Что является материальной основой любого общества культура трудовая деятельность собственность

Обновлено: 25.05.2024

Общество представляет собой определенное множество взаимодействующих людей, имеющих целью поддержание своей жизни, производство и воспроизводство условий своего существования.

Другие черты трудовой деятельности свойственны, главным образом, практическому, а не духовному постижению действительности.

Человек сталкивается с материальным сопротивлением объекта, что требует от него применения своих физических сил, напряжения мускулов и т. п.; он функционирует физиологически, расходуя энергию, подобно взаимодействующей с ним энергии и структурам природной среды; он выступает как природная материальная система, включенная в несколько иную природную же систему. Можно спросить: а разве композитор, создавая музыку, или писатель, ученый, философ не имеют при создании своих работ такого (или подобного) физического напряжения? Конечно, имеют. Однако это напряжение носит здесь подчиненный характер, и характер определяется преимущественно духовным, а не вещественно субстратным результатом такого труда.

Только все три вместе взятых признака – целенаправленность, предметно чувственный характер и преобразование материальных систем составляют практику как гносеологический феномен.

Данное определение в целом охватывает главную сущность труда и отличается от тех, в которых труд сводится лишь к деятельности по производству материальных благ.

К числу трудящихся относятся и владельцы орудий и средств производства. Любой владелец фабрики, руководитель акционерного общества, член правления банка и др., поскольку он активно участвует в делах своего предприятия, компании, банка и т. д., является трудящимся в самом прямом и непосредственном смысле слова. Он трудится именно как руководитель, как организатор производства, торгового предприятия, финансового учреждения. Пример – Демидов, Форд. Нет никаких оснований не включать в эти ряды трудящихся и большой отряд политико управленческого слоя общества. Разве действия каждого управленца, политика не продвигают общество на пути налаживания сложной сети общественных отношений, нахождения все новых и новых форм организации совместной деятельности людей? Разве они не созидательны? Конечно же, эти действия требуют от человека личных настойчивых усилий, воли, целеустремленности, таланта. В определенном смысле Петр Первый, Наполеон, Рузвельт, Тэтчер и т. д.– все они трудящиеся. Подробно рассмотрев эти две концепции трудящихся, В. С. Барулин справедливо замечает, что хотя первая концепция (политэкономическая) и справедлива в своей области познания общества, однако развитие современного мира требует все больше внимания уделять созидательно культурологической концепции .

Созидательно культурологическое понимание труда нисколько не преуменьшает роли его экономической трактовки.

Если не завершать характеристику труда его культурологическим масштабом, а, наоборот, начинать с него и идти в своем рассмотрении вглубь и в соотношение видов труда, то мы придем в конечном итоге к тому, что первая концепция (а точнее сказать первый подход) есть изначальный, исходный рубеж понимания труда, да и общества в целом. Действительно, чтобы писать романы, создавать музыкальные произведения, управлять людьми и т. п., нужно, чтобы писатель, музыкант или управленец имели пищу, одежду и многое другое из материальных вещей, а все это, как известно, не выпадает из облаков, как дождь, а производится людьми в их материально производственной сфере. Для ученых необходимы многие приборы (микроскоп, энцефалограф и т. п., даже бумага или карандаш, которыми они пользуются и которые они получают из материально производственной деятельности. Но если и выводить другие виды труда из этой деятельности, что допустимо, то сводить их к ней нельзя; необходимо видеть и своеобразие разных видов трудовой деятельности, характеризующих многоаспектность общества, его материальной и духовной культуры.

Какой бы концепции трудящихся мы ни придерживались (а надо все же признать, что с философской точки зрения более верной является вторая, которая, кстати, включает в себя при определенных оговорках и ограничении и первую), понимание труда остается в принципе одинаковым. Труд есть материальная основа функционирования и развития общества.

Познакомимся теперь непосредственно со структурой материального производства (духовное производство относится к духовной сфере общества). Здесь традиционно выделяются производительные силы и производственные отношения.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Отдавая дань традиции, можно указать, что производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т.

Как видим, научное знание наконец то и в России, правда, еще приглушенно, оказалось официально признанным в качестве производительной силы общества. Его, между прочим, следует выдвинуть если не на первое, то на второе место в ряду подсистем производительных сил общества.

Таким образом, структура производительных сил включает в себя: 1) работников производства; 2) научное знание; 3) средства труда; 4) технологию производственного процесса и 5) производственно экономическую инфраструктуру.

Процесс материального производства невозможен без производственных отношений. Так называются связи, в которые вступают люди (или группы людей) в процессе производства. Составными элементами, или подсистемами, этого комплекса отношений являются: 1) отношения к собственности, 2) отношения обмена результатами деятельности и 3) отношения распределения продуктами производства (из последней иногда выделяют в качестве самостоятельной подсистему потребления). Помимо этого, значительную роль в комплексе производственных отношений играет разделение труда не только внутри предприятия или даже отрасли производства, но и между регионами, зависящее от многих факторов (климатических условий, природных ресурсов, культурных традиций и т. п.), что обусловливает своеобразие экономических отношений между большими группами людей, нациями, государствами.

Отношения собственности бывают разных видов – владения, невладения, совладения, пользования, распоряжения. Особая форма собственности интеллектуально духовная: на произведения искусства, научные открытия и т. п.

Такой путь появления частной собственности был не единственным, но, пожалуй, главным; в его основе, как видим, лежал рост производительности труда, развитие производительных сил.

Антагонизм классовых интересов описывался не раз в XIX веке и первой половине XX столетия сторонниками марксизма. Это была, надо сказать, не выдумка абстрактно мыслящих политэкономов или политиков марксистского направления, а констатация реального положения дел при индустриальном (по характеристике Д. Белла) капитализме того времени. Оставляя в стороне чрезмерное преувеличение степени этого антагонизма, обусловленное, прежде всего, политическими причинами, приходится все же признать наличие в целом адекватной картины бедственного положения промышленного пролетариата того периода, чреватого социальными потрясениями; да таковые и происходили на протяжении всего этого времени.

После Второй мировой войны и особенно с 60 х годов XX столетия во многих странах Западной Европы, в США и Японии положение промышленного пролетариата существенно изменилось. Под влиянием научно технического прогресса, благодаря интенсивному внедрению научных разработок в промышленность и сельское хозяйство в этих секторах экономики в некоторых странах резко сократилось число рабочих – примерно с 60–75 % в конце XIX века до 18–22 % в завершающем десятилетии XX столетия. Изменился и характер труда на производстве (это будет рассмотрено дальше).

Отношение частной собственности (а ее роль и характер тоже меняются) порождает в духовном мире человека определенную мотивационную интенцию. Суть ее (по В. С. Барулину) в том, что частный собственник мотивирует свои действия и поступки с целью организации наиболее выгодного, эффективного функционирования своей частной собственности. Точно так же и собственность на свою рабочую силу предполагает определенную интенцию на то, как наиболее выгодно реализовать, продать ее, обеспечить стабильность этой реализации. Необходимо видеть не только личностный характер частной собственности, но и то, что общественная и государственная собственность в том виде, в каком они имеют рациональный смысл, также в основе своей есть производное частно личностной собственности, собственности отдельного человека. Они и функционируют постольку, поскольку в них содержится этот индивидуально человеческий момент. Поэтому исходным при анализе частной собственности, как и собственности вообще, должно быть констатирование человека, индивида как субъекта собственности .

Сложность мотивационного аспекта частной собственности, в котором мы акцентировали внимание на взаимозависимости и единстве разных моментов, нисколько не исключает, заметим еще раз, их противоположности и даже антагонизма, который порой способен проявиться как в доиндустриальных, индустриальных, так и в постиндустриальном (или компьютеризованном) обществах.

Государственный терроризм, чем бы он ни оправдывался, во много крат хуже группового или индивидуального терроризма. Нужны законы против всех форм терроризма, нужны дееспособные правоохранительные органы, а главное, по видимому, нужно установление подлинно демократических и справедливых распределительных отношений в каждом государстве. Пример тому – одна из стран Азии, где разрыв между низким и высоким уровнем дохода не превышает соотношения 1:4; там фактически нет преступлений. Отмеченный факт, связанный с причинами роста преступности, равно как и с отсутствием таковой, не есть какой то отход от вопроса о материально производственной сферы общества. Наоборот, эти, как и многие другие, негативные и позитивные явления в жизни государств свидетельствуют об их зависимости от характера производственных (экономических) отношений в обществе.

Египет

Культура – это всё, что создано человеком. В этом смысле она противопоставляется природе. Если к природе относится всё естественное, то культура объединяет в себе всё искусственное: исторические памятники и современные научные достижения, народное творчество и авторские произведения, духовные ценности и материальные предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

Несложно заметить, что все существующие культурные ценности могут иметь физическое воплощение или быть чисто духовными. В связи с этим культуру принято разделять на две большие части: материальную и нематериальную. Сегодня мы поговорим о материальной культуре, разберёмся, что она собой представляет, рассмотрим несколько примеров и выясним, где именно проходит грань между материальными и нематериальными ценностями.

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Суть материальной культуры сводится к тому, что человек берёт природные материалы и делает из них предметы, необходимые для удовлетворения его потребностей.

К материальной культуре могут относиться как обладающие, так и не обладающие духовной ценностью предметы. Тем не менее, для создающего их человека в них всегда заключён какой-то смысл, они помогают ему адаптироваться к природным или социальным условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, любой найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. А значит, любой предмет, будь то наконечник стрелы, глиняный кувшин или детская игрушка, является ценным артефактом, позволяющим современным исследователям реконструировать образ жизни представителей древней цивилизации.

Примеры материальной культуры

В качестве примеров рассмотрим несколько основных проявлений материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это обширная сфера деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых создавались на протяжении тысячелетий. Сюда входят выведенные породы животных и сорта растений, возделанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья во фруктовых садах.
  • Строительство. Людям необходимы здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была представлена именно сооружениями.
  • Инструменты. Способность создавать и использовать инструменты – основное отличие человека от других животных. Для учёных, исследующих древние культуры, инструменты являются ценнейшим источником информации.
  • Транспорт и инфраструктура. Как только люди научились создавать транспортные средства, им понадобились дороги, мосты и другие сооружения. По мере развития технологий появлялись новые виды транспорта, и вместе с этим усложнялась инфраструктура, пополняясь такими сооружениями как эстакады, железнодорожные пути и станции, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. Значительную часть современной материальной культуры составляют инфраструктуры для почтовой, телефонной и прочих форм связи, позволяющих людям обмениваться информацией на больших расстояниях. Раньше связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но по мере развития современных технологий зависит от неё всё меньше.
  • Трубопроводы. В современном мире существует обширная инфраструктура для транспортировки воды, газа, нефтепродуктов и прочих субстанций. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Технологии. Уровень развития человечества определяется уровнем актуальных технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и прочие электронные устройства, которые делают нашу жизнь проще и расширяют наши возможности.

Вещи, создаваемые людьми для удовлетворения своих потребностей, являются основной формой существования материальной культуры. Стоит отметить, что со временем они могут приобретать историческую ценность, причём не только для историков, но и для простых людей, которым нравится обладать чем-то необычным.

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Взаимосвязь с духовной культурой

Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима. Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.

Духовные ценности могут приобретать материальное воплощение, и именно это делает границу между духовной и материальной культурой размытой. К примеру, картина, написанная великим художником, является в первую очередь духовной ценностью. Однако на аукционах продаётся материальный предмет, собственноручно созданный этим художником. Тогда как само изображение, благодаря интернету, обычно доступно всем желающим.

Практически любая духовная ценность может быть воплощена в материальной форме. И нередко это является важным условием, делающим возможным сохранение, распространение и потребление этой ценности. К примеру, литературные произведения раньше могли полноценно храниться только в материальной форме (при устной передаче они обычно сильно искажались). Сегодня книга вполне может храниться в электронном виде, и всё же для её хранения необходим материальный накопитель.

Отдельно можно рассматривать такой элемент духовной культуры как нравственные ценности. Это особая группа, в которую входят такие ценности как любовь, дружба, честь, достоинство, добро, верность, патриотизм и прочее. Эти ценности не имеют материального воплощения, но для нас они крайне важны.

Таким образом, большинство ценностей духовной культуры может иметь материальное воплощение, а иногда даже нуждается в нём. Это относится не только к стихам, прозе, картинам или музыке. Научные идеи воплощаются в виде инструментов, машин, самолётов, компьютеров, космических аппаратов и других предметов, необходимых человечеству. Поэтому материальная и духовная культура тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Вопрос №1. Понятийный аппарат трудового права.
Вопрос № 2. Трудовые отношения и их отличие от других отношений, связанных с трудом.
Вопрос № 3. Профсоюзы как представители работников и как субъект трудового права.
Вопрос № 4. Трудовая книжка: значение, порядок выдачи и ведения.

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

В случае, когда работник отказывается от внесения в трудовой договор условия об испытании, а работодатель настаивает на этом, трудовой договор не может быть заключен, так как стороны не пришли к соглашению. Воз­можно заключение трудового договора и без условия об испытании. Такие действия сторон в обоих случаях будут признаны правомерными.

В статье 70 ТК РФ определен максимальный срок испытания, который по общему правилу не может превышать трех месяцев. Для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных подразделений организаций максимальный срок испытания составляет шесть месяцев.

Действия директора были не совсем правомерны. Он должен сократить срок испытательного срока до трех месяцев.

Инженер Беленький К.Д. 29 марта был уволен по сокращению штата. Расчет с ним произведен 12 июля, в тот же день ему выдана трудовая книжка. С 1 апреля Беленький К.Д. работает на другом предприятии. Он обратился в суд с иском об индексации подлежащей выплате заработной платы, выплате среднего заработка за весь период задержки расчета и трудовой книжки и о компенсации нанесенного этой задержкой морального ущерба.

Решите спор.

Ответ:

В соответствии с главой 38 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности возместить работнику следующие суммы материального ущерба:

- причиненного в результате незаконного лишения возможности работника трудиться (статья 234 ТК РФ);

- за ущерб, причиненный имуществу работника (статья 235 ТК РФ);

- за задержку выплаты заработной платы (статья 236 ТК РФ);

- в возмещение морального вреда (статья 237 ТК РФ).

Ответственность работодателя в виде возмещения работнику не полученного им заработка наступает во всех случаях незаконного лишения работника трудиться.

Такая ответственность, в частности, наступает, если заработок не получен работником в результате:

- незаконного отстранения его от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;

- других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

Так жепричинами восстановления работника на работе и выплаты в связи с этим компенсации за все время незаконного отстранения от работы (или только выплаты компенсации) могут являться несоблюдение установленной действующим законодательством процедуры увольнения (в том числе: заблаговременного в письменной форме предупреждения работника об увольнении; неправильное основание, принятое работодателем для его увольнения; задержка окончательного расчета с уволенным работником против установленного дня его увольнения; несоблюдение требований действующего законодательства о преимущественном праве работника на оставление на работе при сокращении численности или штата работников организации (статья 179 ТК РФ) и т.п.).

Как правило, выплате работнику за все время незаконного отстранения от работы причитаются суммы его средней заработной платы, исчисляемой в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ и постановлением Минтруда России от 17 мая 2000 года N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах", действие которого продлено на 2002 год распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2001 года N 1552-р.

Старший прораб строительной организации допустил к работе плотника Долгова К.С.(своего двоюродного брата) и направил его документы в отдел кадров для оформления. Инспектор отдела кадров выразила сомнение относительно правомерности трудоустройства Долгова К.С., так как старший прораб не имеет права принимать на работу. Главный инженер, временно исполняющий обязанности руководителя строительного управления, отложил издание приказа о зачислении Долгова К.С. на работу до возвращения руководителя. Как только последний появился, Долгов К.С. потребовал от него издать приказ и выплатить заработную плату.

Как вы поступите на месте руководителя?

Ответ:

Согласно нормам Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают на основании заключенного в письменной форме трудового договора или в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (ст. 16, 67 ТК РФ). При фактическом допущении работника к работе, работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, который объявляется работнику под расписку. Приказ должен быть издан в течение трех дней со дня подписания сторонами трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (ст. 68 ТК РФ).

Таким образом работодатель должен официально оформить Долгова К.С. и выплатить причитающуюся зарплату.

Прокурор Южного района обратился в суд с иском о защите прав несовершеннолетней и признания заключения договора недействительным. Он считал, что указанный вид деятельности является тяжелым и опасным, поскольку приходится работать на улице в любую погоду и в ночное время. Его требования поддержал отец девочки. Представитель Ивановой О.Г. в суде пояснил, что должность курьера не относится к перечню тяжелых профессий, где запрещен труд лиц моложе 18 лет, кроме того, данная работа не препятствует обучению Ивановой О.Г.. Однако директор издательства решил не принимать участия в судебном споре и расторг трудовой договор с Ивановой О.Г..

Оцените правомерность действий всех участников правоотношений. Обладает ли Иванова О.Г. трудовой правосубъектностью? Имеет ли право директор издательства расторгать трудовой договор до разрешения дела судом?

Ответ:

Иванова О.Г. обладает трудовой правосубъективностью.

В ст. 63 ТК РФ проводится дифференциация возрастного критерия начала трудовой правосубъектности. По общему правилу‚ заключение трудового договора допускается с лицами‚ достигшими возраста 16 лет. Из этого правила та же статья ТК РФ содержит три исключения‚ когда трудовая правосубъектность возникает в более раннем возрасте при наличии дополнительных условий:

а) с 15 лет несовершеннолетние правомочны самостоятельно заключать трудовой договор в случаях получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения;

б) с 14 лет полномочием заключать трудовой договор наделяются учащиеся с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства для попечительства для выполнения в свободное от учебы время легкого труда‚ не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения;

в) лица до 14 лет могут заключать трудовые договоры только с организациями кинематографии‚ театрами‚ цирками‚ театральными и концертными организациями с согласия одного из родителей (опекуна) и органа опеки и попечительства для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться.

При заключении трудового договора в соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК РФ должны быть соблюдены следующие необходимые условия:

- несовершеннолетний‚ достигший 14-летнего возраста‚ является учащимся;

- предлагаемая ему работа относится к разряду легкого труда‚ не причиняющего вреда здоровью;

- предусмотренная трудовым договором работа выполняется только в свободное от учебы время и не нарушает процесса обучения;

- на заключение трудового договора с несовершеннолетним‚ достигшим 14-летнего возраста‚ получено согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства. Если родители отсутствуют‚ то должно быть получено согласие попечителя и органа опеки и попечительства.

Физические лица приобретают трудовую правосубъектность работника по достижении 14-летнего возраста‚ который является общим условием возникновения у них трудовых прав и обязанностей. Трудовая правосубъектность лиц в возрасте от 14 до 15 лет появляется при наличии согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.

Трудовой договор в одностороннем порядке директор расторгать в указанном порядке не правомочен.

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).

Читайте также: