Для чего было создано бюро исправительных работ

Обновлено: 01.05.2024

Цель данной работы – определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ и определить порядок его исполнения.

В процессе работы необходимо решить следующие задачи:

- изложить историю развития наказания в виде исправительных работ;

- определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ;

- охарактеризовать правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ;

- рассмотреть порядок исполнения наказания в виде исправительных работ.

Данная работа основана на изучении Уголовного кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В работе использованы материалы учебников и учебных пособий по уголовному праву, по уголовно-исполнительному праву, а также материалы периодической печати, где освещаются вопросы правовой регламентации данного вида наказания.

История развития наказания в виде исправительных работ и правовые условия назначения

История развития наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы как вид наказания были предусмотрены уже в первых законодательных ак­тах советского государства. Менялось их название (обяза­тельные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), отпадали или возникали некоторые правоограничения, но основные чер­ты оставались неизменными.

Достоинством рассматриваемой меры наказания явля­ется то, что осужденный к исправительным работам про­должает трудиться на той же должности, что и до осужде­ния. Он живет дома, сохраняется его право на жилую площадь, не разрываются связи с семьей и трудовым коллективом по месту работы[1].

До введения в действие Уго­ловного кодекса Российской Федерации в законодательстве предусматривалось два вида этого наказания - по месту ра­боты и в иных местах, определяемых органами, исполняющи­ми этот вид наказания, но в районе жительства осужденного. Еще в 60-е годы активно ставился вопрос о нецелесооб­разности сохранения второго вида исправительных работ. Суды крайне редко применяли его на практике. Его правовая регламентация предусматривала обязательное увольнение осужденного с места его работы, в результате он должен был выполнять работу не по специальности.

У осужденных к это­му виду наказания был ряд дополнитель­ных карательных элементов, которые было очень трудно объяснить с позиции целесообразности усиления кары (на­пример, лишение осужденного пособия по случаю рождения ребенка или в случае смерти члена его семьи, лишение род­ственников осужденного пособия в случае его смерти и др.).

Уже тогда возникали трудности в трудоустройстве та­ких осужденных, особенно в мелких населенных пунктах, где другого предприятия для работы осужденного найти не удавалось. При поступлении на работу осужденный оказывался в коллективе, где его не знали, на работе, не соответствующей его желанию. Большинство из этих лиц увольнялись сразу же после отбытия наказания. По выбо­рочным данным, рецидив среди этих лиц был в 3,5 раза боль­ше, чем среди отбывших исправительные работы по месту работы[2]. Поэтому и вносились предложения об упразднении второго вида исправительных работ.

В сегодняшних усло­виях существование исправительных работ в иных местах вообще было бы невозможно, так как у уголовно-исполнительной инспекции нет возможности трудоустраивать осуж­денных. С принятием Уголовного кодекса Российской Фе­дерации 1996 г. и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. второй вид исправительных работ был исключен из законодательства.

Карательные элементы наказания в виде исправитель­ных работ нашли свое отражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. Ряд авторов не без основа­ния подверг за это отечественное законодательство критике. Указыва­лось, что карательные элементы должна регламентироваться в Уголовном кодексе, задачи же Уголовно-исполнительного кодекса (в то время - исправительного) - регламен­тация исполнения наказания, то есть реализация правоограничений. В принципе, эту критику следует признать обосно­ванной, но, к сожалению, этот недостаток можно видеть и при регламентации других наказаний[3].

Как видно из правовой регламентации исправительных работ, карательные элементы этого наказания проявляются, прежде всего, в удержаниях части заработка. Удержания были характерны для этого наказания на всем протяжении истории его развития, но разрешенный законом процент удержаний существенно менялся. Так, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. установил, что осуждение к принудительным работам должно влечь удержание в размере 25% заработка осужденного. Однако в 1928 г. эта норма была изменена. В новой редакции ст. 32 ИТК предусматривала, что принуди­тельные работы оплачиваются в размере государственного минимума заработной платы, установленного для данной ме­стности, но только для лиц, отбывающих это наказание по прежнему месту работы. Все остальные осужденные, как это было предусмотрено ст. 34 ИТК, отбывали данное наказание бесплатно, то есть у них удерживался весь заработок[4].

В других республиках СССР вопрос решался по-разно­му: удержания колебались от 40% до 100%. В 1932 г. было издано постановление ЦИК СССР, которое устранило разно­бой в уголовных кодексах разных республик и ограничило процент удержаний размером в 25%.

В 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик снизили процент удержаний из заработка до 20%. В таком виде он был воспроизведен в УК РСФСР 1960 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. уста­навливает размер удержаний из заработка осужденных в пределах от 5% до 20%. Закон специально не указывает, чем должен руководствоваться суд, назначая тот или иной конк­ретный процент удержаний. Представляется, что суды в данном случае должны руководствоваться положениями ст. 60 УК и учитывать характер и степень общественной опас­ности преступления и личность виновного, в том числе и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуж­денного и на условия жизни его семьи. Последнее указание имеет особенно важное значение применительно к рассмат­риваемому вопросу, ибо ясно, что размер удержаний из за­работка осужденного ущемляет интересы не только его са­мого, но и всех членов его семьи.

Однако это правоограничение Уголовно-исполнительным кодексом было весьма существенно ослаблено по сравне­нию с ранее действовавшим законодательством. Часть 2 ст. 44 УИК установила, что удержания производятся только из заработной платы осужденного и лишь по основному месту работы. (Основным является то место работы, где у осуж­денного находится трудовая книжка.) Между тем ранее дей­ствовавшая ч. 2 ст. 95 ИТК РСФСР прямо указывала, что с лиц, работающих по совместительству, удержания произво­дятся из заработка по каждому месту работы. Если иметь в виду, что в настоящее время значительная часть граждан России работает по совместительству, иногда и в несколь­ких организациях, станет ясно, что удержания у этих лиц су­щественно сократились.

Имущественные взыскания, которые были всегда при­сущи рассматриваемому наказанию, дали основание неко­торым авторам в 20-х - 30-х годах считать исправительные работы штрафом в рассрочку. На этом основании предла­галось отказаться от этого наказания.

В последующие годы эта точка зрения поддержана не была, и ряд авторов выступил против нее в защиту сохранения исправительных работ как самостоятельной меры наказания. Было указано, что в настоящее время речь может идти лишь о дальнейшем повышении эффек­тивности исправительных работ, о выявлении и устранении тех причин и условий, которые мешают в полной мере ис­пользовать возможности данного вида наказания в борьбе с преступностью.

Необходимо сказать, что предложения об отказе от ис­правительных работ делались и в период разработки Уголов­ного кодекса Российской Федерации 1996 г. Более того, в одном из опубликованных проектов Уголовного кодекса этой меры наказания не было. Принятие этого предложения при­вело бы к существенному росту лишения свободы за счет лиц, совершивших преступления небольшой тяжести. Суд фактически встал бы перед дилеммой - лишение свободы или штраф, ибо предусмотренные в УК обязательные рабо­ты, ограничение свободы и арест, помещенные между штра­фом и лишением свободы, не применяются и вряд ли будут применяться в ближайшие годы, поскольку ни арестных до­мов, ни исправительных центров, ни полноценных уголовно-исполнительных инспекций, способных исполнять обязатель­ные работы, в уголовно-исполнительной системе нет. Не предусмотрены для этого и финансовые ассигнования в бюджете. Если учесть финан­совое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, - ясно, что большинство из них оказалось бы в местах лишения свободы. Однако протесты юридической общественности были услышаны законодателем и исправительные работы нашли свое место в Уголовном кодексе[5].

Нельзя не отметить, что новая регламентация исправи­тельных работ в УК и УИК Российской Федерации привела к ослаблению ущемления именно имущественных прав осуж­денных, но ввела целый ряд обязанностей неимущественно­го, главным образом профилактического характера, кото­рые они должны исполнять. Изложенное показывает, что сам законодатель не считает имущественные ограничения основными карательными эле­ментами исправительных работ.

Одним из правоограничений по данному виду наказания является ограничение времени отпуска. Необходимо отметить, что вопрос о предоставлении от­пуска лицам, отбывающим исправительные работы, в исто­рии российского уголовного права решался по-разному. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. впервые отменил предоставление отпусков рассматриваемой категории осуж­денных. Одновременно было запрещено засчитывать время отбывания наказания в стаж, необходимый для получения от­пуска. Это положение было воспроизведено Исправительно-трудовым кодексом 1970 г. и существовало до 1992 г., когда в кодекс были внесены изменения и осужденным к исправи­тельным работам было предоставлено право на отпуск, хотя и сокращенный по сравнению с предусмотренным тогда Кодексом законов о труде. Как известно, ч. 1 ст. 67 КЗОТ ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливала продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Статья 94 ИТК РСФСР 1970 г. устано­вила этот отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней. Статья 39 УИК Российской Федерации сохраняла такую про­должительность отпуска, но предложила организации, в кото­рой работает осужденный, согласовывать его с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно уточнено, что все другие виды отпусков предоставляются осужденным на об­щих основаниях. Это касается дополнительных отпусков и отпусков в связи с временной нетрудоспособностью, а также по беременности и родам. Поскольку эти отпуска связаны с поддержанием здоровья осужденного, понятно, что факт осуж­дения их касаться не должен.

По-разному решался и вопрос о включении времени от­бывания наказания в трудовой стаж осужденного. Основ­ные начала уголовного законодательства Союза ССР и со­юзных республик 1924 г. в ч. 2 ст. 19, введенной в 1935 г., предложили не засчитывать срок отбывания исправительно-трудовых работ во все виды трудового стажа. Это положение суще­ствовало в нашем законодательстве до 1992 г., хотя и подвергалось сомнению учеными. Трудовой стаж факти­чески фиксирует факт трудовой деятельности осужденно­го. Как известно, во время отбывания осужденным испра­вительных работ его трудовая деятельность ничем не отличается от работы иных лиц, не отбывающих наказание. Карательный элемент, связанный с исключением этого вре­мени из трудового стажа, сказывается при назначении пен­сии много лет спустя, когда практически у всех этих лиц погашена судимость. При таких условиях о воспитательном и предупредительном значении этой меры говорить не приходится. Поэтому целый ряд ученых пред­ложил отказаться от этого правоограничения. Законода­тель поэтапно соглашался с этими предложениями.

В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. было разрешено вклю­чать время отбывания исправительных работ в общий трудо­вой стаж при условии добросовестной работы и примерного поведения осужденного. Для этого отбывший наказание дол­жен был специально обратиться с заявлением в суд[6].

Уголовный Кодекс РФ 1996 года и Уголовно-исполнительный Кодекс РФ 1997 года не содержат такого правоограничения, как исключение времени отбывания исправительных работ из трудового стажа осужденного. Поэтому следует признать, что время отбывания наказания в виде исправительных работ засчитывается во все виды трудового стажа на общих основаниях.

Исправительные работы принадлежат к числу наказа­ний, которые представлены в санкциях значительной части статей Уголовного кодекса. При этом от одного кодекса к другому удельный вес санкций, включающих исправитель­ные работы, неизменно растет. Так, в УК 1922 г. насчитывалась 71 санкция с исправительными работами, что составляло 27% всех санкций, в УК 1926 г. на начало его действия - 93 санкции (22%), в этом же УК в конце его действия - 118 санкций (19%), в УК 1960 г. -154 санкции (42%), в УК 1960 г. в конце его действия - 194 санкции (54,6%), в УК РФ 1996 г. - 195 санкций (64,6%)[7]. Как видим, и абсолютно, и относительно удельный вес исправи­тельных работ в уголовных кодексах возрастает.

Чаще всего исправительные работы назначались за при­чинение легкого вреда здоровью и побоев (33,8%), экологичес­кие преступления (13,8%), причинение тяжкого и средней тя­жести вреда здоровью при смягчающих обстоятельствах .13,6%), умышленное уничтожение и повреждение имущества 10,9%), обман потребителей (8,9%), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (6,8%), зло­бное уклонение от уплаты алиментов (5%), преступления, связанные с незаконным обращением с оружием (4%)[9].

Подводя итог сказанному, можно отметить, что на про­тяжении истории развития наказания в виде исправительных работ уровень кары в этом наказании постепенно сни­жался, но возрастала профилактическая направленность, что проявилось особенно при регламентации его исполнения в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что фактическое применение исправительных работ постепенно сокращается, несмотря на то, что законодатель увеличивает в Уголовном кодексе число санкций, в которых включено наказание в виде исправительных работ.

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Комментарии к ст. 39 УИК РФ

1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ - исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы - одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается "в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства".

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 - 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

- не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

- не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

- не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

- уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

- выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

- не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

- в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

- в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

- находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

- в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.

Исправительные центры для принудительных работ: условия жизни, режим и другие практические моменты

В связи с недавними поправками в статьи 53.1 УК и 80 УК стал особо актуальна возможность замены лишения свободы на принудительные работы.

Замена лишения свободы на принудительные работы по ст.80 УК

По сравнению с сроками, необходимыми для УДО и по сравнению со сроками, необходимыми для замены лишения свободы на иные виды наказания (не принудительные работы, а иные), для замены лишения свободы именно на принудительные работы вводятся сильно сниженные сроки.

При этом, в отличие от того же УДО, нет специальных ограничений для преступлений, связанных с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Но остались ограничения по преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Принудительные работы по УК

Согласно 53.1 УК принудительные работы – это альтернатива лишению свободы. Назначать их на срок более пяти лет нельзя, но в порядке замены наказания по 80 УК – можно и больше пяти лет. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями уголовно-исполнительной системы. Из заработной платы осужденного удерживается в доход государства от пяти до двадцати процентов.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, инвалидам 1 и 2 группы, беременным женщинам, женщинам с детьми до 3-х, женщинам старше 50 лет и мужчинам старше 60 лет, а также военнослужащим.

Исправительные центры и режим в них

Принудительные работы – это совсем не свобода, хотя считается, что это наказание, не связанное с лишением свободы. Отбывать принудительные работы нужно в специальном центре со своим режимом, и сроки отбытия в случае замены лишения свободы остаются те же.

Исправительные центры представляют собой определенные объекты в подчинении ФСИН, в которых осужденные проживают весь назначенный им срок (60.1 УИК).

Обобщенно – это огражденная, охраняемая территория с общежитием и служебными постройками.

Фактически разные исправительные центры отличаются своим режимом друг от друга.

Внимание: приведенные ниже примеры могут не соответствовать условиям какого-то конкретного центра.

Режим работы

Во всех центрах осужденный обязан трудиться.

Работу предоставляет центр и фактически она осуществляется не в самом центре, а за его пределами, но только в пределах муниципального образования, в котором находится центр.

Работу дают предприятия и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующий договор с исправительным центром. Можно работу найти самостоятельно в том же населенном пункте – только не каждый работодатель на это пойдет.

Говорят, для привилегированных особ есть такая уловка – просто предоставляется договор с неким работодателем, а работы фактически не выполняются, осужденный занимается своими делами.

Сферы работы самые низкооплачиваемые – уборка, ЖКЖ, низкоквалифицированное строительство. Оплата близка к минимальной. С учетом вычета государства (от 5 до 20 %) – самому осужденному на таких работах не разбогатеть. А есть еще вычеты на еду, коммуналку и вычеты на оплату ущерба от преступления (если это есть в приговоре).

Если работа не найдена (её не всегда хватает), осужденный сидит на территории центра. Те осужденные, у кого малые сроки, так до конца срока и отсиживают без всякой работы.

Каждый день на работу можно выходить из центра, а если работы нет – выходить можно только по специальному разрешению.

Есть отдел по надзору – он проверят, как осужденный работает, приходят к работодателю, смотрят, где осужденный, чем занимается, трезв ли он.

Условия жизни

В центре кормят. Правда вычитывают деньги на питание с заработка осужденного. Если заработка нет – кормят и так.

Продукты питания можно передавать и проносить с воли без особых ограничений. Алкоголь и азартные игры под запретом. Еду могут проверить на предмет запрещенных вещей.

С заработка вычитают также за оплату коммунальных услуг.

Проживание в общем помещении, иногда на 16-20 человек.

Есть телевизор, можно пользоваться телефонами. Но если на телефоне будет обнаружено содержание порнографического характера, будет дисциплинарное наказание.

Есть и ШИЗО для нарушителей режима.

Запрещены азартные игры, татуировочные машинки.

Выход с территории за пределами рабочего времени – только по специальному разрешению; могут отпустить, а могут не отпустить.

Иногда есть возможность жить не на территории общежития, а в отдельной квартире при определенных условиях, отпускают на квартиру не всех. Всегда могут прийти и проверить квартиру – там ли осужденный, не пьян ли он, проверяют холодильник.

Практический момент – с квартиры легче уйти на УДО чем с общежития, характеристика администрации будет соответствующая – хорошо показал себя в самостоятельных условиях проживания. Поэтому в качестве подготовки к УДО некоторые специально пытаются перейти на проживание в квартире.

Для примера кратко (без детального времени) приведем режим дня для нетрудоустроенных в одном из исправительных центров:

Подъем в 6:00, заправка кроватей;
туалет;
утренняя проверка;
наведение порядка на территории;
личное время (два с половиной часа);
обед;
дневная проверка, воспитательные мероприятия;
личное время;
ужин;
уборка территории, вечерняя проверка, просмотр телепередач, подготовка ко сну;
отбой в 22:00.

Про все другие возможности смягчения приговора, освобождения, о всех механизмах обжалования, об ошибках, совершаемых при обжаловании или освобождении, Вы можете прочитать на сайте Все об уголовных делах москвабюро. Рф.


Обязательный, исправительный, принудительный – в чем разница?

Институт наказаний в виде обязательных, исправительных и принудительных работ в России крайне молод. Уголовное наказание в виде исправительных работ стало назначаться в РФ с 2003 года, обязательные – с 2005 года. Принудительные работы были введены в УК РФ только в 2011 году, применять данный вид наказания суды стали с 2013 года, хотя официально его ввели в действие и вовсе в 2017 году. Преимущества работ по приговору суда довольно очевидны. Осужденный не изолируется от общества, он трудоустроен, имеет возможность покидать территорию исправительного центра в свободное от работы время, выходные и праздничные дни, а также при проведении ежегодного оплачиваемого отпуска (в случае принудительных работ).

Однако работает этот механизм все еще с пробелами и со сбоями. Прежде чем перейти к ним, разберемся, в чем же разница между тремя видами работ.

Во время обязательных работ (статья 49 УК РФ) осужденный занимается
в свободное от основной работы или учебы время бесплатным общественно-полезным трудом. Вид таких работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Срок исполнения – от 60 до 480 часов, не больше четырех часов в день.

Исправительные работы (статья 50 УК РФ) иногда называют особой формой штрафа. Осужденный продолжает посещать основное место работы, но из его заработной платы взимается определенная сумма в доход государства (от 5 до 20%). Срок исполнения – от двух месяцев до двух лет. Если основного места работы у осужденного нет, то он отбывает наказание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, в районе своего места жительства.

Во время исполнения принудительных работ осужденные живут в исправительном центре и получают заработную плату, из которой также от 5 до 20% уходит в доход государства. Срок исполнения – от двух месяцев до пяти лет.

Если говорить о конкретных преступлениях, то обязательные работы чаще всего назначаются за управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее подвергавшимся за аналогичное нарушение административному наказанию (статья 264.1 УК РФ). На долю этих преступлений приходится около 40% всех приговоров к обязательным работам. Еще примерно 20% приговоров приходится на кражи. Из других преступлений чаще всего обязательные работы назначаются за причинение легкого вреда здоровью, угрозу убийством, нарушение неприкосновенности жилища, незаконный оборот наркотиков без цели сбыта и оскорбление представителя власти.

Исправительные работы более чем в половине случаев назначаются за неуплату средств на содержание детей (примерно 60% приговоров). Из других преступлений чаще всего исправительные работы назначаются за нарушение неприкосновенности жилища и оскорбление представителя власти.

Принудительные работы чаще всего назначаются за кражи и неуплату средств на содержание детей (примерно по 25% приговоров). Из других распространенных преступлений – грабеж и управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, ранее подвергавшимся за аналогичное нарушение административному наказанию.

Уже отмечалось, что система обязательных и исправительных работ вводилась как более мягкая и эффективная мера наказания, так как осужденных не изолируют от общества и привлекают к труду. По мнению Алексея Добрынина, введение же принудительных работ связано, скорее, с большой долей осужденных к лишению свободы условно, которые к труду не привлекаются.

Выходит, что данные меры наказания эффективны, применимы и перспективны. В чем же проблемы?

Ожидание vs реальность

1. Извините, мест нет

Если обратиться к статистике, то последние четыре года к обязательным и исправительным работам в сумме отправляют от 20 до 25% осужденных. К принудительным же работам все еще привлекается меньше 1%, в 2019 году такое наказание получили 908 человек. По мнению экспертов, дело тут в банальной нехватке мест.

Ожидание. В 2012 году в Научно-исследовательском институте ФСИН писали, что для осуществления принудительных работ в России будут созданы исправительные центры, рассчитанные на 200 осужденных. Штатная численность сотрудников таких центров составит 30 человек. К 2020 году планировалось создание 150 таких центров.

По официальным данным ФСИН, около 190 тысяч осужденных к лишению свободы имеют формальные основания подать ходатайство на замену части неотбытого наказания принудительными работами, а вместимость центров составляет около 5000 человек. При этом кажется, что суды настолько перестраховываются, что некоторые исправительные центры не заполнены даже наполовину. С этим, в частности, в своей работе столкнулся Игорь Пастухов.

В целом количество приговоренных к принудительным работам медленно, но все-таки растет, как, впрочем, и потихоньку строятся новые места отбытия наказания.

2. Работа не для всех

Ожидание. Соблюдение порядка и условий отбывания наказаний в виде обязательных и исправительных работ зависит от правосознания каждого осужденного. Уголовно-исполнительные инспекции проводят с осужденными индивидуальную воспитательную работу, направленную на мотивацию их к правопослушному поведению, соблюдению условий и порядка отбывания наказания. На организации же, в которых осужденные отбывают наказание, возлагается обязанность по осуществлению контроля за осужденным, уведомлению уголовно-исполнительной инспекции о допущенных осужденным нарушениях трудовой дисциплины.

Реальность. Исправительные и обязательные работы не предполагают тотального контроля со стороны учреждений уголовно-исполнительной системы. Более того, по объективным причинам они не в состоянии индивидуально подходить к каждому своему подопечному и следить за качеством выполняемой работы. На самом деле, согласно законодательству РФ, работа уголовно-исполнительной инспекции в принципе ограничивается только проведением индивидуальной воспитательной работы с каждым осужденным. Контроль качества выполняемых работ возложен на администрацию организации, в которой осужденный трудоустроен или отбывает наказание.

По данным ФСИН, за 2019 год в отношении 21% осужденных к исправительным работам была проведена замена наказания более строгим из-за злостного уклонения от работ, 2% – находились при этом в розыске, аналогично с осужденными к обязательным работам – у 14% заменили наказание на более строгое, из них разыскивались 4%. Эти цифры означают, что, во-первых, применение мягкого наказания на долю осужденных никак не способствует улучшению их поведения. Во-вторых, у инспекции прибавляется работы, то есть она уделяет еще меньше внимания своим подопечным, которые все еще работают, некоторые из них начинают хуже выполнять свои обязанности или уклоняться от них – замкнутый круг.

3. Жизнь за гранью МРОТ

Ожидание. Удержание определенного процента из заработка осужденного – один из карательных элементов исправительных и принудительных работ. Сумма удержания не может превышать 20%. В случае ухудшения материального положения осужденного уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера взиманий.

Реальность. Весомым доводом ухудшения материального положения может стать какой-либо инцидент: например, болезнь или травма, признание инвалидом трудоспособного члена семьи, рождение ребенка, уничтожение имущества либо причинение ущерба осужденному и его семье в результате пожара или стихийного бедствия. Просто так доказать суду, что зарплата маленькая и ее не хватает на жизнь, – крайне сложно.

Довольно часто по этой причине осужденные находятся на иждивении своей семьи, но ясно, что не у всех найдутся на это средства. Так что, возвращаясь к предыдущему пункту, некоторые действительно уклоняются от работ просто потому, что не хотят работать, для некоторых же – это способ выжить. Сознательно отказываясь от трудоустройства, они ожидают лишения свободы, где будут на полном государственном обеспечении.

4. Нам не нужны такие работники

Ожидание. На работодателей распространяются требования трудового законодательства Российской Федерации, в том числе создание для осужденных к принудительным работам благоприятных условий труда, обеспечение права на своевременную и в полном размере выплату заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Кроме того, при отбывании наказания в виде принудительных работ исправительные центры осуществляют дополнительный контроль
за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Реальность. Еще в 2012 году Научно-исследовательский институт ФСИН писал, что работодатели, мягко говоря, с неохотой берут на работу людей с непогашенной судимостью. Для представителей бизнеса необходим реальный посыл в виде определенных льгот при трудоустройстве такой категории лиц. Пока же на законодательном уровне подобные льготы нигде не закреплены.

В 2020 году это проблема все еще не решена. «Актуальным вопросом деятельности уголовно-исполнительных инспекций при исполнении исправительных работ и исправительных центров при исполнении принудительных работ является сомнения работодателей в приеме на работу лиц с судимостью, – отмечает пресс-бюро ФСИН.

Понять бизнес можно: не все осужденные готовы добросовестно исполнять свои обязанности, а кто готов – по истечении срока наказания, скорее всего, уйдет, и работодатель потеряет хорошего работника. Решение этой проблеме есть: льготы и различные поощрения бизнесу, принимающему на работу осужденных, либо перевод обязательных/исправительных/принудительных работ на выполнение государственного заказа.

Обязательные, исправительные, принудительные работы – молодая мера наказания. В ней есть прорехи и пробелы. Однако над ней действительно работают, а приговоры по этой мере с каждым годом назначаются все увереннее и чаще.


Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Исправительные работы – что это

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях — обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

Кому не могут быть назначены

вид наказания исправительные работы

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется.

Пример №2. По итогам судебного рассмотрения уголовного дела вынесен обвинительный приговор в отношении Самойловой П.Р., которой было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% в доход государства. После вступления в законную силу приговора его копия поступила в адрес инспекции, в день проведения беседы осужденная сообщила, что находится в состоянии беременности, о чем предоставила справку от врача. Самойловой П.Р. было разъяснено, что она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке отбывания наказания, с учетом предоставленного больничного по родам и отпуска по уходу за ребенком. Впоследствии заявление судом было удовлетворено.

Пример №3. Пока копия приговора доставлялась в адрес инспекции, за этот период времени Симонову А.К. был поставлен диагноз, который явился основанием для признания его инвалидом 1 группы. В этой связи, ему нельзя было отбывать наказание, впоследствии он был освобожден от него судом.

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:

В Ленинский районный суд г. Самары

Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания

20.10.2021 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболевание – сахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Порядок отбывания

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:

  1. Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
  2. В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.

Пример №4. Власов Е.А. был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. По приговору от 17.03.2021 ему были назначены исправработы, поскольку за преступление, совершенное им, иного вида наказания предусмотрено Уголовным кодексом не было. За те много лет, которые Власов Е.А. провел за решеткой, у него развился туберкулез последней стадии, был поставлен соответствующий диагноз, при наличии которого работать нельзя вообще. Получив соответствующее заключение комиссии врачей, инспектор обратился в суд о замене наказания на другой вид.

Пример №5. Иванов Г.Е., страдающий астмой, отбывал исправительные работы, был грузчиком. Ранее суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку заключение врачей не содержало запрета трудиться, а также у Иванова Г.Е. не было инвалидности. Иванов Г.Е. обратился к инспектору с заявлением о переводе на другую должность, поскольку физически тяжелый труд грузчика для него является фактором, усугубляющим течение болезни. В организации, где осужденный отбывал наказание, имелась вакансия поливщика, куда он и был переведен.

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Вопрос:
Могут ли оформляться больничный или отпуск на той работе, которая определена органами органом исполнения наказания?

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Контролирующие органы и его полномочия

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:

Пример №6. Романов Е.К. был осужден к исправительным работам сроком на 1 год, с удержанием 10% из заработка в доход государства. Романов К.Е. неоднократно нарушал порядок отбывания наказания, за что был письменно предупрежден об ответственности. Впоследствии во время рейда участковый полиции остановил гражданина, поведение которого говорило об алкогольном или наркотическом опьянении. Этим человеком оказался Романов К.Е., который в рабочий день употребил алкоголь и не вышел на работу. Участковый задержал Романова К.Е. за совершение административного правонарушения (нахождение в общественном месте в состоянии опьянения) и направил в УИИ ходатайство о замене исправительных работ лишением свободы ввиду допущенных со стороны Романова К.Е. нарушений. Впоследствии это ходатайство судом было удовлетворено.

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Пример №7. Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).

Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

Читайте также: