Если работник будет иметь допуск к государственной тайне когда заключается трудовой договор

Обновлено: 04.07.2024

Был осуществлен перевод внутри структурного подразделения на другое место с аналогичной должностью инженер. На другом месте внутри подразделения попросили оформить допуск к секретным документам, либо грозят расторгнуть договор на основании должностной инструкции в которой указаны типы информации в работе в том числе использование гос тайны.

1 вопрос-является ли условие гос тайны только лишь должност. Инструкции или этот аспект должен быть обязательно включен в трудовой договор?

2 вопрос - будет ли законен перевод без согласия работника внутри структурного подразделения (в описанном случаи) если на последующем месте требуется заключение доп. соглашения по условиям работы (в частности использование гос тайны)?

Ответы на вопрос:

Нет, такой перевод незаконен в силу ст. 72 и т.д. ТК РФ. Должностная инструкция может содержать положения, дополняющие трудовой договор.

Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим "Кодексом". Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение

Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных "частями второй" и "третьей" статьи 72.2 настоящего Кодекса.

По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой "статьи 77" настоящего Кодекса).

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Должностная инструкция противоречит закону. Перевод противоречит ст 72 ТК РФ.

может быть подписано соглашение о неразглашении гос тайны (ст 45 ТК РФ)

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 7] [Статья 45]

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Статья 72.1. Перевод на другую работу. Перемещение

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 72.1]

Перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.

По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Запрещается переводить и перемещать работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

перевод без вашего согласия допцустим

Кроме того, статьёй 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", взаимные обязательства администрации и оформляемого лица, касающиеся допуска к государственной тайне, отражаются в трудовом договоре (контракте).т.е могут допустить.

Если по первому месту работы не было условие о использовано условие гос. тайны то для перевода на аналогичную должность должны получить Ваше согласие о том . что работа будет связана с государственной тайной и только получив согласие от Вас возможен такой перевод ( Ведь Вы можете быть не готовы быть Зоей Космодемьянской ) статьёй 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" Статья 72.1.ТК РФ

Согласно Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, большинство материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне подготавливают кадровые подразделения.

Режимно-секретное подразделение организации разрабатывает в помощь кадровикам рекомендации по порядку оформления граждан на должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими гостайну. Такие рекомендации могут оформляться и в виде выписок из ведомственных инструкций по обеспечению режима секретности.

Таким образом, наличие ведомственной инструкции возможно.

Чтобы установить, кому из работников (будущих работников) необходимо оформлять допуск, в организации разрабатывается Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Для кадровых работников номенклатура должностей - один из первичных документов, которым они должны руководствоваться при подготовке документов, необходимых для оформления допуска, т. к. он оформляется только на работников, чьи должности включены в номенклатуру.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает в т.ч.:

письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий.

В тех случаях, когда необходимость оформления допуска возникла в течение трудовых отношений, взаимные обязательства оформляются дополнительным соглашением к трудовому договору.

Из всего этого следует, что перевод на должность, требующую допуска к гос. тайне производится по согласию работника.

Необходимо иметь в виду, что допуск работников и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Если работник, в трудовом договоре которого отсутствует обязательство перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне, отказывается от оформления допуска к государственной тайне, то работодатель не имеет права принуждать работника к такому оформлению. Работник будет продолжать выполнение своих должностных обязанностей, не сталкиваясь со сведениями, составляющими государственную тайну.

1. Должны быть изменения в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

2. Перевод не законен.

Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме (п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ N 63 от 2010).

1. Согласно статье 57 ТК РФ В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, условие о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

Согласно п. 10. Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

Согласно ст. 24 закона о гостайне и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 , если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственнойтайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностнойинструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6"О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников").

2. Изменение условий трудового договора невозможно без согласия работника. Оформляется письменным соглашением сторон. Статья 72, 72.1 ТК РФ . На основании соглашения издается приказ о переводе.

Пример формулировки в составе трудового договора, который заключается с работником, выполнения порученной ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции), требующей допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну.

12. Особые условия договора

12.1. Работнику обеспечивается доступ к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну (указать конкретно), в объеме, требуемом для надлежащего исполнения поручаемой работы. Состав указанных сведений, а также порядок обращения, исключающий их разглашение, доводятся Работодателем до сведения Работника под роспись в течение трех дней с даты подписания настоящего договора.

12.2. В связи с условием, предусмотренным п. 12.1 настоящего договора, Работник в дополнение к предусмотренному п. 4.1 настоящего договора обязуется соблюдать порядок обращения со сведениями, составляющими охраняемую законом тайну, доверенными ему в целях надлежащего исполнения порученной работы. Основание: ч. 4 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

12.3. Основанием для доступа Работника к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну, является. (договор об оформлении допуска, соглашение (обязательство) о неразглашении и т.п. - указать конкретно), заключаемый с Работодателем в дополнение к настоящему договору в порядке, предусмотренном. (указать конкретно).

Примерный текст договора об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору):

I. Общие положения

II. Предмет договора

III. Условия договора

3.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне", другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими защиту государственной тайны, с которыми Работника ознакомили заблаговременно и в требуемом для исполнения им своих трудовых полномочий объеме, Работник принимает на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи Работник дает согласие на частичные временные ограничения его прав, в том числе:

3.1.2. Права Работника на неприкосновенность частной жизни при проведении полномочными органами проверочных мероприятий в период оформления (переоформления) допуска к государственной тайне.

3.2. В соответствии с настоящим договором Работник добровольно принимает на себя следующие обязательства:

3.2.1. Своевременно представлять в кадровую службу работодателя сведения о возникновении оснований для отказа в допуске к государственной тайне в соответствии с Законом Российской федерации "о государственной тайне".

3.2.2. Не уклоняться от проверочных мероприятий и не сообщать лицам, уполномоченным на осуществление таких проверок, заведомо ложные анкетные данные.

3.2.3. Представлять в установленном порядке в кадровую службу работодателя документы об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений (документов), составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

3.2.4. В случае попытки посторонних лиц получить у Работника информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в подразделение по защите государственной тайны Работодателя или в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

3.2.5. Полно и своевременно информировать службу персонала Работодателя об изменениях в биографических данных.

3.3. Работник предупрежден о том, что в случае даже однократного нарушения взятых им на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны, а равно возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" основанием для отказа Работнику в допуске к государственной тайне, такой допуск к государственной тайне по решению Работодателя может быть в отношении Работника прекращен, а трудовой договор с ним - расторгнут досрочно.

3.4. Работнику известно, что в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" прекращение допуска к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем работник обязуется сохранять доверенные ему сведения, относящиеся к государственной тайне, от разглашения в течение ____ лет со дня прекращения действия трудового договора от 00.00.0000 N 000.

3.5. Работник предупрежден, что за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или за утрату документов и предметов, содержащих такие сведения, а также иные нарушения режима секретности он будет привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.6. Работодатель в случае положительного результата проверочных мероприятий и приема Работника на работу обязуется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне":

3.6.1. Создавать Работнику условия, необходимые для надлежащего выполнения им порученной работы со сведениями, составляющими государственную тайну (документами, содержащими такие сведения).

3.6.2. Выплачивать Работнику процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он допущен.

3.6.3. Выполнять в отношении Работника иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

IV. Прочие условия

4.1. Наряду с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны стороны обязуются строго руководствоваться требованиями трудового законодательства, в том числе при разрешении возможных споров.

4.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле Работника, а второй - в подразделении по защите государственной тайны Работодателя.

Подписи сторон:

Примерный текст обязательства о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия (приложение к трудовому договору):

Эмблема предприятия

Обязательство об обеспечении сохранности доверенных работнику сведений, отнесенных к коммерческой тайне предприятия

Я, нижеподписавшийся, __________________________________________________, в связи с исполнением работы (трудовой функции), порученной мне на основании трудового договора от 00.00.0000 N 000, требующей доступа к информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, настоящим подтверждаю свое согласие на ознакомление с указанной информацией в объеме, необходимом для эффективного исполнения возложенных на меня служебно-деловых полномочий.

В целях обеспечения сохранности указанной информации обязуюсь:

а) выполнять установленный на предприятии режим коммерческой тайны;

б) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются предприятие и его деловые партнеры, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;

в) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются предприятие и его деловые партнеры, после прекращения трудового договора в течение трех лет после прекращения трудового договора;

г) возместить причиненный предприятию ущерб в случае установления судом моей виновности в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, ставшей мне известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей;

д) передать предприятию при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну предприятия.

С содержанием перечня сведений, отнесенных к коммерческой тайне предприятия, я ознакомлен 00.00.0000 уполномоченным должностным лицом службы конфиденциальной информации.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
  4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
  6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
  9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
  10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Памятка руководителя структурного подразделения предприятия по обеспечению сохранности сведений, отнесенных к коммерческой тайне

Руководитель структурного подразделения несет личную ответственность за обеспечение сохранности доверенных ему и его подчиненным сведений, отнесенных к коммерческой тайне предприятия. В целях обеспечения установленного на предприятии режима коммерческой тайны руководитель структурного подразделения предприятия имеет право:

а) обеспечивать всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами режим коммерческой тайны, установленный приказом директора предприятия от 00.00.0000 N 000;

б) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд не иначе как с ведома директора предприятия и в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

в) разрешать или запрещать своим подчиненным доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, исходя из содержания возложенных на них служебно-деловых полномочий, а также определять порядок и условия доступа подчиненных к этой информации;

г) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, в процессе повседневной служебно-деловой коммуникации (в том числе переписке) только после уведомления абонента о необходимости охраны конфиденциальности этой информации;

д) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

е) требовать от подчиненных, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

ж) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

В целях охраны конфиденциальности информации руководитель структурного подразделения предприятия обязан:

а) ознакомить под расписку каждого подчиненного, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются предприятие и его деловые партнеры;

б) ознакомить под расписку каждого подчиненного с установленным на предприятии и в подразделении режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;

в) создать каждому подчиненному необходимые условия для соблюдения им установленного на предприятии и в подразделении режима коммерческой тайны.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГРАЖДАН НА ДОЛЖНОСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Курки Анна Юрьевна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
магистрант факультета магистратуры и аспирантуры


Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты приема на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В данном случае процедура приема на работу имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать, как кадровому работнику, так и гражданину, претендующему на соответствующую должность.

FEATURES OF HIRING CITIZENS FOR POSITIONS INVOLVING ACCESS TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

Kurki Anna Yurevna
Volga Institute of management named after P. A. Stolypin – the branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
Undergraduate faculty of graduate and postgraduate


Abstract
The article discusses the main aspects of hiring citizens for positions involving access to information constituting a state secret. In this case, the procedure of recruitment has a number of specific features that you need to know how HR employee and citizen applying for the post.

Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства [1].

Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну [1].

Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.

Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов. В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.

Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.

Нормативно- правовые документы

Этапы приема на работу

Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы:

1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу. Базовый перечень таких документов отражен в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации [2], однако данный перечень следует дополнить такими документами, как:

  • справка об отсутствии медицинский противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну;
  • фото 4Х6 (2 шт);
  • заграничный паспорт (если имеется);
  • копия свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (если имеются);
  • копии свидетельств о смерти близких родственников (если имеются);
  • копии документов о вручении государственных наград, почетные грамоты и т.д.

Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

- наличие медицинских противопоказаний;

- постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.

2. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.

3. Работник кадрового подразделения проверяет соответствие предоставленных гражданином документов с пунктами рукописной анкеты кандидата (форма анкеты установлена Постановлением Правительства РФ № 63 [3]). После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации.

4. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: с момента заполнения анкеты кандидатом, она действительна ровно 1 месяц. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно.

Затем кандидату оформляется карточка-допуск (форма установлена Постановлением Правительства РФ № 63 [3]), в которой отображается его ФИО, дата рождения, место регистрации и фактического проживания, вносятся сведения о заграничном паспорте, образовании, близких родственниках и т.д. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью.

Вернемся к номенклатуре должностей:

а) если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов [3] и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности. После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

б) если граждан претендует на должность, предполагающую 3 форму допуска без проведения проверочных мероприятий, а сведения, представленные кандидатом в анкете, не вызывают сомнения относительно их достоверности, руководитель вправе самостоятельно принять решение о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.

5. Только после того, как допуск кандидату оформлен, работодатель имеет право заключить с гражданином, претендующим на должность, предполагающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, трудовой договор.

На этом этапе сотрудникам кадрового подразделения важно помнить, что помимо трудового договора, с гражданами, претендующими на вышеуказанные должности, заключается обязательство (дополнение к трудовому договору) о не разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Обязательство (дополнение к трудовому договору) так же составляется в 2-х экземплярах и подписывается работником. Один экземпляр трудового договора и обязательства (дополнения к трудовому договору) хранятся в кадровом подразделении, второй – передается работнику, в отношении которого были составлены данные документы.

Последующие этапы оформления приема на работу достаточно стандартны: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника. В целом можно сделать вывод, что данная процедура приема на работу незначительно отличается от вполне привычных для нас этапов. Однако нарушение или несоблюдение сотрудниками кадрового отдела вышеперечисленных этапов приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, может привести к утрате этих сведений или несанкционированному допуску к ним посторонних лиц.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Нюансы выплаты сотрудникам надбавки за работу с гостайной

В силу своей профессиональной деятельности многие работники учреждений силовых министерств и ведомств работают со сведениями, составляющими государственную тайну. Для этого им оформляется специальный допуск. За работу с такими сведениями полагается надбавка. Сегодня разберем нестандартную ситуацию из письма читателя. Работник на прежней должности имел вторую форму допуска и получал надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну. Затем его перевели на должность, имеющую третью форму допуска. При этом с документами, содержащими государственную тайну, на новой должности его не знакомили. Как быть с надбавкой? Нужно ли продолжать платить ее, а если да, то в каком размере?

Кратко о гостайне.

1) сведения в военной области (сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ);

2) сведения в области экономики, науки и техники (например, сведения об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства);

3) сведения в области внешней политики и экономики (например, сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства);

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты (например, сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность).

Процедура оформления права граждан на доступ к гостайне называется допуском, а санкционированное ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими гостайну, – доступом. Не надо путать эти понятия, поскольку от них напрямую зависит выплата надбавки за работу с гостайной.

О надбавке за работу с гостайной.

Согласно ст. 21 Закона о государственной тайне, если работник организации допущен к работе со сведениями, составляющими гостайну, работодатель обязан выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 (далее – Правила). Кроме того, Минздравсоцразвития Приказом от 19.05.2011 № 408н утвердило Разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок (далее – Разъяснение). Именно этими документами нужно руководствоваться при установлении и выплате надбавок.

Приведем размеры процентных надбавок в таблице.

Степень секретности сведений

Размер надбавки

При оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий – 10 – 15%

Без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитываются объем сведений, к которым граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Порядок допуска должностных лиц к гостайне определен в Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к такой тайне:

  • первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к гостайне разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Как выплачивать надбавку, если при переводе форма допуска понизилась?

Повторим, что на основании ст. 21 Закона о государственной тайне, если работник организации допущен к работе со сведениями, составляющими гостайну, работодатель обязан выплачивать ему процентную надбавку к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет доступ.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих допуску к государственной тайне. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

В пункте 6 Разъяснения установлены случаи, когда процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается. В частности, такая надбавка не выплачивается гражданам, освобожденным от работы на постоянной основе с гостайной.

В ситуации, когда работника переводят на должность, для которой согласно номенклатуре должностей необходим допуск по третьей форме, фактически получается, что он освобождается от прежней должности и работы на постоянной основе с гостайной. Соответственно, с момента такого перевода сотрудник утрачивает право на получение надбавки за работу с гостайной.

Вместе с тем ежемесячная надбавка работникам, допущенным к гостайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ, на законных основаниях с момента издания соответствующего приказа (распоряжения).

К сведению
Под постоянной работой со сведениями, составляющими гостайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения, а также независимо от продолжительности работы и ее периодичности в течение года.

Согласно п. 3 Разъяснения выплата процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими гостайну, производится с момента письменного оформления соответствующего решения (приказа, распоряжения, указания) руководителя организации. Приказ издается не реже одного раза в год, а также:

  • при внесении изменений в штатное расписание (штат);
  • при корректировке номенклатуры должностей работников, подлежащих допуску к государственной тайне;
  • в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне;
  • при приеме граждан на работу (службу) и их увольнении.

В данном решении указывается в том числе размер процентной надбавки, устанавливаемой работнику.

На практике обязанности по постоянной работе с гостайной возлагаются на работника в том же приказе, где и назначается надбавка. Если документального закрепления обязанности на постоянной основе работать с гостайной нет, работник не вправе рассчитывать на процентную надбавку. Данный вывод подтверждается Апелляционным определением Свердловского областного суда от 13.10.2017 по делу № 33-17640/2010, в котором суд отказал во взыскании надбавки за работу с гостайной, поскольку каких-либо распоряжений о возложении на работника обязанности постоянно работать с гостайной с момента оформления допуска работника к гостайне работодатель не издавал.

Соответственно, выплата надбавки после перевода начнется с момента издания приказа руководителя организации о допуске сотрудника к работе на постоянной основе со сведениями, составляющими гостайну, и установлении ему за это процентной надбавки. На это обратил внимание Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 13.10.2017 по делу № 33-17640/2017: законодательство обуславливает возникновение права на получение надбавки фактом доступа лица к государственной тайне на постоянной основе, для чего недостаточно одного лишь оформления допуска к сведениям, составляющим гостайну.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитываются объем сведений, к которым имеется доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

На основании п. 26 Инструкции форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

Согласно ст. 21 Закона о государственной тайне наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности. То есть в данной ситуации для работы по новой должности не требуется переоформление формы допуска.
Однако из вопроса ясно, что работник переведен на должность с допуском к гостайне по третьей форме. Получается, что произошло снижение формы допуска. Это оформляется решением должностного лица, принявшего решение о его допуске к гостайне, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (первая форма).

Кратко сформулируем основные выводы.

Если работник с допуском к гостайне по второй форме был переведен на должность, по которой номенклатурой должностей предусмотрен допуск по третьей форме, работодатель с момента перевода перестает платить ему процентную надбавку, поскольку фактически работа с совершенно секретными сведениями прекращена.
Платить надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну, по новой должности работодатель начнет с момента издания соответствующего приказа о предоставлении допуска к работе на постоянной основе с гостайной и установления в нем размера надбавки. С момента перевода и до предоставления доступа к гостайне надбавка не выплачивается.


Конституционный Суд РФ опубликовал постановление по делу о проверке конституционности ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне, которые оспаривал бывший сотрудник ОБЭП Евгений Горовенко. Во время прохождения заявителем службы в правоохранительных органах в его отношении осуществлялось дисциплинарное производство в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по ведению дел оперативного учета в процессе ОРД. За допущение этих нарушений он был уволен из органов, а затем в его отношении было возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос, которое завершилось постановлением обвинительного приговора.

Поскольку Горовенко извещался об этом без ознакомления с содержанием постановлений, он подал жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ на бездействие должностных лиц следственного органа, выразившееся в непредоставлении ему информации, связанной с материалами проверки. Жалоба была частично удовлетворена: суд признал Евгения Горовенко лицом, чьи права и законные интересы затрагивает эта проверка и принятые по ее итогам решения.

Вместе с тем суд, руководствуясь п. 4 ст. 5 Закона о государственной тайне, согласно которому государственную тайну составляют в том числе сведения в области оперативно-розыскной деятельности, пришел к выводу, что Евгений Горовенко, не имея допуска к секретной информации, вправе ознакомиться лишь с той частью материалов проверки, которая не содержит секретных сведений, а также вправе получить копии вынесенных в ходе проверки постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Во исполнение решения суда заявитель был ознакомлен с несколькими томами несекретных материалов, а с томами, содержащими секретные и совершенно секретные сведения, ознакомление не производилось. Ему также были вручены копии семи постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, за исключением последнего, которому был присвоен гриф секретности. Жалоба Горовенко на непредоставление ему данного постановления была оставлена судом без удовлетворения со ссылкой на то, что требуемая информация содержит государственную тайну, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Конституционный Суд принял жалобу к рассмотрению, согласившись, что в поднятом заявителем вопросе обнаружилась правовая неопределенность. В итоге оспариваемые нормы были признаны соответствующими Конституции РФ, однако Суд разъяснил их конституционно-правовой смысл.

КС РФ указал, что право обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела предполагает обязанность государства обеспечить возможность его реализации, которая прямо зависит от доступа к обжалуемому решению и материалам соответствующей проверки, поскольку это необходимо для реализации возможности мотивированно оспорить законность и обоснованность такого постановления. В противном случае сообщившее о преступлении лицо, хотя и не признанное в официальном порядке потерпевшим, но полагающее себя пострадавшим от преступления, будет ущемлено в праве на судебную защиту.

Как пояснил Конституционный Суд, использование уполномоченными должностными лицами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результатов ОРД, хотя и включенных в перечень сведений, составляющих государственную тайну, но содержащих лишь информацию о наличии или отсутствии признаков преступления и о других обстоятельствах, имеющих значение для принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела, не может служить препятствием для ознакомления сообщившего о преступлении лица с процессуальным решением об отказе в возбуждении уголовного дела и материалами, дающими основание для его вынесения.

Лишение возможности ознакомиться с таким постановлением фактически обессмысливает право на судебную защиту лица, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются им, подчеркнул Конституционный Суд.

Соответственно, распространение действия ст. 21 и 21.1 Закона о государственной тайне на лиц, которые наделены правом обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и которые не осуществляют в уголовном процессе служебную или профессиональную деятельность, и лишение их тем самым возможности ознакомиться с этим процессуальным решением и материалами, послужившими основанием для его вынесения, со ссылкой на отсутствие у них допуска к государственной тайне противоречили бы Конституции РФ.

Суд указал, что лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, должно быть ознакомлено с данным процессуальным решением и положенными в его основу материалами, содержащими составляющие государственную тайну сведения в области ОРД, которые отражают фактические обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии или о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом отмечается, что средствами обеспечения государственной тайны в различных видах судопроизводства могут, кроме прочего, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с производством по делу, их привлечение к уголовной ответственности в случае ее разглашения.

Таким образом, Конституционный Суд постановил, что правоприменительные решения, принятые в отношении Евгения Горовенко в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Адвокат Центральной коллегии адвокатов г. Владимира Максим Никонов считает, что данные КС РФ разъяснения будут полезны заявителям – потенциальным потерпевшим по уголовным делам.

Он также обратил внимание на то, что КС РФ сделал дополнительный акцент на важности положений ст. 24 Конституции РФ, которые имеют общий характер и не связываются с конкретным статусом участника уголовного судопроизводства, а предполагают учет сферы негативного влияния и затрагивания интересов гражданина в его рамках.

Читайте также: