

Характеристика. Жители этого района впечатлительны, имеют художественный вкус, творческое воображение, хорошо развитую фантазию.

- Жители этого района приготовили для вас задания.

Игра “Угадай профессию”

Дети по очереди вытаскивают карточку с названием профессии и с помощью мимики и жестов изображают её. Остальные должны угадать, что это за профессия.

СЛОВА НА КАРТОЧКАХ: парикмахер, повар, швея, маляр, балерина, писатель, дрессировщик и др.

Я знаю три таких места в Москве, где дети в городе профессий могут на несколько часов почувствовать себя взрослыми и просто весело провести время.

Кидзания – детская страна

Детский город Кидзания

Кидзания в Москве совсем не похожа на привычные парки аттракционов. Здесь детям не обещают исполнить все капризы — вместо этого им предлагают полезные знания, ценный опыт, яркие впечатления и возможность быть самостоятельными.

Когда ребенок идет по улицам Кидзании, он видит больницу, университет, музей, театр и все то, что должно быть в настоящем городе. В любой из этих активностей можно устроиться на работу и попробовать свои силы в самых разных профессиях.

Путешествие начинается в аэропорту Кидзании, где посетителей встречает настоящий самолет. Миновав вход, ребенок оказывается внутри города — и здесь тоже все настоящее! Путешественники могут прогуляться по бульвару, дойти до центральной площади и полюбоваться местными достопримечательностями.

На улицах есть светофоры, по дорогам ездят автобусы, даже урны устроены, как это должно быть в реальном мире: с раздельным сбором мусора для последующей переработки.

Город профессий Кидзания

В аэропорту Кидзании всем посетителям выдают браслеты, которые гарантируют, что ребенок не уйдет из парка без взрослых. Детский браслет связан с браслетом взрослого и позволяет контролировать передвижение ребенка из активности в активность.

Адрес: Москва, Ходынский бул., 4, ТЦ Авиапарк, 4‑й этаж.

Время работы: ежедневно – с 11:00 до 21:00.

Мастерславль – город мастеров

Детский город мастеров Мастерславль — это воссозданная мини-модель российского города со своей инфраструктурой. Представляет собой масштабный интерактивный развивающий проект для детей от 2 до 14 лет.

Здесь дети могут попробовать себя в разных профессиях и найти своё призвание. При создании парка организаторами за основу были взяты лучшие примеры общественного устройства, где работают справедливые законы, где делятся мастерством и становятся мастерами через игру в атмосфере детства, доброты и радости.

Городки профессий для детей в Москве

Большинство мастерских доступны для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с ментальной инвалидностью, и они могут принимать максимально активное участие в занятиях. Многие занятия вполне комфортны для слабослышащих и слабовидящих детей.

Городки профессий для детей в Москве

Время работы: ежедневно – с 10:00 до 19:00.

Кидбург – город профессий

Основной целью проекта является формирование у детей навыков, необходимых для комфортного существования в любых условиях. С помощью мобильного приложения офлайн игра дополняется необходимыми для обучения и фиксации результатов сервисами, интерактивными миссиями и заданиями.

Городки профессий для детей в Москве

Каждое посещение КидБурга — это настоящее погружение в мир профессий, которое делает ребёнка более самостоятельным и уверенным в себе. Игровая система развивает шесть навыков, которые помогут стать успешным во взрослой жизни.

Городки профессий для детей в Москве

Время работы: ежедневно – с 10:00 до 22:00.

Читайте также: