Эксплуатация беспилотных авиационных систем что за профессия

Обновлено: 04.05.2024

Актуальность и значимость специальности подтверждается важностью и перспективностью развития в области профессиональной деятельности: дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов самолетного типа, дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов вертолетного типа, эксплуатация и обслуживание функционального оборудования полезной нагрузки беспилотного воздушного судна, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов.

Специальность включена в реестр наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования (ТОП-50).

Дроны и беспилотники уже используются для картографической съемки, телетрансляций, киносъемки, рекламы, метеорологических наблюдений, грузоперевозок, мониторинга безопасности на объектах и в городе, наблюдения за протяженными объектами (железными дорогами или линиями электропередач), при орошении почвы, в спасательных операциях и тушении пожаров. В связи с этим востребованность специалистов в области беспилотных авиасистем с каждым годом растет.

  • Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов;
  • Основы автоматики и автоматического управления;
  • Метрология, стандартизация и подтверждение качества;
  • Техническая эксплуатация радио-технического авиационного оборудования;
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности;
  • Дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов самолетного типа, обеспечение безопасности полетов;
  • Дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой), обеспечение безопасности полетов;
  • Электронные системы функциональной полезной нагрузки беспилотного воздушного судна и систем крепления внешних грузов;
  • Техническая эксплуатация беспилотных авиационных систем;
  • Летная эксплуатация беспилотных авиационных систем;
  • Организация и осуществление подготовки к эксплуатации беспилотной авиационной системы самолетного типа;
  • Организация и осуществление подготовки к эксплуатации беспилотной авиационной системы вертолетного типа;
  • Планирование, подготовка и выполнение полетов на дистанционно пилотируемом воздушном судне и автономном воздушном судне самолетного типа (с различными вариантами проведения взлета и посадки);
  • Осуществление взаимодействия со службами организации и управления воздушным движением (на примере) ;
  • Обработка данных, полученных при использовании дистанционно пилотируемых воздушных судов (на примере);
  • Проведение проверок исправности, работоспособности и готовности дистанционно пилотируемых воздушных судов самолетного типа, станции внешнего пилота, систем обеспечения полетов и их функциональных элементов (на примере);
  • Выполнение процедур по предупреждению, выявлению и устранению прямых и косвенных причин снижения надежности дистанционно пилотируемых воздушных судов самолетного типа, станции внешнего пилота, систем обеспечения полетов и их функциональных элементов (на примере);
  • Планирование, подготовка и выполнении полетов на дистанционно пилотируемом воздушном судне и автономном воздушном судне вертолетного типа;
  • Осуществление входного контроля функциональных узлов, деталей и материалов оборудования полезной нагрузки беспилотного воздушного судна в соответствии с разработанным технологическим процессом;
  • Подготовка к эксплуатации бортовых систем и оборудования полезной нагрузки, вычислительных устройств и систем, а также систем крепления внешнего груза;
  • Использование систем крепления внешнего груза для осуществления доставки с помощью беспилотных авиационных систем с использованием дистанционно пилотируемого воздушного судна и автоматического управления посредством посадки, спуска и сброса.
  • Проводить техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов;
  • Выполнять работы по ремонту беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов;
  • Осуществлять подготовку к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов;
  • Выполнять полеты одним или несколькими беспилотными воздушными судами.

Прогресс в развитии беспилотников является самым главным достижением в современной авиации последних десятилетий. Идет непрерывный рост потребности применении беспилотных воздушных судов для выполнения авиационных работ в промышленной сфере и в развлекательных целях. На этом фоне все более востребованной и необходимой становится работа внешнего пилота БВС. Что это за профессия и каковы ее перспективы, разберем в новом материале.

Профессия будущего: взлет интереса к пилотам беспилотных воздушных судов

Есть беспилотник, значит должен быть и тот, кто им управляет. Сегодня эту роль выполняют внешние пилоты БВС или, как их еще называют, — экипаж беспилотного воздушного судна. Задача таких специалистов — управлять беспилотным летательным аппаратом, осуществлять взлет и посадку, контролировать выполнение полетного задания, осуществлять обработку данных с воздушного судна, проводить технические регламенты.

Сегодня беспилотные летательные аппараты — это не только аэрофотосъемка, но еще и развивающийся рынок, который раскрывает весь свой потенциал в процессе его изучения. Дроны используются для картографии и геодезии, результаты съемки с их применением успешного решают многие маркшейдерские задачи. Они умеют транслировать изображение в удаленные командные центры, участвуют в киносъемке, рекламе, метеорологических наблюдениях, мониторят обстановку на опасных производственных участках, наблюдают за объектами промышленности и ТЭК, орошают почву, позволяют эффективно вносить удобрения, применяются в спасательных операциях и тушении пожаров.

Недавно в Анапе, беспилотник впервые в России спас тонувшего в море человека. В Башкирии используют дроны для ликвидации лесных пожаров. Их успешно применяют для мониторинга радиоактивного и химического заражения. Это лишь малая часть последних новостей о применении беспилотных летательных аппаратов.

Как устроена работа внешнего пилота БВС

Казалось бы, все просто — доставить машину на место проведения съемки, включить и поднять в небо. Дальше беспилотник сделает все сам — вернется к вам и выдаст красивую картинку, а заодно большой массив информации о проведенных работах. Частично так и есть, но в действительности все гораздо глубже. Внешний пилот БВС взаимодействует с органами, осуществляющими воздушное движение, получает разрешение на использование воздушного пространства, занимается подготовкой летательного аппарата к полету, проверяет его состояние, устанавливает оборудование под выполнение конкретных задач, уточняет метеоусловия в районе проведения полетов. И только после этого можно говорить о взлете.

Весь полет контролируется пилотом с земли. Он следит за состоянием воздушного судна, за уровнем заряда бортовой батареи БВС, наличием помех радиосигнала. Пилот наблюдает за воздушной обстановкой, выполняет команды диспетчерских центров, контролирует прохождение БВС заданных точек маршрута, получает данные о количестве раствора в рабочем баке, если речь идет о внесении удобрений на полях и виноградниках. Контроль за изменением погодных условий в районе проведения полетов также входит в его обязанности. Хотя современные модели дронов способны сами позаботиться о себе (они передают сигнал на пульт управления о любых проблемах и могут самостоятельно вернуться на стартовую точку), контролировать этот процесс пилоту все же приходится.

Внешний пилот БВС должен разбираться в системах автоматизированного проектирования в программном обеспечении для обработки полученной информации с борта БВС. При составлении трехмерных карт и 3D-моделей объектов важно разбираться в основах фотограмметрии и компьютерного моделирования. Крайне важно понимать и знать законы, руководствоваться требованиями отраслевых нормативных актов, применять современную технику пилотирования.


Где обучиться профессии и сколько можно зарабатывать

В России профессиональные навыки по пилотированию БВС востребованы достаточно давно. Однако выпуск в начале 2018 года одним из ключевых производителей БВС, компанией DJI, специализированной промышленной линейки беспилотников позволил переосмыслить развитие профессиональных навыков пилотов и отрасли в целом.

Для военнослужащих курсы проводят в Государственном центре беспилотной авиации Министерства обороны РФ. Также есть курсы дополнительного профессионального образования на базе учебных центров официальных дилеров по обслуживанию и продаже беспилотных комплексов, например в Skymec. Там комплексные программы с учетом требований регламентов производителей по летной эксплуатации включают в себя теоретические и практические занятия, на тренажерах и реальных БВС с моделированием условий промышленной эксплуатации.

По итогам обучения специалисты получают знания в сфере управления беспилотными судами, а также еще целую серию необходимых навыков внешнего пилота БВС. Выпускники в абсолютном большинстве случаев находят работу по новой специальности. Причина — высокий спрос.


Что касается уровня заработной платы внешних пилотов, то, согласно анализу 63 доступных вакансий, размещенных на портале Яндекс.Работа на 12 августа 2021 года, размер зарплаты таких специалистов колеблется от 70 до 100 тыс. руб. Уровень зарплат также зависит от региона. Самые высокие зарплаты пилотов БВС в Москве — до 250 тыс. рублей. Дополнительно учитывается специфика и сложность выполнения работ пилотами с помощью дронов.

Основные сферы деятельности компаний, подбирающих пилотов БВС, — производство, строительство, IT, транспорт и логистика. Требования к соискателям — знание и опыт управления беспилотной техникой мультироторного и самолетного типа, умение ориентироваться на местности, опыт работы с ГНСС-приемниками, CAD-системами. Желательны знания основ геодезии и картографии.

Еще одной популярной нишей для владельцев беспилотников стала фотография. Съемка мероприятий и торжеств с помощью дронов востребована, а фотографы могут получать за это до 300 тыс. рублей за съемочный день. Но и это еще не все. Для любителей экстремальных видов спорта создана целая ниша, которая зовется дрон-рейсингом. Сегодня это не только зрелищные мероприятия и масса эмоций, но и полноценная профессия.

Дрон-рейсинг — это гонки БВС на большой скорости по сложной траектории с преодолением различных препятствий. В задачи спортсмена-пилота БВС входит прохождение трассы от старта и до самого финиша, со всеми ее сложностями и разворотами. Сложно сказать, станет ли этот вид спорта олимпийским, но популярность он набирает просто колоссальную. Гонки дронов сегодня проходят по всему миру: в Европе и в США, а также в ряде российских регионов.


Где еще пригодится специалист по БВС

Итак, мы разобрались, что внешний пилот БВС — это специалист по дистанционному управлению и обслуживанию дронов. Это стремительно развивающаяся профессия, востребованная во многих отраслях.

Сельское хозяйство и животноводство. С помощью дронов контролируются этапы роста и обработки земель, создаются карты и термограммы для выявления наиболее плодородных участков, для поиска вредных содержаний в земле или заражений на посевах. Что касается домашнего скота, то беспилотники со встроенным тепловизором используются для выявления заболевших животных.

Лесное хозяйство. Лесозащита и лесоустройство, мониторинг состояния земель, выявление пожаров, задымлений и паводков, а еще — пресечение незаконного строительства, свалок, борьба с браконьерами.

Строительство. С помощью дронов специалисты занимаются планированием и контролем всех этапов стройки, построением 3D-моделей объектов, анализом, а также последующим обследованием и инспекцией сооружений.

Безопасность. Осуществляется контроль территорий и объектов, охрана общественного порядка. Ликвидация ЧС, в том числе выявление задымлений, пожаров, а также обработка территорий водой или спецсредствами. Проведение поисково-спасательных операций.


Транспорт. Обследование места ДТП, фиксация деталей, а также анализ и построение на основе ИИ дрона 3D-картины происшествия, инспекция объектов дорожно-транспортной системы, в том числе контроль качества дорожного покрытия и выявление дефектов, слежение за транспортной ситуацией в целом, выявление правонарушителей и контроль за выполнением ремонтных работ.

Промышленность, нефтегазовая отрасль. Осмотр и обследование факельных установок, инспекция трубопроводов и насосов, мониторинг проведения строительства, демонтажа, ремонтных работ.

Горнодобывающая отрасль. Беспилотниками контролируются большие территории, для того чтобы своевременно выявлять и ликвидировать очаги самовозгорания в отвалах. Также дроны хорошо справляются с построением 3D-цифровых карт местности.

Кинопроизводство, съемка рекламы и журналистских репортажей. Отдельно стоит отметить, что дроны выигрывают в этой сфере не только за счет возможности съемки свысока, но и постобработки материалов.

Плюсы и минусы

Среди основных преимуществ профессии — растущий спрос и высокая заработная плата с возможностью карьерного роста и уровня оплаты труда. Популярность специалистов по управлению беспилотными летательными аппаратами действительно развивается. К тому же, это интересный и нередко социально значимый труд. Сегодня работу пилота БВС найти легко и быстро, если у вас есть соответствующие навыки. Стоит также отметить, что подобная работа - возможность для обучения и саморазвития: она подразумевает знакомство с новинками техники, технологиями и программным обеспечением.

Минусы у профессии также имеются. Будем объективны, работа активная и требует большой концентрации. Главное — огромная ответственность, которая ложится на плечи специалиста. Любое невнимание или халатное отношение к выполнению обязанностей может привести к материальным потерям или, что еще хуже, человеческим жертвам. Для этого многие компании, которые используют беспилотные летательные аппараты в своей работе, проводят постоянное обучение персонала.


Беспилотная отрасль: что будет дальше

Эксперты сходятся во мнении, что современные технологии и беспилотные летательные аппараты — это уже не будущее, а настоящее. В ближайшее время беспилотная отрасль станет одной их самых востребованных и прорывных для построения карьеры.

Профессия внешнего пилота БВС является необходимым звеном для внедрения беспилотных систем в производство и промышленность. Разработка беспилотных летательных аппаратов и программного обеспечения — еще одно направление, которое будет неуклонно расти. Здесь важно понимать, что потребность в таких специалистах, исходя из современных реалий, возникнет быстро. Уже сегодня нужно быть готовым к обучению и получению нового опыта и навыков. Кроме того, еще не так сильна конкуренция, а значит путь к хорошей должности и высокой заработной плате будет быстрее, чем в любой другой сфере, например, гуманитарной, где рынок значительно перенасыщен кадрами.

25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Специальность входит в ТОП-50 самых востребованных новых и перспективных специальностей. Область профессиональной деятельности: авиационно-спасательные технологии; беспилотная авиация МЧС; научно-исследовательские природоохранные институты, институт противопожарной обороны, картографии и геодезии; центры сбора данных аэрокосмического мониторинга; службы надзора в сфере природоохраны, в сфере транспорта; инженерно-технические службы обеспечения.

В ходе обучения на данной специальности студенты изучают следующие предметы:

  • Инженерная графика;
  • Электротехника и электроника;
  • Техническая механика;
  • Материаловедение;
  • Метрология, стандартизация и подтверждение качества;
  • Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов;
  • Техническая эксплуатация радиотехнического авиационного оборудования.

Выпускник может осуществлять следующие виды деятельности:

  • организовывать и осуществлять предварительную предполетную подготовку беспилотных авиационных систем самолетного типа в производственных условиях;
  • организовывать и осуществлять эксплуатацию беспилотных авиационных систем самолетного типа с использованием дистанционно пилотируемых воздушных судов и автономных воздушных судов, и их функциональных систем в ожидаемых условиях эксплуатации и особых ситуациях;
  • осуществлять взаимодействие со службами организации и управления воздушным движением при организации и выполнении полетов дистанционно пилотируемых воздушных судов самолетного типа;
  • осуществлять обработку данных, полученных при использовании дистанционно пилотируемых воздушных судов самолетного типа;
  • осуществлять техническую эксплуатацию бортовых систем регистрации полетных данных, сбора и передачи информации, включая системы фото- и видеосъемки, а также иные системы мониторинга земной поверхности и воздушного пространства.

Информация об уровне образования

Основное общее образование

Информация о коде и наименовании профессии, специальности, направления подготовки

25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

Формы обучения

Очная форма обучения

Нормативный срок обучения

3 года 10 месяцев

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

Об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

система дистанционного образования колледжа Moodle

Язык (и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

Ученые планы

Начало обученияОкончание обученияСрок обученияДокумент
2018 2022 3 года 10 месяцев просмотреть
2019 2023 3 года 10 месяцев просмотреть
2020 2024 3 года 10 месяцев просмотреть
2021 2025 3 года 10 месяцев просмотреть

С информацией об аннотациях к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) можно ознакомиться по ссылке .

Ознакомиться с основной профессиональной образовательной программой можно по ссылке.

О численности обучающихся

Общая численность обучающихся 101 чел., в том числе, являющихся иностранными гражданами 1 чел.

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 0 чел., в том числе, являющихся иностранными гражданами: 0 чел.

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области 101 чел., в том числе, являющихся иностранными гражданами 1 чел.

Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов 0 чел., в том числе, являющихся иностранными гражданами 0 чел.

Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица 0 чел., в том числе, являющихся иностранными гражданами 0 чел.

Приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1549 (ред. от 17.12.2020)

25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

25.00.00 - АЭРОНАВИГАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем (далее - специальность).

1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).

1.3. Содержание СПО по специальности определяется программой подготовки специалистов среднего звена (далее - образовательная программа), разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.

1.4. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 17 Транспорт [1].

1.5. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

1.6. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.7. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при освоении образовательных программ или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации [1].

[1] См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

1.9. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.10. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.12. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу (далее - ПООП) примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.11 настоящего ФГОС СПО.

Читайте также: