Бухгалтер ушел в отпуск сколько должен получать главный бухгалтер за совмещение

Обновлено: 17.05.2024

В любой фирме может возникнуть ситуация с отсутствием одного или нескольких работников. Но их обязанности должен кто-то выполнять. Если в больших компаниях особых трудностей с поиском заменяющего сотрудника нет, то в небольших организациях дополнительные обязанности отсутствующих рядовых работников могут распределяться даже среди руководителей.

Выполнение работы временно отсутствующего специалиста

При отсутствии какого-либо работника выполнение его обязанностей можно поручить другим сотрудникам из того же или смежного по функционалу подразделения.

Сделать это можно несколькими способами:

Первый способ в основном используется на время длительного отсутствия основного работника на замещаемой должности или в случае его увольнения.

Например, больничный на несколько месяцев, декрет, направление на учебу.

Этот способ не подходит в том случае, когда выполнять обязанности отсутствующего работника будет его руководитель.

Остальные способы предусматривают выполнение дополнительной работы за отсутствующего коллегу или подчиненного одновременно с обязанностями по основной должности.

Разница между совмещением и совместительством во времени, отводимом на дополнительный функционал. При совмещении весь объем основных и дополнительных обязанностей приходится делать в рабочее время (ТК РФ, ст. 60.2).

Совместители работают на втором рабочем месте после или до основной работы (ТК РФ, ст. 60.1).

Различаются и процедуры оформления совмещения и совместительства. Для совмещения нужно внести этот способ замены в трудовой договор работника, получить от него письменное согласие на дополнительный объем работы и издать соответствующее распоряжение.

При совместительстве необходимо заключать дополнительный трудовой договор с работником на выполнение обязанностей отсутствующего сотрудника.

Выполнение обязанностей бухгалтера главным бухгалтером

Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений на выполнение работы временно отсутствующих сотрудников. Дополнительные обязанности могут быть возложены как на рядового специалиста, так и на кого-нибудь из руководителей.

Поэтому, главный бухгалтер может взять на себя и обязанности одного из своих подчиненных.

Конечно, при такой ситуации, не может быть оформлен перевод главного бухгалтера в разряд обычного работника бухгалтерии.

Проблематично будет оформить и совместительство. Это связано со спецификой ведения учета. Большинство операций и документов должны оформляться и проводиться в стандартное рабочее время, из-за взаимосвязи учета и функционирования не только самой компании, но и ее контрагентов.

Поэтому выполнение главным бухгалтером дополнительных обязанностей по окончании основного рабочего дня повлечет за собой некоторые проблемы, например, несвоевременность получения средств или выставления платежных документов.

Самым подходящим для главного бухгалтера является выполнение дополнительных обязанностей обычного работника бухгалтерского подразделения одновременно с основной работой.

Доплата главному бухгалтеру за совмещение должности бухгалтера

Отдельно необходимо решить вопрос с дополнительной оплатой главному бухгалтеру за выполнение обязанностей рядового специалиста.

В случае совместительства, размер оплаты устанавливают в заключаемом трудовом договоре.

При совмещении основной и дополнительной должностей доплаты можно и не устанавливать. Если замена отсутствующего работника изначально внесена в должностные обязанности главного бухгалтера, то дополнительная оплата может и не назначаться.

Например, в большинстве организаций главный бухгалтер и его заместитель являются взаимозаменяемыми работниками. Во время отсутствия одного из них, второй выполняет его обязанности.

Такая заменимость внесена в трудовые договоры и должностные инструкции обоих руководителей. Поэтому доплата за дополнительные обязанности может и не назначаться.

Если совмещение обязанностей оформляется по факту отсутствия работника и не была предусмотрена в трудовом договоре, то доплата обязательна.

Наниматель может устанавливать ее в виде процента или в соотношении к зарплате отсутствующего работника.

Например, в соглашении на совмещение обязанностей может быть установлена 10 % надбавка за время выполнения работы. Или за каждый день дополнительной нагрузки выплачиваться дневной заработок отсутствующего специалиста.

Пример расчета доплаты

Главный бухгалтер на период временной нетрудоспособности выполняет работу за своего подчиненного. Зарплата специалиста составляет 40 000 рублей. В месяце 20 рабочих дней. Таким образом, за один день замещения, главному бухгалтеру будет установлена доплата в следующем размере:

40 000 / 20 = 2 000 рублей.

Бухгалтер находился на больничном 4 дня. За этот период главный бухгалтер получит дополнительно:

2 000 х 4 = 8 000 рублей.

Главный бухгалтер является таким же наемным работником, как и остальной персонал компании. Поэтому каких-либо ограничений на замещение этим руководителем одного из рядовых сотрудников организации не устанавливается.

В случае необходимости он может одновременно выполнять свои должностные обязанности и работу отсутствующего подчиненного. Наличие доплаты за замещение зависит от способа оформления совмещения должностей.

В комании есть главный бухгалтер и бухгалтер. Бухгалтер ушла в отпуск, соответсвенно ее обязанности в период отпуска будет выполнять главный бухгалтер. Положена ли ему доплата за выполнение обязанностей бухгалтера?

В "советские" времена было нельзя делать доплату главному бухгалтеру за подчиненных. Сейчас думаю тоже нельзя, вернее можно, но в расчет налога на прибыль нельзя наверное будет принимать.

Петр Крымов, юрист, г. Москва.


Совмещение - одна из юридических форм, используемых в трудовом праве для обеспечения выполнения сотрудником дополнительных обязанностей. Долгое время в законодательстве существовали ограничения на совмещение, затем они были сняты, но в отношении отдельных субъектов длительное время не было четкого, однозначного законодательного закрепления снятия ограничений. Поэтому на практике у кадровиков до сих пор возникает вопрос об этих ограничениях.


Экскурс в прошлое


Пункт 15 Постановления Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)" (далее - Постановление) налагал ряд ограничений по совмещению. Так, в подп. "а" указанного пункта говорилось, что на руководителей предприятий, учреждений и организаций, их заместителей и помощников Постановление не распространяется. Это означало, что руководители организаций не вправе совмещать должности и в отношении их нет никаких правовых оснований производить доплаты за совмещение.
Постановление было принято задолго до введения в действие ТК РФ и применялось в условиях отсутствия необходимого правового регулирования условий и порядка совмещения профессий (должностей). Но вступивший в силу 1 февраля 2002 года ТК РФ не изменил положения дел: первоначально в нем почти не было специальных норм о совмещении (отсутствовало определение совмещения, не устанавливались его виды и процедура оформления), поэтому правоприменители продолжали руководствоваться нормативными правовыми актами бывшего СССР по данному вопросу, в том числе Постановлением .В июне 2006 года в ТК РФ были включены специальные нормы о совмещении (в частности,

ст. 60.2 ), которые не предусматривали каких-либо ограничений и исключений для руководителей (Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").Казалось бы, это должно было полностью снять проблему и легализовать для них совмещение должностей. Однако даже после этого приведенная ранее точка зрения не растеряла сторонников и нередко использовалась чиновниками, которые по-прежнему признавали


Все ограничения сняты


В 2003 году руководителям структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей разрешили совмещать профессии (

Определение ВС РФ от 25.03.2003 N КАС 03-90). В отношении указанных субъектов трудового права п. 15 Постановления был признан недействующим.
С этого момента работать на условиях совмещения и получать за это доплату могли все, кроме руководителей организаций и их заместителей.
Налоговые проверки показывали, что, когда сотрудники налоговых органов выявляли факты совмещения должностей руководителями организаций (например, генеральный директор совмещал должность главного бухгалтера), они, опираясь в том числе и на

Постановление , нередко пытались квалифицировать это как одно из нарушений требований законодательства и способ получения необоснованной налоговой выгоды. В результате налогоплательщикам приходилось отстаивать свою правоту в судах (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 по делу N А56-31322/2006 , ФАС СЗО от 17.07.2006 по делу N А56-34599/2005 ).Контролирующие органы обосновывали свою правоту тем, что ВС РФ еще в 2003 году рассматривал законность этого нормативного акта и признал неправомерным ограничение совмещения лишь для некоторых руководящих работников (руководителей структурных подразделений, отделов, цехов, служб и их заместителей), но не для руководителей организаций, их заместителей и помощников. Кроме того, законодатель допускает действие на территории России нормативных правовых актов о труде бывшего СССР постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (

ст. 423 ТК РФ).С 2009 года все споры закончились, неоднозначности были устранены: с принятием

Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 признано не действующим на территории РФ.
Последнее формальное препятствие для широкого использования института совмещения руководителями организаций, их заместителями было снято. Можно с уверенностью сказать, что если есть такая необходимость, то руководитель может совмещать, к примеру, должность водителя, или главного бухгалтера, или финансового директора.

Бухгалтер является одним из важнейших работников любой организации. Его должностные обязанности предполагают наличие специальных знаний и навыков. Данный специалист занимается ведением бухгалтерского и налогового учета, составлением бухгалтерской и налоговой отчетности, общается с представителями налоговой службы, начисляет зарплату и решает другие важные вопросы. Вместе с тем бухгалтер такой же рядовой сотрудник, как и остальные. На него в полной мере распространяются положения трудового законодательства, в том числе и в части отпусков. Только на практике уход именно этого сотрудника в отпуск вызывает трудности. Ведение бухгалтерских вопросов должно быть непрерывным, а найти замену главбуху на отпускной период не так легко. В нашей статье расскажем, что делать, если бухгалтер собрался в отпуск, какой отдых ему положен, кто может взять на себя обязанности, пока бухгалтер находится в отпуске, и как оформить его отсутствие.

Бухгалтер, трудящийся в организации на основании трудового договора, является полноправным работником. Несмотря на непрерывность его деятельности, соблюдение ТК РФ в отношении такого сотрудника обязательно.

В соответствии со статьей 114 ТК РФ бухгалтеру каждый год предоставляется оплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места и средней зарплаты. Продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона 06.12.2011 № 402-ФЗ бухучет ведется непрерывно, начиная с даты госрегистрации организации до даты прекращения деятельности. Другие обязанности бухгалтера, например, по начислению зарплаты, тоже не могут быть приостановлены. Таким образом, пока бухгалтер находится в отпуске, вместо него должен кто-то работать.

Поскольку организовать ведение бухучета обязан руководитель экономического субъекта, то найти замену, когда бухгалтер уходит в отпуск, нужно тоже ему.

В силу части 3 статьи 7 закона № 402-ФЗ руководитель обязан возложить ведение бухучета на главного бухгалтера, другого сотрудника или заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

С учетом приведенного нормативного правила есть несколько вариантов замены бухгалтера на период его отпуска.

  • При наличии заместителя – передать полномочия ему. Если в трудовом договоре с замом или в его должностной инструкции прописано, что на время отсутствия главбуха он исполняет соответствующие обязанности, то составление дополнительного приказа не требуется. Если же в повседневной работе заместитель заведует только определенными вопросами, то необходимо издать приказ о возложении на него полномочий главбуха.

Также на зама надо оформить доверенность на право подписи за главного бухгалтера.

Отметим, что в письме от 12.03.2012 № 22-2-897 Минздравсоцразвития разъясняло, что при наличии в должностных инструкциях отдельных работников указания на временное исполнение обязанностей отсутствующих сотрудников доплачивать за такое совмещение не требуется. В подобной ситуации должностная инструкция выступает частью трудового договора. Соответственно, работа за сотрудника, находящегося в отпуске, выполняется в рамках заключенного трудового договора.

  • Возложить обязанности по исполнению функций бухгалтера на другого работника. В этой ситуации в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ может быть оформлено совмещение профессий.

У работника нужно получить письменное согласие, которое оформляется в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Совмещение оплачивается сверх того (ст. 151 ТК РФ). Размер доплаты и период работы на условиях совмещения прописываются в допсоглашении. Издается приказ о совмещении и работника знакомят с ним под подпись.

  • Обязанности главбуха может выполнять и руководитель организации. Для этого издается приказ о возложении на него бухгалтерских обязанностей.
  • Если бухгалтер находится в отпуске длительное время, например, в декрете, то на основании ст. 72.2 ТК РФ допускается оформить временный перевод на его работу другого сотрудника. В этом случае составляется допсоглашение к трудовому договору, издается приказ о временном переводе. Заменяющего главбуха работника полностью освобождают от прежней работы, и он выполняет только функции главбуха, в том числе подписывает документы.
  • Допустим вариант внутреннего совместительства согласно положениям ст. 282 ТК РФ. С совместителем заключается отдельный трудовой договор, а выполнение обязанностей бухгалтера возможно в свободное от основной работы время, но не более четырех часов в день (ст. 283 ТК РФ).
  • Когда главбух уходит в отпуск, можно также принять нового работника, подписав с ним срочный трудовой договор, или заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Для оформления отпуска бухгалтера можно воспользоваться унифицированной формой приказа № Т-6, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

образец-1

При уходе главбуха в декретный отпуск применимы все вышеназванные варианты передачи его полномочий другому лицу. Если есть заместитель, обязанности главбуха возьмет он. Если зама нет, лучше оформить временный перевод на эту работу другого сотрудника, при условии, что в штате имеется работник соответствующей специализации. Если компания маленькая, то целесообразно взять временного бухгалтера, подписав с ним срочный трудовой договор.

В случае долгосрочного отсутствия главбуха следует издать приказ о передаче его полномочий на период отпуска по беременности и родам. Такое требование ТК РФ не содержит, но наличие приказа поможет избежать возможных споров. В него включают Ф.И.О. и должность лица, передающего полномочия, и такие же сведения на того, кто будет работать за главбуха, а также какие полномочия и на сколько передаются. Ознакомить стороны с приказом надо под подпись.

Трудовой кодекс определяет случаи, когда работникам, включая бухгалтеров, должен предоставляться допотпуск. В их числе (ст. 116 ТК РФ):

  • работа при ненормированном графике (ст. 119 ТК РФ);
  • труд в районах Крайнего Севера и приравненных местностях;
  • вредная работа;
  • в других ситуациях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами.

Кроме того, работодатели, у которых есть достаточные финансовые ресурсы, вправе устанавливать допотпуска для отдельных работников. Порядок и условия предоставления такого дополнительного отдыха закрепляются в колдоговоре или локальном нормативном акте.

Учитывая специфику работы бухгалтера, допотпуск этому сотруднику может предоставляться ввиду ненормированного графика. Но такой режим труда должен быть установлен официально.

Согласно статье 101 ТК РФ список должностей с ненормированным графиком определяется колдоговором, соглашениями или локальным нормативным актом. При этом режим рабочего времени, в том числе в части ненормированного графика, должен быть закреплен в трудовом договоре с бухгалтером (ч. 2 ст. 56, ст. 100 ТК РФ).

Продолжительность отпуска за ненормированную работу составляет три календарных дня (ст. 119 ТК РФ). Оформляется допотпуск по общим правилам. Каких-либо особенностей ТК РФ не предусмотрено.

Положена ли выплата разницы в окладах заместителю главного бухгалтера на время очередного отпуска главного бухгалтера и заместителю руководителя на время отпуска руководителя?



Доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы на основании ст. 151 ТК РФ может устанавливаться в виде разницы в окладах. Однако формально такая доплата штатному заместителю (заместителю руководителя либо заместителю главного бухгалтера) за исполнение обязанностей отсутствующего руководителя (главного бухгалтера) не положена. За период отсутствия руководителя или главного бухгалтера оплату выполняемой за них работы целесообразно производить их заместителям в виде выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и т.п.).

При возникновении необходимости в исполнении обязанностей и реализации прав временно отсутствующего работника работодатель вправе возложить полномочия отсутствующего работника на другого работника в порядке совмещения (ст. 60.2 и 151 ТК РФ) или временного перевода (ст. 72.2 ТК РФ) либо путем заключения срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего основного работника с лицом, не являющимся работником организации (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы. В частности, для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 151 ТК РФ, при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Это означает, что доплата за выполнение такой дополнительной работы является обязательной. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного оформления такой работы необходимо составить два кадровых документа:

  • приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
  • соглашение сторон трудового договора.

В соглашении о выполнении работником дополнительной работы определяется размер доплаты за выполнение дополнительных обязанностей.

При этом трудовое законодательство не устанавливает ни минимальных, ни максимальных размеров доплаты, ни правил, которыми могли бы руководствоваться работник и работодатель при определении ее размера, поэтому стороны свободны в решении этого вопроса. Однако нужно помнить, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, что запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ) и что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Таким образом, размер доплаты за совмещение и другие виды дополнительной работы как часть зарплаты работника должен быть установлен с учетом этих принципов.

Соглашением сторон следует установить либо фиксированный размер доплаты в рублях за определенный промежуток времени, либо объективный механизм, с помощью которого такой размер исчисляется. Иными словами, соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств. Законодательство не содержит запрета на установление в соглашении оплаты за такую работу в виде разницы в окладах.

Приведенные выводы, касающиеся оплаты труда замещающего работника, относятся к случаям, когда работодатель уполномочивает выполнять обязанности отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работника, занимающего в организации любую должность. Однако что касается оплаты труда штатного заместителя (здесь речь идет как о заместителе руководителя организации, так и о заместителе главного бухгалтера) за выполнение работы по должности руководителя в период его отсутствия, то на сегодняшний день этот вопрос не урегулирован однозначно на законодательном уровне.

Трудовая функция работника – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. Условие о трудовой функции работника является обязательным для включения в трудовой договор сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

С одной стороны, должность заместителя априори подразумевает обязанность замещать своего непосредственного руководителя, когда его нет на работе, в силу своей трудовой функции. Соответствующая обязанность, как правило, прямо указывается в трудовом договоре с заместителем либо в должностной инструкции по данной должности. Тогда эта работа выполняется в рамках заключенного трудового договора, а не дополнительно к нему. Отсюда можно сделать вывод, что ст. 60.2 ТК РФ в этом случае не подлежит применению. Следовательно, доплата, предусмотренная ст. 151 ТК РФ за выполнение дополнительной работы, производиться не должна, так как выполнение заместителем в отсутствие руководителя его обязанностей учтено при установлении оклада. Подобную точку зрения можно встретить в письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897. Есть примеры и в судебной практике (определение Московского городского суда от 15.04.2011 № 4г/5-2359/11, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.12.2011 № 33-18341/2011).

С другой стороны, совершенно очевидно, что заместитель руководителя организации, заместитель главного бухгалтера – это самостоятельные должности, предусмотренные штатным расписанием наряду с должностью руководителя организации или главного бухгалтера. При фактическом выполнении руководителем своих должностных обязанностей нагрузка его заместителя значительно меньше. А при выполнении работником наряду со своей работой обязанностей руководителя на время его отсутствия повышаются как сложность труда, так и объем выполняемой работы. Выплата заработной платы заместителям за период отсутствия руководителя не в соответствии с количеством выполняемой работы и сложностью труда (ст. 21, 132 ТК РФ) является отклонением от норм законодательства. Такая позиция высказана Верховным судом РФ в определении от 11.03.2003 № КАС03-25. При этом суд признал, что положения ст. 151 ТК РФ прямого отношения к данной ситуации не имеют.

Таким образом, получается, что формально доплата на основании ст. 151 ТК РФ штатному заместителю за период выполнения обязанностей отсутствующего руководителя (главного бухгалтера) не положена. Однако, на наш взгляд, при решении вопроса о доплате в такой ситуации не следует игнорировать указанную позицию Верховного суда РФ. Так как судебная практика не признает штатное заместительство дополнительной работой (ст. 60.2 ТК РФ), полагаем, что доплату за такую работу целесообразнее производить в виде выплат стимулирующего характера (премий, надбавок и т.п.).

Читайте также: