Эффективность воспитательной работы с осужденными это

Обновлено: 08.05.2024

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Рис. 9. Основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.




Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Согласно ст. 111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний определяется приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, которым утверждено соответствующее Положение. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы осужденных отрядов и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, секция трудовой адаптации, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, секция общеобразовательного и профессионального обучения, физкультурно-спортивная секция, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций, их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

В масштабе учреждения сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных.

Совет коллектива учреждения (отряда) – выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных – организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждается соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. В тоже время члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112

УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России. Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников 9-го, 12-го классов, освобождаемых от отбывания наказания за 3 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

В соответствии со статьей 9 УИК РФ, воспитательную работу можно назвать одним из главных средств исправления осужденных. Каждое средство исправительного воздействия на осужденных взаимосвязано друг с другом, и все они в совокупности представляют единый комплекс, дополняя друг друга. Таким образом, труд осужденных обладает ярко выраженным воспитательным значением. Одновременно с этим, трудовое воздействие признается одним из общепринятых направлений воспитательной работы.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы рассматривается в качестве разностороннего и тонкого психолого-педагогического средства и подвергается нормативно-правовому регулированию меньше, нежели режим и труд. Организация воспитательной работы, формы и методы проведения описаны в главе 15 УИК России.

Согласно Концепции воспитательной работы с осужденными при реформировании УИС (утверждено 20 апреля 2000-го г.), можно привести следующее определение.

Воспитательная работа представляет собой систему педагогически обоснованных мер, которые способствуют претерпеванию личностных деформаций осужденных, а также интеллектуальному, духовному и физическому обогащению, послушному в правовом отношении поведению и социальному приспособлению после освобождения.

Согласно части 1 статьи 109 УИК России, задачи воспитательной работы с осужденными к лишению свободы – это исправление, формирование у заключенных уважительного отношения к людям, обществу, труду, правовым и жизненным нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образованности и уровня культуры.

Направления воспитательной работы

Основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание заключенных, которое способствует исправлению их поведения (часть 1 статьи 110 УИК России).

Нравственное воспитание заключенных предусматривает ознакомление осужденных к лишению свободы с добродетельными ценностями общества, становление на этой базе личности, ее жизненной позиции, укоренение в сознании морально-нравственных принципов и норм, идеалов, убеждений.

Правовое воспитание заключенных основано на формировании элементарной нормативной культуры и правосознания, уважения к законам, знания их, стремления к точному соблюдению.

Правосознание, пропаганда закона и положительного опыта послушного поведения напрямую влияет на предупреждение попыток совершения новых преступлений заключенными как в процессе отбывания наказания, так и после ухода из исправительной колонии.

Трудовое воспитание заключенных – это процесс становления трудовых навыков и умений у заключенных под стражу, развития в их сознании психологической готовности и необходимости трудиться на благо общества.

Прививание осужденным трудовых навыков должно убеждать их в том, что справедливый трудовой образ жизни является единственно правильной и приемлемой для них дальнейшей дорогой.

К методам физического воспитания осужденных относится проведение разнообразных физкультурно-массовых, спортивных мероприятий. Данное направление воспитательной работы нацелено не только лишь на организацию свободного времени заключенных, но также и на вырабатывание с помощью физической нагрузки умений поддержания организма в хорошем состоянии в процессе отбывания наказания.

Выделяют и другие направления воспитательного воздействия, к которым относится социально-экономическое, эстетическое, экологическое.

В процессе исполнения уголовных наказаний в качестве лишения свободы потенциальные способности оказания воспитательного воздействия на осужденных куда более существенны в отличие от других разновидностей наказания. С целью организации воспитательной работы с заключенными в исправительных колониях создают материально-техническую базу согласно норм, утвержденных постановлением Правительства России от 02 августа 1997-го г., который посвящен утверждению норм создания материально-технической базы с целью организации воспитательной работы с заключенными в местах лишения свободы.

В исправительных колониях для проведения воспитательной работы организуют клубы, комнаты воспитательного воздействия, библиотеки и другие заведения, существует даже кадровое (работники воспитательного аппарата, психологи) и методическое обеспечение. Воспитательная работа предусматривается в распорядке дня и является обязательной для осужденных.

Помимо этого, участие заключенных в организуемых воспитательных мероприятиях имеет значение при установлении степени их исправления и применении мер поощрения/взыскания (часть 2 статьи 109 УИК России).

Уголовно-исполнительное законодательство, а именно часть 2 статьи ПО УИК России, закрепляет принцип дифференциации воспитательного воздействия зависимо от срока наказания, типа исправительного учреждения, а также условий содержания заключенных. Разделение происходит, исходя из особенностей разных категорий осужденных и типов учреждений на основании разработки однотипных программ и методических рекомендаций по оказанию воспитательного воздействия на следующие категории лиц:

  • несовершеннолетних заключенных, которые отбывают наказание в воспитательных учреждениях;
  • заключенных женского пола;
  • заключенных, которые отбывают срок в исправительных колониях разных видов режима;
  • заключенных, находящихся в тюрьмах;
  • заключенных, отбывающих срок в лечебно-исправительных учреждениях (больные туберкулезом, алкогольной зависимостью, наркоманией, ВИЧ-инфицированные, имеющие психические отклонения и др.);
  • осужденные, находящиеся в следственных изоляторах.

Формы и методы воспитательной работы с осужденными

Основные формы и методы воспитательной работы с заключенными определяются статьей 110 УИК России. Воспитательные мероприятия проводятся в 3-х главных формах:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • массовая.

Причем широко применимы психолого педагогические методы влияния на отдельных заключенных и их группировки.

Данные средства применяются в воспитательных мероприятиях, которые требуют охвата всех или большинства осужденных, отбывающих срок в исправительных колониях, и необходимы для подведения результатов за конкретный временной период и решения вопросов, которые требуют массового внимания и сил.

Групповые воспитательные мероприятия широко распространены и к ним относятся беседы, занятия по социальным, правовым и экономическим вопросам, собрания отряда заключенных и пр. Основная группа – это отряд осужденных.

Помимо этого, воспитательные меры также проводятся с группами нарушителей дисциплины, заключенными, подготавливаемыми к освобождению, лицами, содержащимися в камерных помещениях и т.д.

Согласно приказа Минюста РФ от 30 декабря 2005-го г. касаемо утверждения Положения об отряде заключенных исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, отряд заключенных формируется в исправительных учреждениях для того, чтобы:

  • обеспечивать управление исправительным процессом;
  • создавать необходимые условия для соблюдения прав и интересов в соответствии с законом;
  • обеспечивать личную безопасность осужденных;
  • сохранять и поддерживать их здоровье;
  • проводить с ними воспитательную, психологическую, социальную и иную работу;
  • повышать образовательный, профессиональный и культурный уровень;
  • удовлетворять духовные запросы;
  • подготавливать к освобождению.

Число заключенных в отряде устанавливается согласно актов Минюста РФ: в исправительной колонии количество осужденных варьируется от 50 до 100 человек зависимо от разновидности режима и численности заключенных; в воспитательной колонии – 50 человек.

Большую часть воспитательных мер выполняет начальник отряда исправительного учреждения (в воспитательной колонии эту роль играет старший воспитатель – начальник отряда). С этой целью должность начальника отряда замещают лица начальствующего состава, у которых обычно имеется высшее профессиональное образование по педагогической, психологической или юридической специальности. Однако это совершенно не значит, что воспитательная работа проводится только лишь начальником отряда. В исправительных колониях действует принцип: каждый сотрудник, работающий в месте лишения свободы, является и педагогом, и воспитателем.

С целью оказания помощи начальнику отряда при проведении воспитательной работы с заключенными создается совет воспитателей отряда по приказу начальника исправительного учреждения. В совет воспитателей отряда входят следующие лици:

  • начальник отряда;
  • работники исправительных колоний, имеющих навыки проведения воспитательных мероприятий с заключенными;
  • преподаватели, работающие в общеобразовательных школах и профессиональных училищах;
  • представители общественности (по представлению начальника отряда), а в воспитательных колониях – воспитатели, представители родительского комитета.

Председатель совета – это начальник отряда, который отражает деятельность отряда в ежеквартальном плане.

В совете воспитателей отряда могут участвовать представители органов местного управления, члены общественных организаций и религиозных конфессий, попечительского совета, создаваемые при исправительном учреждении.

Заседания совета осуществляются по необходимости, однако, не реже 1 раза за месяц. Решения принимаются, исходя из большинства голосов путем открытого голосования. Решения, которые принимаются по отношению к конкретным осужденным, отражаются в дневниках по индивидуальной воспитательной работе.

Результаты деятельности советов воспитателей отрядов подводят на общем собрании работников исправительного учреждения не реже, чем 1 раз за год.

Индивидуальная работа с осужденными

Индивидуальная работа с заключенными представляет собой наиболее эффективную форму воспитательного воздействия, в содержание которой входит:

  • изучение характера отношений в группе осужденных;
  • установление неформальных лидеров;
  • разрабатывание типовых методов изучения личности преступника и организации работы с заключенными, которые относятся к разным классификационным категориям;
  • составление и исполнение планов индивидуальной работы с конкретными осужденными;
  • самовоспитание и аттестация заключенных;
  • проведение работ по склонению заключенных к явке с повинной;
  • погашение исковых заявлений и выплата алиментов;
  • подготавливание заключенных к освобождению и пр.

Сегодня значимую роль в организации индивидуальной работы с осужденными играет психологическая служба УИС. Психологи выполняют следующее:

  • изучают только что прибывших в исправительную колонию по стандартным методикам и составляют на каждого заключенного психологическую рекомендацию по индивидуализации исполнения наказания либо содержанию в следственном изоляторе;
  • определяют круг лиц, которые входят в группу риска (агрессивные, склонные к побегу, суициду и т.д.);
  • проводят индивидуальные консультации, психокоррекционную работу с отдельными заключенными и их группами, социально-психологические тренинги.

В ходе воспитательной работы применяются разнообразные психолого педагогические методы такие, как:

Понятие и задачи воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными является одним из ведущих средств исправления осужденных.

Правовой основой воспитательной работы с осужденными является Уголовно-исполнительный Кодекс РФ, Конвенция о защите прав человека, Конституция РФ.

Воспитательная работа – это комплекс педагогически обоснованных методов, средств и приемов, направленных на преодоление и исправление личностных деформаций осужденных, развитие интеллектуальной, духовной и физической сферы, формирование правопослушного поведения и успешной социальной адаптации после освобождения.

Основными задачами воспитательной работы с осужденными являются:

  • исправление осужденных;
  • формирование у каждого осужденного уважительного отношения к человеку и его личности;
  • формирование уважительного отношения к окружающему обществу и принятым в нем нормам поведения и существования;
  • формирования традиций человеческого общежитие и их соблюдение;
  • повышение культурного и образовательного уровня.

Направления воспитательной работы с осужденными

Основными направлениями воспитательной работы с осужденными являются:

  1. Нравственное воспитание – направлено на ознакомление осужденных с нравственными человеческими ценностями, их принятие и формирование на основе собственной личности, установление твердой жизненной позиции.
  2. Правовое воспитание – направлено на формирование элементарной правовой культуры, правосознания и уважительного отношения к закону, воспитание позиции беспрекословного и точного соблюдения установленных законов и норм. Правовое воспитание имеет большое значение, так как в основном от него зависит исправление и становление осужденного на путь исправления в дальнейшем, предупреждение и профилактика совершения правонарушений.
  3. Трудовое воспитание – направлено на формирование у осужденных трудовых навыков и умений, воспитание психологической готовности к труду, уважительного отношения не только к собственному труду, но и к труду других людей. Трудовое воспитание предусматривает привлечение осужденных к трудовой деятельности, в процессе которой они должны понять, что единственной верный и честный образ жизни – это трудовой. Только трудом можно и нужно добиваться желаемых целей.
  4. Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья осужденных, формирование у них устойчивых навыков ЗОЖ. Физическое воспитание организуется чаще всего в рамках досуговой деятельности, в форме спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
  5. Иные направление относятся – экономическая, социально-политическая, экологическая и эстетическая воспитательная работа.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках исправительных учреждений вопросами организации воспитательной работы с осужденными занимаются сотрудники учреждений (психологическая служба, сотрудники воспитательного аппарата). С этой целью создается необходимая материально-техническая база (комнаты по воспитательной работе, клубы, библиотеки и т.д.), имеющая необходимое оснащение, в том числе и методическое.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными осуществляется в трех основных формах:

  1. Массовые формы – направлены на охват всего контингента, отбывающего наказания в исправительном учреждении (лекции, концерты, тематические вечера и т.д.). Чаще всего данная форма используется для того чтобы быстро донести до осужденных необходимую информацию, охватить воспитательным воздействием как можно большее количество осужденных, подвести итоги, решить вопросы, которые требуют массового внимания и усилий.
  2. Групповые формы – являются наиболее распространенными и часто используемыми. Групповая форма воспитательной работы охватывает группу осужденных, чаще всего – это один конкретный отряд. Так же групповые формы могут применяться с группой осужденных, в которую входят лица имеющие проблемы с дисциплиной, либо проходящие подготовку к освобождению и т.п.

Индивидуальная форма – одна из наиболее эффективных форм воспитательной работы. Содержание индивидуальной формы:

  • изучение взаимоотношений между осужденными, выявление проблем;
  • установление неформального лидера в коллективе (группе, отряде);
  • изучение личности каждого осужденного;
  • составление индивидуальных планов работы с осужденными;
  • организация работа по формированию навыков самовоспитания и самосовершенствования;
  • воспитательная работа по подготовке осужденных к освобождению и т.д.

Ведущее место в организации воспитательной работы с осужденными принадлежит психологической службе исправительного учреждения. Основная часть мероприятий воспитательного характера возлагается на начальника отряда. Именно поэтому очень важно ставить на данные должности лиц, имеющих педагогическое, психологическое или юридическое образование, а также имеющих опыт работы с осужденными.

При организации и реализации воспитательной работы используются разнообразные психолого-педагогические методы:

  • убеждение: наставления, поучения, пример и т.д.;
  • организация поведения: показы, требования, объяснения, упражнения, поручения;
  • торможение и коррекция отрицательного поведения: внушения, осуждения, порицания, наказания;
  • стимулирование: одобрения, поощрения, похвалы, одобрения и т.д.

В настоящее время ведущее место в воспитательной работе с осужденными имеет самодеятельность. Основными задачами самодеятельности является:

  • оказание посильной помощи осужденным в развитии духовной, нравственной и физической культуры;
  • поддержка полезной и значимой инициативы осужденных;
  • позитивное влияние на становление осужденных на путь исправления;
  • организация интересного и продуктивного досуга;
  • оказание содействия администрации исправительного учреждения в поддержании порядка и дисциплины среди осужденных;
  • оказание помощи в формировании здорового взаимодействия между осужденными;
  • оказание социальной помощи осужденным и их семьям.

Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Тема 15. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.

Рис. 9. Основные задачи, направления, формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

При исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы потенциальные возможности оказания воспитательного влияния на осужденных более значительны в отличие от иных видов наказания. В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

Уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. ПО УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определены в ст. ПО УИК РФ. Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.




Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.

Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. Для этого должность начальника отряда замещается лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое). Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется исключительно начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения свободы – педагог и воспитатель.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится самодеятельным организациям. Согласно ст. 111 УИК РФ они создаются в исправительных учреждениях (за исключением тюрем и среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа) и работают под контролем администрации исправительных учреждений. Основными задачами самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания наказания.

Порядок формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний определяется приказом Минюста России от 8 июня 2005 г. № 79, которым утверждено соответствующее Положение. К формам самодеятельных организаций осужденных Положение относит коллективы осужденных отрядов и совет коллектива осужденных учреждения. Организационную структуру самодеятельных организаций в отряде составляют совет коллектива отряда, секция дисциплины и порядка, секция трудовой адаптации, секция пожарной безопасности, санитарно-бытовая секция, секция досуга, секция общеобразовательного и профессионального обучения, физкультурно-спортивная секция, деятельность которых охватывает все основные жизненные сферы отряда. В отряде могут создаваться и другие секции. Кроме участия осужденных в работе перечисленных секций, их самодеятельность может широко проявляться в работе различных творческих кружков и организаций.

В масштабе учреждения сфера деятельности самодеятельных организаций существенно расширяется, несколько видоизменяются их функции, включающие руководство активом общественных формирований осужденных.

Совет коллектива учреждения (отряда) – выборный руководящий орган самоуправления самодеятельной организации осужденных – организует и координирует работу секций, обеспечивает выполнение принятых на общем собрании общественного формирования решений и плановых мероприятий. Персональный состав советов коллективов отрядов и совета коллектива учреждения утверждается соответственно начальником отряда и начальником колонии. Участие осужденных в работе самодеятельных организаций поощряется и учитывается при определении степени их исправления. В тоже время члены самодеятельных организаций осужденных не пользуются дополнительными льготами.

Совет коллектива учреждения (отряда) в пределах своей компетенции может обсуждать любой вопрос, касающийся труда, досуга и быта осужденных. По обсуждаемым вопросам членами совета разрабатываются предложения, которые выносятся на рассмотрение общего собрания осужденных и администрации учреждения. Решения самодеятельных организаций принимаются открытым голосованием большинством голосов, но вступают в силу только после утверждения администрацией исправительного учреждения.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112

УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России. Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных – по их личному заявлению.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников 9-го, 12-го классов, освобождаемых от отбывания наказания за 3 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Читайте также: