Положение о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры российской федерации

Обновлено: 28.04.2024

Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2018 г. № 206

МОСКВА

Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актовПравительства Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации должностные оклады в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации согласно приложениям № 1 - 3.

2. В случае уменьшения размеров должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего постановления за указанными работниками сохраняются размеры должностных окладов, установленные им в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые действовали до дня вступления в силу настоящего постановления, до приобретения ими права на должностные оклады в больших размерах на условиях, установленных настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению № 4.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1к постановлению Правительства Российской Федерацииот 1 марта 2018 г. № 206

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫпрокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации

Наименование должности

Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации)

I. Генеральная прокуратура Российской Федерации

II. Прокуратуры гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, Московская межрегиональная и Северо-Западная транспортные прокуратуры

III. Прокуратуры республик, краев, областей I группы*, приравненные к ним транспортные и природоохранные, прокуратура г. Севастополя

IV. Прокуратуры областей II группы**, автономных округов и автономной области

V. Прокуратуры городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, закрытых административно-территориальных образований, комплекса "Байконур", по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге (административных округов, районов, межрайонные, приравненные к ним специализированные)

VI. Прокуратуры городов с численностью населения от 15 до 100 тыс. человек, округов и районов в городах, межрайонные, приравненные к ним специализированные

VII. Прокуратуры городов с численностью населения до 15 тыс. человек, районов

* К I группе по оплате труда прокурорских работников прокуратур областей относятся прокуратуры областей с численностью населения свыше 1,5 млн. человек.

** Ко II группе по оплате труда прокурорских работников прокуратур областей относятся прокуратуры областей с численностью населения до 1,5 млн. человек.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2к постановлению Правительства Российской Федерацииот 1 марта 2018 г. № 206

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫнаучных и педагогических работников научных и образовательных организаций прокуратуры Российской Федерации

Наименование должности

Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации)

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3к постановлению Правительства Российской Федерацииот 1 марта 2018 г. № 206

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫвоенных прокуроров органов военной прокуратуры

Наименование должности

Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации)

I. Главная военная прокуратура

II. Военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации

III. Военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, численностью свыше 12 работников

IV. Военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, численностью от 8 до 12 работников

V. Военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, численностью до 8 работников

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4к постановлению Правительства Российской Федерацииот 1 марта 2018 г. № 206

ПЕРЕЧЕНЬутративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. № 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 32, ст. 3312).

2. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 402 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2579).

3. Пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 481 "Об установлении должностных окладов сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, по штатным должностям которых предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 26, ст. 3805).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. № 77 "О внесении изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. № 467" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 7, ст. 862).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 638 "О внесении изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. № 467" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 29, ст. 4144).

6. Пункт 64 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 1469 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 262).

"О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала органов военной прокуратуры" (вместе с "Инструкцией о порядке использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала органов военной прокуратуры для дополнительного материального стимулирования")

"О возмещении военнослужащим органов военной прокуратуры суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности"

"О классных чинах и форменном обмундировании прокурорских работников"

"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов"

"Что нужно знать о коррупции"

"Контроль за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам"

"Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45"

"Об утверждении Положения о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации"

"О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации"

"Об утверждении Инструкции о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим органов военной прокуратуры, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из органов военной прокуратуры, и членам их семей"

"О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции"

"Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе"

"Об утверждении Положения о порядке формирования и работы комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и ее территориальных подкомиссий"

"Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и выдачи государственных жилищных сертификатов в органах военной прокуратуры"

"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере"

"Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий в органах военной прокуратуры"

"Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 01.11.2016 N АКПИ16-878, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1.16 Приказа Генпрокуратуры РФ от 15.03.2010 N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам""

"Об утверждении Положения о нагрудном знаке "Почетный работник Прокуратуры Российской Федерации", описания нагрудного знака"

"О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации"

"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма"

"Об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих органов военной прокуратуры" (вместе с "Порядком организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в органах военной прокуратуры")

"О погребении погибших (умерших) военнослужащих органов военной прокуратуры и лиц, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры, оплате ритуальных услуг, а также изготовлении и установке надгробных памятников" (вместе с "Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих органов военной прокуратуры и лиц, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников")

"Об утверждении Требований, предъявляемых к кандидату, поступающему на военную службу в органы военной прокуратуры, перечня документов, представляемых кандидатом, порядка формирования личного дела кандидата"

"Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"

"Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения в органах военной прокуратуры удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности"

"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с "Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", "Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность")

"Об утверждении Инструкции о порядке организации проведения медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу в органы военной прокуратуры по контракту, военнослужащих и членов их семей"

"Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"

"О порядке реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры" (вместе с "Положением о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры")

"Об утверждении Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации"

"О внесении изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.03.2015 N 12-10 "Об утверждении положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации"

"Об утверждении Инструкции об организации и проведении плановой замены военнослужащих органов военной прокуратуры"

"Об усилении прокурорского надзора при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в связи с реформированием контрольно-надзорной деятельности"

"Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.01.2014 N 29 "Об организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью подразделений Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации"

"О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 374 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и организаций прокуратуры и членов их семей" и Инструкцию, утвержденную данным приказом"

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

Соблюдение порядка предоставления отпусков

В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Вышеперечисленные законы предусматривают, что ежегодный отпуск служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

  • ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Как уже было отмечено выше, законодательство РФ гарантирует гражданскому служащему за время нахождения в ежегодном отпуске сохранение замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п. 1 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ).

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

Для справки

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • материальная помощь.

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Например, если отпуск предоставляется работнику с 01.09.2015, отпускные нужно выплатить не позднее 21.08.2015.

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

Согласно ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного нанимателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

Сформулируем основные выводы:

  1. Гражданский служащий имеет право на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
  2. Отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает нанимателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории служащих в удобное для них время.
  3. При расчете денежного довольствия, выплачиваемого перед уходом в отпуск, следует учитывать нормы законодательства РФ, законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления и ведомственных отраслевых документов.
  4. Выплата отпускных производится в строго установленные сроки; если отпускные выплачены несвоевременно, у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки.
  5. Наниматель может требовать от гражданина при увольнении суммы излишне выплаченных отпускных только в добровольном порядке.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" следующие изменения:

1) пункт 1.8 дополнить абзацем следующего содержания:

"В каждом случае выявления в пенитенциарных учреждениях и филиалах медико-санитарных частей ФСИН России длящихся, системных нарушений организовывать проверки исполнения требований закона о ведомственном контроле в территориальных органах уголовно-исполнительной системы и медико-санитарных частях ФСИН России.";

2) пункт 1.9 дополнить абзацами следующего содержания:

"В судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, участвовать прокурорам, осуществляющим надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. При их отсутствии или значительной удаленности от судов участие в судебных заседаниях принимать прокурорским работникам соответствующих территориальных прокуратур.

Иметь в виду, что организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах (в том числе и в случаях участия в судебных заседаниях территориальных прокуроров) возложена на прокуроров и подразделения, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний.

В случаях участия в соответствующих судебных заседаниях работников территориальных прокуратур в целях выработки единой позиции учитывать информацию, представляемую специализированными прокурорами по результатам проведенных проверок.";

3) дополнить пунктом 1.9.1 следующего содержания:

"1.9.1. При осуществлении надзорной деятельности обращать особое внимание на вопросы применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождения от наказания в связи с болезнью, изменения вида исправительного учреждения осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжких преступлений против личности и преступлений террористического характера.

Работу на данном направлении организовать таким образом, чтобы обеспечить своевременную проверку полноты и достоверности материалов, представляемых в суд администрациями пенитенциарных учреждений, свидетельствующих в том числе о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, имеющихся поощрениях и взысканиях, возмещении причиненного ущерба. Позицию о наличии оснований для заключения прокурора в суде о возможности удовлетворения соответствующего ходатайства или представления согласовывать с аппаратом прокуратуры субъекта Российской Федерации.

Информацию о всех случаях условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания, изменения вида исправительного учреждения на колонию-поселение осужденным за совершение указанных преступлений, а также внесенных в связи с этим при наличии оснований апелляционных представлениях направлять по итогам каждого месяца (до 15 числа следующего месяца) в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.";

4) абзац первый пункта 1.12 после слов "осуществлении контроля за поведением условно осужденных" дополнить словами "и освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания";

5) абзац второй пункта 1.12 после слов "иных мер уголовно-правового характера" дополнить словами ", осуществлении контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания";

6) абзац третий пункта 1.12 после слов "контроля за их поведением," дополнить словами "о постановке на учет освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и контроле за их поведением,";

7) абзац четвертый пункта 1.12 после слов "наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества" дополнить словами ", а также осуществления контроля за поведением освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания и условно осужденных";

8) пункт 1.13 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

"На основе анализа постановлений Европейского Суда по правам человека, которыми установлены нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, допущенные при содержании под стражей и исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, своевременно вносить необходимые коррективы в организацию прокурорского надзора, учитывая изложенные правовые позиции при проведении проверок и подготовке актов прокурорского реагирования.";

9) пункт 2.3 дополнить абзацем следующего содержания:

"В тех случаях, когда дислокация следственного изолятора, расположенного вне пределов административного центра субъекта Российской Федерации, совпадает с дислокацией специализированной прокуратуры, полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в этом учреждении возлагать на специализированного либо территориального прокурора исходя из необходимости обеспечения наиболее эффективной организации прокурорского надзора.".

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего приказа внести соответствующие изменения в организационно-распорядительные документы, регламентирующие вопросы организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, курирующего вопросы деятельности управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В целях реализации нормативных правовых актов по вопросам регламентации в органах военной прокуратуры полномочий должностных лиц в дисциплинарной практике, руководствуясь статьями 17, 41.6 и 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по применению в органах военной прокуратуры поощрений и дисциплинарных взысканий в отношении прокурорских работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях.

2. Опубликовать настоящий приказ в журнале "Законность" и разместить на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.

приказом Генерального прокурора

от 18.09.2019 N 661

О ПОЛНОМОЧИЯХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ОРГАНАХ ВОЕННОЙ

ПРОКУРАТУРЫ ПООЩРЕНИЙ И ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

В ОТНОШЕНИИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ НА ИНЫХ ДОЛЖНОСТЯХ

1. Общие положения

1.1. В целях поддержания в органах военной прокуратуры дисциплины руководители органов прокуратуры Российской Федерации обязаны требовать от прокурорских работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях (далее - работники), соблюдения положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, иных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора (далее - Главный военный прокурор), принимать исчерпывающие меры по недопущению нарушений со стороны подчиненных работников, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нарушителей дисциплины.

1.2. Полномочия руководителей органов прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной практике регламентируются положениями федеральных законов "О прокуратуре Российской Федерации", "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

1.3. Требования настоящего Положения распространяются на прокурорских работников, проходящих военную службу по контракту, прокурорских работников, имеющих классные чины, военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях.

2. Применение поощрений

2.1. Поощрение является важным средством воспитания работников и укрепления дисциплины. Руководители органов прокуратуры - Генеральный прокурор Российской Федерации, Главный военный прокурор, военные прокуроры окружного звена в пределах полномочий, определенных настоящим Положением, поощряют подчиненных работников за особые личные заслуги, разумную инициативу, усердие и отличие по службе.

2.2. Предусмотрены следующие виды поощрений:

2.2.1. В отношении прокурорских работников, проходящих военную службу по контракту, и офицеров, проходящих военную службу на иных должностях:

награждение грамотой Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

награждение ценным (в том числе именным) подарком;

объявление благодарности Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

занесение на Доску почета органов военной прокуратуры;

занесение в Книгу почета органов военной прокуратуры;

выплата денежной премии;

снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до полковника включительно;

награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

2.2.2. В отношении прокурорских работников, имеющих классные чины:

награждение грамотой Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

награждение ценным (в том числе именным) подарком;

объявление благодарности Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

занесение на Доску почета органов военной прокуратуры;

занесение в Книгу почета органов военной прокуратуры;

выплата денежной премии;

досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

награждение именным холодным и огнестрельным оружием.

2.2.3. В отношении прапорщиков:

награждение грамотой Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

награждение ценным подарком;

объявление благодарности Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

выплата денежной премии;

снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

досрочное присвоение воинского звания старшего прапорщика, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

присвоение воинского звания старшего прапорщика на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности.

2.2.4. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат:

награждение грамотой Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

награждение ценным подарком;

объявление благодарности Главного военного прокурора, военного прокурора окружного звена;

выплата денежной премии;

снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания;

присвоение воинского звания ефрейтора;

досрочное присвоение сержантам очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

присвоение сержантам очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, до старшего сержанта включительно.

2.3. Поощрения - досрочное присвоение очередного воинского звания, присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, досрочное присвоение классного чина и присвоение классного чина на ступень выше очередного применяются:

Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, его замещающим, - в отношении прокурорских работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях;

Главным военным прокурором или лицом, его замещающим, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу на должностях прапорщиков, сержантов и солдат.

Награждение именным холодным и огнестрельным оружием относится к полномочиям Генерального прокурора Российской Федерации.

Поощрения - награждение грамотой Главного военного прокурора, ценным (в том числе именным) подарком, объявление благодарности, занесение на Доску почета и в Книгу почета органов военной прокуратуры, выплата денежной премии применяются Главным военным прокурором или лицом, его замещающим.

Поощрения - награждение грамотой военного прокурора окружного звена, ценным (в том числе именным) подарком, объявление благодарности, выплата денежной премии применяются в отношении подчиненных работников военными прокурорами окружного звена или лицами, их замещающими.

Военнослужащий, имеющий дисциплинарное взыскание, поощряется путем его снятия тем руководителем, которым оно применено, и после того, как оно сыграло свою воспитательную роль.

2.4. К прокурорским работникам, указанным в пунктах 2.2.1 и 2.2.2 настоящего Положения, также применяются поощрения, установленные статьей 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.

2.5. Поощрение прокурорских работников и военнослужащих, проходящих военную службу на иных должностях, путем награждения их грамотами, ценными (в том числе именными) подарками или деньгами (денежной премией) осуществляется Главной военной прокуратурой за счет средств федерального бюджета в пределах выделенных органам военной прокуратуры ассигнований по статье 290 (296) бюджетной классификации расходов Российской Федерации "Прочие расходы".

Порядок приобретения, учета, хранения, выдачи и списания предметов, используемых для поощрения в органах военной прокуратуры, определяется Главным военным прокурором.

3. Применение дисциплинарных взысканий

3.1. Дисциплинарное взыскание налагается на работника за совершение дисциплинарного проступка - противоправного, виновного действия (бездействия), выразившегося в нарушении воинской (служебной) дисциплины, а на прокурорского работника также за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.

При назначении взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность работника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие дисциплинарную ответственность.

При малозначительности дисциплинарного проступка руководитель вправе освободить работника от дисциплинарной ответственности, ограничившись объявлением устного замечания, указанием на упущения по службе, напоминанием об обязанностях и воинском долге (в отношении военнослужащих).

3.2. Руководители органов прокуратуры Российской Федерации или лица, их замещающие, наделены правами применения дисциплинарных взысканий:

Генеральный прокурор Российской Федерации - в отношении всех работников органов военной прокуратуры (с учетом требований пунктов 2.2 и 2.3 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

Главный военный прокурор - в отношении подчиненных работников, за исключением заместителей Главного военного прокурора, а также военных прокуроров окружного звена, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации;

военные прокуроры окружного звена - в отношении подчиненных работников, кроме своих заместителей.

3.3. Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий:

3.3.1. В отношении лиц, проходящих военную службу по контракту в воинских званиях высших офицеров:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности.

3.3.2. В отношении офицеров и прапорщиков, проходящих военную службу по контракту:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

3.3.3. В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях сержантов и солдат:

предупреждение о неполном служебном соответствии;

снижение в воинской должности сержанта, ефрейтора;

снижение в воинских званиях сержанта, ефрейтора;

снижение в воинском звании сержанта, ефрейтора на одну ступень от старшего сержанта и ниже, в том числе со снижением в воинской должности;

досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

3.4. За нарушение норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 114, к прокурорскому работнику могут применяться меры воздействия, предусмотренные пунктом 5.1 названного Кодекса:

предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;

требование о публичном извинении.

3.5. К прокурорским работникам помимо этого применяются дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктом 1 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

3.6. На прокурорских работников за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации", "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Они также могут быть уволены в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьями 41.8 и 41.9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Офицеры и прапорщики, проходящие военную службу на иных должностях, несут ответственность за нарушение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных статьей 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с положениями этого федерального закона, а также Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

3.7. При совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков, перечень которых определен в статье 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих", проводятся разбирательства в порядке, предусмотренном статьей 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

3.8. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания военнослужащего в штатной воинской должности.

По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания руководитель в срок до 30 суток принимает решение о снятии взыскания.

Если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением служебного долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, принимается решение о снижении его в воинской должности или досрочном увольнении с военной службы. Указанные меры применяются к военнослужащему до окончания срока действия дисциплинарного взыскания в случае систематических нарушений при исполнении служебных обязанностей.

3.9. Дисциплинарные взыскания - снижение военнослужащего в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, утратой доверия применяются:

Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, его замещающим, - в отношении офицеров;

Главным военным прокурором или лицом, его замещающим, - в отношении прапорщиков, сержантов и солдат.

Дисциплинарные взыскания в отношении прокурорских работников, имеющих классные чины, - понижение в классном чине, увольнение из органов прокуратуры, предусмотренные пунктом 1 статьи 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", увольнение в связи с утратой доверия применяются Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, его замещающим.

3.10. Дисциплинарное взыскание - снижение военнослужащих в воинских званиях сержанта и ефрейтора применяется Главным военным прокурором или лицом, его замещающим, и военными прокурорами окружного звена или лицами, их замещающими, в отношении подчиненных военнослужащих.

(c) 2015 - 2022 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Читайте также: