Дипломная работа ознакомление с трудом взрослых старших дошкольников в условии реализации фгос

Обновлено: 21.05.2024

Автор: Посохина Марина Владимировна

Населенный пункт: Пермский край ЗАТО Звёздный

Актуальность проблемы:

Цель проекта: Создание условий для воспитания уважения к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей.

Задачи проекта:

- Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

- Развивать умение детей ориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.

- Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

- Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

- Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Вид проекта: Познавательный, информационный, творческий.

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).

Сроки реализации: Долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2020 год).

Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Гипотеза проекта:

Планируемый результат:

Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

- повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя:

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Условия реализации проекта:

- Организация предметно - развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

- Осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

- Создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Этапы проекта:

I этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Методы сбора информации:

- Анализ современных образовательных программ ДОО

- Обследование предметно-пространственной среды

- Беседы с детьми

- Наблюдение за играми

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям.

- Рассказы о разных профессиях.

- Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Познавательное развитие:

- Знакомство с профессиями родителей.

- Встречи с интересными людьми.

Речевое развитие:

- Прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие:

Игровая деятельность:

- Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Работа с родителями:

- Встречи с интересными людьми.

- Рассказы родителей о своих профессиях.

Вывод:

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Реализация проекта показывает свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решаются, а цель достигается так как проект ещё в стадии реализации и его окончание состоится в мае 2020 года. Реализация данного проекта помогает пробудить интерес и уважение детей к разным профессиям взрослых. Ребята узнали и узнают много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Ожидаемые результаты:

Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. Знакомство детей с профессиями происходит и во время игр, так как игра это ведущий вид деятельности дошкольника. Дети знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии, мастер – классы, встречи с интересными людьми - знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но мы считаем, что это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни. Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Список используемой литературы:

2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

7. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

8. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

10. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011. - 202 с.

11. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

13. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

14. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

15. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

16. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

17. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

18. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

19. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

20. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

Дипломная работа

Введение 3
Глава І. Теоретический анализ воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 5
1.1. Развитие теории трудового воспитания дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых в педагогических исследованиях 5
1.2. Проблема преемственности в трудовом воспитании 12
1.3. Воспитание трудолюбия у детей в процессе ознакомления с миром взрослых в условиях современного дошкольного учебного заведения 19
Глава 2. Экспериментальное исследование по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 27
2.1. Организация эксперимента 27
2.2. Методики исследования 28
2.3. Анализ результатов исследования воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 35
Глава 3. Коррекционная робота по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 47
3.1. Система работы по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых 47
Заключение 55
Список использованной литературы 57

Введение

Актуальность дипломной работы определяется сложностью и многомерностью проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития системы дошкольного образования, характерными чертами которой являются обновление содержания и поиск новых образовательных технологий, ориентированных на развитие личности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросы трудового воспитания подрастающего поколения периодически активизируются и совпадают с глобальными процессами экономического развития государства. Основные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников поэтапно и целенаправленно менялись и за период с 20-х годов ХХ века до наших времен эти изменения перетерпели кардинального характера: от сплошного коллективизма и уравнивания всех и во всем к развитию самостоятельности и проявления индивидуальности личности в труде. Сегодня мы можем констатировать, что в России существует собственная педагогическая школа, которая отличается оригинальными подходами к решению проблемы воспитания трудом на основе принципов народности, демократичности, гуманизма, антропологизма, идей свободного воспитания. С 60-х по 90-е годы ХХ века вопросам трудового воспитания дошкольников были посвящены научные исследования С. Борисовой, Т. Введенской, В. Павленчик, Г. Мельничук, Г. Беленькой, Г. Машовец и ряда других. Однако последние 15 лет внимание к проблеме воспитания детей в труде снизилась.
Таким образом, возникает проблема воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых, средств формирования опыта коррекции данной проблемы.
Объект исследования – воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
Предмет исследования – трудолюбие у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
2. Выявить и проанализировать особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
3. Разработать рекомендации по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова, Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, В.М. Коротова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Т.И. Шамовой, И.Ф.Свадковского, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт.
Методы исследования: решение поставленных задач было обеспечено комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа психологической и педагогической литературы; диагностические; экспериментальные.
База исследования: дошкольное общеобразовательное учреждение.

Список литературы

Как принять участие?:

Зарегистрироваться на сайте (необязательно) нужно только для оплаты.

Выбрать мероприятие в котором хотите принять участие.

Заполнить заявку, подписать конкурсные работы и оплатить, д ля оплаты скачайте на сайте квитанцию.

Дата публикации: 09.12.2020

Автор: Гебель Ольга Александровна,
воспитатель,
МДОУ “Детский сад п. Пробуждение”
Саратовская обл. Энгельсский район

«Любовь ребенка к людям труда – источник

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами деятельности. Воспитывать трудолюбие, уважение к труду и трудовые навыки необходимо с ранних лет. По этому, одно из главных направлений воспитания детей в детском саду - трудовое воспитание, главной задачей которого является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО.

Радость труда, одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развивать это чувство у маленьких детей – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда.

Необходимо формировать у детей представления об общественной значимости труда взрослых. Формирование этой значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат. Работа по формированию представлений об общественной значимости труда должна вестись последовательно.

Первый этап – обучение детей умению видеть результат в каждом процессе труда, ожидать его появления, понимать для чего он нужен. Это характерно для младших групп.

На втором этапе у детей среднего возраста формируется способность высказать более широкое суждение о значимости отдельных видов труда, обосновать их необходимость и свое отношение к ним, опираясь на конкретные знания о трудовых процессах и их результатах, углубляется интерес к труду людей. Это отражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, появляются игры, отображающие этот труд.

Третий этап (старшая, подготовительная группы) - формирование обобщенных представлений о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия и ценности его результата для людей.

На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значение их для людей, необходимости труда вообще. Дети способны делать выводы об общественной значимости разных профессий.

У детей формируются прочные и осознанные знания: 1 – об отдельных трудовых процессах и их результатах; 2 – о процессах входящих в тот или иной вид труда. Это требует систематичности, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых:

  • наблюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат (здесь важна повторность наблюдений);
  • экскурсии и встречи с представителями профессий;
  • обобщающие беседы, проводимы с широким использованием наглядности;
  • игры-занятия, повторяющие тот или иной труд;
  • совместная деятельность.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Например, беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых.

На детей младшего возраста сильное влияние оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (врач, сестра). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. Их уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т.п.

Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например электрик, столяр, стекольщик и др. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как маляр окрашивает стены, стекольщик вставляет стекла и т.д.

Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям строителей, и работников транспорта. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении.

Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.

При ознакомлении с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку навыков и умений.

Важно, чтобы усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Занятия способствуют формированию у ребенка стремления подражать взрослым в своем поведении. У детей младших групп это ярче всего проявляется в игре, у старших - в выполнении трудовых заданий.

Маленькие дети не всякую работу взрослых воспринимают как труд. Дети дошкольного возраста, даже старшие, обычно не оценивают как труд умственную работу, организационный труд. Если с ними не проводить специальных бесед, то они плохо разбираются, в чем состоит "труд" воспитателя, заведующей и т.д.

Экскурсии и встречи с представителями профессий

Большое значение придается знакомству с трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми разных профессий.

В ознакомлении дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.

Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, можно провести следующие экскурсии и беседы:

Экскурсия в процедурный кабинет.

- в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

В беседе с медсестрой детского сада дети узнают:

- чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок.

- форма одежды медсестры: белый халат, обязательный головной убор, перчатки, если она делает укол или прививку.

Экскурсия на кухню.

- повара работают на кухне, которая больше, чем кухня у них дома, названия поварских инструментов, увидят, что есть на кухне, где хранятся продукты, и т. д.

В беседе с поваром дети узнают:

- для работы повару необходимы: вода, продукты, кастрюли, баки, половник, нож и т.д.

- результатом работы повара являются: приготовленные блюда.

Экскурсия в парикмахерскую.

Из беседы с парикмахером дети узнают:

- парикмахеру для работы нужны: ножницы, фен, лак, гель, расческа, краска для волос.

- парикмахер делает стрижки, прически, мелирование, модельные стрижки.

- когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, на ухоженный внешний вид.

Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время экскурсий.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

  • получение сведений о профессиях от родителей;
  • от воспитателей детского сада и от сверстников;
  • из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
  • приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нем должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность с известным разделением функций между детьми и взрослыми.

Вовлечение в педагогический процесс, помимо воспитателя, и других работников детского сада выдвинуло вопрос о целесообразности некоторых новых форм трудового воспитания. Сейчас наиболее приняты дежурства и общегрупповой коллективный труд.

Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и занятий.

Бытовой труд: поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, смена чистого белья, стирка мелких вещей, мелкий ремонт белья и одежды, приготовление некоторых блюд.

Труд по обслуживанию игр и занятий: подготовка к занятиям, совместная подготовка материала к занятиям, ремонт игрушек, книг, пособий, изготовление самодельных игрушек и пособий.

Труд в природе: уход за животными, за растениями в уголке природы и на огороде, в цветнике, ягоднике, уборка участка (дворник расчищает площадку, дети увозят снег, няня моет скамьи, веранду, дети подгребают и увозят сучья, сухие листья).

Важное положение при отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей - это соответствие той или иной работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей большой нагрузки, неудобных рабочих поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, образных действий.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует и сам процесс труда, и его результаты. Это в значительной степени зависит от того, открыли ли мы малышу интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем он занят; сумели ли привлечь на помощь игру.

У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к "перевзрослению" детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители также привлекаются к проектной деятельности.

В теории и практике дошкольного воспитания формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей - оказывается чрезвычайно важной. В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстраций, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).

Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку.

Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную.

В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т.д.

В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо.

На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться спать; т.е. няня заботится о детях отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто и т. д. - заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.

На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого обобщения дает озможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Это доступно детям старшего дошкольного возраста при условии формирования всех предшествующих представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Дети подрастают, вместе с ними растет их любознательность, интерес к профессиям людей. И теперь мы проводим более сложные занятия по ознакомлению детей с профессиями строителя, учителя, милиционера, шахтера, пожарного, библиотекаря. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Например, во время экскурсий на овощной рынок, мы старались обратить внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу: овощи лежат по отдельности в лотках; продавец пакует в мешочки; аккуратно взвешивает. Во время наблюдения за работой строителей подчёркивали, как дружно и слаженно они работают, обращали внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, ы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

А после экскурсии в детскую библиотеку дети поинтересовались - как же делают книги? Для ознакомления детей с профессиями людей участвующих в процессе изготовления книг нами разработано занятие "Путь книги".

Читайте также: