Для чего нужен дресс код на работе

Обновлено: 01.05.2024

Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает, как изменился офисный дресс-код за последние 20 лет, и как на него повлияла пандемия.

Офисный дресс-код начал активно меняться не сегодня, а более 20 лет назад, что было связано с IT-революцией и развитием на рынке крупных IT-компаний, в которых уже не было необходимости выстраивать вертикальную иерархию. В таких компаниях сотрудники получили максимальную свободу самовыражения, что мотивировало к развитию креативности, инициативности и большей продуктивности. Кроме того необходимости айтишнику, программисту, специалисту по онлайн-технологиям одеваться в костюм и галстук просто не было.

Собственно, уже в 2000-х офисная визуальная культура с мужчинами в пиджаках и женщинами в юбках и на каблуках начала разваливаться. Кризис 2008 года и последовавшая за ним короткая, но плодотворная хипстерская эпоха с ее коворкингами и мягким нон-конформизмом этот процесс укорили. Кризис показал несостоятельность идеально выстроенной корпоративной культуры. Многие люди, строившие карьеры, лишились ее в момент. Они разочаровались в том, что казалось незыблемым. Огромное количество молодых людей, которые готовились к тому, чтобы войти во взрослую жизнь, учились в университетах на экономистов, юристов, маркетологов и менеджеров, вдруг поняли, что это путь в никуда. На рубеже нулевых и начала десятых годов хипстерская эпоха показала, что можно строить бизнес, карьеру и корпоративные отношения вне стеклянных башен и пиджаков.

Именно кризис 2008 года и последовавшие за ним увольнения и сокращения показали, что человек может вполне существовать вне офисной культуры и быть успешным, развивая свой творческий потенциал. Становится понятным, что главное для этого пост-кризисного поколения — это творческая самореализация, а не строительство карьеры. А значит, все элементы, которые заявляют статус и фиксируют высоту карьеры (такие, как дорогой костюм, галстук, правильный портфель и обувь) оказываются невозможными или даже неуместными.

Сегодня то понятие, которые мы по привычке называем офисным дресс-кодом, крайне размыто, а тот усредненный деловой стиль с пиджаками, галстуками, женскими комплектами с жакетами и юбками, с туфлями лодочками на каблуках или классическими мужскими оксфордами— исчезает, но не везде.

Но давайте не будем категорично заявлять, что дресс-код умер и что его больше нет. Это не так.

Сидеть на собственной кухне в галстуке, белой рубашке и пиджаке как-то странно. Участники zoom-конференции так или иначе понимают, что даже если на тебе галстук и рубашка на ногах все равно будут надеты джинсы или вообще шорты.

Так, появляется новая форма делового стиля. С одной стороны это вещи исключительно casual формата: джемпера, простые рубашки или даже футболки, с другой стороны вырабатывается определенная сдержанная цветовая палитра, появляется понимание, что уместно, а что нет в рамках онлайн-совещания.

Пойти на zoom-встречу в блестящей футболке с уточками странно, а в нейтральной голубой рубашке или в однотонном синем джемпере — вполне возможно. Может быть для работы в офисе образ с джинсами и синим свитером был бы слишком кэжуален, но для домашнего офиса это отличный вариант. Главный принцип делового стиля — не раздражать, не возбуждать и не давать контрагентам лишней информации. Таким образом даже в домашнем офисе цвета будут нейтральными, а яркие характерные принты и рисунки на одежде нежелательны.

Любопытно, что сейчас раннее совершенно неформальные вещи приобретают формальные свойства. Те предметы одежды, которые казались нам кэжуальными (футболки, мягкие фланелевые рубашки, джинсы и треники) постепенно включаются в деловое пространство и формализуются. Появляются новые правила сочетания вещей, и вот уже какая-то мягкая рубашка, джинсы и нейтрального оттенка джемпер кажутся нам если не деловыми, то вполне уместными в офисном пространстве.

Или наоборот, когда вы идете на встречу с министром или начальником одного из мунициальных департаментов, вы оказываетесь в пространстве гласного, официального дресс-кода и одеваетесь в соответствии с ним.

В общем и целом, сейчас полностью консервативных в смысле дресс-кода сфер осталось немного. В России консервативного и строгого дресс-кода придерживаются компании, связанные с государством — например, нефтегазовые компании, все государственные ведомства, муниципальные и федеральные органы, а также строго дресс-кода придерживаются гражданские сотрудники силовых структур.

Необходимость носить одежду строгого делового стиля в рамках двух верхних дресс-кодов сохраняется только на уровне государственного управления, дипломатических и других кросс-культурных коммуникаций на верхнем уровне. Соответственно, только компании работающие в пространстве международных отношений и государственных ведомств, сохраняют дресс-код для своих сотрудников. Все остальные компании и даже банки, которые долгое время были оплотом консервативного делового стиля от формальных дресс-кодов отказываются. Представьте себе современный офис банка: уже никто не ходит в пиджаках и галстуках. Там идет процесс отмены консервативных норм и замены их новыми, более мягкими.

Наиболее строгий дресс-код, существующий сейчас — Business Best, он применяется на протокольном уровне. Например, на сессиях Петербургского экономического форума или саммита в Давосе принято быть одетым Business Best.

Business best для мужчины — это белая рубашка, синий или серый костюм, черная и только черная обувь (скорее всего оксфорды на тонкой подошве), это синий или серый галстук. И в общем-то все. Для женщин это тоже темный (синий, серый или черный) костюм, в котором непременно будет жакет или пиджак, сочетающийся с юбкой, брюками или платьем. Обувь тоже будет достаточно строгой: или темные туфли-лодочки на невысоком каблуке, или полуботинки с небольшим подъемом.

Мы не смогли отпустить Тима, не задав еще несколько вопросов напоследок.

— Можно ли себе представить, что через десять лет топ-менеджеры будут приходить на переговоры в модных кроссовках?

— Давайте будем откровенны, нам не нужно ждать 10 лет: топ-менеджеры и так ходят на переговоры в кроссовках далеко не первый год. Мы видим, как спортивный стиль, соединяясь с деловым стилем, становится новой версией делового. Существует даже разделение на спортивные и городские кроссовки. Так что кеды или кроссовки с костюмом — это новая норма.

Ну и, конечно, все зависит от того, о каком офисе идет речь. Впрочем, образ руководителя в костюмов и в кроссовках уже давно никого не шокирует. Особенно если мы говорим про западное пространство.

Другое дело, что президентов в кроссовках мы не увидим ни в ближайшие пять, ни в ближайшие десять лет, ибо протокол есть протокол, у него свои функции и свои правила.

— Будут ли сегодняшние зумеры в будущем поддерживать традиционные пиджаки или они придумают что-то своё?

— Классический пиджак не умрет. Не умрет, потому что есть большая группа людей, которые их любят! Это мужчины-денди, которым нравится одеваться в костюмы и галстуки, потому что это их стиль, их идентичность. Татуировки на лице — это одна идентичность, мужчины в рюшах — другая. Синие волосы, кожаные куртки, винтаж, классические костюмы или смешение всего со всем, — это все разные варианты стиля, на каждый из которых найдется свой покупатель. Для разных вариантов стиля есть разные магазины, разные пространства, разные инфлюенсеры. Внутри костюмного мира есть свои герои, свои журналы, свои ценности и мужчин, исповедующих эти ценности, немало. Поэтому костюм никуда не денется, но да, массово мужчины в пиджаках и галстуках, как это было в 1950-х, ходить уже, конечно, не будут.

Мир сейчас достаточно диверсифицирован. Мы живем в эпоху разнообразия, где каждый может выбрать для себя, кем он хочет быть, каким он хочет быть и что хочет носить. Для одних — пиджаки, для других — худи. Каждый выбирает по душе.

— Мода как будто быстрее стала устаревать. Как выжить в мире постоянно меняющихся тенденций, и может ли случиться так, что мода станет меняться еще быстрее?

Цикл моды за последние три десятилетия действительно сильно ускорился. К 2010-м годам модный цикл сократился до 3 лет. Однако, нагонять этот бешеный ритм и далее было уже невозможно. Темп моды стал истеричным, сумбурным, и работать в таком режиме индустрия уже не могла.

Пандемия показала, что мода вполне может замедлиться и вернуться к более длительным циклам. Замедлившись, мы будем наблюдать чуть-чуть более плавное изменение стилей. Тем не менее, мы живем в динамичную эпоху, в сверх-цифровую эпоху, в которой все крайне быстро, информация распространяется мгновенно, но есть надежда, что трехлетний цикл удлинится до четырех-пяти лет.

Но если серьезно, мы рады всем. Особенно тем, кто ищет работу: для них мы предлагаем интересные задачи, достойные зарплаты, отличный соцпакет и возможности. Переходите по ссылке, чтобы посмотреть наши вакансии.

Дресс-код — удобный и понятный способ идентификации человека по самым различным признакам, начиная от религиозной принадлежности и заканчивая степенью сексуальной доступности. Одежда и аксессуары — это источники невербальных сигналов, информирующих окружающий мир лучше, чем слова.

О чем говорит дресс-код?

Например, если вы видите человека в огромной мохнатой шапке и черном сюртуке, сколько вам потребуется времени, чтобы опознать ортодоксального хасида? А теперь представим себе бородатого мужчину в длиннопятой галабее, арафатке и с четками в руках. Вряд ли вы будете долго думать, православный он или мусульманин с радикальными взглядами.

Какое мнение вы можете составить о сексуальной доступности дамы, решившей надеть мини-юбку и блузку с декольте на три цуня выше пупка?

Дресс-код говорит о вашем социальном и семейном статусе, о том, чем вы занимаетесь, сколько зарабатываете, как относитесь к комфорту, прогрессу и традициям.


Зачем он нужен?

При этом выбор одежды — это всегда столкновение двух противоположностей: желания выделяться и при этом не отличаться от других представителей социума.

В исследовании Джоанны Терни, профессора Винчестерской школы искусств, есть интересное наблюдение: если человек заходит в комнату со множеством незнакомых людей и ему нужно к кому-то из них обратиться, то выбор падет на того, кто будет максимально похож на самого вошедшего.

Поэтому одежду можно назвать полноценным агентом влияния на мир, а также полноценным участником иерархических отношений людей. Она служит средством самовыражения, инструментом получения удовольствия и даже подавления окружающих, проявления власти.

Согласитесь, если к вам подойдет в магазине, скажем, совершенно незнакомый человек в обычном сером пальто и попросит показать содержимое сумки, вы в ужасе убежите. Если то же самое проделает человек в форме охранника или полицейского, большинство, не задумываясь, покажут, что носят с собой.


Власть одежды

Дресс-код — это дань устройству человеческого мозга, который работает по принципу информационного обобщения. В дикой природе яркая окраска животных, насекомых или растений чаще всего свидетельствует об их опасности, например о наличии ядовитых желез или игл. В мире людей таких характерных признаков гораздо больше, и все они так или иначе включены в понятие дресс-кода.

Редко когда можно увидеть четко прописанными правила ношения того или иного стиля, например спортивного или сафари. Но негласно подразумевается, что мы сами знаем, в каких ситуациях такая одежда уместна, а в каких — нет. Поэтому мало кому придет в голову идея одеться в спортивный костюм на собеседование в международную логистическую компанию.


Для России, в особенности для ее столицы, дресс-код имеет особое значение: с человеком просто не будут нормально общаться, если он одет неподобающе. Например, стал хорошо известен в СМИ случай с генеральным директором Рокет-банка Олегом Козыревым, которому риелтор отказала в просмотре элитной квартиры только на основании того, что молодой человек был одет в легкомысленный свитер с оленями. Эта история приобрела широкую огласку и породила целый флешмоб. А затем — грандиозное модное веяние: свитера с оленями начали продавать и носить все.

Вывод очевиден: мода — это не свободный выбор и тем более не средство творческого самовыражения на все 100%, это примерно на три четверти желание получить нужную власть над людьми. Стать понятным. Заявить о себе без лишнего объяснения, кто ты, на каком уровне находишься и как к тебе положено обращаться.

И дресс-код с древнейших времен был для этого одним из лучших инструментов. Таким он и остался в современном мире, не изменив ничего за тысячелетия. Можно смело удивляться и даже гордиться: это одна из немногих традиций, которую человечество бережно сохранило в неизменном виде с древнейших времен.

Если дресс-код использовать грамотно, он может стать палочкой-выручалочкой, помогающей создавать нужную атмосферу в офисе и грамотно выстраивать отношения с клиентами. В противном случае, его будут воспринимать как еще один выдуманный начальством способ придраться к неугодному работнику.

в полуспущенных джинсах и футболке с изображением чудовища из фильмов ужасов.

Образ дополняли тяжелая металлическая цепь на груди, конец которой уходил в задний карман брюк, и неопрятные волосы до плеч.

В течение последующих двух-трех месяцев из компании уволилось почти все руководство высшего и среднего звена. Не буду утверждать, что причиной ухода стал именно внешний вид нового начальника. Вполне возможно, ходи он на работу в костюме, результат все равно был бы тем же. Но почему-то все мы, обсуждая личные причины смены работы, неизменно заканчивали все теми же пресловутыми спущенными джинсами и цепью.

Нужен ли дресс-код в офисе? Далеко не все готовы ответить на этот вопрос утвердительно. Достаточно вспомнить бурную дискуссию, всколыхнувшую российский интернет в прошлом году, когда сотрудники одной нефтяной компании выложили в открытый доступ принятые у них правила внутреннего дресс-кода.

Кстати, вполне разумные правила, доступно и убедительно объясняющие, что из одежды имеет право на демонстрацию в офисе. А чтобы сотруднику было легче сориентироваться в современных стилях,

приводился список магазинов с разным уровнем цен, где можно приобрести варианты нарядов

в зависимости от уровня зарплаты и статуса работника.

Но какой же шквал негодования все это вызвало у читающей публики. Главным аргументом в споре было: да как они смеют указывать человеку, что носить и тем самым покушаться на личную индивидуальность. По мнению Светланы Буряковой, много лет работающей в сфере управления впечатлением, резко против дресс-кода высказываются люди, у которых с детства были пробелы в воспитании и стиле.

На самом деле дресс-код выдуман вовсе не для того, чтобы еще больше осложнить жизнь работнику. «Инструкция по стилю, разработанная в компании, может стать своего рода палочкой-выручалочкой для работника, дав ему ту информацию, которую он по каким-то причинам не получил в юности. Она может быть также

руководством по разумной трате денег при покупке одежды.

Когда приобретается именно та вещь, которая будет к лицу и к месту на долгие годы.

Дресс-код помогает избежать диссонанса между внешностью работника и теми услугами, что он предлагает. К примеру,

приходя в банк, мы же не предполагаем, что увидим там полуголых девушек

в окошке кассы. По мнению Светланы, особенно важно подобное соответствие в официальных учреждениях, где часто и без того затруднен контакт между чиновниками и посетителями.

Контакт в этом случае будет явно затруднен, поскольку подобный внешний вид предельно ясно декларирует, что его обладатель если и будет общаться, то только с теми, кто соответствует его представлению о прекрасном. Например, у Светланы есть даже специальный наряд для походов в налоговую, позволяющий успешно мимикрировать под представительниц этой профессии.

Кстати, неплохая подсказка всем, кто заинтересован в получении услуги от конкретной фирмы или учреждения. Прежде чем вступать в переговоры,

ознакомьтесь с принятым там дресс-кодом и приходите одетым соответствующим образом.

Можете быть уверены, подобная хитрость существенно облегчит переговорный процесс.

Самые распространенные отговорки в этом случае: мне некогда бегать по магазинам, чтобы подбирать ту одежду, которая мне пойдет. И в этом тоже есть своя логика, поскольку у многих людей нестандартные фигуры, а деловой одежда предполагает определенный стиль.

Но, как уверена Светлана Бурякова, компромисс между требованиями руководства и пожеланиями работников всегда возможен - вы можете аргументировать свои возражения и предложить другой приемлемый вариант. А что касается потери индивидуальности при введении дресс-кода:

«Если у человека действительно есть индивидуальность, она обязательно проявится

Деловой женский темно-синий костюм Charuel с юбкой

Деловой стиль в одежде предполагает следование определенным правилам. Во многих компаниях действует офисный дресс-код. Строгость требований к внешнему виду сотрудников может разниться. Так или иначе, это придумано для того, чтобы в коллективе сохранялся рабочий настрой.

Рассмотрим, какие требования предъявляют к внешнему виду business lady.

Для чего нужен дресс-код

Двубортный удлиненный светлый жакет и брюки Charuel

Дресс-код – это не униформа, а свод определенных деловых правил, которым необходимо следовать на работе. Унифицированного списка требований не существует, каждая компания разрабатывает свои. Внешний вид сотрудников должен соответствовать ценностям компании, отрасли или сегменту, отражать и подчеркивать деловые качества и навыки, не отвлекая внимания на броские детали. Одеваясь в едином стиле, коллеги будут чувствовать свою сопричастность общему делу. Кроме того, единство внешнего вида помогает новым сотрудникам быстрее влиться в устоявшийся коллектив.

Дресс-код создает правильную атмосферу в офисе и рабочий настрой. Строгая одежда помогает произвести нужное впечатление на деловых встречах и преуспеть в переговорах.

Удлиненный черный женский жакет Charuel приталенного силуэта

Основные правила дресс-кода для женщин:

  • Никакой откровенности. Декольте и спина должны быть прикрыты. Плечи, следуя современным тенденциям, могут быть открыты.
  • Допустимая длина юбок – чуть выше колена, рекомендованная длина – миди.
  • Одежда должна быть опрятной и чистой.
  • Лаконичные украшения. На работу не следует носить слишком дорогие кольца или серьги.
  • Нейтральные аксессуары.
  • Отсутствие ярких цветов и агрессивных принтов.
  • Соответствующая обувь. Во многих компаниях в офисе не приветствуется открытая обувь. Пляжные шлепанцы надевать нельзя.

Особенности гардероба

Бизнес-стиль – это лаконичный крой, нейтральные цвета, сочетание базовых вещей, классические принты и модели.

На первый взгляд, строгие требования к офисному гардеробу вызывают в голове образы из классических сочетаний белого, черного и серого цветов. Но это довольно устаревшее мнение. Излишняя официальность уходит в прошлое, а ей на смену приходят стильные луки. Деловая одежда позволяет выглядеть женственно и элегантно, при этом женщина может найти разные способы подчеркнуть свою индивидуальность.

Выбирайте удобные по размеру вещи, которые не будут сковывать движений, комфортные и приятные к телу ткани, не вызывающие аллергии. Подбирайте модели по сезону. В теплое время года следует отдать предпочтение натуральным смесовым тканям: натуральным – потому что тело должно дышать, а добавление синтетики не позволит льну или хлопку сильно мяться. Зимой выбирайте вещи с добавление шерсти – элегантные и по-настоящему теплые.

Женский деловой стиль сегодня – это классические модели, адаптированные под современные тенденции. Допустимая цветовая гамма: черный, белый, серый, синий, зеленый, красный, фиолетовый, голубой, бежевый, бордовый. Перечисленные цвета могут быть разбавлены приглушенными оттенками любого другого цвета. Если вы работаете в молодежной компании или креативной индустрии, ограничений по цветам нет.

Костюм

Двубортный зеленый приталенный жакет Charuel на двух пуговицах

Женский деловой костюм – вариант и для повседневной офисной рутины, и для особо важных переговоров. Чтобы в костюме было комфортно даже жарким летом, он должен быть сшит из смесовой ткани – например, хлопка с эластаном. Для проведения встреч выбирайте строгую модель и фасон, чтобы не отвлекать внимание от сути. В других случаях допускается костюм-оверсайз интересного кроя или цвета.

Брюки

Широкие брюки Charuel с высокой посадкой

К деловому стилю относятся брюки с широкими или зауженными штанинами, в том числе укороченные. Кюлоты – тоже допустимый вариант. Брюки с высокой посадкой делают талию стройнее, а длинные штанины прямого кроя визуально удлиняют ноги. Заниженная посадка недопустима. Выбрав низ классической длины, следите, чтобы каблук был прикрыт на 1/3.

Пиджак

Деловой пиджак сочетается как с юбкой, так и с брюками, а многие модели интересно смотрятся с шортами. Выберите модель, ориентируясь на параметры своей фигуры. Девушкам низкого роста подойдут удлиненные модели. При большом размере груди стоит выбирать приталенные фасоны. Высокий рост и хрупкое телосложение предоставляют больший простор для маневра. Если вынуждены носить пиджак в теплое время года, можно слегка закатать рукава.

Юбка – одна из универсальных вещей делового гардероба. Правильная длина в офис – миди или чуть выше колена. Самая популярная модель – юбка-карандаш. Но этот крой хорошо сидит на идеальной фигуре. Чтобы скрыть или скорректировать недостатки, многие выбирают А-силуэт. Комбинируя юбку из одного костюма с пиджаком из другого, обращайте внимание на сочетаемость цветов и тканей: выбрав ярко-красный низ, его лучше уравновесить нюдовым жакетом, а кожаным может быть только верх или низ.

Платье

Двубортное бежевое платье-пиджак Charuel

Модели деловых платьев тоже могут быть невероятно стильными. Летние варианты шьются из более легких тканей, зимние – из утепленных. Приталенные, оверсайз, с юбкой-карандаш или юбкой-солнце, длинным и рукавом ¾ – выбор должен зависеть от ситуации, сезона и ваших намерений.

Блузы и рубашки

Белая шелковая рубашка Charuel

Главный критерий при выборе рубашки – качественная непрозрачная ткань и точное соответствие размеру. Рукава не должны тянуть, а плечи – быть тесными. Носите блузы базовых цветов: имея в офисе запасную белую рубашку, вы сможете переодеться, если внезапно посадите пятно за ланчем. Нежная бежевая блуза из шелка или атласа позволит легко превратить деловой образ по окончании рабочего дня в неофициальный – достаточно сменить пиджак на кожаную косуху и взять в руки клатч.

Требования к прическе

К прическе, как и к одежде, деловой стиль предъявляет ряд требований. В одних компаниях могут быть неуместны распущенные волосы, в других – волосы ярких цветов. Главное – регулярно обновлять стрижку, не допускать отросших корней или несвежести волос. Консервативные отрасли не приветствуют ношение дредов или косичек, но в креативных индустриях подобные прически не вызывают вопросов.

Маникюр

Маникюр не подразумевает обязательное покрытие лаком, главное – чтобы он был. Если строгий регламент вашей компании подразумевает только короткую длину ногтей и нейтральные оттенки лака, в этом можно найти свои плюсы – такой маникюр универсален. Обычно корпоративная этика диктует особые правила к внешнему виду в корпорациях, сотрудники которых часто и активно взаимодействуют с клиентами: банки, юридическая, финансовая сфера и т.д.

Макияж

Обувь

Офисная обувь должна быть удобной, стильной, не слишком яркой. И обязательно – очень качественной. Выбирайте модели с удобной колодкой и устойчивым каблуком. Классика – светлые и темные лодочки, лоферы, броги, изящные ботинки. Цвет обуви зависит от цвета одежды. Деловой образ допускает ношение спортивной обуви, но действовать нужно очень аккуратно: слишком большой свуш или яркие шнурки плохо сочетаются со строгими или вещами в стиле casual.

Читайте также: