Что за профессия визуализатор бренда

Обновлено: 17.05.2024

Герой этого выпуска занимается архитектурной 3Д-визуализацией , то есть делает картинки и видео, на которых видно, какой будет новостройка, сквер после благоустройства или кухня после ремонта. Он рассказал, сколько программ потребуется, чтобы правдоподобно изобразить одно небрежно брошенное одеяло, сколько стоит его рабочее место, почему в его профессии важно придумывать истории и трудно ли уйти из архитектуры в видеоигры.

Выбор профессии

В школе я не был силен в математике и физике, но в восьмом классе нужно было определиться со специальностью — и я пошел в физико-математический класс, потому что туда пошли мои лучшие друзья. Классу к десятому что-то в моей голове перевернулось — и я очень быстро стал схватывать геометрию, она стала одним из моих любимых предметов, начал понимать физику. К ЕГЭ мама нашла мне прекрасного репетитора по физике, который смог донести до меня, что это не так сложно, как кажется.

К концу школы я хотел найти профессию на стыке технического образования и творчества. Решил пойти на подготовительные курсы при Московском государственном строительном университете. Это было очень полезно при поступлении: нас учили чертить тушью и рисовать. Я ловил эстетическое удовольствие от больших листов А1, на которых тушью аккуратно вычерчивал планировки зданий. В итоге поступил туда на архитектурный факультет. Вуз сильный, там дают хорошую инженерную базу. Но мне было сложно тянуть инженерные предметы вроде строительной механики, больше нравилось чертить. Со второго курса мы работали в программах Archicad и Sketchup, и они меня сразу зацепили.

После университета устроился в архитектурное бюро на позицию архитектора. Место подвернулось случайно: друг посоветовал. Составил резюме, пришел на собеседование, немного приврал о своих способностях. Зато вечерами после работы много читал и изучал, чтобы оправдать себя. Первое время просто чертил планировки и ездил на стройку с ведущим архитектором, чтобы смотреть, как все это работает в реальности. Поначалу зарабатывал 20 000 Р , но уже через три месяца закончился испытательный срок, я кое-чему научился — выезжал на обмеры зданий, чертил сложные элементы — и зарплата поднялась до 35 000 Р в месяц.

была зарплата на первой работе на должности архитектора

У визуализаторов учебные проекты вполне подходят для первого портфолио. Полезно сделать какой-нибудь вольный проект. Достаточно добавить в портфолио 5—6 работ — и можно искать вакансии, приходить на собеседования с распечатанным альбомом, показывать, что умеешь. Еще могут попросить выполнить тестовое задание, чтобы оценить скорость работы. Или пригласить на один оплачиваемый день в офисе, чтобы посмотреть, как человек работает.

Я устроился в архитектурное бюро, где искали визуализатора. Я только начинал заниматься графикой, поэтому мне предложили такую же зарплату — 35 000 Р в месяц. Проработав год, я еще раз сменил место работы, потому что навык рос, а зарплату компания повышать не хотела. Устроился в небольшое архитектурное бюро, где работали 15 человек, и стал получать 60 000 Р .

Суть профессии

Обычная картинка может стоить от 4 до 10 тысяч рублей в зависимости от сложности. Минутный ролик — 80—120 тысяч , так как там помимо моделирования еще и видеомонтаж. VR, если это просто панорамная картинка, где можно крутить головой, стоя на месте, не сильно дороже простой визуализации: в районе 8—15 тысяч. А вот презентация на игровом движке, где можно еще и погулять по объекту, — это очень дорого.

В визуализации нужно уметь передать атмосферу, настроить зрителя и будущего покупателя на приятные мысли, вызвать интерес. Нужно делать ее реалистичной, неотличимой от фотографии — в этом и заключается мастерство 3Д-визуализатора.

Люди любят не просто картинку очередного жилого комплекса, а историю. Утро, открытое кафе, официант вытирает столы. Где-нибудь сбоку машина подъезжает к пешеходному переходу, по которому идет мама с дочкой и собакой. Ветер гонит по дороге цветные листья. Все это можно аккуратно отразить на картинке жилого комплекса, и зритель начнет ассоциировать себя с человеком, пьющим кофе с утра у себя во дворе, или представит, как он мог бы прогуляться с семьей по набережной, которую мы изобразили.

Атмосферу можно создавать не только через людей, но и через текстуры покрытий. Например, если мы делаем скейт-парк , то лучше добавить потертости и полосы от скейтов на бетоне: это значит, что парком пользуются. Умышленные потертости хорошо влияют на реальность картинки, ведь в жизни не бывает идеально ровных плиток или идеально чистых стекол. Еще люди любят маленькие отражения — например лужи, которые поблескивают на солнце, мокрые поверхности во время дождя, фары автомобилей, отражения неба в окнах. Все это мелочи, которые заметны не сразу, но вызывают положительные эмоции.

Визуализация для конкурсного проекта реновации в Новых Черемушках. Мы с другом делали этот проект в начале 2018 года: он занимался архитектурной частью, а я — 3Д. Призовых мест не заняли, но получили награду за лучшее применение BIM-решения, то есть моделирование зданий

Большим плюсом тут стало мое увлечение фотографией. Когда фотографируешь — учишься выбирать удачное положение света, композицию и правильно передавать настроение.

Процесс работы

Самое прекрасное в работе визуализатора — наслаждение от процесса создания графики. Иногда у заказчика на руках есть только планы, и тогда все модели нужно сделать с нуля. Или заказчик сам сделал модель, но не визуализировал: например, он не умеет правильно накладывать текстуры на геометрию, работать со светом или рендер-движком. Мне обычно удобнее все делать самому: когда дают готовую модель, выскакивает много косяков, которые приходится исправлять.

Сначала мне нужно посмотреть проект, обсудить, что именно мы хотим показать, какие материалы отделки, в каком разрешении должна быть финальная картинка или в каком формате видеоролик. Потом я моделирую виртуальные сцены, где с помощью мыши, клавиатуры и модификаторов в 3ds Max — это инструменты для работы с геометрией — создаю модели будущего здания, ландшафта или объектов без текстур и материалов, но с выставленным ракурсом.

Если все хорошо и заказчику нравится, делаю больше деталей и показываю еще раз. Дальше идет стадия текстурирования — когда визуализатор создает материал, который будет лежать на поверхностях. Например, потрескавшаяся краска, бетон, мокрый асфальт. Материалы настраиваются так, чтобы быть похожими на физические аналоги, а рендер-движок затем будет просчитывать свет, отражения, фактуру и другие особенности материала, основываясь на том, как они выглядят в реальном мире.

Когда сцена готова, настраивается виртуальная камера, которая по характеристикам и принципу действия не отличается от реальных фотоаппаратов. На ней тоже есть настройки ISO, диафрагмы, скорости затвора, глубины резкости, точки перспективы. Я жму на кнопку запуска процесса рендеринга, жду от нескольких минут до нескольких часов — и картинка готова. Чтобы сделать видео, рендерится много картинок, из которых создается видеоряд.

Оборудование и софт

и больше стоит рабочий компьютер

Рабочий день

Я не привязан к офису. Приезжаю туда либо когда мне тяжело работать дома, либо на обсуждение важных моментов с коллективом — обычно это какие-то вводные данные о проекте. В среднем работаю из дома примерно 2—3 дня в неделю.

Как-то вечером после работы захотел сделать две простенькие визуализации: Тойота Супра A70 и Делореан DMC-12

При этом я, конечно, не забываю проводить время с семьей и друзьями, посещать бары, кататься на велосипеде, ходить в водные походы или путешествовать в другие города на выходные. Еще учу английский язык.

Подработки

В 2018—2019 годах у меня было очень много подработок: тогда я работал за 35 000 Р в месяц и денег не хватало. Но это принесло плоды: благодаря такому количеству практики навык сильно прокачался.

Заказы искал через друзей и их друзей. Писал всем подряд, просил узнать, не нужна ли кому-нибудь визуализация. Брался за все: квартиру визуализировать, с дипломом помочь. Или, например, кто-то делает проект магазина и готов разделить задачи. Поначалу было сложно, но постепенно заработало сарафанное радио.

Сейчас подработки беру в зависимости от загруженности и желания: эту работу я делаю по вечерам и ночам — на сон у меня остается 3—4 часа.

За подработки получаю от 10 000 до 40 000 Р , зависит от объема задач и времени, которое я потрачу. Если нужно сделать 2—3 картинки какого-нибудь сквера и я понимаю, что сделаю за неделю по вечерам после работы, — попрошу 10 000 Р . Если же заказ на 8—10 разных видов большого объекта, где нужно много времени на проработку каждого кадра, то попрошу 40 000 Р и буду делать его примерно месяц. Это либо средняя цена, либо чуть ниже средней по рынку.

Доходы и расходы

Насколько я знаю, средняя зарплата визуализатора в Москве — 80 000 Р . Конечно, все зависит от талантов: кто-то может создавать невероятно красивые картинки и зарабатывать на этом 200 000 Р в месяц. Во-первых , берется в расчет реалистичность картинки: если ее на глаз не отличить от фотографии — это высокий уровень. Во-вторых , атмосфера. Это как у художников: у каждого свой стиль в передаче настроения — а стиль стоит дорого, если он всем нравится. В-третьих , скорость. Когда у человека десять лет опыта, у него многое получается почти автоматически. Если визуализатор может очень быстро сделать качественную картинку — это высоко ценится. В-четвертых , репутация. Все визуализаторы и художники собирают портфолио на Behance или Artstation. И тут можно поиграть со стоимостью своих услуг, если есть прокачанный профиль или известные работы.

Я зарабатываю 60 000 Р на основной работе и получаю ежемесячную пенсию по инвалидности в размере 20 000 Р . Если есть подработки, могу за месяц заработать и 120 000 Р . Свою зарплату считаю адекватной способностям. Я всего лишь два года в этой сфере, и у меня пока не получается фотореалистичное качество. Уверен, что еще полгода-год упорной работы — и я смогу достигнуть хороших результатов.

Каждый месяц я стараюсь откладывать примерно 45% от своих доходов. Если месяц вышел без подработок, то откладываю 35 000 Р , часть из которых инвестирую, часть храню в валюте, а часть оставляю в рублях. По 15 000 Р мы с женой переводим на семейный счет, где копим на ремонт или отпуск. Остается 30 тысяч на еду, коммуналку и все остальное.

Семейные деньги распределили так: я оплачиваю свой кредит, коммуналку, домашний интернет, подписки и половину еды, а жена — вторую половину еды, развлечения и покупки типа одежды.

Я пользуюсь разными накопительными картами продуктовых магазинов и кэшбэком с дебетовой карты. Стараюсь делать больше покупок в тех сферах, где действует повышенный кэшбэк в этом месяце. В среднем 700—800 Р на кэшбэке получается точно, иногда больше. Например, на новогодние праздники мы с женой и друзьями ездили в Финляндию, а потом закупали стройматериалы для ремонта — и мне в виде кэшбэка вернулось тысячи три или четыре.

Финансовая цель

У меня нет и никогда не было машины, но я большой фанат автомобилей. Глобальная мечта — купить большой американский пикап. Но я считал стоимость обслуживания и понял, что сейчас мне даже автомобиль экономкласса не по карману. Читал и слышал, что даже на него нужно порядка 250 тысяч в год на обслуживание, страховки, налоги.

Меня увлекли инвестиционные инструменты, за последние полгода смог получить прибыль 18% годовых. Так постепенно коплю финансовую подушку. Часть денег со сбережений пойдет на вторую мечту: открыть небольшую студию по разработке видеоигр.

Будущее

Я решил развиваться в сторону разработки видеоигр и сейчас занимаюсь на курсах. Взял кредит на обучение — 85 000 Р , буду два года выплачивать по 3500 Р в месяц. Плюс прохожу вводный бесплатный курс. Учиться несложно, так как бэкграунд у меня есть. Я пошел на курсы в основном из-за того , что стало лень тратить кучу времени на поиск разрозненной и неструктурированной информации в интернете. Хочется, чтобы меня научили делать хорошие модели конкретно для игр и кино.

Это как с программированием: все языки там — это просто синтаксис, который нужно выучить, а логика везде примерно одинаковая. Так же и здесь: программы и логика работы одинаковые, но направление немного другое. Например, чтобы сделать модель персонажа, нужно учиться скульптуре. Поскольку я уже знаю, как работает построение в программах, процесс обучения идет очень быстро.

Программированию тоже учусь, чтобы не только делать модели, но и собирать все вместе на игровом движке, заставлять героя двигаться, взаимодействовать с миром. Я всегда думал, что программирование — это очень сложно и не для меня, но вот спустя семь месяцев обучения у меня начинает получаться. Мы с друзьями уже сделали прототип мобильной игры в 2Д, где человечек прыгает по платформам и нужно удержаться на них, при этом еще и уворачиваясь от врагов. Это тестовая игра, чтобы попробовать свои силы.

Доход в видеоиграх больше, чем в архитектурной сфере. Если заниматься только моделированием, то Junior 3D Artist — опыт работы до года — может зарабатывать около 40 000—60 000 Р , Middle 3D Artist — опыт 2—4 года — 80 000—100 000 Р . Senior 3D Artist — опыт работы около 6 лет — может получать 120 000—150 000 Р . А если быть еще программистом, который пишет скрипты в игровом движке, то при опыте работы около 5 лет можно получать и 200 000—280 000 Р в месяц.

Читайте также: