Что запрещается работнику в рабочее время

Обновлено: 01.05.2024

Чтобы защититься от выговоров и увольнения, нужно выполнять свои трудовые обязанности. А для этого стоит их знать.

Сейчас на слуху санкции, которые применяют к работникам из-за отказа от прививок. Но и до пандемии людей отстраняли от работы за отсутствие медкнижек, увольняли за пьянство с прогулами и штрафовали за опоздания. Что-то из этого законно, а что-то — произвол.

Мы уже рассказывали о правах на работе. Теперь сохраните себе таблицу обязанностей со ссылками на законы, чтобы знать, на что ссылаться в сложной ситуации.

Вот что вы обязаны на работе

Ходить на работу, когда надо

Как это работает. В любом трудовом договоре должно быть определено место работы. Обычно это адрес организации, где у сотрудника есть свое рабочее место, например стол в офисе или станок на заводе. Там и должны находиться сотрудники во время работы.

За отсутствие на рабочем месте без уважительных причин могут сразу уволить — если пропустить целый день или хотя бы 4 часа. Это грубое нарушение. Чтобы защититься от увольнения при прогуле, нужно доказать, что он вызван уважительной причиной, например сильным снегопадом.

Что считать уважительной причиной, в итоге решает суд — и не всегда решение можно предсказать. Поэтому, если не можете выйти на работу, лучше договоритесь и оформите короткий отпуск за свой счет или используйте накопившиеся отгулы — дни отдыха, которыми компенсируют переработку. Только проследите, чтобы их оформили официально.

Сотрудница детдома в локдаун 2020 года осталась дома с внучкой: дни с 29 марта по 30 апреля были объявлены нерабочими и садики закрыли. Основное время она была в отпуске, а на три дня написала заявление о предоставлении отгулов. Женщина думала, что заявление подписали, но директор этого не сделала. А через неделю попросила объяснить причину прогулов — и в итоге уволила сотрудницу. Суд не нашел тут ничего незаконного.

Когда на работу ходить не надо:

  • во время болезни, если взяли больничный;
  • во время отпуска;
  • в выходные и нерабочие дни;
  • если работаете дистанционно или на дому.

Дистанционная работа за время пандемии стала привычной, именно ее мы обычно называем удаленкой. Можно работать из любого места. Она может быть постоянной, чередоваться с работой из офиса или вводиться на определенное время, например из-за локдауна. Условие о дистанционной работе прописывают в трудовом договоре, а если она вводится в исключительных случаях — в приказе работодателя.

Надомная работа встречается реже: это когда сотрудник что-то собирает, изготавливает или чинит дома, обычно из материалов, которые ему дает работодатель. Например, вяжет шарфы и шапки. Работодатель оплачивает результат работы сдельно: сколько связано шарфов, столько и заплатили.

Дистанционщики и надомники могут не ходить в офис, их за это не уволят. Даже если работодатель схитрил и оформил удаленку только на словах, решение об увольнении можно оспорить в суде. Но выполнять свои обязанности все равно нужно.

Мужчина работал в страховой компании из дома. Сначала жил в Москве, потом переехал в Сочи. Руководство это устраивало. Прошло несколько лет — и мужчину уволили за прогул. Мол, в договоре не сказано, что можно работать из дома.

Дело дошло до Верховного суда, который встал на сторону уволенного мужчины. Тот работал в дистанционных условиях с ведома и согласия работодателя несколько лет, поэтому соглашение считается заключенным, хоть его и не оформили письменно. А дистанционная работа — это не прогул.

См. также:

Не опаздывать

Как это работает. Мало того, что на работу надо ходить, — это следует делать вовремя. Формально даже малейшие опоздания — повод назначить дисциплинарное наказание, например выговор. Работодатель, который обычно относится к опозданиям спокойно, в сложной ситуации может начать за этим следить. Например, если хочет уволить сотрудника.

Время работы обычно указано в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Например, там может быть написано, что время работы — с 08:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 12:00 до 13:00. Это значит, что на работе надо быть в 08:00, а с обеда вернуться в 13:00.

Если опоздать на работу или уйти раньше, работодатель может назначить дисциплинарное взыскание — замечание или выговор. Уволить за единичное опоздание нельзя. Зато систематические опоздания могут привести к увольнению за неисполнение трудовых обязанностей.

Например, мужчина несколько раз опоздал на работу — в пределах 10 минут. Работодатель его уволил. Суд не помог мужчине: опоздания были систематическими, правила трудовой дисциплины не соблюдались, у него уже было дисциплинарное взыскание. Можно увольнять.

Еще суды оценивают, уважительной была причина опоздания на работу или нет.

Например, один сотрудник признал незаконным замечание за опоздание с обеда на 30 минут, так как он все это время стоял в очереди за авансом.

А другой не смог восстановиться на работе, откуда его уволили за регулярные опоздания на час и больше. По словам сотрудника, он отводил ребенка в детский сад. Но суд не сжалился: нарушения были слишком серьезные.

А вот штрафовать сотрудников за опоздание нельзя: такого наказания в трудовом кодексе не предусмотрено. Если работодатель применяет штрафы, он сам нарушает трудовое законодательство — и можно обжаловать это в трудовой инспекции.


Обеденный перерыв (ст. 108 ТК РФ) предоставляется работающим гражданам в течение рабочего процесса времени для того, чтобы поесть и отдохнуть. О том, как это осуществляется на практике, расскажем в нашей статье.

Статья 108 ТК РФ: общие комментарии

Требования, определенные в статье 108 ТКРФ, вытекают из нормативов по охране труда. В данном случае забота законодателей о работниках выражается в предоставлении им права иметь обеденные перерывы в ходе выполнения трудовых обязанностей.

Формально обеденные перерывы нужно использовать для отдыха и приема пищи. Вместе с тем никому не вменяется в обязанность контролировать, как именно использует их работник. То есть перерывы положены, а что работник в это время делает, остается на его усмотрение.

Порядок предоставления перерывов зависит от режима работы организации и специфики выполняемых работником трудовых функций.

Перерывы по ст. 108 ТК РФ должны найти свое отражение во внутренних регламентах, касающихся трудового распорядка организации.

Как должны соблюдаться требования Трудового кодекса РФ при общем режиме работы?

При стандартном режиме работы правилами внутреннего распорядка организации должны быть предусмотрены:

  • время начала обеденного перерыва;
  • как долго продолжается обеденный перерыв.

В чем специфика требований ТК РФ при особых режимах работы?

Есть режимы работы, когда установить для всех единый обеденный перерыв по Трудовому кодексу невозможно, например:

  • скользящий сменный график;
  • ненормированный график;
  • непрерывный характер работы (на конвейере, при производстве непрерывного цикла).

В этом случае работодателю следует предоставить работникам возможность делать передышки и питаться во время трудового процесса. Порядок предоставления таких обеденных перерывов должен быть зафиксирован во внутренних регламентах организации и/или соглашениях с работниками.

Какие дополнительные требования предъявляются в отношении перерывов в течение рабочего дня?

Установлено максимальное и минимальное время обеденного перерыва по Трудовому кодексу (ст. 108):

Другие дополнительные требования к продолжительности обеденного перерыва по ТК сохранились со времен бывшего СССР. Положения советских документов до сих пор регламентируют такие аспекты, как:

Документы СССР, чтобы нормировать обеденный перерыв, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.

В отдельных отраслях (обычно с особыми требованиями по охране и безопасности труда) существуют дополнительные внутриотраслевые положения, устанавливающие порядок и время перерывов в работе.

Можно ли перенести обеденный перерыв на вечер?

Часто сотрудники обращаются к работодателю с просьбой перенести обеденный перерыв на последний час работы. Так они надеются получить сокращенный на время перерыва рабочий день.

Однако мнение юристов и трудовой инспекции по данному вопросу однозначно: переносить обеденный перерыв по Трудовому кодексу РФ на время ужина нельзя. Этим будет нарушено требование ст. 108 ТКРФ, согласно которому обеденное время по Трудовому кодексу предоставляется именно в течение рабочего дня, а не после него.

Включаются ли перерывы в рабочее время?

Если работник на время обеденного перерыва по ТК РФ покидает (или может покинуть) рабочее место, то время, затраченное на обеденный перерыв, из учитываемого рабочего времени исключается.

Если работник, уходя на обеденный перерыв, лишь ненадолго отрывается от работы, не покидая рабочего места (при особых режимах труда), такие временные промежутки учитываются в составе рабочего времени.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ТК РФ ст. 209).

Данное определение, данное в Трудовом кодексе, является наиболее полным и полностью отражает назначение СИЗ. Законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обращению и применением СИЗ как на работодателя, так и на работника, который в ходе выполнения своих должностных инструкций сталкивается с вредными и опасными производственными факторами и обязан использовать выданные ему средства индивидуальной защиты.

Начать необходимо с того, что каждый работник при устройстве на работу должен пройти инструктаж по технике безопасности, получить информацию от работодателя о тех опасных факторах на производстве, которые могут повлечь причинение вреда здоровья, могут быть причиной острого или хронического профессионального заболевания, а также о полагающимся ему средств индивидуальной защиты (ст. 212, 219 ТК РФ).

Работодатель обязан вручить работнику СИЗ в первый день начала исполнения своих должностных обязанностей, при этом работник имеет право не приступать к трудовой деятельности не получив полагающиеся ему средства индивидуальной защиты и работодатель в этом случае не имеет права требовать от работника исполнение его трудовых обязанностей и привлечения работника к дисциплинарной ответственности (ст. 219, 220 ТК РФ).

Все средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту и размерам. Должна быть удобной, не должны стеснять работника в движениях, если это не заложено в конструкцию. Не иметь болтающихся элементов, все карманы должны плотно прилегать к одежде или иметь клапан, застегивающийся на пуговицу или кнопку. Применение СИЗ не отвечающих этому требованию может быть опасной и быть причиной травматизма.

Работнику необходимо ознакомится с правилами использования и хранения средств защиты и соблюдать эти правила. Одними из основополагающих правил является: строго соблюдать инструкцию по правилам надевания и использования средств индивидуальной защиты. СИЗ используемые с нарушением инструкции по их применению не обеспечивают защиту в полном объеме.

Второе правило — всегда использовать средства индивидуальной защиты при выполнении своих должностных обязанностей. За частую использование СИЗ является основным способом защитить себя и как можно дольше сохранить свое здоровье.

Третье правило — хранение спец. одежды и спец. обуви отдельно от своей домашней одежды, поскольку вредные вещества такие как пыль, аэрозоли сложного состава, осевшие на спец. одежде, могут мигрировать на домашнею одежду, и вы подвергните своих родных и близких вредному влиянию этих веществ. Это можно добиться, используя двухсекционные шкафы с двумя отделениями, одно для домашней, а другое для спец. одежды, и вы в праве требовать исполнения данного требования от работодателя.

Четвертое правило — ни при каких обстоятельствах не носить спец. одежду и обувь домой. Стирка, сушка и глажка спец. одежды, а также починка СИЗ законодательно возлагается на работодателя. Так же необходимо учесть, что работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем, и такое нарушение может привести к дисциплинарной, а в случае порчи или утери СИЗ к административной ответственности (п. 27 Приказа МЗиСР РФ № 290н).

Пятое правило — следить за состоянием средств индивидуальной защиты и незамедлительно сообщать работодателю о всех неисправностях и дефектах (п. 28 Приказа МЗиСР РФ № 290н). К таким неисправностям (дефектам) может быть отнесено: наличие порезов, сколов, трещин, деформаций. Следует помнить, что наличие дефектов на средствах защиты, свидетельствует о ее неисправности и потере свои защитных свойства, и порой представляет опасность для жизни и здоровья.

Подводя итог необходимо отметить, что в реалиях современной России, применение СИЗ остаются единственным средством стоящем на защите Вашего здоровья.

Чтобы защититься от выговоров и увольнения, нужно выполнять свои трудовые обязанности. А для этого стоит их знать.

Сейчас на слуху санкции, которые применяют к работникам из-за отказа от прививок. Но и до пандемии людей отстраняли от работы за отсутствие медкнижек, увольняли за пьянство с прогулами и штрафовали за опоздания. Что-то из этого законно, а что-то — произвол.

Мы уже рассказывали о правах на работе. Теперь сохраните себе таблицу обязанностей со ссылками на законы, чтобы знать, на что ссылаться в сложной ситуации.

Вот что вы обязаны на работе

Ходить на работу, когда надо

Как это работает. В любом трудовом договоре должно быть определено место работы. Обычно это адрес организации, где у сотрудника есть свое рабочее место, например стол в офисе или станок на заводе. Там и должны находиться сотрудники во время работы.

За отсутствие на рабочем месте без уважительных причин могут сразу уволить — если пропустить целый день или хотя бы 4 часа. Это грубое нарушение. Чтобы защититься от увольнения при прогуле, нужно доказать, что он вызван уважительной причиной, например сильным снегопадом.

Что считать уважительной причиной, в итоге решает суд — и не всегда решение можно предсказать. Поэтому, если не можете выйти на работу, лучше договоритесь и оформите короткий отпуск за свой счет или используйте накопившиеся отгулы — дни отдыха, которыми компенсируют переработку. Только проследите, чтобы их оформили официально.

Сотрудница детдома в локдаун 2020 года осталась дома с внучкой: дни с 29 марта по 30 апреля были объявлены нерабочими и садики закрыли. Основное время она была в отпуске, а на три дня написала заявление о предоставлении отгулов. Женщина думала, что заявление подписали, но директор этого не сделала. А через неделю попросила объяснить причину прогулов — и в итоге уволила сотрудницу. Суд не нашел тут ничего незаконного.

Когда на работу ходить не надо:

  • во время болезни, если взяли больничный;
  • во время отпуска;
  • в выходные и нерабочие дни;
  • если работаете дистанционно или на дому.

Дистанционная работа за время пандемии стала привычной, именно ее мы обычно называем удаленкой. Можно работать из любого места. Она может быть постоянной, чередоваться с работой из офиса или вводиться на определенное время, например из-за локдауна. Условие о дистанционной работе прописывают в трудовом договоре, а если она вводится в исключительных случаях — в приказе работодателя.

Надомная работа встречается реже: это когда сотрудник что-то собирает, изготавливает или чинит дома, обычно из материалов, которые ему дает работодатель. Например, вяжет шарфы и шапки. Работодатель оплачивает результат работы сдельно: сколько связано шарфов, столько и заплатили.

Дистанционщики и надомники могут не ходить в офис, их за это не уволят. Даже если работодатель схитрил и оформил удаленку только на словах, решение об увольнении можно оспорить в суде. Но выполнять свои обязанности все равно нужно.

Мужчина работал в страховой компании из дома. Сначала жил в Москве, потом переехал в Сочи. Руководство это устраивало. Прошло несколько лет — и мужчину уволили за прогул. Мол, в договоре не сказано, что можно работать из дома.

Дело дошло до Верховного суда, который встал на сторону уволенного мужчины. Тот работал в дистанционных условиях с ведома и согласия работодателя несколько лет, поэтому соглашение считается заключенным, хоть его и не оформили письменно. А дистанционная работа — это не прогул.

См. также:

Не опаздывать

Как это работает. Мало того, что на работу надо ходить, — это следует делать вовремя. Формально даже малейшие опоздания — повод назначить дисциплинарное наказание, например выговор. Работодатель, который обычно относится к опозданиям спокойно, в сложной ситуации может начать за этим следить. Например, если хочет уволить сотрудника.

Время работы обычно указано в трудовом договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Например, там может быть написано, что время работы — с 08:00 до 17:00, обеденный перерыв — с 12:00 до 13:00. Это значит, что на работе надо быть в 08:00, а с обеда вернуться в 13:00.

Если опоздать на работу или уйти раньше, работодатель может назначить дисциплинарное взыскание — замечание или выговор. Уволить за единичное опоздание нельзя. Зато систематические опоздания могут привести к увольнению за неисполнение трудовых обязанностей.

Например, мужчина несколько раз опоздал на работу — в пределах 10 минут. Работодатель его уволил. Суд не помог мужчине: опоздания были систематическими, правила трудовой дисциплины не соблюдались, у него уже было дисциплинарное взыскание. Можно увольнять.

Еще суды оценивают, уважительной была причина опоздания на работу или нет.

Например, один сотрудник признал незаконным замечание за опоздание с обеда на 30 минут, так как он все это время стоял в очереди за авансом.

А другой не смог восстановиться на работе, откуда его уволили за регулярные опоздания на час и больше. По словам сотрудника, он отводил ребенка в детский сад. Но суд не сжалился: нарушения были слишком серьезные.

А вот штрафовать сотрудников за опоздание нельзя: такого наказания в трудовом кодексе не предусмотрено. Если работодатель применяет штрафы, он сам нарушает трудовое законодательство — и можно обжаловать это в трудовой инспекции.

Читайте также: