Действительна ли справка без печати на больничном листе

Обновлено: 16.05.2024

Справка по форме 182н входит в пакет обязательных документов, которые работодатель обязан выдать увольняющемуся работнику. Данный унифицированный бланк был утвержден в 2013 году – он пришел на смену ранее действовавшему шаблону 4н, в разделах которого невозможно было указать причины нетрудоспособности работника (обновленный вариант справки сдержит более подробную информацию по этой части).

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Документы при увольнении

Увольнение любого работника происходит только после подписания руководителем предприятия соответствующего приказа. На основании него специалист бухгалтерии высчитывает расчетные выплаты, а сотрудник отдела кадров готовит пакет необходимых документов. В число последних входит оригинал трудовой книжки (в том числе и вкладыш) и подготовленные бухгалтером справка 2-НДФЛ и справка по форме 182н.

Период выдачи справки

При этом то, когда именно человек ушел из организации, роли не играет – работодатель обязан выдать справку, даже если с момента увольнения прошел не один год.

Может ли работодатель отказать в выдаче справки

Работодатель не имеет права отказывать увольняющемуся работнику в получении справки 182н, если от него поступило соответствующее заявление. В случае нарушения этой нормы закона, бывший сотрудник предприятия вправе обратиться за установлением справедливости в трудовую инспекцию или суд.

Зачем нужна справка 182н

Справка дает информацию о том доходе, который получил работник за последние два года работы (или меньше, если он проработал на предприятии меньший период). Эти данные нужны для дальнейшего начисления человеку различных социальных льгот и пособий, гарантированных государством, таких как:

  • компенсация лицам, находящимся на больничном листе;
  • беременным и родившим женщинам;
  • тем гражданам, кто осуществляет уход за детьми до достижения ими полуторалетнего возраста.

Кто выписывает справку 182н

Данный документ обычно формирует специалист отдела бухгалтерии предприятия-работодателя, т.е. тот сотрудник, у которого имеется доступ к информации о заработной плате увольняющегося работника. Бланк формируется на основании бухгалтерских данных и отчетности страхователя.

После составления справку в обязательном порядке должны подписать директор организации и главный бухгалтер.

Их подписи будут свидетельствовать о том, что все внесенные в документ данные актуальны и достоверны.

Как делаются компенсационные выплаты на основе справки

Для расчета вышеупомянутых видов компенсаций берется средний заработок работника за один день, что позволяет верно рассчитать пособие по временной нетрудоспособности (при наличии к ней, конечно, уважительной причины, т.к. любое отсутствие на рабочем месте должно быть подтверждено необходимыми документами).

Формула расчета среднедневной з/п с 2013 года такая:

СДЗ = ОЗ : КОД – ДИП

где: СДЗ – среднедневная зарплата,
ОЗ – общая зарплата (за два года);
КОД – количество отработанных дней по календарю (за два года);
ДИП – дни отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком и больничных.

Небольшие пояснения к формуле:

  • ОЗ. Сюда включаются все денежные средства, которые были выданы работнику, при условии, что с них выплачивались взносы в Пенсионный фонд и ФСС. Период расчета: два года до увольнения или отпуска по беременности или родам.
  • КОД. Данный параметр учитывает все фактически отработанные дни за двухлетний период, но не исключено и заполнение дополнительных строк для других отрезков времени, если на них приходится, например, отпуск по беременности.
  • ДИП. По закону, на протяжении времени, которое работник проводит на больничном листе, в отпуске по беременности и родам или уходу за малолетними детьми за ним сохраняется среднемесячная оплата труда. Однако указанные дни не включаются в расчетный период, поскольку с этих выплат отчисления во внебюджетные фонды не делались.

Как оформлять документ

Несмотря на наличие стандартной унифицированной формы, оформление бланка 182н отдается на откуп составителю. Сведения в него можно вносить от руки (шариковой ручкой любого темного цвета, но не карандашом) или заполнять на компьютере, на фирменном бланке (удобно, документ содержит все необходимые реквизиты компании-работодателя) или на обыкновенном листке формата А4.

Проштамповывать справку при помощи печати не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица, как ранее и индивидуальные предприниматели освобождены от требования закона удостоверять свою документацию при помощи штемпельных изделий (если только эта норма не прописана во внутренних локальных актах фирмы).

Справка обычно делается в одном экземпляре, но при необходимости работодатель может выдать ее заверенные копии в нужном количестве.

Можно ли допускать исправления

Ошибки, неточности и помарки в документе недопустимы. При наличии таковых, не стоит заниматься их исправлением, лучше заполнить, завизировать и выдать работнику новый документ, в котором всё будет написано верно и без ошибок.

Структура документа

Бланк формы 182н состоит из нескольких разделов.

  1. В первый включаются сведения об организации, выдавшей справку,
  2. во второй – информация о работнике, для которого она предназначена,
  3. в третьем разделе справки отражаются данные о заработной плате за два последних года, с которой в ПФР и ФСС шли страховые отчисления,
  4. в четвертом — о тех периодах, за которые выплаты во внебюджетные фонды не производились (например, во время нахождения на больничном).

Образец оформления справки по форме 182н

Заполнение данных о страхователе

В самом начале документа указывается дата выдачи справки, а также ее номер по внутреннему документообороту работодателя. Далее пишется полное название предприятия (с расшифрованной организационно-правовой формой), а также наименование местного территориального фонда соцстраха, в котором оно обслуживается. Затем в бланке следует указать код подчиненности организации (его можно найти в уведомлении, присланном ФСС или на сайте данной структуры), ее ИНН и КПП, адрес и действующий телефон для связи.

Образец справки 182н, часть 1

Заполнение данных о застрахованном лице

Образец справки 182н, часть 2

Заполнение данных о заработной плате

В третью часть бланка по порядку (начиная с того года, когда работник устроился в организацию) вписываются периоды и суммы (цифрами и прописью) выданной заработной платы. Как уже говорилось выше, здесь учитывается только та величина дохода сотрудника предприятия, на которую производились начисления в ФСС и ПФР.

Следует отметить, что существует определенный лимит для каждого года.

К примеру,
за 2016 год сумма, сюда вписываемая, не должна превышать 796 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 718 тыс.руб. – отчисления в ФСС.
За 2017 год: 876 тыс.руб. – отчисления в ПФР, 755 тыс.руб. – отчисления в ФСС.

Если работник отработал не полный календарный год, в справку нужно внести сведения только за те месяцы, которые он числился на предприятии.

Образец справки 182н, часть 3

Заполнение данных о днях временной нетрудоспособности

В четвертом разделе следует также по порядку указать временные отрезки, когда работник был нетрудоспособен (с указанием конкретных дат (цифрами и прописью) начала и конца каждого периода и их продолжительности). Здесь же надо вписать наименование периода (т.е. официально подтвержденную причину, по которой он отсутствовал на рабочем месте). В завершение на документе ставится подпись директора и главного бухгалтера фирмы.

Если работодатель готов к работе с электронными листками нетрудоспособности, отказ в их приеме будет нарушением прав работника. А если такой возможности у него нет, работник не получит пособие?

В поликлинике оформили электронный больничный, а работодатель требует бумажный

Назначение пособия по временной нетрудоспособности

При временной нетрудоспособности работника работодатель выплачивает ему пособие (ст. 183 ТК РФ). Размеры таких пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Пособие выплачивается при наступлении страхового случая в период работы по трудовому договору, службы или осуществления иной деятельности, в течение которого человек подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Также пособие выплачивается, если человек заболел или получил травму в течение 30 дней со дня прекращения работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования 1 .

Пособие назначат, даже если работник заболел после увольнения. Но его выплатят в уменьшенном размере, если пациент нарушил предписанный врачом режим или не явился вовремя на медосмотр по неуважительной причине

Пособие назначается при обращении за ним не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания 2 .

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страхователем по месту работы, службы или иной деятельности застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 Закона № 255-ФЗ) 3 .

До момента поступления на предприятие (в учреждение или организацию) листка нетрудоспособности, подтверждающего факт временной нетрудоспособности, на работодателя не может быть возложена обязанность по выплате пособия.

Порядок выдачи листка нетрудоспособности

При заболевании, травме или отравлении человеку выдается листок нетрудоспособности, который удостоверяет временную нетрудоспособность и подтверждает освобождение от работы. Формируется он на бумажном носителе или с письменного согласия пациента в форме электронного документа 4 . Бумажный листок нетрудоспособности выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Для получения электронного листка понадобится еще и СНИЛС.

Выдают листки работники медорганизаций, в том числе: лечащие врачи; фельдшеры – при возложении на них функций лечащего врача; зубные врачи – при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации врача-стоматолога.

Получает листок пациент после осмотра его медработником и записи данных о состоянии здоровья в медицинской документации. Не допускаются выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни единолично лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом). Это возможно только по решению врачебной комиссии медицинской организации.

Номера листков нетрудоспособности регистрируются в медицинской документации с указанием даты выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении его в другую медорганизацию или учреждение медико-социальной экспертизы.

На какой срок выдается листок нетрудоспособности?

При лечении заболеваний, травм и отравлений лечащий врач единолично выдает листки нетрудоспособности сроком до 15 дней, а фельдшер и зубной врач – сроком до 10 дней 5 . Если период временной нетрудоспособности превышает эти сроки, больничный продлевается по решению врачебной комиссии. После травм и реконструктивных операций по такому решению больничный может быть продлен до восстановления трудоспособности с периодичностью продления не реже, чем через каждые 15 дней, но на срок не более 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности, а при лечении туберкулеза – не более 12 месяцев.

При заболеваниях и травмах, когда медпомощь оказывают в амбулаторных условиях, листок нетрудоспособности выдается в день ее установления на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

Кому листок нетрудоспособности не выдается?

Его не выдадут гражданам:

  • обратившимся за медицинской помощью, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности;
  • проходящим медицинское освидетельствование, обследование или лечение по направлению военных комиссариатов;
  • находящимся под стражей или административным арестом;
  • проходящим профилактические, периодические, предварительные, предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медосмотры, диспансеризацию и диспансерное наблюдение;
  • с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, в случае проведения для них процедур и медицинского вмешательства в амбулаторных условиях;
  • обучающимся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования и научных организациях.

В указанных случаях по просьбе пациента выдается выписка из медицинской документации (медицинской карты или истории болезни). В случае заболевания обучающихся для освобождения от учебы выдается справка.

Фонд социального страхования: если работодатель готов к работе с электронными листками, отказ в их приеме будет нарушением прав работника 6

В настоящее время электронные листки нетрудоспособности используются наравне с бумажными. Те и другие являются основанием для назначения и выплаты пособий. В случае технической готовности работодателя к работе с электронными листками отказ в их приеме является нарушением прав работника.

Что делать, если работодатель просит бумажный листок, но уже оформлен электронный больничный?

Бумажные и электронные листки нетрудоспособности являются равнозначными. По желанию пациента листок может быть выдан в любой из указанных форм. Электронный больничный оформляется с его письменного согласия.

Должен ли работник заранее узнать у работодателя, принимает ли он электронные больничные?

Чтобы работник мог получить пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам на основании электронного листка нетрудоспособности, работодатель должен иметь техническую возможность принять и обработать сформированный листок.

При этом работодатель должен проинформировать своих работников о такой возможности. Также работник вправе самостоятельно узнать об этом у кадровой или бухгалтерской службы.

А если работодатель не выплатил пособие по временной нетрудоспособности?

2 Статья 12 того же закона.

3 Часть 1 ст. 13 того же закона.

5 Пункт 19 Порядка выдачи листков нетрудоспособности.

Как выглядит электронный больничный лист в 2021 году? Где его выдают и кто? Что с ним делать работодателю? Как перейти на электронные больничные листы? В этой статье поясним самое важное про электронный больничный (ЭЛН) с 2021 года – что нового и есть ли изменения.

Что значит электронный больничный для работодателя

Больничный – это основание для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Лист нетрудоспособности может выдаваться или на бумаге, или в электронном виде.

Что делать работодателю с электронным больничным в 2021 году?

У работодателей, использующих электронные больничные, нет необходимости обеспечивать сохранность листков нетрудоспособности. Ведь вся информация с момента открытия электронного листка нетрудоспособности хранится в системе ФСС, и работодатель может запрашивать ее неоднократно. А когда ФСС будет проводить проверку работодателя, представлять электронные листки нетрудоспособности не потребуется.

Чтобы начать работать с электронными больничными, нужно заключить соглашение с ФСС. И только в этом случае, а также при согласии на это работника можно принимать электронные больничные (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567).

Как выглядит электронный листок нетрудоспособности

Как выглядит электронный больничный в 2021 году? Где посмотреть фото?

По форме электронные и бумажные листки нетрудоспособности по сути одинаковые. Форма листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 347н. А порядок формирования электронных листков нетрудоспособности – приказом Минздрава России от 01.09.2020 № 925н. Просто электронный больничный оформляется в виде файла, а не на бумажном носителе.

Когда в 2021 году выдают электронный больничный, а когда бумажный

Больничный лист в электронном виде выдают по желанию человека. Для этого он пишет согласие на получение листка нетрудоспособности в электронном виде. Никакой обязательности – нет.

Подробнее об этом читайте на официальном сайте ФСС по здесь.

Работник может узнать, подключен ли работодатель к этой системе, в бухгалтерии или отделе кадров.

Работник сообщил, что у него электронный больничный: что делать работодателю?

Узнать конкретный диагноз из листка нетрудоспособности работодатель не может. В листке стоит только код. Также не получится просмотреть больничные листки, которые сотрудник получил, когда работал у других работодателей.

С 2021 года пилотный проект ФСС “Прямые выплаты” распространён на все регионы России (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Это значит, что работодатели должны продолжать оплачивать только:

  • первые 3 дня больничного;
  • дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом;
  • пособие на погребение.

Остальные пособия ФСС платит сам.

В 2021 году по электронном больничному назначить пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам нужно в течение 10 календарных дней со дня обращения работника с номером ЭЛН. А выплату пособия необходимо произвести в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Если работник принес квиток электронного больничного, а работодатель не перешёл на электронное взаимодействие с ФСС, сотрудника попросят заменить электронный листок нетрудоспособности на бумажный.

Ранее в ФСС передавали реестр сведений для начисления пособий путём зачёта. В нем также указывали, в какой форме был получен больничный листок от работника — бумажной или электронной.

В 2020 году сотрудники ФСС звонили в организации и требовали в кратчайшие сроки перейти на электронные больничные. Однако работодатель вправе отказаться использовать электронные больничные. Это правило распространяется на все компании.

Если работодатель не хочет иметь дело с электронными больничными, можно не подключаться к Единой интегрированной информационной системе ФСС “Соцстрах“. Тогда работникам будут по-прежнему выписывать больничные на бумаге. И даже если медучреждение оформит сотруднику электронный листок, ему придется вернуться за бумажным бланком. Работодателю это ничем не грозит (письмо ФСС от 11.08.2017 № 02-09-11/22-05-13462).

Технические особенности работы с электронными больничными в 2021 году

Введение ЭЛН позволяет сразу правильно сформировать реестр в соответствии с требованиями ФСС. В личном кабинете можно сразу составить заявление на выплату работнику и отдать ему на подпись. Также программа автоматически подтянет реквизиты поликлиники и банка, поэтому ошибки для получателя пособия исключены.

Преимущества для работодателей с 2021 года

Работа с больничными по принципу прямых выплат позволяет работодателю не иметь резерв денежных средств на выплату пособия. Это улучшает финансовую стабильность страхователей.

При электронной обработке больничных листов нужно значительно меньше времени на их заполнение. Также при заполнении практически невозможно сделать ошибки (кроме расчетной части).

При подготовке отчетности в ФСС не нужно рассчитывать суммы, которые должны были пойти в зачет к сумме страховых взносов и выплаченных пособий. Это серьёзно облегчает работу бухгалтера.

Плюсы для работников с 2021 года

Что касается работников, то с 2021 года повсеместное применение ЭЛН исключает нарушения при назначении пособий. Работник больше не зависит от работодателя в этом плане.

Выплаты стали более прозрачными, что повысило социальную защищенность всех жителей РФ.

Информацию о сроках и размере предстоящей выплаты по больничному листку сотрудник может легко проверить в личном кабинете ФСС, получив доступ через сайт Госуслуг. Если интернета нет, это всегда можно сделать напрямую через сотрудников ФСС.

Введение электронных больничных листов позволяет получить пособие несколькими способами:

  • почтовым переводом;
  • на банковский счет;
  • на платежную карту.

То есть, в этой части нет привязки к зарплатному проекту.

Если сотрудник знает только номер карты, пособие можно получить, указав в заявлении только этот реквизит (в идеале – БИК банка или корреспондентский счет).

Выводы

Итак, приведенные ниже тезисы помогут разобраться в вопросе оплаты электронных больничных в 2021 году:


Больничный лист не только официально временно освобождает сотрудника от работы, по нему также рассчитывают и выплачивают пособие по нетрудоспособности. Поэтому важно соблюдать определённые требования к его содержанию и заполнению. Однако ошибки допускают почти все. Как действовать в случае ошибок, рассказала наш эксперт Екатерина Копейкина.

При неверном заполнении, неточностях, исправлениях Фонд социального страхования запросто откажется принимать листок нетрудоспособности как недействительный. А это, в свою очередь, приведёт к потере времени и нервов при споре с фондом, а сотрудник своевременно не получит пособия. Кроме этого, для работодателя предусмотрена административная ответственность.

Какие основные правила оформления больничного листа нужно соблюдать?

В оформлении бюллетеня участвуют две стороны:

  • лечащий врач от имени медицинского учреждения. Он отражает сведения о лечебной организации, о себе, о заболевшем работнике, месте его службы, причинах и периоде нетрудоспособности, дату выдачи;
  • работодатель, который заполняет сведения о стаже, суммах среднего заработка и итоговой сумме к выплате.

Далее нужно проверить, соблюдены ли следующие правила (п. 63 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н ):

  • записи должны быть выполнены заглавными печатными буквами на русском языке;
  • использована чёрная перьевая, гелевая или капиллярная ручка (не шариковая!);
  • записи не должны выходить за пределы ячеек;
  • имеются печати в отведённых местах. Допускается, что печать может выходить за пределы отведённого места, но не перекрывать другую информацию рядом.

Если в бюллетене есть ошибки или он представлен после шестимесячного срока, то к оплате лист не принимается ( ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 26.05.2021) ).

Ошибки могут быть допущены любой из сторон ‒ медицинской организацией или работодателем. Рассмотрим подробнее, что делать при обнаружении тех или иных ошибок.


Какие ошибки в больничном признаются допустимыми, а какие требует исправления?

Начнём с того, что не всегда ошибки в больничном требуют исправления.

В бумажном больничном допускаются несущественные ошибки технического характера, если все записи при этом понятны и читаемы.

Например, не возникает претензий сотрудников соцстраха, если:

  • записи внесены прописными буквами;
  • буквы касаются краёв ячеек;
  • печать попала на поля для информации;
  • сделан ненужный пробел между инициалами доктора.

Если работник представил больничный с такими недочётами, но все записи в нём понятны и читаемы, то лист нужно принять для оплаты (Письмо ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956 (с изм. от 23.12.2011), Письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 ).

Любые другие ошибки являются уже более существенными.

Так, больничный лист будет считаться испорченным, если доктор в нём допустил такие ошибки, как:

  • не указал код нетрудоспособности;
  • неправильно прописаны Ф.И.О.;
  • неправильно указана дата рождения заболевшего;
  • данные о медицинской организации отличаются от данных на оттиске печати;
  • не указана специализация лечащего доктора;
  • без подписи доктора;
  • неверный адрес медицинской организации и др.

Ещё испорченным признаётся больничный лист, если он имеет серьёзные дефекты. К примеру, лист порезан, разорван, имеет размытый нечитаемый текст, непонятные печати.

Если организация сомневается, есть существенный дефект или обнаружена ошибка, лучше обратиться за официальными разъяснениями в территориальный орган соцстраха по месту постановки организации на учёт ( Письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 ).

Если ошибка существенная, рекомендуется возвратить бюллетень работнику для оформления нового. Сотрудник должен обратиться в медицинскую организацию, и ему выдадут дубликат на бумажном носителе либо в виде электронного документа (п. 63 5 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н ).

Врач не может исправлять записи путём зачёркивания и иными способами, поскольку это не предусмотрено порядком. Возможна только выдача дубликата.

Напомним, что организация напрямую не имеет возможности обратиться в медицинскую организацию, это не предусмотрено законом. И больничный, и его дубликат могут быть выданы только работнику (п. п. 1, 5 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н ).

Ранее мы рассказывали о том, как производится оплата выходных дней ухода за детьми-инвалидами, и облагается ли она НДФЛ.

Как поступить, если в больничном случайно ошибся работодатель?

В отличие от докторов, у работодателя есть полномочия исправлять ошибки, допущенные им же при оформлении своей части больничного (п. 65 Приказа Минздрава России от 01.09.2020г. № 925н ).

Но если бюллетень был серьёзно повреждён по вине работодателя, то придётся просить работника опять обратиться в медорганизацию для переоформления. К примеру, больничный порвали, намочили или испачкали и стало сложно прочитать записи и печать.


Что делать, если ошибку допустили в электронном больничном?

С 07.07.2017 с согласия пациента медицинская организация вправе сформировать электронный больничный лист. Ошибки при его оформлении бывают не так часто, но тоже возможны. Например, если врач внёс неверное название организации, не нужно просить работника переоформлять больничный. Так как эти данные указываются врачом со слов пациента, ошибка возможна и потому не признаётся грубым нарушением.

Дополнительно нужно пояснить причину внесения исправлений, не забыв заверить сведения усиленными квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера и руководителя (п. 72 Приказа Минздрава России от 01.09.2020 № 925н ).

Таким образом, несмотря на то что ошибки ‒ это всегда неприятно, в настоящее время имеется достаточно чёткий порядок их исправления. А если и есть пробелы, то суды почти всегда поддерживают организации, если ошибка допущена по вине врачей. Тем не менее, следуя букве закона, всегда лучше предотвратить ошибки, чем разбираться в их последствиях.

Ранее мы рассказывали о том, нужно ли исключать из расчётного периода для расчёта детского пособия дни отпуска за свой счёт.

Ну и, конечно, нельзя пройти мимо новых правил, по которым соцстрах планирует работать с 2022 года. Со следующего, 2022, года больничные на бумажных листах уйдут из нашей повседневной жизни, а назначать и выплачивать пособия станут только на основании электронного листка нетрудоспособности ( Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ (ред. от 26.05.2021) ).

Сотрудникам больше не придётся приносить распечатки электронных больничных, талоны из больниц и другие виды бумажек. Будет достаточно получить номер больничного и сообщить его страхователю устно по телефону или через электронную почту.

В связи с предстоящими новшествами работодателям стоит уже сейчас наладить приём и оплату электронных больничных.

Взаимодействовать с соцстрахом в части электронных больничных можно будет по следующим вариантам:

Новую электронную подпись получать не придётся, подойдёт та же, что используется для сдачи отчётности.


Вопрос

Сколько времени работник может быть на больничном?

Ответ

Максимальный срок, на который доктор открывает больничный, прямо зависит от причины его выдачи. Так, при болезни самого работника предельный срок больничного с учётом всех сроков продления ‒ не больше 10 месяцев, а при лечении туберкулёза ‒ не больше 12 месяцев.

Вопрос

В течение какого времени сотрудник должен принести больничный?

Ответ

Чтобы получить назначенную выплату по больничному, работник должен принести больничный или сообщить номер электронного больничного не позднее шести месяцев после его закрытия.

***

Вопрос

Сколько ошибок считается допустимым в бюллетене?

Ответ

Законодательством не установлено предельное количество ошибок. Несущественные ошибки не влекут недействительность больничного. Но если найдены серьёзные ошибки, то, возможно, перед вами подделка. Рекомендуем проверить его на подлинность.

Ранее мы рассказывали о рекомендациях главного санитарного врача работодателям к сезону гриппа.

Вопрос

Как проверить больничный на подлинность?

Ответ

Больничный лист является поддельным, когда он оформлен на недействительном бланке.

Вопрос

Не будет ли рисков, если оплатить листок нетрудоспособности, заполненный шариковой ручкой?

Ответ

По такой ситуации имеются разъяснения ФСС РФ в Письме от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 , согласно которым технические неточности не являются поводом для работодателя требовать переоформления листка и отказывать в назначении и выплате пособий, если все записи в больничном читаются.

Правильно заполнить больничный лист, избежать ошибок, рассчитать пособие и соблюсти сроки выплаты поможет СПС КонсультантПлюс

Читайте также: