Должностные обязанности по охране труда воспитателя группы продленного дня

Обновлено: 13.05.2024

1.2. Настоящая инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность воспитателя группы продленного дня.

1.3. Воспитатель группы продленного дня в общеобразовательном учреждении относится к категории специалистов.

1.5. К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.6. Воспитателя группы продленного дня назначает и освобождает от должности директор общеобразовательного учреждения. Выполняет должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего начальные классы школы. На время отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя группы продленного дня его обязанности могут быть возложены на другого работника. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового законодательства РФ.

1.8. Воспитатель группы продленного дня должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, законодательства о правах ребенка;
  • историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
  • основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования;
  • педагогические закономерности организации образовательного процесса;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей;
  • конвенцию о правах ребенка;
  • трудовое законодательство РФ;
  • порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

1.9. Воспитатель группы продленного дня должен уметь:

  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательской, общепедагогической;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей общеобразовательного учреждения, места жительства и историко-культурного своеобразия региона;
  • организовывать досуг и нормальные условия для нахождения учащихся в группе продленного дня;
  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
  • защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
  • сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
  • осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ;
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
  • владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

1.10. Педагогический работник должен ознакомиться с должностной инструкцией, соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка, требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, а также пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи.

2. Трудовые функции

Основными направлениями деятельности воспитателя группы продленного дня являются:

2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательного учреждения:

2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.

2.1.2. Воспитательная деятельность.

2.1.3. Развивающая деятельность.

3. Должностные обязанности

Воспитатель группы продленного дня выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:

  • планирует и организует жизнедеятельность учащихся, помощь в обучении, осуществляет их воспитание во внеурочное время в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования;
  • участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательного учреждения в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • проводит систематический анализ эффективности занятий с детьми и подходов к обучению и воспитанию;
  • формирует универсальные учебные действия (УУД);
  • формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ);

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

  • регулирует поведение детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы;
  • разрабатывает воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • определяет четкие правила поведения обучающимися в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения и Правилами внутреннего распорядка;
  • проектирует и реализует воспитательные программы;
  • реализует воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
  • проектирует ситуаций и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • формирует толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
  • использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, осуществляет помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

  • организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий;
  • выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы учащихся начальных классов, связанные с особенностями их развития;
  • оценивает параметры и проектирует психологически безопасную и комфортную образовательную среду;
  • применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • оказывает индивидуальную помощь обучающимся;
  • взаимодействует с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • оказывает помощь учителю в реализации совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;
  • применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу в группе продленного дня;
  • развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
  • формирует и осуществляет программы развития универсальных учебных действий (УУД), образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного общения;
  • формирует систему регуляции поведения и деятельности обучающихся.

3.4. Воспитатель группы продленного дня осуществляет попечение, воспитание и надзор за обучающимися во время их нахождения в группе продленного дня при школе.

3.5. Составляет режим дня для нахождения учащихся в группе продленного дня и строго следит за его выполнением.

3.6. Отвечает за отправление учащихся домой, сопровождение их родителями (лицами их заменяющими), сопровождает учащихся по мере необходимости.

3.7. Принимает детей в установленном порядке от учителей начальных классов; организует выполнение учащимися домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

3.8. Способствует формированию у детей нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у обучающихся отклоняющегося поведения, вредных привычек.

3.9. Участвует в работе педагогического совета, принимает участие в работе методического объединения и прочих видах методической деятельности.

3.10. Воспитатель группы продленного дня обеспечивает безопасные условия пребывания детей в группе продленного дня, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию школы об обнаружении у учащихся оружия, пожаро- и взрывоопасных предметов, и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей.

3.11. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещать по просьбе классных руководителей родительские собрания.

3.12. Соблюдает права и свободы учащихся, строго выполняет свою должностную инструкцию, а также требования охраны труда и пожарной безопасности.

3.13. Соблюдает этические нормы и правила поведения.

3.14. Обрабатывает персональные данные учащихся начальных классов, ориентируясь на законы и локальные нормативные документы школы в области ПДН.

4. Права

Воспитатель группы продленного дня имеет полное право:

4.1. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной программы и Федерального образовательного стандарта начального общего образования.

4.2. На принятие решений, необходимых для выполнения учащимися начальной школы и на принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.

4.3. Давать учащимся во время нахождения в группе продленного дня, в школьной столовой обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

4.4. Знакомиться с проектами решений директора общеобразовательного учреждения, относящихся к его деятельности.

4.5. Предоставлять на рассмотрение администрации общеобразовательного учреждения предложения по улучшению деятельности школы и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции воспитателя группы продленного дня.

4.6. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, который определен Уставом школы.

4.7. Повышать свою квалификацию. Для этих целей администрация школы создает условия, требуемые для успешного обучения педагога в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

4.8. Проходить аттестацию на добровольной основе на определенную квалификационную категорию и получать ее в случае положительного результата аттестации.

4.9. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

4.10. Знакомиться с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы воспитателя группы продленного дня, давать по ним письменные объяснения.

4.11. На конфиденциальное служебное расследование, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.12. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности.

5. Ответственность

В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке воспитатель группы продленного дня несет ответственность:

5.1. За жизнь и здоровье учащихся во время пребывания их в группе продленного дня, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ.

5.2. За нарушение прав и свобод учащихся, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами школы.

5.5. За несвоевременное проведение инструктажа учащихся по охране труда, внеклассных мероприятиях с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда.

5.6. За отсутствие необходимого контроля соблюдения учениками начальных классов правил и требований охране труда и пожарной безопасности.

5.7. При нарушении (несоблюдении) Устава общеобразовательного учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, данной должностной инструкции, приказов директора школы, воспитатель группы продленного дня подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 ТК Российской Федерации.

5.8. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель группы продленного дня несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Связи по должности

Воспитатель группы продленного дня:

6.1. Выполняет работу в режиме выполнения объема учебной нагрузки, исходя из 30-часовой рабочей недели за ставку заработной платы, согласно расписанию группы, участвует в обязательных плановых общешкольных мероприятиях.

6.2. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, привлекается администрацией общеобразовательного учреждения к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы воспитателя группы продленного дня в каникулы утверждается приказом директора школы.

6.3. Заменяет временно отсутствующих воспитателей группы продленного дня на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации учебного учреждения, в соответствии с ТК РФ.

6.4. Получает от директора школы и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно- методического характера.

6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания с ним трудового договора).

7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника.

7.3. Факт ознакомления педагогического работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Читайте также: