Должен ли трудовой договор быть зарегистрирован в органе мсу

Обновлено: 04.07.2024

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарии к ст. 172 ТК РФ

1. Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.). Он включает следующие должности:

Председатель Правительства РФ;

Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - министр РФ;

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;

первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

Председатель Конституционного Суда РФ;

заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;

судья-секретарь Конституционного Суда РФ;

судья Конституционного Суда РФ;

Председатель Верховного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;

судья Верховного Суда РФ;

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

судья Высшего Арбитражного Суда РФ;

Генеральный прокурор РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

Секретарь Совета Безопасности РФ;

Уполномоченный по правам человека;

руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;

Председатель Счетной палаты;

заместитель Председателя Счетной палаты;

аудитор Счетной палаты;

Председатель Центрального банка РФ;

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;

заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;

секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;

член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);

председатель федерального суда;

заместитель председателя федерального суда;

судья федерального суда;

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Выборные должности в субъектах РФ определяются в законах, например в Законе Камчатского края от 7 июля 2008 г. N 91 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае".

Выборные лица местного самоуправления - депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований.

Выборное должностное лицо - глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования.

2. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства и в данном комментарии не отражены. Однако законами о статусе указанных лиц могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, вопросами учета периода замещения выборной должности в трудовом стаже и т.д.

Так, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрены гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Реализация этого права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, прекративших свои полномочия, не означает, что работник, принятый по трудовому договору, заключенному без ограничения срока, на должность, ранее занимаемую указанным выборным лицом, подлежит увольнению. Напротив, этот работник не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК. Если должность, занимаемая членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы до избрания, окажется после прекращения их полномочий не вакантной, они имеют право претендовать лишь на равноценную должность.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ч. 2 ст. 25 названного Закона).

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы (ч. 5 ст. 25 указанного Закона).

3. Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ для депутатов этих органов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе.

Так, ст. 22 Закона Ленинградской области от 27 декабря 1994 г. N 12-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Ленинградской области" установлены гарантии трудовых прав депутата Законодательного Собрания: по окончании срока его полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия - на другом предприятии, в учреждении, организации. Срок полномочий депутата собрания засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение 3 мес. после прекращения депутатских полномочий.

Статьей 18 Закона Республики Татарстан от 18 марта 2004 г. N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" предусмотрено, что срок полномочий депутата, работающего в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления депутата на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий депутата. Депутату, работающему в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, замещавшему до избрания депутатом государственную должность государственной гражданской службы Республики Татарстан, муниципальную должность муниципальной службы или работавшему по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другом государственном или муниципальном органе, другой организации.

4. Статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с указанным Законом и уставом муниципального образования.

При этом данным Законом не устанавливаются гарантии трудовых прав лицам, избранным на выборные муниципальные должности, при их переходе на данные должности, а также при прекращении полномочий по указанным должностям.

См. также: Закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 35-оз "О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе"; решение муниципального совета Краснояружского района Белгородской области от 12 августа 2008 г. N 58 "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещающим и замещавшим выборные должности в органах государственной власти и управления Краснояружского района"; Постановление администрации г. Североморска Мурманской области от 4 августа 2008 г. N 7 "Об утверждении Порядка назначения, выплаты и финансирования доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования ЗАТО г. Североморск".

Время работы депутата на выборной должности засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность, поэтому указанный период работы истицы на выборной должности должен быть включен в специальный педагогический стаж, приобретенный ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сказано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 42-В04-5.

5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 касается статуса депутата (см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 - не приводится).

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Статусы иностранных граждан

Способы оформления иностранных граждан на работу

Независимо от того, какой из договоров будет оформлен с иностранцем, могут потребоваться дополнительные разрешительные документы.

Так, если кандидат приехал из страны, с которой у России установлен визовый режим (и в его паспорте есть соответствующая виза), то для трудоустройства ему необходимо иметь разрешение на работу. В большинстве случаев разрешение на прием такого сотрудника понадобится и самому работодателю.

Если же родиной потенциального работника является страна, с которой у России нет визового режима, то работодателю не нужно иметь разрешение на прием сотрудника. А вот иностранцу для трудоустройства может потребоваться специальный патент, который оформляется органами МВД. Исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Гражданам этих государств для работы в России дополнительные разрешения (в т.ч. патент) получать не нужно.

Сдать сведения о среднесписочной численности через интернет Сдать бесплатно

Какие документы представляют иностранцы при приеме на работу

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

Подготовить кадровую отчетность для военкомата и других контролирующих органов Попробовать бесплатно

Так, постоянно и временно проживающие в России иностранцы представляют работодателю документ, подтверждающий право на проживание (вид на жительство, паспорт с отметкой, разрешение на временное проживание).

СПРАВКА

Подписать трудовой договор с иностранцем можно и без предъявления последним разрешения на работу. Такое допустимо, если для получения разрешения иностранец должен предоставить контракт с работодателем. В этом случае подписанный сторонами договор не вступит в силу до тех пор, пока иностранец не получит разрешение. Данные об этом разрешении нужно будет внести в текст трудового договора. Для этого можно оформить дополнительное соглашение (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

При трудоустройстве у иностранца (независимо от его статуса) нужно потребовать трудовую книжку, если ранее он уже работал в России, либо если у него имеется оформленная в иностранном государстве трудовая книжка советского образца (1938 или 1973 г.). В этих ситуациях работодатель обязан продолжить вести предъявленный иностранцем документ.

Схожим образом решается вопрос с документом о регистрации в Пенсионном фонде. Если кандидат (независимо от его статуса) ранее уже работал в России, либо самостоятельно прошел такую регистрацию, то он должен предъявить карточку СНИЛС или уведомление о регистрации (АДИ-РЕГ). Если же у иностранного гражданина нет индивидуального лицевого счета, работодатель обязан сам подать необходимые сведения в территориальный орган ПФР ( ч. 5 ст. 11 ТК РФ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ ).

Наконец, если иностранец принимается на должность, запрещенную для лиц, которые имеют или имели судимость, либо подвергались уголовному преследованию, то с него надо потребовать справку об отсутствии судимости или факта уголовного преследования (либо справку о прекращении такового по реабилитирующим основаниям).

Особенности заключения трудового договора с иностранцем

В трудовой договор с гражданином другого государства нужно включить все те же сведения и условия, которые прописываются при заключении договора с россиянином (ст. 57 ТК РФ). Помимо этого, надо внести дополнительные данные. В частности, это сведения о разрешении на работу или патенте, если таковые требуются при трудоустройстве. А в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранцев указываются сведения о виде на жительство или разрешении на временное проживание (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

СПРАВКА

Должность (профессия, специальность) в трудовом договоре с мигрантом должна соответствовать той, которая указана в разрешении на работу. В противном случае работодателя и работника могут привлечь к административной ответственности (ст. 18.10 КоАП РФ и ст. 18.15 КоАП РФ).

Также в трудовой договор с иностранцем (кроме лиц, постоянно или временно проживающих в РФ, а также граждан Белоруссии) нужно включить условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия этого договора. Так, необходимо указать реквизиты полиса ДМС или договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении сотруднику платных медуслуг. Напомним, что по такому полису или договору иностранец должен иметь право на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме (ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ).

Трудовой договор с иностранцем, который находится в РФ на основании открытой ему визы, будет действовать только при условии получения кандидатом разрешения на работу. При этом, как уже упоминалось, составить и подписать такой договор можно и до того момента, когда потенциальный сотрудник получит разрешение. Но действовать трудовой договор начнет только после выдачи этого разрешения.

Прием на работу высококвалифицированных специалистов

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

При оформлении трудового договора нужно учесть, что заработная плата высококвалифицированного иностранного работника не может быть ниже порогового значения. В общем случае эта величина равна 167 000 руб. в месяц (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). Но для некоторых работ установлен пониженный размер. К примеру, зарплата ВКС, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, не может быть ниже 58 500 руб. в месяц. А иностранные специалисты — резиденты промышленно-производственных, туристско-рекреационных или портовых особых экономических зон должны получать более 83 500 руб. в месяц.

При трудоустройстве высококвалифицированный специалист обязан предъявить полис ДМС. Либо сам работодатель должен заключить договор на оказание такому сотруднику платных медицинских услуг (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

СПРАВКА

Прием на работу иностранца с РВП

Временно проживающие в России иностранцы не должны предъявлять при трудоустройстве полис ДМС. Такие лица признаются застрахованными в системе ОМС и имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в том же объеме, что и россияне ( п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ).

Как принять на работу иностранного гражданина: порядок оформления

Подготовка и сбор документов

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

Определение статуса

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

Определение гражданства

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

Оформление в штат

После сбора и проверки всех документов, с иностранцем можно заключить трудовой договор. Затем нужно издать приказ о приеме мигранта на работу, и внести сведения в его трудовую книжку. В целом при оформлении в штат иностранного сотрудника совершаются те же действия, что и при трудоустройстве россиянина. В том числе, нужно оформить личную карточку ( форма № Т-2 ).

Уведомление о приеме иностранца на работу

О заключении с иностранцем трудового договора работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД, занимающийся вопросами миграции. Сделать это надо в течение 3 рабочих дней с даты оформления договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

СПРАВКА

Расчет НДФЛ и взносов с зарплаты иностранца

Начисление страховых взносов и НДФЛ с заработной платы иностранных работников зависит от множества факторов — гражданства, основания и срока нахождения на территории РФ, наличия статуса ВКС и т.д.

Если обобщить положения законодательства, то ситуация получается следующей.

С зарплаты иностранцев, которые при трудоустройстве предъявили вид на жительство в РФ, либо паспорт со штампом о разрешении временного проживания, страховые взносы начисляются в том же порядке и в тех же размерах, что и с зарплаты россиян. То же самое касается страховых взносов с заработной платы работников из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Причем, вне зависимости от того, какой документ они предъявили при трудоустройстве.

При начислении НДФЛ многое зависит от гражданства работника и основания трудоустройства, а также от времени непрерывного пребывания в РФ. Так, если имеются документы, подтверждающие, что иностранец провел в РФ как минимум 183 дня за предыдущие 12 последовательных месяцев, то ставка НДФЛ будет 13% вне зависимости от всех иных факторов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Если же условие о сроке пребывания в России не выполняются, то для определения ставки НДФЛ придется учитывать дополнительные нюансы. Так, доходы от трудовой деятельности граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы в РФ (ст. 73 Договора о ЕАЭС). Эта же ставка применяется к зарплате высококвалифицированных специалистов и сотрудников, работающих на основании патента (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

За прием на работу иностранца, у которого нет разрешения на работу либо патента (в тех случаях, когда они обязательны), работодателя- юрлицо могут оштрафовать на 800 тыс. руб. или приостановить его деятельность на 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Если это нарушение допущено организацией из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, штраф может составить 1 млн. руб. (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

СПРАВКА

Если работодатель примет в штат иностранцев с поддельными разрешениями на работу, он также может быть привлечен к административной ответственности. Поэтому Минтруд рекомендует проверять подлинность разрешений на работу сотрудников из других стран.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

В заключение отметим, что знание правил, установленных для приема на работу иностранцев, позволит организациям и ИП избежать конфликтов с такими работниками по поводу представления документов, ведения трудовой книжки или удержаний из заработной платы. Также очень важно помнить, что цена ошибки за нарушения, допущенные при трудоустройстве иностранного сотрудника, очень велика: сумма штрафа доходит до 1 млн. руб.. А при неблагоприятном сценарии такая ошибка может обернуться закрытием бизнеса на 3 месяца.

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее - бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

Работодатель при заключении трудового договора с бывшим служащим обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего (часть 4 статьи 12 Федерального закона).

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу устраивается бывший служащий, работодателю следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечень должностей, определенный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557;

перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет - требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет - сообщать о заключении трудового договора не требуется.

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, бывшего служащего (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии).

Разъясняет старший помощник Кунцевского межрайонного прокурора г. Москвы Лисин Н.С.
Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее - Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее - Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

- стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

- договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Читайте также: